Чем отличается новая система заданий от традиционно используемых в отечественной школе

Обновлено: 04.07.2024

Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Чем отличается новая система заданий от традиционно используемых в отечественной школе?

По каждому направлению функциональной грамотности разрабатываемые задания объединены в тематические блоки, составляющие основу инструментария (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей.

Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) и приобретают как новые знания, так и функциональные навыки. Предложенные ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни, наиболее близкими к личному миру учащихся и вызывающими у них интерес. Предложенные ситуации также связаны с профессиональной деятельностью, повседневной жизнью местного общества, проблемами окружающей среды. Могут быть предложены и ситуации, связанные с наукой.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся

Programme for International Student Assessment

Что мы знаем о финансовой грамотности

Содержание понятия финансовая грамотность включает:

  • деньги и денежные операции;
  • планирование и управление финансами;
  • риски и вознаграждения;
  • финансовая среда (отдельные вопросы из области финансов).

Что мы знаем о математической грамотности

Содержание понятия финансовая грамотность включает:

  • изменение и зависимости – задания, связанные с математическим описанием зависимости между переменными в различных процессах, т.е. с алгебраическим материалом; – пространство и форма
  • задания, относящиеся к пространственным и плоским геометрическим формам и отношениям, т.е. к геометрическому материалу;
  • количество – задания, связанные с числами и отношениями между ними, в программах по математике этот материал чаще всего относится к курсу арифметики; – неопределённость и данные
  • задания охватывают вероятностные и статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности.

Что мы знаем о читательской грамотности


До 2024 года в целях осуществления прорывного научно-технического и социально-экономического развития страны планируется обеспечение вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира, в том числе обеспечение темпов экономического роста выше мировых. Правительству Российской Федерации поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Какие новые направления работы реализуются профессиональным сообществом?

Конкурентоспособность образования определяется в первую очередь не местом, которое страна занимает в рейтинге международных сравнительных исследований, подобных исследованиям PISA, TIMSS или PIRLS. Она определяется качеством и доступностью образования. Конкурентоспособность страны – это способность выдержать конкуренцию в овладении новыми технологиями, способность граждан адаптироваться к изменяющимся условиям обучения, труда и жизни.

Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA (концептуальных рамок, заданий и результатов их выполнения российскими учащимися). При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Чем отличается новая система заданий от традиционно используемых в отечественной школе?

По каждому направлению функциональной грамотности разрабатываемые задания объединены в тематические блоки, составляющие основу инструментария (так же, как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что, двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) и приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

Предложенные ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни, наиболее близкими к личному миру учащихся и вызывающими у них интерес. Предложенные ситуации также связаны с профессиональной деятельностью, повседневной жизнью местного общества, проблемами окружающей среды. Могут быть предложены и ситуации, связанные с наукой.

При отборе ситуаций, например, по направлению финансовой грамотности ставится задача использовать социальный опыт учащихся разного возраста. В большинстве случаев, главные герои заданий – сверстники учеников, которые столкнулись с необходимостью принять определенные решения, или семья, которая решает проблему, знакомую большинству из учащихся.

Наличие контекста задания является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Ведь функциональная грамотность и предполагает способность применить знания в реальной ситуации, а не в привычной учебной. Именно наличие контекста, в который помещена проблемная ситуация, дает ответ на вопрос, зачем может понадобиться то или иное знание. Задания (задачи) вне контекста очень часто не мотивируют учащихся прикладывать усилия для их выполнения.

Какие результаты уже получены в проекте к началу учебного года?

В рамках первого этапа проекта разработана система заданий для учащихся 5 и 7 классов, включающая различные ситуации из реальной жизни (132 комплексных ситуаций и множественных текстов и 513 отдельных заданий к предложенным ситуациям и текстам). Разработанные задания прошли апробацию в 24 регионах Российской Федерации. В апробации приняли участие 10 656 учащихся 5 и 10 140 учащихся 7 классов, более 520 учителей из 344 образовательных организаций, более 50 специалистов из региональных и муниципальных органов управления образованием.

К проведению апробации инструментария и технологии мониторинга формирования функциональной грамотности был проявлен высокий интерес со стороны педагогов и учащихся, а также методических служб и специалистов центров оценки качества образования.

В настоящее время подводятся итоги апробации. После доработки по результатам апробации часть заданий будет открыта для использования в учебном процессе и повышения квалификации учителей, часть заданий будет использоваться для дальнейших работ по мониторингу системы образования.

TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study); оценивается освоения основ математики и естественнонаучных предметов учащимися 4 и 8 классов и профильных курсов по математике и физики учащимися 11 классов. Организовано Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений (IEA – International Association for the Evaluation of Educational Achievement).

Нажмите, чтобы узнать подробности

По каждому направлению функциональной грамотности разрабатываемые задания объединены в тематические блоки, составляющие основу инструментария (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) и приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

Предложенные ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни, наиболее близкими к личному миру учащихся и вызывающими у них интерес. Предложенные ситуации также связаны с профессиональной деятельностью, повседневной жизнью местного общества, проблемами окружающей среды. Могут быть предложены и ситуации, связанные с наукой.

Наличие контекста задания является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Ведь функциональная грамотность и предполагает способность применить знания в реальной ситуации, а не в привычной учебной. Именно наличие контекста, в который помещена проблемная ситуация, дает ответ на вопрос, зачем может понадобиться то или иное знание. Задания (задачи) вне контекста очень часто не мотивируют учащихся прикладывать усилия для их выполнения.

Задания для оценки и формирования функциональной грамотности Составить учителю самостоятельно Взять готовые из источников Редактировать, изменить задания, которые предлагает программа, учебник http://skiv.instrao.ru http://www.centeroko.ru

Задания для оценки и формирования функциональной грамотности

  • Составить учителю самостоятельно
  • Взять готовые из источников
  • Редактировать, изменить задания, которые предлагает программа, учебник

Глобальные компетенции

Креативное мышление

Финансовая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Читательская грамотность

Математическая грамотность

  • направлено на формирование умения применять в жизни знания, полученные в школе
  • предлагает обучающие и тренировочные задания, основанные на реальных жизненных ситуациях
  • рассчитано на обучающихся 10—13 лет
  • содержит развернутые описания особенностей оценки заданий и рекомендации по их использованию
  • содержит комплекс задач для самостоятельного или коллективного выполнения
  • приводятся комментарии, предполагаемые ответы и критерии оценивания

Индивидуализация процесса обучения с учётом уровней сформированности функциональной грамотности учащихся Работа с учащимися, не достигшими порогового уровня сформированности функциональной грамотности; Работа с учащимися, хорошо подготовленными к продолжению образования; Работа с учащимися, продемонстрировавшими высокий уровень способности решать сложные задачи. Дополнительные занятия Система дополнительных заданий на уроке Наставничество сильных учащихся Система дополнительных заданий на уроке Курсы внеурочной деятельности Участие в проектной деятельности Участие в исследовательской деятельности Система дополнительных заданий на уроке Курсы внеурочной деятельности Участие в проектной и исследовательской деятельности Участие в олимпиадном движении

Индивидуализация процесса обучения с учётом уровней сформированности функциональной грамотности учащихся

  • Работа с учащимися, не достигшими порогового уровня сформированности функциональной грамотности;
  • Работа с учащимися, хорошо подготовленными к продолжению образования;
  • Работа с учащимися, продемонстрировавшими высокий уровень способности решать сложные задачи.

Система дополнительных заданий на уроке

Наставничество сильных учащихся

Система дополнительных заданий на уроке

Курсы внеурочной деятельности

Участие в проектной деятельности

Участие в исследовательской деятельности

Система дополнительных заданий на уроке

Курсы внеурочной деятельности

Участие в проектной и исследовательской деятельности

Участие в олимпиадном движении

Задания для формирования математической грамотности на уроках

Пример задания

2) В коробке 5 рядов по 4 конфеты в каждом. Сколько всего конфет в коробке?

3) У меня завтра день рождения, будет 15 человек. Хватит ли одной коробки конфет, если в ней 5 рядов по 4 конфеты в каждом? Подтвердите свой ответ вычислениями.

Формирование математической грамотности на уроках математики

Сравните числа: 642 и 624 В одном магазине книга стоит 642 рубля, а в другом 624 рубля. В каком магазине выгоднее купить книгу? Почему?

  • № 143 (дидактические материалы, 6 класс, Мерзляк А.Г)

5) Вася утверждает, что каждый день продавали не менее 50 ручек. Прав ли Вася?

Финансовая грамотность включает:

  • знание и понимание финансовых продуктов
  • понимание финансовых понятий
  • понимание финансовых рисков
  • навыки, мотивацию и уверенность в применении данного знания и понимания
  • способность принимать эффективные решения в различных финансовых ситуациях, направленные на рост финансового благополучия личности и общества.

Особенности:

Акцент на повседневные ситуации решения собственных и домашних (семейных) финансовых вопросов

Выражаются в способности

  • критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях;
  • осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды;
  • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе ценностей устойчивого развития и разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству

Особенности :

Какие аспекты содержания проверяются?

Знания глобальных проблем

  • Изменение климата.
  • Мировой океан, вода.
  • Демографическая проблема.
  • Продовольственная проблема.
  • Миграция и беженцы.
  • Энергетическая и сырьевая проблемы.
  • Гендерное равенство.
  • Здравоохранение, питание.
  • Права человека, образование.
  • Инновации в сфере данных для целей развития (информационные технологии).

Межкультурные знания

Пример задания. Не выбрасывайте продукты

Выберите все верные ответы

Фрукты, овощи, орехи относятся к продуктам здорового питания

Во многих кафе в конце дня остатки еды учитывают и отправляют на помойку

В магазинах используют одноразовые пакеты для упаковки продуктов. А что будет с пакетами потом – мало кто задумывается

Физическая нагрузка в сочетании со здоровым питанием лежит в основе хорошего здоровья

Точные прогнозы погоды помогают фермерам выращивать хорошие урожаи

Во многих странах семьи выбрасывают около четверти купленных в магазине продуктов

2. Георгий предложил своей семье вести хозяйство так, чтобы не выбрасывать продукты и еду. На семейном совете они обсудили это с родителями и младшим братом.

Какие из перечисленных действий помогут семье Георгия использовать, а не выбрасывать продукты?

Креативное мышление - это способность продуктивно участвовать в процессе выработки , оценки и совершенствовании идей , направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных и т.п.) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных и т.п.) решений , и/или нового знания , и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.

  • Творческое мышление ― основа для появления нового знания, инновационных идей; привычка мыслить креативно всё заметнее влияет на общественное и духовное развитие , на развитие производства.
  • Привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося.
  • Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования.
  • Участие в международном исследовании может способствовать позитивным изменениям практики обучения и образовательной политики.

Выдвижение креативных идей

Уточнение и совершенствование идей

Суть задания:

Используя доступные инструменты для рисования, создайте не менее 2-х различных рисунков, поясняющих смысл выражения

a + b = c.

Вы можете добавить к рисунку пояснение.

Свыше 70% детей либо не дают ответа , либо дают ответы произвольные или формальные . Например:

Я изобразила что все страны должны жить дружно и помогать друг другу.

a - это маленький глаз с ресничкой вниз,

b - это большой глаз с ресничкой вверх,

равно- это шея,

a с - это плечи

А+В=С. это формула вычисления суммы двух слагаемых

от перестановки слага-емых сумма не меняется

что а плюс б получится совершенно другое число

Конкретизация смысла абстрактного выражения. Ответы дают около 25%. Наиболее часто встречаются ответы типа:

Перспективный неверный ответ

Около 5% дают два разных ответа:

при сложении двух половинок яблок образуется одно целое яблоко

1 мальчик+девочка=мальчик девочка.

2прямоугольник +треугольник= прямотреугольник

На данном рисунке изображены треугольники, так как по условию даны 3 стороны

Примеры заданий: решение социальных проблем

Примеры заданий: решение социальных проблем

Что нужно обязательно сохранить?

Ответ учащегося: сохранить всех учителей так как они самые лучшие

Ответ учащегося: И поваров

Ответ учащегося: Перемены

Ответ учащегося: Я бы хотел чтобы наша школа не изменила своих традиций.

Ответ учащегося: Я бы хотел чтобы в нашей школе остались те же самые учителя.

Ответ учащегося: обязательно надо сохранить учитель,которые умеют обьяснять свой урок!

Ответ учащегося: мне нравится то,что нам дают хорошие и силные знания!

В школе будущего я бы обязательно сохранил учителей (особеннно справедливых, добрым и с хорошим чувством юмора) ведь в данный момент люди выходят из школ хотябы с какими то знаниями, а в будущем я не смогу представить что бы было.

Что нужно обязательно изменить?

все дети должны ходить в школьной форме но выбирать они ее долны сами

сделать фонтан и пруд

сделать ремонт во всех кабинетах столовой и коридорах

дети по школе не носились как оголделые

надо изменить учебники на планшеты как в америке!

когда мы ходим в школу то нам за это бы плотили

Прим. Один на 400 работ

Некоторые уроки должны проводится на улице.(для избежания близорукости и что бы хотя бы ученик находился 10-20 минут на улице,ведь так лучше усваивается информация.)

Я думаю что в школе будущего обязательно надо поменять ужасные туалеты на нормальные!

мне не нравится манная каша в школьной столовой!

учится отдельно от мальчиков.Они мешают работать

Какой будет школа в будущем?

Изучение языка животных

будут новые учебник например галограммы

Можно приходить с домашними питомцами

Можно добавить предмет-по играм

Ученики будут долго находиться в школе.

Если ученики будут вести себя хорошо, то их могут отпустить домой.

ученики и учителя передут на видеообразование

Домашнюю работу задовать не будут .

добрые учителя но если ученик будет этим пользоватся то его переводили на домашнее образование

Галлограммы будут преподавать для людей с ограничеными возможностями.

вместо учебников-комьпьютеры аргументирую это тем что таскать ПОЧТИ каждый день по 2кг бумаги не особо хочеться

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Выступление.docx

Отличительные особенности стандартов нового поколения (ФГОС ) НОО от традиционной системы обучения (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ 31.03.2014 ГОДА)

Слайд 3.

Особенностью содержания современного нач.образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование УУД, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Слайд 4.

Отличия от традиционной концепции

Больше разнообразных видов деятельности, включающих все предметы в широкий общеучебный и жизненный контекст

(компетентностный подход)

Меньше готовых знаний (заучивание правил, формул и таблиц наизусть),

тренировки навыков(доведение навыков до автоматизма)

Слайд 5.

Усвоение детьми понятий на другом качественном уровне:

было : я выучил и поэтому знаю;

стало : я знаю не все, но я знаю,

как это можно вычислить

или где это можно узнать.

Слайды 6-7.

1) Большинство заданий построены с акцентом на практическую и самостоятельную деятельность учащихся;

огромное разнообразие творческих заданий, которые помогают овладевать основами логического и алгоритмического мышления;

во всех учебниках включены странички для любознательных, на которых дети узнают много нового дополнительного материала по теме.

2) Широко применяется проектный метод.

Проект – это способ организации учебной деятельности,

направленный на решение проблемы и имеющий конкретный результат.

Проект нас научит Проблемы решать, Вместе работать И мир познавать, Вместе учиться, трудиться, искать, Что-то полезное людям создать, Чтобы сказать: «Я могу! Я умею! Я в своих силах теперь уверен!

Слайд 11-12.

3) Внимание уделено самостоятельной оценочной деятельности учащихся. На страницах учебника введены смайлики, которые помогают ученику оценить себя.

Слайд 13-14.

Конец учебного года - самое подходящее время подытожить образовательные достижения учащихся, оценить накопленный ими опыт участия в праздниках, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.

4. Портфолио - альтернативный способ оценивания результатов обучения.

В современной школе портфолио становится одной из форм оценивания образовательных результатов учащихся по разным видам деятельности: учебной, творческой, социальной.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

Положение о Портфолио

В 2009-2010 г.г. , работая в 1-а классе, стала создавать портфолио ученика начальной школы. Хочу сказать, что это очень трудоемкая работа, требующая немалого времени. Но детям интересно видеть плоды своего труда. Так как это начальная школа, все страницы очень красочные, яркие, иллюстрированные. Некоторые страницы заполняются родителями.

Портфолио, которое мы ведем, прозрачно, доступно всем. Иногда дети берут домой, чтобы показать родителям, друзьям, родственникам свои достижения.

А к концу 4 класса у каждого ребенка накоплен богатый материал всех достижений с 1-го по 4-ый класс.

5).Организация внеурочной деятельности (образовательной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно-урочной, и направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образ. позволяет решить еще целый ряд очень важных задач: оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Слайд 15.

По каким бы стандартам ни учился ребенок, наши любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.

Слайд 16.

Портрет выпускника начальной школы.

Слайды 17-18.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.

Вопрос 2. Чем отличается новая система заданий от традиционно используемых в отечественной школе?

Ответ: По каждому направлению функциональной грамотности разрабатываемые задания объединены в тематические блоки, составляющие основу инструментария (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что, двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) и приобретают как новые знания, так и функциональные навыки. Предложенные ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни, наиболее близкими к личному миру учащихся и вызывающими у них интерес. Предложенные ситуации также связаны с профессиональной деятельностью, повседневной жизнью местного общества, проблемами окружающей среды. Могут быть предложены и ситуации, связанные с наукой. При отборе ситуаций, например, по направлению финансовой грамотности ставится задача использовать социальный опыт учащихся разного возраста. В большинстве случаев, главные герои заданий - сверстники учеников, которые столкнулись с необходимостью принять определенные решения, или семья, которая решает проблему, знакомую большинству из учащихся. Наличие контекста задания является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Ведь функциональная грамотность и предполагает способность применить знания в реальной ситуации, а не в привычной учебной. Именно наличие контекста, в который помещена проблемная ситуация, дает ответ на вопрос, зачем может понадобиться то или иное знание. Задания (задачи) вне контекста очень часто не мотивируют учащихся прикладывать усилия для их выполнения.

Виноградова Н.Ф.: «Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности, . Ребенок . должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром . ; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, . ; способностью строить социальные отношения . ; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию .

Следовательно, анализ приведенных определений показывает, что основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи, используя при этом определенные знания, умения и компетенции. На практике функциональная грамотность проявляется в действиях учащихся, а оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения учащихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.

Вопрос 4. Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика?

Вопрос 5. Скажите, пожалуйста, где описана методология оценки качества общего образования в образовательных организациях на основе PISA?

Вопрос 6. Поясните, пожалуйста, что понимается под глобальной компетентностью как компонента функциональной грамотности?

Данное выше определение отражает следующие особенности глобальной компетентности: а) динамизм содержания под воздействием постоянно изменяющегося мира; б) осознание взаимосвязи и взаимопроникновения локального и глобального; в) включение в контент глобальной компетенции представлений о межкультурных взаимодействиях; г) деятельностная направленность; д) коммуникативная направленность; е) ценностная основа.

Парадокс формирования глобальной компетентности как базового личностного образования связан с пониманием её открытого, незавершенного состояния. Опосредованно это выражается в постоянной готовности глобально компетентного человека к переработке дополнительной информации, к получению новых знаний о мире и социальных взаимодействиях, под влиянием которых может меняться представление о соотношении глобального и локального, о целевых установках самостоятельной деятельности и коммуникаций. С другой стороны, стабильность глобальной компетентности связана с ее ценностной основой: направленностью на понимание ценности другого, на осознанное ответственное отношение к окружающим.

Вопрос 7. Какие подходы к оцениванию глобальной компетентности учитывают в международном исследовании PISA?

Ответ: В международном исследовании PISA подходы к оцениванию глобальной компетентности учитывают:

- овладение знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества;

- формирование аналитического и критического мышления;

- осознание собственной культурной идентичности и понимание культурного многообразия мира;

- освоение опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия.

Разработчики PISA указывали, что степень овладения данной функциональной грамотностью выражается в способности ученика - критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; - осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на суждения, взгляды и мировоззрение; - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Следовательно, глобальная компетентность проявляется, раскрывается и оценивается в PISA через знание (глобальных проблем) / понимание (межкультурных взаимодействий), умения, ценности и отношения.

Вопрос 8. Какие компоненты включены в проверку сформированности глобальной компетентности в PISA?

Ответ: Проверка сформированности глобальной компетентности в PISA включает два компонента:

а) осознание и понимание глобальных проблем:

  • осведомленность о наиболее значимых глобальных проблемах;
  • понимание взаимосвязей между глобальными проблемами, влияния глобальных проблем на локальные тенденции.

б) осознание и понимание межкультурных различий, взаимопонимание:

  • осознание сходства и различий разных культур;
  • понимание иной точки зрения, осознание факторов, влияющих на выбор той или иной позиции.

а) аналитическое мышление:

  • следование логике;
  • системность рассмотрения проблемы;
  • соблюдение последовательности рассмотрения проблемы;
  • способность интерпретировать смысл элементов текста;
  • способность устанавливать связи и выявлять противоречия при рассмотрении проблемы.

б) критическое мышление:

  • оценка значимости, обоснованности, достоверности информации (текста, источника, утверждения) с позиций внутренней целостности, непротиворечивости объективным данным и личному опыту;
  • осознание связи собственных взглядов с определенными ценностями и культурными традициями, понимание обусловленности взглядов и суждений культурными и иными традициям.

Вопрос 9. Что является основой разработки предметного содержания глобальной компетентности, подлежащего формированию и проверке в национальном мониторинге? Какие классы отобраны и выделены дидактические единицы?

Ответ: Анализ содержательной составляющей глобальной компетентности в международном исследовании PISA и нормативных документов отечественного образования послужил основой разработки предметного содержания глобальной компетентности, подлежащего формированию и проверке в национальном мониторинге.

Для 5-го и 7-го классов были отобраны следующие дидактические единицы:

5 класс: Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отношение к живой природе). Здоровье как ценность. Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентификация с определенной культурой). Права человека как ценность. Семья (аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребенка).

7 класс: Основные причины возникновения глобальных проблем. Человек и природа (аспект: экологический кризис и его причины). Здоровье (аспект: глобальные проблемы и основы здорового образа жизни). Традиции и обычаи (аспект: понимание необходимости межкультурного диалога). Права человека (аспекты: равноправие, противостояние политическому, расовому, гендерному, религиозному и другим видам неравенства). Семья (аспект: роль семьи в жизни общества). Образование как ценность и право.

В соответствии с описанными требованиями были разработаны блоки заданий (так называемые комплексные задания). Каждый блок представлен ситуацией в развитии, и вопросы, и задания, как правило, развивают и дополняют исходный сюжет.

Читайте также: