Социальное проектирование в школе как фактор социализации учащихся

Обновлено: 18.05.2024

Автор: Давлетбаева Гульнара Бухарбаевна
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Автор: Давлетбаева Гульнара Бухарбаевна

Соци альное проектирование как фактор социализации учащихся

Сегодня рынок социальных программ и проектов представляет совокупность существующих и потенциальных проектов, ориентированных на реализацию нужд, потребностей и интересов потребителей: населения, общественных, коммерческих и государственных институтов, заинтересованных в их реализации.

Условием, определяющим необходимость появления на рынке той или иной программы или проекта, является спрос на нее, то есть потребность в данном виде деятельности.

Вторым важным условием разработки проекта является государственный социальный заказ, цель которого – эффективное и экономичное решение социальных проблем с опорой на общественную инициативу, адресность социальных услуг.

Успешность того или иного соцпроекта зависит как от индивидуальной или общественной потребности в организации определенной деятельности, так и от достижения эффекта в социальной сфере и расширения числа людей, получающих пользу от реализации проекта.

Необходимым и достаточным условием конкурентоспособности проекта является сочетание нереализованного спроса на данный вид деятельности и профессиональных, организационно-финансовых возможностей организации/учреждения, реализующих данный проект.

Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.

Проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.

Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

Цель социального проектирования:

- привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества;

- включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования:

- повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации;

- закрепление навыков командной работы;

- совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).

Главное – реальное улучшение социальной ситуации в местном сообществе.

Социальный проект, подготовленный и реализуемый силами школьников, по своей природе – инициативный.

Школьники – инициаторы социального проекта сами:

Выявляют одну из социальных проблем местного сообщества.

Формулируют цели и задачи работы над решением данной проб

Проводят первичную подготовку плана и необходимых материалов для реализации проекта.

а) сами завершают разработку проекта;

б) обращаются в заинтересованные организации с просьбой провести экспертизу и/или поддержать проект;

в) сами реализуют свой проект.

Основные требования к проекту

(по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых резул

ьтатов каждого этапа.

Ограниченность проекта означает, что он содержит:

- этапы и конкретные сроки их реализации;

- четкие и измеряемые задачи;

- конкретные и измеряемые результаты;

- планы и графики выполнения работ;

- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

5. Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

Технология разр аботки социального проекта:

ШАГ №1 . Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время.

ШАГ №2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.

ШАГ №3. Определение целей и задач социального проблема.

ШАГ №4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.

ШАГ №5. Составление детального плана работы.

ШАГ №6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.

ШАГ №7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.

ШАГ №8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.

ШАГ №9. Составления бюджета проекта.

ШАГ №10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.

ШАГ №11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.

ШАГ №12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.

Последовательность шагов №№1-12 – это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих школьников.

Дальнейшие шаги №№ 13-19 – это реализация разработанного проекта силами инициативной группы школьников.

ШАГ №13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.

ШАГ №14. Поиск делового партнера для реализации проекта.

ШАГ №15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.

ШАГ №16. Получение необходимых ресурсов.

ШАГ №17. Проведение плановых мероприятий.

ШАГ №18. Контроль и оценка выполнения плана.

ШАГ №19. корректировка реализации проекта.

Два последних шага №№20, 21 – это подведение итогов работы над социальным проектом.

ШАГ №20. Анализ результатов работы по проекту.

ШАГ №21. Информирование общественности о результатах реализации проекта.

Повышенная социальная активность старшеклассников, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуаци

и в местном сообществе.

Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы школьников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации.

Реальный вклад старшеклассников в изменение социальной ситуации в местном сообществе.

менения в сознании школьников, повышение уровня общей культуры школьников.

наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.

о мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.

- отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп старшеклассников;

- переоценка старшеклассниками своих сил и возможностей проектной группы;

- отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта.

Концепция - описание основного смысла деятельности, не6обходима для получения представления о смысле, миссии и основных направлениях деятельности учреждения.

Концепция позволяет всем сотрудникам и заинтересованным лицам иметь единое, целостное представление об основах содержания деятельности учреждения.

Концепция является ориентиром, с которым сверяется вся логика деятельности учреждения. На ее о

снове строятся все программы и проекты, регламентирующие деятельность.

Программа – описание модели будущей деятельности в целом или по одному/нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определенных результатов в будущем.

- по продолжительности (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);

- по направленности (комплексные, профильные и др.);

- по стратегии (программы развития, деятельности и т.д.).

Являясь документом достаточно стратегическим и объемным, программ не может служить основание для финансирования, так как не приносит быстрого и заметного социального эффекта. Обычно программа служит базой для разработки и осуществления тех или иных проектов.

Проект - описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее улучшению.

Проект, как правило, включает:

Введение (анализ, разъяснение актуальности и новизны по сравнению с аналогами, указание сферы применения, функционального назначения, выявление конкретной, локальной, решаемой проблемы).

Постановка цели деятельности и конкретных, измеряемых и достижимых задач.

аспект (механизм управления, квалификация персонала).

Содержание и механизм реализации (модули, этапы, формы и методы, организационная структура, план конкретн

Нажмите, чтобы узнать подробности

С момента рождения ребенок становится индивидом, но еще не является личностью. Ему предстоит пройти сложный процесс биологического, психического и социального развития, чтобы превратиться в личность. Становление личности происходит при восприятии опыта, ценностных ориентаций данного общества, культуры в целом, что называют социализацией. Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов. Передача происходит не только и не столько на уроках и классных часах, а всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет. Только при взаимном соответствии содержания школьной жизни и выбранных организационных форм можно говорить об осознанном подходе к школе как к институту социализации.

Сегодня, учитывая требования ФГОС, основой воспитательной системы является личностно-ориентированный подход, главной технологией которого есть социальное проектирование. Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу, которая включает самопознание, самоопределение, саморегуляцию, самореализацию.

СЛАЙД 3 Главная воспитательная задача в современной школе - создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса.

СЛАЙД 4 И каким бы ученик не был в учёбе - он яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации. Личность, имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности, проявить многообразие своего Я.

Наша школа с 2009 года работает по социальному проектированию, задолго до внедрения ФГОС.

СЛАЙД 5 Социальное проектирование – это активная форма воспитания, процесс разработки, составления и реализации полезного, социально-значимого проекта, способ выражения учащимися идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению.

СЛАЙД 6 Нам стало понятно, что социальное проектирование способствует формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Это фактор социализации и самореализации.

СЛАЙД 7 Для внедрения технологии социального проектирования в нашей школе сложились объективные и субъективные условия: 1. Динамика преобразований окружающего мира такова, что человек всё чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Навыки исследовательской и проектной работы, приобретенные в школе, помогут выпускнику быть успешным в любых ситуациях. 2. В школе есть условия для внедрения проектного и исследовательского метода в обучение: профессионализм педагогов.

СЛАЙД 8, 9, 10, 11, 12, 13 – ТАБЛИЦЫ

Действительно, сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Именно мы должны формировать основы развития думающей, самостоятельной личности.

Социальный проект является первым знакомством уч-ся с элементами гражданского общества. Он позволяет детям проявить самостоятельность, организаторские способности, умения работать в команде. Работа над проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

СЛАЙДЫ 14, 15,16,17,18,19,20,21,22,23

Для успешной организации проектной деятельности школьников необходимо, чтобы педагог владел определенными умениями.

СЛАЙД 24 Технологией метода проектов свободно владеют 70% классных руководителей нашей школы. Но хочется назвать педагогов, активно использующих технологию социального проектирования в воспитательной работе – Потапова М.Н., Соловьева Л.В., Бакланова Е.А., Воронина Л.М., Хмелевская Л.Е., Скоробач Е.В. Каждый из них реализует по 2 и более проектов в воспитательной деятельности.

Период обучения в начальной школе наиболее благоприятен для формирования активной социальной позиции. Вступив в значимую учебную и внеучебную деятельность, младшие школьники начинают ощущать себя более взрослыми, стремятся соответствовать ожиданиям окружающих, проявлять себя во “взрослых” видах деятельности. Они проявляют интерес к общественной деятельности, стремятся выполнять разнообразные общественные поручения. Любознательность, стремление утвердиться в глазах взрослых и сверстников способствуют формированию у них социальной активности. Именно поэтому в начальной школе широко используется социальное проектирование.

СЛАЙДЫ 26 – 32

Итак, мы считаем, что социальное проектирование – это шаг вперед, раскрывающий положительные стороны воспитания:

СЛАЙД 33 Во-первых, социальное проектирование - это самостоятельный выбор той деятельности, которая больше всего соответствует интересам и способностям самого ребенка.

СЛАЙД 34 В-третьих, это коллективная работа над большим и важным делом, которая формирует важные социальные навыки, крайне необходимые сегодня для трудовой деятельности в производственных коллективах

В-четвертых, социальный проект, осуществляемый по собственному выбору школьника, является настоящей школой жизни, так как участники проектирования получают неоценимый опыт выбора и привыкают нести за него ответственность. И, разумеется, это действенная проверка собственных способностей и возможность скорректировать жизненные планы.

Таким образом, мы считаем, что с помощью социального проектирования школа решает очень важную задачу: воспитывает не просто образованных, но еще и нравственных, активных, мобильных, предприимчивых людей, которые способны договариваться о сотрудничестве, отвечать за себя и свой коллектив. Работа над социальным проектом позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, открывает новые возможности. Каждый учащийся может получить за время обучения в школе определенный социальный опыт, примерить на себя социальные роли, чтобы чувствовать себя в дальнейшей жизни комфортно и уверенно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обсуждая на методическом
совете школы те вопросы, которые заслуживают внимания для рассмотрения
их методическими объединениями школы, педагогическим советом, мы пришли
к выводу, что проблема внедрения социальных проектов в обучение –
актуальна и важна для рассмотрения. Это подтвердили и результаты
анкеты, проведенной накануне педсовета.

А. Сухомлинский:
«Проблема творчества – один из участков педагогической целины

Обсуждая на методическом
совете школы те вопросы, которые заслуживают внимания для рассмотрения
их методическими объединениями школы, педагогическим советом, мы пришли
к выводу, что проблема внедрения социальных проектов в обучение –
актуальна и важна для рассмотрения. Это подтвердили и результаты
анкеты, проведенной накануне педсовета.

А. Сухомлинский:
«Проблема творчества – один из участков педагогической целины

Условия формирования творчески мыслящей личности, отличающейся
мобильностью, инициативностью, конструктивностью, способной к
самостоятельному принятию решений, обладающей развитым чувством
ответственности за свою судьбу и судьбу страны. Королева И.Б.
2. Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время. Шекурина Н.Г.
3. Психолог рекомендует. Лобочкина Е.Н.

1. Динамика преобразований окружающего мира такова, что человек всё
чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не
работают. Навыки исследовательской и проектной работы, приобретенные в
школе, помогут выпускнику быть успешным в любых ситуациях.

2.
Высшее образование испытывает потребность в абитуриентах, способных к
самостоятельной проектной деятельности, которые будут развивать
отечественную науку. Вузы страны организуют университетские классы, где
ведется отбор талантливой молодежи. Как правило, это те учащиеся,
которые много времени посвящают самообразованию, чей уровень знания
предметов выходит за пределы школьной программы.

3.
Государственная политика в области образования нацелена на поддержание
инновационных программ, реализуемых школой. Заявлено о поддержке
одаренных, мотивированных детей, школ, внедряющих инновационные
программы и передовые технологии, о предоставлении грандов школам для
реализации проектов.

4. В последние годы вновь наблюдается
массовое увлечение школьников исследованиями и возобновление в связи с
этим деятельности научных обществ, их популяризация среди учащихся. Об
этом свидетельствуют многочисленные публикации в печати практических
материалов из опыта работы всевозможных творческих объединений учащихся
и, как подведение итогов их деятельности, проведение ежегодных
конкурсов, конференций различного уровня и профиля по защите
исследовательских работ учащимися (победители наиболее престижных из
них принимаются в некоторые вузы без экзаменов).

5. В нашем
районе действуют научные общества учащихся, ежегодно организуются
конкурсы научно-исследовательских работ, лучшие из которых выходят на
общероссийский уровень. С каждым годом увеличивается число секций, на
которых может быть представлена исследовательская работа учащихся.

6. Однако, наша школа представляет либо немногочисленные работы, либо
не соответствующие требованиям, предъявляемым к учебному исследованию.

7. Проектная деятельность учащихся не носит системного характера.
Представляемые на научные-практические конференции работы учащихся –
результат только подвижничества отдельных учителей.

8.
Рейтинговая карта ОУ показывает, что перед школой ещё стоит задача
войти в число ведущих ОУ, серьезно и широко заявивших о себе на
олимпиадах, конкурсах, в проектах районного, городского и областного
уровнях (зачитать приложения из рейтинговой карты).

9. Вместе с
тем в школе есть условия для внедрения проектного и исследовательского
метода в обучение: профессионализм педагогов.

Среди форм организации
практической деятельности учащихся в контексте компетентностного
образования существенное место принадлежит технологиям
компетентностно-ориентированного обучения, среди которых выделим
технологию социального проектирования. Её позитивной чертой является
универсальность, так как деятельность уч-ся может реализовываться как в
рамках учебного процесса, так и во внеклассной работе.
Социальные
проекты дают возможность уч-ся связать теоретические знания и
практические умения через вовлечение в реальную общественную жизнь,
которую можно сделать лучше собственными усилиями. Социальный проект
является первым знакомством уч-ся с элементами гражданского общества.
Он имеет минимальные ресурсные затраты, и вместе с тем позволяет детям
проявить самостоятельность, организаторские способности, умения
работать в команде.
Работа над социальным проектом проходит 8 стадий:
1. подготовка уч-ся к работе над проектом.
2. выбор проблемы.
3. сбор и анализ информации (исследование проблемы).
4. реализация плана действий.
5. Составление портфолио,
6. Презентация.
7. Рефлексия.
На первой стадии в ходе беседы с учащимися актуализиру¬ются их знания о
структуре органов государственной и местной власти, проводится анализ
ситуации, рассматриваются вопросы влияния общественности на политику
администрации (городской, районной).
На второй стадии, перебирая
актуальные проблемы местного сообщества, учащиеся делают выбор
проблемы, решение которой они будут искать в процессе выполнения
проекта.
На третьей стадии главной задачей выступает сбор
исчерпывающей информации. В силу того что она может быть
разноуровневой, целесообразно разделить коллектив на группы, каждая из
которых будет собирать информацию из определенного источника: из СМИ,
сайтов Интернета, библиотек, органов законодательной и исполнительной
власти.
Четвертый этап проводится для обработки и систематизации
полученного материала. Учащиеся под руководством координатора проекта
компонуют все материалы по разделам:
- актуальность и важность данной проблемы;
- информация о различных подходах к ее решению;
- программа действий, разработанная данной командой;
- разработка варианта реализации своей программы.
Пятая стадия предполагает, что учащиеся сделают попытку реализовать на
практике полностью или частично свой вариант решения выбранной
проблемы.
На шестой стадии учащиеся готовят портфолио, для чего
группируют весь материал в два блока: демонстрационный и
документальный. Демонстрационный блок - это раздвижные стенды или
компьютерная презентация с фотографиями, рисунками, плакатами и
схемами, отражающими ход работы над проектом. Документальный блок дает
обзор информационных ресурсов исследуемой проблемы: выдержки из
нормативных документов, данные социологических опросов, резюме
материалов СМИ, результаты запросов в официальные органы, комментарии
экспертов. Далее описывается ход действий по реализации проекта.
Седьмая стадия - это публичная презентация проекта, которая предусматривает 4 главных цели:
- представить аудитории информацию о важности проблемы;
— объяснить и оценить альтернативные пути решения проблемы;
- объяснить эффективность выбранной формы решения проблемы;
— показать результативность своей работы.

Главная задача восьмой стадии - анализ самими учащимися стадий
подготовки проекта и его представления. При таком подходе изменяется и
роль самого учителя в учебно-воспитательном процессе. Из носителя
информации, сообщающего ученикам то, что они должны знать, пассивно
усвоив, учитель превращается в организатора деятельности,
консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию
необходимых знании и информации из различных (может, и нетрадиционных)
источников. Учителю придется сдерживать себя в желании первым
высказать свое мнение (это может подавить инициативу ученика),
преодолевать инертность и пассивность учеников в некоторых ситуациях:
прежде чем излагать содержание изучаемой темы, поинтересоваться, что
знают об этом ученики.
Работа над учебным проектом помогает
выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми переживать
вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной
принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Специфика проекта как формы учебной и воспитательной деятельности:

Цельная
работа Сложная
работа Реальная практическая деятельность Работа с первичной информацией Активное использование
Работу нельзя закончить, остановиться посредине, оценивается конечный
результат, т. е. новое знание или опыт Разные виды деятельности:
-составление плана;
-работа с информацией;
-работа с людьми;
-анализ материалов;
-составление рекомендаций Практика является системообразующим
компонентом. Информация не существует до работы, получив её, учащийся
реально учится делать умозаключения Игровой компонент помогает усилить
мотивацию и увеличить количество обрабатываемой информации
Центральный принцип проектной работы Совместная работа учителя и учащихся

Характерная особенность метода проектов

Концептуальность
(опора на систему философских и психолого-педагогических концепций) Системность
(этапы выполнения учебного исследования функции ученика и учителя, критерии оценки результатов работы) Воспроизводимость
(применение на различных этапах обучения, к разным возрастным группам учащихся, материала любой сложности)

Целеполагание – создание условий для развития естественной
познавательной активности ученика и его самореализации через
совершенствование способностей и накопление индивидуального опыта.

План действий по реализации проекта
Организационно-содержательная работа Механизм реализации Планируемый результат
1. Определение общественно значимой проблемы.
2. Сбор информации по данной проблеме. 1. Анкетирование.
2. Социологический опрос.
3. Изучение различных источников по обозначенной проблеме 1. Банк данных
2. Сформированное представление о работе над проектом
3. Создание микрогрупп.
4. Достаточно объективная информация по данной проблеме
Разработка собственного варианта решения проблемы 1. Определение целей, задач проекта.
2. Составление предложений по проекту.
3. Определение содержания проекта.
4. Составление плана работы.
5. Распределение обязанностей.
6. Анализ и систематизация полученного материала и распределение его по соответственным разделам:
-актуальность и практическая значимость проекта для школы, города, области;
-информация о различных подходах к решению данной проблемы;
-программа действий, которую избрали исследовательские группы Банк данных

Достаточная информация по данной проблеме.

Технологическая карта
Реализация действий исследовательских групп.
Проведение плановых мероприятий Изучение и анализ собранных материалов:
1. Исторический экскурс:
-местное самоуправление за рубежом;
-органы местного самоуправления в России;
-органы местного самоуправления в городе, районе.
2. Повседневная практика местной власти в России.
3. Современное самоуправление области Работа с необходимыми информационными источниками

№ п/п Тип проекта Выполнение и оформление проекта Результат проектной
деятельности Защита проекта
1 Прикладной -Четкость формулировки проблемы, актуальности, темы, цель и задачи проекта.
-Соответствие цели и задач проекта рассматриваемой проблеме и сформулированной теме.
-Соответствие содержания и структуры проекта выбранному типу.
-Качество оформления пояснительной записки к проекту: соответствие
стандартным требованиям, рубрицирование и структурирование текста,
качество эскизов, схем, рисунков, чертежей, наличие необходимых
приложений.
-Самоорганизация деятельности. -Уровень сложности разработки.
-Завершенность разработки.
-Рациональный подбор материалов, оборудования, инструментов.
-Рациональность запланированных технологических операций. Соблюдение правил ТБ.
-Экономический расчет.
-Экологическое обоснование. Качество выполнения изделия.

Практическая значимость изделия. Качество доклада: отражение основных
позиций проекта, владение терминологией по теме проекта, грамотность,
объем и глубина знаний по теме.
Умение держаться перед аудиторией, культура и убедительность речи.
Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность.
Выбор средств представления проекта (плакаты, презентация, видеоматериалы и т. д.).
Качество представленных материалов (наглядность, соответствие
требованиям эргономики и психологии восприятия информации человеком).
2 Информационный -Полнота собранной информации по теме проекта.
-Правильность выбора способов обработки собранной информации.
-Качество структурирования и организации информации.
-Правильность выбора формы представления проекта. Правильность выбора средств реализации результата проекта.
Полнота содержания.
Корректность текста: отсутствие ошибок, использование научной терминологии, актуальность информации.
Дизайн (в зависимости от вида): цвет, текст, фон, композиция, навигация.
3 Исследовательский -Оригинальность и ценность собранной информации.
-Глубина и качество изучения специальной литературы.
-Умение формулировать гипотезу.
-Выбор методов, адекватных задачам исследования.
-Качество ведения документации по экспериментальной части проекта (дневник наблюдений, результаты опросов и т.д.).
-Планирование исследовательской работы (логика проведения исследований, экспериментов).
-Язык и стиль изложения. Четкость обоснования выводов по результатам исследования.
Значимость проводимого исследования.
4 Творческий -Адекватность выбранных средств реализации проекта поставленным целям.
-Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, предлагаемых решений. -Уровень творческого подхода к реализации проекта.
-Возможность использования результатов проекта в других случаях.
-Реальность и практическая ценность

Презентация на тему: " Социальное проектирование в школе как фактор социализации учащихся." — Транскрипт:

1 Социальное проектирование в школе как фактор социализации учащихся

3 Социальное проектирование- это форма организации (технология) практической деятельности учащихся в контексте компетентностного образования. Её позитивной чертой является универсальность, так как деятельность учащихся может реализовываться как в рамках учебного процесса, так и во внеклассной работе.

7 Цель социального проектирования Привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества; Включение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

9 Объект социального проектирования социальные явления; социальные отношения; социальные институты; социальная среда: ландшафт в целом, социальный ландшафт

10 Субъекты проекта подростки, вовлеченные в проектирование взрослые, вовлеченные в проектирование

11 Гипотеза социального проекта это модель, образ того, с помощью чего можно создать проект как продукт реальной деятельности

12 Виды социального проектирования метод социального проектирования в учебном процессе Монопредметный проект Межпредметный проект Надпредметный проект

13 По доминирующей деятельности: исследовательский, творческий, игровой, информационно-поисковый, практико-ориентированный (учитывает социальные интересы участников, четко ориентируется на результат). По предметно-содержательной области: культурологический (литературный, музыкальный, лингвистический), естественно-научный, экологический, спортивный, географический, исторический. метод социального проектирования в процессе социально-значимой учебно-воспитательной внеурочной деятельности

14 По характеру координации проекта: с открытой координацией (жесткий), со скрытой координацией (гибкий). По количеству участников проекта: личностный, парный, групповой. По широте охвата содержания: моно предметный, межпредметный, вне предметный..

15 По времени проведения: непродолжительный, продолжительный. По характеру контактов (степени охвата): в рамках класса, в рамках школы, в рамках района, в масштабе города, в масштабе региона, в масштабе страны.

16 Подготовительный или вводный (погружение в проект). Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта). Определение цели, формулирование задач. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.). Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления. Поиск возможных рисков (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации)

17 Поисково-исследовательский этап Определение источников информации. Планирование способов сбора и анализа информации. Подготовка к исследованию и его планированию. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

18 Организационный этап Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды. (если один человек в проектной команде разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю свою работу или сделает её не качественно) Выполнение пошаговой инструкции, созданной на 1 и 2 этапах. Материальная разработка и реализация проекта.

20 Заключительный этап и рефлексия Публичная защита проекта. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы

Читайте также: