Социальная установка как проблема социальной психологии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Социальные установки характеризуют личность с социально-психологической стороны. Это отношение субъекта к людям, социальным группам, событийному ряду, происходящему в обществе. Все исследователи единодушны в определении смысла данного термина.

Социальные установки — это социально-психологический фактор в развитии личности.

Первоначальное значение — готовность человека к решению определенной задачи.

Объектами социальных установок являются люди, группы разной социальной направленности, текущие события, предметы материальной и духовной культуры. Социальная установка является важнейшим элементом характеристики личности и объясняет ее поведенческие действия в общественном процессе.

Трехмерная структура социальной установки

Как психическое состояние социальная установка представляет собой готовность человека к социальным действиям. Ученый М.Смит разработал и описал трехмерную структуру социальной установки, выделив в ней три компонента:

  • когнитивный;
  • аффективный;
  • поведенческий.

Когнитивный компонент — знание субъекта о том, к чему относится его социальная установка.

Аффективный компонент — эмоции, переживания, связанные с объектом, событием, процессом.

Поведенческий компонент социальной установки — реальные действия, действия, которые готов совершить человек, касающиеся рассматриваемого объекта.

Эти компоненты могут быть согласованы и не согласованы между собой. Если три составляющие не противоречат друг другу — это согласованные социальные установки. К примеру, позитивные знания, благоприятный эмоциональный фон и действия, охарактеризованные положительно, являются согласованной социальной установкой.

Несогласованная социальная установка включает в себя негативную информацию, положительное отношение и действия нейтрального характера.

При согласованной социальной установке человек действует последовательно. Рассогласованная социальная установка вызывает противоречия в поведении, амбивалентные чувства.

Перед Второй мировой войной и после нее исследований почти не было. И только с конца 1950-х гг начался второй этап исследований.

До последней четверти ХХ века социальные установки были предметом науки, либо касались агитации и пропаганды. В настоящее время социальные установки интересны многим прикладным областям социальной психологии. Это и есть третий, современный этап исследований.

Основные функции социальных установок

Учеными были выделены и описаны три функции:

  • познавательная;
  • выразительная;
  • приспособительная.

Верные социальные установки дают возможность человеку быстро получать знания о нужных объектах, событиях, процессах еще до того, когда он столкнется с этими явлениями в обществе. Познавательная функция может быть реализована через когнитивный сегмент.

Социальные установки показывают человека как личность в его отношении к людям, к жизни в целом. Эта функция проявляется через аффективный сегмент.

Социальные установки позволяют человеку безболезненно пройти адаптацию в обществе, группе. Эта функция может быть реализована через поведенческий сегмент.

Формирование и изменение социальных установок

Большой вклад в исследование этого вопроса внес ученый К. Ховланд. Он продемонстрировал, что на социальные установки влияют три группы факторов, которые связаны с источником информации, содержанием информации и аудиторией, для которой эта информация предназначается.

Содержание и порядок поступления информации также влияет на формирование и изменение соц. установок. Первая информация больше влияет на социальные установки, чем последующая. Такое явление называется эффектом первичности. Для того, чтобы данный эффект возник, необходимы следующие условия:

  • непрерывный поток поступления информации;
  • поступление информации в период физической и психологической усталости от ее восприятия (невнимательность, отсутствие заинтересованности);

Информация, поступающая второй или последующей, эффективнее будет действовать при следующих условиях:

  • порционное поступление информации с большими временными интервалами;
  • поступление информации в течении долгого времени.

Если перед тем, как получить информацию, человек предупрежден о том, что ей нельзя доверять, а также если информацию воздействия человек получает заранее в небольших дозах (эффект прививки), он становится невосприимчив к ней.

Если человек уже получил информацию, а затем был предупрежден о недоверии к ней, то такое предупреждение вряд ли сможет повлиять на изменение социальной установки.

Информация должна быть простой и понятной. Сложная и противоречивая информация не в состоянии существенно влиять на соц. установки. Если человеку представлены две позиции по одному вопросу, он не изменит свою точку зрения только потому, что ему сложно разобраться.

Восприятие информации также зависит от особенностей аудитории. Люди с позитивным настроем примут информацию, если она даже недостаточно качественна: лишена логики, не аргументирована. Люди с отрицательным настроем могут не принять последовательную и логичную информацию. Люди с высоким интеллектуальным уровнем больше реагируют на доводы, чем на эмоции. Если уровень образования, воспитания и культуры низок, больше подойдет информация эмоционального плана.

Социальная установка – это базирующаяся на прошлом социальном опыте психологическая готовность индивида вести себя определенным образом.

Социальная установка всегда осознается человеком и направляется социальным объектом. Благодаря установке человек приступает к определенной деятельности.

Установки, по мнению Д. Узнадзе, это целостное динамическое состояние готовности к определенной деятельности и лежат они в основе избирательной активности человека.

Зная социальные установки можно прогнозировать действия человека.

Понятие социальная установка ввели в 1918 г У. Томас и С. Знанецкий, определив её как психологический процесс в отношениях к социальному миру в связи с социальными ценностями.

Ценность они считали объективной стороной установки, а это значит, что установка является индивидуальной стороной социальной ценности. По своему существу, подчеркивали Томас и Знанецкий, установка остается чьим-то состоянием.

Установка одновременно функционирует как элемент психологической и социальной структуры личности. Одна грань установки обращена к социологии, другая – к психологии. Она объединяет предметное содержание аффектов, эмоций в единое целое.

Аттитюд выполняет 4 функции – приспособительную, функцию знания, выражения и функцию защиты.

Структура аттитюда была определена в 1942 г. М. Смитом. Он включил в неё три компонента:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. когнитивный – осознание объекта социальной установки;
  2. аффективный – эмоциональная оценка объекта;
  3. поведенческий – привычное поведение по отношению к объекту.

Социальные установки полностью формируются между 20-ю и 30-ю годами под влиянием родителей, средств массовой информации, и меняются с трудом.

Также их формирование идет на основе личного опыта и часто повторяющихся ситуаций.

В 60-е годы на основании многочисленных исследований было установлено, что мысли и чувства людей, их отношение к тому или иному объекту, имеют мало общего с их реальным поведением. К такому же выводу пришел Р. Лапьер.

Интересную идею о существовании у человека одновременно двух аттитюд, высказал М. Рокич – один аттитюд на объект, другой на ситуацию, включаться может то один, то другой.

Исследования, проведенные в 70-е 80-е годы прошлого века, показали, что установки действительно оказывают влияние на действия человека при условиях, что другие воздействия минимальны, когда установка и конкретное действие связаны, когда установка становится потенциально действующей, поскольку она доведена до сознания.

Формирование социальных установок

Из подходов к изучению аттитюдов наиболее распространены: подход через научение (бихевиористский), когнитивистский, мотивационный, социологический и биологический подход.

В границах бихевиористского подхода основными механизмами образования аттитюдов могут быть стимулирование, наблюдение, подражание и возникновение ассоциаций.

Причем стимулирование, т.е. положительное подкрепление, является наиболее простым способом формирования аттитюда. Например, школьник, получивший за контрольную работу высший балл и похвалу учителя, на данный предмет сформирует положительную установку.

Бихевиористы считают, что процесс формирования социальных установок не предполагает активности со стороны субъекта и происходит под влиянием различных внешних стимулов.

Основными моментами формирования социальных установок при мотивационном подходе являются цена выбора и выгода от его последствий.

Две теории выделяются в пределах мотивационного подхода – это когнитивное реагирование и теория ожидаемых преимуществ. При когнитивном реагировании реакция людей происходит на определенную позицию положительными или отрицательными мыслями.

Когнитивный подход включает несколько сходных теорий, которые базируются на представлениях о том, что человек всегда стремится к внутренней согласованности своих аттитюдов.

Структурный подход к формированию аттитюдов представляет установку как функцию структуры межличностных отношений. Механизм формирования аттитюдов при структурном подходе происходит как на индивидуальном, так и на социальном уровне, где важными являются симпатии между людьми и непосредственные контакты.

Формирование аттитюдов рассматривается и с точки зрения генетики. Вопрос об их наследственности может показаться абсурдным, если предположить, что специфические гены напрямую могут продуцировать комплекс социального поведения человека.

Специалисты считают, что это влияние может быть опосредованным, например, врожденными различиями в темпераменте, интеллектуальными способностями, врожденными биохимическими реакциями.

На основе близнецового метода, Р. Эрвей, например, выявил, что 30% наблюдаемых фактов трудолюбия зависят от генетики. Формирование некоторых установок иногда обуславливается генетически, т.е. врожденными задатками человека.

Проблема образования социальных установок и изучение возможностей их изменения тесно связаны между собой.

Установки, предсказывающие поведение человека

Если установка обладает свойством доступности, то поведение предсказать значительно легче, а индикатором доступности выступает скорость оценочной реакции человека на ту или иную ситуацию.

Связь между объектом и установкой, на который она направлена, характеризует доступность аттитюда и дает возможность поведенческую реакцию быстро актуализировать.

Аттитюды, находясь в поле сознания человека, тоже руководят его поведением. Доступность аттитюда определяется ещё знанием об его объекте, т.е. чем больше информации известно об объекте, тем доступнее оценка этого объекта и вероятность прогноза его поведения увеличивается, что было подтверждено исследованиями, проведенными У. Вудом.

Сила установки зависит от способа её формирования как показали эксперименты Р. Фазио и М. Занны.

Более доступными являются аттитюды, сформировавшиеся на основе собственного опыта, они лучше предсказывают поведение, потому что в памяти человека закрепляются прочнее и являются устойчивыми к различным воздействиям. Из памяти они извлекаются быстрее и легче.

Частота пользования аттитюдами также оказывает влияние на их доступность.

Между объектом и его оценкой есть связь – это установка и для того, чтобы её усилить, необходимо повторение.

Связь усиливается, когда об установке часто говорят и, чем сильнее установка, тем сильнее эта связь.

Сила и доступность аттитюдов оказывают влияние на поведение. Доступность определяется высокой степенью осознанности его индивидом и наличием знаний об объекте аттитюда.

Сила же аттитюда определяется скоростью оценочной реакции на его объект.

В какой степени аттитюды будут определять поведение человека, зависит от силы аттитюдов, от личностных и ситуационных факторов, опосредующих их взаимосвязь.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 23.08.2021

Валентина Николаевна Норина

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

социальная установка

В 1918 году исследователи У. Томас и Ф. Знанецки изучали письма эмигрантов из Польши (в США). Они выяснили, что если человек оценивал свое пребывание в Америке как временное с целью заработка, то адаптация проходила очень болезненно, а речь и культура усваивались крайне медленно. Но если он думал, что переехал в новую страну навсегда, то адаптировался значительно быстрее и эффективнее. В результате ученые пришли к выводу, что каждый человек формирует некое внутреннее отношение к своему пребыванию в стране, которое кардинальным образом влияет на его существование и мотивацию. Они назвали этот феномен аттитюдом.

Социальная установка выполняет четыре основные функции:

  1. Функция защиты: способствует разрешению внутренних конфликтов.
  2. Функция выражения: аттитюд выступает как средство освобождения человека от внутреннего напряжения, а также выражения себя как личности.
  3. Функция знания: социальная установка дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.
  4. Адаптивная: направляет человека к тем объектам, которые служат достижению его целей.

Ну и самое главное: при помощи аттитюда происходит социализация.

Стоит отметить, что социальная установка формируется постепенно, порой даже незаметно. То, что обобщается нами сегодня, через три недели становится устойчивым убеждением.

Внутри мышления человека действует определенный алгоритм (программа), который формируется на основе обобщений и оценок. Он облегчает работу мозга: тому не приходится каждый раз тратить энергию, чтобы оценить и проанализировать явление, у него уже есть определенная схема (вердикт, установка), которая позволяет действовать быстро – без затрат времени и ресурсов.

В связи с этим стоит понимать, что подобные социальные установки могут как помогать, так и мешать. Мы быстрее принимаем решения, фокусируемся на главном. С другой стороны, шаблоны поведения могут привести человека и на ложный путь.

Важная особенность социальных установок – это их многогранность. Они могут одновременно представлять знания и мнения, эмоции и чувства, поведенческие реакции и намерения действовать определенным образом.

Формирование социальных установок

Бихевиористский подход

Здесь социальная установка понимается как промежуточная переменная между неким объективным стимулом и внешней средой. Ее формирование осуществляется практически без участия человека и может происходить за счет:

  • Положительного подкрепления (когда определенное поведение вознаграждается тем или иным образом, появляется социальная установка).
  • Наблюдения человека за поведением других людей и последствиями их действий.
  • Формирования ассоциативных связей между стимулами или уже существующими установками (к примеру, любители теории заговора придерживаются сходных взглядов и во многих других областях).

Когнитивный подход

Этот подход сформировался под влиянием ряда теорий (теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теории конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума, теории коммуникативных актов Т. Ньюкома), общим постулатом которых является стремление человека к внутренней согласованности.

Другими словами, формирование социальных установок происходит в результате стремления человека разрешить возникшие у него внутренние противоречия из-за несогласованности социальных установок между собой.

Мотивационный подход

Есть две теории, описывающие формирование социальных установок:

  • Теория ожидаемых преимуществ: формирование социальных установок происходит при помощи оценивания человеком максимальной пользы от принятия или непринятия новой установки.
  • Теория когнитивного реагирования: формирование происходит в результате позитивного или негативного реагирования человека на новую установку.

Генетический подход

Сторонники данного подхода считают, что формирование социальной установки обусловлено генетическими особенностями:

  • Интеллектуальными способностями
  • Врожденными различиями темперамента
  • Биохимическими реакциями

При этом сторонники метода полагают, что помимо врожденных есть еще и приобретенные социальные установки. Однако первые значительно прочнее.

Структурный подход

В основе этого подхода лежит представление о том, что социальная установка – это функция структуры межличностных отношений. Человек сравнивает свои установки с установками других людей, пытаясь понять, как можно изменить собственные, чтобы лучше социализироваться.

формирование социальной установки

Структура социальной установки

В 1942 году М. Смит предложил свою структуру социальной установки:

  • Поведенческий компонент (поведение по отношению к объекту).
  • Аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта).
  • Когнитивный компонент (осознание объекта аттитюда).

Данные компоненты пересекаются между собой, поэтому изменение одного влечет за собой изменение двух других.

Можно ли изменить социальные установки?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно, потому что до сих пор непонятно, как именно формируются социальные установки. Как мы писали выше, существует несколько теорий на этот счет: кто-то считает, что они формируются генетически, кто-то – что они являются приобретенными.

Если исходить из того, что научиться можно всему, то, пожалуй, ответ – да, социальные установки можно изменить. Но чтобы поменять себя полностью, нужно сфокусироваться на глубинном уровне – уровне ценностей, моральных и религиозных убеждений.

Вид торта напоминает кому-то о неудачном дне рождения в детстве, а кто-то вспоминает, как отлично провел время в кругу семьи. Через какое-то время мнения этих двух людей могут измениться под влиянием будущего опыта. Человек также любит подражать поведению других людей, пусть не всегда признается в этом. Поэтому социальные установки рождаются и умирают постоянно.

Необходима полная осознанность и саморефлексия для того, чтобы изменить разрушительные установки и заменить их на продуктивные. Это процесс достаточно длительный, поэтому вам понадобится терпение.

И последнее. Как можно чаще задавайте себе три вопроса:

  • Почему я поступаю именно так, а не иначе?
  • Почему я мыслю именно так, а не иначе?
  • Почему я чувствую себя в этой ситуации так, а не иначе?

Ответы на эти вопросы, размышления и саморефлексия помогут выявить корни многих глубинных установок и изменить их в случае необходимости.

Желаем вам удачи!

Убеждения

Социальные установки в психологии

В 1918 году Ф. Знанецкий и У. Томас, изучая адаптацию индивида, смогли установить зависимость, без которой было невозможно описать этот процесс: взаимосвязь социальной организации с личностью.

Ученые предложили охарактеризовать эту связь при помощи 2-х кратких понятий:

Ф. Знанецкий и У. Томас

Ф. Знанецкий и У. Томас

Понятие и основные виды

Г. Олпорт

В социально-психологической литературе можно встретить 5 основных вида социальных установок:

  1. Перцептивную. Аттитюд характеризуется готовностью индивида видеть то, что он хочет видеть.
  2. Ситуативную, при которой человек готов по-разному вести себя по отношению к одному и тому же объекту, в зависимости от обстоятельств.
  3. Социальную, нацеленную на объект. Для этого аттитюда характерны конкретные действия индивида вне зависимости от сложившейся ситуации.
  4. Генерализованную или общую. На возникновение аттитюда влияет совокупность одинаковых объектов.
  5. Частную или парциальную. Установка на счет определенного объекта возникает на основании личного опыта индивида.

В зависимости от модальности, аттитюды бывают:

  • положительными или позитивными;
  • отрицательными или негативными;
  • нейтральными;
  • амбивалентными.

Основные функции социальных установок

Для аттитюдов характерны 4 ключевые функции:

Структура и компоненты социальной установки

Ученым М. Смитом в 1942 году была определена трехкомпонентная структура социальной установки. В нее входят:

  1. Когнитивный компонент. Для него характерно наличие знаний у субъекта о той сфере жизни, к которой относится та или иная установка.
  2. Аффективный компонент. Выражается в эмоциональных оценках, чувствах и переживаниях, связанных с событиями, объектами или процессами.
  3. Поведенческий компонент. Характеризуется реальными действиями, которые может совершить личность в отношении рассматриваемого объекта.

Поведенческий компонент

Компоненты аттитюдов могут как пересекаться, так и существовать по отдельности.

Важно! Если все составляющие структуры не находятся в противоречии друг с другом, значит, установки можно считать согласованными.

Например, наличие благоприятного фона, позитивных знаний и положительных действий говорит о присутствии гармоничных аттитюдов. При несогласованных социальных установках будет наблюдаться хаос из негативной информации, положительного отношения и нейтральных действий.

Чтобы совершать последовательные шаги, человеку требуются согласованные аттитюды. В противном случае индивида будут мучить амбивалентные чувства, а в его поведении начнут преобладать противоречивые действия.

Формирование социальных установок у человека

Процесс развития социальных установок, согласно исследованиям Ж. Годфруа, происходит в 4 этапа:

  1. До 12 лет у детей наблюдается формирование аттитюдов, которые идентичны с родительскими моделями.
  2. С 12 до 20 лет у девушек и юношей происходит усвоение социальных ролей. На фоне этого установки начинают приобретать наиболее конкретные формы.
  3. В период с 20 до 30 лет социальные ценности и мировоззрение кристаллизуются, на основе чего происходит формирование устойчивых психических новообразований – целого ряда различных убеждений.
  4. В возрасте от 30 лет и старше для аттитюдов характерны стабильность и фиксированность. Поэтому у зрелого человека изменить установки значительно труднее, чем в юности.

Какие подходы используются

На формирование социальных установок могут оказать влияние следующие подходы:

  • когнитивный;
  • мотивационный;
  • структурный;
  • бихевиористский;
  • генетический.

При когнитивном подходе установки формируются в результате желания индивида разрешить возникшие внутренние конфликты, которые появляются из-за когниций и аттитюдов.

Генетическое направление предполагает, что развитие всех установок неразрывно связано с врожденными особенностями личности:

  • темпераментом;
  • интеллектуальными способностями;
  • биохимическими реакциями.

Врожденные и приобретенные формы поведения

Врожденные и приобретенные формы поведения

При бихевиористском подходе установки понимаются как промежуточные переменные между внешним миром и объективными стимулами. Поэтому в формировании аттитюдов субъект практически не принимает участия. Развитие осуществляется при помощи:

  • наблюдений за поведением других индивидов и анализа последствий;
  • позитивных подкреплений;
  • формирования между существующими аттитюдами и стимулами ассоциативных связей.

Изменение социальных установок

В течение жизни человека происходит не только формирование социальных установок, но и их изменение.

Дополнительная информация. Именно эта черта отличает аттитюды от других психологических особенностей личности.

Пример, формирование и изменение характера, способностей, темперамента осуществляются медленно и незначительно в течение всей жизни, а трансформация социальных установок может происходить стремительно и неоднократно. Поэтому, чтобы предсказать поведение индивида, необходимо, в первую очередь, обращать внимание на его аттитюды, а не другие свойства личности.

Главными целями изменения установок считаются:

  • добавление знаний;
  • корректировка взглядов;
  • исправление отношений с другими людьми.

Лучше всего изменение аттитюдов осуществляется за счет внушения. Реализовываться оно может посредством:

  • авторитетных личностей;
  • убеждений родителей;
  • средств массовой информации.

Для изменения установок большое значение имеет близость в психологическом или социальном плане того или иного источника информации.

Изменение социального мировоззрения

Изменение социального мировоззрения

Важно! Если у личности нет доверия к субъекту, пытающемуся cкорректировать его аттитюды, положительного результата не будет.

Также на скорость и качество изменения убеждений влияют порядок и содержание поступающей информации. Первые сведения оказывают наиболее сильное влияние на аттитюды, чем последующие. В том случае, если человек предупрежден о том, что нельзя с доверием относиться к изначальным материалам, впоследствии эта первичная информация не будет восприниматься индивидом всерьез.

Дополнительная информация. Если личность сначала получила сведения, а затем узнала об их недостоверности, то в большинстве случаев эта информация не сможет повлиять на изменение установок.

Простота излагаемого материала – важный ключ к коррекции аттитюдов. В сложных и искаженных сведениях индивиду разбираться не захочется.

Психологические установки – неотъемлемая часть каждого индивида. Чтобы научиться использовать их во благо, необходимо не только осознавать их наличие, но и заниматься саморефлексией. Глубинная работа с собственными эмоциями, чувствами и убеждениями поможет избавиться от внутренних барьеров и улучшить жизнь и взаимоотношение с социумом.

Видео

Читайте также: