Курочкина изобразительная деятельность в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

книжная полКА

Представленные здесь книги помогут педагогам и родителям познакомить детей с основными понятиями изобразительного языка: цветом, формой, композицией, а также научат делать интересные работы в разных техниках и пользоваться различными материалами.

Книга содержат полный курс занятий лепкой, аппликацией и рисованием с детьми 2-3 лет (конспекты с методическими рекомендациями).

Книга содержат полный курс занятий лепкой, аппликацией и рисованием с детьми 3-4 лет (конспекты с методическими рекомендациями).

Книга содержат полный курс занятий лепкой, аппликацией и рисованием с детьми 4-5 лет (конспекты с методическими рекомендациями).

Книга содержат полный курс занятий лепкой, аппликацией и рисованием с детьми 5-6 лет (конспекты с методическими рекомендациями).

Книга содержат полный курс занятий лепкой, аппликацией и рисованием с детьми 6-7 лет (конспекты с методическими рекомендациями).

В книге рассказывается о технике рисования и ее роли в создании изображения; формировании графических навыков и умений и индивидуальных особенностях их усвоения ; о материалах для рисования и способах их использования.

В пособии описываются более 30 нетрадиционных художественных техник, способствующих развитию детской художественной одаренности. Приводится планирование и конспекты занятий для всех возрастных групп.

В книге представлены разработки занятий по изобразительному искусству в старшей и подготовительной группах детского сада.

Пособие посвящено развитию у детей школьного возраста творческих способностей к рисованию. Автор предлагает методику обучения рисованию в соответствии с программой обучения школьников, рекомендованной Министерством образования РФ.

В пособии представлен материал для обучения детей раннего возраста простейшим навыкам рисования. Предложенные занятия развивают восприятие, мелкую моторику рук, обучают графическим навыкам.

В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми 3-4 лет по рисованию цветными карандашами, гуашью и акварельными красками традиционными и нетрадиционными способами.

Предложенные в этой книге задания по аппликации, рисованию и конструированию из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста адресуются педагогам дошкольного образования, центров творческого развития детей, родителям.

Представленные в пособии конспекты занятий и дидактические игры помогут организовать обучение детей 5-7 лет декоративному рисованию на основе знаком­ства с хохломской росписью и дымковской игрушкой.

Книга познакомит читателей с оригинальной игровой методикой обучения рисованию (художественному творчеству) детей 5-8 лет. Адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам младших классов, а также родителям.

В этой книге собраны занимательные упражнения, которые помогут ребенку научиться рисовать красками, а также развить мелкую моторику, зрительное внимание и творческое мышление.

Пособие для педагогов дошкольных учреждений. В пособии представлена практическая и методическая информация для организации изобразительной деятельности детей.

Коллекция нетрадиционных способов рисования даст возможность педагогам разнообразить занятия изобразительной деятельностью, а родителям — интересно организовать досуг детей.

"Искусство для дошкольников. Рисование" расскажет о 50 способах рисовать мелом, восковыми карандашами, пастелью и прочими, даже самыми необычными материалами.

Книга `Как рисовать пастелью` - подробный самоучитель, который познакомит вас с особенностями техники пастели, научит таким приемам, как растушевка и слияние тонов, объяснит, как выполняются цветовые градации.

Самоучитель расскажет, как правильно выбрать материалы и оборудование, чтобы приступить к работе, какие существуют традиционные и оригинальные техники работы с гуашью, как поэтапно написать картину.

Эта книга подскажет, как работать с цветом, формой, как передать размер и динамику, отобразить характер, найти пространственное решение, оживить картинку. Поможет узнать что такое: рисунок, живопись, печать, растирание, красочные брызги, коллаж, акварельная размывка, техника процарапывания, рисование на компьютере, мультипликация.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА +

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА +

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА + запись закреплена

В пособии раскрываются цели и задачи курса, его значение для профессиональной подготовки воспитателя детского сада, некоторые вопросы теории искусства. Основное место в пособии отводится методике обучения изобразительной деятельности и конструированию во всех возрастных группах детского сада.

Лидия Агафонова

как открыть этот документ, чтобы можно было выделять и копировать как ворде?

скульпторы создавали свои произведения – стат уи, скульптурные группы, бюсты.

В скульптуре художник выражает духовный мир человека и представления об

Скульптура как вид искусства играет значительную роль в нашей жиз ни. Она

выполняет разные задачи, пропагандир ует большие идеи, сложные мысли и чувства. Как и

другие виды искусства, скульптура им еет свою специфику, которая выражается и в

содержании, и в выборе материала и выразител ьных средств.

Отличительной особенностью является его объемность, тре хмерность. Основные

виды скульптуры – это круглая скульптур а и рельеф. Если изображение можно обойти

кругом, рассмотреть со всех сторон, то такая скульпту ра называется круглой (примерами

подобной скульптуры являются памятник Минину и Пожарскому И.П. Март оса, памятник

А.С. Пушкину А.М. Опекушина и др.). В том случае, если п редмет изображен с одной

стороны и представляет из себя выпуклое из ображение, выступающее над плоскостью, -

Рельефное изображение имеет две разновидности: барельеф и г орельеф. Фигуры,

изображенные в барельефе, выступают над плос костью не более чем на половину своего

объема, в горельефе они возвышаются над плоскост ью изображения более чем на

половину, а иногда бывают и полно объемными и лишь прикасаются к фону отдельными

деталями. Наряду с выпуклым рельефом существует еще о дна его разновидность –

углубленный рельеф, или контррельеф. Этот вид рельефа приближается к графическому

изображению, он был распространен в Древн ем Египте, но сейчас встречается редко.

Характер скульптуры, выбор изобразительных средств, материала зависит прежде

всего от цели создания произведения. По назначен ию скульптурные произведения делятся

Монументальные произведения рассчитаны на массовое  восприятие, они

пропагандируют значительные общественн ые события, часто воплощают положительный

образ своего времени. К монументальной скульптуре  относятся памятники исторических

событий, памятники героям. Монументальные произведения п редназначаются для

украшения площадей, парков, больших общест венных зданий.

Если монументальная скульптура, как правило, п ревышает изображаемый объект в

два – три раза, то станковая культура по своим м асштабам занимает промежуточное

положение, так как предметы, изображенные в станковой скульпту ре, почти совпадают с

размерами натуры (они бывают чуть меньше или немного больше оригин ала).

Станковая скульптура не связана с каким-либо художественным ансам блем. Ей

свойственна тонкая психологическая многогранная ха рактеристика образов и богатство

формы. Это скульптурные портреты, фигуры, скульптурные группы , которые мы часто

Разновидностью станковой скульптуры является скульпт ура малой формы. Она

включает в себя статуэтки из камня, дерева, кости, метал ла. К скульптуре малой формы

можно отнести и мелкую декоративную пласти ку современных народных мастеров.

Произведения скульптуры создаются из разных материал ов: твердых (камня, дерева,

метала) или пластичных (терракоты, стекла и т.д.). Выбо р материала дает возможность

скульптору выявить особенности создаваемого образа.

Говоря о художественном образе в скульптуре, нужно отм етить, что в этом виде

искусства в основном изображается человек. Различные св ойства материалов

используются для передачи всего комплекса осо бенностей человеческого тела, его

мягкости, упругости, динамики, плавности движений и т.д.

Выразительность любого скульптурного произве дения зависит от того, насколько

умело скульптор использует в своем художественном тв орчестве различные средства

выразительности, свойственные этому виду изобразител ьного искусства. Если сравнивать

скульптуру и живопись, то мы увидим, что как в одном, та к и в другом виде искусства

изображается объем предметов; но живописцу при передач е приходится создавать

иллюзию объемности, которая достигается при пом ощи света и тени. Скульптурный же

художественный образ действительно существу ет в пространстве и обладает реальной

объемностью, которая вызывает у зрителя желан ие рассмотреть его со всех сторон.

Рассматривая скульптуру и обходя ее кругом, зритель кажд ый раз по-новому воспринимает

постановку корпуса в пространстве, п оворот головы; кроме того, создается ощущение, что

В художественном замысле любой скульптуры, будь то памятн ик или станковая

скульптура, большое значение имеет постамен т, границы которого определяют рамки

скульптуры, как бы отделяют скульптуру от реальн ого пространства, которое ее окружает.

Постамент должен соответствовать не тольк о архитектурному окружению, но и

Таким примером является памятник Петру I в Ленинграде, скульптор Э.М.

Фальконе. Необычным и удивительно интересным, ориг инальным является то, что

постамент представляет собой натуральную грани тную скалу, которая почти не

подвергалась дополнительной обработке. Петр I вздыбил своего коня на самом верху

крутой скалы, она и служит пьедесталом. Жив ой и зримой становится идея борьбы с

препятствиями, победы над трудностями – основная идея памятн ика.

Многие скульптурные произведения, рассчитанн ые на в осприятие взрослых, могут

быть интересны и для детей дошкольног о возраста. Воспитатели детских садов и родители

в доступной могут разъяснить детям содержание того или иног о произведения, рассказать

У маленького ребенка особая острота  восприятия. То, что эмоционально

воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь.  Восприятие красивого формирует у

детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношени е к искусству. Произведения

искусства расширяют кругозор ребенка тем , что несут определенную информацию Они

Необходимость знакомства детей со скульптурой  связана не только с ее

воспитательной стороной. В процессе восприятия  дети усваивают язык скульптуры, ее

выразительные средства и способы изображения. Кр оме того, ребенок постигает

Знакомство детей со скульптурой может иметь место во всех возрастных группах. В

младшей и средней – это в основном предметы декоративно-прикладного искусства и

скульптуры малой формы. В старшем дошкольном возрасте детей можно знакомить и с

Какие же выразительные средства познает ребенок в п роцессе восприятия

Создание лепного образа всегда связано с пе редачей пластики, которую дети

постигают не сразу. Но уже в старшем дош кольном возрасте дети начинают понимать

плавность очертаний формы. Для этого при рассматривании скульптуры детей учат

движениям руки в воздухе показать линию пере хода одного объема в другой. Производя

зрительный охват всей скульптуры, они вычленяют ее части. Под руководством взрослого

ребенок дошкольник приходит к заключению, каким образом можно добиться плавного

перехода одной формы в другую – путем заглаживания формы в другую – путем

заглаживания формы пальцами или путем постепенного наращивания объема.

Скульптура открывает большие возможности для обучения детей композици и.

Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению ви деть взаимосвязь

между предметами и самостоятельно располагать их на п одставке.

Под влиянием скульптуры дошкольники быстрее осваивают изображение фигур в

Прежде чем начать работу по знакомству детей со скульптурой, коллектив детского

сада должен расширить свои знания о скульптуре (посещение выставок, музеев, чтение

соответствующей литературы); пополни ть методический кабинет скульптурой малой

формы и народной пластикой, приобрести книгу о скульптуре .

Знакомство детей с малой скульптурой  и народной пластикой можно начать с

организации небольшой выставки, состоящей из неск ольких  скульптурой, разных по

материалу и содержанию. После осмотра выставки с дет ьми проводится беседа о том, что

такое скульптура, кто ее делает, из какого материала.

Скульптуру монументальную или парковую, которая находится недалеко от

детского сада, дети рассматривают вместе с в оспитателем во время экскурсии. Но

предварительно воспитатель должен сам познакомиться со скульптурой, наметить

вопросы, которые можно задать детям, подумать вес ь процесс осмотра скульптуры с

Большую работу по знакомству детей со скульптурой могут провести и родители.

Они могут сфотографировать скульптуру, которая находится в городе, и сделать крупные

фотографии или цветные слайды, Изображение должно п роизводить с трех или четырех

сторон. Однако использовать этот материал в к ачестве наглядного пособия можно лишь

при повторной беседе о скульптуре, т .е. после того как дети побывали около нее во

время экскурсии или прогулки с родителями . Если же знакомство со скульптурой

начинать с восприятия наглядных пособий, то дети понимают изображенное не как

объемный предмет, а как простую плоскостную картинк у. Фотографии скульптуры с

разных сторон понимаются ими как не относящиеся друг к др угу изображения.

Какие же знания должны получить дети о скульптуре  в условиях дошкольного

В первой младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание

Во второй младшей группе. Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но

и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для

В средней группе. Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская),

уметь рассказать о них; уметь показать малую скульптуру, которая находится в группе,

относится к ней как к произведению искусства; з нать, что скульптуру создает скульптор.

В старшей группе. Знать, из какого материала делают народные игр ушки, понимать

их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении,

дополнительных деталях, которые делают иг рушку красивее и интереснее). Уметь

внимательно слушать рассказ воспитателя о скульптуре  во время экскурсии в

близлежащий парк (площадь); узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться

В подготовительной к школе группе. Понимать и любить народную игрушку; знать и

различать между собой отдельные промыслы, уметь сам остоятельно рассказывать о

народной игрушке, ее содержании и выразител ьных сторонах; знать, какая бывает

скульптура (народная, малых форм, монументальная); уметь рассматривать  скульптуру

(обходить со всех сторон, обращать внимани е на ее выразительные средства).

Таким образом, скульптура своим глубоким содержание, выразительными

средствами обогащает ребенка социальным оп ытом, развивает умение воспринимать

прекрасное, закладывает первоначальные осн овы художественного вкуса.

Становление эстетического  восприятия начинается в дошкольном возрасте под

руководством взрослых, которые передают детям основ ы социальной культуры.

Исследования советских ученых – А.В. Запорожец, Л .А. Венгер, В.П. Зинченко и др.

раскрывают психологический механизм восприятия у дошкольников. Суть его вкратце

такова: соотношение видимых свойств предмета с имеющим ися знаниями, опытом

обеспечивает построение образов восприятия . Полнота и точность их зависят от вла дения

системой эталонов (знаний), необходимых для обследо вания данного содержания, и от

уровня владения операциями по соотнесению их со с войствами предмета.

Другие исследования – А.В. Запорожец, Н.Н . Поддьяков, доказывают, что в основе

передаваемого детям общественного опыта должны лежать начальные формы

логического подхода к объектам, что существенные сдвиг и в развитии ребенка дают

системные знания с выделением центрального связующего п онятия. В искусстве это

художественный образ. Так, в анималисти ческой скульптуре ваятель через образы

животных передает обобщенное понимание животного мира. Эмоционал ьное восприятие

художественного образа, понимание специфи ки языка искусства формирует постепенно

эстетические суждения, оценки, начальные формы эстетического сознания.

Экспериментальная работа, которую мы проводил и в детском саду №147 г.

Иркутска, ставила своей целью выявить осо бенности  восприятия образов скульптуры –

малые формы анималистического жанра – у шестилетних детей. Первые же занятия

показали, что скульптурные образы животных выз ывают у ребят положительные эмоции,

пробуждают познавательный интерес, активизир уют обследовательские действия. По

глубине восприятия, осмысления и проникновения в замысел художника ответы

детей мы до обучения разделили на 4 уровня. Примечател ьно: уровень восприятия разных

скульптур не всегда одинаков даже у одного у того же ребенка . Считаем, что основная

причина – это отсутствие умения обследовать скульпту рное произведение, воспринимать

существенные особенности его художественной  формы, незнание специфики данного

П е р в ы й, с а м ы й н и з к и й у р о в е н ь р а з в и т и я: дети не всегда правильно

понимают содержание, не видят выразител ьных средств, не воспринимают

художественный образ, не проявляют эстетические чувства и интерес к образам.

В т о р о й у р о в е н ь р а з в и т и я: содержание понимают и выделяют отдел ьные

характерные признаки, но не осмысливают их как выр азительные средства;

художественный образ не называют, эмоции проявляют не знакомое содержание, оценки

Т р е т и й у р о в е н ь р а з в и т и я: содержание скульптуры  определяется; с

помощью вопросов выделяются выразител ьные средства;  эстетическая оценка

Ч е т в е р т ы й у р о в е н ь р а з в и т и я: самостоятельно осмысливаются

выразительные средства (пластика движения, цвет). Одна ко связь образа с другими

выразительными средствами не устанавливается; проявляются эстетическое чувство,

познавательный интерес, эстетическая  оценка образа.

Экспериментальная методика исходила из следующег о положения: внешние

чувственно -воспринимаемые художественные признаки скульптуры связаны с

внутренним содержанием, с замыслом автора. Поэтом у, чтобы подвести детей к

осмыслению этой зависимости, необходимо сформир овать у них правильное отношение к

образам скульптуры, подвести их к пониманию, что это не репродукция жизненных

форм, а результат творческого авторского осмыслени я; что произведения скульптуры –

это результат труда художника-скульптора; что п ластичные формы скульптуры

(человек, животные) взяты из жизни, специально отобраны художником, осмыслены,

упорядочены по законам скульптуры. Понимание этих зависимостей и связей раз вивает

умение использовать образы скульптуры в собственной изобразительной деятельности.

Вот почему разработанная методика включала не только знан ия, расширяющие кругозор о

скульптуре, ее образах, но и умения, навыки, с помощью которых можно оперир овать ими

1) Развивать эмоциональную отзывчивость детей на воспринимаемые произведения

скульптуры; учить понимать ее содержание, характерные особенности. Отл ичать

2) Рассказывать о скульптурных произведени ях, дать начальные сведения как виде

изобразительного искусства (объемность, выполн ены из твердых или вязких материалов).

Расширять представления о сюжетном содержании  скульптуры малых фор м с

помощью произведений анималистического, портретного , бытового жанров; знакомить с

3) Раскрыть специфику работы скульптора над образ ом (поиск выразительных

4) Развивать аналитическое восприятие , учить способам кругового осмотра

скульптуры, умению осмысливать художественные признаки: цвет, факту ра, материал,

поза, статика или динамика композиции, силуэтная лини я.

5) Способствовать формированию начальных п редставлений об образном характере

произведений скульптуры. Учить умению оперировать новыми знаниями, применять их в

собственной изобразительной деятельности (придумывать обр азный замысел, сознательно

подбирать доступные приемы передачи его выразител ьности).

6) Развивать умения рассказывать о своих  эстетических впечатлениях, давать

образные названия и собственную оценку произве дениям скульптуры.

Методика формирующего эксперимента включала два этапа . С у т ь п е р в о г о:

расширять начальные представления о скульптуре  как виде изобразительного искусства.

В т о р о г о: знакомить детей с выразительными средствами, существенными при

постижении художественного образа. Второй этап экспе римента состоял из четырех

серий занятий . Три первые серии знакомили детей с выразительными средствами

(материал, пластика движения, силуэт). Содержание каждой се рии: формировать способы

восприятия скульптуры, выявить чувственно-восприним аемые выразительные средства

скульптурного языка, усвоить эстетические  характеристики каждого средства. Три

параллельные серии, имеющие общую ст руктуру, с помощью которых дети усваивали

конкретное содержание, помогали формировать обобщенн ое понимание функции

выделяемого признака. Задача четвертой серии заняти й – объединить средства в единый

Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. — Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре - обложка

Книга призвана помочь в организации занятий рисованием, лепкой и аппликацией в младшевозрастной группе. Учтены различные варианты комплектования младших разновозрастных групп, существующие в практике работы детских садов. Советы и рекомендации в книге рассчитаны на группы, где воспитываются дети двух смежных возрастов: двух и трех лет или трех и четырех лет.


Книгой может с успехом пользоваться педагог, работающей с одновозрастной группой (вторая младшая), если его воспитанники значительно отличаются друг от друга уровнем развития изобразительных умений и навыков.

Предложены подробные конспекты занятий по изобразительной деятельности, рассчитанные на весь учебный год. Работа с детьми по этим конспектам построена на основе широкого и всестороннего использования игры, что позволяет наряду с учебными задачами решать и собственно воспитательные задачи.

— От авторов
— Воспитание и обучение на основе игры
— Организация обучения
— Воспитание и обучение детей не занятиях
— Обучение и игра
— Примерные планы-конспекты занятий
— Заключение
— Приложение

Читайте также: