Социальная философия как учение об обществе и его законах кратко
Обновлено: 18.05.2024
Самые первые, наивно-фантастические в основе своей, представления об общественной жизни появились в древней мифологии. В ней жизнь общества воспринималась как арена деятельности богов, которые олицетворяли собой те или иные социальные и природные стихии и процессы.
Философские учения об обществе стали возникать по мере зарождения самого философского знания. Так, в философии Индии и Китая буддизм, конфуцианство и другие течения) существовали учения об общественном устройстве, социальной структуре, месте и роли государства в обществе, о человеке и его взаимоотношениях с обществом и государством.
В Древней Греции стал зарождаться научный подход к изучению общества, который проявил себя в творчестве известных историков Геродота и Фукидида. Примечательно, что античная философия уже изучала общество с различных сторон. Например, Демокрит пытался рассмотреть происхождение общественной жизни в ходе трудовой деятельности людей. Сократ положил начало исследованию темы человека как субъекта общественной и нравственной жизни. Диоген и Эпикур обратили внимание на различные формы образа жизни человека в обществе.
Из всех древних философов наибольший вклад в теорию общества внесли Платон и Аристотель. Так, Платон разработал учение о так называемом "идеальном" (совершенном) государстве, где будут представлены три социальные группы —производители, воины и правители, а формой государственного устройства станет аристократическая республика. Что касается Аристотеля, то он создал учение о политике и исследовал различные формы государственной власти в обществе — аристократию, республику, демократию, политию и другие. Этот греческий мыслитель известен также и как автор идеи естественности рабства как системы отношений и институтов в обществе.
В средние века сложилось и господствовало теологическое (религиозное) понимание общества и его структуры. Подчеркивалась идея сотворенности человека и общества Богом (Аврелий Августин, Фома •Аквинский). Считалось, что Бог дал первым людям свободную волю, но они не сумели ею разумно распорядиться. В результате вся история человечества стала историей грехопадения и вечной борьбы сил Добра и Зла. Философия того времени считала церковь высшим институтом власти в обществе, а духовенство — особой социальной группой. Отдельные мыслители средних веков полагали, что история общества, как и жизнь индивида, тоже имеет свои периоды — рождение, расцвет и смерть. Высказывалась убежденность в том, что финалом человеческой истории все же станет победа сил добра и утверждение некоего Царства Божьего, как это замыслил Творец.
В эпоху Возрождения и Нового времени общество постепенно стало восприниматься как нечто естественное, сложившееся в ходе длительной эволюции природы на Земле, как один из возможных миров во Вселенной. В социально-философских учениях той поры проводилась мысль о том, что общество — это сложная система отношений и институтов, возникшая на почве взаимного согласия и ответственности людей (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо). Полагалось, что основной движущей силой развития общества является Разум — знания, ремесла, культура людей. В это историческое время возник утопический социализм (Т. Мор и др.), крупные политические учения (Н.Макиавелли), появляется идея круговорота в истории (Д.Вико), входит в научный оборот термин "философия истории" (Ф.Вольтер). Если важнейшим источником и двигателем прогресса общества считался Разум, то религия и церковь, напротив, полагались в качестве основных препятствий этого процесса.
В началеXIX в. в европейской философской мысли стал активно утверждаться принцип историзма в понимании общества. Так, немецкий историк и писатель И.Героер полагал, что общество с помощью знаний и орудий труда закономерно движется к "гуманному" состоянию. Г.Гегель попытался представить всю историю в виде шествия "абсолютной идеи" (мирового духа). По убеждению философа, история начинается на Востоке, где был свободен один человек (правитель), и заканчивается в христианском мире, где якобы уже все люди свободны. Известные немецкие философы И.Кант, И. Фихте, Л. Фейербах большое внимание обратили на особую роль в общественной жизни таких явлений, как мораль, правовые нормы, религиозное сознание.
В классической марксистской философии сформировалось материалистическое понимание общества и его истории, которое его создателями (К. Маркс и Ф.Энгельс) рассматривалось как коренной переворот в социально-философской мысли. Полагалось, что основой (субстанцией) общества является трудовая деятельность человека, материальное производство. Характер и способы материального производства оказывают, с точки зрения марксизма, определяющее воздействие на все стороны общественного организма, включая и духовную жизнь в нем. В этом смысле история —это естественно-исторический процесс, который имеет свои законы и логику развития. Идеалом и целью истории марксисты провозгласили коммунизм как некое идеальное общество, справедливо и разумно организованная ассоциация свободных тружеников.
В зарубежной философииXX столетия учения об обществе имели место во многих течених и школах. Заметную роль в наше время играют религиозные учения об общественной жизни, многочисленные технократические концепции исторического процесса, космическое и экологическое течения в философии. Большое влияние на социально-философскую мысль оказал экзистенциализм, в котором была глубоко осмыслена весьма сложная и злободневная для нашего времени тема абсурдного (отчужденного) общества и бытия человека в нем. Специфическая трактовка общества и истории дается в фрейдизме и неофрейдизме. Для многих исследователей общественной жизни по-прежнему сохраняет свой авторитет марксистская методология познания общественной жизни и исторического процесса.
Что касается философии в России, то она всегда была историософией, т.е. глубоким размышлением о проблемах общественной жизни. Традиционными в ней являлись темы взаимоотношений личности и общества, роли интеллигенции и народа, проблема выбора путей развития российского общества и социального идеала (что воплотилось в понятии "русская идея"), тема социализма и коммунизма. Наибольший вклад в философскую теорию общества внесли такие мыслители, как А.Н.Радищев и А.И.Герцен, П.А.Кропоткин, В.И.Ленин, Б.Н.Чичерин, В.С.Соловьев и Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин. Злободневные проблемы общественной жизни всегда находили свое отражение и в отечественной художественной литературе (А.С.Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф. М.Достоевский).
История философии показывает, что тема общества традиционно присутствует в ней и занимает значительное место. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое и уникальное явление Космоса, называется социальной философией, или же философией общественной жизни. Объектом познания для нее является общество как целостная, противоречивая и динамичная система (социальное бытие), источники и движущие силы, механизмы функционирования и развития общества, а предметом — всеобщее в этой системе. Кратко говоря, социальная философия — это всеобщая теория общественной жизни, ее основ и важнейших форм проявления.
Социальная философия очень тесно связана с такой наукой, как социология. Если социальная философия являет собой теорию высшей степени обобщения знаний об обществе, то социология — это теория "среднего" уровня обобщения этих знаний. Социология изучает функционирование и развитие отдельных социальных (не-природных) систем (например, социология семьи, социология науки, культуры и т.д.), а социальную философию интересует общество как единое целое, социальный универсум. Названные нами две отрасли знания органично взаимосвязаны и дополняют друг друга. Вместе с иными отраслями научного знания (археология, история, политология, этнография и другие) они создают в итоге целостный портрет общества как особого рода реальности.
Философское исследование общества отличается большой спецификой. Дело в том, что человеческую историю делают живые и очень разные люди. Поэтому общественная жизнь всегда разнообразна, запутана, а нередко даже и непредсказуема, насыщена случайностями. Она предельно богата своими проявлениями, за которыми подчас нелегко выявить их внутреннюю сущность, законы и закономерности функционирования и развития. В этом смысле познанию общественных явлений (а они всегда неповторимы и невоспроизводимы в научном эксперименте) не смогут помочь даже самые совершенные приборы. Здесь требуется большая сила человеческого разума, скрупулезные размышления над множеством фактов. Дело еще и в том, что познание общества протекает в ходе острого соперничества различных мировоззренческих и идеологических подходов. Однако каждый из них несет в себе лишь часть истины, хотя и претендует на ее полное исчерпание. В социальной философии истинность тех или иных предположений и теорий открывается далеко не сразу, а лишь спустя значительный период времени. Неудивительно, например, что важнейшие законы общества и его истории были открыты и осмыслены лишь вXIX — XX вв., что произошло благодаря творчеству таких гигантов мысли, как Г.Гегель, К.Маркс. П.А.Сорокин и других известных ученых.
Социальная философия, как область знания, выполняет ряд важных функций. К ним относятся, прежде всего, мировоззренческая и методологическая, идеологическая, аксиологическая. Самое основное состоит в том, что социально-философское знание помогает формировать целостный теоретический портрет общества как сверхсложного социального организма. Она исследует субстанцию и структуру общества, раскрывает место и роль человека в нем, отношения между людьми и социальными группами, важнейшие формы деятельности человека в обществе. Обществознание как комплекс наук о социальной форме движения материи, образно можно сравнить с растущим деревом. Его отдельными ветвями являются частные общественные науки (политология, психология, демография и т.д.). Сам же ствол дерева — это и есть социальная философия как стержень, несущая конструкция всей системы обществознания. Она призвана давать ответ на весьма важный мировоззренческий вопрос о том, что такое общество как специфическое явление мироздания и мир бытия человека, ответить на иные вопросы, которые составляют проблемное поле социально-философского исследования.
Социальная философия является разделом, частью философии, а потому все характерные черты философского знания должны быть присущи и социальной философии.
В философском плане общество выступает как одна из форм (причем высшая форма) движения материи, определяемая в своем генезисе развитием неорганической и органической природы на Земле; немалое значение, между прочим, имеет воздействие солнечной активности на социальные процессы, изучаемые в социальной философии. Общество есть одна из многих систем, причем она является открытой системой, подверженной воздействию более масштабных природных систем.
Социальная философия по своему содержанию (и по предмету) связана не только с разными философскими дисциплинами, но и с частными социальными, гуманитарными и естественными науками.
(определение по философскому энциклопедическому словарю) Общество, в широком смысле — обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле — определенный этап человеческой истории (обществ.-экономич. формаций, межформационные и внутриформацнонные историч. ступени, напр. докапиталистич. общество, раннефеодальное общество) или отдельное, индивидуальное общество (социальный организм).
Несмотря на то, что термины "общность", "общество", "общественный", "социальный" широко распространены в обыденной речи, их научное содержание достаточно сложно. В XIX в. возникла особая наука - социология, имеющая своим предметом исследование общества. Ее основоположник О. Конт, считавший социологию "социальной физикой", видел ее и "позитивной моралью", которая способна стать новой религией для всего человечества. Вообще XIX столетие ознаменовалось возрастанием внимания к проблемам общества. Различные мыслители сравнивали общество и с растением, и с животным, и с человеческим индивидом. Общество определяли и как союз, и как взаимодействие, и как солидарность, и как борьбу. Не меньше определений было дано и в XX в. Латинский глагол "socio" означает соединять, объединять совместно, предпринимать, сообща затевать, а существительное "socialitas" - общество, ближайшее окружение. Отсюда первоначальное значение понятия "социальный" - связанный с общностью, союзом, сотрудничеством.
Аристотель назвал человека "политическим животным", подразумевая что только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество. Не всякая общность людей является обществом, но любое общество - это, так или иначе, самоуправляющаяся общность.
Предмет социальной философии – это общество в виде целостной системы и законы, по которым оно развивается и функционирует. Наука изучает явления, происходящие на макроуровне. Это означает, что социальная философия не ставит целью изучить политические, экономические и другие явления общества. Цель данной науки – исследовать структуру.
Проблемы
К проблемам относятся следующие аспекты:
- Причины, по которым определяются характер и динамика жизни социума.
- Деление истории человечества на эпохи, культы, цивилизации – периодизация. Социальная философия стремится выделить признаки, по которым человеческую историю разделяют на временные отрезки.
- Развитие общества и институтов с точки зрения отношений прошлого, настоящего и будущего.
- Предназначение истории человечества, и ее смысл.
- Острая проблема – изучение общих тенденций, по которым развивается общество в современном мире.
- Опасные стороны современного развития (перенаселенность, угроза термоядерной войны, терроризм, экологические проблемы).
Общество и его функции
Общество имеет ключевое значение. Наука исследует его на следующих уровнях:
Функция имеет многоплановое содержание и включает в себя разнообразные сферы. Но основная задача этой науки состоит из двух неразделимых аспектов: объяснение бытия и изменение его в духовном и материальном плане. В жизни общества, имеют значение – реформы. Изменениям в общественной жизни предшествует разработка понятий, по которым будет происходить интеграция изменений в жизнь. В разработке коллективных идей, состоит главная задача рассматриваемой науки.
Современная
Под современной социальной философией понимают изучение исторического развития социума с философских позиций. К областям исследования, причисляют структуру систем социума, их эволюционное развитие и способ работы, а также различные институты и ценности.
К главным задачам относят следующие:
- Изучение человеческой природы и эволюционных изменений за время истории.
- Определение смысла истории, главных тенденций.
- Исследование общества наших дней, и его дальнейшее развитие. Этот вопрос занимает особое место среди задач.
- Анализ и критика актуальных концепций. К таким концепциям можно отнести консерватизм, либерализм, социализм.
Историческое развитие
Важной вехой в истории, стала эпоха Возрождения. Мыслители того времени придерживались гуманистических и антропоцентрических взглядов. В эпоху Ренессанса зародился новый уклад и образ жизни. Изменения в социально-философских взглядах повлияли и на социально-политическую сферу жизни людей. Взгляды гуманистического антропоцентризма тех времен выражались в следующих идеях:
- история человечества – это история жизни индивидов, с их характерами, волей и чувствами;
- в политической борьбе, старые сословия стремятся сохранить неизменными привычные порядки, традиции и институты, а новые им противодействуют;
- доказано, что в основе социально-политической борьбы заложены имущественные отношения и собственнические интересы.
Другой значимый этап развития – философия Нового времени. Мыслители той эпохи не изучали вопросы социального бытия. Основным вопросом социальной философии Нового времени было отношение между личностью и обществом. Мнения мыслителей сходились на теории атомизма. Права индивида приоритетнее по сравнению с социумом.
Модель и структура
Существуют следующие социально-философские модели:
- Натуралистические теории, развитые и изучаемые Гоббсом, Локком, Дидро. Человек рассматривается, как самостоятельное, разумное природное существо. и Спенсера, в котором история человечества рассматривается как естественный процесс. По отношению к обществу проводится аналогия с биологическим организмом.
- Идеалистические модели социума. Сознание в жизни человека определяет исторический процесс, а общественные отношения основываются на духовной природе.
- Материалистические теории (марксизм) основываются на процессах вне сознания, управляющих общественными отношениями.
Структура, рассматриваемой философии, изучается с различных сторон познания. Выделяют следующие части социальной философии:
- Онтологическая – объясняет закономерности развития жизни человека, как часть общественных отношений. Вопрос о сущности социального бытия человека рассматривался многими мыслителями. Основой бытия социума и деятельности людей принимали разнообразные факторы: Платон – идею справедливости, Монтексье и Чаадаев – географическую среду, Гегель – разум.
- Гносеологическая – изучает вопрос, касающийся особенностей познания: имеет ли познание собственные законы, и может ли претендовать на истину.
- Ценностно-аксиологическая сторона познания акцентирует внимание на его специфике.
Основы
Под социальной философией понимают изучение индивидов. Исследователи современности выделили возможные модели социальной реальности:
- Натуралистическая – человека следует рассматривать, как животное существо. Общество же понимают, как популяцию биологического вида.
- Материалистическая – деятельность человека приводит к созданию новой реальности.
- Идеалистическая – общество рассматривается с позиций духовного начала, как символ высшего.
- Феноменологическая – социальная реальность конституируется оценками и действиями человека в реальном времени.
К областям исследования социальной философии относят социальное познание в целом. Социальная философия стремится к объективному знанию об истории социума.
Наука об обществе называется социологией (от латинского слова социетас — общество). Нас конкретно интересует не социология, а ее философские основания. С чего начинается социология?
Обычно размышления об обществе начинаются с рассмотрения взаимоотношения человек — общество. На этот счет существуют три основные интерпретации.
Согласно первой интерпретации, общество составлено из индивидов и образуется от сложения их способностей, поведения, действий. Такая интерпретация была вызвана к жизни философией Нового времени в тот период, когда основное внимание было направлено на отдельного человека. Индивид был поставлен в центр философии, соответственно общество стали понимать как сложенное из индивидов (так считали Гоббс, Локк, Кант и их многочисленные последователи).
Но и вторая концепция оказалась с недостатками: она не учитывала своеобразие, свободу индивидов, их творчество. Поэтому в наши дни стремятся соединить достоинства индивидуалистической (первичен индивид) и коллективистской (первично общество) интерпретаций общества. Имеется в виду, что обе интерпретации должны постоянно дополнять друг друга: в постоянно возобновляющемся процессе общество производит индивидов, которые в свою очередь производят общество.
Социальные действия и их смысл
Общество отличается от природы, это знает каждый. Но тогда возникает вопрос: чем именно общество отличается от природы? Если мы укажем на это отличие, то тем самым установим природу общества. Было найдено два главных отличия общества от природы.
• Общество в отличие от природных систем не существует независимо от идей, представлений, ценностей, интерпретаций людей.
• Смысл социальных действий людей определяется их ценностями. Природные неживые объекты взаимодействуют между собой, и все тут. Они не взаимодействуют во имя чего-то. Животные питаются, размножаются, реализуют свои инстинкты, сознательной деятельности у них либо вообще нет, либо она находится в зачаточном состоянии (у животных, разумеется, есть психика, ее изучает зоопсихология).
И снова напрашиваются вопросы: что такое идеи, ценности? Что такое деятельность? Чтобы ответить на эти вопросы, нужна… философия. Нам ничего не остается, как рассмотреть различные философские интерпретации природы общества.
Обзор: философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней
Философских интерпретаций общества мы насчитаем ровно столько, сколько философских систем вовлечем в наш анализ. Но в нашу задачу не входит непременное рассмотрение всех возможных точек зрения. На первом месте стоит уразумение простого факта: философское понимание общества состоит в интерпретации общества на основе философских (по возможности наилучших) воззрений.
В античности общество понимали, например, на основе концепций идей Платона или форм Аристотеля. Выше излагалось учение Платона об обществе. Он рассматривал общество как воплощение идеи справедливости. Так же поступал и Аристотель, и он исходил из необходимости построения справедливого общества. Разница между Платоном и Аристотелем состоит в том, что первый толкует об идее справедливости и считает ее, равно как и любую идею, космическим, а не сугубо человеческим началом. Аристотель же считает справедливость сочетанием добродетелей человека. У него справедливость присуща человеку, это не идеал, а форма.
Итак, вернемся к античности: в наилучших философских интерпретациях общества используют концепцию идей и концепцию форм, а также представления о добродетелях человека.
Итак, мы в очередной раз видим, что многие однажды выработанные философские интерпретации не исчезают бесследно, а возобновляются, иногда почти буквально, в последующих веках, в том числе в наши дни.
В Новое время философия приводит к концепциям равноправия членов общества и общественного договора. В христианстве постулировался договор народа с Богом (завет и означает договор). Теперь договор понимается как необходимость, осмысленная в связи с задачей самосохранения человека, иначе люди перебьют друг друга (Т. Гоббс). В общественном договоре заключен суверенитет народа и его нельзя отчуждать в пользу кого бы то ни было, считал Ж.-Ж. Руссо. Общественный договор — это признак гражданского общества. Общественный договор, гражданское общество — это все творения человека разумного, а значит, и философии о нем. Разумный человек признает право на жизнь, свободу, собственность (Дж. Локк).
У истоков новейших философских интерпретаций общества мы находим самого цитируемого социолога Макса Вебера. Согласно Веберу, в основе социологического знания лежит интерпретация социального действия. Социальное действие обладает смыслом, которым не обладает действие в природе. Для понимания этого смысла необходима соответствующая интерпретация. Здесь-то и необходима философия. Вебер четко выделяет свою главную мысль: всегда и везде, во все эпохи природу общества понимали как истолкование смысла социальных действий людей. Добавим к этому, что в наши дни для этих целей используют новейшие философские направления — феноменологию, герменевтику, постмодернизм, аналитическую философию.
Что такое общество, согласно феноменологам, герменевтам, постмодернистам, аналитикам? Жизненный мир, более или менее удачно построенный в соответствии с феноменологией сознания (Э. Гуссерль), понимающее бытие-в-мире (М. Хайдеггер), свободный практический и творческий выбор (М. Фуко), жизнь людей согласно их речевым актам (Дж. Остин).
Итак, в качестве обобщения всего предыдущего можно взять за основу следующее определение общества. Общество — это совокупность людей в рамках ими же производимой системы социальных действий и их смыслов.
[6. Конкуренция индивидов и формирование классов. Развитие противоположности между индивидами и условиями их жизнедеятельности. Мнимая коллективность индивидов в условиях буржуазного общества и действительное объединение индивидов при коммунизме. Подчинение условий жизнедеятельности общества власти
[6. Конкуренция индивидов и формирование классов. Развитие противоположности между индивидами и условиями их жизнедеятельности. Мнимая коллективность индивидов в условиях буржуазного общества и действительное объединение индивидов при коммунизме. Подчинение условий
Глава I Социальная философия как теория и методология познания общества
39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия
39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия Политическая система общества — это система правовых норм, государственных и гражданских организаций, политических отношений и традиций, а также
Глава III Философия рабовладельческого общества Греции и Рима
§ 7. Философия рабовладельческого общества в Древнем Риме
§ 7. Философия рабовладельческого общества в Древнем Риме В Риме, основой экономики которого издревле было земледелие, развитие рабовладельческих отношений оказалось тесно связанным с ростом государства в качестве сильной военной державы и с распространением римского
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ИДЕОЛОГИЯ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ИДЕОЛОГИЯ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА Вo всех рабовладельческих обществах способ материального производства основывался на физическом труде рабов, лишенных всех юридических и имущественных прав. Но история Древней Греции — особая
6.2. Философия общества
6.2. Философия общества Что такое общество? Индивид и обществоНаука об обществе называется социологией (от латинского слова социетас — общество). Нас конкретно интересует не социология, а ее философские основания. С чего начинается социология?Обычно размышления об
[6. Конкуренция индивидов и формирование классов. Развитие противоположности между индивидами и условиями их жизнедеятельности. Мнимая коллективность индивидов в условиях буржуазного общества и действительное объединение индивидов при коммунизме. Подчинение условий жизнедеятельности общества власти
[6. Конкуренция индивидов и формирование классов. Развитие противоположности между индивидами и условиями их жизнедеятельности. Мнимая коллективность индивидов в условиях буржуазного общества и действительное объединение индивидов при коммунизме. Подчинение условий
Глава 2.4 Философия общества и истории
Глава 2.4 Философия общества и истории Пути понимания природы обществаФилософия человека и его символической действительности подвела нас вплотную к философии общества. Люди живут совместно, они образуют общество. Философия общества стремится к выяснению природы
Переход к либеральным цивилизациям, демократическое переустройство общества и философия права.
Переход к либеральным цивилизациям, демократическое переустройство общества и философия права. Стержнем, духовно-интеллектуальным нервом правового прогресса, происходящего в человеческом обществе в XVIII — XX веках, стала философия гуманистического права.Предпосылки
Путь общества к цивилизации. Легенда и философия
2 . Философия общества
2 . Философия общества 2.1 Общество как философская проблема Что такое “общество”? Думается, каждому приходилось слышать выражения такого типа: “Какое приятное общество собралось”, “сливки общества”, “общество защиты прав потребителей”, “общество любителей
Читайте также:
- Приведите примеры различных классификаций научного знания что положено в их основу кратко
- Почему в россии и мире возникла проблема достоверности и качества информации кратко
- Проект в доу россия наш общий дом
- Что изучает история нового времени 7 класс кратко
- Формирование способностей в процессе учебной деятельности в высшей школе