Социализация в детском саду это коммуникативная деятельность

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Гусева Елена Борисовна

Населенный пункт: г. Москва

Автор: Крючкова Оксана Викторовна

Населенный пункт: г. Москва

Социализация процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Социализация дошкольников предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и доброе отношение к миру.

Длительная социально-коммуникативная игра - это целенаправленный вид деятельности, продолжительный во времени, направленный на формирование у ребенка социальных компетенций и способствующий развитию способов эффективного общения.

Социальные компетенции в длительной игре формируются не в режиме занятий, а в процессе реального взаимодействия со сверстниками и различными взрослыми. Результаты длительной игры проявляются в том, насколько ребенок в процессе игры ориентируется и учитывает особенности других людей: их желания, эмоции, поведение, особенности. Эти результаты проявляются в активности, инициативности, желании помочь, возможности учитывать и понимать точку зрения другого, способности оценить ситуацию и партнера в процессе общения.

Данный тип ролевых игр опосредованно адаптирует детей к социальной жизни общества, позволяет взаимодействовать с героями в различных ролях, как сказочных, так и реальных. Это способствует развитию коммуникативных способностей. Дети учатся понимать желания и переживания другого, лучше проходит процесс адаптации к дошкольному учреждению.

Длительная социально-коммуникативная игра способствует налаживанию общения в коллективе детей, установлению межличностных связей и групповому сплочению. Дети учатся мыслить нетрадиционно, оригинально, творчески преобразовывать предлагаемое содержание, находить выход из непредвиденных ситуаций.

В дошкольном возрасте начинается становление личности ребенка. Одно из главных мест в этом процессе занимает развитие эмоциональной и поведенческой саморегуляции.

Развитие саморегуляции - это одна из важнейших линий развития детей в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте начинает формироваться важнейшее личностное новообразование дошкольников – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Современное общество видит выпускника детского сада и школы социально успешным. Это образ человека, нужного обществу и себе, человека, готового занять свое место в системе общественных отношений и ощущать себя в этой системе преуспевающим. В данной технологии уделяется внимание воспитанию качеств, необходимых для социальной успешности.

Эти целевые ориентиры – это социальные и эмоциональные компетенции. В основу их градации положена классификация навыков по Кривцовой С.В. Все навыки, развитие которых в ребенке предполагает Программа Социализации, делятся на следующие категории:

  1. Навыки адаптации к образовательному учреждению
  2. Навыки общения со сверстниками.
  3. Навыки обхождения с чувствами.
  4. Навыки альтернативы агрессии.
  5. Навыки преодоления стресса.

Один из важных моментов длительной социально-коммуникативной игры – это развитие в ребенке с одной стороны качеств, необходимых для взаимодействия в коллективе, а с другой - понимания его индивидуальности.

Ощущение индивидуальности возникает не только через восприятие себя, но также и через то, каким образом воспринимают и обращаются с ребенком окружающие его люди. Общественное одобрение, которое ребенок вызывает своим поведением и успехами в дошкольном возрасте играет существенную роль. Взрослые и сверстники посредством одобрения или отвержения участвуют в становлении индивидуальности ребенка.

По опыту работы можем сказать, что наиболее эффективная длительность данной игры составляет две недели. По сложившейся традиции в течение года мы проводим три таких игры: в период адаптации (сентябрь), в период группового сплочения (новогодняя) и экономическая игра в период деловых отношений (февраль-март). Конечно, это планирование может быть изменено и творчески переработано.

Основные принципы длительной социально-коммуникативной игры:

  1. Формирование интереса к общению со сверстниками, как способа познания ребенком самого себя, формирования самосознания, понимания своего поведения, чувств, возможностей.
  2. Обеспечение четких правил взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе игры. Они должны быть понятны и доступны дошкольникам. Это позволит ребенку чувствовать себя свободно и осознанно в процессе всех возникающих ситуаций общения.
  3. Создание условий для становления различных социальных компетенций в процессе одной игры.
  4. Формирование причастности к группе сверстников в процессе игры, радость от совместных достижений и успехов. Осознание совместных неудач.
  5. Предоставление возможности детям принимать решения.
  6. Соблюдение баланса участия взрослого и ребёнка в игре. Взрослый должен не задавить своей инициативой и в то же время не пустить игру на самотёк. (Планирование проблемных ситуаций, когда возможно изменение сюжета в соответствии с желаниями детей)
  7. Соответствие игры возрастным нормам ребёнка.
  8. Отсутствие в процессе игры категоричных суждений.

Например: "Ты поступил плохо". Лучше предоставить ребенку возможность выбора действия, проговорив последствия.

  1. Планирование уровня эмоционального напряжения детей, наиболее высоких и низких точек.
  2. Планирование ситуаций общения, в которых окажутся дети в процессе игры. На основе данных ситуаций давать детям примеры, правила, возможные варианты поведения (в том числе и речевого) в подобных случаях.
  3. Включение в игру элементов рефлексии.
  4. Планирование завершения игры, как яркого события, в котором есть место подведению итогов игры.

Цели игры могут быть как общие, т.е. характерные для всех длительных сюжетно-ролевых игр в данный период, так и конкретные, соответствующие только определенной игре.

Общие цели:

  1. Формирование положительного эмоционального отношения к сверстникам, снятие эмоциональных барьеров общения: преодоление конкурентности и соревновательности, отчужденной позиции и конфликтности.
  2. Развитие сопричастности и общности в коллективе.

Часто, когда дети только приходят в детский сад, их интерес направлен на сам процесс общения, на себя, на переживание собственных эмоций. Результатом же нашей работы становится интерес дошкольников к своим сверстникам, переживание совместных эмоций. Дети испытывают чувства общности и причастности к своей группе сверстников.

  1. Социальная адаптация детей в стандартных и нестандартных жизненных ситуациях.
  2. Формирование способности видеть способности сверстника, участвовать в его увлечениях.
  3. Развитие социальных компетенций ребёнка.
  4. Развитие творчества, выдумки и фантазии.
  5. Соблюдение взаимосвязи и взаимопроникновения всех областей образовательной программы ДОУ.
  6. Формирование способности решать конфликты.
  7. Формирование умений регулировать свое поведение, ориентируясь на сверстника, окружающих взрослых и происходящие события.

Одним из критериев сформированности социальных норм, мы считаем чувство удовлетворенности ребенка от общения со сверстниками и взрослыми. Случаи, когда партнер по общению остается обиженным, а конфликт неразрешенным рассматриваются как социальная некомпетентность.

  1. Получение детьми первых представлений о социальных нормах и взаимоотношениях людей.

Говоря о длительной социально-коммуникативной игре, необходимо обратить внимание на огромное количество в ней проблемных ситуаций. Воспитатели и преподаватели обязательно ставят перед детьми проблемные вопросы в разные моменты игры.

Приёмы для развития сюжета игры:

  1. Приход в детский сад незнакомого героя.
  2. Найден какой-либо предмет, предметы, план, карта.
  3. Появление в детском саду сказочного персонажа.
  4. Неожиданное появление в детском саду утром сказочных предметов.
  5. Выполнение детьми заданий, поставленных сказочным героем или создавшимися обстоятельствами.
  6. Использование детских идей.

Игра делает ребёнка самостоятельной личностью: он усваивает нормы и правила, действует и решает свои проблемы самостоятельно, переживает свои и общие неудачи и поражения, успехи и достижения.

В результате длительной социально-коммуникативной игры дети накапливают жизненный опыт, приобретают большое количество внешних впечатления и ощущений.

Любая длительная социально-коммуникативная игра требует больших эмоциональных и физических затрат, как взрослого, так и ребенка. Для того, чтобы не перегружать ребенка, необходимо учитывать эмоциональное состояние ребенка, а также его активность во время игры.

Если ребенок на протяжении всей игры будет активен или игра будет постоянно проходить на высоком эмоциональном уровне, то вместо положительного результата, можно получить обратное - отсутствие желания у ребенка продолжать игру.

Поэтому, чтобы результат игры был таким, как мы запланировали, необходимо учитывать эмоциональную нагрузку на ребенка, а так же его активность.

В начале игры активную роль на себя берет взрослый. Это может быть приход героя с какой-либо проблемой или создание проблемной ситуации.

Далее предполагается некоторая активность детей, направленная на реализацию проекта связанного с приходом героя.

Зачем появляются отрицательные герои?

Используя в игре отрицательных героев, пусть даже это не Баба-Яга, а только Фрекен Бок или Микробы, взрослые должны обязательно решить для себя, зачем они это делают. Наверное, все педагоги согласятся с тем, что очень страшно напугать ребёнка, да и объяснять малышам детского сада, что в жизни есть не только хорошее, но и плохое, злое, тоже пока рановато. Тогда зачем это нужно?

В результате ребёнок учится осознавать и проговаривать возникающие у него чувства и эмоции, формируется необходимый для этого словарь, появляется привычка и постоянная потребность делиться со взрослым своими переживаниями. В процессе развития социальных компетенций дети лучше идут на контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками: они чувствуют дружескую помощь, заинтересованность, учатся помогать сами.

Планирование длительной социально-коммуникативной игры:

1. Определяется тематика игры: зимняя, спортивная, познавательная.

3. Планируются цели и результаты, которые должны быть получены в процессе игры.

4. Моделируются ситуации общения, этапы, уровни эмоциональной активности.

5. Подбираются персонажи - герои, которые будут приходить в гости к детям и развивать сюжет.

6. Определяется ежедневной плана проведения конкретной сюжетно - ролевой игры (герой, цель его прихода, время прихода, место действия, поступки героя, ситуация общения, задание детям, работа воспитателя).

7. Продумывается оформление каждого эпизода игры. (атрибуты, костюмы)

В процессе одной сюжетно-ролевой игры постоянно меняется оформление детского сада.

Требования к воспитателю:

1. Знать сценарий игры.

2. Отражать мероприятия игры в собственном плане работы.

3. Своевременно готовить мероприятия и атрибуты к игре.

4. Планировать совместно с психологом работу с тревожными детьми.

5. Проводить рефлексию.

6. Обеспечить работа с родителями: своевременно сообщать родителям о ходе игры, заданиях и условиях.

За последнее десятилетие ученые выяснили, насколько огромную роль в нашей жизни играют эмоции. Они говорят о том, что успех и счастье во всех сферах жизни человека определяется осознанием своих эмоций и способностью справляться со своими чувствами. Это качество называют эмоциональным интеллектом. С точки зрения, интересной нам сегодня, воспитатели должны понимать чувства детей, уметь им сочувствовать, успокаивать и направлять. Что же такое уроки по регулированию эмоций? Это качество означает способность контролировать импульсы, мотивировать себя, понимать социальные сигналы других людей и справляться со взлетами и падениями в своей жизни.

Одна из задач, которую ставит ФГОС, это развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников. Она понимается нами в первую очередь как:

  1. Умение откликаться на события, явления окружающей действительности.
  2. Способность сопереживать окружающим людям, соотносить факты с жизненным опытом.
  3. Эмоциональный отклик на чувства и боль другого человека.

На основе вышесказанного, мы включаем в длительные сюжетно- ролевые игры следующие практические советы

Из данного направления есть опыт работы над проектом Чудо-техника. Родители с детьми изготавливают макеты технических средств, которых на самом деле не существует, но если бы они были, то очень облегчили бы жизни человека. Например, аппарат, который перерабатывает конфеты в кашу для завтрака. По окончании игры специальная комиссия выдает патенты.

Еще один важный аспект длительной сюжетно - ролевой игры – это процесс ее планирования. Из опыта работы, мы установили постоянную форму этой работы – совместные субботние семинары – обсуждения. Мы считаем эту форму делового сотрудничества всего педагогического коллектива детского сада наиболее эффективной. Она позволяет на основе взаимного согласия выработать единые цели и взаимную координацию действий. Данная форма дает возможность использования совместных ресурсов и включить закон синергии. Т.е. суммирующий эффект взаимодействия всего педагогического коллектива, характеризующийся тем, что их действие превосходит эффект каждого отдельного планирования.

Работа над данной технологией началась 20 лет назад, хотя и сегодня она соответствует результатам сформированности социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников, представленных во ФГОС.

  1. Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении. Он способен выбирать себе участников по совместной деятельности.
  2. Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  3. Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
  4. Ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
  5. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; может контролировать свои движения и управлять ими;
  6. Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.
  7. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей. Он обладает начальными знаниями о себе, социальном мире, в котором он живёт.
  8. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Ну и конечно, же обязательным итогом всех процессов, задействованных в длительной сюжетно-ролевой игре является итоговая рефлексия.

Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии ребенка.

Весь этот теоретический материал используется при написании сценариев игр. Сценарий игры оформляется в виде таблицы. (Таблица 1)

Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка.

- на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных ценностей;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Такое особое внимание социально-коммуникативному развитию современного дошкольника обусловлено тем, что данный период развития ребенка – один из важных этапов в развитии личности. Это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками. Так же это время характеризуется накоплением важного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей и самопознания у дошкольника под непосредственным руководством взрослого.

Поэтому, с одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и часто отсрочено во времени. Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями.

Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит общение. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, не уделяя должного внимания играм со сверстниками. Умение общаться друг с другом - одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать.

Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу — статусу школьника.

В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность — развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.

Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания и т. д. Значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения, разных видов детской деятельности. В трудах А. В. Запорожца отмечается, что дошкольники могут выполнять действия по словесной инструкции, усваивать знания на основе объяснений лишь в том случае, если у них имеются четкие наглядные представления.

Появляются новые виды деятельности: игра — первый и основной вид совместной деятельности дошкольников; изобразительная деятельность — первая продуктивная деятельность ребенка; элементы трудовой деятельности.

Основой познания для ребенка дошкольного возраста является чувственное познание — восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформированы у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, а также речи и более высоких, логических форм мышления.

В дошкольном возрасте под влиянием взрослых ребенок усваивает моральные нормы, учится подчинять свои поступки этическим эталонам. Таким образом у него формируется правильное поведение в коллективе, появляется самосознание, самооценка, самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сфера и мотивация деятельности.

Старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности. Эти знания включают представления о труде взрослых, о семейных отношениях, событиях социальной жизни.

Однако они не всегда носят отчетливый характер. Чем старше становится ребенок, тем активнее включается он в жизнь общества, поэтому ему необходимо общение с окружающими и их морально-нравственная оценка. Пятилетний ребенок уже в значительной степени овладевает этими нормами, у него накапливается социальный опыт, появляются такие чувства, как стыд, гордость и др. Он начинает особенно нуждаться в сопереживании, во взаимопонимании со стороны взрослых и сверстников, в их оценке. Одновременно он начинает и сам оценивать их: поступки, личностные качества. В этом возрасте оценка взрослого переживается ребенком очень остро. Он уже не просто стремится выполнить какую-либо работу ради самого действия, а ждет оценки своей деятельности со стороны окружающих.У старших дошкольников имеют место социальные, игровые мотивы, связанные со стремлением к контактам со взрослыми и сверстниками, мотивы самолюбия и самоутверждения. Появляется возможность соподчинения мотивов, что является одним из важнейших новообразований в развитии личности старших дошкольников. Так, например, пятилетний ребенок может подавлять непосредственные желания, у него преобладают обдуманные действия над импульсивными. Опыт работы дошкольных образовательных организаций показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах. Деятельность по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает: организацию предметно-пространственной среды ;создание для детей ситуаций коммуникативной успешности; стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций; устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей; мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения; обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей; моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками. Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.

Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.

Работа с детьми

Игра - ведущая деятельность, именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка, развитию коммуникативных способностей ребенка.

1

2

В своей работе при развитии социально – коммуникативных навыков детей я использую технологию проблемных ситуаций.

Ситуации гуманистического выбора

Ставлю детей перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?

Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение.

Работа с педагогами

  • Мастер – классы.
  • Деловые игры.
  • Консультирование.
  • Педагогические ситуации.
  • Семинары – практикумы.
  • Проектная деятельность.

Работа с родителями

Семья является главным и движущим звеном в формировании социально – коммуникативных навыков ребенка, поэтому перед педагогом стоит задача по вопросу создания условий с едиными требованиями и эталонами поведения и общения детей со сверстниками и взрослыми.

Использование деятельностного подхода в развитии социально – коммуникативных навыков у дошкольников, позволил сформировать у детей умение решать ситуации проблемного характера, находить выход из них, творчески мыслить, высказывать свои доводы и суждения, что положительно сказывается на дальнейшем социально – личностном развитии дошкольника.

3

Использование игровых методов, проблемных задач в работе с детьми дошкольного возраста. Помогает им безболезненно внедряться в детский коллектив, общаться со сверстниками и взрослыми, осваивать нормы и эталоны общения, творчески мыслить и проявлять себя. Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Дети общаются

Развитие ребенка

Эффективная социализация ребенка определяет его успех в жизни. Социально-личностное развитие дошкольников и все задачи, с этим связанные, были актуальны всегда, но особенно важными являются сейчас, когда количество информации зашкаливает, а обмен ею очень быстрый. Чтобы не запутаться и найти себя, каждому человеку нужна помощь в раннем дошкольном возрасте, когда формируется его личность.

Дети общаются

Родители в большинстве своем полагаются на различные дошкольные учреждения, в них дети познают основы жизни в современном обществе. Очень важно использовать эффективные методики, которые смогут развить коммуникативные навыки каждого ребенка наилучшим образом.

Основа поведения – эмоциональные состояния

Внедрение навыков коммуникации с другими людьми происходит с помощью игры – для детей дошкольного возраста это оптимальный, наиболее подходящий способ обучения. К тому же она позволяет воспитателям увидеть особенности каждого ребенка и возможные проблемы в коммуникации.

Что такое социально-коммуникативное развитие

Например, одна из самых главных вещей, которой нужно научить дошкольников – это управлять своими эмоциями, поскольку именно эмоциональные состояния определяют поведение индивида; для эффективного развития личности и мозга необходимо научить ребенка распознавать эмоции, их характер, признавать и использовать.

Тогда как положительные эмоции хорошо воспринимаются психикой дошкольников и мотивируют развиваться дальше, то отрицательные вызывают острое неприятие. Этот пласт эмоций также нужно уметь внутренне принимать, потому что блокирование будет создавать отложения агрессии, обиды и недовольства в подсознании ребенка: они могут выразиться в коммуникативных проблемах и сложностях дальнейшего взросления.

Эмоциональная сфера

Управляя своими эмоциями, дети смогут преодолевать страхи и неуверенность, осознавать свое поведение, избегать деструктивного и девиантного поведения, не совершать необдуманные поступки.

Также работа по управлению эмоциями способствует социально-коммуникативному развитию дошкольников в том смысле, что они оказываются способными определять душевные состояния других людей. Начиная с восприятия базовых эмоций, с опытом дети начинают видеть все более сложные состояния; в отдельных случаях это способствует развитию эмпатии (полному чувствованию эмоционального состояния другого человека).

Направления и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников

Существует государственный стандарт, определяющий направления развития дошкольников:

В комплексе они развивают социально-коммуникативные способности дошкольников, желание и возможность взаимодействовать на основе положительного восприятия своего сверстника.

Это достаточно сложная работа, которая начинается с того, что ребенок осознает себя частью большого организма общества, воспринимает себя и своего собеседника в качестве отдельных и самодостаточных единиц (субъектов) общения.

Осознав это, ребенок учится выражать свои мысли и эмоции с помощью разных средств: визуально, словесно, с помощью жестов и мимики. Дети осознают, что они общаются друг с другом на одном языке (во всех смыслах), что способствует углублению взаимопонимания.

После этого дошкольников знакомят с более сложными нормами поведения и жизни в человеческом обществе (наличие определенных ролей в отношениях, профессий и т.д.).

Мама и дочка

Поскольку все это происходит в форме различных игр, дети принимают новые сведения легко и естественно. Разработана целая система игровых упражнений, которая включает в себя:

  • индивидуальные занятия;
  • групповую работу;
  • интегрированные упражнения.

Эта деятельность позволяет развивать в детях желание и умение сотрудничать, делиться опытом, взаимодействовать в команде, легко выражать свои мысли и решать разные задачи. Игры стимулируют мыслительную, познавательную, исследовательскую, изобразительную, конструктивную и многие другие виды деятельности, нужные для развития успешной личности.

Общение в садике

Игры помогают устранять у дошкольников проблемы с коммуникацией, перерабатывать психологические блоки, помогать выражать свои мысли и эмоции в конструктивной форме, полезной всей группе.

Проблемы развития коммуникативности у современных детей

Но главная задача дошкольного коммуникативного развития – пробудить в ребенке желание общаться.

Как известно, общение является важнейшей потребностью человека, без которой он перестает быть человеком; именно в способности взаимодействовать друг с другом и заключается особенность человеческой цивилизации. Без общения невозможно контактировать социально, найти свое место и предназначение в жизни. Это основополагающая деятельность для всех остальных видов деятельности.

Игра и коммуникативное развитие

Понятие эффективного общения состоит из 4 составляющих:

  • желать взаимодействовать с окружающими людьми;
  • знать нормы и правила поведения, воспринимать социальные роли в обществе;
  • уметь общаться, слушать, воспринимать эмоции, сознательные и бессознательные сигналы от других людей;
  • разрешать любые конфликты в общении.

Несмотря на то, что все это кажется вполне естественным, в современном мире увеличивается количество маленьких детей с проблемами в развитии коммуникативных навыков.

Это ведет к тому, что поведение дошкольников становится все более неуравновешенным: они оказываются не способными взять под контроль свои эмоции, нормально общаться со сверстниками, осваивать речь и др. Все это конечно влияет на развитие интеллектуальных способностей и проводит к пугающему отставанию в нормальном развитии все большего процента детей.

Ответственные родители – залог успешного развития ребенка!

Именно поэтому имеет принципиальное значение своевременная помощь работников дошкольного образования – нужно отдавать своих детей в специальные учреждения вовремя и активно поддерживать их социализацию.

Дело в том, что этот процесс напрямую зависит от воздействия родителей, которым ребенок доверяет абсолютно. Именно влияние родителей первично в отношении социального развития своего дитя. Исследования и статистика показывают, что если мать и отец ответственны и компетентны, то и сам дошкольник намного активнее включается в общественную жизнь и взаимодействие с людьми.

Общение с детства

Таким образом становится ясно, что для социально-коммуникативного развития детей одинаковое значение имеют и работа родителей, и воспитателей в учреждениях. Более того, эти два пункта тесно взаимосвязаны друг с другом.

Успешные результаты в развитии социально-коммуникативных навыков у дошкольников закладывают основу для раскрытия творческого потенциала, нахождению своего места в мире и построения успеха в жизни.




4 ноября, 2014 admin


— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Речь, в данном случае, является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:

— вступает в общение, поддерживает и завершает общение;
— умеет общаться в паре, группе, в коллективе;
— проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.

Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Читайте также: