Со скольки лет можно работать учителем в школе

Обновлено: 03.07.2024

Главная > Консультации > Омбудсмен > Существует ли возрастной ценз для педагогов?

Такой вопрос возникает неслучайно. Знание информационных технологий, федеральных государственных образовательных стандартов, высокие результаты по новой системе оценки качества образования, соответствие новым правилам аттестации педагогических кадров, высокие требования к компетенции учителя — все это необходимые условия для успешной работы педагога в рамках современной системы образования. Каждый ли педагог готов к реализации таких нововведений?

Даже современным и прогрессивным педагогическим работникам требуется немало времени и сил, чтобы освоить инновационные технологии системы образования. Следует отметить, что работа педагога является достаточно эмоционально напряженной, в связи с этим нередко можно наблюдать синдром эмоционального выгорания у педагогов, которые проработали в школе много лет. Негативные установки по отношению к ученикам, коллегам, работе — могут быть признаками синдрома эмоционального выгорания и негативно повлиять на весь процесс обучения детей. С другой стороны, у педагогов, которые имеют большой педагогический стаж, свои преимущества:

  • как правило, высокий профессиональный уровень обучения;
  • большой опыт общения с учащимися;
  • грамотная подача учебного материала и т. д.

Отметим юридический аспект вопроса. Существуют ли основания, которые позволяют директору освободить от должности учителя с более чем 40-летним опытом педагогической деятельности?

Для ответа на вопрос обратимся к следующим нормативным актам.

Кто имеет право на осуществление педагогической деятельности?
В Законе существует целая глава, которая регулирует особенности труда педагогических работников. Статьи ТК РФ и Закона определяют, что к педагогической деятельности допускаются лица, которые имеют образовательный ценз. Это означает, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, профессиональных стандартах (ст. 46 Закона). Аттестация педагогических работников проводится для того, чтобы подтвердить свой профессиональный уровень на соответствие занимаемой должности и установления квалификационной категории (п.1 ст.49 Закона). Аттестация педагогических работников осуществляется один раз в пять лет на основе оценки профессиональной деятельности. По результатам аттестации учителя комиссия принимает следующие решения:

Если комиссия решила, что педагог не соответствует занимаемой должности, то трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя вследствие недостаточной квалификации. Расторжение договора в данном случае является необязательным. Директор может предложить учителю пройти курсы повышения квалификации или перевести работника с его согласия на другую должность.

Перечень лиц, которые не могут быть допущены к образовательной деятельности:

  • лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • лица, имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (ст. 331 ТК РФ).

Трудовое законодательство запрещает ограничения в трудовых правах и свободах в зависимости от возраста. Исключением из этого правила являются руководящие работники высших учебных заведений (ректоры, проректоры, руководители филиалов). Для них определен возрастной ценз. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста 65 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. В исключительных случаях является возможным продлить срок пребывания ректора высшего учебного заведения в должности до 70 лет (ст. 332 ТК РФ).

Во всех остальных случаях уволить работника преклонного возраста, который справляется со своими обязанностями, успешно сдал аттестацию, работодатель не имеет права.

Что собой представляет профессия учителя начальных классов

У учителя младших классов более обширное поле деятельности, чем у обычных предметников. Это работа с детьми в первые 4 года после их поступления в школу. Здесь сочетаются должности воспитателя, психолога и преподавателя. Учитель начальных классов социализирует детей, обучая их взаимодействовать с обществом.

Помимо непосредственно преподавательской деятельности в соответствии с утвержденными образовательными программами учитель занимается организацией внеклассных мероприятий. Также он определяет образовательные запросы каждого ребенка, его интересы и склонности.

Чем занимается учитель начальных классов

Для учителя младших классов в профстандарте установлен список должностных обязанностей. Руководство школы по своему усмотрению может немного корректировать этот перечень. Однако общие требования сохраняются.

Обязанности

Основной обязанностью педагога в начальной школе является обеспечение требуемого уровня знаний учеников. Стандарты и программы обучения уже разработаны и утверждены ФГОС НОО. К основным обязанностям преподавателя младших классов относятся:

проведение уроков в соответствии с принятыми программами;

организация и проведение внеклассных мероприятий (экскурсии, посещение выставок, музеев);

разработка обучающей программы с учетом норм и требований законодательства;

составление планов занятий и внеклассных мероприятий на каждый день и четверть;

проверка усвоенных учениками знаний;

индивидуальная работа с учениками (помощь в усвоении материала, воспитательные беседы, мотивационные мероприятия);

беседы с родителями при выявлении проблем у ребенка и для разработки стратегии воспитания;

охрана жизни и здоровья детей во время обучения;

оказание доврачебной помощи;

ежедневная проверка тетрадей (классные и домашние занятия);

обеспечение хранения тетрадей;

контроль посещаемости и успеваемости;

ведение установленной документации;

подготовка и сдача отчетов руководству;

проведение родительских собраний;

участие в педсоветах, семинарах;

регулярное повышение квалификации;

соблюдение локальных нормативных актов.

Что преподает учитель начальных классов

В отличие от узкопрофильных педагогов учителя младших классов занимаются с детьми по всем предметам, установленным программой. И хотя на данном этапе преподаются первичные знания, педагог обязан заинтересовать воспитанников, преподнести информацию в занимательной и понятной форме.

В младших классах изучают:

В некоторых школах в программу могут быть включены дополнительные дисциплины. Например, изучение иностранных языков или основ компьютерной грамотности.

Где может работать

Основное место работы педагога начального общего образования — общеобразовательные и частные школы. Кроме того, можно устроиться воспитателем в детском саду или проводить внешкольные занятия в учреждениях культуры.

Если есть предрасположенность к административной работе, можно рассчитывать на получение места завуча. Но для этого необходимо регулярно повышать квалификацию и демонстрировать высокие организаторские способности.

Личностные и профессиональные качества

Впервые попав в школу, детям может быть сложно учиться. Поэтому педагогу необходимо за первые годы привить им навыки самостоятельности. Научить работать с источниками, самостоятельно одеваться, взаимодействовать с одноклассниками, планировать время и нести ответственность за свои поступки. А для этого учитель должен быть терпеливым и одновременно настойчивым.

Также в список личностных качеств для работы с детьми входят:

терпение и уравновешенность;

умение урегулировать конфликт;

способность быстро принимать решения;

Кроме того, преподаватель обязан овладеть необходимым набором профессиональных навыков:

знать особенности организации санитарно-гигиенических условий;

уметь планировать и осуществлять весь цикл педагогического процесса;

изучить и применять психологию отношений с детьми младшего возраста;

овладеть минимальным набором навыков в педиатрии;

обладать определенными навыками для организации дополнительных занятий.

Требования к должности учителя младших классов

Требования к педагогу определяются государственными профессиональными стандартами. Согласно профстандарту 01.001 “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” преподаватель должен пользоваться не только базовыми методиками обучения, но и выходящими за рамки классной деятельности (дополнительные занятия, кружки, обучение в полевых условиях). Он должен изучить и применять современные педагогически-психологические технологии. Учитель обязан использовать инновационные методики обучения, позволяющие вовлечь в процесс учеников с особыми потребностями (отстающих, вундеркиндов, иностранцев, инвалидов). Он понимает особенности объективной оценки знаний и умеет проводить тестирования.

Также профстандарты устанавливают минимальный набор необходимых для педагогической деятельности знаний:

нормативные акты о воспитании ребенка;

конвенция о правах ребенка;

основы профессиональной этики;

узкоспециализированные знания по предмету;

приоритетные направления развития образовательной системы.

По закону должность педагога не может занимать человек, имеющий в прошлом судимость. Также не допускаются к педагогическому процессу люди, страдающие следующими заболеваниями: психическими расстройствами, нарушениями зрения и слуха, сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушениями работы вестибулярного аппарата, патологиями ЦНС.

Какое образование должно быть у учителя начальных классов

Но сейчас для людей, получивших непрофильное образование, допустимо овладеть профессией учителя без многолетнего обучения. Имея высшее или среднее образование, достаточно пройти пройти программу профпереподготовки длительностью от 4 месяцев.

Важно! По закону на должность учителя младших классов можно принимать соискателя без опыта работы. Обязательно наличие профильного образования в колледже, ВУЗе или на курсах переподготовки в лицензированных учреждениях ДПО.

Где получить образование учителя младших классов

Предусмотрено несколько возможностей для обучения профессии. В зависимости от уже имеющегося образования и собственных пожеланий можно подобрать оптимальный вариант.

Высшее учебное заведение

Обучение в ВУЗе занимает от 5 лет, при условии, что будет проходить очно. Заочное получение образования обычно требует больше времени. В среднем такие специалисты получают диплом через 5,5-6 лет. Поступление в ВУЗ доступно соискателям, имеющим полное среднее образование (11 классов).

Колледж

Обучение профессии учителя в колледже доступно соискателям с полным и неполным средним образованием. Допустимы очные и заочные формы. На базе 11 классов очное обучение длится 2 года 10 месяцев. Заочное на 12 месяцев дольше.

Тем, кто имеет неоконченное среднее образование (9 классов), на очном отделении придется учиться 3-4 года и 5 лет при заочной форме.

Курсы

Самый доступный вариант для тех, кто уже получил высшее или среднее образование по другой специальности. Курсы профпереподготовки позволяют освоить профессию учителя младших классов гораздо быстрее.

В этом случае сдавать вступительные экзамены нет необходимости. Зачисление проводится без предварительного тестирования. Итоговая аттестация чаще всего предусмотрена в форме теста. Некоторые учреждения ДПО, обладающие необходимыми технологиями, предоставляют возможность пройти обучение дистанционно, что существенно облегчает процесс.

Где пройти профессиональную переподготовку на учителя начальных классов дистанционно

В процессе освоения программы слушатели получают базовый набор навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.Обучение проводится полностью дистанционно в личном кабинете на сайте Академии. Ресурс СДО доступен с компьютера, телефона или планшета. Интерфейс интуитивно понятен пользователю.

Обучение проводят специалисты-практики. За каждым слушателем закрепляется персональный куратор, готовый ответить на возникающие вопросы.

По окончании курса слушатель получает диплом установленного образца с присвоением квалификации учитель начальных классов.Документ об образовании обязательно вносится в государственную базу ФИС ФРДО, высылается бесплатно в любой регион и город России. Диплом дает возможность получить работу как в государственных, так и в частных школах.

Марина Крицкая

Компании могут принимать на работу несовершеннолетних, но с учетом ряда особенностей, установленных трудовым законодательством. Они затрагивают виды деятельности, в которых могут быть задействованы молодые люди до 18 лет, а также другие вопросы: оформление трудового договора, продолжительность рабочего дня, отпуск и т.д.

Федеральный закон от 01.07.2017 № 139-ФЗ расширил возможности работодателей по найму несовершеннолетних. До этого заключать трудовой договор с подростком можно было только на свободное от учебы время, а правила по трудоустройству тех, кто закончил учебу или был отчислен, законодательством и вовсе не были установлены.

Сейчас фактически принимать на работу можно даже детей до 14 лет, но с учетом ряда условий и ограничений. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора, вводит ст. 63 ТК РФ.

Возраст несовершеннолетнего

Условия заключения
трудового договора

  • сферы: кинематограф, театр, театральные и концертные организации, цирк; участие в создании или экспонировании произведений, работа в качестве спортсмена;
  • работа не должна приносить ущерб здоровью и нравственному развитию;
  • согласие одного из родителей (опекуна);
  • разрешение органа опеки и попечительства;
  • трудовой договор подписывает родитель (опекун);
  • в разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия.

14 лет, получено общее образование или учеба продолжается

  • только легкий труд;
  • требуется согласие одного из родителей (попечителя);
  • требуется согласие органа опеки и попечительства;
  • работа производится в свободное от учебы время;
  • работа без ущерба освоению образовательной программы;
  • работа не вредит здоровью.
  • только легкий труд, не причиняющий вред здоровью, но при одном из условий:
  • после получения общего образования;
  • в свободное от учебы время при получении общего образования;
  • во время каникул в период обучения в общеобразовательных учебных заведениях или средних профессиональных учебных заведениях.

Как видно из приведенной выше таблицы, ключевые характеристики работы, на которую принимаются несовершеннолетние по закону: работа не должна приносить ущерб здоровью и нравственному развитию, она должна быть легкой. Перечень работ, к которым не могут быть допущены несовершеннолетние, подробно приводится в Постановлении Правительства РФ от 25.02.2000 № 163. Всего таких работ более 2000, все они так или иначе связаны с вредными и опасными условиями.

Ч. 5 ст. 282 ТК РФ устанавливает для людей до 18 лет ограничения на работу по совместительству.

Рабочее время для работников до 18 лет

Если вы решили нанимать на работу несовершеннолетних, то важно учитывать не только продолжительность рабочей недели для них, но и продолжительность рабочего дня.

В отличие от большинства обычных сотрудников, для которых продолжительность рабочей недели составляет 40 часов, на несовершеннолетних распространяется правило сокращенного рабочего времени. Причем время сокращается в зависимости от возраста и других обстоятельств — в частности, учитывается факт обучения.

Так, например, для работников до 16 лет, продолжительность рабочей недели составляет не более 24 часов, а для работников от 16 до 18 лет она удлиняется на 11 часов, то есть не превышает 35 часов (ст. 92 ТК РФ).

Если при условии обучения несовершеннолетних и работы в свободное от учебы время в течение учебного года продолжительность работы не может превышать половины от установленных норм, а именно:

  • 12 часов в неделю, если молодому человеку или девушке не исполнилось еще и 16 лет;
  • 17,5 часов, если несовершеннолетнему от 16 до 18 лет.

При этом работодатель имеет право потребовать справку из учебного заведения, которая подтверждает факт получения образования.

В период каникул несовершеннолетние работники, которые продолжают обучение, могут отработать весь срок сокращенной рабочей недели полностью — 24 или 35 часов соответственно.

Существуют также жесткие ограничения по продолжительности рабочего дня, установленные ст. 94 ТК РФ:

  • подростки в возрасте 14-15 лет работают 4 часа;
  • подростки в возрасте 15-16 лет — 5 часов;
  • молодые люди и девушки в возрасте 16-18 лет — 7 часов.

Если несовершеннолетний совмещает учебу по общеобразовательным программам или программам среднего профессионального образования, с работой в свободное от учебы время, в течение учебного года, то продолжительность рабочей смены не должна превышать:

  • 2,5 часа — если несовершеннолетним 14-16 лет;
  • 4 часа — если несовершеннолетним 16-18 лет.

Обратите внимание на то, что ст. 268 ТК РФ запрещает работодателям:

  • Отправлять несовершеннолетних в служебные командировки;
  • Привлекать подростков до 18 лет к сверхурочной работе;
  • Давать им работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Работодатель не имеет права устанавливать для несовершеннолетнего работника испытательный срок (ч. 4 ст. 70 ТК РФ). Также ему запрещено поручать такой категории работника выполнение работ в условиях полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ).

Исключением в этих случаях являются только творческие сферы: СМИ, кинематограф, съемки, театральная и концертная деятельность, цирк.

Отпуск несовершеннолетним

Все мы хорошо помним, что обычно право на использование отпуска за первый год работы возникает по истечении 6-ти месяцев непрерывной работы в компании. Но есть категории работников, которым законодательство (ст. 122 ТК РФ) предоставляет право на ежегодный оплачиваемый отпуск до истечения полугода. К ним относятся женщины — перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него, работникам, усыновившим ребенка в возрасте до 3-х месяцев, и несовершеннолетние. Отпуск предоставляется по заявлению работника.

Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для работника до 18 лет, согласно ст. 267 ТК РФ, больше, чем для обычных сотрудников — это 31 календарный день.

Работодатель не имеет права отзывать несовершеннолетнего сотрудника из отпуска (ч. 3 ст. 125 ТК РФ) и компенсировать отпуск деньгами (ч. 3 ст. 126 ТК РФ).

Как определить продолжительность отпуска в случае, если он предоставляется работнику после достижения им 18 лет? Правильный вариант: по совокупности времени, отработанному отдельно до и отдельно после наступления совершеннолетия.

Как оплачивается труд несовершеннолетних

Согласно ст. 270 ТК РФ, для работников в возрасте до 18 лет нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени.

Если несовершеннолетний был нанят после получения общего или среднего профессионального образования, а также если он прошел соответствующее обучение на производстве, то трудовым договором могут устанавливаться пониженные нормы выработки.

Если несовершеннолетний выполняет сдельную работу, то оплата производится по установленным сдельным расценкам. Если работник до 18 лет обучается и работает в свободное от учебы время, то оплата производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. И в первом, и во втором случае работодатель тоже может (но не должен!) устанавливать такому работнику доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

Какие документы нужны для оформления трудового договора с несовершеннолетним

Комплект необходимых документов для оформления трудового договора сильно зависит от возраста несовершеннолетнего работника и некоторых обстоятельств — например, впервые или нет он устраивается на работу. Кроме того, если работнику до 14 лет, то трудовой договор за него подписывает родитель или опекун.

В максимально полном виде этот комплект будет выглядеть следующим образом:

В договоре с несовершеннолетним нужно прописать все особенности трудовых отношений: продолжительность рабочей недели, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и другие детали. Вы можете использовать в качестве шаблона этот трудовой договор с несовершеннолетним работником – образец для скачивания.

Увольнение несовершеннолетнего

Стоит отметить, что основания для увольнения подростков те же, что и для обычных работников. Это, в частности, неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, если имеется дисциплинарное взыскание; однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей (прогул, совершение хищений и др.) и т.д. (полный список см. в ст. 81 ТК РФ). Хотя одно отличие все же есть: несовершеннолетних нельзя уволить по причине непрохождения испытательного срока, так как испытательный срок для них устанавливать нельзя.

В целом процедура увольнения имеет свои особенности только в том случае, если увольнение несовершеннолетнего происходит по инициативе работодателя: в этом случае ст. 269 ТК РФ обязывает работодателя соблюсти ряд дополнительных требований (исключением является лишь увольнение в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности ИП)

  • наличие согласия госинспекции труда;
  • наличие согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Соответственно, прежде чем издать приказ о расторжении трудового договора, работодателю придется сделать письменные запросы в комиссию по делам несовершеннолетних и госинспекцию по труду по месту жительства работника, а также в выборный орган предприятия.

Только при наличии согласий издается приказ, с которым нужно ознакомить работника, производится расчет и выплата всех полагающихся сумм, а также выдача трудовой книжки.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые увольняются организацией в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата, обеспечивается получение за счет средств работодателя необходимого профессионального обучения с последующим трудоустройство, о чем говорится в п. 6 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


Учитель – весьма благородная и престижная профессия в РФ. Но, к сожалению, работа учителем в школе не высоко оплачивается. Из-за низких заработных плат работа учителя стала не только престижной, но и весьма востребованной на просторах РФ. Многие педагоги предпочитают уезжать работать в другие страны и лишь малое количество учителей остаются работать на территории своей родной страны.

В рейтинге средних зарплат в России по регионам зарплата учителя остаётся в хвосте.

Стать учителем дано не каждому. Это сложная профессия, требующая терпения, выдержки и любви к детям. Поэтому основная часть учителей РФ работают не из-за финансовой выгоды, а по призванию. Они получают моральное удовольствие от общения и работы с детьми.

Особенность работы учителя заключается в том, что педагог должен найти общий язык с детьми, постараться сплотить класс, сделать их дружней, и при этом успеваемость школьников должна расти.

Выпускники

Многие выпускники педагогических вузов после завершения обучения изъявляют желание работать в школе. Существует несколько способов, как можно устроиться учителем на работу в школе:

Сайт

Главная страница сайта “Труд всем”

  1. Одним из самых простых способов устроиться на работу в школе является обращение в родное учебное учреждение, которое вы заканчивали. Если педагог во время обучения нашёл общий язык с педагогическим составом и зарекомендовал себя в качестве ответственного человека, то при наличии свободных мест, специалисту, скорее всего, удастся устроиться на работу.

Многих амбициозных людей, желающих посвятить свою жизнь преподавательской деятельности, интересует вопрос, а можно ли устроиться на работу в школе учителем, не имея профильного образования. К сожалению, это невозможно. Человеку потребуется закончить хотя бы педагогический колледж или лицей. Но с таким образованием он сможет стать лишь учителем начальных классов. Для того чтобы преподавать в старших классах, потребуется закончить высшее учебное учреждение с педагогической направленностью.

В редких случаях устроиться на работу в школу можно без профильного образования. Но для этого человек должен досконально владеть знаниями, которым он желает обучать детей. Решение о приеме на работу принимается администрацией школы.

Для того чтобы устроиться на работу в школе, вовсе не обязательно обладать опытом работы. Специалисты без опыта работы принимаются как в муниципальные, так и в частные школы.

Ученицы частной школы

Для увеличения шансов на трудоустройство стоит искать работу в областях, где процент востребованности педагогов выше. В 2021-2022 годах наиболее остро в учителях нуждаются такие области:

  1. Московская область.
  2. Красноярский край.
  3. Краснодарский край.
  4. Ленинградская область.
  5. Новосибирская область.
  6. Свердловская область.
  7. Волгоградская область.
  8. Омская область.
  9. Ростовская область.

Очень важное значение при приёме на работу играет правильно составленное резюме. В резюме указывается такая информация, как:

  1. Личные данные.
  2. Опыт работы.
  3. Образование.
  4. Категория.
  5. Квалификация.
  6. Контактная информация.
  7. Личные качества.
  8. Разряд.

Если у человека уже имелся опыт работы в школе, то в резюме дополнительно вписываются обязанности, выполняемые на прошлом месте трудоустройства.

Выбор подходящего человека

Данная информация поможет администрации школы понять, насколько квалифицированный сотрудник и какие обязательства на него можно возложить.

Приём на работу

Если администрацию школы удовлетворяет кандидатура педагога, то издаётся приказ о приёме на работу. Приказ составляется работником кадровой службы. Если на работу принимается один человек, то составляется приказ по форме № Т-1. Если же устраиваются на работу два и более человека, то кадровый сотрудник составляет приказ по форме № Т-1а.

В приказе указывается такая информация:

  1. Название школы.
  2. Номер и дата документа.
  3. Дата приёма на работу.
  4. Дата окончания трудового договора.
  5. Табельный номер.
  6. Фамилия, имя, отчество.
  7. Структурное подразделение.
  8. Должность.
  9. Условия приёма на работу.
  10. Характер работы.
  11. Оклад и надбавка за сверхурочную работу.
  12. Основания для приёма на работу.

Приказ подписывается директором школы и педагогом.

Если основанием для приёма на работу является не трудовой договор, то учитель обязан написать и подписать заявление о приёме на работу.

Заявление

Заявление о приёме на работу

Для заключения трудового договора педагог обязан предоставить администрации школы пакет документов:

  • паспорт,
  • трудовая книжка,
  • документ об образовании,
  • личная медицинская справка, свидетельствующая о том, что педагог не имеет никаких ограничений в здоровье для работы в школе.

Стоит отметить, что первый год работы в школе не даётся легко. В этот период педагог знакомится с детьми, обменивается опытом и формами работы с другими молодыми учителями.

Адаптация работы в школе в среднем занимает от 6 месяцев до 2 лет.

Требования к учителям

Основное требование к учителям различных специальностей – это соблюдение стандартов ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт).

Учитель и ученик

В ФГОС чётко прописаны личные качества школьников, помочь которые сформировать должен именно учитель. В ФГОС указывается основная образовательная программа, загруженность по тем или иным предметам. Также именно в ФГОС указываются основные для изучения дисциплины.

Согласно ФГОС учитель начальной школы и старших классов должен обладать такими способностями:

  1. Организаторские способности – это умение сплотить учащихся.
  2. Дидактические способности – это умение к подготовке учебного материала.
  3. Рецептивные способности – это умение выявлять особенности психики школьников.
  4. Коммуникативные способности – это умение налаживать контакт с детьми.
  5. Суггестивные. Способности – это возможность эмоционально влиять на учащегося.

Обязанности учителя

Основные обязанности учителя в школе:

  1. Ведение уроков.
  2. Проверка тетрадей.
  3. Контроль соблюдения порядка.
  4. Выставление оценок в классный журнал.
  5. Преподавание предмета по своей специальности (ведение урока).
  6. Умение отыскать индивидуальный подход к каждому школьнику.
  7. Составление календарных планов.
  8. Составление отчётов.
  9. Подготовка наглядного пособия для проведения урока.
  10. Участие в заседании педагогического совета.
  11. Проведение родительских собраний.
  12. Провождение воспитательной работы.
  13. Организация внеклассных мероприятий.

Учитель

Преимущества и недостатки работы учителя

Как и каждая профессия, специальность учителя обладает своими преимуществами и недостатками:

  1. Творческая работа.
  2. Систематическое развитие педагога.
  3. Возможность подрабатывать репетиторством.
  4. График работы. Зачастую учителя работают лишь в первой половине дня.
  5. Отпуск 2 месяца.
  6. Возможность карьерного роста.
  1. Маленький оклад.
  2. Профессия связана с нервным напряжением. Из-за этого у учителей часто возникают проблемы со здоровьем.
  3. Строгий дресс-код. Учитель является примером для подражания учениками. Поэтому педагог вынужден на работу одеваться строго и в деловом стиле.

Для сравнения приведём видео о работе в школе США. Система образования в США кардинально отличается от нашей.

Заработная плата по специальностям

Стоит отметить, что заработок учителя зависит не только от количества отработанных часов и квалификации, но и от специализации по предмету:

  1. Педагог испанского языка зарабатывает от 45 тыс. рублей в месяц.
  2. Учитель экономики получает примерно от 45 тыс.
  3. Педагог по праву получает от 40 тыс.
  4. Учитель английского языка получает от 15 тыс. Если учитель иностранного языка устроится работать в частную школу, то его оклад будет колебаться от 30 до 60 тыс. в зависимости от уровня престижа школы.
  5. Педагог по вокалу ежемесячно в среднем зарабатывает от 34 тыс.
  6. Учитель физики зарабатывает от 30 тыс.
  7. Педагог японского языка получает от 26 тыс.
  8. Учитель труда ежемесячно в среднем получает по 20 тыс.
  9. Учитель начальной школы зарабатывает от 23 тыс.
  10. Педагог по французскому языку получает примерно 22 тыс.
  11. Учитель математики зарабатывает от 21 тыс. рублей в месяц.
  12. Педагог китайского языка может рассчитывать на оклад от 20 тыс.
  13. Педагог русского языка получает от 20 тыс. рублей.

Заработная плата по регионам

Уровень средней заработной платы учителя напрямую зависит от региона, в котором он осуществляет свою трудовую деятельность.

Город или округ Средняя заработная плата (выражено в рублях)
Ямало-Ненецкий 77 000
Чукотский 75 400
Немецкий 65 370
Ханты-Мансийский 56 900
Камчатка 52 300
Магадан 58 800
Якутия 49 140
Москва 58 800
Сахалин 53 300
Коми 39 460
Хабаровск 34 900
Тюмень 33 700
Красноярск 33 500
Санкт-Петербург 39 000
Архангельск 32 600
Свердловск 29 000
Карелия 29 000
Иркутск 30 700
Татарстан 27 200
Бурятия 27 000
Нижний Новгород 24 800
Ярославль 24 300
Тыва 27 400
Вологда 26 000
Омск 25 580
Кемерово 26 140
Пермь 26 230
Томск 31 400
Рязань 23 000
Самара 24 930
Новосибирск 26 120
Ростов 22 600
Челябинск 27 000
Калининград 26 000
Липецк 22 300
Смоленск 21 600
Калуга 27 000
Ставрополь 21 500
Владимир 21 800
Алтай 22 000
Оренбург 22 900
Воронеж 23 000
Волгоград 22 900
Астрахань 23 600
Тверь 23 820
Ульяновск 20 300
Ингушетия 21 170
Новгород 24 280
Адыгея 20 170
Псков 20 300
Башкортостан 23 500
Орёл 20 000
Тамбов 19 600
Брянск 20 200
Белгород 22 900
Калмыкия 19 000
Киров 20 260
Курган 20 180
Курск 22 000
Пенза 21 450
Саратов 21 280
Осетия 19 800
Костром 20 260
Мордовия 18 700
Дагестан 18 500

График работы учителя

Согласно установленному порядку режим работы педагога не может быть менее 36 часов в неделю. Основная рабочая ставка составляет всего 18 часов. Вторая половина подразумевает под собой время, потраченное на индивидуальную работу с детьми, проверку тетрадей и участие в школьных мероприятиях.

В режиме работы учителя должен обязательно присутствовать методичный день, который необходим педагогу для повышения квалификации, посещения курсов, подготовки к урокам и т. п.

Формы работы в начальных классах

Начальная школа

Формы работы применяются для лучшего усваивания материала школьниками. Но если в более взрослом возрасте, школьник уже самостоятельно конспектирует информацию и изучает её, то для учеников 1-3 классов учителя начальных классов применяют такие формы работы:

Читайте также: