Служащие и рабочие в чем разница в доу
Обновлено: 02.07.2024
Категория работника — это квалификационная группа сотрудников, выполняющих аналогичные трудовые функции. В соответствии с Общероссийским классификатором профессий и должностей, основных групп две: рабочие и служащие, но каждая из них делится еще на несколько видов.
Что такое категории персонала
Для слаженной деятельности в любой организации необходимо распределение трудового коллектива по должностям, специальностям, профессиональным навыкам и выполняемым функциям (ч. 1 ст. 15 ТК РФ ).
При формировании категорий персонала организации следует ориентироваться на Общероссийский классификатор профессий и должностей, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367. В этой классификации отмечены две основные группы:
- профессии рабочих;
- должности служащих.
Каждая из них делится еще на несколько категорий персонала на предприятии, в зависимости от характера деятельности, уровня знаний, квалификации и других факторов. Такое распределение позволяет четко ставить производственную задачу и правильно назначать зарплату сотрудникам.
Дополнительно на предприятиях принято разделение на производственный и административный персонал, поскольку эти группы не всегда совпадают с разделением на рабочих и служащих. И среди производственников есть специалисты, и в администрации есть рабочий персонал. Выпуском основной продукции на производстве занимаются не только рабочие в цехе, но и начальники цеха, инженеры и т. д.
Какие бывают категории персонала
Классификация кадров многогранна. Деление на служащих и рабочих — самая простая из них. Эти группы отличаются по характеру выполняемой работы: у первых упор на интеллектуальный труд, у вторых — на физический.
Рабочие принимают непосредственное участие в производственных процессах. Вот, например, кто относится к этой группе: слесари, строители, водители, грузчики и т. д. Их отличают и по тому, где они осуществляют деятельность:
- непосредственно на производстве (изготовление, выпуск продукции);
- на вспомогательных территориях предприятия (подготовительная работа, заготовка сырья, фасовка продукции, уборка цехов и т. д.).
- руководители;
- специалисты;
- технические исполнители.
К руководителям относят не только директоров, но и их заместителей, управляющих организацией, ее филиалами и подразделениями. Еще одна категория — специалисты — это люди, выполняющие деятельность, требующую квалифицированных знаний и навыков в определенных областях. Обычно эти сотрудники обладают высшим или средним профобразованием. Но и среди них есть разделение:
- персонал административно-управленческой сферы;
- служба инженерно-технических работников.
Возникает вопрос, к какой категории работников относится бухгалтер, — безусловно, к специалистам управленческой группы. Как и референты, маркетологи, экономисты и т. д. К специалистам ИТР причисляют инженеров, технологов, конструкторов, механиков.
К третьей группе служащих (техническим исполнителям) относятся сотрудники, выполняющие вспомогательные функции по контролю, учету, оформлению документации. Это такие сотрудники, как секретари, делопроизводители, статистики, чертежники, учетчики.
Категории руководителей
В эту группу входят не только топ-менеджеры, но и начальство других уровней управления. Всего таких уровней несколько:
- высшее звено — генеральный директор, его заместитель;
- среднее — шефы подразделений, цехов, отделов;
- низовое — начальники мелких отделов, например мастер участка цеха.
Иногда категории неоднозначны, и работодателям самостоятельно приходится выбирать, как распределить кадры. Это касается, например, вопроса, к какой категории работников относится мастер участка: варианта два — к специалистам или к руководящему составу. Если ориентироваться на квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда России № 37 от 21.08.1998), то понятно, что его необходимо включать в руководящий состав. Среди его должностных обязанностей — организовать производственные процессы, распределить рабочих и бригады, чтобы своевременно и качественно выполнить задачи на участке.
К руководящему составу относят и главных специалистов по разным видам деятельности: главный механик, геолог, экономист, агроном, инженер и т. д. Иногда их включают в группу специалистов. Но это ошибочно. По Общероссийскому классификатору ОК 016-94, должность главный специалист относится к категории руководителей (код 20889, код по ОКЗ 1229). Причисление к той или иной группе во многом зависит от характера деятельности.
Если главный специалист выполняет организационно-административные работы, то входит в руководящий состав. Это указано в п. 3 порядка, установленного постановлением Минтруда РФ № 9 от 09.02.2004.
Руководящий состав предприятий разделяют еще на два вида:
- линейные — отвечают за реализацию всех направлений деятельности компании или конкретного подразделения, контролируют действия подчиненных (это генеральный директор, начальник цеха, техобслуживания);
- функциональные — исполняют задачи по отдельному направлению (директор по персоналу, финансовый директор).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, кто относится к категории основного персонала. Используйте эти инструкции бесплатно.
Классификация персонала предприятия
Этим классификация работников не ограничивается. Есть и другие признаки и факторы. По правам собственности — владельцы, учредители, наемные работники. По вовлечению в хозяйственный процесс — производственный и непроизводственный. По включению в штат — штатные и внештатные специалисты, по месту работы — удаленные или офисные сотрудники и др.
От групп, на которые распределяют персонал, зависят способы оформления, уровень заработной платы и другие особенности трудовой деятельности.
Сотрудников разделяют и по дополнительным признакам:
- тарифным разрядам (от 1 до 8);
- квалификационным классам (от 1 до 3);
- способам оплаты заработка (оклад, сдельная, премиальная);
- способам выполнения работы (механизированная или ручная) и др.
Существует и распределение по категориям опасности условий труда. Всего их четыре (ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):
- оптимальные — 1 класс;
- допустимые — 2 класс;
- вредные — 3 класс;
- опасные — 4 класс.
По закону, для тех, чье рабочее место предполагает вредные условия труда, проводят стажировку. Отсюда становится понятно, к какой категории опасности относятся стажеры, — к третьей или четвертой. Для первых двух классов стажировка не обязательна.
От чего зависит принадлежность к той или иной категории
Рабочим присваивают разряды, а специалистам — уровень квалификации. Чем они выше, тем больше профессиональный опыт, знания и навыки.
Во многом распределение по категориям сотрудников зависит от разных факторов:
Термины служащий и рабочий встречаются в различных сферах деятельности человека. Эти слова употребляются постоянно, но не все люди смогут быстро объяснить, чем они отличаются друг от друга. Для того чтобы использовать термины в устной и письменной речи правильно, нужно знать, какие отличия между ними имеются.
Определение понятий
Рынок труда представлен различными профессиями. В поисках подходящей вакансии люди встречаются с тем, что в одну организацию требуется рабочий, а в другую служащий. Для того чтобы понять, в чем отличия между используемыми терминами, нужно привести для каждого из них определение.
Служащим принято называть тех работников, которые занимают должности, которые не связаны с физическими видами труда. Такие специалисты выполняют в большинстве случаев обязанности, которые требуют повышенной умственной активности. Сферы их деятельности могут находиться в специальностях, связанных с экономикой или государственным управлением. Именно поэтому многие чиновники именуются государственными служащими. В промышленности, образовании и культуре также трудятся служащие. Примеры профессий: менеджеры, учителя, преподаватели, аспиранты, специалисты в области компьютерных технологий и интернета. Также к этой категории относятся конструкторы, инженеры, проектировщики – каждая из специальностей предполагает, что будут наниматься служащие. Их помощники также будут именоваться служащими, так как выполняют, не связанную с физическим трудом. В этом случае особенностью трудового процесса будет являться практически полное отсутствие нагрузок. В процессе выполнения обязанностей возникает необходимость использовать творческий подход в решении поставленных целей и задач.
Рабочие – представители профессий, которые предполагают применение физического труда. Люди в этом случае будут выполнять трудовые обязанности в производственном секторе экономики, а также выполнять работу, которая напрямую связана с физическим трудом, часто очень тяжелым и длительным. К этой категории принято относить не только рабочих на заводах или шахтеров, но и сотрудники конвейерного производства, водители, а также подсобные рабочие, строители. Люди в этом случае не обладают средствами производства и чаще всего получают зарплату, рассчитанную по определенной технологии — на сдельно-премиальной основе.
Сравнение
Для того чтобы лучше понять выявленные различия, нужно провести сравнения по важным и значимым характеристикам. Особенности труда – основной показатель, по которому представителей различных специальностей принято делить на рабочих и служащих. Для служащих в 90% случаев устанавливается определенный график работы – например, с 8.00 до 20.00. Рабочие могут выбирать установленный график, но часто сталкиваются с тем, что смены длятся по 12-24 часа, присутствует вахтовый метод работы.
Места пребывания специалистов различных сфер деятельности также отличаются. У рабочего это такие устройства, как станок, инструменты, для них может быть организована стройплощадка, цех. Там они выполняют свои профессиональные обязанности – возводят здания, создают детали и продукты. Итоговую деятельность можно оценить визуально или измерить физическими методами и средствами.
В случае со служащими местом их труда будут кабинеты, офисы или письменный стол. В результате выполняемых ими действий выходит продукт умственного труда – закладываются знания, создаются новые научные открытия, технологии и расчеты.
Выводы
На основании приведенных определений для каждого из рассматриваемых терминов и проведенного сравнения, можно сделать выводы. Понятно, что служащий и рабочий – понятия, которые нельзя считать синонимами или тождествами. Квалификация для выполнения того или иного вида деятельности требуется различная. Рабочий может иметь среднее или специальное образование, так как многие элементы работы связаны с физической составляющей, требующей от человека выносливости. Для служащих в большинстве случаев обязательным является высшее образование, так как свои знания, умения и навыки они будут применять для реализации рабочих моментов и решения поставленных задач.
Средства производства также применяются различные. Рабочие используют в процессе труда ручные инструменты, специальное оборудование. Служащим требуются умственные навыки, компьютеры и высокие технологии.
Продукт труда у разных категорий отличается. Рабочий производит реально исчислимые объекты, которые можно пересчитать, взвесить или оценить любым другим физическим способом. Служащие дают продукт, который можно оценить гипотетически. Также к этой категории относятся все виды оказания услуг. Также нужно учитывать, что труд служащего всегда ценился выше, чем профессии из рабочего списка. Нельзя исключать в процессе сравнения и тот факт, что существуют особенности, связанные с длительностью рабочего дня. Служащие чаще всего работают по графику, длительностью по 8, 10 или 12 часов. Рабочие же вынуждены выполнять свои обязанности посменно или даже круглосуточно.
Содержание статьи
- Чем отличается служащий от рабочего
- Как определить разряд рабочего
- Плюсы и минусы работы на госслужбе
Основные отличия рабочего от служащего
Прежде всего служащие отличаются от рабочих тем, что выполнение их должностных обязанностей не подразумевает физический труд. В большинстве случаев выполнение поставленной перед служащим задачи совершенно не обязательно должно выполняться в соответствии с каким-то установленным алгоритмом действий. Это предоставляет возможность представителям данной социальной группы творчески подходить к своей повседневной работе. Служащий может быть задействован и в промышленности (инженеры, сметчики, энергетики), и в госаппарате (всевозможные чиновники), и в образовании (профессора, аспиранты), и в торговле (менеджеры, мерчендайзеры). Оплата труда служащих в большинстве случаев представляет собой фиксированный оклад + премии за конкретные проекты.
Особенности труда рабочего и служащего
Подавляющее большинство служащих работает 40 часов в неделю, например, с 8 до 17 часов при пятидневной рабочей неделе. У рабочего может быть такой же график, а может быть и сменный, в котором одна смена длится 6, 8, 12 или 24 часа и может начинаться в утреннее, дневное или вечернее время.
Место работы служащего – это чаще всего кабинет, в котором он создает интеллектуальный продукт, используя для этого компьютерную технику и не подвергаясь при этом сильным нагрузкам. Рабочее место представителя рабочего класса – это цех, шахта, кабина спецтехники; там с применением механических инструментов труда человек создает реально поддающийся исчислению продукт.
Иногда практически любой служащий вынужден подвергаться в рабочее время сильным эмоциональным нагрузкам. В противоположность ему, рабочий по окончании смены может позволить себе забыть обо всем, что связано с его профессиональной деятельностью, но лишь до начала следующей смены.
Это быстро и бесплатно !
В образовательной сфере предъявляются суровые требования к нанимаемым работникам. Инструкции для персонала, преодоление подводных камней при получении должности в учреждениях образования и перечень должностей станут темами нижеизложенного материала. В образовательном учреждении любого типа устанавливаются высокие квалификационные требования относительно соискателей. О требованиях в 2021 году также будут приведены сведения.
Единый тарификационный справочник должностей в образовании (ЕТКС)
Ст. 143 ТК РФ гласит, что при выполнении работником требований ЕТКС, у него есть законные основания на присвоение тарифного разряда, а также тарификации его работы. Ниже, перечислен список того, что в себя данный справочник содержит:
- Квалификационные характеристики должностей (КХД).
- Расшифровки должностных обязанностей.
- Требования к уровню знаний.
В контексте данной статьи, будет особо внимательно рассмотрен пункт номер 1 вышеприведенного списка.
В России ЕТКС имеет второе название – Единый квалификационный справочник должностей работников образования. Его курирует Минздравсоцразвития РФ.
Раздел КХД
Квалификационная характеристика должностей работников образования претерпевает изменения по мере введения поправок и постановлений. Версию, актуальную на 2021 год, можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.
Квалификационный справочник должностей работников образовательных учреждений используется в сферах:
- Регуляции трудовых отношений.
- Создания прогрессирующей системы руководства и управления персоналом учреждений и организаций образования любой формы собственности.
На базе КХД разрабатываются должностные инструкции, этому содействует находящийся в нем перечень должностей педагогических работников. При их составлении возможны ссылки на иные перечни, которые включают особенности отдельных ОУ. Они учитывают разнообразие и различия каждой должности.
Предприятия стремятся к развитию и рентабельности. Это обуславливает то, что для отдельных работников допускается закрепление за ними доп. обязанностей из смежных сфер. Это может происходить и без окончания спец. подготовки.
Лица, которые справляются со своими обязанностями, но не дотягивают по стажу до определенной должности, могут быть на нее назначены. Решение о назначении должна вынести аттестационная комиссия, опираясь на квалификационные требования к работникам образования
В структуре КХ выделяют 3 раздела (по должностям):
Должности работников сферы образования 2021 года с пояснениями
Существует 3 уровня должностей:
- Руководители.
- Педагоги.
- Вспомогательный персонал.
Раздел 1. Руководители
Многие должности в школе подразумевают наличие у сотрудников дополнительных навыков. Рассмотрим параметры руководящих должностей.
Руководитель
В должности руководителей ОУ входят: директора, заведующие и начальники.
ДО: Управлять вверенным им учреждением образования в рамках законов РФ.
ДЗ: Тенденции отечественной системы образования; свод законов (в рамках сферы своей работы).
Заместитель руководителя
ДО: Занимается распределением объема работ между пед.работниками. Следит за выполнением задач, которые стоят в повседневной деятельности УО.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Принципы работы с законодательной базой. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.
ТК: Стаж работы руководителем – от 5 лет. Успешное окончание ВУЗа по специальностям, связанным с управлением персоналом.
Руководитель структурного подразделения
ДО: Организует труд в следующих отделах: секции, кабинеты и лаборатории. Планирует постановку наиболее перспективных целевых задач для данных подразделений.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.
ТК: Диплом ВУЗа. Специальность, которая соответствует интересам отдела. Не менее 3 лет работы по выбранному профилю.
Старший мастер
ДО: Оказывает помощь учащимся в выборе профессии. Отвечает за то, чтобы выполнялся план практических занятий.
ДЗ: Тенденции профильной сферы. Уметь обращаться со сводом законов.
ТК: Высшее образование (ВО) смежное с выбранной профессией. Стаж работы по ней – от 2 лет.
Раздел 2. Перечень должностей педагогических работников
Рассмотрим, кто относится к специалистам в образовании среди работников школьных и дошкольных УО.
Учитель
ДО: Непосредственная работа с учащимися. Обучать и воспитывать. Проводить внеклассную работу по формированию внутреннего состояния, навыков адаптации к социуму.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу и учебную программу.
ТК: Опыт работы не имеет значения. Образование: высшее или среднее в области педагогики, либо из научной сферы излагаемого на занятиях предмета.
Преподаватель
ДО: Соответствовать стандартам образования, принятым на уровне федераций. Организовывать и контролировать самообучение учеников. Использовать в учебном процессе индивидуальные программы.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.
Педагог-организатор
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.
ТК: Образование не ниже среднего. Специальность должна быть связана с педагогикой либо, с организаторской деятельностью. Стаж не важен.
Социальный педагог
ДО: Воплощение на практике программ, касающихся становления ученика как личности, общеобразовательного процесса и соц. защиты.
ТК: Образование среднее и выше. Иметь специальность из области педагогики или социальной педагогики. Стаж не важен.
Учитель-дефектолог, логопед
ДО: Работать с учащимися, у которых присутствуют изъяны в развитии. Используя навыки и методики, корректировать их недостатки.
ДЗ: Пути развития, по которым идет российская система образования. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Помимо этого профильные методички.
Педагог-психолог
ДО: Работать над тем, чтобы в учебное время у учеников не возникало эмоциональных напряжений, конфликтных состояний и нервных срывов.
ДЗ: Направления развития сферы отечественного образования. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Как пользоваться знаниями, полученными из учебных пособий и методичек по психологии, сексологии, психотерапии и т.д.
ТК: Образование не ниже среднего, соответствующее данной профессии.
Воспитатель
ДО: Работать по линии воспитания учеников в УО, в особенности, учреждениях дошкольного образования (ДОУ). Влиять на правильное формирование нравов, которые приняты в цивилизованном обществе. Способствовать личностной реализации детей.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу
Тьютор
ДО: Работать с детьми по стимулированию у них интереса к познанию в индивидуальном порядке.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Методики организации свободного времени у учащихся.
Педагог-библиотекарь
ДО: Способствовать реализации учебных программ для всех ступеней общего образования. Принимать в ней непосредственное участие.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Пособия по организации работы в библиотеке.
ТК: ВО по данной специальности. Стаж работы не имеет значения.
Старший вожатый
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Технологии организации досуга.
ТК: Образование не ниже среднего. Стаж работы не важен.
Педагог дополнительного образования
ДО: При помощи специально разработанных программ осуществлять всестороннее развитие учащихся.
ДЗ: Направления развития, которые определены законодательством РФ. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Как правильно организовать кружок или секцию.
Музыкальный руководитель
ДО: Определять способности у учеников к музыке. Развивать их музыкальный вкус.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Методики, касающиеся тем музыкального воспитания, детской моторики и развития музыкальных способностей.
ТК: ВО или СО по педагогическому делу. Проф. навыки в музыке. Требования относительно стажа отсутствуют.
Концертмейстер
ДО: Отвечает за разработку и внедрение тематических программ и планов. Курирует проф. и спец. дисциплины.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Владение методикой проведения репетиционных и основных уроков.
ТК: Профильный диплом (музыкального училища, консерватории). Виртуозная игра на инструменте.
Методист
ДО: Делает анализ учебно-методической и воспитательной работы. На основе полученных данных составляет планы, которые позволяют улучить положительный эффект от занятий.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Базовые методики обработки информационных материалов и их систематизации.
ТК: ВО по специальности. Стаж — от 2 лет.
Инструктор по труду
ДО: Проводит занятия, которые позволяют ученикам овладеть навыками, которые помогут им в труде. Проводит предварительный инструктаж перед практическими занятиями.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Различные инструкции по безопасности труда. Принципы повышения мастерства.
ТК: ВО или СО по специальности, которая соответствует данной профессии. Без требований касаемо стажа работы.
Руководитель физического воспитания
ДО: Отвечает за своевременное согласно учебному плану проведение занятий по физ.воспитанию.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Техника безопасности при проведении спортивных занятий. Методики проведения уроков физкультуры.
ТК: ВО в сфере спорта.
Инструктор по физ.культуре
ДО: Проведение и организация активного досуга у учеников.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Уметь методично проводить тренировки в игровых спортивных дисциплинах. ТБ на спортивных состязаниях.
ТК: Спортивное образование. Требования к стажу не предъявляются.
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
ДО: Обучение ОБЖ.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Как обезопасить себя и окружающих при катаклизмах, авариях и ЧС природного характера. Принципы первой медпомощи.
Раздел 3. Учебно-вспомогательный персонал
Продолжает перечень должностей в образовательном учреждении список сотрудников, которым не обязательно иметь профильный диплом педагога.
Дежурный по режиму
ДО: Контроль над соблюдением внутреннего распорядка учениками, внутри УО и за его стенами.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Конвенцию о правах ребенка. Приемы педагогики и психологии.
ТК: ВО или СО с дополнительной специальностью. Требования к стажу отсутствуют.
Вожатый
ДО: Развивает детский коллектив в различных средних и дошкольных учреждениях образования. Например, в ДОУ работает с детьми самого раннего возраста.
ДЗ: Пути, по которым движется сфера образования, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.
ТК: СО, курсы педагогики. Требований относительно стажа нет.
Помощник воспитателя
ДО: Оказывает помощь в составлении и осуществлении распорядка дня воспитанников.
Секретарь учебной части
ДО: Получение и распределение в места назначения поступающей корреспонденции. Занимается делопроизводством и оформлением документов.
ДЗ: Направления развития сферы, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.
ТК: СО в сфере делопроизводства. Отсутствуют требования к стажу.
Диспетчер образовательного учреждения
ДО: Помогает разрабатывать учебный план. Координирует внутренние структурные подразделения ОУ.
ДЗ: Направления развития сферы образования, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Профильные методические материалы.
Как видно, многие должности в школе подразумевают наличия у сотрудников дополнительных навыков. Данный список рабочих мест в учреждении образования поможет производить более детальную разборку кадров.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Читайте также: