Служащие и рабочие в чем разница в доу

Обновлено: 02.07.2024

Категория работника — это квалификационная группа сотрудников, выполняющих аналогичные трудовые функции. В соответствии с Общероссийским классификатором профессий и должностей, основных групп две: рабочие и служащие, но каждая из них делится еще на несколько видов.

Что такое категории персонала

Для слаженной деятельности в любой организации необходимо распределение трудового коллектива по должностям, специальностям, профессиональным навыкам и выполняемым функциям (ч. 1 ст. 15 ТК РФ ).

При формировании категорий персонала организации следует ориентироваться на Общероссийский классификатор профессий и должностей, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367. В этой классификации отмечены две основные группы:

  • профессии рабочих;
  • должности служащих.

Каждая из них делится еще на несколько категорий персонала на предприятии, в зависимости от характера деятельности, уровня знаний, квалификации и других факторов. Такое распределение позволяет четко ставить производственную задачу и правильно назначать зарплату сотрудникам.

Дополнительно на предприятиях принято разделение на производственный и административный персонал, поскольку эти группы не всегда совпадают с разделением на рабочих и служащих. И среди производственников есть специалисты, и в администрации есть рабочий персонал. Выпуском основной продукции на производстве занимаются не только рабочие в цехе, но и начальники цеха, инженеры и т. д.

Какие бывают категории персонала

Классификация кадров многогранна. Деление на служащих и рабочих — самая простая из них. Эти группы отличаются по характеру выполняемой работы: у первых упор на интеллектуальный труд, у вторых — на физический.

Рабочие принимают непосредственное участие в производственных процессах. Вот, например, кто относится к этой группе: слесари, строители, водители, грузчики и т. д. Их отличают и по тому, где они осуществляют деятельность:

  • непосредственно на производстве (изготовление, выпуск продукции);
  • на вспомогательных территориях предприятия (подготовительная работа, заготовка сырья, фасовка продукции, уборка цехов и т. д.).
  • руководители;
  • специалисты;
  • технические исполнители.

К руководителям относят не только директоров, но и их заместителей, управляющих организацией, ее филиалами и подразделениями. Еще одна категория — специалисты — это люди, выполняющие деятельность, требующую квалифицированных знаний и навыков в определенных областях. Обычно эти сотрудники обладают высшим или средним профобразованием. Но и среди них есть разделение:

  • персонал административно-управленческой сферы;
  • служба инженерно-технических работников.

Возникает вопрос, к какой категории работников относится бухгалтер, — безусловно, к специалистам управленческой группы. Как и референты, маркетологи, экономисты и т. д. К специалистам ИТР причисляют инженеров, технологов, конструкторов, механиков.

К третьей группе служащих (техническим исполнителям) относятся сотрудники, выполняющие вспомогательные функции по контролю, учету, оформлению документации. Это такие сотрудники, как секретари, делопроизводители, статистики, чертежники, учетчики.

Классификация персонала организации

Категории руководителей

В эту группу входят не только топ-менеджеры, но и начальство других уровней управления. Всего таких уровней несколько:

  • высшее звено — генеральный директор, его заместитель;
  • среднее — шефы подразделений, цехов, отделов;
  • низовое — начальники мелких отделов, например мастер участка цеха.

Иногда категории неоднозначны, и работодателям самостоятельно приходится выбирать, как распределить кадры. Это касается, например, вопроса, к какой категории работников относится мастер участка: варианта два — к специалистам или к руководящему составу. Если ориентироваться на квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда России № 37 от 21.08.1998), то понятно, что его необходимо включать в руководящий состав. Среди его должностных обязанностей — организовать производственные процессы, распределить рабочих и бригады, чтобы своевременно и качественно выполнить задачи на участке.

К руководящему составу относят и главных специалистов по разным видам деятельности: главный механик, геолог, экономист, агроном, инженер и т. д. Иногда их включают в группу специалистов. Но это ошибочно. По Общероссийскому классификатору ОК 016-94, должность главный специалист относится к категории руководителей (код 20889, код по ОКЗ 1229). Причисление к той или иной группе во многом зависит от характера деятельности.

Если главный специалист выполняет организационно-административные работы, то входит в руководящий состав. Это указано в п. 3 порядка, установленного постановлением Минтруда РФ № 9 от 09.02.2004.

Руководящий состав предприятий разделяют еще на два вида:

  • линейные — отвечают за реализацию всех направлений деятельности компании или конкретного подразделения, контролируют действия подчиненных (это генеральный директор, начальник цеха, техобслуживания);
  • функциональные — исполняют задачи по отдельному направлению (директор по персоналу, финансовый директор).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, кто относится к категории основного персонала. Используйте эти инструкции бесплатно.

Классификация персонала предприятия

Этим классификация работников не ограничивается. Есть и другие признаки и факторы. По правам собственности — владельцы, учредители, наемные работники. По вовлечению в хозяйственный процесс — производственный и непроизводственный. По включению в штат — штатные и внештатные специалисты, по месту работы — удаленные или офисные сотрудники и др.

От групп, на которые распределяют персонал, зависят способы оформления, уровень заработной платы и другие особенности трудовой деятельности.

Сотрудников разделяют и по дополнительным признакам:

  • тарифным разрядам (от 1 до 8);
  • квалификационным классам (от 1 до 3);
  • способам оплаты заработка (оклад, сдельная, премиальная);
  • способам выполнения работы (механизированная или ручная) и др.

Существует и распределение по категориям опасности условий труда. Всего их четыре (ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • оптимальные — 1 класс;
  • допустимые — 2 класс;
  • вредные — 3 класс;
  • опасные — 4 класс.

По закону, для тех, чье рабочее место предполагает вредные условия труда, проводят стажировку. Отсюда становится понятно, к какой категории опасности относятся стажеры, — к третьей или четвертой. Для первых двух классов стажировка не обязательна.

От чего зависит принадлежность к той или иной категории

Рабочим присваивают разряды, а специалистам — уровень квалификации. Чем они выше, тем больше профессиональный опыт, знания и навыки.

Во многом распределение по категориям сотрудников зависит от разных факторов:

Служащий и рабочий – что это и отличия

Термины служащий и рабочий встречаются в различных сферах деятельности человека. Эти слова употребляются постоянно, но не все люди смогут быстро объяснить, чем они отличаются друг от друга. Для того чтобы использовать термины в устной и письменной речи правильно, нужно знать, какие отличия между ними имеются.

Определение понятий

Рынок труда представлен различными профессиями. В поисках подходящей вакансии люди встречаются с тем, что в одну организацию требуется рабочий, а в другую служащий. Для того чтобы понять, в чем отличия между используемыми терминами, нужно привести для каждого из них определение.

Служащим принято называть тех работников, которые занимают должности, которые не связаны с физическими видами труда. Такие специалисты выполняют в большинстве случаев обязанности, которые требуют повышенной умственной активности. Сферы их деятельности могут находиться в специальностях, связанных с экономикой или государственным управлением. Именно поэтому многие чиновники именуются государственными служащими. В промышленности, образовании и культуре также трудятся служащие. Примеры профессий: менеджеры, учителя, преподаватели, аспиранты, специалисты в области компьютерных технологий и интернета. Также к этой категории относятся конструкторы, инженеры, проектировщики – каждая из специальностей предполагает, что будут наниматься служащие. Их помощники также будут именоваться служащими, так как выполняют, не связанную с физическим трудом. В этом случае особенностью трудового процесса будет являться практически полное отсутствие нагрузок. В процессе выполнения обязанностей возникает необходимость использовать творческий подход в решении поставленных целей и задач.

Рабочие – представители профессий, которые предполагают применение физического труда. Люди в этом случае будут выполнять трудовые обязанности в производственном секторе экономики, а также выполнять работу, которая напрямую связана с физическим трудом, часто очень тяжелым и длительным. К этой категории принято относить не только рабочих на заводах или шахтеров, но и сотрудники конвейерного производства, водители, а также подсобные рабочие, строители. Люди в этом случае не обладают средствами производства и чаще всего получают зарплату, рассчитанную по определенной технологии — на сдельно-премиальной основе.

Сравнение

Для того чтобы лучше понять выявленные различия, нужно провести сравнения по важным и значимым характеристикам. Особенности труда – основной показатель, по которому представителей различных специальностей принято делить на рабочих и служащих. Для служащих в 90% случаев устанавливается определенный график работы – например, с 8.00 до 20.00. Рабочие могут выбирать установленный график, но часто сталкиваются с тем, что смены длятся по 12-24 часа, присутствует вахтовый метод работы.

Места пребывания специалистов различных сфер деятельности также отличаются. У рабочего это такие устройства, как станок, инструменты, для них может быть организована стройплощадка, цех. Там они выполняют свои профессиональные обязанности – возводят здания, создают детали и продукты. Итоговую деятельность можно оценить визуально или измерить физическими методами и средствами.

В случае со служащими местом их труда будут кабинеты, офисы или письменный стол. В результате выполняемых ими действий выходит продукт умственного труда – закладываются знания, создаются новые научные открытия, технологии и расчеты.

Выводы

На основании приведенных определений для каждого из рассматриваемых терминов и проведенного сравнения, можно сделать выводы. Понятно, что служащий и рабочий – понятия, которые нельзя считать синонимами или тождествами. Квалификация для выполнения того или иного вида деятельности требуется различная. Рабочий может иметь среднее или специальное образование, так как многие элементы работы связаны с физической составляющей, требующей от человека выносливости. Для служащих в большинстве случаев обязательным является высшее образование, так как свои знания, умения и навыки они будут применять для реализации рабочих моментов и решения поставленных задач.

Средства производства также применяются различные. Рабочие используют в процессе труда ручные инструменты, специальное оборудование. Служащим требуются умственные навыки, компьютеры и высокие технологии.

Продукт труда у разных категорий отличается. Рабочий производит реально исчислимые объекты, которые можно пересчитать, взвесить или оценить любым другим физическим способом. Служащие дают продукт, который можно оценить гипотетически. Также к этой категории относятся все виды оказания услуг. Также нужно учитывать, что труд служащего всегда ценился выше, чем профессии из рабочего списка. Нельзя исключать в процессе сравнения и тот факт, что существуют особенности, связанные с длительностью рабочего дня. Служащие чаще всего работают по графику, длительностью по 8, 10 или 12 часов. Рабочие же вынуждены выполнять свои обязанности посменно или даже круглосуточно.

Содержание статьи

Чем отличается служащий от рабочего

  • Чем отличается служащий от рабочего
  • Как определить разряд рабочего
  • Плюсы и минусы работы на госслужбе

Основные отличия рабочего от служащего


Прежде всего служащие отличаются от рабочих тем, что выполнение их должностных обязанностей не подразумевает физический труд. В большинстве случаев выполнение поставленной перед служащим задачи совершенно не обязательно должно выполняться в соответствии с каким-то установленным алгоритмом действий. Это предоставляет возможность представителям данной социальной группы творчески подходить к своей повседневной работе. Служащий может быть задействован и в промышленности (инженеры, сметчики, энергетики), и в госаппарате (всевозможные чиновники), и в образовании (профессора, аспиранты), и в торговле (менеджеры, мерчендайзеры). Оплата труда служащих в большинстве случаев представляет собой фиксированный оклад + премии за конкретные проекты.

Особенности труда рабочего и служащего

Подавляющее большинство служащих работает 40 часов в неделю, например, с 8 до 17 часов при пятидневной рабочей неделе. У рабочего может быть такой же график, а может быть и сменный, в котором одна смена длится 6, 8, 12 или 24 часа и может начинаться в утреннее, дневное или вечернее время.

Место работы служащего – это чаще всего кабинет, в котором он создает интеллектуальный продукт, используя для этого компьютерную технику и не подвергаясь при этом сильным нагрузкам. Рабочее место представителя рабочего класса – это цех, шахта, кабина спецтехники; там с применением механических инструментов труда человек создает реально поддающийся исчислению продукт.

Иногда практически любой служащий вынужден подвергаться в рабочее время сильным эмоциональным нагрузкам. В противоположность ему, рабочий по окончании смены может позволить себе забыть обо всем, что связано с его профессиональной деятельностью, но лишь до начала следующей смены.

перечень должностей педагогических работников

Это быстро и бесплатно !

В образовательной сфере предъявляются суровые требования к нанимаемым работникам. Инструкции для персонала, преодоление подводных камней при получении должности в учреждениях образования и перечень должностей станут темами нижеизложенного материала. В образовательном учреждении любого типа устанавливаются высокие квалификационные требования относительно соискателей. О требованиях в 2021 году также будут приведены сведения.

Единый тарификационный справочник должностей в образовании (ЕТКС)

Ст. 143 ТК РФ гласит, что при выполнении работником требований ЕТКС, у него есть законные основания на присвоение тарифного разряда, а также тарификации его работы. Ниже, перечислен список того, что в себя данный справочник содержит:

  1. Квалификационные характеристики должностей (КХД).
  2. Расшифровки должностных обязанностей.
  3. Требования к уровню знаний.


В контексте данной статьи, будет особо внимательно рассмотрен пункт номер 1 вышеприведенного списка.

В России ЕТКС имеет второе название – Единый квалификационный справочник должностей работников образования. Его курирует Минздравсоцразвития РФ.

Раздел КХД

Квалификационная характеристика должностей работников образования претерпевает изменения по мере введения поправок и постановлений. Версию, актуальную на 2021 год, можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.

Квалификационный справочник должностей работников образовательных учреждений используется в сферах:

  1. Регуляции трудовых отношений.
  2. Создания прогрессирующей системы руководства и управления персоналом учреждений и организаций образования любой формы собственности.

На базе КХД разрабатываются должностные инструкции, этому содействует находящийся в нем перечень должностей педагогических работников. При их составлении возможны ссылки на иные перечни, которые включают особенности отдельных ОУ. Они учитывают разнообразие и различия каждой должности.

Предприятия стремятся к развитию и рентабельности. Это обуславливает то, что для отдельных работников допускается закрепление за ними доп. обязанностей из смежных сфер. Это может происходить и без окончания спец. подготовки.

Лица, которые справляются со своими обязанностями, но не дотягивают по стажу до определенной должности, могут быть на нее назначены. Решение о назначении должна вынести аттестационная комиссия, опираясь на квалификационные требования к работникам образования

В структуре КХ выделяют 3 раздела (по должностям):

Должности работников сферы образования 2021 года с пояснениями

Существует 3 уровня должностей:

  1. Руководители.
  2. Педагоги.
  3. Вспомогательный персонал.

Раздел 1. Руководители

Многие должности в школе подразумевают наличие у сотрудников дополнительных навыков. Рассмотрим параметры руководящих должностей.

Руководитель

В должности руководителей ОУ входят: директора, заведующие и начальники.


ДО: Управлять вверенным им учреждением образования в рамках законов РФ.

ДЗ: Тенденции отечественной системы образования; свод законов (в рамках сферы своей работы).

Заместитель руководителя

ДО: Занимается распределением объема работ между пед.работниками. Следит за выполнением задач, которые стоят в повседневной деятельности УО.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Принципы работы с законодательной базой. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.

ТК: Стаж работы руководителем – от 5 лет. Успешное окончание ВУЗа по специальностям, связанным с управлением персоналом.

Руководитель структурного подразделения

ДО: Организует труд в следующих отделах: секции, кабинеты и лаборатории. Планирует постановку наиболее перспективных целевых задач для данных подразделений.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.

ТК: Диплом ВУЗа. Специальность, которая соответствует интересам отдела. Не менее 3 лет работы по выбранному профилю.

Старший мастер

ДО: Оказывает помощь учащимся в выборе профессии. Отвечает за то, чтобы выполнялся план практических занятий.

ДЗ: Тенденции профильной сферы. Уметь обращаться со сводом законов.

ТК: Высшее образование (ВО) смежное с выбранной профессией. Стаж работы по ней – от 2 лет.

Раздел 2. Перечень должностей педагогических работников

Рассмотрим, кто относится к специалистам в образовании среди работников школьных и дошкольных УО.

Учитель


ДО: Непосредственная работа с учащимися. Обучать и воспитывать. Проводить внеклассную работу по формированию внутреннего состояния, навыков адаптации к социуму.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу и учебную программу.

ТК: Опыт работы не имеет значения. Образование: высшее или среднее в области педагогики, либо из научной сферы излагаемого на занятиях предмета.

Преподаватель


ДО: Соответствовать стандартам образования, принятым на уровне федераций. Организовывать и контролировать самообучение учеников. Использовать в учебном процессе индивидуальные программы.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.

Педагог-организатор


ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.

ТК: Образование не ниже среднего. Специальность должна быть связана с педагогикой либо, с организаторской деятельностью. Стаж не важен.

Социальный педагог


ДО: Воплощение на практике программ, касающихся становления ученика как личности, общеобразовательного процесса и соц. защиты.

ТК: Образование среднее и выше. Иметь специальность из области педагогики или социальной педагогики. Стаж не важен.

Учитель-дефектолог, логопед

ДО: Работать с учащимися, у которых присутствуют изъяны в развитии. Используя навыки и методики, корректировать их недостатки.

ДЗ: Пути развития, по которым идет российская система образования. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Помимо этого профильные методички.

Педагог-психолог


ДО: Работать над тем, чтобы в учебное время у учеников не возникало эмоциональных напряжений, конфликтных состояний и нервных срывов.

ДЗ: Направления развития сферы отечественного образования. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Как пользоваться знаниями, полученными из учебных пособий и методичек по психологии, сексологии, психотерапии и т.д.

ТК: Образование не ниже среднего, соответствующее данной профессии.

Воспитатель


ДО: Работать по линии воспитания учеников в УО, в особенности, учреждениях дошкольного образования (ДОУ). Влиять на правильное формирование нравов, которые приняты в цивилизованном обществе. Способствовать личностной реализации детей.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу

Тьютор


ДО: Работать с детьми по стимулированию у них интереса к познанию в индивидуальном порядке.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Методики организации свободного времени у учащихся.

Педагог-библиотекарь


ДО: Способствовать реализации учебных программ для всех ступеней общего образования. Принимать в ней непосредственное участие.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Пособия по организации работы в библиотеке.

ТК: ВО по данной специальности. Стаж работы не имеет значения.

Старший вожатый


ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Технологии организации досуга.

ТК: Образование не ниже среднего. Стаж работы не важен.

Педагог дополнительного образования


ДО: При помощи специально разработанных программ осуществлять всестороннее развитие учащихся.

ДЗ: Направления развития, которые определены законодательством РФ. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Как правильно организовать кружок или секцию.

Музыкальный руководитель


ДО: Определять способности у учеников к музыке. Развивать их музыкальный вкус.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Методики, касающиеся тем музыкального воспитания, детской моторики и развития музыкальных способностей.

ТК: ВО или СО по педагогическому делу. Проф. навыки в музыке. Требования относительно стажа отсутствуют.

Концертмейстер


ДО: Отвечает за разработку и внедрение тематических программ и планов. Курирует проф. и спец. дисциплины.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Владение методикой проведения репетиционных и основных уроков.

ТК: Профильный диплом (музыкального училища, консерватории). Виртуозная игра на инструменте.

Методист


ДО: Делает анализ учебно-методической и воспитательной работы. На основе полученных данных составляет планы, которые позволяют улучить положительный эффект от занятий.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Базовые методики обработки информационных материалов и их систематизации.

ТК: ВО по специальности. Стаж — от 2 лет.

Инструктор по труду


ДО: Проводит занятия, которые позволяют ученикам овладеть навыками, которые помогут им в труде. Проводит предварительный инструктаж перед практическими занятиями.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Различные инструкции по безопасности труда. Принципы повышения мастерства.

ТК: ВО или СО по специальности, которая соответствует данной профессии. Без требований касаемо стажа работы.

Руководитель физического воспитания

ДО: Отвечает за своевременное согласно учебному плану проведение занятий по физ.воспитанию.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Техника безопасности при проведении спортивных занятий. Методики проведения уроков физкультуры.

ТК: ВО в сфере спорта.

Инструктор по физ.культуре


ДО: Проведение и организация активного досуга у учеников.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Уметь методично проводить тренировки в игровых спортивных дисциплинах. ТБ на спортивных состязаниях.

ТК: Спортивное образование. Требования к стажу не предъявляются.

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности


ДО: Обучение ОБЖ.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Как обезопасить себя и окружающих при катаклизмах, авариях и ЧС природного характера. Принципы первой медпомощи.

Раздел 3. Учебно-вспомогательный персонал

Продолжает перечень должностей в образовательном учреждении список сотрудников, которым не обязательно иметь профильный диплом педагога.

Дежурный по режиму

ДО: Контроль над соблюдением внутреннего распорядка учениками, внутри УО и за его стенами.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Конвенцию о правах ребенка. Приемы педагогики и психологии.

ТК: ВО или СО с дополнительной специальностью. Требования к стажу отсутствуют.

Вожатый


ДО: Развивает детский коллектив в различных средних и дошкольных учреждениях образования. Например, в ДОУ работает с детьми самого раннего возраста.

ДЗ: Пути, по которым движется сфера образования, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.

ТК: СО, курсы педагогики. Требований относительно стажа нет.

Помощник воспитателя


ДО: Оказывает помощь в составлении и осуществлении распорядка дня воспитанников.

Секретарь учебной части


ДО: Получение и распределение в места назначения поступающей корреспонденции. Занимается делопроизводством и оформлением документов.

ДЗ: Направления развития сферы, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.

ТК: СО в сфере делопроизводства. Отсутствуют требования к стажу.

Диспетчер образовательного учреждения

ДО: Помогает разрабатывать учебный план. Координирует внутренние структурные подразделения ОУ.

ДЗ: Направления развития сферы образования, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Профильные методические материалы.

Как видно, многие должности в школе подразумевают наличия у сотрудников дополнительных навыков. Данный список рабочих мест в учреждении образования поможет производить более детальную разборку кадров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: