Скрининговое обследование что это такое в школе

Обновлено: 05.07.2024

СКРИНИНГ (SCREENING) — в 1951 г. Комиссия США по хроническим заболеваниям дала следующее определение скринингу: «Предположительная идентификация нераспознанного заболевания или дефекта путем проведения тестов, обследований или других легко используемых процедур".

Массовый скрининг (Mass S.) просто означает скрининг всего населения.

Сложный или многомерный скрининг (Multiple or multiphasic S.) подразумевает использование различных скрининговых тестов одномоментно.

Профилактический скрининг (Prescriptive S.) нацелен на раннее выявление у видимо здоровых людей болезней, контроль над которыми может быть более успешным в случае их выявления на ранней стадии. Пример: маммография для выявления рака молочной железы. Характеристики скринингового теста включают в себя правильность, предполагаемое число выявленных случаев, точность, воспроизводимость, чувствительность, специфичность и достоверность. (См. также: выявляемый доклинический период, измерения.)

Избирательный скрининг - проводится в отсутствие симптомов, но при наличии одного или более факторов риска развития искомого заболевания, например указаний на заболевания ближайших родственников, особенностей образа жизни или принадлежности обследуемого к популяции с высокой распространенностью соответствующего заболевания

Генетический скрининг (GENETIC SCREENING) — использование методов молекулярной биологии для выявления мутаций, которые присутствуют у человека и повышают риск развития заболевания, например, геновBRCA1 и BRCA2, значительно повышающих риск развития рака молочной железы и яичников у женщин. При генетическом скрининге могут возникнуть этические проблемы, например, при извещении людей о наличии у них повышенного риска болезни, эффективного лечения которой не существует. Также могут возникнуть проблемы, если результат диагностики способен привести к проблемам с трудоустройством и страхованием.

Систематический (безвыборочный) скрининг – проводится всем лицам в определенной популяции, например, ультразвуковой скрининг хромосомной патологии, который проводится в первом триместре беременности.
Популяцией для данного скрининга являются все без исключения беременные женщины.

Выборочный скрининг – проводится среди лиц подвергающихся воздействию определенных факторов риска, способных вызвать то или иное заболевание. Примером такого скрининга является исследование медицинских работников на заболеваемость гепатитами В и С, ВИЧ, сифилис, т.к. представители данных профессий контактируют с биологическими жидкостями потенциально больных людей и, соответственно, имеют повышенный риск заражения данными инфекционными болезнями.

  • Чувствительность и специфичность
  • Прогностическая значимость диагностического теста
  • Отношение правдоподобия
  • Ложно-положительные результаты
  • Ложно-отрицательные результаты

Ниже приведены критерии скрининга, предложенные национальным комитетом по скринингу Великобритании (UK NATIONAL SCREENING COMMITTEE)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Выступление на семинаре-практикуме

службы ОУ Красногвардейского района в соответствии с

педагог-психолог І категории

Сейтнебиева Севиль Наримановна,

Тема : Скрининговые обследования ( мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определения лиц, нуждающихся в психологической помощи.

( Слайд 2)

Психологический скрининг – это особым образом, выстроенная экспресс-диагностика. Она позволяет из всей группы обследованных выделить воспитанников, испытывающих различные психологические трудности в решении задач образования и развития.

Скрининг не отвечает нам на вопрос, в чём причина этих трудностей ( это задача последующих диагностических этапов), но он позволяет :

Обнаруживать проблемы здесь и сейчас

Фиксировать динамику развития детей по определённым значимым показателям

Проводить сравнительный анализ , т.е выявить лиц, нуждающихся в психологической

( Слайд 4)

Цель проведения скринингового обследования – выявление детей группы риска ( например, недостаточно готовых к обучению в школе). Оно проводится массово, с большими группами воспитанников определённой категории. В процессе обследования используются высокостандартизированные методики, позволяющие быстро получить общую оценку тех или иных психологических особенностей воспитанников.

Результаты обследования не могут считаться окончательными. Низкий результат служит основой не для окончательных выводов, а лишь для проведения более углубленной (обычно индивидуальной) психологической диагностики. Напротив, высокий результат, полученный в скрининговом обследовании, - достаточное основание для заключения о соответствии развития ребёнка возрастной норме.

( Слайд 5)

Углубленная психологическая диагностика проводится уже после выделения детей, имеющих какие-либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, т.е. в специальной психологической помощи. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах.

( Слайд 6 )

Динамическое обследование , с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих или коррекционных мероприятий.

Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса.

( Слайд 7)

Итоговая диагностика даёт возможность оценить состояние ребёнка по окончании курса коррекционной работы.

Скрининг не является мониторингом ( т.к. по задачам ориентирован на деятельность самого педагога-психолога, обеспечивает его информацией для организации развивающей, коррекционной, консультативной и иной видов деятельности). А вот другим специалистам результаты скрининга, как правило, ясности не добавляют. Результаты скрининга сформулированы на профессиональном языке педагога-психолога и ему самому и предназначены.

( Слайд 8) (Слайд 9, 10)

Мониторинг - это многоуровневая иерархическая система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации. Мониторинг рассматривается в соотношении : мониторинг – исследование – экспертиза – измерение – диагностика.

Мониторинг – самостоятельный вид профессиональной деятельности.

Особенностью мониторинга является его вариативность .

Экспертиза . Психолого-педагогическая экспертиза – это комплексное обследование человека, где решающую роль играет заключение психолога-эксперта, отвечающего на ясно сформулированный практический вопрос. Мониторинг и экспертизу роднит наличие у специалиста глубоких знаний и психологии, и педагогики. Экспертиза – разовая процедура.

Измерение – процедура качественной и количественной оценки определённого свойства, в процессе которой числа или порядковые величины приписываются вещам и явлениям по особым правилам. Мониторинг обязательно содержит в себе процедуры измерения, но по своей сути он более широкая и сложная деятельность, в которой процедура измерения подчинена общей задаче получения информации об объекте.

Диагностика – это :

Во первых, это деятельность по выявлению и изучению индивид.-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека.

Во-вторых, это совокупность специальных процедур, позволяющих выявлять и измерять те или иные психологические свойства и состояния человека.

Большинство психологических мониторингов представляют собой большие и малые исследования, построенные на основе батарей психологических опросников и тестов.

В диагностическом исследовании цели формулируются самим специалистом на основе проведённого им анализа существующих проблем.

Результаты диагностики - это рекомендации и выводы, которые адресуются другим специалистам и на которые опирается сам психолог при выстраивании практической работы по решению проблем.

Полученные данные диагностики заносятся в сводную таблицу мониторинга и оформляются документально :

Итак, мы ставим знак равенства между мониторингом и диагностикой, потому что используем приёмы психологического диагностирования для сбора информации.

Если это мониторинг УУД, то существует 3 варианта :

Вариант 1. Скрининговая диагностика. Экспресс уровень.

Вариант 2. Индивидуальная диагностика. Углубленный уровень.

Мониторинг проводит педагог-психолог на основе индивидуальной диагностики либо всех обучающихся класса, либо тех обучающихся, которые по итогам скрининговой диагностики показали снижение уровня развития УУД. Также, данные фиксируются в сводной ведомости психол.мониторинга, по итогам пишется заключение, разрабатываются рекомендации.

Вариант 3. Экспертная оценка учителя. Экспресс уровень.

Обычно, этот вариант используется где нет педагога-психолога, Мониторинг проводит учитель на основе наблюдения. но я его использую, заполняем таблицу вместе с учителем.

Конечно же педагог-психолог опирается на содержание банка психодиагностических методик.

Мониторинг может проводиться в начале года ( стартовая диагностика) - октябрь-ноябрь, и в конце учебного года ( итоговая диагностика) - апрель – май.

Промежуточный мониторинг ( январь-февраль) необходим, в отношении тех учащихся, которые показали низкий уровень развития УУД.

На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Примерный перечень методик для скринингового исследования

Примерный перечень методик для скринингового исследования
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Примерный перечень методик для скринингового исследования
Перечень методик для углубленного исследования познавательной сферы детей и подростков
Психолого – педагогический консилиум
Стратегия работы психолога с новой группой учащихся интегрированного класса
Составление психолого-педагогических данных по классу интегрированного обучения
Работа с родителями
Коррекционный комплекс занятий, направленный на восстановление детско-родительских отношений
Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении
Коммуникативный блок игр
Блок игр по развитию речевой и мыслительной деятельности
Правила пространственной организации учебного материала
Подвижные игры
Все страницы

С открытием в Республике Беларусь центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, и налаживания системы интегрированного обучения назрела необходимость в оказании комплексной помощи детям с трудностями в обучении. Из общего количества детей с особенностями в психофизическом развитии преобладающие нарушения – нарушения речевого характера и задержка психического развития. В случае раннего выявления и организации с детьми отмечается благоприятный прогноз. Дети способны успешно учиться, а при грамотной профориентационной работе могут поступать в средние-специальные и средние технические учебные заведения.

  • индивидуальная диагностика по запросам;
  • специальная диагностика в соответствии с внеплановым событием;
  • консультирование учащихся, педагогов и родителей по результатам выше перечисленной диагностики.

2 блок – выявление детей, испытывающих трудности в обучении и воспитании (на основании диагностического минимума):

3 блок – поступление ребенка с заключением ПМПК в школу;
- перевод ребенка на программу соответствующую заключению ПМПК;

  • психолого-педагогические консилиумы с участием специалистов ЦКРОиР с целью совместной разработки индивидуальных планов коррекционно-педагогической помощи;
  • консультативно-методическая работа психолога с педагогами;
  • планирование совместной работы с классными руководителями, воспитателями, социальным педагогом, дефектологом и другими специалистами;
  • просветительская и консультативная работа с родителями;
  • индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми (психолога и (или) дефектолога – в зависимости от структуры дефекта);
  • диагностика детей в динамике;
  • работа по психологическому сопровождению детей, обучающихся на дому (изучение психологический особенностей детско-родительских отношений, стиля семейного воспитания, консультирование родителей). (см. схему № 1)
  • индивидуальные консультации в ЦКРОиР по текущим вопросам;
  • консультативно-методические выезды специалистов ЦКРОиР в учреждения образования с целью оказания помощи на местах.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИК ДЛЯ СКРИНИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

С каждым годом организм ребенка стремительно растет и развивается. Чтобы оценивать состояния здоровья в разные периоды, нужно проводить дополнительные обследования.

В 7 лет, перед поступлением в школу, дети проходят диспансеризацию. Проведенный в этот период УЗИ-скрининг поможет выявить или исключить патологические состояния.

Последующий УЗИ-скрининг следует провести в 14 лет. Наступает пубертатный период, который является одним из переломных моментов в развитии ребенка.

Скрининг включает в себя проведение УЗИ:

  • Брюшной полости и почек. Осмотр органов пищеварения, почек на наличие патологий, обменных нарушений.
  • Щитовидной железы. Осмотр щитовидной железы позволит оценить работу эндокринной системы, обнаружить состояние йододефицита.
  • Сердца (эхокардиография). Определяют особенности анатомического строения сердца, его работу
  • Репродуктивных органов. Оценивают правильность строения половых органов.

Ранние профилактические обследования позволят исключить хронизацию патологических процессов.

В нашем медицинском центре вы можете пройти весь комплекс УЗИ-скрининга за 3500 руб.

Читайте также: