Экспертная деятельность в школе

Обновлено: 30.06.2024

Раздел "Экспертная деятельность педагога" ведет свою работу с 01 сентября 2019 года. Работа педагога в качестве эксперта - именно эта деятельность отмечена в критериях портфолио педагога на аттестации.

Требования предъявляемые ФГОС к современному педагогу касаются различного рода компетенций. В том числе и умение прогнозировать и анализировать результаты работы и выявлять сильные и слабые стороны различных проектов, мероприятий.

ПРИГЛАШАЕМ
стать членом и принимать участие в работе экспертно-педагогического совета
образовательного портала "РОСОБР"

Речь пойдет не об экспертной деятельности вообще, а об экспертной деятельности педагога (именно эта деятельность отмечена в критериях портфолио педагога на аттестации!)

Сначала обратимся к определениям и понятиям.

Эксперт — специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса.

Экспе́рт (от лат. expertus — опытный) — специалист, приглашаемый для выдачи квалифицированного заключения или суждения по вопросу, рассматриваемому или решаемому другими людьми.

Экспертиза – это оценка материала в соответствии с определенными заранее критериями оценки. Эти критерии разрабатываются самими экспертами перед экспертизой или предлагаются им уже готовыми.




На наш взгляд, экспертная работа – отличная школа для педагога. Это не только показатель его профессионального роста, но и показатель уровня его профессионального развития и мышления.

Заявку вы можете подать в режиме он-лайн или заполнив форму и отправив ее на электронную почту info@rosobr.su

После подаче заявки Вам на электронную почту придет квитанция для оплаты, а также задание и оценочный лист

Для экспертизы Вам будут предоставлены экспертный лист (из 10 критериев, по которым вы должны будете провести оценку) и методическая разработка педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Для экспертизы Вам будут предоставлены экспертный лист (из 10 критериев, по которым вы должны будете провести оценку) и методическая разработка педагогов общеобразовательных учреждений.

Для экспертизы Вам будут предоставлены экспертный лист (из 10 критериев, по которым вы должны будете провести оценку) и методическая разработка педагогов дополнительного образования.

Для экспертизы Вам будут предоставлены экспертный лист (из 10 критериев, по которым вы должны будете провести оценку) и методическая разработка на тему работы с родителями.

Для экспертизы Вам будут предоставлены экспертный лист (из 10 критериев, по которым вы должны будете провести оценку) и методическая разработка на тему внеурочной деятельности.


Свидетельство педагога-эксперта выдаётся педагогам всех образовательных организаций, которые стали членами экспертно-педагогического совета Академии. Требования, предъявляемые ФГОС к современному педагогу, касаются различного рода компетенций: это умение прогнозировать и анализировать результаты работы, выявлять сильные и слабые стороны различных проектов, мероприятий. Работа педагога в качестве эксперта дает возможность педагогу сформировать данные умения. Данный вид деятельности педагога учитывается при аттестации. Портфолио для аттестации педагога может быть пополнено свидетельством подтверждающим, что он является экспертом.
Стоимость изготовления свидетельства педагога-эксперта составляет 150 руб.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Экспертная деятельность в образовании.

Ведущей задачей современных образовательных учреждений является поиск методов и средств повышения качества предоставляемых образовательных услуг. На сегодняшний день предлагаются различные методы изучения, оценки и совершенствования образовательного процесса. Анализ педагогической литературы показал, что экспертиза как метод изучения и оценки активно применяется в сфере образования. Несмотря на широкое применение экспертизы, в большинстве случаев ее сущность представляется с позиции требований к предмету изучения. Существенным отличием экспертизы от других методов является то, что основным ее инструментом выступает мнение эксперта.

Экспертиза — это особый способ изучения инновационных процессов в образовании, который позволяет увидеть и понять то, что нельзя просто измерить или вычислить. Экспертиза осуществляется компетентными и независимыми специалистами и именно субъективному мнению и ответственному решению экспертов придается решающее значение.

Цель экспертизы – объективная оценка состояния программного обеспечения данной деятельности и определение ресурсов, необходимых для его формирования и развития.

Аспект экспертизы важен не столько сам по себе, сколько влияние оценивания на профессиональное развитие педагогов.

К основным целям экспертной деятельности в образовании относится:

- оценка соответствия рассматриваемых материалов некоторым нормативным моделям либо существующим требованиям или традициям;

- оценка деятельности по проработке инновационного проекта;

- понимание авторского замысла, исходной проектной идеи.

Лица, занимающиеся экспертной деятельностью в сфере образования, должны владеть методологическими основами экспертизы. Эксперт - опытный, квалифицированный специалист, привлекаемый для исследования, консультирования, выработки суждений, заключений и предложений проведения экспертизы. [13]

В зависимости от поставленной цели экспертиза может иметь различные функции:

Проведение нормоконтролирующей экспертной деятельности, как самостоятельного вида профессиональной деятельности проявляется при проведении лицензионно-аккредитационной экспертизы содержания и качества подготовки учащихся учебного заведения, осуществляющую образовательную деятельность с целью установления соответствия государственного образовательного стандарта.[13]

Для включения в экспертизу различных позиций разрабатываются критерии экспертизы, которые имеют ряд вопросов, подчеркивающих различные аспекты проектирования, например,

- каким образом его реализация окажет воздействие на образовательную ситуацию в системе образования;

- что даст проект для конкретной категории детей;

- что даст проект для педагогов учебного учреждения.

- обоснованность и соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями детей, учет психолого-педагогических закономерностей, направленность на решение образовательных и педагогических задач.

- соответствие санитарно-гигиеническим нормам в образовании, трудоемкость образовательного процесса в соответствии с особенностями и возможностями детей и педагогов.

Обоснованность проекта, значимость для развития, обоснованность методов, содержания и методического обеспечения, оценок, полнота представления документов, готовность авторов и участников проекта к реализации.

- соответствие нормативным документам, характеру положений и законов; разработанность системы реализации, стимулирования, управления.

Финансово экономический и материально технический:

- цена проекта, достаточно времени и средств для реализации, соответствие материально-технической базы.

Функция экспертизы дать многоаспектный анализ, выполнить прогноз, определить приоритеты, принять решения с учетом мнений специалистов и интересов людей, принимавших участие в процессе, выбрать более эффективные и полезные решения на основе разработанных критериев и обоснованных суждений. [ 14]

Для проведения экспертизы эксперты должны достичь согласия по вопросам:

определение критериев анализа и оценивания;

степени их важности;

формы представления анализа и суждений, характера и процедуры принятия решений.

Актуальность использования процедур оценивания в образовании заключается в том, что для развития образовательных систем необходим эффективный инструмент оценки образовательных процессов, который способен не только выявить существующие проблемы в состоянии образования, но и обозначить их реальные причины и наметить тенденции развития с целью корректировки, обозначения приоритетных направлений и прогнозирования внесения изменений. В настоящее время в образовании широко представлены различные подходы и виды процедуры экспертизы педагогической деятельности, которые оцениваются по разным, часто не совпадающим, а порой и противоречащим друг другу параметрам. Поэтому весьма актуальна разработка критериальной базы, позволяющей оценивать (выявлять, анализировать, сравнивать) инновационные процессы. Как известно, при аттестации школы используются многие критерии.

оценивание должно быть валидным (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям курса);

оценивание должно быть надежным (использовать единообразные стандарты или критерии);

оценивание должно быть справедливым (разные педагоги должны иметь равные возможности);

оценивание должно быть развивающим ( фиксировать что могут, и как им улучшить свои результаты);

оценивание должно быть своевременным (поддерживающим развивающую обратную связь);

Процедура оценивания является широким понятием, включающим оценки, даваемые педагогу или его деятельности любыми лицами, занимающимися развитием и повышением квалификации. Во многих странах существует два вида процедуры оценивания профессиональной деятельности педагогических кадров: формирующая оценка и итоговая.

Экспертиза в образовании предусматривает исследование специалистами (экспертами) степени соответствия педагогических систем (объектов, явлений, процессов) определенным нормам, стандартам. Поэтому названная процедура включает применение комплекса научно-обоснованных, нормативно-правовых действий и операций, необходимых для получения объективного суждения о качестве изучаемого объекта [3].

Достижение необходимого уровня профессионализма требует реализации деятельностного подхода к обучению педагогов и обеспечения практической направленности его содержания, и проведение процедуры оценивания. Таким образом, самообразование становится одним из источников профессионального роста учителя. Педагогу необходимо усвоить конструктивные навыки своей деятельности через самоанализ урока, педагогических ситуаций, что способствует повышению его ответственности за свои результаты. Самообразование становится источником профессионального роста учителя лишь в той мере, в какой оно является объектом рефлексии.

В числе признаков профессионального становления учителя выделяются:

– интегрирование теоретических знаний и способов их практической реализации в педагогической деятельности;

– использование новых информационных технологий;

– овладение основами научно-исследовательской деятельности;

– внедрение инновационных проектов [ 12 ].

Главной целью экспертизы оценивания является включение учителя в процесс профессионального становления, что предполагает:

а) рефлексивный анализ и осмысление процесса и результата своей педагогической деятельности, способов ее осуществления; проектирование педагогически целесообразных форм и методов работы, необходимых для повышения качества собственного труда и прежде всего тех изменений в себе, в своем профессионализме, благодаря которым обеспечивается выход учителя за пределы нормативной педагогической деятельности, обретение ею свойств креативности и индивидуальности;

б) внедрение инновационной деятельности для освоения и принятия содержания и технологий современного образования;

в) проведение педагогической экспертизы в системе субъект-субъектных отношений;

г) вариативный выбор индивидуальной образовательной траектории.

По словам М.С. Гвоздевой, оценка кадров — одна из важнейших функций руководства любым учебным заведением. Особенно возрастает роль оценки кадров в школах, ориентированных на развитие и стремящихся осуществлять инновационную деятельность. В рамках антропологического подхода и вытекающей из него личностно-ориентированной парадигмы образования современный педагог должен освоить психосберегающие и информационные технологии, ориентироваться на развитие компетенций ученика, реализовать его индивидуальный образовательный маршрут [12].

Оценка уровня квалификации требует наличия достаточно ясных критериев и показателей различных уровней квалификации. Проведение оценки профессиональной деятельности в процессе уровневой подготовки предполагает, прежде всего, анализ качества решения различных функциональных задач, стоящих перед педагогом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2010. – 510с., 247

Керимбаева М.С. Инновационные процессы в школе: проблемы, перспективы, поиск. – Алматы: Елорда, 1995. - 26с., 17

Руководство для тренера. Третий (базовый) уровень. Третье издание – Астана, 2012

Руководство для тренера. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание – Астана, 2012

Руководство по оцениванию – Астана, 2012

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденная указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118. // adilet.zan.kz

Керимбаева М.С. Инновационные процессы в школе: проблемы, перспективы, поиск. – Алматы: Елорда, 1995. - 26с, С.17

Караев Ж.А., Кобдикова Ж.У. Актуальные проблемы модернизации педагогической системы на основе технологического подхода . // Творческая педагогика. – Алматы: Аль - пари, 2007. - №2 . - С. 37-46, С.46

Экспертная деятельность педагога - это не только показатель его профессионального роста, это особый вид активности педагога, важнейшая составляющая педагогического профессионализма. Формирование и развитие сообществ профессионалов-учителей, решающих общие задачи образования, развивающих свои компетенции, в том числе через участие в экспертной деятельности - один из наиболее распространенных и эффективных путей непрерывного профессионального развития.

Моя экспертная деятельность началась с 2006 года после победы в Конкурсе лучших учителей Российской Федерации на грант Президента РФ В.В. Путина. В те годы, министр образования и науки РТ Морозов П.А., призвал всех победителей провести выездные курсы во всех кожуунах республики, поделиться опытом в подготовке к конкурсу. С 2007 года по приказу Министерства образования и науки РТ я впервые была назначена экспертом ВАК (высшей аттестационной комиссии) для проведения экспертизы профессиональной деятельности педагогических работников с целью установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям. Быть экспертом это очень ответственная, важная, серьезная работа.

С 2013 по 2019гг. работала в составе группы экспертов Республиканской олимпиады развивающего обучения для учащихся 3-4 классов, которая проводилась на базе МБОУ СОШ №1 г. Шагонара.

С 2020 г. - руководитель ШМО социально-психологической, валеологической, логопедической службы МБОУ Гимназии №5 г. Кызыла.

Previous
Next
Play
Pause

Эксперт — специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса.

Экспе́рт (от лат. expertus — опытный) — специалист, приглашаемый для выдачи квалифицированного заключения или суждения по вопросу, рассматриваемому или решаемому другими людьми.

Где именно педагог может выполнять роль эксперта?

Эксперт необходим на следующих мероприятиях:

- экспертиза работ учащихся на ГИА и ЕГЭ;

- конкурсы профессионального мастерства, конференции, фестивали и т.д.;

- конкурсы работ учащихся, предметных олимпиад, конференций исследовательских работ и т.д;

- экспертные комиссии, проводящие экспертизу учебных программ, учебных пособий;

- экспертные комиссии при аккредитации и лицензировании ОУ;

Какими качествами должен обладать педагог, чтобы стать экспертом?

Такими качествами должны быть:

- высокая профессиональная квалификация в вопросах, по которым будет проводиться экспертиза;

- широкий общий профессиональный кругозор;

- приятие критериев экспертизы, четкое следование процедуре экспертной деятельности;

- высокая культура общения;

- умение аргументировано отстаивать свою позицию;

- умение разрешать конфликтные ситуации.

В чем сущность экспертной деятельности педагога?

Экспертиза – это оценка материала в соответствии с определенными заранее критериями оценки. Эти критерии разрабатываются самими экспертами перед экспертизой или предлагаются им уже готовыми.

Критерии оценки экзаменационных работ разрабатываются заранее ФИПИ и предлагаются экспертам. Что касается экспертизы конкурсных работ, то она проводится несколько иначе. Уже определенные критерии оценки не обсуждаются и принимаются как данность. Представляется или разрабатывается и шкала оценок (обычно в баллах) критериев.

Эксперт оценивает материал (экзаменационные работы, конкурсные работы, статьи, ЦОРы или ЭОРы и т.д) в соответствии с определенными критериями и их разбалловкой и выставляет общий балл за материал.

Один материал оценивается не менее чем тремя экспертами (для объективности экспертной оценки), и по результатам их экспертной оценки выставляется итоговый балл за конкурсную работу.

Какой именно балл будет выставлен, зависит от уровня профессионализма эксперта.

После проведения экспертизы экспертом пишется экспертное заключение или рецензия – особый документ, отражающий качество материала по отношению к критериям экспертной оценки.

Если вы решаетесь стать экспертом, то принимаете все условия реализации этой деятельности:

- объективность оценки,

- беспристрастность,

- глубокое понимание критериев оценки и их приятие.

Что дает самому педагогу экспертная работа?

  1. Четкое понимание целей и задач любой деятельности.
  2. Качественное и количественное отражение деятельности и ее результатов в предложенном материале.
  3. Представление о качестве подготовки своего потенциального материала к различным конкурсным мероприятиям.
  4. Точное понимание требований к методической, дидактической, научной подготовке самого учителя.

Поэтому, на наш взгляд, экспертная работа – отличная школа для педагога. Это не только показатель его профессионального роста, но и показатель уровня его профессионального развития и мышления.

Сама экспертная деятельность не дает останавливаться на месте, постоянно толкает к дальнейшему развитию и совершенствованию, развитию коммуникации в профессиональной среде и взаимодействию в команде, расширяет круг профессионального общения и взаимодействия.

С самого начала надо очень четко понимать, что экспертная деятельность– это деятельность особого рода. Она требует не только профессионализма, но и особой ответственности, объективности и подготовки педагога.

Читайте также: