Следует ли отменить школьную форму

Обновлено: 05.07.2024

Чаще за отказ единой формы одежды в школе голосуют мужчины, чем женщины — 59% против 49%. А больше всего хотят отменить школьную форму родители до 34 лет (60%).

Проводить ребенка в школу 1 сентября планируют 48% опрошенных (в 2019 году — 53%). Женщины отпрашиваются с работы чаще мужчин (51% против 45%) и родители моложе 34 лет (60%).

Опрос проведен 17—24 августа 2020 года в 323 населенных пунктах во всех округах России. Опрошены 1600 родителей школьников.

Как сообщало ИА REGNUM, большинство родителей в России (68%) пессимистично отзываются о современном школьном образовании.


Родители за 40 еще помнят свою скучную коричневую школьную форму и пионерские галстуки. 30-летние родители поймали воздух свободы: они ходили в школу в джинсах. Но маятник истории качнулся назад. Наш блогер Юлия Рих считает, что форма в школах убивает индивидуальность. И её надо отменить.

Зачем нам форма

Все мы, вне зависимости от своего прошлого, наверное, хотим, чтобы наши дети выросли смелыми, сильными, свободными и уверенными в себе. Чтобы соблюдали свои и чужие границы, любили себя и уважали чувства других. Формирование внутренней свободы ребёнка зависит от нескольких факторов:

В этих, казалось бы, несущественных фразах заложено глубокое пренебрежение к процессу познания нового, к возможности выразить себя. И начинается рабское мышление, как правило, очень незаметно. Например, с основы школьной дисциплины и уравниловки — обязательной школьной формы. Форма — первое проявление несвободы.

Зачем же школьная форма нужна в принципе?

1. Равенство

Общепринятый аргумент — для социального равенства. Если все одеты одинаково — никто не выделяется. Но стоит присмотреться повнимательнее и станет ясно, что никакого социального равенства в школе не существует. Социальные роли распределены с первого дня учебы.

Вот идет школьница в единой форме, но с последней моделью эйрподс в ушах. А вот мальчик в кроссовках Air Jordan. Посмотрите, детей подвозят к школе водители на машинах класса люкс. И одноклассники, и учителя в курсе, кто где отдыхал и откуда что привез. Единая школьная форма этого скрыть не может.

2. Порядок

Видимо, по мнению учителя, балетки напрямую связаны с интеллектуальным уровнем девочек, а офисные черные туфли повлияют на дисциплину мальчиков. Может быть, дети в форме резко перестанут курить в школьных туалетах, грубо разговаривать и играть в онлайн-игры на уроках?

Как всё это связано с мозговой активностью, интеллектуальными способностями и дисциплиной? Незаплетенная коса, белые кроссовки, яркая кофта и цветные колготки, по мнению школы, страшный, непростительный грех.

3. Статус

Возможно, посредством формы школа демонстрирует свой особый статус образования для элит? Чем сильнее заморочатся родители, чем больше времени проведут в поисках, очередях и примерках, чем дороже заплатят — тем статуснее покажется школа? Тем профессиональнее окажутся педагоги? В этой школе будет меньше травли? Чище классы, лучше мебель и не такие вонючие туалеты? Там, наконец, не будут кричать на детей?

Какое отношение этот сложный тернистый путь по приобретению особой обязательной формы имеет к образованию и его качеству? Как форма связана с тем, что родители ждут от школы сегодня:

  • чтобы детей не обижали
  • чтобы их научили учиться
  • чтобы в школе было безопасно

Создается впечатление, что школьная форма используется исключительно для красоты и услады глаз руководства. Для соответствия тому имиджу, который придумал директор, и тому пафосу, к которому он лично привык. Чтобы ему было приятно на линейке смотреть на своих подопечных.

Все причесаны, умыты, с косами и бантами, в галстуках и бабочках

Не стыдно пригласить на школьное мероприятие чиновника, есть, что показать родителями, ветераны умиляются и плачут. Смотрит на эту стаю абсолютно одинаковых школьников директор и думает: какой я молодец, как все красиво, стройненько, рядами, ради этого стоило жить!

В нашей школе был смешной случай: всех детей согнали на мероприятие с испанским учителем. Строго предупредили: только в школьной форме: воротнички белые, косы в бантах, обувь черная! Все послушались. А испанец был в футболке, джинсах и онлайн. И не было ему до обуви детей никакого дела. Фарс не вышел, выглядело это комично, архаично и провинциально. И абсолютно бессмысленно.

Не скрою, когда мои дети одеты в полный школьный комплект — это красиво. Бабушка очень любит такие фото. Еще бы: маленький мальчик выглядит как банкир, а девочка как примерная отличница. Услада глаз и именины сердца. Полагаю, большинство родителей от формы тоже в восторге. Если бы только эта красота имела хоть какое-то отношение к знаниям.

Форма в Европе и России

В небольшом курортном испанском городе, где мы прожили некоторое время, было около 10 бесплатных городских школ и одна частная — католическая. Форму, кроме католиков, никто не носил. У тех все было строго: дорого, престижно, не попасть (однако детям, которым местный департамент образования не мог выделить место в бесплатной школе, давали туда направление). Дети в католической школе были одеты подчеркнуто скромно: белый верх (футболка, рубашка), черный низ (юбка/брюки), белые носки, черная обувь. На фоне разноцветного мира этот аскетизм прямо-таки резал глаз. Догадываюсь, родители не сильно долго искали белую футболку и черную юбку. Форма была доступна и недорога.

А потом мы резко оказались в спальном районе российского города-миллионника, где никаких католиков не было. Зато был директор обычной городской школы, которому спокойно не жилось. Дети в этой школе должны были ходить непременно в рубашках строго определенного фиолетового оттенка. На отшибе города, куда редкая птица залетит, курсировали фиолетовые дети, потому что директор посчитал, что это красиво. И посчитал он это, вероятно, совместно с конкретным производителем фиолетовых рубашек. Родители были вынуждены покупать форму в одном месте без какой-либо альтернативы. Чтобы сделать директору красиво, 1500 семей немного сошли с ума и понесли деньги в одну кассу.

В школе, где учатся мои дети, пошли еще дальше: годами здесь используется форма из ткани особого, редкого принта

Найти такую ткань, чтобы сшить форму самостоятельно, невозможно. Лоскуты старой формы родители не выбрасывают, выкраивая из них галстуки и бабочки. Обратиться можно только в два ателье. При заказе спрашивают, в каком классе учится ребенок. Интересно, с какой целью — неужели ведётся финансовый учет?

Манекены с моделями платьев определенного фасона гордо демонстрируются в школьном фойе. У девочек 2 варианта платьев, зимний и летний, каждый — по 6000 рублей. Скидок, если в семье несколько детей, нет.

Я спросила русскую подругу, живущую в Лондоне, сколько школьная форма стоит у них?

Средняя зарплата жителя Лондона после вычета налогов составляет 2000 фунтов стерлингов. Возьмем ту же одинокую маму с двумя детьми. Так вот, в Лондоне школьная форма обязательна для всех учеников средней школы (младшая и старшая школы используют форму по своему усмотрению). Только одна компания шьёт форму сразу для нескольких школ, купить можно только у них. Ребёнка в школу в небрендированной одежде не пустят — это нарушение правил, а правила — альфа и омега британской школы. Но когда сын подруги потерял галстук, его с уроков не выгнали, и даже публично не отчитали (как это часто случается у нас). Завуч, сделав строгое внушение о необходимости серьезнее относиться к форме, тут же выдал галстук из своих личных запасов.

Раз в год в школе проходит Uniform Day, когда сотрудники фабрики приезжают с формой в школу, и все можно купить на месте. Кто не успел, покупают в магазине или онлайн. Школьная форма на одного ребенка стоит 80 фунтов. Это красивые светло-серые строгие юбка/брюки, джемпер, пиджак, рубашка. А галстук школа выдает бесплатно на линейке в первый учебный день.


Итого, чтобы одеть двух детей в школу одинокому родителю нужно потратить 160 фунтов, то есть 8% своей ежемесячной зарплаты. Форма российского школьника провинциального города обходится родителям в 5 раз дороже лондонской. В сердце Европы, в городе олигархов и финансистов, родитель тратит меньше 10% зарплаты на школьную форму для детей. Но и такой суммы у семьи может не оказаться. Может, им презрительно указывают на дверь со словами, мол, таких нищебродов в нашей школе еще не было, или предлагают обратиться в школу попроще? Нет.

В школе, где учатся дети моей подруги, 30% учеников не могут себе позволить новую форму. Для них работает комиссионный магазин, куда родители выросших детей отдают форму (бесплатно!), а школа распределяет ее среди нуждающихся семей. Таким детям также предоставляется бесплатное государственное питание и выдаются ноутбуки для учебы. Для одной трети всех учеников. Вероятно, нам есть чему у них поучиться.

Никакой индивидуальности

Красота и дороговизна школьной формы не имеет никакого отношения к глубине знаний, социальной справедливости и нравственным ценностям. Как бы дорого и изысканно не были одеты дети в школе, они продолжают травить друг друга, прогуливать уроки, дерзить взрослым, говорить матом с первого класса, отбирать деньги и обижать младших. Все глубинные проблемы школы решаются отнюдь не формой.

Мотивировать к обучению, проводить интересные уроки, учить учиться школа в состоянии без униформы клерка низшего звена. Одежда — часть самовыражения, она демонстрирует мышление, выражает позицию, декларирует точку зрения. В этом нашим детям отказано.

Наши дети растут в парадигме полного подчинения и абсолютной скованности целых 11 лет. Школьная форма заковывает ребенка в строгие рамки подконтрольного существа. А рабское мышление начинается с мелочей: промолчать в деталях, не отстоять свои права, не высовываться, не высказаться, не противостоять несправедливости, не надевать яркое, не выбирать собственный стиль, не подчеркивать свою индивидуальность.

Дети с семи лет закованы в дресс-код офисного планктона. Школьная форма незаметно вымарывает уникальность и глубоко прячет её. Через 11 лет некоторые дети и не вспомнят о своих особенностях. Ведь их этому не учили, им не дали попробовать, поэкспериментировать, сравнить себя в другими, определиться. Зато их учили быть незаметными, бесцветными, послушными, покорными, молчаливыми и соглашающимися. И они легко впитывают эти алгоритмы и ролевые модели.

Разве такими мы хотим видеть своих детей? В своей жизни они еще успеют побыть офисным планктоном, сотрудниками салонов связи, банковскими операционистами, мастерами маникюра и водителями автобусов, которые тоже одеты в униформу. Некоторые из них будут так одеты всю свою жизнь.

Они будут носить строгую скучную корпоративную форму — часто не по размеру, нелепую или некрасивую. Офисный дресс-код станет их второй кожей. Зачем лишать детей детства? Яркости, смелости, экспериментов? Какая особая крамола заложена в распущенных волосах девочек, в длинных нетипичных стрижках мальчиков или яркой и свободной одежде?

Давайте отменим форму и начнём просто уважать детей

Формирование внутренней свободы — процесс долгий и трудоемкий. Свободомыслие нужно взращивать, формировать для него особую среду, которая потом станет для ребенка естественной. Только внутренняя свобода позволит ребенку смело идти вперед во взрослом возрасте.

А как же дисциплина, основа российской педагогики? Но, позвольте, если кроссовки, цветные колготки, яркие футболки, разноцветные волосы, нестандартные стрижки и джинсы способны пошатнуть школьную дисциплину, значит, она уже фатально пострадала и корчится в предсмертных судорогах. Такую дисциплину формой не спасти. Тут нужны настоящие радикальные меры.

Например, посмотреть правде в глаза: многие учителя свою работу ненавидят, половина из них — с неустойчивой психикой, родителей предпочитают финансово использовать, на работу ходят только потому, что не знают чем еще зарабатывать. Исключения есть, но они подтверждают правило.

Возможно, стоит приглашать на работу неравнодушных, мотивировать увлеченных, следовать принципам гуманизма, уважения и сострадания по отношению к детям. Поддерживать социально слабых, активно использовать социальные лифты, не перекладывать на родителей свою работу, создавать среду принятия, свободы и царства знаний.

Тогда и дисциплина без всякой формы подтянется. И школьный Устав пригодится, который, в первую очередь, будут соблюдать учителя и руководство. И никакая учительница сахалинской школы не сможет унизить девочку за дырку на кофте, а учительница в Краснодаре не посмеет, публично оскорбляя, умывать в школьной раковине в коридоре девочку-подростка.

Пусть священный устав школы начнет регулировать дисциплину с отношения педагогов к детям. А школьную форму оставит для частных элитных учебных заведений.

Нужна ли нам школьная форма?
1) Миф о социальном уравнивании.
В 2013 году был проведен опрос, в ходе которого выяснилось, что 70% респондентов выступают за возвращение школьной формы. Но судя по результатам исследования, дисциплина и аккуратный внешний вид заботят родителей в последнюю очередь. Большинство из них считают, что форма скроет социальное расслоение учеников. Однако если в прошлом веке школьная одежда и впрямь могла помочь сгладить различия, то сейчас она в этом бессильна. Обувь, украшения и марки телефонов красноречиво говорят о статусе родителей ребенка. Зачем же одевать школьников одинаково, если все материальные атрибуты останутся на виду?
2) Удобство - прежде всего.
Все люди разные. Одежда, которая удобна одному, может быть неудобной или не нравиться другому. Учеба в школе – это серьезный труд для ребенка. Вам приходилось трудиться в неудобной одежде? А каково ребенку семь часов в день находиться в одежде, которая ему неудобна или не нравится? Результат этого в лучшем случае – отвращение к школе.
3) Практичность.
Все, кто хоть раз бывал в школе, знают, что творится в коридорах на переменах (да и во время урока не всегда спокойно). Дети бегают, некоторые дерутся, падают. Это нормально – они так сбрасывают энергию. Следовательно, одежда должна быть прежде всего прочной и немаркой. В этом смысле джинсы и футболка – самый лучший вариант.
4) Экономичность.
а) Родители школьников знают, что средняя цена школьной формы в магазинах колеблется в районе трех тысяч рублей. Ясно, что одним комплектом одежды ребенок обойтись не может (а учитывая ее маркость и недостаточную прочность, нужно бывает и три, и четыре смены за год). Это неподъемное бремя для малоимущих родителей. А если в семье не один ребенок? Куда дешевле купить джинсы и футболку в одном из магазинов эконом класса.
б) Совет школы может принять решение с нового учебного года ввести новую форму. Это прямой удар по семьям, где более одного ребенка. Ведь если форма прежняя (или свободная), то младший ребенок может донашивать одежду старшего. А так родитель вынужден каждый год покупать несколько комплектов новой формы.
5) От формы к содержанию.
Давно пора понять, что главное в образовании не форма. В нашей системе образования очень много недостатков. Сейчас работникам системы образования нужно прилагать усилия к повышению качества образования, его содержания, а не гоняться за формой. Учителю в школе и без того довольно сложно поддерживать свой авторитет среди учеников. Ведь он должен требовать выполнения классного и домашнего заданий, соблюдения дисциплины на уроке и на перемене, делать замечания по поводу пропусков или опозданий на уроки, в конце концов, отвечать за безопасное поведение учеников. Каков же у него будет авторитет, когда плюс ко всему этому он беспрерывно делает ученикам замечания по внешнему виду? В конце концов, будущее учеников вряд ли зависит от того, носят ли они джинсы или брюки со стрелками.

Практический результат

1) Прекратятся постоянные замечания учителей по поводу внешнего вида. Педагогический состав сконцентрируется на решении более важных проблем образования.
2) Ученик будет одет в такую одежду, которая ему удобна и нравится, и, как следствие, будет учиться более продуктивно и ходить в школу с большим желанием.
3) Малообеспеченные родители смогут одевать своих детей в ту одежду, которая им по карману.
4) У школьников сформируется верное представление о парадной и повседневной формах одежды.

Решение

Отменить обязательное ношение школьной формы во всех государственных школах страны, и запретить школьным советам принимать решения о введении школьной формы.


Обычно в качестве аргументов того, что форму нужно оставить - это экономическое неравенство. Кто-то беден, кто-то богаче, вот и создалась единая форма для школьников. Но школьная форма стоит больших денег, очень больших, каждый год родители покупают детям школьную форму, на которую тратится как МИНИМУМ, МИНИМУМ 5000 рублей. У бедных людей не совсем получается покупать форму ребенку каждый год, так еще и среднее количество детей в семье: 2, и теперь вы будете тратить как минимум 10000 на форму. Граждане, которые живут за чериой бедности просто не смогут тратить столько денег, так еще и на школьные принадлежности тратится придется, поэтому они просто берут уже поношенную одежду, либо у знакомых, у этой одежды качество не блещет, вот вам и неравенство. Так на кой чёрт вообще было отменено свободное ношение школьной формы, если всё равно будет неравенство? Поэтому, уважаемое министерство образования, прошу, отмените обязательное ношение школьной формы, она унижает ценную индивидуальность ребенка, у каждого она по своему прекрасна, поэтому я призываю подписать эту петицию, дабы не было обязательного дресскота для школьников России.

Читайте также: