Слабость педагогической позиции общеобразовательной школы криминология

Обновлено: 06.07.2024

Связь криминологии с уголовно-исполнительным правом. Уголовно-исполнительное право использует криминологические знания и рекомендации для предупреждения рецидива преступлений, повышения эффективности реализации задач стоящих перед ним, т. е. исправление и перевоспитание осужденных. В большей мере это относится к осуществлению административного надзора в отношении ранее судимых лиц.

Связь криминологии с судебной статистикой, судебной медициной и судебной психиатрией. Криминология широко использует данные судебной статистики. Разработки судебных психиатров помогают криминологам составлять более полное представление об особенностях личности различных категорий преступников.

Связь криминологии с социологией. Социология изучает общество в процессе его функционирования. Связь с криминологией проявляется в том, что с полным основанием криминологию можно считать ― социологией преступности.

Связь криминологии с психологией. Психология изучает внутреннюю жизнь человека, его поведение в природе и в обществе. И здесь криминологию можно с полным основанием назвать психологией преступника. Данные психологии имеют существенное значение для исследования субъективных причин и условий преступности, личности правонарушителя, мотивации и механизма индивидуального преступного поведения, а так же для разработки важных аспектов криминологической профилактики.

Связь с педагогикой. Педагогика непосредственно изучает детерминанты преступности, связанные с недостатками воспитания и обучения, неблагоприятными условиями формирования личности в семье, в школе. Одна из существенных характеристик личности большинства преступников ― нравственно-педагогическая запущенность. Используя выводы и данные педагогики, криминология разрабатывает воспитательные меры воздействия на данную категорию лиц.

Связь с экономическими науками. Одной из проблем возникновения преступности является неблагоприятная экономическая обстановка в стране. И поэтому, важную роль играют экономические меры предупреждения преступности

Вопрос 3. История криминологии. Ее современное состояние

Криминология имеет древнейшее происхождение, т.к. проблемы преступности, причины и условия, способствующие ее развитию, непосредственно характеристика черт личности, интересовали философов, юристов и других ученых смеженных отраслей знаний еще в древности. Среди них были Демокрит (VI-V вв. до н.э.), Протагор (V в. до н. э.), Платон (V -IV вв. до н. э.) и т. д.

Так, Демокрит па первое место в числе факторов, обуславливающих преступность, ставил социальные условия существования общества, и считал, что угроза наказанием играет второстепенную роль. Эпикур (IV-III вв. до н. э.) предлагал способы изоляции от общества для неисправных преступников. Римские юристы особое внимание уделяли нормативно-правовому регулированию поведения людей.

Ж..Ж.. Руссо (1712-1778 гг.) видел проблемы преступности в частнособственных интересах общества.

Большое значение внес в данную область и И. Кант , представитель немецкой классической школы, который проповедовал идею принесения целей других людей в жертву собственной цели.

Развитие криминологии в дореволюционной России.

Впервые преступность в России систематически начала изучаться в рамках социологической школы уголовного права. Первым криминалистом, изучающим причины преступности, был профессор Московского университета М.В. Духовский . В своих исследованиях он активно использовал материалы уголовной статистики.

Характерной чертой социологической школы уголовного права было рассмотрение преступления не только как юридического понятия, но и как социального явления. Представители этого направления: М.Н. Гернет , М.П. Чубинский , И.Я. Фойницкий , Х.М. Чарыхов и др. ставили перед собой задачу всестороннего изучения взаимосвязи, существующей между социальной средой и преступностью. Свое внимание они сосредоточили на отыскании факторов преступности и на определении вероятности, с которой тот или иной фактор способен вызвать нарушения уголовно-правовых запретов. Зачастую они предлагали незначительные реформы в качестве мер воздействия на преступность. Провозгласив преступность социальным явлением, теоретики социологической школы тем не менее не дали полного, развернутого определения основного предмета своего исследования.

Важным методом исследования закономерности развития преступности данная школа считала статистический анализ. На основе сравнительного анализа показателей преступности с учетом особенностей страны, региона, времени года, и т. д. предлагались различные классификации факторов преступности. Самой распространенной была трехчленная классификация, разделявшая все факторы на индивидуальные, социальные и физические.

Представители левого крыла социологической школы уголовного права ( М.Н. Гернет, М.М. Исаев, Н.Н. Полянский и др.), сделали вывод о том, что только на основе диалектического метода можно дать адекватное теоретическое описание преступности. Представители данной школы в своих исследования старались раскрыть внутреннюю связь, существующую между эмпирическими закономерностями преступности и социально-экономическим устройством общества.

Антропологическое направление уголовного права не нашло в России такого распространения, как на Западе.

Криминологическая наука в первые годы советской власти.

Изучение причин преступности продолжилось и в первые годы советской власти. Анализ состояния преступности, ее причин, личности преступника проводился органами юстиции, милиции, работниками государственного аппарата, научными сотрудниками, общественностью и студентами.

Сведения о преступлениях среди подростков сосредоточивались в комиссиях по делам несовершеннолетних при наркоматах просвещения республик.

В крупных городах создавались кабинеты по изучению преступности и преступника, где разрабатывались методические документы и сборники статей по правовым вопросам (Саратов, Петроград, Москва, Киев, Харьков, Одесса, Баку, Тбилиси, Ростов).

Так, в Саратове в 1922 г. возник первый такой кабинет, работа его велась в трех направлениях:

– изучение преступника и преступности;

– изыскание наиболее рациональных методов перевоспитания преступников;

– производство экспертиз для судебных органов уголовного розыска и для администрации исправдома.

За десять лет своего существования Саратовский кабинет представил в разные инстанции свыше 80 докладов и исследований.

Обследование преступников велось по криминально-диагностической карточке, включающая в себя социологическое, психологическое, физическое и медицинское обследование. Особое внимание обращалось на нервную систему и психопатические аномалии. Целью таких исследований было выявить социальный облик преступника. Психологическое обследование должно было определить характер обследуемого и, в сочетании с социологическим, дать представление о личности правонарушителя.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

филиал - Илекский зоотехнический техникум

___________ Н.В. Петрик

Рабочая программа учебной дисциплины

ОП.06 Криминология и предупреждение совершения преступления

по специальности 40.02.02.

Форма обучения очная

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Криминология и предупреждение совершения преступления

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программе повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

применять технико-криминалистические средства и методы;

выявлять обстоятельства, способствующие преступности, в том числе коррупции;

осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике том числе коррупционных;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

социальную природу преступности и ее основные характеристики и формы проявления;

особенности лиц, совершивших преступления;

особенности криминальной среды;

механизм индивидуального преступного поведения;

криминологическую характеристику отдельных видов и групп преступлений;

основные цели и задачи государственной политики в сфере противодействия коррупции;

детерминанты коррупции, особенности их проявления в механизме преступного поведения;

организационно-правовые средства предупреждения и профилактики правонарушений, в том числе организационные, правовые и тактические основы предупреждения коррупции в правоохранительных органах, основные направления профилактики коррупционного поведения сотрудников и служащих правоохранительных органов;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося, составляет 105 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося составляет 70 часа;

самостоятельная работа обучающегося, составляет 35 часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом освоения программы является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД), в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета

Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.

Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.

Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права

Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.

Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.

Обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну, сведений

конфиденциального характера и иных охраняемых законом тайн.

Осуществлять предупреждение преступлений и иных правонарушений на основе использования знаний о закономерностях преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1 Криминология

Тема 1.1. Общая характеристика криминологии как науки и учебной дисциплины

Содержание учебного материала

Понятие криминологии. Криминология как наука, учебная дисциплина, отрасль предупреждения преступлений.

Предмет криминологии. Общая характеристика четырех компонентов предмета криминологии: преступности, личности преступника, детерминант преступности, предупреждения преступности.

Понятие и система методов криминологии. Применение методов при изучении основных вопросов криминологии.

Задачи и функции криминологии. Аналитическая, прогностическая, правоприменительная, воспитательная и иные функции криминологии.

Система курса криминологии. Краткая характеристика вопросов, включенных в Общей части криминологии. Классификация Особенной части курса – криминологическая характеристика видов преступных посягательств.

Место криминологии в системе юридических наук. Криминология и уголовное право. Взаимодействие криминологии с другими науками уголовного цикла (уголовный процесс, криминалистика, уголовно-исполнительное право). Использование в криминологии данных уголовной статистики. Связь криминологии с науками не уголовно – правового цикла (административное право, семейное право и др). Соотношение криминологии с науками не криминально - правового цикла.

Практические занятия Цель: закрепить общие понятия. Понятие криминологии. Предмет криминологии. Понятие и система методов криминологии. Криминология и уголовное право. Взаимодействие криминологии с другими науками уголовного цикла (уголовный процесс, криминалистика, уголовно-исполнительное право).

составлению конспекта лекций по теме; систематическая проработка учебной и специальной

Тема 1. 2. Общие сведения об истории криминологии

Содержание учебного материала

Возникновение и развитие криминологии. Учения о преступлениях в теориях древности. Криминологические идеи 18 века (Ч. Беккария, Ш. Монтескье). Марксистская теория преступности.

Становление криминологии как науки в конце 19 века.

Краткая характеристика основных криминологических школ.

Сущность антропологического направления. Теория врожденного преступника Ч. Ломброзо. Достоинства и недостатки теорий антропологического направления.

Социологическое направление в криминологии. Теория социальной дезорганизации. Теория дифференциальной связи. Теория стигматизации.

История отечественной криминологии (возникновение, этапы развития, современные исследования).

Практическое занятие № 2

Цель: закрепить общие сведения об истории криминологии

Тема 1.3. Методика криминологических исследований. Уголовная статистика

Содержание учебного материала

Понятие и задачи уголовной статистики.

Методы уголовной статистики. Статистическое наблюдение. Статистическая сводка. Статистическая группировка материала. Виды группировок, применяемых в уголовной статистике – типологические, вариационные, аналитические. Статистические таблицы и графики. Статистический анализ.

Роль уголовной статистики в противодействии преступности.

Понятие и основные этапы криминологического исследования. Организация и процедура криминологических исследований.

Причины преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Одними из которых являются кризисные явления в таких важнейших социальных институтах как семья и школа.

О влиянии семьи и школы на преступность несовершеннолетних говорится во многих работах юристов, психологов, социологов, педагогов. К тяжелым последствиям для несовершеннолетнего от недостатка и ослабленного воздействия как семейного, так и школьного воспитания относятся преступность, алкоголизм, наркомания и другие патологические явления.

Целью нашей работ ы является – анализ влияния на преступность семьи и школы.

Согласно ст. 87 Уголовного кодекса России, несовершеннолетними правонарушителями признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнил ось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

Криминалистами выделяется четыре типа несовершеннолетних преступников:

1) которые совершили преступление в результате случайного стечения обстоятельств, вопреки положительной направленности личности;

2) которые совершили преступление в результате попадания в криминогенную ситуацию из-за неустойчивости личности;

3) в результате преобладающей отрицательной направленности личности;

4) которые совершили преступление в результате устойчивой доминирующей антиобщественной направленности личности.

Культурная и образовательная характеристика большинства детей-преступников очень снижена по сравнению со сверстниками. Среди них наблюдается значительная доля неуспевающих, и лиц, которые не окончили школу.

Специалисты (криминологи и психологи) отмечают, что несовершеннолетние преступники имеют свои особенности интересов и потребностей: во-первых, это утрата интереса к учебе и равнодушие к проблемам общества; во-вторых, примыкание к неформальным и экстремистским проявлениям общества: в третьих, употребление алкоголя, наркотиков и других одурманивающих веществ.

Для подростков-преступников характерно бесцельное времяпровождение; типично искажения нравственного и правового сознания. Такие моральные ценности, как долг и совесть толкуются ими, исходя из личных желаний или групповой солидарности. Кроме того, они ориентированы на получение сиюминутного удовольствия и равнодушны к переживаниям, страданиям окружающих.

Влияние семьи.

Семья всегда была и будет важнейшей средой формирования и воспитания личности, отвечающей не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни ребенка, взрослого. Семья – одна из значимых структур общества, которая способна ослабить или заблокировать криминогенное влияние многих отрицательных факторов социальной жизни. Именно семья обладает колоссальными возможностями удержания своих детей от преступной стези.

Именно родители способны пресечь формирование негативных взглядов и привычек у детей. И в этом смысле семья обладает самыми большими возможностями. Главным направлением семейного воспитания является нравственное совершенствование самих родителей, так как большое воздействие на детей оказывают не только слова и поступки родителей, но и их мысли, образ жизни. Нравственные нормы и ценности выступают главными гарантами взаимопонимания и взаимоотношений между детьми и родителями. Кроме того, главным компонентом семейного воспитания является родительская любовь. Если ребенок утрачивает веру в родительскую любовь, это нередко оказывается первым шагом по пути криминализации.

В семейной педагогической практике для формирования положительных взглядов и привычек детей используют следующие методы воздействия на детей:

- родители рассказывают своим детям, как правильно себя вести в различных ситуациях, и объясняют, почему тот или иной поступок может обернуться бедой;

- организовывают деятельность ребенка, в которой оказывают помощь в преодолении трудностей; контролируют и пресекают нежелательные поступки детей;

- воспитывают положительные качества у ребенка своим примером.

О влиянии семьи на преступность несовершеннолетних говорится во многих работах юристов, психологов, социологов, практических работников. К тяжелым последствиям недостатков семейного воспитания относятся преступность, алкоголизм, наркомания и другие патологические явления, источником которых во многом были обстоятельства, которые окружали ребенка в семье.

Основной причиной преступности несовершеннолетних, на наш взгляд, является семейное неблагополучие:

1) воспитание детей в условиях неполной семьи, одним родителем;

2) наличие в семье судимых родственников (родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек);

3) злоупотребление спиртными напитками взрослыми членами семьи, скандалы, драки, сексуальная распущенность;

4) тяжелое материальное положение, плохие жилищные условия семей, отсутствие отдельной комнаты для детей, нужда в питании, одежде;

5) низкая правовая культура, правовой нигилизм родителей и других взрослых членов семьи;

6) грубость, жестокость, насилие в семье, воспитание детей в условиях эмоционального голода.

Таким образом, семья способна ослабить или заблокировать криминогенное влияние многих отрицательных факторов социальной жизни и обладает колоссальными возможностями удержания своих детей от преступной стези. Или, наоборот, стать источником формирования будущего преступника.

Влияние школы, образования.

То есть роль школьного воспитания постепенно переходят в главную функцию школы, которая заключается в подготовке детей в непростую взрослую жизнь, в которую они так рвутся.

Преступность во всем мире и в России в частности, является одной из самых актуальных социальных проблем. И причины преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Одними из которых являются кризисные явления в таких важнейших социальных институтах как семья и школа.

Роль школы и семьи в воспитании и формировании положительных качеств подростка велика.

Именно школа и семья, как два наиболее важных социальных института, способны ослабить или заблокировать криминогенное влияние многих отрицательных факторов социальной жизни на порастающее поколение, а значит, повлиять и снизить уровень преступности в целом, так и среди подростков.

В предыдущей главе было показано влияние множества факторов на правомерное поведе­ние и деятельность граждан. Усилия по право-воспитанию населения дают свои положительные результаты, и чем они эффективнее, тем выше уровень закон­ности и правопорядка в стране, тем больше защищены жизнь и имущество граждан. Однако никогда и нигде еще не удавалось по­ставить эту работу на уровень, исключающий вовсе преступность из жизни общества. Поэтому необходимы и иные меры, в том числе и педагогического порядка. Среди них выявление и последующее уст­ранение причин и условий, порождающих преступления.

В юриспруденции эту задачу, как известно, выполняет крими­нология. В десятках проведенных разными авторами (Г.А. Аване-совым, А.И. Алексеевым, Ю.М. Антоняном, И.П. Башкатовым, Л.И. Беляевой, А.В. Будановым, В.Н. Герасимовым, СИ. Денисенко, В.К. Ефремовой, А.В. Пищелко, А.Р. Ратиновым, М.П. Стуровой, Л.А. Токаревой, Н.А. Тюгаевой, А.А. Федотовым и др.) — юриста­ми, психологами и педагогами — криминологических исследований бесспорно доказано, что причины зарождения и развития откло­няющегося поведения отдельной личности, завершающегося пре­ступлением, почти всегда связаны с ее социальной, психологиче­ской, педагогической запущенностью и условиями, ее порождающими.

Криминологическая педагогика, как раздел юридической педагоги­ки, находящийся на стыке с криминологией, занимается изучением именно педагогических причин и условий, их недостатков как пред­посылок совершения преступлений. Цель криминологической педагогики — выявить педагогические причины и условия совер­шения преступлений, чтобы обеспечить специально ориентирован­ную работу по их предупреждению и устранению. К задачам криминологической педагогики относятся выявление и оценка:

• роли недостаточного развития педагогических свойств лично­сти — воспитанности, обученности, образованности и развитости -в ее криминализации и совершении преступлений;

• конкретных недостатков в воспитанности, обученности, обра­зованности и развитости личности, играющих доминирующую роль в ее криминализации и совершении преступлений;

• специальной роли в девиантном поведении недостатков в правовой культуре личности, ее правовой воспитанности, правовой обученности, правовой образованности и правовой развитости;

• недостатков в политических, социально-экономических, нрав­ственных, культурных факторах жизни общества, региона, места жительства, имеющих криминогенно-педагогическое значение;

• недостатков образа жизни, рода занятий, способов досуга, ближайшего окружения, вредных привычек части граждан в их кри­минализации и совершении преступлений;

• недостатков в состоянии и развитии законодательства и от­дельных правовых актов, не отвечающих уровню общей и правовой воспитанности, обученности, образованности и развитости граждан и их культурно-историческому опыту, менталитету, традициям и социальным ожиданиям;

• недостатков в деятельности правоохранительных органов, за­трудняющих формирование правовой культуры населения и вызы­вающих деформации в его правовой воспитанности;

• недостатков, имеющих криминогенное значение, в функцио­нировании педагогических систем в семьях, образовательных учре­ждениях, на производстве, в сфере культуры, досуга, сервиса, быта.

Криминологическая педагогика открывает множество научных Проблем, нуждающихся в детальном научном исследовании, кото­рые связаны с ожиданием многих полезных практических результа­тов, а педагогический мониторинг криминальной обстановки и педаг огическая экспертиза, несомненно, будут скоро пользоваться повы­шенным спросом.

Криминогенные недостатки в сформированности педагогических свойств личности

Среди множества педагогических особенностей личности имеются и такие, которые играют криминогенную роль. Условно все они могут быть разделены на две группы: общие и правовые. Юридически значимые с точки зре­ния влияния на противоправное поведение, эти особенности являются результатом педагогических влияний разно­образных факторов 244 . К числу негативно действующих ныне, напри­мер, относятся:

• снижение уровня общественной морали;

• педагогическая запущенность и безнадзорность подростков,

юношей и девушек;

Между криминальным поведением и образованно­стью прослеживается пусть и не прямая, но устойчивая связь, свидетельствующая о том, что с понижением уровня образованности повышается вероятность совершения преступления, от уровня обра­зованности зависит и характер преступлений. Например, сущест­венны различия в образовательном уровне молодежного возраста осужденных и их ровесников: среди первых в 18 раз больше лиц, имеющих начальное образование; в 4 раза — лиц, имеющих непол­ное среднее, и в 2 раза — среднее образование 248 .

Начиная с 90-х годов отмечается падение уровня образования несовершеннолетних осужденных, поступающих в воспитательные колонии. Это связано с общей ситуацией в стране и исходом детей из школы, увеличением числа не посещающих школу и просто не­грамотных. Соответственно этому растет число воспитанников, не имеющих даже начального, общего образования. По-видимому, в ближайшее время эта тенденция сохранится, поскольку общее ко­личество детей в стране, не посещающих школу, не уменьшается, а число детей группы риска, напротив, увеличивается 249 . Тревожно и отношение молодежи к образованию: только 12% считают, что для успеха в жизни нужно хорошее образование 250 .

Практически прямо пропорциональна зависимость между уров­нем воспитанности человека и его отношением к соблю­дению правовых норм. Особенно велика роль нравственной воспи­танности, лежащей в основе поведения любого человека. При нераз­витости или негативной развитости нравственных качеств личности срабатывают механизмы противоправного поведения. Деформация нравственных ценностных установок во многом обусловлена общим падением нравственности в обществе, резким ослаблением нравст­венного воспитания и тем, что не получают социального неприятия и осуждения правонарушения и даже преступления. Напротив, амо­ральное, асоциальное поведение становится не только терпимым, но для многих даже желаемым.

Существенна роль правовой воспитанности. Для правопослушного поведения мало одной правовой осведомленности, знания правовых норм. Сравнительные данные о правовой осведомленности, например, молодых правонарушителей и их сверстников, не допускающих пра­вонарушений, показывают, что общий объем осведомленности не­высок у обеих групп; законопослушные и преступники близки по уровню осведомленности; законопослушные, не изучающие право в школе, обладают меньшей осведомленностью, чем преступники, а изучающие — заметно большей; у преступников, особенно насиль­ственных, наблюдается завышенная самооценка правовой осведом­ленности, препятствующая адекватной оценке своей роли в совер­шении преступления, признанию вины и исправлению. Поэтому для предупреждения развития правонарушающего поведения мало обучения праву — нужно правовоспитывающее обучение и другие средства и формы правовоспитания.

Дефекты правосознания оказывают влияние на до преступное по­ведение и способствуют генезису преступного, особенно когда под­крепляются дефектами нравственной воспитанности человека. Это Приводит к неустойчивости поведения и ориентации его на нормы ближайшей, зачастую негативной микросреды, допускающей и не осуждающей различные аморальные поступки и правонарушения. В результате индивид, будучи не в состоянии дать правильную право­вую оценку наблюдаемым поступкам, не зная законных способов решения жизненных трудностей, приобщается к принятому в дан­ной среде стилю поведения и начинает нарушать моральные и право­вые нормы. Дефекты правосознания оказывают существенное влия­ние на преодоление еще оставшихся внутренних барьеров на пути к совершению преступления. Регулятивное воздействие правовых за­претов при этом практически сводится на нет, поведение приобре­тает импульсивный характер и ставится в зависимость от конкрет­ной ситуации. Дефекты правосознания определенно входят в струк­туру криминогенного комплекса личности преступника (наряду с другими личностными негативными свойствами) в качестве его дина­мического движущего элемента, детерминирующего преступное пове­дение непосредственно или во взаимодействии с внешней ситуацией 252 .

Криминогенные недостатки в разви­тии педагогических характеристик группы, коллектива

Групповые факторы и условия присущи непо­средственному окружению человека дома, в школе, на улице, на производстве, в спортив­ных секциях и командах, на дискотеках и пр. Они отражаются на формировании особенно­стей человека, но доминирующее влияние ока­зывают занятия, доставляющие ему наибольшее удовольствие, к ко­торым он испытывает наибольшую привязанность.

Самое первое и близкое окружение человека — семья. Она — са­мый первый инструмент социализации, она же самый важный пра­вовоспитательный или криминогенный фактор. Чем глубже привя­занность человека к родителям, школе и сверстникам, тем меньше вероятность, что он совершит правонарушения, и наоборот. Семей­ные проблемы правонарушителей связаны с: Т) родительской вла­стью; 2) родительской любовью; 3) структурой семьи; 4) динамикой семейных отношений и процессом идентификации 253 . Каждое из этих обстоятельств, приобретая искаженные, гипер- или гипотрофиро-ванные формы, способно оказывать криминогенное влияние на фор­мирование личности. Важной задачей родителей в воспитании детей является приобщение к жизненным ценностям. Для этого нужно часто рассказывать об этих ценностях, разъясняя, требуя их соблю­дения и показывая пример в этом. Так закладывается фундамент

Существуют связи между рядом недостатков работы школы и преступностью. Плохая успеваемость более характерна для право­нарушителей, чем для остальных молодых людей. Школьная недис­циплинированность, особенно намеренные помехи учебе других, по­вышенная возбужденность, задиристость, развитое разрушительное начало — эти характеристики школьника наиболее тесно связаны с последующим правонарушающим поведением. Причем плохая успе­ваемость и недисциплинированность тесно связаны между собой. Чем меньше ребенок интересуется учебой и чем меньше он тратит времени на уроки, тем более он склонен к совершению правонару­шений. Семейные и социальные проблемы школьников усугубляют положение. С момента поступления детей в школу очень важную роль в их жизни начинают играть сверстники. В младших классах сильно еще влияние родителей, но с середины подросткового пе­риода зачастую влияние друзей сильнее, чем родителей и учителей. Переводя детей, испытывающих трудности в учебе, в специальные классы и отчисляя недисциплинированных ребят, школа усиливает нежелание учиться и способствует социальной дезадаптации. Попа­дание в хулиганствующие или откровенно криминальные группы сверстников облегчает преодоление страха перед намеренным на­рушением закона. Группа поощряет совершение правонарушения, часто провоцируя их. Одним из самых важных видов поддержки, которую молодой человек получает в группе, является оправдание преступного поведения. Чувство вины растворяется в группе, пото­му что речь идет не об индивидуальной, а о коллективной ответст­венности за совершение правонарушения.

Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения

Эти факторы имеют как собственно педагогическую природу, так и не педагогическую (экономика, финансы, уровень жизни, наличие работы и пр.), но оказывают педагогическое (воспитательное, обучающее, развивающее) влияние. Они могут быть федерального уровня и распространенности, а так­же регионального и местного. К числу криминализирующих педагоги­чески значимых факторов, подрывающих у людей уважение к закону и убежденность в необходимости непреклонно следовать его требо­ваниям, относится прежде всего безнаказанность, когда люди, совер­шившие преступления, не привлекаются к ответственности и живут припеваючи. К важнейшим из них относятся:

• снижение уровня общественной морали в стране;

• социальное расслоение населения, резкое увеличение различий между богатыми и бедными;

• низкий уровень жизни значительной части населения (у мно­гих он ниже прожиточного);

• недостаточный уровень заработной платы, особенно у бюджет­ников (сотрудников части правоохранительных органов, работников сфер науки, образования, медицинского обслуживания и др.);

• безработица (особенно в регионах и сельской местности), уве­личение числа бездомных, бродяг, лиц без определенных занятий;

• политический, социальный, правовой, жизненный нигилизм значительной части населения, пессимизм, обман социальных ожи­даний (даже предвыборные лозунги части партий связаны, напри­мер, с обещанием за 4 года повысить медсестрам заработную плату в два раза, что фактически не доведет ее даже до прожиточного ми­нимума), неверие в возможность удовлетворять даже умеренную по­требность в достойной жизни честным трудом;

• распространенность, особенно у части молодежи, склонности к праздному, потребительскому, иждивенческому образу жизни, ут­рата потребности к труду;

• высокий уровень и негативные тенденции распространения вредных привычек — особенно алкоголизма и наркомании, приоб­щение к ним подростков нередко с 10—12 лет;

• криминализация и сексуализация досуга, искусства, видеорын­ка, телевизионных передач;

• ослабление реагирования органов правопорядка на жалобы и заявления граждан о противозаконных действиях в отношении их и нарушениях их прав;

• слабость системы профилактической работы, исправления осу­жденных и работы с освобожденными из мест лишения свободы;

• распространение религиозно-идеологических течений (Асахары, адвентистов, свидетелей Иеговы, саентологов, кришнаитов и др.), имеющих антиправовое значение, отрывающих людей от реального мира, подчиняющих своему влиянию и внушающих, что жить надо по придуманным ими законам;

Немало и собственно педагогических факторов, оказывающих кри­ минализирующее влияние на часть населения, и особенно молодежь:

• неразвитость и слабость звеньев системы воспитания подрас­тающего поколения и взрослых, особенно нравственного, патрио­тического, правового, трудового, культурного;

• практическое отсутствие системы обеспечения общего и про­фессионального становления личности молодых специалистов;

• слабость системы внешкольного воспитания, по месту житель­ства;

• ослабление института семьи и эффективности семейного воспи­тания;

• распространение фактов педагогической запущенности и без­надзорность несовершеннолетних, юношей и девушек;

• введение в школах программ полового воспитания, сводя­щихся к сексуальной пропаганде, не соответствующей ни возрасту подростков, ни целям воспитания;

• отсутствие пропаганды подлинно здорового образа жизни и воспитания в духе его ценностей среди молодежи и всего населения;

• слабость системы профилактики преступности и устранения или ослабления факторов и условий ее развития, особенно в работе с несовершеннолетними;

• педагогическая неэффективность профессионально-правового воспитания и морально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов, воспитания их в духе строжайшего со­блюдения законности;

• снижение общего уровня педагогического профессионализма и личностно-формирующей активности учительской и преподаватель­ской деятельности;

• резкое уменьшение массовости и активности участия населе­ния в работе общественных формирований социально-педагогичес­кого и профилактического профиля.

Сильное криминализирующее влияние на население оказывает и криминальная среда, целенаправленная деятельность авторитетов преступного мира по моральному, культурному и правовому разло­жению граждан, вовлечению их, и особенно молодежи, в преступ­ную деятельность.

Похожие документы:

[ ] Руководителям органов управления образованием Руководителям образовательных учреждений

. обязательным к исполнению во всех видах образовательных учреждений. За образовательным учреждением сохраняется право выбора программ и учебно . . На изучение литературы в старших классах инвариантной частью Базисного учебного плана предусмотрено 3 часа .

Пояснительная записка к учебному плану гоу сош № 603 1 общие положения

. Компонент образовательного учреждения (вариативная часть учебного плана) Часы компонента образовательного учреждения в учебном плане распределены . . Все обязательные для изучения в старшей школе учебные предметы включены в учебный план школы в .

Сетевые взаимодействия образовательных учреждений и организаций в процессе реализации образовательных программ Проектирование и управление Москва 2004 Оглавление

. и высшего профессионального образования, учреждений культуры и других; в связи с реализацией образовательного процесса обучающегося по индивидуальному учебному плану .

Педагогика и психология высшей школы

. предусмотрено планом . образовательных компьютерных сетей. Практически все учебные заведения во всех индустриальных и во . высших образовательных учреждениях . , обязательность, . Высшее образование в России. 1994. № 2, 7. Основы педагогики и психологии высшей .

Читайте также: