Скорочтение для детей что это такое кратко и просто

Обновлено: 05.07.2024

Медленное чтение, да ещё и с ошибками, — беда нынешних школьников и большая проблема для родителей. Причём, на протяжении вот уже нескольких лет. И тут вдруг очень кстати появляются Школы скорочтения! Они сразу завоёвывают бешеную популярность среди большей части населения нашей страны.

Педагоги этих Школ заявляют, что всего за несколько уроков дети начнут читать в 2, а то и в 5-10 раз быстрее. И самое главное — при этом дети с легкостью будут запоминать прочитанное. Если мы зайдём на сайты этих Школ, результаты обучения в них и впрямь впечатляют. Но вот можно ли доверять этим результатам? И не являются ли современные Школы скорочтения очередной ловушкой для кошелька бедных родителей? Ответы — в данной статье.

Врага надо знать в лицо!

Как педагога меня всегда волновали вопросы: Как научить детей правильно и быстро читать? Как научить их читать вдумчиво и понимать прочитанное? Как пробудить в каждом ребёнке интерес к чтению?

Я работала над этой проблемой долгое время. И понимаю, что добиться высоких результатов в развитии навыка чтения быстро нельзя. Можно довольно легко повысить скорость чтения. Но вот научить не запоминать, а понимать прочитанное — дело непростое. Поэтому результаты, о которых заявляли Школы скорочтения, меня очень удивили.

Но, прежде, чем кого-то критиковать, необходимо иметь хоть какую-то реальную информацию об объекте. Как говорится, врага надо знать в лицо. Я решила побольше разузнать об этих Школах, чему там учат и как. И на самом ли деле есть какие-то пока неизвестные мне способы, которые позволяют за короткое время научить ребёнка читать со скоростью 1000-2000 слов в минуту и при этом легко пересказывать большие тексты.

Оказывается, Школы скорочтения предназначались изначально для…

Для начала я отправилась в Интернет. Прочитав нужную мне информацию, просмотрев несколько роликов и посетив реальные видео уроки на курсах скорочтения и развития памяти, я сделала следующие выводы:

  • Оказывается, курсы скорочтения изначально предназначались для взрослых. Действительно, людям, которые много работают с информацией, просто жизненно необходимо уметь быстро читать и перерабатывать эту информацию качественно.
  • На курсах скорочтения используют упражнения на развитие внимания, памяти, артикуляции, скорости чтения, на расширение угла зрения. Большинство упражнений я уже знала. Но были упражнения и впрямь для меня новые и по-своему интересные.
  • Что касается обучения пониманию текстов, то были и такие упражнения. Правда, в основном все тексты, рассматриваемые на данных курсах, были не художественные, а научного характера.
  • Успех от занятий напрямую зависит от количества тренировок и мотивации. Чем больше и с желанием тренируешься, тем больше возможность получить быстро отличные результаты.

Во общем, со взрослыми всё понятно. Есть мотивация — идёшь на курсы скорочтения. Нет — не идёшь. Другое дело — дети. Например, младшие школьники. Они уже до школы ненавидят читать книги. И мотивации идти на какие-то курсы по чтению у большинства из них нет. Однако, в последнее время появляется всё больше Школ скорочтения именно для детей, начиная с 7-летнего возраста. И опять же их популярность неимоверно высока.

Школы скорочтения для маленьких: расследование продолжается

Меня, как учителя начальных классов с 25-летним стажем работы, очень заинтересовали именно такие школы. Я решила устроиться на работу в одну из них. И вот, что я там увидела и поняла.

Успех обучения в Школе скорочтения для детей, также как и у взрослых, зависит от мотивации и количества тренировок. Обычно занятия в школе проходят по часу 2 раза в неделю. Всё остальное время дети должны тренироваться дома. Изначально, родителям говорится, что домашние задания не занимают много времени, от силы 15-20 минут. Но это известный маркетинговый ход, чтобы не отпугнуть клиентов. Педагоги Школ скорочтения, которые добиваются сногсшибательных результатов, задают детям на дом дополнительные задания и требуют их выполнения. Длительность выполнения этих заданий может достигать 40-60 минут в день.

Кроме того, на самих уроках опять же для достижения наилучших результатов дети должны выполнить огромное число повторяющихся упражнений. Такой марафон сродни дрессировке. Единственное отличие — некоторые упражнения действительно интересны детям, и они хоть как-то мотивируют ребёнка на качественное выполнение заданий.

Основные приёмы скорочтения (чтение под метроном и со стуком) даже для взрослых трудны и необычны. У меня были случаи, когда дети плакали, осваивая тот или иной приём, так как они очень уставали и расстраивались от того, что не получалось. Были дети, которые просто отказывались выполнять тот или иной приём, хитрили и выполняли упражнения некачественно.

И, самое важное. В школе скорочтения акцент идёт на обучение механическому запоминанию текста. Здесь не учат приёмам осмысленного чтения.

Так отдавать ребёнка на курсы скорочтения или нет?

Это могут решить только сами родители. Для более осмысленного принятия решения осмелюсь предложить вам несколько советов:

  • Обучение в Школе скорочтения поможет в развитии способностей вашего ребёнка. Но лишь в том случае, если обучение не будет вызывать дискомфорта, и достижение результатов не потребует неимоверных физических и психических затрат. В противном случае, вы рискуете навсегда отвратить ребёнка от чтения книг. Прикиньте, чего вы ждёте от этих курсов и сможет ли ваш ребёнок оправдать ваши ожидания.
  • Если вы всё же решили отдать ребёнка в Школу скорочтения, обратите внимание на соотношение цены и возможных результатов. Проанализируйте, хватит ли вам терпения и времени на выполнение вместе с ребёнком домашних заданий. Сможете ли вы найти подходящие слова, чтобы мотивировать ребёнка на качественное выполнение упражнений.
  • Подумайте, может вам самим начать заниматься со своим ребёнком. Это будет и проще, и намного дешевле. В магазинах полно книг на развитие скорости чтения. Только, не ставьте перед ребёнком рекордные планки. Отнеситесь к обучению, как способу дополнительного развития ребёнка. И не забудьте, что любые положительные результаты в обучении достигаются систематическими (не разовыми) занятиями.

Постскриптум

Я ушла из Школы скорочтения, потому что поняла, что здесь я не смогу научить детей читать осмысленно. А иначе зачем вообще читать? На своих занятиях по развитию навыка чтения я даю детям упражнения из своей копилки, которую собирала годами. Детям эти задания очень нравятся. Я вижу, как с каждым разом у ребят повышается и техника чтения, и понимание текста. Они начинают читать более выразительно и без ошибок, легко пересказывают тексты и заучивают стихотворения. Да, мои ученики не читают по 200-300 слов в минуту (а оно надо?). Но зато они любят читать. И это для меня, как и для их родителей — самое главное достижение!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Скорочтение:

как научить ребенка быстро и осознанно читать

Современные дети медленно читают, потому, что они по большей части – визуалы, т.е. предпочитают графическую информацию текстовой. Это сказывается на школьной успеваемости, объеме усваиваемого материла на уроках, скорости выполнения домашних заданий.

Что такое скорочтение? Зачем и кому оно нужно

Скорочтение – это способность человека воспринимать текст с большой скоростью. Именно воспринимать, а не только механически прочитывать. Если вы научите ребенка проглатывать слова с феноменальной скоростью, при этом он не будет понимать, что прочитал, то скорочтение не окажет ему помощи в учёбе, а даже наоборот.

Под скорочтением, в правильном смысле, принято понимать развитый навык обработки учебного текста. Это параграфы учебников, статьи на научные темы. Скорость чтения у младшего школьника при этом должна быть не менее 100-120 слов в минуту. В более старшем возрасте – до 200 слов в минуту.

Иногда можно услышать, что скорочтение детям ни к чему, что, мол, поспешишь – людей насмешишь, что быстрое чтение снижает понимание и усвоение прочитанного. Но результаты исследований физиологов и психологов показывают, что всё наоборот: при обычном чтении мы усваиваем примерно половину информации, в то, время как при скорочтении, 70-80%.

Почему так получается? Потому что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем обычное, во время которого мы читаем не столь внимательно. Когда мы просто читаем, у нас возникают параллельные мысли: мы думаем о делах текущих, например, что пора бы отключить холодильник, о предстоящем отпуске или мыслями возвращаемся к прошедшим событиям. Неудивительно, что чтение продвигается медленно, а новая информация запоминается плохо.

Факторы (причины) мешающие быстро и осознанно читать.

А) Узкое поле зрения

Поле зрения – это пространство восприятия текста. У людей, читающих медленно (и таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкое поле зрения. С помощью специальных текстов и упражнений, можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферийным зрением. И в результате тренировок она может составлять до 10 см. Что у нас должно получиться? Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Школьник должен воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними,, захватывая сразу фразу или предложение.

Б) Регрессия глаз

Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Регрессия глаз происходит машинально. Этот процесс можно контролировать, используя тренировочные упражнения.

В) Артикуляция

Читая вслух, дети стараются проговаривать слова чётко и громко. Это помогает усваивать художественную литературу. Например, воспринимать точно стихи и чувствовать настроение автора без пауз, логических ударений невозможно. Но для быстрого чтения дикция не нужна. Проговаривание слов даже губами, бесшумно, снижает скорость восприятия текста. Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать, и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всем желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту.

Г) Неразвитое внимание.

Высокий темп чтения требует повышенного внимания. Это необходимо для моментального выделения главного и второстепенного, для глубокого понимания новой информации.

Упражнения, которые помогаю повысить скорость чтения

А) Расширение поля зрения

Упражнения на развитие зрительного поля занимают главное место в системе уроков по быстрочтению. Дети в 7 и 8 лет читают по слогам или небольшими словами. Широкий угол и поле зрения позволяют захватывать взглядом фразы, предложения, даже небольшие абзацы. Другими словами, ребёнок читает и сразу видит текст дальше, воспринимая его подсознательно. Похвастать таким навыком могут далеко не все взрослые, а дети, спустя 1-2 месяца тренировок, делают это легко. Используйте следующие методы работы.

Таблицы Шульте – числовые квадраты. Каждая клетка содержит цифру. Для учеников начальных классов используется диапазон от 1 до 20. Задача упражнения состоит в том, чтобы найти глазами все числа по порядку. Сначала это занимает много времени, потом 10-20 секунд. Засекать скорость выполнения задания нужно на каждом занятии, отмечая прогресс.

Б) Регрессия глаз

Запретить глазам возвращаться на уже прочитанный текст силовой воли невозможно. Этот навык требует тренировки. Что делаем?

Закладка. Ребенок читает предложения, например, первую строчку абзаца. Кладет на прочитанный фрагмент лист бумаги, широкую закладку. Продолжает чтение, двигая закладку по странице. Возврат глаз на верхний текст невозможен — он спрятан. Автоматически вырабатывается закономерность движения только вперед.

Указка. Можно пользоваться ручкой, пальцем. Учитель, родитель или сам ученик указывают на движение чтения. Глаза следят за ручкой автоматически, но первое время школьнику придется заставлять себя не оглядываться.

В) Подавление артикуляции

Артикуляцию придется подавить. По тексту должны скользить только глаза, вслух ничего не произносим. Для отработки навыка подойдут следующие упражнения.

Читаем под музыку. Включайте музыку без слов, потом в сопровождении песни. Шум мешает проговариванию.

Бормотун или шмель. Школьники должны жужжать или бормотать, петь мотив во время чтения. Это упражнение достаточно сложное. Но развивает оба полушария мозга, поскольку ребенок выполняет несколько действий одновременно.

Карандаш или замок. Если губы проговаривают слова прочитанного текста бесшумно, на автомате, то нужно зафиксировать их в одном положении, запретить двигаться. Ребенок зажимает карандаш во рту, или закрывает губы ладошкой.

Барабанная дробь. Отстукивать ритм может учитель, родитель или сам ученик. Барабаньте без ритма или в определенном темпе, наигрывая знакомую мелодию.

Важно. Регулярно проверять понимание прочитанного. Задавайте вопросы по тексту, просите пересказать абзацы, параграф учебника и т.д.

Г) Развиваем внимание

Без высокого уровня внимания невозможно читать быстро и одновременно понимать, о чем текст, выделять главное. Для корректировки внимания и концентрации выполняйте следующие упражнения:

Меняем шрифты . Наберите на ПК тексты разными шрифтами. Предложите ребенку почитать. Нужно постепенно повышать скорость прочтения таких текстов, чтобы внимание на размере и виде шрифта не заострялось.

Отмечаем главное . После прочтения текста нужно карандашом подчеркнуть спорные моменты, выделить основные мысли.

Включаем в работу оба полушария. Читаем левым и правым глазом попеременно. Этот прием используйте как домашнее задание или разминку в классе.

Линейка. Кладите широкую линейку по бокам текста. Начало и конец предложения будут не видны. Ребенку придется по смыслу догадываться, какие слова там написаны. А еще можно линейкой закрыть верхние (или нижние) половинки букв на одной строчке.

Текст, в словах которого есть пропущенные буквы . Их нужно отгадывать при чтении. Плюс методики: ученик держит в голове смысл текста, расширяет словарный запас.

Навязывание скорости чтения – эффективная методика обучения. Используйте следующие системы совместных заданий: чтение одновременно с родителем; Взрослый читает вслух, малыш про себя. Скорость постоянно меняется. Задача школьника: не сбиться.

Современные родители стараются привить как можно больше полезных навыков и умений своим детям. Именно поэтому они интересуются различными методиками, позволяющими существенно повысить способности ребенка. Одной из тех программ, которая пользуется популярностью, является техника быстрого чтения с хорошим запоминанием прочитанного. Но для чего детям нужно учиться скорочтению и зачем развивать навыки быстрой работы с текстом?

скорочтение для детей

Зачем нужно скорочтение и что оно дает детям

Человек еще со школьных лет вынужден постоянно работать с текстовой информацией. От того, насколько быстро он читает, во многом зависит продуктивность в самых разных областях деятельности. Навыки, связанные со скоростью чтения, нужно тренировать еще в детском возрасте, когда мозг ребенка лучше всего приспособлен к развитию интеллекта и приобретению полезных способностей.

Важно учесть и то, что школьники, которые владеют техникой скорочтения, способны учиться лучше других своих сверстников. Эта закономерность легко объяснима, ведь учебная программа предполагает изучение большого количества книг и учебных пособий. Если ребенок очень быстро читает и хорошо запоминает прочитанное, то ему не приходится тратить много времени на выполнение домашних заданий. Освоение материала дается ему легко, а потому и мотивация к учебе повышается.

Техника быстрого чтения подразумевает разностороннее развитие интеллекта ребенка. Поговорим о вреде и пользе обучения скорочтению.

Плюсы и минусы быстрого чтения

Высокий уровень навыков работы с текстом очень полезен для современных школьников. Умение быстро читать имеет следующие плюсы:

  • растет успеваемость. Оценки во многом зависят от того, насколько хорошо удается усвоить каждую тему. Техника быстрого чтения позволяет работать с текстом более качественно и лучше понимать его.
  • меньше времени тратится на учебу. Благодаря тому, что удается быстро изучать нужный материал и хорошо запоминать его с первого прочтения, удается заниматься более продуктивно.
  • учиться становится интереснее. Мотивация к любой деятельности растет, если человек понимает, что хорошо справляется со своими задачами. Так быстрое чтение повышает и результативность занятий в школе, и интерес к ним.

что дает скорочтение ребенку

К минусам быстрого чтения можно отнести то, что дети будут постоянно просить взрослых покупать им все новые и новые книги, ведь знакомство с литературой больше не будет казаться рутинным занятием. Но и в этом есть свои плюсы – школьники станут больше читать, а их кругозор и грамотность будут только расти. Но скорочтению, как и любой другой дисциплине, нужно обучаться вовремя. В каком возрасте лучше приступать к занятиям?

Скорочтение для детей 6-9 лет

Обучение скорочтению нужно начинать тогда, когда уровень стандартных навыков работы с текстом достигнет определенного порога. Сначала школьник должен постепенно освоить буквы и звуки, пройти побуквенный, послоговой и пословный этапы. Нужно добиться хорошей скорости чтения и развить словарный запас, чтобы удавалось продуктивно увеличивать свои навыки в дальнейшем.

Для детей 6-9 лет скорочтение станет доступным только тогда, когда малыши научатся бегло знакомиться с текстом. Примерно ко второму-третьему классу ученики сами достигают такого уровня навыков даже без дополнительных тренировок, а значит в этом возрасте и стоит приступать к изучению техники быстрого чтения.

зачем изучать скорочтение

Скорочтение для детей 10-16 лет

Ученики средних и старших классов сталкиваются с тем, что их учебная нагрузка с каждым годом только растет. Им приходится запоминать все больше материала и тратить много времени на учебу, чтобы их успеваемость не падала. Не удивительно, что для детей 10-16 лет навыки скорочтения являются очень полезной базой для изучения школьных дисциплин.

Время до окончания школы пролетит незаметно. Выпускные экзамены становятся все ближе с каждым годом, и высокий уровень навыков чтения позволит лучше подготовиться к ним. Но изучать данную технику нужно правильно, чтобы она, действительно, пригодилась и в детстве, и во взрослой жизни. Тогда какой методике лучше отдать предпочтение?

Выбор методики

Обучение скорочтению предполагает длительные тренировки. Оно включает в себя целый ряд упражнений, которые призваны повысить скорость работы с текстом, улучшить фокусировку зрения, уменьшить время, которое требуется на прочтение страницы целиком. Поэтому заниматься нужно регулярно и с соблюдением всех рекомендаций специалистов, чтобы получить видимые результаты.

методика скорочтения для ребенка

Самостоятельно изучать технику быстрого чтения не всегда удается. Сложности связаны с поиском необходимого методического материала и отсутствием понимания того, как должны проходить занятия. Поэтому большинство родителей отдают предпочтение занятиям в детских центрах дополнительного развития.

Чтобы оценить все плюсы обучения скорочтению, нужно заниматься по проверенной временем методике под руководством опытного тренера. Тогда удастся вывести навыки работы с текстом на новый уровень и научиться читать целую страницу книги всего за несколько мгновений. Подобные способности сыграют важную роль не только в детстве, но и во взрослой жизни, ведь они сохранятся навсегда.

Содержание:

Что такое скорочтение для детей

для чего нужно скорочтение

Зачем читать так быстро

Сфера применения навыка скорочтения безгранична. Юристы, педагоги, переводчики, рецензенты — представители многих профессий ежедневно имеют дело с информацией, которую не только нужно прочитать, но и запомнить. Это касается и студентов, которым приходится обрабатывать горы прочитанной информации, чтобы написать курсовые и дипломные проекты.

Скорочтение — не просто быстрое восприятие информации, это ритм современной жизни. Для того чтобы быть успешным, нужно иметь развитый интеллект, тренированную память, умение быстро воспринимать и обрабатывать любую информацию.

Истории знаменитых личностей — одно из главных доказательств эффективности навыка скорочтения. Быстро читать умели многие успешные люди — Наполеон Бонапарт, Теодор Рузвельт, Александр Пушкин, Джон Кеннеди, Альберт Эйнштейн и другие.

Как научиться скорочтению

  • уникальная методика, направленная на обучение быстрому и эффективному чтению любых текстов без потери смысла;
  • высококвалифицированные педагоги с большим опытом работы;
  • авторские упражнения, которые могут быть адаптированы под каждого ребенка;
  • увлекательное обучение, основанное на использовании инновационных технологий.

что такое курсы скорочтения для детей

Для чего нужны курсы скорочтения

Курсы скорочтения будут нужны вашему ребенку не только для того, чтобы научиться быстро читать (хотя скорость чтения каждого ребенка по окончании курса непременно увеличится в 3–5 раз).

  • развитию памяти — ребенок научится запоминать тексты любой сложности;
  • улучшению концентрации внимания — работая над текстами, дети воспитают в себе усидчивость и умение не отвлекаться;
  • сокращению времени на выполнение уроков в школе — овладев навыком скорочтения, дети научатся быстро читать художественные произведения и делать устные уроки (географию, историю, литературу);
  • качественной и всесторонней подготовке ребенка к учебе в ВУЗе и дальнейшей карьере.

Говорят, что человека уважают настолько, насколько он сам уважает себя. И это утверждение абсолютно правильное, так как самооценка является фундаментом личности. От уровня самооценки зависит успешность, стрессоустойчивость и управление собственными страхами. Как правило, она формируется в детстве и подростковом возрасте, поэтому каждый родитель должен знать, как повысить самооценку ребенку.

Читайте также: