Сколько групп инклюзивных технологий можно выделить в доу

Обновлено: 02.07.2024

Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях.

Содержимое публикации

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ

Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Некоторые из этих направлений уже достаточно детально проработаны и используются на продолжении многих десятилетий. Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии

Эффективным условием реализации инклюзивного дошкольного образования является организация образовательной среды. Это требует, чтобы в дошкольной образовательной организации были созданы специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, развивающая предметно-пространственная среда в групповых помещениях должна быть создана с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей воспитанников, что позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. Предметно-развивающее пространство организовано таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не директивным руководством.

Необходимым условием для коррекционно-развивающей работы является организация взаимодействия всех участников образовательной деятельности. Выстраивая взаимодействие с родителями необходимо создавать условия для принятия детей ОВЗ детско — взрослым коллективом. Благодаря профессионализму воспитателей в нашей дошкольной образовательной организации воспитанники помогают друг другу, в том числе детям с ОВЗ, получая при этом опыт сочувствия, становятся добрее, толерантнее. Родители воспитанников, смотря на своих детей, приходят к пониманию, что все дети нуждаются в образовании и общении .

ФГОС ДО определяет требования к содержанию и осуществлению адаптированной программы. Программа гарантирует личностный рост и развитие дошкольников в коммуникативной деятельности, в процессе обучения и игры на основе возрастных особенностей, психологических и физиологических способностей детей.

Содержание инклюзивного обучения включается в программу, если предполагается освоение программы дошкольниками с особыми образовательными потребностями. Раздел инклюзивного образования и работы по коррекции содержит способы адаптации образовательной программы для освоения детьми с ОВЗ. Поэтому в нашем образовательном учреждении разработана адаптированная программа.

Адаптированная программа направлена на помощь в изучении детьми с ОВЗ основной программы дошкольного образования. При организации инклюзивной практики в детском саду создаются условия для повышения уровня развития и адаптации в обществе дошкольников с ОВЗ.

Программа ориентируется на прививание детям ценностей и норм социальной жизни. Также программа нацелена на формирование системы знаний, умений и навыков, которые понадобятся ребёнку для продолжения образования.

При отборе материала для дошкольников с нарушениями зрения учитываются величина предмета и контрастность цветов. Для слепых и слабовидящих детей проводятся занятия по ориентированию в пространстве, мимике и пантомимике.

Чтобы добиться результата педагоги и родители должны работать в команде. Этому мы уделяем особое внимание.

С детьми с ОВЗ занимаются педагог по коррекции речи, психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, медицинский персонал ДОУ.

Логопед определяет степень понимания и воспроизведения речи, готовит индивидуальные планы коррекции речи, ведёт персональные и групповые занятия.

Педагог-психолог подготавливает индивидуальные программы для коррекции, проводит психодиагностику дошкольников и даёт консультации для родителей.

Воспитатель развивает мелкую и общую моторику детей, ведёт персональные и групповые занятия по продуктивным видам активности: рисование красками и карандашами, лепка из пластилина и конструирование из бумаги и природных материалов.

Музыкальный руководитель при отборе материала учитывает психофизические и речевые способности детей, использует элементы звукотерапии на занятиях музыкой.

Медработник ДОУ организует лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия.

Такие коллективные действия сотрудников детского сада формируют благоприятную среду для адаптации ребёнка с особыми образовательными потребностями в детском коллективе.

Педагоги ДОУ сотрудничают друг с другом и с родителями воспитанников. Постоянное взаимодействие воспитателей и семьи ведёт к положительному результату. Сотрудничество с семьями дошкольников организуется в форме консультаций, дней открытых дверей и семинаров-практикумов, на которых родителей знакомят с дидактической литературой, играми и учат использовать полученные сведения на практике.

Праздники в детском саду – тоже часть работы воспитателей с семьёй дошкольника. На мероприятиях родители наблюдают достижения ребёнка, участвуют вместе с детьми в конкурсах и соревнованиях.

Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей. Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса (дошкольников, родителей, педагогов, администрации).

Основной принцип управления инклюзивным детским садом – принцип совместного принятия решения участниками образовательного процесса и ответственность за его выполнение. На основе данного принципа определяются структуры управления инклюзивным процессом:

1) научно-методический совет ДОУ;

2) психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ;

3) педагогический коллектив инклюзивной группы;

4) родительский комитет.

Принцип индивидуального подхода

предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка

Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

Принцип активного включения в образовательный процесс

предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе

Принцип междисциплинарного подхода

Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания

предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики

Принцип партнерского взаимодействия с семьей

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи.

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада

Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства

Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом:

1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы

2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы

4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы

5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.

Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция, это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменениям образовательного пространства.

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева – М.: Просвещение, 2005, – 272 с.

5. Самсонова Е.В. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации / Е.В. Самсонова, Т.П. Дмитриева, С.И. Сабельникова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, А.С. Аркелян – Москва – 2012

Детей с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями с каждым годом становится больше, следовательно, вопрос внедрения инклюзивного образования становится как-никак кстати.

Инклюзивное образование в детском саду

  • общая психологическая атмосфера заведения;
  • система взаимоотношений между педагогами, детьми и родителями;
  • внимание к каждому ребенку;
  • возможность участия общества в развитии заведения и тому подобное.

Как организована инклюзия в детских садах

Как организована инклюзия в детских садах

Инклюзивное образование в ДОУ – инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. Дети в результате становятся полноценными частями общества.

Инклюзивное образование в ДОУ

Три условия инклюзивного образования в ДОУ:

  1. Доступ — дети имеют доступ ко всем возможностям обучения, мероприятиям и опыту.
  2. Участие — дети осмысленно включены в повседневную жизнь.
  3. Поддержка — инфраструктура и программная поддержка используются для привлечения к работе семей, учителей и персонала.

Задачи ИО (инклюзивного образования) в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении)

Основные задачи создания инклюзивного образовательного пространства в учреждении дошкольного образования:

  • попечительства организационной культурой заведения;
  • реализация инклюзивного образовательной политики на уровне учреждения (внутренние нормативные документы);
  • обогащение инклюзивными подходами существующей практики организации образовательного процесса.

Задачи ИО в ДОУ

Инклюзивные ценности в системе образования

Инклюзивные ценности — это социально одобряемые представления и подходы, обеспечивающие следующие цели инклюзии:

  • возможность успешного обучения и развития всех детей по месту жительства;
  • поддержку различий между детьми и взрослыми как образовательный ресурс;
  • помощь каждому чувствовать себя частью целого;
  • содействие развитию творческой инициативы детей, родителей, педагогов;
  • сопоставления украинского образования с мировыми реалиями образования.

Такой подход требует изменения ряда приоритетов в работе на основе ценностей, среди которых:

  • структурные ценности — равенство всех участников образовательного процесса, обеспечение прав каждого, опора на общество, обеспечение устойчивого развития;
  • ценности, связанные с взаимоотношениями — уважение к разнообразию, отсутствие насилия, доверие, сочувствие, честность, мужество;
  • моральные качества — доминирование радости в заведении, любовь и уважение друг к другу, надежда и оптимизм, искренность в отношениях, красота в окружающей среде.

Инклюзивные ценности в системе образования

Они нашли свое отражение в индикаторах индекса инклюзии, а индикаторы детализируются конкретными вопросами. Включить ту или иную ценность в практику учреждения дошкольного образования для насыщения жизни заведения новым содержанием можно только благодаря ее обсуждению с работниками, родителями, а в некоторых моментах — и с детьми.
Насколько дети-инвалиды после инклюзивного ДОУ адаптированы к жизни:

Как обычно-развивающиеся дети выигрывают от инклюзии в ДОУ:
Типичные сверстники развивают уверенность в себе и лидерские навыки, поскольку они становятся объектом подражания для своих сверстников с ограниченными возможностями. Они также демонстрируют:

  • более позитивное отношение к сверстникам;
  • повышение социальных навыков (например, инициирование взаимодействия, переговоры);
  • чувство справедливости, сострадания и толерантности;
  • моделирование как про социального, так и академического поведения для сверстников с ограниченными возможностями.

Плюсы и минусы внедрения инклюзивного образования в ДОУ

Плюсы Минусы
Поддержка индивидуальности воспитанников. Дефицит технического и дидактического обеспечения.
Развитие творческого потенциала воспитанников. Недостаточная информационная, психологическая подготовка педагогического и воспитательского состава.
Формирование культуры детей дошкольного возраста. Недостаточное финансирование со стороны государства.
Социальная адаптация детей-инвалидов с младшего дошкольного возраста. Отсутствие полноценного информирования родителей.
Адаптация для дальнейшего участия в школьном образовательном процессе. Дефицит узких специалистов.
Участие в общих образовательных и воспитательных мероприятиях. Необходимость сопоставлять образовательно-воспитательный процесс с индивидуальными медицинскими процедурами детей с ограниченными возможностями.

Особенности законодательства об инклюзивном детском саду в РФ

об инклюзивном детском саду в РФ

Садики о образовании России

С 2014 года инклюзивное обучение начали активно внедрять не только в общеобразовательные заведения, но и в дошкольные заведения. Цель данного решения – адаптация, социализация, обучение и поддержка детей с ограниченными возможностями на всем жизненном пути: начиная с дошкольного возраста и заканчивая трудоустройством.

инклюзивное обучение

Проблемы внедрения инклюзии в ДОУ РФ

Существует ряд проблем внедрения модели инклюзивного образования в ДОУ, среди которых:

  1. Отсутствие в НПБ таких данных, как: численность воспитанников в инклюзивных группах; порядок и размеры финансирования сотрудников; набор педагогического, воспитательного и медицинского персонала.
  2. Дефицит узкопрофильной методической литературы.
  3. Дефицит финансирования ДОУ для проведения модернизации заведений в целом.
  4. Отсутствие у воспитателей и педагогов психологической готовности, опыта и навыков работы с детьми-инвалидами.
  5. Неготовность родителей к внедрению инклюзии и ДОУ.

Проблемы внедрения инклюзии в ДОУ РФ

Несмотря на проблемы, инклюзия в ДОУ имеет свое будущее, так как она позволяет социально адаптировать детей с ОВЗ с дошкольного возраста, развить их независимость и самостоятельность, а также равноправное восприятие их в обществе.

Особенности законодательства об инклюзивном детском саду в Украине

За годы независимости система дошкольного образования претерпела существенных изменений, хотя, к сожалению, не все они положительные и результативны.

Садики о образовании

инклюзивном детском саду в Украине

Ссылки на правовые акты:

Проблемы в Украине

Среди основных проблем внедрения инклюзивного образования в ДОУ Украины стоит отметить:

  1. Большинство законов по вопросам образования закрепляют государственные гарантии по предоставлению в Украине образовательных возможностей детям с особыми потребностями. Однако законодательные положения в значительной степени остаются принципами и декларациями, не обеспеченными механизмами реализации.
  2. Дефицит финансирования.
  3. Ребенок с особыми потребностями может потребовать формирования совершенно иных навыков, чем обучение по индивидуальной программе ДОУ, а дидактические материалы находятся в дефиците.
  4. Отсутствие психологической и информационной готовности учителей, воспитателей, администрации и родителей.

О инклюзивном детском саду в Украине

Правительство Украины знает о всех проблемах и внедряет новые законопроекты на поддержку и развитие инклюзии в детских садах, школах и ВУЗах страны.

Образование детский сад

Отзывы о внедрении ИО в ДОУ

Образование в дошкольных садиках

Сомнительным представляется возможность быстрого переоборудования учреждений для передвижения детей с физическими недостатками. Сомнения вызывает и реальность внедрения инклюзивного образования в регионах, поскольку, по мнению родителей, там существует еще больший недостаток ресурсов, специалистов и т.д., чем в крупных городах. Поэтому учителя и родители считают, что специальные учебные заведения должны существовать, чтобы обеспечить образование и уход воспитанникам с тяжелыми нарушениями, стать ресурсными центрами для ДОУ и оставить родителям возможность выбора учебного заведения.

Как организовано инклюзивное ДОУ за границей

инклюзивное ДОУ за границей

В Европе внедрять инклюзивное образование в ДОУ начали еще в 1970 годах. В детских садах использовали одновременно несколько подходов внедрения новой системы образования: включение, интеграция, мэйнстриминг, расширение доступа к процессу образования.
Мэйнстриминг позволял воспитанникам с инвалидностью на равных общаться со своими сверстниками на мероприятиях и занятиях.
Интеграция – это приспособление детей с инвалидностью к основной образовательной программе.

инклюзивное ДОУ за границей США

Включение – это обеспечение всех необходимых условий для физического и интеллектуального развития детей с особенными потребностями.
В Европейских странах и в США уверены, что развитие инклюзии в ДОУ – это один из основных этапов социализации и развития толерантности в детском возрасте.
Вывод
У инклюзивного образования есть будущее, однако, при этом важно заметить, что, используя опыт других стран, необходимо обязательно опираться на достижения отечественной дефектологии и коррекционного образования (например, по стандартам специального образования), а также разрабатывать собственные модели, учитывая экономические и финансовые возможности государства.
Эксперты не скрывают, что широкое и стремительное внедрение инклюзивного образования может принести больше разочарований, чем успехов, если не будет создано соответствующих условий, будут храниться кадровые проблемы, архитектурно-конструктивная неготовность учебных заведений и низкий уровень толерантности в обществе. Поэтому эксперты больше настроены на постепенность введения процесса и его локализацию.

Видео — Инклюзивное образование в условиях ДОУ

Видео — Инклюзивный детский сад: новый проект

Обучающийся с ограниченными возможностям здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.( ст.2 ,п. 16).

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям детей с ОВЗ относятся:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями

психофизического развития, с так называемыми

сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие

или слепые дети с умственной отсталостью).

Под специальными условиями понимаются:

  • Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  • Использование специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.

Адаптированная образовательная программа:

Это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц

Реализация выделенных в адаптированной образовательной программе образовательных областей осущестляется с использованием утвержденных и рекомендованных коррекционных программ, авторских технологий и практического опыта специалисвтов

программы дошкольного образования детей с нарушениями интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата и др.

Виды инклюзии:

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Необходимым условием реализации Общей ОбразовательнойПрограммы ДОУ с группами комбинированной направленности является соблюдение

кадровых условий — наличие в штатном расписании учителя-логопеда, учителя-дефектолога,( сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога) педагога-психолога.

В тесной взаимосвязи с родителями работает команда специалистов.

Рассмотрим кратко категории детей с ОВЗ, которые могут посещать инклюзивную группу и условия обучения и воспитания.

Дети с нарушениями зрения.

Различают следующие категории детей с нарушением зрения:

1.Слепые/незрячие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04);

  1. Слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2);
  2. Дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3). Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку,

задерживает формирование двигательных навыков, координации; ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии.

Информация, получаемая слабовидящими детьми, с помощью остаточного зрения становится более полной, если поступает в комплексе с сенсорной и осязательной информацией. Для формирования речи детям с нарушениями зрения необходимо активное взаимодействие с окружающими людьми и насыщенность предметно- практического опыта за счет стимуляции разных анализаторов (слуховой, зрительный, кинестетический).

Детям с нарушением зрения необходимо помогать в передвижении по помещениям ДОУ, в ориентировке в пространстве. Дети могут учиться через прикосновения или слух с прикосновением, они должны иметь возможность потрогать предметы. Важные фрагменты занятия можно записывать на диктофон. Наглядный и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту. Размещать демонстрационные материалы нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно. Некоторым детям могут понадобиться увеличивающие вспомогательные средства: приспособления, увеличивающие целую страницу или линии, полезные при чтении. Использование приложений Office Web Apps (Майкрософт) расширяет возможности обучения и воспитания детей с нарушенным зрением.

Условия обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

Выделяют две основные категории детей со стойкими нарушениями слуха:

1.Глухие;

Слабослышащие дети имеют разные степени нарушения слуха (легкую, умеренную, значительную, тяжелую) — от незначительных трудностей в восприятии шепотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной громкости. Необходимость и порядок использования слуховых аппаратов, особенно на занятиях, определяется специалистами (врачом-сурдологом и сурдопедагогом). Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в минималь-ной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью.Однако для полноценного развития речи этих детей также требуются специальные коррекционно-развивающие занятия с сурдопедагогом

Учитывая особые образовательные потребности детей с нарушения-

ми слуха, педагог должен быть готов к выполнению

обязательных правил:

  • сотрудничать с сурдопедагогом и родителями ребенка;
  • стимулировать полноценное взаимодействие глухого/слабослыша-
  • щего ребенка со сверстниками и способствовать скорейшей и наиболее полной адаптации его в детском коллективе;
  • соблюдать необходимые методические требования (месторасполо-

жение относительно ребенка с нарушенным слухом; требования к речи взрослого; наличие наглядного и дидактического материала на всех занятиях)

  • организовать рабочее пространство ребенка с нарушением слуха (проверить наличие исправных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта; )
  • подготовить индивидуальные дидактические пособия
  • решать ряд задач коррекционной направленности в процессе заня-

тия (стимулировать слухозрительное внимание; исправлять речевые ошибки и закреплять навыки грамматически правильной речи; расширять словарный запас; оказывать специальную помощь при составлении пересказов

Условия обучения и воспитания детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Дети с нарушениями ОДА — неоднородная группа, основной характеристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Большинство детей с нарушениями ОДА — дети с детским церебральным параличом (ДЦП). При ДЦП у ребенка могут выявляться нарушения зрения, слуха, особенности формирования и развития психических функций, расстройства устной речи (дизартрия, алалия).

У детей с ДЦП нарушена пространственная ориентация. У детей с ДЦП часто страдает произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость, часто отвлекается. Мыслительные процессы характеризуются инертностью ,страдает память. Расстройства эмоциональной -волевой сферы у одних детей могут проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности, у других — наоборот, в виде заторможенности, вялости.

С учетом особых образовательных потребностей детей с нарушениями ОДА необходимо соблюдать следующие условия:

  • создавать безбарьерную архитектурно-планировочную среду;
  • соблюдать ортопедический режим;
  • осуществлять профессиональную подготовку и/или повышение

квалификации педагогов к работе с детьми с двигательной патологией;

  • соблюдать рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, организации образовательного процесса (организация режима дня, режима ношения ортопедической обуви, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т. д.);
  • организовывать коррекционно-развивающие занятия по коррекции

нарушенных психических функций;

  • осуществлять работу по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями;
  • оказывать логопедическую помощь по коррекции речевых рас-
  • подбирать мебель, соответствующую потребностям детей;
  • предоставлять ребенку возможность передвигаться по ДОО тем спо-

собом, которым он может, и в доступном для него темпе.

  • проводить целенаправленную работу с родителями детей с ОВЗ, обучать их доступным приемам коррекционно-развивающей работы;
  • формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ у нормально развивающихся детей и их родителей;
  • привлекать персонал, оказывающий физическую помощь детям при передвижении по ДОО, принятии пищи, пользовании туалетом и др.;
  • привлекать детей с ОДА к участию в совместных досуговых и спортивно-массовых мероприятиях.

При включении ребенка с двигательными нарушениями в образовательный процесс ДОО обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педаго-гического сопровождения

Расстройства аутистического спектра (РАС) в настоящее время рассматриваются как особый тип нарушения психического развития.

У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются проблемы эмоциональ-но-волевой сферы и трудности общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения.

У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, и прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах.

Наиболее трудно преодолевается инертность в мыслительной сфере, что необходимо учитывать при организации образовательной деятельности детей с РАС.

Аутичному ребенку, у которого часто наблюдаются отставание в развитии речи, низкая социальная мотивация, а также гипер- или гипочувствительность к отдельным раздражителям, сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого, поэтому сопровождение его тьютором может стать основным, если не самым необходимым компонентом, который приведет к успеху в процессе социализации. К особым образовательным потребностям детей с нарушениями аутистического спектра (по О.С.Никольской) относятся потребности:

  • в периоде индивидуализированной подготовки к обучению;
  • в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;
  • в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего;
  • в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;
  • в дозировании введения в жизнь ребенка новизны и трудностей;
  • в дозированной подаче новой информации с учетом темпа и работоспособности ребенка;
  • в четком соблюдении режима дня, представленного в виде символов и пиктограмм (в зрительном доступе ребенка), и упорядоченной предметно-пространственной образовательной среде;
  • в специальной отработке форм адекватного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с взрослым;
  • в сопровождении тьютора при наличии поведенческих нарушений;
  • в создании адаптированной образовательной программы;
  • в постоянной помощи ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений;
  • в проведении индивидуальных и групповых занятий с психологом, а при необходимости с дефектологом и логопедом;
  • в организации занятий, способствующих формированию представлений об окружающем мире, отработке средств коммуникации и социально-бытовых навыков;
  • в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и детьми;
  • в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействии семьи и образовательной организации и с родителями нормально развивающихся детей;
  • в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательной организации.

Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных (сенсорное, двигательное, речевое, интеллектуальное) нарушений, например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.

Степень выраженности нарушений различна, поэтому выделены три уровня психического развития детей с комплексными нарушениями, что определяет специфику психолого-педагогической работы.

Значительную по численности группу детей составляют дети с нерезко выраженными, а следовательно, трудно выявляемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сфер.

В настоящее время контингент воспитанников массовых дошкольных учреждений составляют как дети с нормальным ходом психического развития, так и с различными вариантами психического дизонтогенеза, поэтому необходимо переосмысление сложившейся практики обучения и воспитания и определение наиболее оптимальных путей в осуществлении индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Нормативно-правовая база, регулирующая
организацию инклюзивных процессов ДОУ

Слайд 24.

Локальные нормативно-правовые документы, обеспечивающие организацию инклюзивного образования в ДОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам. Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. “Инклюзивное” образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит каждому ребёнку. Это гибкая, открытая, динамичная система, где учитываются потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Образовательная система подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то определённые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные программы, формы и методы обучения и воспитания, адекватные потребностям, возможностям и способностям детей с ОВЗ. Дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, с педагогом–тьютором или без него, обучаясь с информационной поддержкой и по индивидуальному учебному плану.

Цель инклюзивного образования заключается в достижении всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится и к детям с особенностями в развитии. Совместное обучение детей с различными психофизиологическими возможностями - это попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также во включении компенсаторных механизмов, развитии своих способностей и достижении успехов при обучении в школе.


Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует начинать с самых ранних лет, так как общеизвестно, что именно в дошкольном детстве в человеке закладываются навыки общения и социального взаимодействия, которые помогут ему в будущей взрослой жизни. “Особые” дети больше обычных нуждаются в доброжелательной и стабильной среде. Ребёнок, который испытывает те или иные трудности в развитии, не сможет социально адаптироваться, овладеть навыками адекватного функционирования в обществе, если его детство проходит в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной (ребёнок находится в интернате, изолирован дома или обучается в специальной группе).

Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения. Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Задачи инклюзивного образования:

  • создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников в ДОУ с целью коррекции недостатков их психофизиологического развития;
  • реализация права ребенка с особыми образовательными потребностями на образование, коррекцию (компенсацию) недостатков развития с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;
  • построение индивидуальных коррекционно - образовательных маршрутов на основе результатов изучения особенностей развития детей, их потенциальных возможностей, зоны ближайшего развития и способностей;
  • освоение воспитанниками образовательных программ в соответствии с ФГТ;
  • обеспечение познавательного, коммуникативного, социального, личностного, художественно-эстетического и физического развития;
  • сохранение и укрепление физического, психического и психологического здоровья детей с ОВЗ;
  • осуществление ранней полноценной психологической, социальной и образовательной интеграции воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников;
  • обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий и специальной предметно-развивающей среды, создание атмосферы психологического комфорта;
  • создание условий, способствующих гармонизации развития личности ребенка в зависимости от индивидуальных психических и физических особенностей и возможностей ребенка;
  • оказание психолого-педагогической помощи и социальной поддержки семье в воспитании детей, повышение педагогической компетентности родителей;
  • обеспечение совместной мультидисциплинарной деятельности команды специалистов, тесно контактирующей между собой и с другими участниками образовательно-воспитательного процесса для достижения максимально эффективной образовательной и социальной адаптации детей с ОВЗ;
  • подготовка педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ;
  • формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.

Для осуществления полноценной инклюзии необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении и специально организованная образовательно-воспитательная среда дошкольного учреждения. Инклюзивное воспитание нужно начинать с раннего детства, т.е., активней включать в группы детского сада детей с проблемами в развитии. Для этого следует создать необходимую среду в группе ДОУ. Она должна быть доступной и развивающей. В инклюзированном ДОУ необходимо иметь хорошее современное оборудование для проведения всех видов занятий, игротерапии, музыкальной терапии и т.д. Важным моментом является наличие в дошкольном учреждении хорошо обученной команды специалистов. Воспитатели, психологи, логопеды, музыкальные руководители должны владеть приёмами различных отраслей коррекционной педагогики и элементами здоровьесберегающих технологий, так как какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Непосредственное включение детей с различными психофизиологическими нарушениями в общеобразовательные группы ложится на плечи самих учреждений и педагогического коллектива ДОУ.

Профессия воспитателя детского сада специфична, она отличается от других педагогических профессий тем, что педагог дошкольного образовательного учреждения не только наблюдает за детьми и осуществляет образовательную деятельность, но и постоянно воспитывает их посредством занятий, рассказов, пения. Именно педагог ДОУ первый, после семьи, кто вводит малыша в мир знаний, культурных ценностей и коммуникативного взаимодействия. Воспитатель детского сада организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию подрастающего поколения. Педагог ДОУ готовит детей к школе, обучает навыкам устного счёта, звукового анализа и синтеза, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, конструирования; развивает у детей коммуникативные умения, мышление, наблюдательность, самостоятельность, знакомит с произведениями искусства, этическими нормами и правилами. В обязанности воспитателя входит укрепление здоровья детей и приобщение их к труду; консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания, формирования социально желательных качеств (ответственности, дружелюбия) и развития способностей детей.

Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, достаточными голосо-речевыми навыками, культурно-нравственным потенциалом и эмоционально-личностной готовностью работать по новой образовательной модели. Внедрение идей инклюзии в образовательные учреждения требует серьёзной работы по подготовке компетентных педагогических кадров. Необходима психолого-педагогическая коррекция профессионально значимых качеств умений и навыков педагога, и их совершенствование, а так же психопрофилактическая работа по снятию эмоционального напряжения у воспитателей и других сотрудников ДОУ. В профессиональную переподготовку воспитателей необходимо включить курсы по неврологическим и психо-физиологическим особенностям детей с ОВЗ, основам специальной педагогики и психологии, а также специальные методики. Психологическая подготовка сотрудников инклюзированного ДОУ может включать:

- развитие у педагогов устойчивой мотивации к самосовершенствованию, углубление профессионального самосознания, через специальные игры и упражнения, повышение профессиональной самооценки педагогов.

- ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня эмоциональных состояний и их применение на практике.

Для создания полноценной воспитательно-образовательной среды в ДОУ необходимо полноценное, всестороннее взаимодействие воспитателей, коррекционных педагогов, медицинского персонала и администрации детского сада. Педагогический эффект в решении образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач в значительной мере зависит от слаженной работы специалистов во всех направлениях коррекционно-развивающей деятельности. В инклюзированных группах для детей с ОВЗ совместная деятельность всех работников ДОУ строится на основе дополнения и углубления влияния каждого из них.

Эффективными являются следующие формы взаимодействия:

- взаимообмен данными диагностики, для выбора оптимальных путей, форм и методов работы с детьми;

- координированное планирование деятельности педагогов и специалистов, в связи с проблемами в освоении индивидуальных маршрутов детей с ОВЗ;

- периодические лекции и семинары специалистов по вопросам психофизиологических особенностей детей, определения и осуществления коррекционного маршрута детьми с особыми образовательными потребностями;

- подготовка печатного материала (стендов, брошюр, тематических папок), в котором в доступной для воспитателей форме будут освещены проблемные зоны воспитания и обучения детей с ОВЗ;

- ведение тетрадей взаимодействия участников образовательного процесса в инклюзированном ДОУ;

- выполнение воспитателем индивидуальных заданий педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога,

- взаимопосещение занятий, для корректировки наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.

Важным условием при организации работы в группах комбинирующей направленности является создание благоприятной предметно-развивающей среды, спокойного эмоционального фона, а также выполнение организационно-педагогических требований:

- разработка и введение адаптированной программы для детей с ОВЗ.

- обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми, детей между собой и с педагогами; педагоги учат детей в группе с заботой относиться к детям, вовлечение их в совместную деятельность, игры и т.п.

- широкое использование на занятиях с детьми игровых приёмов, сюрпризных моментов, дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности и к получению заданного результата. Необходимо подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.

- построение индивидуальных маршрутов по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;

- установление продолжительности занятия в зависимости от степени сложности его содержания и от состояния ребенка в данный день;

- тесное сотрудничество с родителями, проведение целенаправленной и систематизированной работы с семьей, в которой используют разнообразные формы сотрудничества, что способствует осознанию родителями своих функций и роли в воспитании ребенка.

Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у “особых”. Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательно-образовательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.

Инклюзивное образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в созидательный процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация.

Для успешного осуществления инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями нужны изменения самой системы образования, Исходя из принципов социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности и необычности в развитии и предоставить им равные возможности полноценного участия во всех сферах социальной жизни.

Таким образом, инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы. В данный момент, при внедрении ФГОС в систему дошкольного образования, инклюзия в детских садах становится более доступной и реальной. Мы отходим от фронтальных форм обучения дошкольников, широко внедряя интегрированные формы работы с дошкольниками. Формируется развивающая среда по принципу вариативности, осуществляется индивидуальный подход при подаче обучающего материала, развивается самостоятельная активность ребёнка, внедряется модульная организация образовательных программ. Всё это позволяет достигать высокой эффективности образовательной деятельности.

Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов. Трудность решения проблемы работы с детьми с ОВЗ усугубляется профессиональной некомпетентностью специалистов образовательных учреждений, недостаточным пониманием в обществе возможностей таких детей, равноправно участвующих в жизни общества. Исходя из этого, требуется разработка и создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов города, осуществляющих инклюзивное обучение в общеобразовательных учреждениях, и родителей имеющих детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование в России пока носит экспериментальный характер и имеет ряд недостатков. Можно отметить отсутствие специальной подготовки педагогических работников ДОУ, незнание ими основ коррекционной педагогики и специальной психологии, а также несформированный программный и методологический аппарат “инклюзии”, недостаточное материально-техническое оснащение учреждений.

Читайте также: