Ситуативная деятельность в доу

Обновлено: 04.07.2024

• Принцип психологической комфортности предполагает создание атмосферы доверия, радости новых открытий, уверенности в своих силах. Задача педагога – быть организатором и помощником, развивать и поддерживать детскую жажду познаний, живой интерес, активность, самостоятельность, чувство значимости и уникальности каждой личности.

• Нельзя ограничивать образовательный процесс только регламенти-рованными занятиями в детском саду, игнорируя общение с семьей, досуги, праздники, самостоятельную деятельность дошкольников, процесс образования должен быть целостностным.

• При создании проблемных ситуаций, необходимо поощрять детей к выдвижению все новых и новых гипотез, предлагая высказаться каждому. Важно, чтобы дети не просто предлагали разные варианты решения, но старались обосновать свой выбор, в этом состоит принцип вариативности

• Игра, пение, танцы, рисование, аппликация, конструирование, театрализация, общение – необходимые условия развития творческих способностей, воображения каждого ребенка. Дети участвуют в творческой деятельности, придумывая и создавая что-то новое. Таким образом, реализуется принцип творчества

• Принцип непрерывности предполагает формирование общих подходов к воспитанию и развитию ребенка на уровне общественных институтов, в частности семьи.

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка

Происходит в различных видах деятельности, в них новое знание, способ действий используется совместно с освоенными ранее, или в измененных условиях. Педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность. Дети приобретают первичный опыт самоконтроля своих действий и контроля действий сверстников. На этом этапе целесообразнее строить работу в команде, в парах или малых группах.

1. Петерсон Л. Г. Теория, методические положения и результаты апробации деятельностного метода обучения "Школа 2000. " - М, 2007г.

2. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Мазурина С. Е., Зайцева И. В. Что значит "уметь учиться" Методическое пособие для учителя. - М,2006г.

Дары Фрёбеля в дошкольном образовании

Дары Фрёбеля в дошкольном образовании Дары Фрёбеля в дошкольном образовании Как известно, игра – ведущий вид деятельности для ребенка от трех до шести лет. Благодаря игре у.

Игровые технологии в дошкольном образовании Игровая технология охватывает определенную часть учебного процесса в ДОУ. В нее включаются последовательно: • игры и упражнения, формирующие.

ИКТ в дошкольном образовании Важность ИКТ в обучении заключается не в современных чипах, а в богатых, разнообразных условиях, которые эти технологии обеспечивают для.

Опыт использования ИКТ в дошкольном образовании Личный опыт Я помню то время, когда я еще ходила в детский сад (Поверьте это было давно. лет так 45 назад). Даже помню отрывками тот.

Компетентностный подход в дошкольном образовании Подготовил воспитатель первой квалификационной категории Кузина Мария Игоревна Компетентностный подход в дошкольном образовании Введение.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании Параскун Диана Викторовна МБДОУ Детский сад "Звёздочка" города Заозерного Целью здоровьесбегегающих технологий является сохранение и укрепление.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Технология образовательной ситуации

Алексеева Мария Ивановна - зам. зав. по ВМР,

педагог высшей категории, Отличник образования МО РС (Я)

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования основной формой взаимодействия взрослого с детьми стала совместная образовательная деятельность. Для реализации новых совместной образовательной деятельности ввели технологию образовательной ситуации.

Суть образовательной технологии "Ситуация" заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний с учетом возрастных особенностей дошкольников. Отсюда и название технологии - "Ситуация ", так как в ее основе лежат различные ситуации, с которыми дети сталкиваются в течение дня.

Выделены три вида образовательных ситуаций: проблемы инициируемые детьми, проблемы инициируемые взрослыми, проблемы спонтанно возникающие.

Технология положена в основу специально моделируемых взрослыми ситуаций структуры:

- введение в ситуацию;

- актуализация знаний и умений детей;

- затруднение в ситуации;

- "открытие" ребенком нового знания (способа действия);

- включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка;

Зная целостную структуру технологии "Ситуация", воспитатель может использовать ее отдельные компоненты в процессе возникновения естественных ситуаций затруднения: например, ребенок не может сам надеть ботинки, у него сломался карандаш, он нечаянно уронил горшок с цветком пр. В ситуации могут участвовать как один ребенок, так и дети всей группы или подгруппы, либо дети из разных групп, дети разных возрастов, чтобы они могли учиться друг у друга.

Технология "Ситуация" дает педагогу возможность управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать самостоятельный шаг в познании мира, приобрести опыт выполнения универсальных действий по фиксации затруднений, соотнесению поставленной цели с полученным результатом и др.

При реализации образовательной ситуации нами используется общий способ действий.

Общий способ действий по реализации образовательной ситуации

hello_html_5f6c9cd0.jpg

Дается ситуация, тогда у детей появляется интерес, в результате которого возникает идея, мотивируется деятельность, в конце получается продукт деятельности в форме новообразования.

Как все мы знаем в течении дня в группе возникают разные виды педагогических ситуаций:

ситуация общения и взаимодействия; (5 фото)

ситуация морального выбора;

ситуативный разговор с детьми;

hello_html_a10f11.jpg

Ситуация общения и взаимодействия обогащают представления детей о способах разрешения тех или иных проблем в процессе непосредственного общения или взаимодействия в детских видах деятельности. Мы в ДОУ очень часто используем ситуацию общения и взаимодействия. В этой ситуации наши воспитатели специально планируют ситуации общения. При совместной самостоятельной деятельности детей воспитатели наблюдают за детьми, регулируют их взаимоотношения, демонстрируют способы сотрудничества, помогают организовать совместную деятельность. Практические ситуации по интересам детей организуются как реализация детских, детско-родительских увлечений. В нашем детском саду существуют традиционные мероприятия как "Посвящение вновь поступивших детей и родителей в ДОУ", семейная проектная деятельность "Первые шаги в науку", кружок "Мамины модницы", внутрисадовские конкурсы "Сардаана-Куо", "Урун Уолан" и др. Как раз здесь создаются ситуации общения, взаимодействия и сотрудничества воспитателей детей и родителей.

Самым трудным для нас является ситуация морального выбора , так как эта ситуация возможно только при развитии у детей эмоционального воображения и эмоциональной отзывчивости на чувства других. В этом случае воспитатели моделируют ситуацию морального выбора, тогда ребенок совершает разные виды нравственного выбора, которые учитывают воспитатели, родители в процессе социализации. Ситуация морального выбора выступают чаще как естественно возникающие в процессе взаимодействия воспитателя и детей. Они связаны с тем, что происходит в жизни. Решающее влияние на выбор ребенка оказывает стиль отношений с педагогом - взаимное уважение и доверие. При этом важно создавать ситуации, когда дети принимают решение публично, обосновывают мотивы выбора. Особенности морального развития дошкольников таковы, что часто решение они принимают в свою пользу, если уверены, что о выборе никто не узнает. Особенно значимы ситуации морального выбора, возникающие по ходу совместной продуктивной деятельности дошкольников. Их создание требует следующих условий:

- наличие общего инструмента, создающего определенное затруднение и необходимость взаимодействия; выполнение детьми заданий разной степени трудности и возможности одному из участников деятельности, быстро выполнив задание, пойти играть;

- обращение внимания ребенка к сверстнику с плохим эмоциональным самочувствием;

- постановки задачи выбора в разном виде;

hello_html_74965d97.jpg

- понимания, что результат совместных усилий доставляет, приносит реальную пользу. Ситуативный разговор с детьми - небольшой, яркий, эмоциональный рассказ педагога о фактах и событиях, имеющих социально-нравственное содержание, с последующим их обсуждением с детьми в процессе выполнения ими соответствующей деятельности. Ситуативный разговор с детьми обычно возникает спонтанно, стихийно во время умывания , дежурства детей, во время уборки групповой комнаты, игрушки. Понятие ситуативный разговор с детьми и ситуация общения как формы образовательной работы с детьми достаточно близки. Различие между ними заключается в нюансе - содержание ситуативного разговора всегда имеет такую педагогическую направленность, которая соответствует выполняемой ребенком деятельности, а для ситуации общения это необязательно.

hello_html_m45c68e9.jpg

Игровые ситуации основаны на создании воображаемой (игровой) ситуации, в которой решаются образовательные задачи. В игровых ситуациях наши педагоги основываются на следующих принципах (С.А. Шмаков):

- поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;

- взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;

- переходе от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.

В нашем ДОУ педагоги используют: имитационно-игровые ситуации, ситуации игрового моделирования, ситуации игрового проживания события (сюжета), игры путешествии, как разновидности игровой ситуаци, игровые ситуации в подвижных играх, ситуации имитации и

творческие ситуации.

Часто решение ситуаций связывается с решением задачи, которая становится ядром проблемы или поиска для ребенка дошкольного возраста. Задача как единица педагогического процесса требует от дошкольника не только знаний, умений и навыков, но самое главное - развитой способности применить их, анализировать и оценивать результат предложенного решения. Решая задачи или проблемные ситуации, основанные на задачах, дети воспринимают знания без отрыва от жизни, не разобщенно, а целостно, легче и эффективнее осваивая их. Современные дошкольники обладают очень развитой способностью т стремлением комбинировать разнообразные впечатления жизни и способы деятельности в решении возникшей проблемы, ситуации, задачи, они мыслят вариативно и широко.

Основой ситуации становится проблемный вопрос, решая который ребенок становится созидателем, обретает позицию деятеля, преобразователя, что крайне важно для современных детей и полностью отражает специфику субъективности дошкольника. Самое важное, чтобы ситуация была интересна ребенку, находила у него живой отклик, вызывала яркую эмоциональную реакцию, удивление.










Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

с. Раевский муниципального района Альшеевский район Респ. Башкортостан

Консультация для воспитателей ДОУ.

воспитатель Завиялова Т.С.

2018 г.

План.

Ситуативный разговор с детьми второй младшей группы в ДОУ.

2. Теоретическая часть.

Консультация для воспитателей.

Ситуативный разговор.

Цель: формирование диалогической речи детей, умение слушать, понимать заданный вопрос и правильно отвечать на него.

Материал: книга. клей - карандаш, салфетка.

Ход беседы.

Воспитатель: ребята, посмотрите, что я вам принесла. (Дети подходят к столу).

Воспитатель: что это?

Воспитатель: а что написано в этой книге?

Воспитатель: правильно, сказка. Посмотрите на обложку и скажите, как называется эта сказка?

Воспитатель: молодцы, это наша любимая книжка. Давайте посмотрим на картинки. (Воспитатель листает страницы, обращает внимание детей на оборваные страницы).

Воспитатель: ребята, посмотрите, что случилось с нашей книгой?

Воспитатель: что же нам теперь делать?

Воспитатель: нам нужно починить эту книгу Как мы это сделаем?

Воспитатель: У меня есть клей- карандаш, давайте ее заклеим.

Дети вместе с воспитателем заклеивают книгу.

Воспитатель: Вот теперь наша книга целая, как новая, и мы еще много раз ее прочитаем. Давайте поставим ее в уголок книги.

Дети относят книгу, ставят на полку.

Ситуативные разговоры с детьми.

Важной формой речевой работы с детьми дошкольного возраста по освоению образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются ситуативные разговоры.

Ситуативный разговор – специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на формирование коммуникативных способностей.

Принципиально важно подчеркнуть необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач ситуативного разговора только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, формирования активной ответной позиции, партнерских отношений.

Ситуативные разговоры могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения воспитательных, обучающих, развивающих задач. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиски ее решения, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Во время участия в ситуативном разговоре у ребенка совершается сложный мыслительный процесс припоминания, суждения, умозаключения, обобщений. От ребенка требуется непрерывная умственная активность: надо внимательно слушать, соображать и достаточно быстро отвечать. Вместе с тем совместное участие сверстников в ситуации связано и со способностью к известной сдержанности: уметь внимательно слушать других; воздерживаться от высказываний, пока говорят другие; удерживать в памяти то, что хотел сказать, – все это, несомненно, нелегко для ребенка дошкольного возраста.

Особенности ситуативного разговора как формы работы с детьми:

  • участие в ситуативном разговоре (добровольное, основанное на интересе детей);
  • позиция взрослого как партнера по общению;
  • изменение стиля взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций;
  • планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки;
  • длительность ситуативного разговора от 3–5 до 10 мин в зависимости от возраста детей;
  • предполагается участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуативного разговора.

Технология проведения ситуативного разговора.

Ситуативный разговор как нетрадиционная форма речевой работы представляет для воспитателя некоторые трудности, так как имеет свои специфические особенности, связанные с поставленными задачами, содержанием деятельности.

Ситуативный разговор строится на непрерывной мобилизации детского внимания, активного участия, открытого общения. Для некоторых детей участие в коллективном обсуждении ситуации требует определенного волевого усилия: преодолеть робость, застенчивость и высказаться в присутствии других. Воспитателю нужно хорошо продумать логическую структуру ситуативного разговора: последовательно расположить весь материал, преподносимый детям; подготовить соответствующие вопросы и объяснения, наглядный материал, уточняющий отдельные моменты ситуации и позволяющий сконцентрировать внимание детей. Кроме этого, педагогу необходимо знать индивидуальные особенности детей и дифференцированно подключать их к активному участию в ситуации общения.

Ситуативные разговоры могут быть реально-практическими и игровыми. Соотношение игровых и реально-практических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей.

Наименование режимного момента

Тематика ситуативных разговоров

Прием детей и уход домой

Ситуативный разговор о правилах поведения за столом (брать пищу понемногу, правильно пользоваться вилкой, ножом)

Ситуативный разговор о пользе продуктов, о витаминах.

Одевание и раздевание

Ситуативный разговор о необходимости следить за своим внешним видом

Подготовка к прогулке, возвращение с прогулки

Подготовка ко сну, дневной сон, подъем со сна.

Ситуативный разговор о пользе массажа, закаливания;

Ситуативный разговор о доступных средствах укрепления здоровья (соблюдение режима дня, необходимость ежедневной зарядки, закаливание)


Суть данной технологии заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Таким образом, педагог перестает выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей.

1) Введение в ситуацию.

2) Актуализация.

3) Затруднение в ситуации.

Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, так как содержит в своем истоке основные компоненты, структуры рефлексивной самоорганизации, лежащей в основе умения учиться.

4) Открытие детьми нового знания (способа действий).

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший раннее вопрос проблемного характера.

5) Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка.

На данном этапе воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее.

Дети учатся самоконтролю способа выполнения своих действий и контролю действий сверстников.

6) Осмысление (итог).

Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт выполнения самооценки – важнейшего структурного элемента учебной деятельности. Дети приобретают опыт выполнения таких важных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

Результат использования образовательной технологии.

Литература.

Петерсон Л.Г. Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании/ Л.Г. Петерсон, Л.Э. Абдуллина// Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.- Вып.5 – М, Педагогическое общество России, 2013 г.

Читайте также: