Системно деятельностный подход в проектной деятельности в доу

Обновлено: 30.06.2024

Ольга Жукова
Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в ДОУ.

В условиях реформирования системы образования и внедрения ФГОС большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, которые открывают новые возможности для воспитания и обучения, способствуют развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка. Одним из эффективных и актуальных методов системно - деятельностного подхода в обучении является метод проектов, который я использую в своей работе.

Работа над проектом проходит несколько этапов, на каждом из которых взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Для выбора темы я использую разные приемы:

- размещаю иллюстрации по теме на информационном стенде, подталкивая тем самым детей к обсуждению темы;

Это письмо пришло по почте в детский сад. Перед детьми была озвучена проблема, от имени Незнайки: какие грибы съедобные, а какие опасны для здоровья.

До начала работы готовлю три листа бумаги. Беседуя с детьми, задаю сначала один вопрос, фиксирую все высказывания детей по этому вопросу. Затем, когда информация иссякает, перехожу ко второму вопросу. И так далее. Все записи делаю печатными буквами, разным цветом, с обязательным указанием имен детей и взрослых.

Делается это для того, чтобы впоследствии читающие дети смогли прочитать эти высказывания. А те, кто еще не научился читать, смогли бы попросить взрослых прочитать детям их идеи. Работая с этой моделью, дети учатся формулировать свои высказывания, учатся правильно строить предложения.

Этот прием позволяет нам выяснить актуальные знания детей по данной теме, выяснить какие вопросы возникают у детей по теме. А также помогает подготовить материал, соответствующий интересам детей.

Другими словами можно сказать, что эта модель своеобразная диагностика уровня знаний детей по теме.

Заполненную модель мы вывешиваем в приёмную, там, где её смогут увидеть родители. В этом случае старшие невольно продолжают разговоры с детьми, вместе смотрят нужные книги или передачи. Так естественно и просто взрослые включаются в образовательную работу группы. А у детей появляются новые стимулы, новая информация и ресурсы по теме.

Там же, в приемной, мы вывешиваем объявление для родителей от имени детей.

- принести из каждого центра самый привлекательный материал, показать его детям и рассказать, что еще интересного приготовлено в центре;

- предложить детям обойти все уголки и рассказать, что в них появилось нового, интересного.

Дальнейшая наша работа заключается в разработке совместного с детьми плана действий: дети высказывают свои идеи, в каком центре и чем они будут заниматься.

Чтобы детям было легче планировать свою деятельность в центрах, необходимо подготовить развивающую среду, отвечающую их потребностям. И вот здесь мы часто задумываемся: Что необходимо внести в центры такое, что вызовет интерес у детей? Чем занять ребенка в каждом центре?

Совместное планирование позволяет встроить инициативу детей в структуру дня, позволяет подготовить развивающую среду в соответствии с интересами детей.

Основной целью нашего проекта было расширить представление у детей о лесах родного края в целом и грибах в частности через организацию разных видов деятельности.

Каждый день мы начинали с того, что обсуждали с детьми на утреннем сборе, чем будем заниматься в течение дня. В зависимости от своих интересов и предпочтений дети выбирали, чем они будут заниматься в центрах и с кем из ребят.

Все занятия строились на основе тех вопросов, которые дети задавали в начале работы над проектом и которые их интересовали больше всего.

На занятии по формированию целостной картины мира мы изучали строение грибов, познакомились с разнообразием грибов, выделили группы съедобных и несъедобных, учились разным приемам словообразования на примерах названий грибов.

На математике закрепляли навыки счета; развивали навыки ориентации на листе бумаги с помощью простых ориентиров, навыки чтения плана.

На развитии речи и коррекционном занятии мы решали кроссворд с загадками, составляли короткие описательные рассказы о грибах, учились образовывать однокоренные и сложные слова, пересказывали текст.

Физкультура прошла в виде путешествия по лесу.

Так в рамках нашего проекта была организована взаимосвязь всех специалистов.

Ну а для Незнайки мы нарисовали замечательные рисунки, которые затем отправили по почте.

В конце каждого дня подводили с детьми итоги: что мы сделали и что еще нужно сделать.

На этапе подведения итогов мы вернулись к модели трех вопросов и посмотрели, а на все ли вопросы мы нашли ответ.

Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка. Дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность, становятся в позицию активного участника, учатся грамотно работать в групповом проекте : педагог – родители – дети.

Все это благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе.

Лэпбук — средство для реализации деятельностного подхода Цель: Ознакомление и расширение знаний педагогов о новых средствах познавательно- исследовательской деятельности. Задачи: • Помочь педагогам.

Метод проектов как форма ранней профориентации старших дошкольников. Тематический план проектов на 2016–2017 учебный год 1. Тема проекта:Город творчества Цели проекта-Обобщение знаний о творческих профессиях города Тип проекта/сроки выполненияКраткосрочный/2.

Метод проектов в ДОУ как инновационная деятельность в ДОУ Метод проектов в ДОУ как инновационная деятельность Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая. Ставя эксперименты, делая.

Реализация системно — деятельностного подхода в образовательном процессе через проектную деятельность Реализация системно - деятельностного подхода в образовательном процессе через проектную деятельность. Современная система дошкольного.

Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников ДОУ 30 марта 2016г. проходила областная научно-практическая конференция "Современное образование в островном регионе: опыт, проблемы и перспективы.

На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.

Предварительный просмотр:

Дуванова Любовь Рюриковна,

На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.

Слайд№2 Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности. Общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, с другими детьми и взрослыми. Решение задач и проблем (познавательных, нравственных, эстетических, социальных и других) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что должно стать основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является системно-деятельностный подход.

Слайд№4 В основе системно-деятельностного подхода лежит ряд дидактических принципов:

- принцип целостности, благодаря которому у детей формируется представление об окружающем мире как системе;

- принцип вариативности, предусматривающий систематическое предоставление детям возможности выбора собственной деятельности, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор;

- принцип деятельности, позволяющий исключить пассивное восприятие ребенком информации и обеспечивающий включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность;

- принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность развития ребенка в соответствии с его индивидуальным темпом и особенностями;

- принцип творчества, позволяющий развивать в самостоятельной деятельности творческие способности ребенка;

- принцип психологической комфортности, позволяющий выстраивать самостоятельную деятельность детей по интересам, что обеспечивает снятие всех стрессообразующих факторов при организации образовательного процесса;

- принцип непрерывности, обеспечивающий формирование и развитие у детей универсальных учебных действий на разных возрастных этапах, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему саморазвитию личности в образовательной деятельности на всех ступенях образования.

Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром. Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: умение ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе.

Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность.

Слайд№5 Правила системно-деятельностного подхода , которые актуальны и в проектной деятельности:

• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

• Веди ребенка от собственного опыта к общественному;

• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

• Учи анализировать каждый этап работы;

• Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Проектная деятельность в дошкольном образовании не является абсолютно новым видом деятельности детей. Но чаще она используется как средство познавательного развития дошкольника, а системно - деятельностный подход в проектной деятельности предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Слайд№6 Отличительной чертой использования метода проектов в ДОУ является опора на ведущую деятельность дошкольников – игровую. Именно посредством игры вводится проблемная ситуация, а затем осуществляется

реализация самого детского проекта. Поэтому перед педагогами ДОУ стоят важные задачи:

– подготовить дошкольников к осуществлению проектной деятельности;

– обучить умениям и навыкам исследовательского поиска;

– создать условия для развития коммуникативных навыков и рефлексии дошкольников;

– способствовать практическому применению имеющихся у детей знаний и умений.

Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность.

Реализация проектной деятельности дошкольников ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет на изменение и психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, творчество.

Слайд№7 Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся сами добывать нужную информацию, через посещение библиотеки, используя интернет, ставят простые опыты, наблюдают, сравнивают, делают выводы. Задача педагога – помочь ребенку добиться намеченной цели, заинтересовать его конечным результатом, сформировать правильную самооценку. Принципиально важно то, что воспитанники получают не готовое знания, а добывают их сами в процессе собственной деятельности.

Слайд№8 Системно-деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике.

Согласно ФГОС ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, проектный метод в образовательной деятельности выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.

Метод проектов позволяет формировать те личностные и психологические качества у детей, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально.

Слайд№9 Рассказать о реализации системно-деятельностного подхода в проектной деятельности в практике хочу на примере проектов, применяемых в своей практике. Очень удобно строить проекты, опираясь на тематическое планирование. Основная цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребенка.

Обобщая опыт работы по проектной деятельности, хочется отметить, что проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов.

Слайд№19 Реализация системно-деятельностного подхода к воспитательно-образовательному процессу возможна только в тесном взаимодействии с родителями воспитанников и их включенности в деятельность учреждения. Необходимо сформировать у родителей целостное представление о единстве целей и задач дошкольного учреждения и семьи, постоянно повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах деятельностного подхода к развитию ребенка. Для этого в детском саду проводятся беседы, консультации, тематические родительские собрания, родительские конференции, открытые занятия, детско-родительские проекты, творческие конкурсы.

Слайд№20 Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка

Слайд№21 Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, клубы знатоков, викторины, культурно-досуговая деятельность. В моделировании содержания образования в рамках системно-деятельностного подхода принимают участие все педагоги и специалисты дошкольного учреждения: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования .

Слайд№22 Таким образом , на современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подход. Проектная деятельность как средство реализации данного направления, обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, создавая для каждого адекватную нагрузку, формирует познавательные умения: умение сравнивать, анализировать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, отражать картину окружающего мира в творческой деятельности, что способствует успешному обучению в школе


Цель системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании — воспитание личности ребенка как субъекта деятельности, активно в ней участвующей. Реализовать системно-деятельностный подход в дошкольном образовании позволяет метод проектов.

Метод проектов основан на практическом взаимодействии педагога и воспитанника, во взаимосвязи их с окружающей средой для достижения конкретной цели.

Появление метода проектов связано с именем американского педагога Джона Дьюи. Он предложил определенную последовательность в организации обучения детей.

  1. Педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников.
  2. Педагог вносит предложение, которое совместно обсуждается с детьми. Результат обсуждения — план работы, а затем проект как последовательность действий.
  3. Реализация проекта детьми в соответствии с намеченным планом, при необходимой помощи педагога.

Использование проектной деятельности предоставляет педагогам дошкольных организаций возможность не только дать детям базовые знания, но и всесторонне их развивать.

По мнению Виноградовой Н. А. особенностью организации образовательного процесса с использованием метода проектов является учет возрастной дифференциации.

‒ У детей среднего дошкольного возраста проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительном уровне (задания, предлагаемые взрослым, помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности). Активная роль принадлежит взрослому.

‒ С детьми старшей группы проектная деятельность переходит на развивающий уровень (принимают проблему, уточняют цель, могут самостоятельно найти проблему, выбрать средства для достижения результата). Взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключается к реализации идей детей. У детей накапливается определенный опыт (общения со сверстниками, совместных переживаний, разнообразной совместной деятельности, самостоятельности в отношениях, развитие самоконтроля и самооценки).

‒ С детьми подготовительной группы проектная деятельность достигает творческого уровня. Роль взрослого — развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельной проектной деятельности.

Выделяют многочисленные основания для классификации проектов можно:

‒ доминирующая деятельность (исследовательский, творческий, ролевой, информационный, нормативный);

‒ продолжительность (краткосрочный — несколько дней; среднесрочный — от недели до месяца; долгосрочный — от месяца до года);

‒ характер координации (открытая — педагог открыто руководит проектом, подсказывает; скрытая — педагог направляет деятельность детей, имеющих большую свободу).

Этапы разработки и проведения проекта (по Л. С. Киселевой):

‒ поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей;

‒ вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели);

‒ наметить план движения к цели (поддерживание интереса детей и родителей);

‒ обсудить план с семьями;

‒ обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада;

‒ нарисовать вместе с родителями и детьми план-схему проведения проекта, вывесить ее на видном месте;

‒ собрать информацию, материал;

‒ дать домашние задания родителям и детям;

‒ перейти к самостоятельным творческим работам (поделки, рисунки, альбомы) родителей и детей;

‒ организовать презентацию проекта — представление проектного продукта.

Что может служить источником темы проекта? Это может быть:

‒ календарный праздник, событие,

‒ увлечения детей каким-то объектом или явлением,

‒ изменения в природе или ближайшем окружении.

‒ мотивация созидания и личной заинтересованности (конечный продукт нужен самим детям — атрибут для игры, подарок для мамы).

Таким образом, в самом начале проекта должны прозвучать какая-либо проблема, вопрос, просьба, побуждающая детей к дальнейшей деятельности, к поиску выхода из создавшегося положения. Некоторые методы и приемы, которые может использовать педагог:

‒ изменить что-либо в себе, в окружении,

‒ в присутствии детей увлеченно заняться каким-то делом,

‒ принести в группу что-то непривычное,

‒ прямо попросить детей о помощи,

‒ специально организовать ситуацию, предложив задание при выполнении, которого дети столкнуться с проблемой.

Далее дети и воспитатель составляют план действий:

‒ у кого попросить помощи,

‒ в каких источниках поискать информацию,

Зафиксировать план деятельности можно в виде карты проекта (на большом листе бумаги, используя готовые картинки, условные изображения). В ходе выполнения проекта карта может дополняться и уточняться, и окончательный вид будет иметь к его завершению.

Реализация проекта осуществляется в ходе всех режимных моментов, через разные формы совместной и самостоятельной деятельности дошкольников. Педагог должен дать возможность каждому ребенку реализовать свою активность, включает больше действий, продуктивных видов деятельности.

К мероприятиям основной части проекта относятся:

‒ тематические экскурсии в групповом помещении, по детскому саду, в ближайшем окружении, в музей, к памятникам; целевые прогулки;

‒ самостоятельная деятельность детей;

‒ культурно-досуговая деятельность (праздники, развлечения);

‒ творческие задания, деятельность детей по их собственной инициативе;

‒ индивидуальная работа с каждым конкретным ребенком;

‒ чтение художественной литературы;

‒ экспериментирование, исследование объектов.

Эффективной формой работы с детьми над проектом является виртуальная экскурсия. Она представляет собой продукт в виде видео-, аудио- материалов и имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальной экскурсии нет границ, что позволило посетить различные места, не покидая здания детского сада; дало возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе.

Пошаговое проектирование всегда должно приводить к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности. Продукты проекта могут быть разными:

‒ материальными (поделки, плакаты, макеты, альбомы, накопительные книги, компьютерные презентации),

‒ действенными (мероприятия — развлечения, игры),

‒ письменными (книжки-самоделки, литературные произведения).

С детьми старшей группы возможно совместное планирование накопительных папок, частичное их оформление детьми. С помощью таких папок можно закреплять и систематизировать информацию, вызвать у детей желание узнавать новое. В подготовительной группе тематическая папка оформляется педагогом с детьми — с красивыми кармашками, в которых размещена информация в доступном для детей виде, рисунки, фотографии; с занимательными дверками и окошками.

Итог проекта — презентация должна приносить детям радость, дать возможность поделиться эмоциями, полученными знаниями. Важно продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога и вернуться к цели (получилось ли, что хотели).

Варианты итоговых событий проекта:

‒ открытие игрового центра и т. д.

Наряду с положительными результатами работы над методом проектов, можно определить проблемы:

‒ в проектах чаще всего участвуют одни и те же дети,

‒ неосторожное высказывание, молчание, взгляд педагога могут потушить интерес ребенка к предстоящей деятельности,

‒ продукт проекта должен быть востребован среди детей,

‒ проект должен иметь конкретный срок реализации, иначе он надоест всем его участникам и пропадает желание браться за новый.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проектная деятельность, детский сад, метод проектов, педагог, проект, ближайшее окружение, виртуальная экскурсия, дошкольное образование, подготовительная группа.

Похожие статьи

Проектная деятельность как современная технология развития.

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное образование, мой взгляд

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская.

Организация проектной деятельности в ДОУ | Статья в журнале.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем.

Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от педагогов новых идей и подходов к организации воспитательно-образовательного пространства ДОУ.

Мини-музей в проектной деятельности | Статья в журнале.

Проектная деятельность является наиболее эффективной формой работы при реализации проекта.

Дети узнали, что нашу группу посещают дети разных национальностей, пригласили в гости

Данный проект реализован в совместной деятельности с семьями воспитанников, с.

Проектирование в детском саду | Статья в журнале.

Проект — есть слияние теории и практики, это не только постановка умственной задачи, но и

Проектная деятельность позволяет видеть современный мир как совокупность

Метод проектов можно представить, как один из способов организации педагогического процесса.

Проектная деятельность в дошкольном образовании

В статье раскрывается сущность метода проектов как средства, активизирующего познавательную активность детей. Ключевые слова: проект, метод проектирования, проблемная ситуация, презентация.

Педагогическое сопровождение детско-взрослого.

Замысел проекта-исследования: Участие в проектной деятельности делает дошкольников

Подготовительный этап направлен на выявление возможности участия Сони М. впроекте.

проектная деятельность, ребенок, детский сад, метод проектов, проект, дошкольное.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая.

Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может.

Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной.

Деятельность дошкольной организации по развитию. проект, родитель, детский сад, питание детей, ребенок, проектный метод

Организация метода проектов в экологическом образовании дошкольников основывалась на исследованиях Л. С. Киселевой, Т. А. Данилиной.

Проектная деятельность по краеведению как средство.

Но, в процессе, общения с детьми моей группы и по результатам диагностики освоения детьми основной образовательной программы ДОУ

Это стало определяющим в выборе темы моего приоритетного направления: «Проектная деятельность по краеведению как средство.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Структурное отделение начального общего образования с дошкольными группами

Доклад на МО

Подготовила: Климахина Т.В.

отделения начального общего

образования с дошкольными

Ноябрь, 2016

На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.

Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности. Общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, с другими детьми и взрослыми. Решение задач и проблем (познавательных, нравственных, эстетических, социальных и других) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что должно стать основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является системно-деятельностный подход.

В основе системно-деятельностного подхода лежит ряд дидактических принципов:

- принцип целостности, благодаря которому у детей формируется представление об окружающем мире как системе;

- принцип вариативности, предусматривающий систематическое предоставление детям возможности выбора собственной деятельности, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор;

- принцип деятельности, позволяющий исключить пассивное восприятие ребенком информации и обеспечивающий включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность;

- принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность развития ребенка в соответствии с его индивидуальным темпом и особенностями;

- принцип творчества, позволяющий развивать в самостоятельной деятельности творческие способности ребенка;

- принцип психологической комфортности, позволяющий выстраивать самостоятельную деятельность детей по интересам, что обеспечивает снятие всех стрессообразующих факторов при организации образовательного процесса;

- принцип непрерывности, обеспечивающий формирование и развитие у детей универсальных учебных действий на разных возрастных этапах, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему саморазвитию личности в образовательной деятельности на всех ступенях образования.

Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром. Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: умение ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе.

Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность.

Правила системно-деятельностного подхода , которые актуальны и в проектной деятельности:

• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

• Веди ребенка от собственного опыта к общественному;

• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

• Учи анализировать каждый этап работы;

• Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Проектная деятельность в дошкольном образовании не является абсолютно новым видом деятельности детей. Но чаще она используется как средство познавательного развития дошкольника, а системно - деятельностный подход в проектной деятельности предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Отличительной чертой использования метода проектов в ДОУ является опора на ведущую деятельность дошкольников – игровую. Именно посредством игры вводится проблемная ситуация, а затем осуществляется

реализация самого детского проекта. Поэтому перед педагогами ДОУ стоят важные задачи:

– подготовить дошкольников к осуществлению проектной деятельности;

– обучить умениям и навыкам исследовательского поиска;

– создать условия для развития коммуникативных навыков и рефлексии дошкольников;

– способствовать практическому применению имеющихся у детей знаний и умений.

Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность.

Реализация проектной деятельности дошкольников ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет на изменение и психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, творчество.

Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся сами добывать нужную информацию, через посещение библиотеки, используя интернет, ставят простые опыты, наблюдают, сравнивают, делают выводы. Задача педагога – помочь ребенку добиться намеченной цели, заинтересовать его конечным результатом, сформировать правильную самооценку. Принципиально важно то, что воспитанники получают не готовое знания, а добывают их сами в процессе собственной деятельности.

Системно-деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике.

Согласно ФГОС ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, проектный метод в образовательной деятельности выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.

Метод проектов позволяет формировать те личностные и психологические качества у детей, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально.

Рассказать о реализации системно-деятельностного подхода в проектной деятельности в практике хочу на примере проекта, реализуемого в своей практике.

hello_html_m700b1c2d.jpg

Проект средней группы

Информационная карта проекта:

2. Авторы проекта: воспитатели

3. Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

4. Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, исследовательский, творческий.

5. Актуальность темы: вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много, несмотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли. Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности.

6. Цель проекта: формирование представлений детей о воде, важности воды для всех живых организмов, расширение знаний детей о свойствах воды.

7. Задачи проекта:

Расширить знания детей о воде и её свойствах;

Познакомить детей с круговоротом воды в природе;

Дать представление об очистных сооружениях и способах очистки воды;

Развивать любознательность и познавательную активность детей;

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

8. Планируемые результаты :

О свойствах воды, о ее формах и видах (родники. реки, моря, озера, океаны, осадки) и т. д.

О роли воды в жизни человека и живых организмов.

Узнают, что такое – круговорот воды в природе.

Узнают о том, что воду загрязняют, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

Узнают, кто живет в воде, понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле.

Дети будут бережно относиться к воде.

План реализации проекта.

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

Определение направленности проекта, целей и задач;

Создание опытно – экспериментальной лаборатории в группе;

Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;

Составление картотеки игр (подвижных, дидактических, речевых) по теме проекта;

Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.

Основной этап:

Опытно – экспериментальная деятельность

Работа с родителями

Введение в тему проекта: рекомендации родителям по ознакомлению детей с водой;

Привлечение родителей к оформлению уголка по теме проекта;

Рекомендации родителям посетить с детьми водоемы, рассказать о водоемах ребенку;

Сюжетно – ролевые игры:

Чтение художественной литературы

Рассказы и сказки:

- Королева – вода Н.А. Рыжова (экологическая сказка);

Загадки, половицы и поговорки о воде

Заключительный этап:

Выставка детских работ по проекту;

Оформление презентации (фото – отчет) о проделанной работе.

Реализация системно-деятельностного подхода к воспитательно-образовательному процессу возможна только в тесном взаимодействии с родителями воспитанников и их включенности в деятельность учреждения. Необходимо сформировать у родителей целостное представление о единстве целей и задач дошкольного учреждения и семьи, постоянно повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах деятельностного подхода к развитию ребенка. Для этого в детском саду проводятся беседы, консультации, тематические родительские собрания, родительские конференции, открытые занятия, детско-родительские проекты, творческие конкурсы.

Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка

Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, клубы знатоков, викторины, культурно-досуговая деятельность. В моделировании содержания образования в рамках системно-деятельностного подхода принимают участие все педагоги и специалисты дошкольного учреждения: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования .

Таким образом , на современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подход. Проектная деятельность как средство реализации данного направления, обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, создавая для каждого адекватную нагрузку, формирует познавательные умения: умение сравнивать, анализировать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, отражать картину окружающего мира в творческой деятельности, что способствует успешному обучению в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество и игра рассматриваются мной, как естественная потребность детей, которая открывает широчайшие возможности для выявления задатков маленькой личности.

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ДОУ НА ЭТАПЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

Главная моя задача, как воспитателя детей дошкольного возраста, обеспечить условия полноценного развития моих воспитанников. Я разделяю идеи раннего развития детей, идеи развития познавательных способностей и интеллектуальной сферы через творческую деятельность. Творчество и игра рассматриваются мной, как естественная потребность детей, которая открывает широчайшие возможности для выявления задатков маленькой личности и превращения их в способности и даже одаренность.

На этапе введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость внедрения в практику образовательной деятельности технологий, методов, позволяющих поддержать индивидуальность и инициативу каждого ребенка, учитывать его зону ближайшего развития в условиях общественного дошкольного воспитания. На сегодняшний день существует противоречие между необходимостью организовывать деятельность детей для передачи им социального опыта, с одной стороны, и, с другой стороны, - важно создавать условия для проявления дошкольниками самодеятельности, творчества.

Значительными возможностями решения данной проблемы обладает метод проектов (Д. Дьюи, В.Килпатрик). Уникальность применения метода проектов в детском саду в том, что он позволяет развивать у детей не только личностные, интеллектуальные, физические качества, но и способности разрешения проблем в самостоятельной и совместной деятельности детей. Метод проектов, как педагогическая технология, имеет свои особенности:

- предоставляет возможность саморазвития и самореализации в личностно-ориентированном взаимодействии ребенка и взрослого, влияет на формирование социально-коммуникативной компетентности воспитанников, так как, исходя из специфики возраста участников проекта, дошкольные проекты в основном носят совместный характер (но, безусловно, важна направляющая роль взрослого);

-предоставляет возможность приобретать умение ставить и осознавать проблему, решать ее, так как ориентирован на практические методы приобретения знаний;

-позволяет осуществлять самостоятельный поиск и отбор информации, что влияет на формирование информационной и технологической компетентности участников проекта.

Однако свою развивающую функцию метод проектов будет выполнять только в том случае, если педагог будет создавать условия для реализации субъектной позиции ребенка в проектной деятельности. Деятельность человека является условием формирования и развития субъектности, субъектность – одно из условий включения человека в самостоятельную,развивающую деятельность (А.Н.Леонтьев, А.Г.Асмолов). Необходимый атрибут субъекта деятельности – наличие определенной цели. Именно отношение к целевым основам деятельности и мотивам ребенка является основанием коренных различий моделей педагогического взаимодействия. Очень много проектов, разработанных педагогами и навязанных детям, для выполнения, вопреки их актуальным интересам и потребностям. Такие проекты вместо развития подавляют познавательную и личностную активность детей. Постоянный прессинг со стороны взрослых не только не способствует становлению субъектности ребенка, но и приводит к развитию инфантилизма, препятствует формированию способности делать самостоятельный ответственный жизненный выбор.

Использование инновационных технологий в рамках метода проекта позволяет учитывать индивидуально-личностные и возрастные особенности детей .

Метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для непосредственного участия родителей в педагогическом процессе.

Существенное преимущество метода проекта – быстрое достижение развития способности обучающегося к эффективной и продуктивной деятельности во всевозможных социально-значимых ситуациях.

Использование метода проектной деятельности в дошкольном образовании позволяет сформировать активную жизненную позицию детей, развить творческое мышление, умение самостоятельно, разнообразными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать полученные знания для последующего создания новых объектов действительности.

Список литературы

Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4.

Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2003

Щетинина А.М. Условия освоения ребенком позиции субъекта деятельности//Детский сад: теория и практика. – 2015. - №1

Читайте также: