Системно деятельностный подход как основа реализации фгос в современной школе

Обновлено: 08.07.2024

Населенный пункт: г. Москва

  1. Деятельностный подход: понятие, цель, специфика и особенности применения в начальной школе.
  1. Реализация подхода через дидактические принципы и типологию уроков.
  1. Основные технологии системно-деятельностного подхода.

Длительное время основной целью образования в РФ было овладение системой знаний, составляющих основу наук. По уровню и багажу фактических знаний российские выпускники заметно опережают своих сверстников из большинства стран, потому что в период обучения их память загружается значительным объемом информации: факты, понятия, имен, хронология и т.д. И без сомнения наши школьники отлично выполняют задания репродуктивного характера. Однако как только возникает потребность в решении нестандартных ситуаций, проведении анализа данных или их интерпретации, формулировке выводов, российские школьники выпускники сталкиваются с трудностями. Низкие результаты нашей молодежи отмечается и при выполнении заданий, связанных с использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента. И ценность знаний как таковых в современном мире снижается из-за быстрого устаревания любой информации.

Именно по этим причинам Федеральный Государственный Образовательный Стандарт установил новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные и фактические знания, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

Вместе с потребностью изменить вектор образования с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения) пришло осознание необходимости изменить характер обучения и способы деятельности учащихся, что привело к введению деятельностного подхода обучения.

1. Деятельностный подход: понятие, цель, специфика и особенности применения в начальной школе.

Это диктует необходимость овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования федеральных государственных образовательных стандартов. Одной из них является технология деятельностного метода обучения, разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.

В чём сущность деятельностного метода, являющегося ядром системно-деятельностного подхода? Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он (ребенок):

  • ставит цели,
  • решает задачи,
  • отвечает за результаты.

Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Именно поэтому учебная деятельность является универсальным инструментом развития. Основные характеристики деятельности:

  • целеустремленная система;
  • наличие обратная связь;
  • всегда имеет генетически развивающийся план анализа.

Принцип деятельности заключается в том, что технология деятельностного метода предполагает создание учителем специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

В методологии образования существует также компетентностный подход, не отрицающий значения знаний, но акцентирующий внимание на способности использовать полученные знания с помощью ключевых компетенций. Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно – деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход является методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), который нацелен на развитие личности и формирование гражданской идентичности. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 году вследствие объединения системного и деятельностного подходов.

Системно-деятельностный подход предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования;
  • ориентацию на федеральные государственные образовательные стандарты;
  • признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Актуальность изучения и применения в педагогической практике элементов и технологий системно-деятельностного подхода объясняется постепенным введением ФГОС, отличительной особенностью которых является ориентация на результаты образования, рассматривающиеся на основе системно-деятельностного подхода. Это означает, что на всех этапах – от планирования до контроля – учебный процесс должен ориентироваться на развитие личности обучающихся, которое происходит на основе овладения учащимися обобщенными способами деятельности (универсальными учебными действиями).

Таким образом, суть традиционного подхода в образовании заключается в ориентации на объём знаний, т.е. чем больше знаний приобретает обучающийся, тем выше уровень его образованности. Значение деятельностного подхода, являющегося центром системно-деятельностного метода обучения – в формировании знаний через самостоятельную познавательную деятельность.

2. Реализация подхода через дидактические принципы и типологию уроков.

Процесс обучения должен быть организован так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Результатами освоения основной образовательной программы ФГОС НОО являются предметные, метапредметные и личностные результаты:

Предметные результаты – освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира;

Метапредметные результаты – освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.

Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.

Основной формой организации процесса обучения в российских школах является урок, поэтому в рамках системно-деятельностного подхода педагог должен знать и владеть принципами построения урока, ориентироваться в примерной типологии уроков и критериях оценивания. Реализация технологии этого подхода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:

1. принцип деятельности – ученик, знания получает не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;

2. принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;

​​​​​​​3. принцип целостности предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук);

​​​​​​​4. принцип минимакса состоит в следующем: образовательная организация должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);

​​​​​​​5. принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

​​​​​​​6. принцип вариативности способствует формированию обучающимися способностей систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;

​​​​​​​7. принцип творчества максимально ориентирует на творческое начало в образовательном процессе, приобретение собственного опыта творческой деятельности.

Организация деятельности ученика происходит через следующие этапы: постановка цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; сама деятельность; рефлексия полученных результатов.

Новый образовательный результат обеспечивается и через определенную последовательность этапов работы процесса обучения – изменение структуры урока. В типологии уроков в дидактической системе деятельностного метода уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно классифицировать в четыре группы:

2. Урок рефлексии, в котором деятельностная цель – формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, ​​​​​​​построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.); образовательная цель – коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

​​​​​​​3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностной целью этого урока выступает формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель – выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

​​​​​​​4. Урок развивающего контроля, ставящий деятельностной целью формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции, а образовательной – контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

3. Основные технологии системно-деятельностного подхода.

Деятельностный подход эффективно сочетается с различными современными образовательными технологиями, такими как ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология исследовательской и проектной деятельности, проблемного обучения. Названные технологии способствует формированию у обучающихся универсальных учебных действий.

Для понимания используемых в системно-деятельностном подходе технологий рассмотрим особенности структуры урока введения нового знания, которая имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности длится 1-2 минуты с целью включения обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к ребенку со стороны учебной деятельности (“надо”);
  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  • устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В качестве приёмов работы на этом этапе учитель:

  • в начале урока высказывает добрые и стимулирующие пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи;
  • предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы и слушает варианты детей;
  • использует девизы или крылатые выражения.

Учитель организует выявление причин затруднения. Для этого ученик должен восстановить выполненные операции и зафиксировать место затруднения; соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.); выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения каких знаний, умений или способностей недостаточно для решения поставленной задачи в частности и задач такого типа вообще.

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения), на что отводится 7-8 минут. На данном этапе ученик в коммуникативной форме обдумывает проект будущих учебных действий: ставит цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывает тему урока, выбирает способ, строит план достижения цели и определяет средства. Этим процессом руководит учитель сначала с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Первичное закрепление продолжается 4-5 минут. Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала). На этом этапе используется фронтальная работа, ​​​​​​​работа в парах, а также комментирование, обозначение знаковыми символами.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу длится 4-5 минут. Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет. Необходимо письменно выполнить самостоятельную работу (2-3 типовые задания) и провести самоконтроль и самопроверку.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение длится 7-8 минут. Ученику предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие, далее решаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

Таким образом, деятельностный метод является тем универсальным средством, которое дает учителю инструменты подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования, определенными в нормативных и правовых документах.

Конечно, в группу образовательных технологий системно-деятельностного подхода нельзя не включить информационные и коммуникационные технологии, предполагающие открытое и контролируемое пространство информационных источников, среду информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий и современные системы управления учебным процессом.

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также групповая форма работы. Психологи доказали, что человек лучше усваивает то, что обсуждает с другими, а лучше всего помнит то, что объясняет другим. Групповая работа предоставляет именно такие возможности.

Когда ученик становится носителем функции учителя, его активность на уроке заметно возрастает. В традиционной форме обучения большая часть учеников в течение урока чаще всего так и остаются наблюдателями. Работа в парах или группах при непосредственном общении с соседом или одноклассниками формирует и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик, групповых форм и других технологий работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

У учеников начальной школы формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение.

Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт практического примененмия в школе дидактической системы деятельностного метода обучения.

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС

Хорошее прошлое положительно опасно,

если делает нас удовлетворенными настоящим

и, следовательно, не готовыми к будущему

Требует ли жизнь в современных условиях изменений в области образования? Правильно ли, что хорошее обучение то, которое нацелено только на прочные знания?

Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии функций современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах Интернета. Да и работодатель сегодня выдвигает требования к работникам не о наличии определенного уровня образования, а об уровне квалификации - о владении теми или иными компетенциями.

Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

А. Асмолов, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ считает, что задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат.

Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

И здесь возникает необходимость решения важных проблем. Нужно включить ученика в образовательный процесс, помочь его самоопределению, научить релаксировать. Это можно сделать только с помощью действия.

Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).

Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

На уроках и внеучебных занятиях создаётся особое пространство, в котором ученик превращается в деятеля, самостоятельно ориентируется в деятельности учения и выбирает собственные способы освоения учебного материала. Учитель корректирует зону ближайшего развития ученика, уровень его продвижения по теме.

связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

Важно развивать такие стороны: рефлексию, анализ, планирование. Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие. Таким образом, организация учебной деятельности на уроке построена с опорой:

на мысленные и практические действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы;

на значительно возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций;

на усиление интенсивности мышления учащихся в результате поиска новых знаний и новых способов решения учебных задач;

на обеспечение прогресса в когнитивном и культурном развитии учащихся, творческом преобразовании мира.

Условия для организации исследовательской работы на основе деятельностного подхода создает система, разработанная нашим соотечественником, крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Л. В. Занковым (1901-1977).

Целью обучения школьников он назвал достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков. Под общим развитием он понимал целостное развитие ребенка - его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья школьника, причем каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение. Обучение по системе Л.В. Занкова ни в коем случае не отвергает и не принижает важности приобретения фактических знаний, необходимых каждому образованному человеку; оно только расставляет несколько иначе приоритеты, выдвигая на первый план усвоение прочных знаний и умений посредством продвижения ребенка в общем развитии.

Развитие способностей ребенка осуществляется в целенаправленной и осмысленной деятельности, которая опирается на сущностные силы ученика: мышление, память, воображение, эмоции, волю, знания, навыки, опыт творческой познавательной деятельности.

Однако признание факта, что в деятельности личность формируется и проявляется, еще не есть деятельностный подход. Последний требует специальной работы по выбору и организации форм деятельности учащихся в образовательном процессе. Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Эти условия могут задаваться при помощи учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя:

обнаруживают предмет своего действия,

исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,

преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия, ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

Учебные ситуации с элементами игровой деятельности:

соревнования – командные и индивидуальные;

театрализация

Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности:

Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности:

эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов)

маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение (подведение под понятие)

проведение мини-исследований

описание и оценка

Ежедневно используемые учебные ситуации:

Математика: счёт, вычисления, решение задач, обсуждение

Окружающий мир: Дневник наблюдений

Некоторые примеры учебной деятельности на уроках математики:

Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.)

Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.)

Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.)

Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.)

Конструирование и создание (моделей, математических выражений, схем и т.д.)

Ежедневный счет, вычисления, решение задач

Некоторые примеры учебной деятельности на уроках русского языка:

Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами

Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты)

Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий)

Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение

Преобразование и создание (кластеры, списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.)

Ежедневное чтение (вслух и “про себя”) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и др.)

Опыт практического применения в школе дидактической системы деятельностного метода обучения показал, что данная технология даёт реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам, но и для своевременного развития многогранной личности, обладающей коммуникативной компетенцией.

Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении. – Донецк: ЕАИ-пресс, 2001. – 160 с.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., Педагогика, 1989.

Глоссарий современного образования (терминологический словарь) / Л.В. Левчук // Народное образование. – 1997. – №3.

Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

Селевко, Г.К. Технологический подход в образовании / Г.К. Селевко, О.Ю. Соловьева //Управление современной школой. Завуч.-2008.-№2.-С.4-15.

Д.А.Иванов, Л.Ф.Иванова и др., “Компетентностный подход” г. “Первое сентября”, № 46, 2002

Е.И.Степанова “Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности” ТЦ “Сфера”, Москва, 2004

Яковлев, В.В. Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода в современном учебно-воспитательном процессе/ В.В. Яковлев, С.Ф. Пачко //Образование в современной школе.- 2008.-№1.-С.15-22.

Савенков, А.И. Принципы исследовательского обучения//Директор школы.-2008.-№9.-С.50-55.

Леонтьева, О.М. Деятельностный подход в образовании/ О.М. Леонтьева //Школьные технологии.-2007.-№2.-С.83-96.

Нечаева Н. В., "Практика образования" 20.02.2005

Плахтеева Т. А. Информационная карта инновационного опыта: МОУ гимназия № 40, [email protected]

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 6 с. Солдато-Александровского Советского района" Ставропольского края.

Доклад на тему:

«Системно – деятельностный

Подготовила:

учитель начальных классов

Золочева Анна Георгиевна

Образование – высшее

Квалификационная категория

соответствие занимаемой должности

Системно – деятельностный подход как основа реализации ФГОС.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Действительно, как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные, были получены также американскими и российскими исследователями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Понятие системно-деятельностного подхода не ново. Оно было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов . Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.

Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат.

Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество.

Приоритетным направлением образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. В этом одна из отличительных особенностей новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения с детьми;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов обучающихся.

Деятельностный подход к обучению предусматривает:

- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания, на развитие ключевых компетенций. Под ключевыми компетентностями, применительно к школьному образованию, понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. К ключевым компетентностям относятся: информационные, коммуникативные, познавательные, социальные, личностные. Формированию этих компетентностей способствует системно – деятельностный подход.

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения, основой которых, является системно-деятельностный подход?

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации. Поэтому современное обучение должно быть развивающим.

Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.

И еще одна цитата в тему:

Реализация деятельностного подхода обучения опирается на следующие методы:

- ролевые \ деловые игры

- метод решения практических задач

- коллективной творческой деятельности

Предпочтение, однако, отдается проектному методу как самому интегративному из всех названных (включает в себя всевозможные виды деятельности, назван самым развивающим и самым перспективным методом обучения). К сожалению в нашей школе очень и очень мало, да и не всегда грамотно используется данная технология в обучении учащихся на уроках и в организации воспитательной работы с ними.

Теперь рассмотрим технологию системно-деятельностного подхода. Как и любая другая, она состоит из следующих элементов: целеполагания, определенного содержания образования, учета конкретных условий, предпочтительных форм и методов обучения и выхода на результат.

Технология системно-деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:

Мотивацию к учебной деятельности;

Проблемное объяснение нового знания;

Первичное закрепление во внешней речи;

Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);

Включение нового знания в систему знаний и повторение;

Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:

урок открытия нового знания;

урок построения системы знаний;

урок развивающего контроля.

Структура урока в технологии системно-деятельностного подхода.

• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

• включение детей в деятельность;

• выделение содержательной области.

• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи;

• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

• самопроверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний.

2. Возникновение проблемной ситуации.

• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

• создание проблемной ситуации;

• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи.

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

• Способы: диалог, групповая или парная работа:

• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

• организация самостоятельной исследовательской деятельности;

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

• Способы: фронтальная работа, работа в парах;

• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

• Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются скомментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

Системно-деятельностный подход в образовательных Стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания:

Социальное развитие –формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Познавательное развитие формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.


Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт,
как пассивный результат воздействия извне,
но можно только обусловить его включение в деятельность,
вызвать его собственную активность и исключительно
через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми)
деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность.
Г.С.Батищев

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  • учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Каким образом включить ученика в образовательный процесс?
Как помочь его самоопределению?
Только с помощью действия.

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

“Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал” – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели,
  • решать задачи,
  • отвечать за результаты.

В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач:

  • Действие связано с принятием цели и принятием решения.
  • Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия.
  • Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.

Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого

Важно развивать такие стороны:

1) рефлексию,
2) анализ,
3) планирование.

Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

Технология СДП предполагает следующую последовательность шагов на уроке:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”) 2) выделяется содержательная область (“могу”)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

4. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать:
1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково;
2) зафиксировать преодоление затруднения;
3) уточнение характера нового знания.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9. Рефлексия учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Анализ урока с позиции СДП.

п/п Этапы урока Критерии оценивания Баллы
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Выявление места затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Итого

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2:
0 – критерий отсутствует,
1 – проявляется частично.
2 – присутствует в полном объёме.

Карта наблюдения внеурочного занятия.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Читайте также: