Система методической работы в школе как условие профессионального развития

Обновлено: 05.07.2024

28.08.2013 Методическая работа в школе как фактор повышения профессиональной компетентности учителей. Зам. директора по УВР Новостепновской ош І-ІІІ ступеней.

Похожие презентации

Презентация на тему: " 28.08.2013 Методическая работа в школе как фактор повышения профессиональной компетентности учителей. Зам. директора по УВР Новостепновской ош І-ІІІ ступеней." — Транскрипт:

2 Методическая работа в школе как фактор повышения профессиональной компетентности учителей. Зам. директора по УВР Новостепновской ош І-ІІІ ступеней Джанкойского района Яковлева Татьяна Васильевна Инновационные подходы к планированию методической работы.

3 Проблем много и решать их нам – участникам учебно- воспитательного процесса. Время не стоит на месте, оно требует от нас движения, действия и инициативы.

4 Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы является методическая работа. Роль методической работы школы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

5 – оказание реальной, действенной помощи всем членам педагогического коллектива и создание условий для профессионального роста педагогов. Главное в методической работе

6 Для того, чтобы помощь учителю была реальной, работа строится на диагностической основе с учетом результатов анализа работы за прошедшие годы и выявленных недостатков. Диагностика систематизирует методическую работу.

7 Диагностический этап Анализ: -проблем учителей -состояние УВП -выявление сильных и слабых сторон педагогического коллектива Итог Выявление проблемы и обоснование её актуальности

8 Методическая проблема школы: Повышение профессионального мастерства педагогических кадров путем овладения ими современными образовательными технологиями в условиях поликультурной среды.

9 Цель методической работы Оказание действенной помощи учителям и классным руководителям: в улучшении организации обучения и воспитания школьников, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации учителей и администрации школы, овладение современными образовательными технологиями, обобщение и внедрение перспективного педагогического опыта.

10 Основные задачи методической работы Обеспечить высокий методический уровень проведения всех видов занятий. Организовать профессиональное становление молодых (начинающих) учителей. Повысить качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых информационных технологий. Продолжить педагогические эксперименты по поиску новых технологий, форм и методов обучения. Выявлять, обобщать и распространять перспективный педагогический опыт творчески работающих учителей. Организовать взаимодействия с другими учебными заведениями, научно-исследовательскими учреждениями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в области образования. Привести методическое обеспечение учебных предметов в соответствие с требованиями новых Госстандартов.

11 Содержание методической работы в школе включает в себя следующие направления: диагностика профессиональных запросов учителей; изучение нормативно-правовых документов органов образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса; изучение новых педагогических технологий; изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания, проблем управления образовательным процессом; подготовка учителей к аттестации; повышение квалификации через курсовую подготовку; организация и проведение теоретических семинаров и методических дней; мониторинг учебных достижений; работа по оснащению кабинетов программными, методическими, диагностическими материалами; внеклассная работа по предметам; организация исследовательской деятельности учителей и учащихся; изучение перспективного педагогического опыта коллег.

12 При планировании методической работы мы стремимся отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой. Мы используем: тематические педагогические советы; методические совещания; школьное методическое объединение; работа учителей по самообразованию; методические дни; предметные недели; творческие группы по внедрению инновационных технологий; круглые столы; творческие отчеты школьных методических объединений; открытые заседания методических объединений; теоретические семинары, семинары-практикумы; педагогический мониторинг; школа молодого учителя; научное общество учащихся Юный исследователь; аттестация учителей; повышение квалификации через курсовую подготовку; методические выставки и др.

13 Директор Медицинская служба Самообразование МО нач. классов МО гуманит. цикла МО физ-мат. цикла МО худ-эстет. цикла Педсовет Функциональная модель методической работы школы МО кл.рук. МО филолог. цикла Психологическая служба Методический совет Библиотечная служба Зам.дир. по УВР Зам.дир. по ВР Руководители МО МО естест. цикла Школа молодого учителяНаставничество Школа ППО АТТЕСТАЦИЯ Внеурочная деятельность Система повышения квалификации Олимпиады, конкурсы Предметные недели

17 К новейшим формам обучения педагогических кадров относятся инновационные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.

19 Упражнение 1 Организация работы над методической проблемой Цель: Выявить и сформулировать проблему, которая позволит поставить обоснованные задачи и определить пути их достижения.

20 Правило игры: 1.Создается 4 группы. 2.Каждая группа выбирает спикера. 3.Получив диагностическую карту выявить проблему МО – 2 мин. 4.На основании этой проблемы поставить цели методической работы – 2 мин. 5.Определить задачи методической работы – 2 мин. 6.Создать направление в методической работе – 2 мин. 7.Спикер озвучивает результаты деловой игры по теме.

21 ПРОБЛЕМА ЦЕЛИ ЗАДАЧИ НАПРАВЛЕНИЯ

22 Вывод: Данное упражнение помогает учителям выбрать проблему МО, поставить цели, определить задачи, создать направление в дальнейшей деятельности МО.

23 Немаловажным моментом в методической работе является выбор формы проведения мероприятия. Формы методической работы определяются с учетом деятельного подхода в обучении, а также пожеланий педагогов, выявленных на основании анкетирования.

24 Педсоветы Метод. совещания Проблемные группы Школьное МО Круглые столы Метод. дни Предметные недели Творческие отчеты МО Школа молодого учителя Семинары практикумы Творческие конкурсы методический ринг Аттестация учителей, наставничество Курсовая подготовка Педагогич. мониторинг Деловые игры

25 Упражнение 2 Выбор формы проведения мероприятия Методическая работа может иметь различные формы, сгруппировать их можно следующим образом по способу организации:

26 Правило Из предложенных форм методической работы необходимо выбрать каждой группе соответственно по способу организации: групповые, коллективные, индивидуальные. Время – 2 мин. Спикеру озвучить выбранные формы работы. Вывод: Цель: Реализация наиболее эффективных форм методической работы Правильный выбор форм работы помогает в решении проблемы школы.

27 СООТВЕТСТВИЕ цели методической работы к форме проведения Цель: Совершенствование профессиональных знаний педагогов, развитию общей эрудиции. Упражнение 3 Индивидуальная форма методической работы ВыводВывод: Данное упражнение помогает учителям выбирать нужную форму работы при поставленной цели.

28 ЦельФорма Совершенствование педагогической техники Семинары, практикумы, школа молодого педагога Совершенствование педагогического мастерства Педагогические мастерские Развитие креативных способностейТворческие группы Становление стиля педагогической деятельности мастер-классы, тренинги Формирование готовности к инновациям Школа педагогического мастерства Формирование педагогической культуры Психолого-педагогические, методические семинары – практикумы Разработка авторских методик, программ, технологий Проектировочные семинары Создание индивидуальной, дидактической, воспитательной, методической системы Школа педагогического опыта, научно-методические семинары

29 Групповая форма методической работы Цель: Повышение теоретического уровня профессиональной подготовки учителя. Упражнение 4: Активные формы деятельности

30 Правило: 1. Выбрать к предложенной теме активно важные формы деятельности. 2. Время – 2-3 мин. 3. Спикеру озвучить результаты работы по теме. Вывод: Предложенное упражнение повышает теоретический уровень профессиональной подготовки учителей.

31 Коллективная форма Упражнение 5 Мозговой штурм Определение понятия термина Цель: Развить практические навыки, творчество, выработку правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Правило Подобрать набор ассоциаций к терминам и озвучить.

32 Как понимаете термин? Инновационные технологии Педагогическое мастерство Интерактивное обучение Профессионализм

34 Итог проведения деловой игры: Деловая игра с педагогическими кадрами ориентирована на личность педагога и его профессиональное развитие и саморазвитие; признана совершенствовать педагогическую практику учителя и помогать решать учебно- педагогические задачи.

35 Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд В.А. Сухомлинский

37 Инновационные технологии - наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Инновационные технологии это нововведения в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

38 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО -высокий уровень профессиональной деятельности учителя Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

39 Интерактивное обучение это специальная форма организации познавательной деятельности. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

40 Профессионализмом - является профессиональное мастерство, степень овладения человеком профессиональными навыками.

  • поддержка талантливой молодёжи;
  • развитие педагогического потенциала.

Методическая работа является важнейшим средством, связывающим в единое целое всю систему работы школы. Роль методической работы в школе значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приёмы и формы обучения и воспитания. Чтобы содержание методической работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности учителя, работа планируется с учетом профессиональных затруднений коллектива. Кроме того планированию методической работы предшествует глубокий анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя. С этой целью проводятся опросы, тесты, диагностики, анкетирование:

В анализе методической работы отражаются обеспеченность школы педкадрами, статистические данные о педагогических кадрах (образование, стаж, возраст, категорийность), повышение квалификации учителей, анализ работы методического совета, предметных методических объединений, актуальность тем педсоветов, семинаров, конференций и других форм работы, достижения педагогов и учащихся.
В соответствии с уровнем организации учебно-воспитательного процесса, особенностями состава учащихся нашей школы, квалификации и профессионализма учительского коллектива и в соответствии с методической темой "Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения", методическая служба школы решала следующие задачи:

  • диагностика методических затруднений педагогов школы и оказание им помощи;
  • консультативная и коррекционная работа с педагогами различного уровня профессионального мастерства;
  • организация семинаров по запросам педагогов;
  • изучение, обобщение и распространение опыта учителей;
  • организация и проведение методических предметных недель с целью повышения профессионального мастерства, популяризации опыта коллег, повышения положительной мотивации учащихся и развития их креативности;
  • организация информационного обеспечения педагогов, ознакомление педагогов с достижениями в области педагогики и психологии с использованием возможностей Интернета;
  • организация работы с молодыми педагогами с привлечением педагога – психолога школы;
  • участие в методической работе объединений города;
  • аналитическая деятельность;
  • организация результативной научно – исследовательской деятельности педагогов и учащихся;
  • повышение профессионального уровня педагогов как необходимого условия модернизации системы образования;
  • изучение и использование современных технологий, методик, приёмов и способов успешного обучения и воспитания;

Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения урока, внедрение дифференцированного подхода и метода проекта, ознакомление и применение элементов новых педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих, индивидуальной и групповой работы, как со способными учащимися, так и со слабоуспевающими.

Основными формами методической работы являлись:

Аннотация
Процесс обновления школы требует совершенствования не только содержания обучения, но и методической работы. Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование творческой личности учащегося, признание её ценности для современного общества, необходимо помнить, что она формируется личностью самого учителя. Наша цель - создание условий для роста профессионального мастерства педагога и креативности обучающегося. Для этого необходима действенная и эффективная структура методической работы в школе. Цели и задачи методической работы тесно связаны с системой внутришкольного управления, с жизнедеятельностью школы в целом, а значит, и конечным результатом деятельности всего педагогического коллектива. В данной статье автор делится опытом работы.

Список использованной литературы
1. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. - М. Просвещение 1988. - 321 с.
2. Березняк, Е.С. Руководство современной школой / Е.С. Березняк. - М.: Просвещение, 2008. - 208 с.
3. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций / Под ред. Н.В. Горбуновой. - М.: Новая школа, 2005. - 191 с.
4. Дружинин, В.И. Методическая работа в образовательном учреждении / В.И. Дружинин. - Курган, ИРОСТ, 2011. - 138 с.
5. Дуранов, М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней / М.Е. Дуранов. - Челябинск: ЧГАКИ, 2002. - С. 276 - 277.
6. Ильенко, Л.И. Теория и практика управления методической работой в образовательных учреждениях / Л.И. Ильенко.. - М.: АРКТИ, 2003. - 90с.
7. Кулакова, Л.П. Методическая работа с педагогами / Л.П. Кулакова // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 2. - С. 32-48.
8. Молчанов, С.Г. Профессиональная компетентность педагога / С.Г. Молчанов // Актуальные проблемы управления качеством образования / Сб. науч. статей. - Вып. 6. - 2001. - 136 с.
9. Педагогика. / Под ред. Смирнова С.А. - М.: Просвещение, 2009. - 235 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая работа ориентирована на решение следующих задач:

- повышение теоретической, научно-методической и профессиональной подготовки педагогических работников путем организации работы школьных методических объединений учителей-предметников, творческих групп, проведение методических недель;

- осуществление мероприятий по углублению педагогических знаний, методологии обучения, практики и методики воспитания, психологии, этики, формирования у молодых учителей должностных умений и навыков;

- осуществление мероприятий по повышению культуры сотрудничества педагогов разных поколений;

- совершенствование работы с одаренными учащимися, организация научно-исследовательской работы учащихся;

- внедрение в практику работы инновационных технологий обучения и воспитания;

- стимулирование инициативы и активизации творчества педагогического коллектива в научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и инновационной деятельности, направленной на обновление и развитие учебно-воспитательного процесса, осуществления мониторинга результативности этой деятельности;

- распространение педагогического опыта работников путем печати материалов в профессиональных изданиях и на образовательных сайтах, создания методического продукта;

- обеспечение результативного участия учителей в конкурсах профессионального мастерства различного уровня;

- повышение имиджа образовательной организации.

Для учителей школы стали традиционными отработанные формы методической работы, которые позволяют успешно решать проблемы и задачи, стоящие перед школой:

–совещания при директоре.

Поставленные задачи выполнены практически в полном объеме, чему способствовали:

 спланированная деятельность администрации школы по созданию условий для участников образовательного процесса;

 анализ выполнения принятых управленческих решений, обеспечивающий качество результативности обученности учащихся;

 выявление причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений и соответствующая коррекция деятельности.

Стимулирование инициативы и активизации творчества педагогического коллектива в научно-исследовательской, инновационной деятельности, направленной на обновление и развитие учебно-воспитательного процесса – также является актуальным и требует дальнейшей плодотворной деятельности в данном направлении.

Негативные тенденции: недостаточная активность и инициативность членов педколлектива.

Причины: нехватка времени из-за большой загруженности, профессиональная усталость.

Необходимые меры по корректировке негативных тенденций: более четкое планирование и распределение нагрузки между педагогами; вовлечение в работу методических объединений всех членов педколлектива; применение личностно ориентированного подхода к распределению нагрузки среди педколлектива.

Школьные методические объединения

Работа всех школьных методических объединений направлена на реализацию проблемы совместной деятельности:

1) классных руководителей;

2) учителей словесности;

3) учителей начальных классов;

4) учителей естественно-математического цикла;

5) учителей английского языка.

Организация, управление процессом самообразования педагогов

Учителя работают над выбранной методической темой в течение пяти лет. Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

Каждым учителем разработан перспективный план работы над методической темой.

В процессе работы над темой самообразования и по ее завершению

учитель представляет наработанный материал.

·разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

· разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

· доклады, выступления, творческие отчеты (на заседаниях педсоветов, школьных методических объединений);

· разработка дидактических материалов, тестов, наглядных материалов и пособий;

·выработка адаптированных методических рекомендаций по применению современных технологий (образовательных, информационных);

· проектирование и проведение открытых уроков;

· создание учебно-методических комплексов;

· описание, распространение, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Работа с молодыми, вновь назначенными педагогами

- консультации и собеседования;

- участие в коллективных формах работы.

Методическая работа с аттестуемыми педагогами

План индивидуальной подготовки и прохождения аттестации на учебный год.

На заседаниях ШМО рассматриваются вопросы дальнейшего развития творческой инициативы педкадров, повышения их профессионального мастерства, усовершенствования учебно-воспитательного процесса и аттестации педработников (в течении учебного года).

Закрепление членов рабочей группы за аттестуемыми учителями для обеспечения контроля и оказания помощи в подготовке и проведения аттестации педработников (октябрь).

Проводится изучение системы и опыта работы аттестуемых учителей (посещение и анализ проведенных уроков, открытые уроки и внеклассные мероприятия, выступления на педсоветах, заседаниях МО; изучение среди учащихся, родителей, педагогов рейтинга аттестуемых учителей (анкетирование); анализ планов самообразования, оформление аттестационных материалов, анализируются профессиональные достижения и мониторинг качества знаний учащихся - в течение аттестационного периода). Результаты достижений отмечаются в аттестационных материалах, протоколах заседаний аттестационной комиссии, совещаниях при директоре.

Творческие отчеты учителей, которые аттестуются на высшую категорию (в соответствии с индивидуальным планом аттестации).

Итоговое заседание педсовета по оценке профессиональной деятельности аттестуемых учителей.

Подведение итогов аттестации педработников за учебный год (итоговое заседание аттестационной комиссии). Обобщаются материалы приказом по школе, рассматриваются на заседаниях методических объединений.

Реализация системы стимулирования и мотивации педкадров в эффективном профессиональном развитии: повышение квалификационных категорий в результате аттестации, присвоение педагогических званий, создание благоприятного морального психологического климата в коллективе, признание и одобрение результатов труда, удовлетворение потребностей педагогов в самореализации.

Эффективность управленческого сопровождения методической работы с педкадрами

1. Локальная, нормативно-правовая база

1) Положение о методическом совете, утвержденное приказом по МОУ

2) Положение о школьных методических объединениях, утвержденное приказом по МОУ

3) Положение о наставничестве, утвержденное приказом по МОУ

1) План работы методического совета школы на учебный год;

2) План работы наставника с молодыми учителями на учебный год;

3) План методической работы на учебный год;

4) Перспективный план аттестации и курсовой подготовки;

5) План индивидуальной подготовки и прохождения аттестации;

6) Планы работы школьных методических объединений;

7) План работы аттестационной комиссии.

1) заседаний школьных методических объединений;

2) заседаний методического совета

3) заседаний педагогического совета;

4) заседаний совещания при директоре;

5) заседаний аттестационной комиссии МОУ.

2. Организация работы методического совета

Положение о методическом совете, утвержденное приказом по МОУ План работы методического совета школы на учебный год

3. Управленческие технологии, методы, приемы, обеспечивающие высокий уровень результативности процесса повышения квалификации педкадров:

- технология дистанционного повышения квалификации;

- технология мониторинга и оценки эффективности повышения квалификации педкадров;

- тестирование на определение уровня профессиональной компетентности педагога.

Методы управления деятельностью по повышению квалификации педагогов:

- информационно-творческий (формы методической работы);

- статусный (записи в книге приказов);

- диагностический (мониторинг профессионального развития).

Неотъемлемой частью повышения профессиональной компетенции педкадров являются:

- работа над самообразованием, которая способствует дальнейшему росту методического мастерства учителя, повышению уровня общей подготовленности и расширению кругозора;

- курсы повышения квалификации (носят системный характер);

- тьюторское сопровождение молодых педагогов;

- проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий;

- педсоветы, совещания (тематические – по распространению педагогического опыта);

- работа в творческих группах, лабораториях;

- психологические тренинги (проводит практический психолог школы);

- публикации методических материалов в печатных изданиях, на вэб-порталах.

Таким образом, методическая работа в общеобразовательном учреждении является эффективной, потому что дает возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций. Она постоянно стимулирует развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося.

Читайте также: