Система коррекционно педагогической работы с заикающимися детьми в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Логоневроз или по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.

Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.

Логоневроз или, по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.

Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.


Основные причины заикания у детей

Речевые нарушения часто возникают именно в детском возрасте. Заикание развивается у детей от 2 до 5 лет, т.е. в тот момент, когда дети только учатся говорить. С каждым последующим годом вероятность возникновения патологии снижается, при этом заикание часто встречается именно у мальчиков.

Есть определенные факторы, которые влияет на развитие данной патологии:

  • Патологии при вынашивании плода (инфекционные процессы, кислородное голодание).
  • Ранние роды и травмы в процессе рождения.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Лабильная нервная система, которая выражается в ранимости, повышенной раздражительности и нервозности.
  • Индивидуальные особенности речевого развития. К примеру, раннее изучение иностранного языка может спровоцировать данное расстройство по причине того, что ребенок элементарно еще не освоил свой собственный язык.

Причины заикания также кроются в психологических и социальных факторах.

  • Излишне требовательное отношение к малышу, постоянный контроль и придирки.
  • Отсутствие единой стратегии в воспитании.
  • Сильные эмоциональные переживания.
  • Личные страхи малыша. Дети могут бояться темноты, наказаний со стороны родителей.
  • Сильный испуг, вызванный разными факторами.
  • Отсутствие эмоционального контакта с родителями, их недостаточное внимание в период формирования речевой функции.
  • Резкая смена обстановки. Малыш может негативно воспринять изменение привычных для него условий: смена детского сада, места жительства и т.д.
  • Различные стрессы и психотравмы, вызванные особенностями обстановки, в которой существует ребенок (частые ссоры внутри семьи, непростые отношения между детьми и т.д.).


Ведущие эксперты портала Лого-Эксперт быстро погрузят в тему и научат дифференцировать итерации и истинное заикание, применять инновационные приёмы логопедического массажа при заикании у детей дошкольного возраста и использовать современные методы коррекции.

Своим опытом делятся профессора и специалисты высшей категории – Шевцова Е. Е., Архипова Е. Ф., Садовникова Е. Н. иШутова Н. Г.

Симптомы логоневроза

Заикание у детей легко диагностируется по симптомам, характерным для этого расстройства. Эта патология выражается в нарушении темпа дыхания и речи, которая характеризуется вынужденными остановками, непроизвольным повторением звуков и отдельных слогов. Помимо характерных нарушений речевой функции, специалисты выделяют три категории симптомов:

  1. Невротические – страх, сильная тревожность, снижение аппетита, бессонница, эмоциональное напряжение, потливость, чувство собственной неполноценности и т.д.
  2. Сопутствующие – дрожание губ, нервный тик, тремор рук, моргание, мышечное напряжение.
  3. Ощущение нехватки воздуха. Часто при попытке произнести какое-то слово, ребенок чувствует, что ему не хватает воздуха, что вызвано дыхательными судорогами.

Симптоматика развивается по мере прогрессирования заболевания. На начальной стадии нарушения носят эпизодический характер, но если не предпринимать никаких действий, то симптомы появляются чаще, а после становятся постоянными. Отсутствие лечения чревато развитием другого серьезного речевого расстройства – логофобии, которая характеризуется навязчивым страхом перед речью, связанной с заиканием.

Формы и типы заикания у детей

Формально принято выделять две формы заикания:

  • тоническую, связанную с длительным напряжением мышц, из-за чего возникает непроизвольная пауза в речи, либо какой-то звук растягивается;
  • клоническую , характеризующуюся частыми и навязчивыми повторениями отдельных звуков, слогов или слов.

Встречаются и смешанные формы, объединяющие в себе тонический и клонический тип заикания.

По клиническим формам эта патология делится на невротический и неврозоподобный тип.Невротический тип заикания развивается на фоне эмоционального напряжения или сильного волнения, при этом когда стрессовая ситуация отсутствует, то ребенок не заикается. Это говорит о том, что мозговые структуры не нарушены, поэтому патология лучше поддается терапии. Для неврозоподобного типа характерно постоянное речевое расстройство, вызванное нарушениями психического или физического развития. В данном случае, коррекция вызывает определенные сложности.

Заикание классифицируется и по степени тяжести:

  1. Легкое заикание. Повторения слогов и запинки происходят в спонтанной речи.
  2. Среднее. Форма более выражена, ребенок заикается во время диалогов и монологов.
  3. Тяжелое. Достаточно сильное заикание, которое сопровождается судорогами гортани, лицевых мышц. Ребенок может ощущать нехватку воздуха при каждой попытке что-либо сказать.

Подробнее об особенностях логопсиходиагностики для заикающихся детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста рассказала Елена Николаевна Садовникова на вебинаре. Подробнее ➜

Как скорректировать заикание у ребенка в раннем возрасте?

Заикание корректируется комплексно, т.е. используются различные методики, которые в совокупности позволяют достичь хорошего результата.
Отметим основные из них:


Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика положительно сказывается на ребенке, делая его голос свободнее и естественнее. В ходе упражнения развивается диафрагма, которая участвует в процессе голособразования. Голосовые связки становятся более эластичными, поэтому при разговоре они плотнее смыкаются.

Полезные упражнения:

  • Насос. Делаются медленные и глубокие вдохи, выдохи с вытягиванием губ в виде дудочки.
  • Ладони. Руки сгибаются в локтях, при этом ладони должны быть расположены вниз. Далее делается спокойный выдох при выпрямлении рук и быстрый вдох, когда руки возвращаются в исходное положение.
  • Уши. Голову наклоняют до полного смыкания уха с плечом, при этом все это сопровождается вдохом. Во время обратного движения – выдох.

Логопедический массаж при заикании используется перед всеми остальными способами логопедического воздействия. Во время процедуры специалист воздействует на точки, расположенные не только в ротовой полости, но и в области шеи, головы и плечевого пояса.

Важно проводить массаж регулярно, ведь только так можно добиться восстановления нервной регуляции речи. Помимо точечного воздействия на биологически активные точки, специалист проводит сегментарный массаж, подразумевающий растирания, поглаживания и разминания.

Использование специальных компьютерных программ также показывает определенную положительную динамику при комплексном подходе. Их суть – в синхронизации речевых и слуховых центров головного мозга.

Ребенок говорит определенные слова в микрофон, программа их обрабатывает, но воспроизводит их с небольшой задержкой в несколько секунд. Он слышит свой голос, что помогает ему подстроиться под его звучание. Как результат – речь становится плавной, но здесь также важна регулярность занятий.


Занятия с логопедом

Корректировать заикание необходимо с частыми занятиями с профильным специалистом – логопедом. Работа направлена на:

  • освобождение речи малыша от излишнего напряжения;
  • устранение неправильности произношения;
  • формирование четкой артикуляции, правильной и выразительной речи.

Логопедическая работа является базовой методикой терапии, вокруг которой строятся другие способы коррекции. Сначала занятия ведутся наедине с логопедом, который обучает малыша различным техникам правильного произношения отдельных слов, фраз и звуков. Затем упражнения проходят самостоятельно. Все полученные навыки закрепляются в повседневной жизни, т.е. в общении с родителями и своими сверстниками.

Есть несколько важных правил для заикающихся детей при проведении занятий:

  1. Планирование своего высказывания. В самом начале работы лучше избегать импровизаций в речи, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда ребенок знает, что он хочет сказать, он становится более расслабленным, уходит эмоциональное напряжение.
  1. Дыхание. Каждое произношение слова должно происходить на выдохе.
  2. Паузы в речи. Небольшая остановка позволяет набрать запас воздуха, при этом заикающийся может обдумывать то, что он хочет сказать далее. Паузы можно делать и внутри длинных предложений.

Коррекцией занимается специалист, имеющий достаточный опыт работы. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, включая его возраст. Для дошкольников упражнения нужно формировать в игровой форме, чтобы они были интересны детям – так лучше формируется контакт специалиста с ребенком. Важно четко планировать занятия, стараясь не делать их длительными – 20 минут вполне достаточно.

Медикаментозное лечение назначается неврологом в том случае, если у малыша есть неврологические проблемы. Среди препаратов чаще всего назначаются миорелаксанты (для снятия мышечных спазмов) и ноотропы, улучшающие мозговое кровообращение.

Вы научитесь:

1. дифференцировать итерации и истинное заикание;

2. применять при заикании приемы массажа Мещерской Л.Н. и Архиповой Е.Ф.

3. правильно писать психолого-педагогическое заключение;

4. рекомендовать к применению памятку и правила речи при заикании и сеансы гидротерапии в домашних условиях.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Структура данного речевого нарушения довольно сложная, потому работа предполагает комплексное воздействие на заикающегося.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, из-за судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции.

Согласно статистике логоноврозом страдают чаще дети, нежели взрослые. Причем распространенность заикания среди детей варьирует от 0,75 до 7,5 %. У мальчиков заикание встречается в три-четыре раза чаще, чем у девочек. Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1–3 % взрослого населения. Примечательно, что частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18 %. То есть имеется наследственная предрасположенность к этому нарушению.

Структура данного речевого нарушения довольно сложная, потому работа предполагает комплексное воздействие на заикающегося.

Методы воздействия можно разделить на педагогические и медикаментозные. Последние назначаются врачом неврологом. Педагогические же рассмотрим ниже.

Особенность педагогической работы с заикающимися отличается от традиционной: здесь я рассмотрю основные методы педагогического воздействия: Релаксация, создание режима ограничения речи синхронизация и ритмизация речи и движений, развитие речевого дыхания отработку плавности речи во всех ее формах.

Учебный год мы разделяем на четыре периода

В I периоде я организую щадящий речевой режим, работаем над выработкой спокойного темпа, ограничиваем общение, где допускается использование однословных фраз (вопросы, ответы, описания предметов, картинок. ). Здесь мы также обучаем детей релаксации. Длительность — 1–1,5 месяца.

1.Рекомендуем родителям поддерживать щадящий речевой режим дома, постепенно активизируем речь детей на занятиях и дома, побуждая их к общению полными предложениями в игровых ситуациях и вне игры. — 1,5 месяца

На III этапе мы продолжаем активизировать правильную речь детей. Пользоваться полными распространенными предложениями. — 2 месяца

И на последнем (заключительном) этапе дети учатся самостоятельно пользоваться всеми формами речи, когда речевой образец уже не дается.

В своей работе я использую такой прием как создание режима относительного молчания. Почему относительного — потому что мы не можем требовать от ребенка полного молчания. эта задача реализуется в режимных моментах и проходит в виде игр-молчанок. это помогает создать условия для затухания неправильной речевой привычки, подготовить нервную систему ребенка к формированию нового речевого навыка.

Во время игр-молчанок организовываются такую деятельность, чтобы дети меньше говорили (рисование, аппликация и т. п. основной задачей является соблюдать тишину. Ребенку дается игровое задание — он аквалангист, под водой разговаривать невозможно, можно общаться только жестами, мимикой).

Длительность режима ограничения речи различна, как правило, он охватывает неделю-полторы с начала коррекционной работы. Постепенно речевая активность ребенка увеличивается, но щадящий речевой режим продолжается.

Еще одним приемом является релаксация. Обучение навыкам релаксации необходимо чтобы снять мышечное напряжение и эмоциональное перевозбуждение, свойственное детям с заиканием.

Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, где ребенок может почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи.

После выполнения упражнений я обращаю внимание на то, насколько было легко и приятно расслабиться и успокоиться.

Когда дети научатся расслаблять отдельные группы мышц, проводится внушение состояния покоя, закрепляющее ощущение расслабленности.

Данное упражнение проводится непосредственно перед занятием, в спальне или в логопедическом кабинете на ковриках. Содержание может быть связанно с тематикой занятия. Продолжительность занятий по релаксации на начальном этапе составляет 3–5 мину и доходит до пятнадцати.

Также в симптоматике заикания значительное место занимает нарушение речевого дыхания: учащение дыхания в момент речи, поверхностные судорожные вдохи, укороченный речевой выдох, нарушение координации между дыханием, фонацией и артикуляцией.

Последовательность работы здесь классическая:

− общие дыхательные упражнения;

− постановка диафрагмального дыхания;

− дифференциация ротового и носового дыхания, формирование длительного выдоха через рот;

− формирование длительного фонационного, а затем речевого выдоха.

Ритм речи при заикании часто нарушен. Упражнения, которые позволяют лучше прочувствовать ритмическую сторону речи, обязательно нужно включать в комплекс методов. В основном это:

  1. Отстукивание ритма по столу с последующим повторением.
  2. Хлопание в ладоши одновременно с чтением стихов или пением песен (Считалки)
  3. Произнесение слов в такт музыке. Музыку нужно почаще менять, а ребенокдолжен успевать подстраивать темп речи под меняющийся ритм музыки.

Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками).

Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например:

2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.

3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка

4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.

Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.

Дятел сядет на сучок:

Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Работа по развитию интонационной стороны речи начинается с формирования голосовых модуляций. Такая тренировка на первом этапе проводится на материале гласных звуков. Обучение вначале происходит по образцу, предложенному логопедом. Начинают обучение с вопросительной интонации. Голосовые упражнения сопровождаются плавными движениями руки, что позволяет лучше контролировать изменения голоса по высоте. Движение руки может заменить мяч, который бросается в пол или вверх

Все упражнения, исполненные на первом этапе, должны быть проведены и в работе над слогом. Для передачи интонационной выразительности с детьми хорошо использовать междометия: радость (Ах! Ох! Ух!), сожаление (ох-ох-ох), печаль (эх) и т. п.

При работе с предложением, состоящим из двух или более слов, проводится обучение дошкольников выделению значимого слова. Работу над процессом паузирования хорошо начинать на материале стихов, где конец строки совпадает с окончанием речевого выдоха и оформлением паузы, затем используются фразы диалогической речи, чтение, пересказ, и постепенно переходят к спонтанному высказыванию. Затем проводится работа над интонационным членением текста.

Для детей дошкольного возраста следует проводить работу на материале стихотворных текстов с короткой строфой и прозаических текстов, состоящих из коротких фраз.

Поскольку исходным пунктом речевых и психических нарушений при заикании являются речевые судороги, сумев предотвратить их, мы в значительной степени устраняем и вторичные невротические наслоения.

Рука не отвлекает от акта речи, не сопровождает её механическим образом, а упреждая произнесение каждого слога, ведёт речь за собой.

Предлагаемый способ коррекции заикания является универсальным и может быть успешно использован при лечении как невротического, так и неврозоподобного заикания. Основные правила руки заключаются в следующем. Ведущая рука должна воспроизводить ритмико-интонационный рисунок произносимой фразы. Для этого ребенок располагает руку на бедре, пальцы руки слегка согнуты как при игре на фортепиано. Произнесение первого слога каждой синтагмы, а также все сильные позиции в ней, идут вслед за более крепким и длительным нажатием большого пальца. Система интенсивных логопедических занятий по коррекции заикания с помощью руки состоит из нескольких этапов.

  1. На первом этапе (5 дней) главная задача сформировать у заикающихся навык свободного звукоизвлечения и слогопроизнесения, связать его с состоянием мышечной релаксации, спокойствием и, параллельно развивая мелкую моторику, подготовить ведущую руку к роли естественного синхронизатора речи. Одновременно мы усиленно готовим руку в помощь речи: привлекаем внимание заикающихся к руке
  2. На втором этапе (2–3 дня) мы уделяем главное внимание обучению большого пальца ведущей руки, работаем над элементарными интонационными навыками, продолжаем совершенствовать технику расслабления. На этой стадии логопедических тренировок необходимые навыки отрабатываются на значительно замедленном темпе.

Исходное положение максимально свободная поза. Заикающиеся встряхивают кисти рук, затем сбрасывают их на колени и подтягивают расслабленные кисти примерно к середине бедра. Кисть оказывается свободной и округлой (прием, используемый для подготовки рук при обучении игре на фортепиано). Упражнение многократно повторяется, пока рука действительно не будет полностью расслаблена и спокойна. Нужно непременно снять напряжение с кисти, иначе оно отразится на работе голосового аппарата.

Рука свободно лежит на бедре. Пациенты медленно, плавно начинают надавливать большим пальцем руки на поверхность бедра (остальные пальцы, отрываясь от бедра, несколько приподнимаются). По команде пальца пациенты произносят один слог с мягкой атакой звука, используя нижний голосовой регистр. По мере того как палец все сильнее (но без напряжения) нажимает на бедро, усиливается и звучание голоса; наоборот, при уменьшении силы нажатия голосовое звучание ослабляется.

3. Третий этап (5–6 дней) состоит в синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки уже на уровне слов, несложных фраз. Усложняется работа над интонацией и соответственно повышаются технические требования к руке. Кроме того, совершенствуются навыки, полученные на предшествующих этапах работы.

Задачей является выработка навыков естественной разнометричной речи, синхронизированной с движениями пальцев ведущей руки.

Работа начинается с проговаривания слов с различной метрической структурой. Сначала проговариваются слова двух, трех, четырехсложные с ударением на первом слоге, а затем с ударением на втором, третьем, четвертом слогах. Во время выполнения упражнения логопед внимательно следит за постановкой руки. Ударный слог каждый раз выделяется более сильным и длительным нажатием соответствующего пальца. Безударные слоги лишь отслеживаются мягким нажатием пальцев на поверхность бедра.

4. Четвертый, завершающий этап (10 дней) связан с автоматизацией у заикающихся нового речедвигательного навыка, алгоритма речи, синхронизированной с движениями пальцев ведущей руки. Здесь используется речевой материал большей степени сложности, происходит первичное закрепление навыка. Продолжается работа над интонацией. Устойчивость речи к стрессовым воздействиям проверяется через систему функциональных тренировок.

Первоначально для логопедических тренировок используются небольшие по объему, знакомые тексты, на которых нарабатывается техника речи с рукой. На этом этапе продолжается работа над интонацией. Интонационные навыки отрабатываются на песенных, стихотворных, прозаических текстах.

Следующее направление работы — развитие планирующей функции речи, Работа строится в следующей последовательности:

  1. Сопряженная речь — проговаривание ребенком слова (фразы) одновременно с логопедом. Обычно у детей в процессе сопряженной речи судорожных запинок не наблюдается. Отработка этого вида речи проходит в игровой ситуации, с непосредственным предъявлением называемых предметов. Логопед, демонстрируя игрушку или картинку, четко произносит: “Вот мяч, повтори вместе со мной — вот мяч”. Постепенно количество слов во фразе может увеличиваться до 4–5-ти и более.
  2. Отраженная речь — представляет собой повторение вслед за логопедом слов (фраз). В этом виде речи, так же как и в сопряженной речи, как правило, заикания не наблюдается. В этот период работы над речью вводится отраженное повторение небольших стихотворений, состоящих их 2–4-х строф.
  3. Ответы на вопросы по знакомым картинкам. Вопрос задается таким образом, чтобы ребенок мог использовать в своем ответе слова, которые содержал вопрос, добавляя лишь одно хорошо известное ему слово (“Кто играет с котенком?” “Девочка играет с котенком”). Постепенно, по мере выработки навыка плавной речи, ответы ребенка становятся все более самостоятельными и распространенными. Этот этап хорошо подготавливает детей к самостоятельному описанию картинок.
  4. Самостоятельное описание картинок. Дети обучаются описывать знакомые картинки, игрушки, предметы. Они обучаются самостоятельному построению фразы. В этот период для работы над речью используется процесс и результат изобразительной деятельности ребенка (рисунок, лепка, конструирование и т. п.). В диалоге логопед уточняет процесс деятельности ребенка, материал, которым он пользуется. Если ребенок справляется с заданиями, рекомендуется переходить к обсуждению результатов деятельности. На этом этапе ребенок самостоятельно строит фразу. Данный вид речевых упражнений готовит ребенка к пересказу небольших текстов.

На всех этих трех этапах большое внимание уделяется развитию и обогащению словаря заикающихся детей.

  1. Пересказ прослушанного небольшого текста. Предлагаемые детям рассказы должны иметь четкую композицию и последовательность действий. Полезно обыгрывание сюжета рассказа при помощи игрушек, картинок. Одним из видов игровой деятельности детей может быть инсценировка прослушанного детьми рассказа. Особое внимание уделяется на этом этапе правильному грамматическому оформлению фразы. Пересказ прослушанного текста является переходным этапом к рассказу и спонтанной речи.
  2. Спонтанная речь является наиболее сложной для ребенка. Занятия по развитию спонтанной речи проводятся в виде сюжетно-ролевых игр. Например, “овощной магазин”, где детям поручаются разные роли, благодаря которым строится самостоятельный диалог.

На этом этапе предусматривается использование самостоятельной речи детей при выполнении ими различных поручений, а также вводятся самостоятельные игры-диалоги (например “Телефон”, “Покупатель и продавец” и т. п.).

На заключительном этапе работы дети составляют самостоятельные творческие рассказы без наглядного материала на тему, предложенную логопедом.

Таким образом, исходя из вышеописанных методов, можно составить примерное содержание коррекционной работы:

Подготовка руки, развитие мелкой моторики

Работа над слогом

Релаксация в контрасте с напряжением

Работа над интонацией на уровне звукомодуляций

Обучение навыкам синхронизации с опорой на большой палец.

Развитие навыка деления на слоги

Интонация на уровне слога и одного слова.

Развивать фонацилонное и диафрагмальное дыхание

Подключение остальных пальцев ведущей руки

Синхронизация на уровне слова и фразы

Интонация на уровне фразы

Развивать длительный речевой выдох.

Закрепление навыков синхронизации во фразе и тексте.

Развитие интонации на уровне текста, учить использовать логические ударения.

Конечно, это не все методы устранения заикания. На данный момент существуют и технические средства коррекции. Приведу некоторые из них.

Он включает в себя такие функции.

3. Метроном, или метод ритмической стимуляции речи, известен столь же давно, как и метод заглушения.

Используя четыре основных режима, аппарат позволяет получать разнообразные комбинации.

Также существуют аналоги, которые можно установить на смартфон в виде приложения.

DAF Professional by Speech Tools for iOS/Android

DAF — воспроизведение звука собственного голоса с отставанием в несколько миллисекунд. Так называемая отсроченная слуховая обратная связь. Это приложение подходит для занятий по коррекции плавности речи людям с заиканием или с ускоренным темпом речи.

Приложение DAF способствует замедлению темпа речи и снижению количества запинок. Сами разработчики утверждают, что программа эффективно работает в 30 % случаев её использования людьми с заиканием.

Заниматься с этим приложением советуют 2 раза в неделю по 10–15 минут.

Второе приложение разработано для устройств на операционной системе Android — DAF (Delayed Auditory Feedback) или Задержка акустической обратной связи

Принцип работы так же основан на эффекте эхо. Во время занятий, нужно использовать наушники, так же в этом приложении можно использовать фронтальную камеру в качестве зеркала.

Работа с техническими устройствами, как правило, ведется индивидуально.

Большое значение для успеха коррекции заикания имеет правильная организация окружающей среды: взаимоотношения родителей между собой, отношение их и других взрослых к ребенку, проведение досуга и т. д. Важно, чтобы окружающие ребенка взрослые серьезно относились к его дефекту, знали о необходимом своевременном устранении заикания в дошкольном возрасте, необходимом соблюдении единых требований в детском саду и дома, соблюдали общий и речевой режим в выходные дни, все советы и рекомендации логопеда и воспитателей.

На начальных этапах работы я знакомлю родителей с приемами релаксации. Рекомендую проводить дома игры-молчанки. Так же очень важно, чтобы родители соблюдали режим дня, поддерживали режим ограничения речи, избегали шумных мероприятий и праздников. По мере того как дети овладевают приемами синхронизации, знакомлю с ним родителей. Важно, чтобы родители воспитанников поняли необходимость и важность коррекционных приемов и умели выполнять их в домашних условиях.

Помните, что заикание — сложное нарушение, затрагивающее не только речевое, но и психическое, познавательное и личностное развитие. Именно поэтому важно, чтобы к коррекционной работе было привлечено все окружение ребенка.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы распространенности, причины и типы заикания у детей дошкольного возраста. Также приводится коррекционная работа, ее направленность с педагогическаяучетом возрастных и педагогическая психофизиологических особенностей, формирование у детей навыков пользования самостоятельной речью без заикания.

Заикание – одно из наиболее часто встречаемых в педагогическая теории и педагогическая практики логопедии нарушений речи. С каждым годом проблема заикания становится все более распространенной. Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, развитие обусловленное судорожным состоянием мышц артикуляционного аппарата. Характеризуется это нарушение сложным симптомокомплексом и педагогическая в педагогическая ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Основным внешним симптомом заикания являются судороги в педагогическая процессе речевого акта [1].

По данным литературы заиканием страдают около 2% детей и педагогическая до 1, развитие5% взрослых (С. В. Меньшикова, развитие 1999; развитие В.И. Селивёрстов, развитие 2000). Среди детей, развитие страдающих заиканием, развитие соотношение девочек и педагогическая мальчиков составляет примерно в педагогическая 1 к педагогическая 3-4 (Л. М. Белякова, развитие Е.А Дьякова, развитие 1998).

Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом деятельности, местом проживания и другими факторами. Наиболее часто заикание возникает в возрасте от 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой деятельности и формирования личности ребенка. Затем склонность к заиканию понижается, и в течение последующих 10 лет (4-14) случаев заикания примерно столько же, сколько и от 1 года до 3 лет. В период до пубертатного возраста число заикающихся возрастает при поступлении в школу вследствие рецидивов. Усиление заикания может быть обусловлено сменой ведущей деятельности. Например, смена игровой деятельности на учебную [1].

Причины заикания бывают двух видов: развитие предрасполагающие и педагогическая производящие. На них оказывают большое влияние неблагоприятные условия. Это физическая ослабленность детей, развитие возрастные особенности деятельности мозга ребёнка, развитие ускоренное развитие речи, развитие недостаточность положительных эмоциональных контактов, развитие и педагогическая недостаточность развития общей и педагогическая тонкой моторики, развитие чувства ритма, развитие мимико-артикуляторных движений [3].

С каждым годом число заикающихся детей возрастает. Данное явление связывают с педагогическая бурным внедрением в педагогическая повседневную жизнь электронных средств массовой информации, развитие видеоигр, развитие огромное количество аудиовизуальных данных, развитие которые оказывают отрицательное влияние на педагогическая неокрепшую нервную систему ребенка.

Заикание может возникнуть в педагогическая любое время. Чаще всего оно возникает в педагогическая возрасте от двух до шести лет. Ограничивает коммуникативные возможности ребенка, развитие искажает развитие личностных качеств, развитие затрудняет его социальную адаптацию. Заикание чаще всего имеет легкую форму на педагогическая начальной стадии возникновения. Но лёгкое вначале заикание может со временем усилиться и педагогическая вызвать у ребёнка болезненные переживания, развитие страх перед речью. Чем больше проходит времени с педагогическая момента начала заикания, развитие тем чаще оно переходит в педагогическая стойкий дефект и педагогическая влечёт за собой изменения в педагогическая психике ребёнка. В связи с педагогическая этим в педагогическая общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст.

Как и педагогическая любое речевое нарушение, развитие заикание предполагает коррекционную работу. Целью коррекционного воздействия на педагогическая ребенка дошкольного возраста является – устранение (ослабление) дефекта речи. Чем раньше начнется исправление, развитие тем больше вероятность того, развитие что цель будет достигнута и педагогическая заикание будет устранено.

Коррекционная работа направлена на педагогическая нормализацию общего и педагогическая речевого поведения детей с педагогическая учетом возрастных и педагогическая психофизиологических особенностей,развитие формирование у детей навыков пользования самостоятельной речью без заикания. Коррекция заикания предполагает комплексное лечебно-педагогическое воздействие, развитие в педагогическая которое входят медикаментозное и педагогическая физиотерапевтическое лечение, развитие психотерапия, развитие логопедические занятия, развитие логопедическая ритмика,развитие воспитательные мероприятия [2].

Одним из главных и педагогическая основных этапов коррекционной работы является диагностический этап. Он включает в педагогическая себя обследование ребёнка и педагогическая наблюдение за ним в педагогическая процессе его жизнедеятельности, развитие в педагогическая ходе которого, развитие логопед определяет вид заикания, развитие его форму, развитие степень и педагогическая течение. Также в педагогическая процессе беседы с едагогическая родителями логопед выясняет наиболее значимые события, развитие происшедшие в педагогическая семье, развитие которые могли бы вызвать появление речевого дефекта. Важно узнать и педагогическая о педагогическая речевом окружении ребенка. Не заикаются ли, развитие не педагогическая говорят ли слишком быстро его сверстники, развитие члены семьи и педагогическая другие близкие ребенку люди.

Преодоление заикания — тяжёлая задача. В работе по данной проблеме всегда встречаются большие трудности. В таких случаях необходима не педагогическая только медицинская и педагогическая специальная педагогическая помощь, развитие но и педагогическая активная помощь родителей и педагогическая самих детей. Вся коррекционно-развивающая работа с педагогическая детьми строится поэтапно. Она рассматривается как педагогическая система коррекционно-педагогических мероприятий, развитие направленных на педагогическая гармоничное формирование личности и педагогическая речи ребенка с педагогическая учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта. Необходимо соблюдать общие дидактические принципы систематичности и педагогическая последовательности. Также учитывать возрастные и педагогическая индивидуально-психологические особенности детей.

Основным принципом, развитие который должен соблюдаться в педагогическая обязательном порядке, развитие является принцип последовательности. Переход от этапа к педагогическая этапу спедагогическая соблюдением речевых режимов и педагогическая есть необходимая часть коррекции заикания. Первый этап – это режим молчания, развитие в педагогическая течение которого дети отдыхают от своей судорожной речи, развитие снимают нервное напряжение. Главное оградить психику ребенка от отрицательно влияющих факторов; развитие создать спокойную окружающую обстановку, развитие доброжелательное и педагогическая ровное отношение; развитие не педагогическая допускать шумных, развитие подвижных игр, развитие определить и педагогическая выдерживать режим дня [1].

За ним следует этап шёпотной речи. В течение него продолжается закрепление полученных навыков правильного речевого дыхания и педагогическая расслабления. С первых занятий логопед отрабатывает с педагогическая ребенком необходимые качества правильной речи. Громкость, развитие выразительность, развитие неторопливость, развитие правильное оформление фразы, развитие последовательность изложения мыслей, развитие умение уверенно и педагогическая свободно держаться при разговоре.

Во время режима сопряжённой речи детьми усваиваются просодические компоненты речи, развитие а педагогическая также проводится работа над плавностью слов и педагогическая коротких фраз. Если ребенок на педагогическая этом этапе выполняет все требования, развитие то логопед может опустить проговаривание фраз с педагогическая ребенком и педагогическая предоставляет ему возможность самостоятельно копировать образец фразы. На данном этапе используются разные тексты: развитие заученные наизусть известные сказки, развитие вопросы и педагогическая ответы, развитие незнакомые сказки, развитие рассказы и педагогическая т.д. [1].

На этапе отражённой речи проводится работа по обучению и педагогическая воспитанию детей общению в педагогическая игровых ситуациях и педагогическая произвольному поведению в педагогическая играх.

Во время режима вопросно-ответной речи дети учатся задавать и педагогическая отвечать на педагогическая вопросы, развитие обучаются умению вести диалог.

Во время этапа воспитания самостоятельной речи дети пользуются правильной, развитие плавной, развитие связной и педагогическая слитной речью. А все специалисты могут наблюдать за детьми, развитие отмечая степень самоконтроля самого ребёнка.

Включение различных режимов речи в педагогическая коррекционно-развивающую работу с педагогическая заикающимися детьми даёт применение комплекса различных приёмов всеми специалистами сада: развитие психолога, развитие музыкального руководителя, развитие инструктора по физической культуре, развитие хореографа и педагогическая специалиста по театральной деятельности. Данный комплекс важен и педагогическая включает в педагогическая себя регуляцию эмоционального состояния, развитие который включает в педагогическая себя развитие мимических мышц и педагогическая релаксационную работу, развитие связанную с педагогическая нормализацией мышечного состояния. Занятия с педагогическая психологом в педагогическая сенсорной комнате, развитие арт-терапия, развитие релаксационные сеансы под музыкальное сопровождение. Занятия с педагогическая логопедом развивают чувства темпа и педагогическая ритма, развитие речедвигательной координации. Развитие мелкой и педагогическая общей моторики на педагогическая занятиях по логопедической ритмике. Также это развитие правильной артикуляции всех звуков, развитие обучение детей диафрагмальному и педагогическая речевому дыханию. Формирование навыков рациональной голосоподачи и педагогическая голосоведения. Затем следуют занятия на педагогическая развитие просодической стороны речи, развитие фонетико-фонематических процессов, развитие связной речи.

В логопедической практике принято оценивать эффективность преодоления заикания по следующей шкале: развитие речь свободная, развитие без заикания, развитие со значительным улучшением, развитие с педагогическая незначительным улучшением и педагогическая без улучшения. Речь заикающегося здесь оценивается по сравнению с педагогическая ее исходным состоянием перед началом курса логопедических занятий [4].

Принятую оценку речи нельзя считать достаточно полной, развитие так как педагогическая она не педагогическая дает объективного представления о педагогическая состоянии речи ребенка к педагогическая концу коррекционного курса. Например, развитие ребенок с педагогическая тяжелой формой заикания в педагогическая начале занятий почти не педагогическая говорил, развитие наблюдались спазмы на педагогическая каждом слове, развитие выраженный страх речи, развитие уход в педагогическая себя и педагогическая т. д., развитие а педагогическая в педагогическая конце курса судороги наблюдались только в педагогическая начале отдельных фраз, развитие их сила значительно уменьшилась, развитие ребенок стал общительнее и педагогическая т. д. Таким образом, развитие результат занятий значительный, развитие хотя заикание при этом остается [4].

Возможна дополнительная оценка речи заикающегося, развитие в педагогическая которой состояние его речи после проведенного курса логопедических занятий сравнивается с педагогическая правильной речью не педагогическая заикающегося ребенка. В данном случае логопед руководствуется следующими критериями.

Практически здоровая речь. Речь у ребенка на педагогическая занятиях и педагогическая вне их свободная. Он самостоятельно и педагогическая уверенно использует приобретенные навыки правильной речи и педагогическая поведения, развитие Уловки и педагогическая сопутствующие движения сняты. Ребенок уверен, развитие что он стал говорить правильно и педагогическая что при дальнейшей закрепительной работе заикание никогда к педагогическая нему не педагогическая вернется.

Незначительные остаточные явления заикания. Ребенок свободно говорит на педагогическая логопедических занятиях. Но в педагогическая сложных условиях могут наблюдаться пароксизмы заикания и педагогическая уловки. Навыки правильной речи и педагогическая поведения у него закреплены недостаточно прочно, развитие несмотря на педагогическая хорошую речь на педагогическая логопедических занятиях. Недостатки речи ребенок не педагогическая переживает или вовсе их не педагогическая замечает. Он уверен, развитие что при желании может говорить совершенно свободно.

Значительные остаточные явления заикания. Несмотря на педагогическая улучшение состояния речи в педагогическая результате коррекционно-педагогической работы с педагогическая ребенком, развитие у него продолжают наблюдаться пароксизмы заикания даже на педагогическая логопедических занятиях. Ребенок самостоятельно не педагогическая может или не педагогическая хочет исправлять свои речевые запинки. Чтобы замаскировать свою неправильную речь развитие иногда прибегает к педагогическая сопутствующим движениям и педагогическая уловкам. К значительным остаточным явлениям заикания относятся также случаи, развитие когда коррекционно-педагогическая работа с педагогическая ребенком не педагогическая дала видимых результатов. Поэтому, развитие эффективность преодоления заикания после логопедической работы должна включать две оценки, развитие отражающие результат проведенной работы и педагогическая обьективную оценку состояния речи [3].

Огромную коррекционно-развивающую работу проводят и педагогическая воспитатели группы в педагогическая детском саду. Они осуществляют контроль за поведением и педагогическая речью детей. Следят за их эмоциональным состоянием. Оказывают помощь в педагогическая организации режима ограничения речи. Подбирают и педагогическая проводят различные игры и педагогическая игровые упражнения.

Проведённая комплексная коррекционная работа на педагогическая протяжении последних нескольких лет даёт возможность проследить значительную положительную динамику ослабления заикания у детей.

Таким образом, развитие продуманный режим дня, развитие регулярное питание и педагогическая сон,развитие правильное обращение взрослых с педагогическая ребёнком, развитие здоровая семейная обстановка, развитие серьёзное отношение родителей к педагогическая коррекционному процессу обучения приводят к педагогическая положительным результатам в педагогическая устранение и педагогическая ослабления заикания у детей дошкольного возраста.

Признавая необходимость комплексного воздействия на педагогическая заикающегося ребёнка важно помнить о педагогическая дифференцированном подходе в педагогическая развитии, развитие воспитании личности и педагогическая речи детей.

Тщательно проведённая предупредительная и педагогическая коррекционно-развивающая работа в педагогическая дошкольном возрасте, развитие построенная на педагогическая разностороннем учёте факторов, азвитие способствующих возникновению дефекта, развитие может существенно снизить количество заикающихся школьников, развитие подростков и педагогическая взрослых людей.

1. Власова Н.А., развитие Гернцейштейн Э.Н. Опыт работы с педагогическая логоневротиками дошкольного возраста // Хрестоматия по логопедии (извлечения и педагогическая тексты): развитие В 2 т. Т.1. - М., развитие 1997. – С.436-439.

2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - М.: развитие Просвещение, развитие 1985. – 220с.

3. Волкова Г.А.Заикание и педагогическая дизонтогенез // Хрестоматия по логопедии (извлечения и педагогическая тексты): развитие В 2 т. Т.1. - М., развитие 1997. – С.549-553

4. Ворошилова Е. Л. Система работы с педагогическая заикающимися дошкольниками // Воспитание и педагогическая обучение детей с педагогическая нарушениями развития. - 2006. - № 2. - С. 31-36

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заикание -тяжёлое расстройство речи.Оно трудно устранимо,дезорганизирует личность ребёнка,тормозит правильный ход воспитания и обучения.Затрудняет нормальное включение дошкольника в детский коллектив.

Заикание.Коррекционно-педагогическая и коррекционно-психологическая работа с детьми и подростками, страдающими заиканием.

Заикание– тяжелое расстройство речи. Оно трудно устранимо, дезорганизует личность ребенка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение дошкольника в детский коллектив.

Коррекционно-воспитательной работе придаётся очень важное, основное значение в комплексном методе преодоления заикания. Центральное место в этой работе занимает логопед. В настоящее время существует несколько методов логопедического воздействия для устранения заикания у детей. Но все они, так или иначе, подчиняются одной цели – воспитанию у детей и взрослых умения говорить нормальной, свободной от заикания речью.

Педагогическую часть комплексного подхода составляет коррекционно-педагогическая (логопедическая) работа, которая включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, работу с родителями.

Логопедическая работа рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта.

Логопедическая работа начинается с психолого-педагогического изучения заикающегося. В задачи изучения входит:

– сбор анамнестических сведений, позволяющих судить об особенностях раннего развития ребенка (подростка), о причинах заикания и разворачивающейся картине его проявления;

– определения места и форм речевых судорог, частоты их проявления и сохранных речевых возможностей;

– обследование состояния устной и письменной речи (импрессивной и экспрессивной);

– выявление сопутствующих речевых и двигательных нарушений, психологических особенностей заикающегося.

Результаты изучения фиксируются логопедом и психологом в соответствующей документации.

Логопедическое и психологическое воздействие в настоящее время осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном.

Прямое логопедическое воздействие реализуется в ходе групповых и индивидуальных занятий с заикающимися. Эти занятия предусматривают развитие общей и речевой моторики, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, в случае необходимости – развитие слухового внимания и фонематического восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, совершенствование грамматического оформления фразы.

На психокоррекционных занятиях у заикающихся устраняют психологические отклонения в поведении, вырабатывают у них правильное отношение к своему дефекту, развивают интеллектуальные способности, этические и нравственные представления, формируют гармонично развитую личность.

Индивидуальные занятия проводятся логопедом и психологом в случае необходимых дополнительных упражнений по воспитанию навыков правильной речи и поведения (коррекция неправильного произношения, беседы психологического характера и т.д.).

Косвенное психолого-педагогическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребенка и отношения к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим.

Речевой режим дошкольников осуществляется с помощью взрослых, которые последовательно контролируют переход детей от одного речевого этапа к другому. Речевой режим младших школьников, подростков и взрослых предполагает выбор ими необходимых речевых упражнений, понимание ими требований правильной речи, систематическую тренировку навыков правильной речи в разных условиях.

Речевой аспект логопедических занятий включает регуляцию и координацию дыхательной, голосовой и артикуляторной функций воспитание правильной речи.

Отрабатывается дыхание в процессе речи: в произнесении на одном выдохе сначала коротких предложений, затем предложений с постепенным увеличением числа слов. Вырабатывается умение произносить длинную фразу по частям с логической паузой, отмеченной или не отмеченной знаком препинания. Затем переходят к чтению стихотворного и прозаического текстов.

Необходимая последовательность разных форм речи соблюдается при воспитании у заикающихся самостоятельной речи. Вначале воспитывается плавная ритмическая речь в процессе сопряженно-отраженного произнесения (чтения) стихотворного текста. Далее предлагается самостоятельное чтение с подключением помощи логопеда в случаях затруднений, чтение через слово или через определенные отрезки текста поочередно с кем-либо в одном и том же ритме; чтение диалога; чтение с остановками условной длительности на знаках препинания; произнесение заученного стихотворения.

Воспитанию самостоятельной речи уделяется значительно больше времени, чем другим формам речи. Самостоятельная речь может быть подготовленной (стихотворение, пересказ) и неподготовленной (ответы на неожиданные вопросы, просьбы, рассказ на заданную тему).

Содержание речевого материала логопедических занятий изменяется в зависимости от структуры нарушения, от возраста, контингента заикающихся, течения заикания, отношения заикающегося к своему дефекту и от многих других факторов.

Логопедические занятия проводятся как с группой заикающихся детей, так и индивидуально. Для тренировки речевого общения и воспитания правильных навыков поведения ребёнка в коллективе, преимущественной формой являются групповые занятия. Индивидуальные занятия проводятся в виде дополнительных упражнений по коррекции неправильного произношения, беседы психотерапевтического характера и т.д.

Основные требования к логопедическим занятиям с заикающимися детьми:

Логопедические занятия реализуют основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность заикающегося ребенка.

Логопедические занятия проводятся в определенной системе, последовательно, поэтапно, с учетом основных дидактических принципов; в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка; с опорой на сознательность и активность детей. На занятиях используются пособия, наглядные и технические средства обучения; занятия содействуют прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.

Логопедические занятия согласовываются с требованиями программ воспитания и обучения детей дошкольного или школьного возраста.

На занятиях предусматривается необходимость тренировки правильной речи и поведения заикающихся детей в разных условиях – в логопедическом кабинете и вне его, в разных жизненных ситуациях, в присутствии знакомых и незнакомых и т.д. С этой целью используется все разнообразие логопедических технологий: разнообразные формы работы по развитию речи, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и творческие игры, экскурсии, подготовка и участие в утренниках, концертах, выступления перед микрофоном.

Занятия организуются таким образом, чтобы ребенок говорил на них без заикания и сопутствующих нарушений.

Занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах.

На занятиях с заикающимися постоянно присутствуют образцы правильной речи: самого логопеда, успешно занимающих детей, магнитофонные - и видеозаписи с выступлениями мастеров художественного слова, демонстрационные выступления детей, ранее окончивших курс логопедических занятий и др.

Занятия проводятся на фоне правильного отношения окружающих к заикающемуся ребенку (подростку) и правильного его воспитания. Организация самостоятельной работы заикающегося ребенка направляется на выполнение им заданий логопеда в семейно-бытовых, учебно-воспитательных условиях и в коллективе сверстников. Комплектование групп проводится с учетом возраста заикающихся. Разный возраст вызывает необходимость использования разнообразных методик логопедической работы.

Затем, когда ребёнок убеждается в том, что все требования правильной речи хорошо выполнимы, руководитель переходит к отражённой речи (самостоятельное копирование образца). На этапе сопряжённо-отражённой речи используются разные по объему и содержанию тексты.

Соответственно усложнению форм речи усложняются ситуации речевого общения и обстановка на занятиях. На занятия приглашаются не только близкие, но и малознакомые и даже незнакомые люди. Занятия проводятся не только в кабинете и дома, но и вне их. Вместе с логопедом ребёнок выходит на улицу, в общественные места, где продолжается работа по закреплению у него навыков правильной речи. Репетируются предстоящие экскурсии, и только после этого совершается экскурсия, на которой задаются те же самые вопросы. Целесообразно проводить их в тихих уголках, затем, после того как логопед убедится, что ребёнок говорит правильно, можно переводить занятия в более людные места.

В задачу закрепительного периода входит автоматизация приобретённых ребёнком навыков речи и поведения в разнообразных ситуациях и видах речевой деятельности. Эти задачи наиболее активно реализуются на материале спонтанной речи, возникающей у ребёнка под влиянием внутренних побуждений (обращение к окружающим с вопросами, просьбами, обмен впечатлениями). Занятия проводятся в форме бесед о проведённом дне, прослушанной сказке, телепередаче и т.д., в форме импровизированных игр, разыгрывания сюжета знакомой сказки, декламации стихотворений, пения песен – всё это подготавливает заикающегося к художественному выступлению. В закрепительный период основное внимание логопеда и родителей необходимо направлять на то, как ребёнок говорит вне занятий.

Система тренировок плавной слитной речи и поведения у заикающихся предполагает обязательную закрепительную работу вне занятий, в семейно-бытовых, учебно-воспитательных условиях и в коллективе сверстников. Задания для самостоятельной работы строятся с учётом успехов ребёнка на каждом занятии и необходимых условий для их упрочения. Формы таких заданий могут быть многообразны: проводить домашнее задание в определённое время, заучить требования правильной речи, составить рассказ по картинкам, отработать неторопливый темп речи в рассказе, выразительно рассказать стихотворение, отрепетировать роль в инсценированной сказке, выступить на занятии в детском саду по заданной теме, и многое другое. Для стимуляции ребенка, о его самостоятельной работе и контроля за её выполнением необходимо вести специальный дневник.

Важным разделом логопедической работы является логопедическая ритмика, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Логоритмика является дополнением к логопедическим занятиям и проводится как в специально отведенное для нее время, так и на занятиях логопеда, реже – воспитателя.

С заикающимися целесообразно использовать следующие средства логоритмики: вводные упражнения; упражнения и игры для развития мимики лица и орального праксиса, слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти, для развития ориентировки в пространстве и чувства ритма, для развития подражательности; творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы; упражнения, подвижные игры с правилами для развития обшей моторики, моторики рук, кисти, пальцев; упражнения и игры с пением, хороводы, игры-драматизации с музыкальным сопровождением; упражнения, игры, этюды для развития воображения, творческих способностей, музыкальной памяти и музыкального творчества; инсценировки, утренники, развлечения, праздничные выступления, вечера юмора, пантомимы, концерты и т.п.

Двигательные, музыкально-двигательные, музыкально-речевые, речевые без музыкального сопровождения, двигательные речевые упражнения и игры нормализуют просодию, двигательную сферу заикающегося, а это, в свою очередь, помогает ему перестроить отношение к общению, к другим участникам коммуникации и к своему речевому нарушению. Эта перестройка обусловлена теми положительными чертами характера и поведения, которые появляются у заикающегося в процессе коррекции психомоторики, а именно: уверенность в движениях, управляемость ими, инициатива в общении, самостоятельность в разрешении речевых трудностей, активность в деятельности, переориентация в значимости жизненных ситуаций в связи с перестройкой отношения к речевому недостатку.

Таким образом, логопедическая ритмика имеет большое значение для перевоспитания личности заикающегося, социальной адаптации, а также для тренировки и корригирования его общей и речевой моторики (В.А. Гринер, Г.А. Волкова, В.И. Дресвянников, Е.В. Оганесян, Н.А. Рычкова).

Нельзя не учитывать и роль индивидуальных консультаций (например, рассказать родителям о значении психологической подготовки ребёнка к пребыванию в непривычных для него условиях, порекомендовать предварительное посещение ребёнком детского учреждения, знакомство с логопедом, воспитателем, другими сотрудниками). Необходимо предусмотреть присутствие родителей на логопедических занятиях, чтобы практически ознакомить их с принципами подхода к преодолению заикания, с приёмами по предупреждению и устранению у детей речевых судорог. Присутствие родителей может быть пассивным и активным (под контролем логопеда, они задают вопросы детям, дают отдельные задания, делают замечания и поправляют речь детей на занятиях). Такая консультативно-методическая подготовка родителей создаёт возможность активного и правильного участия в закреплении навыков правильной речи и поведения детей в повседневных и учебных условиях. Большое значение имеют посещения логопедом ребёнка на дому, в школе, в детском саду. Это позволяет лучше сориентироваться в социально-бытовых условиях жизни ребенка и действеннее преобразовывать эти условия, если в том есть необходимость. Очень важно разъяснить родителям, что во время летнего отдыха смена климатических условий, отдых в обстановке, связанной с эмоциональным напряжением, долгая разлука с родителями (особенно с матерью) нежелательны. Они могут повлечь за собой усиление заикания.

Одним из направлений комплексного метода преодоления заикания является воздействие окружающих на личность заикающегося ребёнка, на его взаимоотношения с окружающим социумом, на эмоционально-волевую сферу. Оно осуществляется на протяжении всего периода коррекционно-воспитательной работы. Окружающие люди должны воспитывать у ребёнка уверенность в себе, сознание своей полноценности, здоровый взгляд на недостатки речи, желание избавиться от них и т.д. Большое значение в преодолении заикания имеет речь окружающих – негромкая, спокойная, неторопливая. Тогда заикающиеся дети начинают подражать именно этой манере говорить с окружающими. Отношение к детям должно быть ласковым, без порицаний. Малейшие успехи должны обязательно поощряться.

Задачи социальной адаптации (а в отношении подростков, взрослых, и реабилитации) заикающихся осуществляются путем комплекса педагогических и психологических воздействий. Значительную и решающую роль в этом играет семья. Особая степень эмоциональной привязанности ребенка к семье и родителям является серьезным психологическим фактором, который учитывают логопед и психолог, проводя консультативно-методическую работу с родителями. Семья с ее естественными психолого-педагогическими реабилитационными воздействиями является первичной и прочной основой перевоспитания личности заикающегося и закрепления правильной речи.

Консультативно-методическая работа с родителями и педагогами направлена на обеспечение благоприятных условий воздействия на заикающегося ребенка, создание правильного отношения к нему дома и в детском учреждении; организацию необходимой самостоятельной работы ребенка вне логопедических занятий.

Читайте также: