Сикстинская мадонна афинская школа кто написал

Обновлено: 05.07.2024

Что прячется за зеленым покрывалом, куда смотрит Папа, и в честь чего получила свое название самая известна картина Рафаэля Санти? Отвечает Тимофей Китнис, историк, богослов, руководитель паломнического культурно-просветительского центра апостола Фомы в Европе.

Как Рафаэль получил свое имя?

Случай с Рафаэлем — один из редчайших, исключительных, когда в истории закрепилось только имя мастера. Микеланджело (Буонарро́ти), Данте, Рафаэль — вот, кажется, и все. Это свидетельствует об особом, трепетном отношении итальянцев к этим великим сынам своего народа, когда достаточно одного только имени — и сразу понятно, о ком речь.

Таким он, собственно говоря, и остался, даже когда повзрослел. Впоследствии о Рафаэле много чего насочиняли, будто бы он вел разгульную жизнь, не отказывал себе в самых разных удовольствиях… А в действительности вел он почти затворнический образ жизни и искренне веровал в Бога. Может, он не был таким уж оригинальным религиозным мыслителем, но был настоящим добрым католиком. Умрет Рафаэль, кстати сказать, тоже в один из дней Страстной недели, предварительно исповедавшись и причастившись.

В двадцатилетнем возрасте отправился во Флоренцию — город, где цвели, казалось, самые прекрасные плоды европейского искусства. Однако во Флоренции Рафаэль надолго не задержался. Довольно скоро он обнаружил, что слава Флоренции как культурной столицы мира уже не вполне соответствует действительному положению дел. Сохранившиеся в этом городе художественные школы и живописцы зачастую оказывались лишь копиями прославленных мастеров прошлого, и учиться у них было нечему — во всяком случае, Рафаэлю. Поэтому, когда уже получившему первую известность художнику довелось познакомиться с Папой Римским Юлием II и тот пригласил его в Рим, художник с радостью воспользовался этим приглашением. Со временем Рафаэль стал главным художником папского двора и всю жизнь пользовался расположением понтифика, в том числе и после того, как Юлия II сменил Лев X.

Почему эта Мадонна — Сикстинская?

Полотно заказал Рафаэлю Папа Юлий II. Он приходился племянником одному из своих предшественников на римском престоле, Папе Сиксту IV, который, в свою очередь, позаимствовал имя у христианского мученика III века.

Что означает жест папы Сикста на картине?

Сегодня, когда полотно находится в Дрезденской галерее, смысл жеста папы Сикста не столь ясен. А для прихожан церкви в Пьяченце он был вполне очевиден.

А кто это слева от Мадонны?

На что в картине обратить главное внимание?

Первое, на что обращает внимание всякий зритель, — это глаза Девы Марии и Младенца Иисуса, мгновенно приковывающие к себе наше внимание. Это глаза, полные грусти, глаза, знающие будущее наперед, но при этом нежные и любящие. Поражает не по-детски серьезный взгляд Младенца, пришедшего в мир спасти людей — тех самых, которые прибьют Его к Кресту. Поражает и глубина взгляда совсем еще юной Девы, хорошо запомнившей пророчество Симеона Богоприимца: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк 2:34–35).

Правда ли Рафаэль писал Деву Марию со своей возлюбленной?

Почему ангелы на картине такие упитанные?

К слову сказать, ангелы у ног Девы Марии — не единственные представители горнего мира на полотне Рафаэля. Если внимательнее присмотреться к облакам, на фоне которых шествует Богородица, становится ясно, что это ангельские лики. Невидимо присутствует на полотне и Сам Господь: колышущиеся как бы от ветра одежды Пресвятой Девы и плат на Ее голове — не что иное, как указание на действие Духа Святого.

Что за занавес изображен на полотне?

Этот занавес из грубой зеленой ткани, как бы обрамляющий собой представляющееся нам небесное зрелище, традиционно вызывал много вопросов. Что это за полотно и для чего оно? На этот счет высказывалось много разных догадок. Самое правдоподобное, на мой взгляд, объяснение заставляет нас вспомнить об Иерусалимском храме и той завесе, которая отделяла его главную святыню — Святая святых — от основного храмового пространства. В тот момент, когда Христос испустил дух на Кресте, завеса, как сказано в Евангелии, раздралась надвое, сверху донизу (Мф 27:51), и доступ в Святая святых, куда прежде мог входить один только первосвященник, и то лишь однажды в году, оказался открыт всему человечеству. Этот зеленый занавес, драпирующий полотно Рафаэля, вероятно, и есть та самая завеса, раздравшаяся посредине в момент крестной смерти Иисуса Христа и открывшая всякому человеку вход в Царство Небесное.

Сюжет

Это монументальная работа. Почти 2×2 м. Только подумайте, какое впечатление производила эта картина на людей 16-го века. Казалось, что Мадонна спускается с небес. Её глаза не полуприкрыты, не смотрят в сторону или на младенца. Она взирает на нас. А теперь попробуйте представить, как это выглядело в церковной обстановке. Люди только входили в храм и сразу встречались взглядом с Богоматерью — её образ был виден в далёкой перспективе, задолго до того как человек подходил к алтарю.

За Мадонной наблюдают папа Сикст II и святая Варвара. Они были реальными историческими персонажами, которых за мучения церковь канонизировала.

1.jpg

Святая Варвара не случайно выбрана для этого полотна. Она была покровительницей Пьяченцы — для церкви именно в этом городе писал Рафаэль свою Мадонну. История этой женщины крайне трагична. Она жила в 3-м веке, её отец был язычником, а девушка обратилась в христианство. Естественно, батюшка был против: долго пытал дочь, а затем и вовсе обезглавил.

Фигуры образуют треугольник. Это подчёркивает раскрытый занавес. Он же делает зрителя соучастником действа, а также символизирует разверзнутые небеса.

Задний фон — вовсе не облака, как может показаться, а головы младенцев. Это ещё не родившиеся души, которые пока на небесах и славят бога. Ангелы внизу своим бесстрастным видом говорят о неизбежности божественного промысла. Это символ принятия.

Контекст

Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав папской области. Территория была отвоёвана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. В Пьяченце находился монастырь святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. Монахи активно агитировали за присоединение к Риму, за что Юлий II решил их отблагодарить и заказал у Рафаэля заалтарный образ, на котором Богоматерь является святому Сиксту.

Мы не знаем, кто именно позировал Рафаэлю для Мадонны. По одной из версий, это была Форнарина — не только натурщица, но ещё и возлюбленная художника. История не сохранила даже её настоящего имени, не говоря уже о подробностях жизни. Форнарина (буквально — булочница) — это прозвище, которым она была обязана профессии своего отца-пекаря.

Легенда гласит, что Форнарина и Рафаэль случайно встретились в Риме. Живописец был поражён красотой девушки, заплатил её отцу 3 тыс. золотых и забрал к себе. Следующие 12 лет — до смерти художника — Форнарина была его музой и моделью. Что же произошло с женщиной после смерти Рафаэля, неизвестно. По одной версии, она стала куртизанкой в Риме, по другой, — постриглась в монахини и вскоре скончалась.

Август III, после 1733 г. Луи де Сильвестр.

Август III, после 1733 г. Луи де Сильвестр. Источник: Дворец в Виланове, Польша

Судьба художника

Рафаэль творил в то время, когда Возрождение достигло кульминации развития. Он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Рафаэль тщательно изучил их технику, это был правильно выбранный инструмент для исполнения художественных замыслов.

Автопортрет, ок. 1506 г. Рафаэль.

Автопортрет, ок. 1506 г. Рафаэль. Источник: Галерея Уффици, Флоренция

Свою карьеру Рафаэль начал во Флоренции. Во второй половине 1508 года он переезжает в Рим, который в то время становится центром искусств. И этому немало способствовал вступивший на папский престол Юлий II. Это был крайне честолюбивый и предприимчивый человек. К своему двору он привлёк лучших художников Италии. В том числе и Рафаэля, который при содействии архитектора Браманте стал официальным художником папского двора.

Учеников у Рафаэля было немало, правда самый известный из них приобрёл славу благодаря порнографическим рисункам. Рафаэль никому не смог передать свои секреты. В дальнейшем его картины вдохновляли Рубенса, Рембрандта, Мане, Модильяни.

Самые известные картины Рафаэля

В этой подборке представлены самые известные картины Рафаэля Санти из Урбино - живописца, графика, архитектора, одного из величайших деятелей искусства Высокого Возрождения, который за свою короткую жизнь (Рафаэль умер в возрасте 37 лет) не только сделался самым богатым и прославленным художником своего времени, но и обессмертил свое имя в веках. Итак, самые известные картины Рафаэля.

Автопортрет (1504 - 1506)

Автопортрет - самые известные картины Рафаэля

Обручение девы Марии (1504)

Картина относится к раннему периоду творчества художника, когда он ещё был связан с мастерской Пьетро Перуджино. Работы последнего, в частности, его фреска Передача ключей св. Петру в Сикстинской капелле Ватикана (1481—1482) и Обручение Марии из Музея изящных искусств г. Кан, датируемая ок. 1500—1504 гг., несомненно, оказали значительное влияние и на иконографию картины Рафаэля, и на её общее композиционное решение.

На переднем плане изображена группа участников свадебной церемонии: в центре, на одной оси с Храмом, — священник, держащий за руки Марию и Иосифа, который протягивает ей обручальное кольцо. В левой руке Иосифа — расцветший посох, что, по преданию, и явилось знаком его избранности, посланным свыше: рядом с Иосифом один из отвергнутых женихов в гневе ломает свой посох.

Святой Георгий и дракон (1506)

Заказчик картины урбинский герцог Гвидобальдо да Монтефельтро был посвящён в рыцари этого ордена в 1504 году королём Англии Генрихом VII. На конской сбруе подпись художника: RAPHELLO. Картина принадлежала к серии миниатюрных панно, написанных Рафаэлем около 1506 года во Флоренции по заказу урбинского герцога, и предназначалась в подарок королевскому послу Гилберту Тэлботу.

Прекрасная садовница (1507)

Самые известные картины Рафаэля - Прекрасная садовница

"Прекрасная садовница" (1507) - Рафаэль Санти. Ах, эти удивительные мадонны Рафаэля! За карьеру Рафаэль написал их не один десяток - и это не считая созданных с учениками - тем самым обогатив сокровищницу мирового искусства самым основательным образом.

За что мы любим Рафаэлевских мадонн? За то, что они такие узнаваемые, близкие, земные, "человечные", наконец. Так прочно соединить божественное и земное до Рафаэля не удавалось никому - и это одна из главных причин, почему Рафаэля Санти по праву считают виднейшим представителем искусства эпохи Возрождения.

"Прекрасная садовница" - одно из сокровищ Лувра - относится к "флорентийскому периоду" в жизни и творчестве художника и потому, как несложно земетить, имеет много общего с написанными примерно в то же время "Мадонной со щеглом" и "Мадонной в зелени". читать полностью

Портрет кардинала (1511)

Самые известные картины Рафаэля -

Картина "Портрет кардинала", известная также под названием "Кардинал", была написана Рафаэлем Санти в 1510-11 г.г. и в настоящий момент является одним из безусловных украшений огромной живописной коллекции Музея Прадо в Мадриде.

Как известно, Рафаэль - этот томный молодой человек весьма приятной наружности - прибыл в Рим в 1508 году и быстро добился большого успеха у папы Юлия II - известного покровителя искусств, тратившего народные деньги не только на бесполезные увеселения.

Огромным плюсом папы Юлия являлось его несомненное чутье на настоящий талант, который он мгновенно разглядел в Рафаэле, сделавшись его покровителем и заказчиком. читать полностью

Донна Велата (1515)

Донна Велата - Рафаэль

Художник предложил девушке поработать в качестве модели и пригласил её к себе в студию. Так начался их роман, он продолжался шесть лет, до самой смерти мастера. Как говорят, Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. золотых и снял для неё виллу. После безвременной кончины великого художника Форнарина, как гласят документы, ушла в монастырь в 1520 году.

Мадонна Альба (1511)

Самые известные картины Рафаэля - Мадонна Альба

Картина "Мадонна Альба" (1511) кисти великого Рафаэля Санти из Урбино - несомненно, одна из лучших Мадонн, созданных художником за всю карьеру - если не самая лучшая. Достаточно сказать, что в свое время "Мадонна Альба" считалась наиважнейшим экспонатом Императорского Эрмитажа в Санкт-Пертербурге.

Однако в 1931 году начались печально известные "эрмитажные распродажи", и шедевр Рафаэля был продан американскому олигарху Энрю Мелонну за 2 500 000 рублей, что по тогдашнему курсу было эквивалентно 1,1 млн долларов США.

"Мадонна Альба", таким образом, стала первым произведением искусства в мире, чья цена превысила 1 млн долларов - и удерживала первую позицию 30 лет. В настоящее время "Мадонна Альба" находится в коллекции Национальной галереи исккусств в Вашингтоне и оценивается, как самое значительное произведение Рафаэля из находящихся в США. читать полностью

Портрет Бальдассаре Кастильоне (1514)

Портрет Бальдассаре Кастильоне

Портрет Бальдассаре Кастильоне — картина Рафаэля Санти, написанная около 1514—1515 годов. Портрет, изображающий друга Рафаэля Бальдассаре Кастильоне, известного итальянского писателя и дипломата, считается одной из выдающихся работ эпохи Ренессанса, оказавшей значительное влияние на развитие портретной живописи.

Кастильоне изображён сидящим на фоне землистого цвета в тёмном дублете, отделанном беличьим мехом и чёрной лентой. Этот явно не летний наряд указывает на вероятное время написания портрета — зиму 1514—1515 годов, когда Кастильоне находился в Риме по поручительству от Гвидобальдо да Монтефельтро к папе Льву X.

Лицо Кастильоне направлено почти строго фронтально к зрителю, волосы завёрнуты в тюрбан, украшенный беретом с надрезанными краями и медальоном. Мягкие контуры одежды писателя, округлая борода, весь его облик в целом передают утончённость, ранимость и чувствительность личности, что зачастую свойственно портретам Рафаэля позднего периода.

Мадонна Грандука (1505)

Мадонна Грандука - самые известные картины Рафаэля

Мадонна Грандука - одна из наиболее известных картин Рафаэля и, несомненно, самый знаковый из шедевров, традиционно отождествляемых с Палатинской галереей, где находится самое большое в мире количество работ несравненного Санти.

Несмотря на довольно странное для русского уха словечко - "Грандука" звучит довольно грозно и ассоциируется в первую очередь с базукой - означает оно, в переводе с итальянского, "Великогерцогская" и никаких дополнительных угроз в себе не несёт.

Свое название картина обрела в честь Фердинанда III, который, так уж сложилось, был как раз "великим герцогом" и вошел в историю главным образом потому, что в свое время приобрел эту картину у потомков художника Карло Дольчи, после чего ездил с "Грандукой" в Вену, чтобы прихвастнуть перед знатными родственниками. читать полностью

Триумф Галатеи (1512)

Портрет Льва Х с двумя кардиналами (1518)

Портрет Льва Х с двумя кардиналами

Два кардинала, Луиджи Росси, справа от Льва Х (его заостренные черты, смоделированные сильным эффектом светотени, по технике исполнения напоминают работы Джулио Романо) и Джулио Медичи представлены в виде своего рода охранников папы, что должно напомнить зрителю о случившмся в то время заговоре кардинала Петруччи, который был раскрыт, а самого Петруччи, врага Льва Х, приговорили, естественно, к смертной казни.

Возможно, этот портрет удивит тех, кто связывает имя Рафаэля только с прекрасными девственницами, Мадоннами и идеализированными фигурами классического мира. В надутой и несимпатичной физиономии папы нет ничего идеализированного. читать полностью

Преображение (1516 - 1520)

Преображение - Рафаэль Санти

В 1523 году Джулио Медичи он поместил её в главном алтаре римской церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в раме, вырезанной мастером Джиованни Барилé, до наших дней не сохранившейся.

Портрет Биндо Альтовити (1515)

Самые известные картины Рафаэля - Портрет Биндо Альтовити

Портрет Биндо Альтовити (около 1515 г.) кисти Рафаэля Санти - работа не только прекрасная, но и, в некотором смысле, парадоксальная. Вплоть до 19-го столетия никто не сомневался, что изображенный на картине молодой человек - не кто иной, как сам Рафаэль.

Да, некоторые технические аспекты картины (59,7 х 43,8 см; доска, масло) позволяли однозначно утверждать, что портрет принадлежит к позднему периоду творчества Рафаэля, и, таким образом, художник никак не мог выглядеть в ту пору столь молодо и свежо - но кто мешал Рафаэлю несколько приукрасить действительность?

Кто, скажите, мешал ему написать себя по памяти - таким, каким он был в "сладкие семнадцать лет"? Понятное дело - никто. читать полностью

Сикстинская Мадонна (1513-1514)

Сикстинская Мадонна - Рафаэль

Огромное по размерам (265 × 196 см, так обозначен размер картины в каталоге Дрезденской галереи) полотно было создано Рафаэлем для алтаря церкви монастыря святого Сикста II в Пьяченце по заказу папы римского Юлия II.

Что весьма необычно для начала XVI века, материалом служила не доска, а холст. Это может свидетельствовать о том, что полотно планировалось использовать как хоругвь (если только выбор материала не объясняется крупными габаритами произведения).

Афинская школа (1510 - 1511)

Афинская школа - самые известные картины Рафаэля

В 1508—1517 годах Рафаэль вместе с учениками по поручению папы Римского Юлия II расписывал четыре станцы (комнаты) Ватиканского дворца в Риме. Наиболее известен комплекс фресок в папском рабочем кабинете: Станца делла Сеньятура, или Зале Указов.

Форнарина (1518)

Самые известные картины Рафаэля -

Картина "Форнарина" (85 х 60 см; доска, масло) была написана Рафаэлем Санти из Урбино, в наши дни более известным, как "Рафаэль", приблизительно в 1518 году и ныне хранится в Палаццо Барберини в Риме.

Рафаэль изобразил модель в позе "Стыдливой Венеры", с обнаженной грудью и хитроватым выразительным взлядом. На руке миловидной девицы несложно разглядеть браслет с надписью "RAPHAEL URBINAS". читать полностью

При составлении статьи использованы графические и текстовые материалы из Википедии

RAFAEL - Madonna Sixtina (Gemäldegalerie Alter Meister, Dresde, 1513-14. Óleo sobre lienzo, 265 x 196 cm).jpg

Содержание

История создания

Огромное по размерам (256 x 196 см) полотно было создано Рафаэлем для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II. Существует гипотеза, что картина была написана в 1512—1513 годах в честь победы над французами, вторгшимися в Ломбардию в ходе Итальянских войн, и последующего включения Пьяченцы в состав Папской области.

Что весьма необычно для начала XVI века, материалом служила не доска, а холст. Это может свидетельствовать о том, что полотно планировалось использовать как хоругвь (если только выбор материала не объясняется крупными габаритами произведения).

В то же время на создание образа именно для церкви в Пьяченце указывает то, что её покровителями всегда считались свв. Сикст и Варвара, изображённые на этом полотне. Образ удачно вписался в центральную часть апсиды церкви в Пьяченце, где служил своеобразной заменой отсутствующего окна.

Всемирная слава



Глядя вслед Сикстинской Мадонне, мы сохраняем веру, что жизнь и свобода едины, что нет ничего выше человеческого в человеке [5] .

Описание

На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II и Святой Варвары по сторонам и с двумя ангелочками, взирающими снизу вверх на схождение Бога. Фигуры образуют треугольник. Раскрытый по сторонам занавес лишний раз подчёркивает геометрическую продуманность композиции. Это одно из первых произведений, в котором зритель незримо оказывается вписан в композицию: кажется, что Мадонна спускается с небес прямо навстречу зрителю и смотрит ему в глаза.

В образе Марии гармонично соединены восторг религиозного триумфа (художник возвращается к иератичной композиции византийской Одигитрии) с такими общечеловеческими переживаниями, как глубокая материнская нежность и отдельные ноты тревоги за судьбу младенца. Её одежды подчёркнуто просты, она ступает по облакам босыми ногами, окружённая светом. Фигуры лишены традиционных нимбов, однако

оттенок сверхъестественности есть и в той легкости, с какой Мария, прижимая к себе тяжелого Сына, шествует, едва касаясь босыми ногами поверхности облака. Рафаэль соединил черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью, представив царицу небесную с печальным сыном на руках — гордую, недосягаемую, скорбную — спускающуюся навстречу людям.

Святой, у ног которого изображена папская тиара, подчёркивающая его высокий сан, указывает своей рукой в сторону наблюдателя, и Мадонна с младенцем смотрят в указанном им направлении, в то время как Святая Варвара склонила голову. Первоначальное место картины было перед большим распятием, поэтому выражения лиц и позы фигур на картине обусловлены их чувствами при виде страданий и смерти Христа.

Изобразительное мастерство художника обманывает наблюдателя. Задний фон, издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головками ангелов.

Два ангелочка, изображённые на картине, стали мотивом многочисленных открыток и плакатов. Некоторые искусствоведы утверждают, что эти ангелочки опираются на крышку гроба. У левого ангела внизу картины видно только одно крыло.

Разочарование



Читайте также: