Проект азбука общения в доу

Обновлено: 05.07.2024

Участники: воспитатели, дети, родители подготовительной группы № 2.

Целевая группа: дети подготовительной группы № 2, родители.

Масштаб:

по времени реализации: долгосрочный 6 мес.,

по количеству участников: 20 детей группы и 40 родителей.

Основание для разработки:

Дети подготовительной группы через год вольются в новый школьный коллектив. Им придется общаться с новыми сверстниками и взрослыми людьми. Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития.

Жизнь современного человека наполнена стрессами, преодоление которых становится одной из наиболее актуальных проблем.

Стресс - это любое обстоятельство жизни оцениваемое человеком как негативное, мешающее удовлетворению его потребностей. Организм реагирует на стресс на физическом и психическом уровне.

Основой стрессоустойчивости у человека является:

2. Характеристика стрессоустойчивости – оптимизм;

3. Составляющая стрессоустойчивости – овладение дошкольниками стратегиями преодоления негативных эмоций (например, страха, печали, злости);

4. Составляющая стрессоустойчивости – умение расслабляться.

Для меня, как педагога, этот проект важен по той причине, что психологи в саду часто меняются, и они не наблюдают детей ежедневно, а воспитатель общается с ребенком ежедневно и видит его в различных ситуациях. Поэтому воспитатель как никто заинтересован в реализации данного проекта. Что поможет поддерживать в группе комфортную для детей обстановку.

Цель проекта:

Развивать коммуникативные способности детей, что поможет реальному общению детей с новым коллективом при поступлении в школу, через знакомство детей и родителей с простыми играми и упражнениями, способствующими развитию основных умений общаться, от этого зависит психическое здоровье детей.

Развивать стрессоустойчивость у дошкольников.

Задачи:

2. Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями, ориентируясь на метод сопереживания;

3. Формировать у детей умения и навыки владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;

4. Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

5. Помочь в усвоении и реализации адекватного поведения, преодоления противоречий в межличностных отношениях;

6. Формировать умение сознательно регулировать расслабление и напряжение мышц тела;

7. Воспитывать уважение и терпимость по отношению друг к другу.

Стратегия и механизмы реализации:

1. Создание предметно-развивающей среды и методического материала:

1. Создание психологического уголка;

2. Изготовить накидки на 2 мягких кресла: по цвету желтая и салатовая для снятия мышечного напряжения и профилактика утомляемости глаз;

4. Изготовить веселые сюжетные коврики;

6. Изготовить: коробочку примирения, мешочек настроения, подушку для битья, копилку добрых дел, доску настроений;

7. Оформить свободные поверхности группового помещения в виде овощей и фруктов с выражением эмоций, можно использовать наклейки животных придав им выражение разных эмоций;

9. Оформить альбом с правилами: доброты, честности, вежливости (для детей подготовительной группы можно ограничится текстами, а для младшего возраста правила в картинках), правила настоящей дружбы.

2. Диагностика детей на уровень определения самоконтроля (методика Розенцвейга).

3. Содержание работы с детьми по разделам:

Упражнения направлены на преодолении замкнутости, пассивности, скованности детей – это важно т.к. только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и физически защищен. (Картотека игр прилагается)

Игры и упражнения направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а так же распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Игры и упражнения направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувство общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного и доброжелательного отношения к людям и друг к другу.

4. Ожидаемые результаты:

- дети с повышенной активностью научатся приемам саморегуляции;

- агрессивные дети будут меньше ссориться и драться;

- раскроются тревожные дети и застенчивые;

- дети научатся сотрудничать друг с другом.

5. Трансляция проекта:

- ширмы для родителей;

- трансляция проектной деятельности педагогам детского сада;

6. Дальнейшее развитие проекта:

1. Этот проект применим для детей всего дошкольного возраста от 3-х лет и старше. В дальнейшем проект, возможно, адаптировать к детям разной возрастной категории.

2. Создание картотек игр и ситуаций по всем разделам проекта.

Дети учились анализировать, сравнивать, оценивать свои действия, прогнозировать результаты, пополнялся словарный запас, развивалось мышление , воображение, любознательность, обогащался их опыт.

В процессе наблюдения манеры общения детей друг с другом в процессе игр и повседневного общения отмечалось, что дети проявляют творчество в процессе общения: предлагают интересные оригинальные темы для обсуждения, задают интересные вопросы, предлагают творческие варианты решения проблем, умеют отстаивать свою позицию, используют речевые формы убеждения, владеют культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника, умеют принять позицию собеседника. Дети стали внимательнее к эмоциональному состоянию людей, проявляют участие, заботу, сочувствие.

Проявился познавательный интерес к нравственным качествам людей, их проявлениям, к взаимосвязям людей в современном обществе. Дети стали активнее проявлять себя в творческой деятельности: сочиняют творческие сказки, играют в режиссёрские игры, игры-фантазирования, с удовольствием поют песни, читают стихи, обсуждают пословицы и поговорки. В трудных случаях взаимоотношений со сверстниками обращаются к правилам, используют разные приёмы справедливого разрешения возникших проблем. Осуществляют перенос опыта этикета общения в повседневную жизнь.

Критерием оценки реализации проекта, явилось, что дети и взрослые соблюдают правила этикета общения в повседневной жизни.

(Проект краткосрочный – 1 неделя,

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формулы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как знакомиться и общаться и т.д.).

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям. Если правильно воспитывать культуру общения, то ребёнок будет сознательно вежлив, сдержан в общении с людьми с дошкольного возраста.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Старший дошкольный возраст – время активного социального развития детей. У них углубляется интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений, к способам определения настроения и эмоционального состояния человека. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к жизни разных народов: социальное происхождение, расовая и национальная принадлежность, язык, пол, возраст, личностное и поведенческое своеобразие. У детей развивается способность в проявлении сознательного доброжелательного внимания, сочувствия, сопереживания к взрослым, сверстникам, малышам, умение строить общение, используя речевые формулы этикета.

Но у некоторых детей возникают трудности в построении общения с людьми. Неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и с взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчуждённости, враждебности. Задача взрослых убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путём к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Цель проекта : воспитание навыков эмоционально-доброжелательного общения с людьми.

Задачи: 1.Обогащать представления детей об этикетных формулах речевого общения с людьми в зависимости от ситуации общения, возраста, пола, национальности собеседника, цели взаимодействия.

2.Развивать умение отбирать речевые формы этикета для эмоционального расположения собеседника в разнообразных жизненных ситуациях, навыки практического владения средствами человеческого общения.

3.Воспитывать интерес к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.

4.Развивать творческие способности и воображение, умения отражать свои впечатления в разных видах детской деятельности.

Этапы работы над проектом.

Деятельность педагога, специалистов

Деятельность детей и родителей

Формируют проблему (цель).

Составляют план работы (мероприятий)

Подбирают, изготавливают материал, пособия, атрибуты.

Вводит проблемную ситуацию, персонажей.

Вхождение в проблему.

Принятие цели, задач.

Содействуют в дополнении задач, видов деятельности, материала, пособий, атрибутов.

Направляют и контролируют осуществление проекта.

Используют сказочных персонажей (Шапокляк, Крокодил Гена, Чебурашка, Обезьянка).

Объединение детей и взрослых в работе группы.

Формирование специфических знаний, умений и навыков.

Проведение праздника вежливости.

Проведение круглого стола с родителями по теме (обмен опытом семейного воспитания, впечатлениями, мнениями).

Составление и оформление памяток, рекомендаций.

Оформление опыта работы.

Участвуют в мероприятиях.

Готовят задания по рекомендациям.

Выступление на педсовете по результатам работы над проектом.

Обмен опытом работы с коллегами.

Помогают оформлять итоги работы (фото, рисунки и др.).

Формирование мотива к предстоящей деятельности

по модели трёх вопросов

Что мы знаем про это?

Что мы хотим узнать?

Что такое этикет.

Особенности этикета людей разных национальностей.

Спрошу у взрослых.

Зачем люди здороваются.

Как приветствуют друг друга народы разных стран и континентов.

Спрошу у воспитателя.

Что такое эмоции.

Что такое пиктограмма?

Спрошу у воспитателя.

Эмоциональное состояние людей в процессе общения.

Какими жестами, мимикой, можно показать эмоциональное состояние человека?

Спрошу у взрослых. Творческие игры.

Как выразить свои эмоции.

Как можно выразить эмоции цветом?

Спрошу у воспитателя.

Формулы речевого этикета общения.

Зависимость речевого общения от возраста, пола, национальности собеседника.

Спрошу у воспитателя.

Как строить общение со сверстниками.

Как правильно надо знакомиться со старшими, младшими дошкольниками, школьниками, девочками, мальчиками.

Прочитаем в книге.

Как строить общение с взрослыми.

Как заинтересовать беседой незнакомого взрослого человека?

Прочитаем в книге.

Вывод: у детей имеются представления о нормах и правилах общения и взаимоотношениях со сверстниками, близкими взрослыми знакомыми людьми, умеют оценить эмоциональные состояния.

Недостаточно представлений о взаимоотношениях людей в обществе, о способах общения с незнакомыми людьми с целью знакомства, ведения беседы, затрудняются использовать вспомогательные средства общения для выражения своих эмоций в разнообразных жизненных ситуациях.

Взрослые мало рассказывают об особенностях общения людей других национальностей, стран, внутреннего мира человека.

Дети должны знать:

  • речевые формулы этикета; общения;
  • эмоциональные состояния людей в процессе общения;
  • способы и правила дружеских взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками и с взрослыми;
  • нравственные качества людей, их поступков;
  • взаимосвязь людей в обществе.

Дети должны уметь:

  • осознанно выбирать этикетные формы общения в зависимости от ситуации общения, возраста, пола, собеседника, цели взаимодействия;
  • отбирать речевые формулы этикета, линию поведения, вспомогательные средства общения для эмоционального расположения собеседника, с учётом эмоционального и физического его состояния;
  • строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми;
  • соблюдать привычки культурного общения с людьми в общественных местах;
  • контролировать свои действия и поступки, проявляя нравственные качества личности;
  • самостоятельно организовывать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог с взрослыми и сверстниками;
  • владеть культурными формами ведения спора, проявлять активность в коллективных обсуждениях, иметь свою точку зрения на обсуждаемую тему;
  • активно проявлять творчество в процессе общения.

Дети должны иметь представление:

  • о содержании этикета людей разных национальностей;
  • об особенностях взаимоотношений и общения людей в обществе;
  • о нравственных качествах людей в современном мире.

Формы организации работы с детьми по проекту.

*Непосредственно-образовательная деятельность (НОД)

*Совместная деятельность педагога с детьми (проблемная, познавательная, игровая, творческая, продуктивная).

*Самостоятельная деятельность детей (рассматривание иллюстраций, альбомов, наглядно-дидактического материала, плакатов, произведений детской художественной, познавательной литературы, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, режиссёрские игры).

Дети, воспитатели, специалисты, родители группы.

Срок реализации проекта: 1 неделя (краткосрочный)

2. Содержание работы над проектом по этапам

І этап – Подготовительный

Цель: формирование мотива у детей к предстоящей деятельности, постановка цели и задач, подборка необходимого материала по теме проекта.

- Формировать мотив к деятельности детей, специалистов, родителей.

- Подобрать фотоматериал, иллюстрации, альбомы.

-Подобрать произведения детской художественной литературы по теме.

-Подбор методической литературы.

-Рекомендации для выполнения заданий с родителями дома.

- Сбор информации о содержании этикета людей разных национальностей, о способах эмоционального взаимодействия, о навыках общения в различных жизненных ситуациях с взрослым и детьми.

-Подбор иллюстративного и фотоматериала.

-Отбор художественной литературы, художественного материала.

-Игры: сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные и др.

-Создание развивающей среды.

- Составить план взаимодействия с социумом.

- Оформить наглядную информацию для родителей.

- Подбор песен, стихов, загадок, пословиц, поговорок по теме.

-Подбор дидактических, настольно-печатных, словесных, пальчиковых, подвижных игр.

-Подбор и изготовление пособий, атрибутов.

-Составление анкет для детей, родителей.

- Разработка конспектов НОД.

- Составление сценария музыкального Праздника Вежливости.

- Определение тематики бесед, проблемных вопросов, ситуаций, этикетных задач, этюдов.

- Оформление наглядной информации для детей и родителей по теме.

- Работа с родителями: обсуждение плана мероприятия, содержания тематической недели.

- Подбор ТСО (технические средства обучения): телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, набор аудиозаписей, набор видеокассет, дисков с мультфильмами, компьютер, фотоаппарат.

-Подбор учебно-наглядных пособий: магнитная доска, мольберт, фланелеграф, фигурки персонажей, средства для художественного творчества, плакаты, энциклопедии.

- Взаимодействие с социумом: библиотека, Дом культуры.

ІІ этап – Практический

Цель: обогащение представлений детей о формулах речевого этикета людей разных национальностей, о способах эмоционального взаимодействия с взрослыми, сверстниками, о навыках общения в различных жизненных ситуациях.

Содержание работы по образовательным областям:

*Рассказ педагога о содержании этикета людей разных национальностей.

*Рассматривание фотографий людей разных национальностей.

Целевые прогулки: - по улицам города, - в гости к малышам

Экскурсии: - библиотека, Дом культуры

- Подвижные игры детей разных народов, национальностей

Работа с родителями:

- Совместный труд с родителями по благоустройству игровой площадки детского сада.

- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Чтение произведений детской художественной литературы, беседы, обсуждения. Выразительное чтение поэтических произведений наизусть по теме проекта.

Цель, задачи дня

Основные идеи дня

(музыка волшебных слов)

Цель: воспитание культурного общения с людьми.

1.Обогащать представления детей о различных формах вежливого общения между людьми.

3.Воспитывать умение вести доброжелательный диалог.

Шапокляк предлагает проблемную ситуацию: с ней никто не хочет общаться (ни взрослые, ни дети); вместе с детьми определяет круг интересов, проектирует последующую деятельность.

Цель: воспитание эмоционально-доброжелательного общения.

1.Обогащать представление детей о культуре жеста.

2.Развивать умение эмоционально воспринимать и понимать окружающих, выражать собственные чувства, мысли при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы, эмоций.

3.Воспитывать умение правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства с окружающими людьми.

Обезьянка проводит беседу, побуждает детей к открытию новых способов познания своего эмоционального мира и людей; активизировать детей через игровую деятельность.

День Крокодила Гены

Цель: воспитание культуры общения с взрослыми людьми.

1.Обогащать представления детей о правилах речевого поведения во время знакомства с взрослыми, незнакомыми людьми.

2.Развивать умение использовать этикетные выражения, принятые в этой ситуации, вежливые формы обращения к незнакомому человеку.

3.Воспитывать доброжелательное общение с окружающими людьми, приветливость, сдержанность, умение внимательно слушать взрослого.

Крокодил Гена знакомит с правилами культуры общения с взрослыми в разных ситуациях, активизировать детей через игровую деятельность.

Цель: воспитание культуры общения с детьми.

1.Обогащать представления детей о правилах речевого общения со сверстниками, младшими дошкольниками, школьниками.

2.Развивать умение переживать положительное эмоциональное состояние от общения с другими людьми, видеть индивидуальные особенности своих сверстников, малышей, уважать своего собеседника.

3.Воспитывать дружеские взаимоотношения с детьми.

Чебурашка знакомит детей с правилами культуры общения с детьми, независимо от пола, возраста, рациональности, расы, в разных ситуациях;

активизирует через игровую деятельность.

День всех героев.

Цель: воспитание вежливого общения с окружающими людьми.

1.Обогащать представления детей о том, как приветствуют друг друга люди разных стран и континентов.

2.Развивать умение выражать свои впечатления в разных видах деятельности, осознанно выбирать этикетные формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.

3.Воспитывать умение применять, полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.

Герои рассказывают и показывают о приветствиях людей разных стран; активизировать детей через игровую деятельность;

Шапокляк проводит музыкальный праздник вежливости.

ІІІ этап – Оценочно-рефлексивный

Цель: обобщение знаний, представлений о различных средствах и способах коммуникации с окружающим внешним миром, о важности и значительности эмоций, жестов, движений в процессе общения.

ІV этап – Презентационный

- Презентация проекта на групповом родительском собрании.

- Презентация проекта на Педагогическом Совете.

ІІІ. Работа с родителями

Цель: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс на основе педагогического сотрудничества.

1.Повысить компетентность родителей в вопросе по воспитанию культуры общения и поведения детей. Обогатить теоретическими и практическими знаниями о культуре общения.

2.Привлечь родителей к участию в разных видах совместной деятельности с детьми. Развивать умение использовать приобретённые знания в повседневной жизни.

3.Привлечь родителей к обмену опытом семейного воспитания.

4.Привлечь родителей к подготовке, сбору материалов, пособий, атрибутов.

Содержание работы с родителями

Индивидуальные и групповые консультации

Совместная деятельность детского сада и семьи

Рекомендации для выполнения заданий дома: чтение художественной литературы, повторение стихотворений, оформление пословиц, совместная художественно-творческая деятельность: рисунки, поделки по теме проекта; посещение библиотеки, Дома культуры, музыкальной школы, спорт-комплекса, разучивание игровых правил и действий подвижных игр, составление плакатов, памяток, рекомендаций, альбома, фотогазеты. Участие родителей в разных видах деятельности в детском саду. Оформление материала по проекту.

Сотрудничество с родителями

Анкетирование родителей, посещение семей. Просветительная работа, практическая подготовка по вопросам воспитания культуры общения. Проведение круглого стола по теме.

Практическая значимость – развитие коммуникативной компетенции детей, их способности налаживать общение с окружающими (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).

Актуальность проекта в его способности помогать детям, испытывающим трудности в общении и обучении. Речевое развитие дошкольников – одно из центральных направлений в ДОУ. Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоциональной сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка. В процессе умственного и эстетического развития дети приобщаются к культуре своего народа.

Новизна этого направления в использовании средств языка и речи в психическом развитии детей. Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении коллективных игр, театрализованной и художественно-творческой деятельности. В активный словарь ребёнка вводится достаточное количества стереотипов общения, формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).

- обучить коммуникативным умениям

- развивать интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу;

- воспитывать культуру общения;

Цель проекта : - совершенствование речи через развитие культуры речевого поведения, литературных способностей, чувства коммуникативной целесообразности.

Задачи проекта :

1. Познакомить с нормами литературного языка.

2. Формировать умение общения и создания положительного эмоционального благополучия.

3. Развивать навыки вербального и невербального общения.

4. Совершенствовать навыки творческого воображения и умения последовательно излагать свою мысль.

5. Воспитывать потребность в самопознании и саморазвитии.

Основные средства обучения

- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);

- анализ заданных ситуаций;

- свободное и тематическое рисование;

- чтение художественных произведений;

- упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).

Требования к уровню подготовки детей.

Первый уровень результатов — приобретение детьми социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для старшей группы – работа ориентирована на приобретение детьми социальных знаний в различных видах деятельности: правила общения с друзьями, родителями; способы общения, виды общения; значение семьи в нашей жизни, история каждой семьи. Дружба в нашей жизни. Наши друзья – животные, живущие в доме. Добрые и волшебные слова. Что такое общение. Виды общения. Игры на развитие психических процессов: памяти, мышления, речи.

Второй уровень результатов — получение детьми опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, культура, ценностного отношения к социальной реальности в целом. В подготовительной группе– формирует ценностное отношение к социальной реальности: правила знакомства, значение семьи в нашей жизни, как беречь дружбу. Отличие ссоры от спора. Применение правил хорошего тона и общения за столом, умение поддерживать и развивать разговор. Использование упражнений и дидактических игр на развитие качеств голоса (сила, темпа, дикции, ритма, интонационной выразительности и др.). Композиционное построение рассказа (обучение рассказыванию).

- использовать в речи слова приветствия, прощания, просьбы, пожелания, благодарности

- решать коммуникативные ситуации и задачи

- выполнять правила общения

- грамотно обосновывать и высказывать своё мнение

- считаться с мнениями и интересами других

- справедливо разрешать возникающие споры и конфликты

- проявлять внимание и терпимость к детям.

- отработать интонационную выразительность речи (спокойный ровный тон общения, оптимистическая интонация, оптимальная дистанция общения, общее пространство общения)

- подготовить речевой аппарат к говорению (развитие речевого дыхания, отработка чёткой дикции, развитие умения управлять своим голосом)

- сформировать коммуникативные навыки

2. Давай играть вместе

3. Секреты твоего успеха

4. Речевой этикет

5. Искусство спора и диалога

6. Развитие связной речи

Учебно-тематический план для старшей группе.

№ п/п Наименование разделов и тем

Мир взрослых людей

(развитие потребности общения со взрослыми)

1. Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!

1.2 Моё любимое имя!

1.3 Что в имени моём?

1.4 Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка и я – это вся моя семья!

1.5 Есть ли семья у ….?

1.6 Хорошо рядом с ней, с милой мамочкой моей!

1.7 Я с бабушкой своей дружу…

1.8 Дом, в котором я живу.

2 Давайте играть вместе!

(развитие потребности в общении со сверстниками)

2.1 Мы в группе дружно все живем.

2.2 Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья.

2.3 Винтики – конфеточки - мальчики и девочки.

2.4 Ссоры и споры

2.6 Весёлая хохотальница-перепутаница.

3 Секреты твоего успеха

(язык общения, навык общения с внешним миром)

3.1 Мои умные помощники

3.2 Язык жестов и движений

3.3 Общение на расстоянии

3.4 Зачем пишут письма?

3.5 Самое удивительное чудо на свете

3.6 Зрители и актёры

3.7 Умеет ли разговаривать природа

4 Речевой этикет

(формы обращения - приветствие, благодарность, прощание, обращение, извинение)

4.2 Это слово говорят, если вас благодарят

4.3 Как обратится с просьбой к вам? (к тебе)

4.4 Когда без извинения не обойтись?

5 Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения)

5.1 Слово-мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора).

5.2 У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону.)

5.3 В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя).

5.4 К нам гости пришли!

6 Развитие связной речи

6.1 Что такое рассказ?

6.2 В гости к сказкам.

6.3 Детки в клетке.

6.4 Мы и наши игрушки.

1. Мир взрослых людей

1. Ввести детей в мир общения. Правила речевого этикета. Речь - средство воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Значение эмоций и жестов.

2. Имя выделяет человека среди других. Формы имён, клички добрые и обидные.

3. История возникновения имён и фамилий, отчеств. Значение имён.

4. Члены семьи, родословная, анкетные данные, значение имени, фамилии. Проявление тёплых отношений в семье. Потребность радовать близких добрыми делами.

6. Самый близкий и дорогой человек – мама. Как я помогаю маме. Мамины глаза, улыбка, руки, доброе сердце.

7. Воспитание уважения к старшим. Соблюдение норм общения в семье. Забота о старших, помощь им.

8 Дом – жильё для человека, план моей квартиры, моё любимое место в квартире. Предметы, создающие уют.

Форма проведения: учебное занятие, беседа, речевая разминка, игровая ситуация.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, чтение рассказов, наглядный (демонстрация мимических этюдов, схемы описательных рассказов, деятельностный (выполнение логических упражнений, речевых разминок, иллюстративный, практический (игры).

2. Давайте играть вместе!

1. Мои друзья в детском саду. Культура общения в группе, навыки социального поведения. В основе дружбы лежат добрые отношения. Добрые и волшебные слова. Развитие речевой памяти и произносительных навыков.

2. Дружба в нашей жизни. Как беречь дружбу. Человеку без друзей плохо.

Культура общения между друзьями. Типы собеседников. В основе дружбы лежат добрые отношения. Добрые и волшебные слова. Развитие невербальных средств общения, интонационной выразительности.

3. Девочки и мальчики могут быть друзьями. Мальчики первыми приветствуют девочек, уступают место, пропускают вперёд. В разговоре с девочками не допускают фамильярности, делают комплименты. Девочки не унижают достоинство мальчиков, не навязывают свое мнение, поддерживают беседу.

4. Ссоры и споры. Играем вместе. Поиск конструктивных решений конфликта, формирование навыка ведения спора. Развитие навыка импровизации и пантомимики. Воспитание доброжелательности, коммуникативности.

5. Вид общения – игра. Игры для ума и тела. Обучающие и развлекательные. Обучение в процессе игры партнёрству, взаимовыручке. Соперничество - это не конкуренция. Поведение вовремя игр. Игра должна быть весёлой, доброй.

6. Небылицы, весёлый диалог, весёлый рассказ, стихотворение. Что такое слова-рифмы, слова-ассоциации. Учить умению фантазировать, сочинять, рассказывать. Развивать творческое воображение, память, внимание.

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, беседа, речевая ситуация.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, речевые ситуации, наглядный (наблюдения, демонстрация, частично-поисковый (этюды, иллюстративный, практический (игры).

3. Секреты твоего успеха

1. Происхождение языка. Древние языки. Первые звуки, слова, язык жестов. Выражение мысли различными структурами предложений.

2. Невербальные (несловесными) средства общения (мимика, жесты, телодвижения). Роль эмоций в жизни людей – радость, грусть, страх. Как воспринимать несловесную информацию. Обогащение эмоционально-волевой сферы ребёнка. Развитие воображения, пантомимических навыков.

3 Что такое общение? Виды общения. Правила общения. Цели общения. Для чего общаются люди? Средство общения. Умение согласовывать свои действия с действиями партнёра. Мастерская успешного общения.

4. Письмо. Общение на расстоянии, современные виды общения. Устное и письменное общение. Развитие творческой инициативы.

5. Общение с книгой, природой, людьми. Устное и письменное общение. Роль книги в жизни человека. Любовь к книге, бережное отношение к ней.

6. Театр, актёры, зрители. Говорим тихо, во время действия молчим и слушаем. Театральная речь – образец для подражания.

7. Давай дружить с тобой, волшебница природа! беседа о правилах поведения на природе. Закрепить правила поведения, общения с природой.

4. Упражнение в записи письма с помощью пиктограмм. Игровая ситуация, написание письма.

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, практикум, моделирование, инсценировка.

Методы и приемы: словесный (сказка, беседа, объяснение, речевые ситуации, работа с книгой, наглядный (наблюдения, демонстрация, проблемный, игры-тренинги.

4. Речевой этикет

1. Форма вежливого приветствия, значение вежливых слов, правильное их употребление. Выразительное произношение фраз, несущих различную эмоциональную окраску. Правила ведения диалога. Диалоги на нравственно-этические, экологические и другие темы. Основные правила для участников диалога. Что надо сделать, чтобы тебя хотели слушать. Как управлять выступлением (как начинать и заканчивать выступление). Форма вежливого приветствия, значение вежливых слов.

2. Слова благодарности в зависимости от ситуации. Культура речевого общения. Уместное употребление слов благодарности в зависимости от ситуации. Обращение с просьбой к собеседнику. Работа над интонационной выразительностью.

3. Вежливое обращение с просьбой к собеседнику. Правила общения, которые используются при просьбе.

4. Выход из конфликтных ситуаций, с использованием речевых формул извинения. Доброжелательное отношение в игре. Правила общения, которые используются при извинении.

Форма проведения: игровое учебное занятие, изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, инсценирование.

Методы и приемы: словесный (сказка, тренинги. беседы, игровой (объяснение сочетается с игрой, наглядный (наблюдения, демонстрация, объяснительно-иллюстративный, деятельностный, проблемный.

5. Искусство спора и диалога

1. Понимание детей о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить.

4. Я принимаю гостей (правила хорошего тона и общения за столом, умение поддерживать и развивать разговор, торжественная и поздравительная речи за столом). Правила гостевого этикета.

1. Беседа. Разговор про вежливость.

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, практикум, ролевая игра.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, художественное слово, наглядный (наблюдения, демонстрация, проблемный, игровой (объяснение сочетается с игрой)

6. Развитие связной речи

1. Рассказ. Виды рассказа, пересказ с помощью взрослого.

3. Животные нашего зоопарка. Где живут, чем питаются, повадки.

1. Составление короткого рассказа с опорой на картинки.

2. Обыгрывание и пересказ сказки (речевая разминка, игровая ситуация, художественное слово, беседа).

4. Дикционное упражнение, конкурс на лучший рассказ, словесная игра. Форма проведения: игровое учебное занятие, беседа, речевая ситуация, тематическое занятие.

Методы и приемы: словесный (сказка, беседа, характеристика, объяснение, наглядный (демонстрация сюжетных картинок, схемы описательных рассказов, деятельностный (выполнение логических упражнений, речевых разминок, иллюстративный, практический (игры).

Психологический тренинг по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период Интерактивные формы работы с родителями ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период Тема.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Итоги проекта

Дети учились анализировать, сравнивать, оценивать свои действия, прогнозировать результаты, пополнялся словарный запас, развивалось мышление , воображение, любознательность, обогащался их опыт.

В процессе наблюдения манеры общения детей друг с другом в процессе игр и повседневного общения отмечалось, что дети проявляют творчество в процессе общения: предлагают интересные оригинальные темы для обсуждения, задают интересные вопросы, предлагают творческие варианты решения проблем, умеют отстаивать свою позицию, используют речевые формы убеждения, владеют культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника, умеют принять позицию собеседника. Дети стали внимательнее к эмоциональному состоянию людей, проявляют участие, заботу, сочувствие.

Проявился познавательный интерес к нравственным качествам людей, их проявлениям, к взаимосвязям людей в современном обществе. Дети стали активнее проявлять себя в творческой деятельности: сочиняют творческие сказки, играют в режиссёрские игры, игры-фантазирования, с удовольствием поют песни, читают стихи, обсуждают пословицы и поговорки. В трудных случаях взаимоотношений со сверстниками обращаются к правилам, используют разные приёмы справедливого разрешения возникших проблем. Осуществляют перенос опыта этикета общения в повседневную жизнь.

Критерием оценки реализации проекта, явилось, что дети и взрослые соблюдают правила этикета общения в повседневной жизни.

(Проект краткосрочный – 1 неделя,

Исследовательско - творческий)

Актуальность темы

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формулы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как знакомиться и общаться и т.д.).

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям. Если правильно воспитывать культуру общения, то ребёнок будет сознательно вежлив, сдержан в общении с людьми с дошкольного возраста.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Старший дошкольный возраст – время активного социального развития детей. У них углубляется интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений, к способам определения настроения и эмоционального состояния человека. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к жизни разных народов: социальное происхождение, расовая и национальная принадлежность, язык, пол, возраст, личностное и поведенческое своеобразие. У детей развивается способность в проявлении сознательного доброжелательного внимания, сочувствия, сопереживания к взрослым, сверстникам, малышам, умение строить общение, используя речевые формулы этикета.

Но у некоторых детей возникают трудности в построении общения с людьми. Неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и с взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчуждённости, враждебности. Задача взрослых убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путём к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Цель проекта : воспитание навыков эмоционально-доброжелательного общения с людьми.

Задачи: 1.Обогащать представления детей об этикетных формулах речевого общения с людьми в зависимости от ситуации общения, возраста, пола, национальности собеседника, цели взаимодействия.

2.Развивать умение отбирать речевые формы этикета для эмоционального расположения собеседника в разнообразных жизненных ситуациях, навыки практического владения средствами человеческого общения.

3.Воспитывать интерес к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.

4.Развивать творческие способности и воображение, умения отражать свои впечатления в разных видах детской деятельности.

Этапы работы над проектом.

Формируют проблему (цель).

Составляют план работы (мероприятий)

Подбирают, изготавливают материал, пособия, атрибуты.

Вводит проблемную ситуацию, персонажей.

Вхождение в проблему.

Принятие цели, задач.

Содействуют в дополнении задач, видов деятельности, материала, пособий, атрибутов.

Направляют и контролируют осуществление проекта.

Используют сказочных персонажей (Шапокляк, Крокодил Гена, Чебурашка, Обезьянка).

Объединение детей и взрослых в работе группы.

Формирование специфических знаний, умений и навыков.

Проведение праздника вежливости.

Проведение круглого стола с родителями по теме (обмен опытом семейного воспитания, впечатлениями, мнениями).

Составление и оформление памяток, рекомендаций.

Оформление опыта работы.

Участвуют в мероприятиях.

Готовят задания по рекомендациям.

Выступление на педсовете по результатам работы над проектом.

Обмен опытом работы с коллегами.

Помогают оформлять итоги работы (фото, рисунки и др.).

Формирование мотива к предстоящей деятельности

по модели трёх вопросов

Вывод: у детей имеются представления о нормах и правилах общения и взаимоотношениях со сверстниками, близкими взрослыми знакомыми людьми, умеют оценить эмоциональные состояния.

Недостаточно представлений о взаимоотношениях людей в обществе, о способах общения с незнакомыми людьми с целью знакомства, ведения беседы, затрудняются использовать вспомогательные средства общения для выражения своих эмоций в разнообразных жизненных ситуациях.

Взрослые мало рассказывают об особенностях общения людей других национальностей, стран, внутреннего мира человека.

Прогнозируемые результаты

Дети должны знать:

речевые формулы этикета; общения;

эмоциональные состояния людей в процессе общения;

способы и правила дружеских взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками и с взрослыми;

нравственные качества людей, их поступков;

взаимосвязь людей в обществе.

Дети должны уметь:

осознанно выбирать этикетные формы общения в зависимости от ситуации общения, возраста, пола, собеседника, цели взаимодействия;

отбирать речевые формулы этикета, линию поведения, вспомогательные средства общения для эмоционального расположения собеседника, с учётом эмоционального и физического его состояния;

строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми;

соблюдать привычки культурного общения с людьми в общественных местах;

контролировать свои действия и поступки, проявляя нравственные качества личности;

самостоятельно организовывать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог с взрослыми и сверстниками;

владеть культурными формами ведения спора, проявлять активность в коллективных обсуждениях, иметь свою точку зрения на обсуждаемую тему;

активно проявлять творчество в процессе общения.

Дети должны иметь представление:

о содержании этикета людей разных национальностей;

об особенностях взаимоотношений и общения людей в обществе;

о нравственных качествах людей в современном мире.

Формы организации работы с детьми по проекту.

*Непосредственно-образовательная деятельность (НОД)

*Совместная деятельность педагога с детьми (проблемная, познавательная, игровая, творческая, продуктивная).

*Самостоятельная деятельность детей (рассматривание иллюстраций, альбомов, наглядно-дидактического материала, плакатов, произведений детской художественной, познавательной литературы, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, режиссёрские игры).

Продукты проекта:

Конспекты НОД с детьми.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, специалисты, родители группы.

Срок реализации проекта: 1 неделя (краткосрочный)

2. Содержание работы над проектом по этапам

І этап – Подготовительный

Цель: формирование мотива у детей к предстоящей деятельности, постановка цели и задач, подборка необходимого материала по теме проекта.

- Формировать мотив к деятельности детей, специалистов, родителей.

- Подобрать фотоматериал, иллюстрации, альбомы.

-Подобрать произведения детской художественной литературы по теме.

-Подбор методической литературы.

-Рекомендации для выполнения заданий с родителями дома.

- Сбор информации о содержании этикета людей разных национальностей, о способах эмоционального взаимодействия, о навыках общения в различных жизненных ситуациях с взрослым и детьми.

-Подбор иллюстративного и фотоматериала.

-Отбор художественной литературы, художественного материала.

-Игры: сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные и др.

-Создание развивающей среды.

- Составить план взаимодействия с социумом.

- Оформить наглядную информацию для родителей.

- Подбор песен, стихов, загадок, пословиц, поговорок по теме.

-Подбор дидактических, настольно-печатных, словесных, пальчиковых, подвижных игр.

-Подбор и изготовление пособий, атрибутов.

-Составление анкет для детей, родителей.

- Разработка конспектов НОД.

- Составление сценария музыкального Праздника Вежливости.

- Определение тематики бесед, проблемных вопросов, ситуаций, этикетных задач, этюдов.

- Оформление наглядной информации для детей и родителей по теме.

- Работа с родителями: обсуждение плана мероприятия, содержания тематической недели.

- Подбор ТСО (технические средства обучения): телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, набор аудиозаписей, набор видеокассет, дисков с мультфильмами, компьютер, фотоаппарат.

-Подбор учебно-наглядных пособий: магнитная доска, мольберт, фланелеграф, фигурки персонажей, средства для художественного творчества, плакаты, энциклопедии.

- Взаимодействие с социумом: библиотека, Дом культуры.

ІІ этап – Практический

Цель: обогащение представлений детей о формулах речевого этикета людей разных национальностей, о способах эмоционального взаимодействия с взрослыми, сверстниками, о навыках общения в различных жизненных ситуациях.

Содержание работы по образовательным областям:

*Рассказ педагога о содержании этикета людей разных национальностей.

*Рассматривание фотографий людей разных национальностей.

Целевые прогулки: - по улицам города, - в гости к малышам

Экскурсии: - библиотека, Дом культуры

- Подвижные игры детей разных народов, национальностей

Работа с родителями:

- Совместный труд с родителями по благоустройству игровой площадки детского сада.

- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Чтение произведений детской художественной литературы, беседы, обсуждения. Выразительное чтение поэтических произведений наизусть по теме проекта.

Цель, задачи дня

Основные идеи дня

(музыка волшебных слов)

Цель: воспитание культурного общения с людьми.

1.Обогащать представления детей о различных формах вежливого общения между людьми.

3.Воспитывать умение вести доброжелательный диалог.

Шапокляк предлагает проблемную ситуацию: с ней никто не хочет общаться (ни взрослые, ни дети); вместе с детьми определяет круг интересов, проектирует последующую деятельность.

Цель: воспитание эмоционально-доброжелательного общения.

1.Обогащать представление детей о культуре жеста.

2.Развивать умение эмоционально воспринимать и понимать окружающих, выражать собственные чувства, мысли при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы, эмоций.

3.Воспитывать умение правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства с окружающими людьми.

Обезьянка проводит беседу, побуждает детей к открытию новых способов познания своего эмоционального мира и людей; активизировать детей через игровую деятельность.

День Крокодила Гены

Цель: воспитание культуры общения с взрослыми людьми.

1.Обогащать представления детей о правилах речевого поведения во время знакомства с взрослыми, незнакомыми людьми.

2.Развивать умение использовать этикетные выражения, принятые в этой ситуации, вежливые формы обращения к незнакомому человеку.

3.Воспитывать доброжелательное общение с окружающими людьми, приветливость, сдержанность, умение внимательно слушать взрослого.

Крокодил Гена знакомит с правилами культуры общения с взрослыми в разных ситуациях, активизировать детей через игровую деятельность.

Цель: воспитание культуры общения с детьми.

1.Обогащать представления детей о правилах речевого общения со сверстниками, младшими дошкольниками, школьниками.

2.Развивать умение переживать положительное эмоциональное состояние от общения с другими людьми, видеть индивидуальные особенности своих сверстников, малышей, уважать своего собеседника.

3.Воспитывать дружеские взаимоотношения с детьми.

Чебурашка знакомит детей с правилами культуры общения с детьми, независимо от пола, возраста, рациональности, расы, в разных ситуациях;

активизирует через игровую деятельность.

День всех героев.

Цель: воспитание вежливого общения с окружающими людьми.

1.Обогащать представления детей о том, как приветствуют друг друга люди разных стран и континентов.

2.Развивать умение выражать свои впечатления в разных видах деятельности, осознанно выбирать этикетные формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.

3.Воспитывать умение применять, полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.

Герои рассказывают и показывают о приветствиях людей разных стран; активизировать детей через игровую деятельность;

Шапокляк проводит музыкальный праздник вежливости.

ІІІ этап – Оценочно-рефлексивный

Цель: обобщение знаний, представлений о различных средствах и способах коммуникации с окружающим внешним миром, о важности и значительности эмоций, жестов, движений в процессе общения.

І V этап – Презентационный

- Презентация проекта на групповом родительском собрании.

- Презентация проекта на Педагогическом Совете.

ІІІ. Работа с родителями

Цель: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс на основе педагогического сотрудничества.

1.Повысить компетентность родителей в вопросе по воспитанию культуры общения и поведения детей. Обогатить теоретическими и практическими знаниями о культуре общения.

2.Привлечь родителей к участию в разных видах совместной деятельности с детьми. Развивать умение использовать приобретённые знания в повседневной жизни.

3.Привлечь родителей к обмену опытом семейного воспитания.

4.Привлечь родителей к подготовке, сбору материалов, пособий, атрибутов.

Содержание работы с родителями

Индивидуальные и групповые консультации

Совместная деятель ность детского сада и семьи

Рекомендации для выполнения заданий дома: чтение художественной литературы, повторение стихотворений, оформление пословиц, совместная художественно-творческая деятельность: рисунки, поделки по теме проекта; посещение библиотеки, Дома культуры, музыкальной школы, спорт-комплекса, разучивание игровых правил и действий подвижных игр, составление плакатов, памяток, рекомендаций, альбома, фотогазеты. Участие родителей в разных видах деятельности в детском саду. Оформление материала по проекту.

Сотрудничество с родителями

Анкетирование родителей, посещение семей. Просветительная работа, практическая подготовка по вопросам воспитания культуры общения. Проведение круглого стола по теме.

Читайте также: