Шумпетер как теоретик предпринимательства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций.

За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение.

Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.
Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки.

Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы - это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.

Переход к рыночной системе хозяйствования - это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.

Экономические взгляды Й.Шумпетера в предпринимательстве

Безусловно, представители неоклассического направления прекрасно понимали, что рынок постоянно меняется. Однако они считали, что причины, вызывающие нарушение рыночного равновесия носят внешний по отношению к системе характер, как то: внезапное изменение численности населения, война, неурожай, эпидемия и прочие стихийные бедствия. Сам же рынок не содержит в себе каких-либо сил, могущих стать источником нарушения равновесия.

Шумпетер добавляет, что в ней отсутствует не только прибыль, но и процент, так как (поскольку мы имеем процесс неизменного хозяйственного кругооборота) нет оснований делать различие между нынешним доходом и будущим .

Но вклад Шумпетера в экономическую теорию и предпринимательство заключается как раз в том, что он исследует те факторы, которые “взрывают” равновесие рыночной системы изнутри. Этими внутренними факторами становятся новые производственные комбинации, которые и определяют динамические изменения в экономике. Шумпетер выделяет несколько видов принципиально новых комбинаций факторов производства:

— создание нового продукта,

— использование новой технологии производства,

— использование новой организации производства,

— открытие новых рынков сбыта и источников сырья.

А именно предпринимателю — человеку, в функцию которого входит реализация новой комбинации факторов производства, отводится в концепции экономического развития Шумпетера особо важная роль. Следует подчеркнуть, что предпринимательство, по Шумпетеру, особый дар, свойство человеческого характера, никоим образом не зависящее от классовой, социальной принадлежности. Этот тип характера отличают следующие особенности:

— опора на собственные силы,

— ценность собственной независимости,

— ориентация на собственное мнение,

— потребность в достижении успеха, при том, что самоценность денег для него невелика,

— и как ключевое качество предпринимателя — стремление к нововведению.

Социологические исследования показывают, что сами предприниматели видят в прибыли скорее условие существования своего бизнеса и символ успеха, чем основную цель.

Экономическая психология обращает внимание, что рациональность бывает двух видов: формальная и сущностная. Первая направлена на достижение количественных экономических целей (деньги, материальное богатство). Вторая — на достижение психологических норм и социальных ценностей (любовь, слава, общественное признание и т.д.). Экономическая психология также обращает внимание и на сам механизм принятия нерациональных (с экономической точки зрения) решений. Последние принимаются в силу того, что существует: психологическая инерция (человек не успевает следить за изменением параметров экономической деятельности) и психологическая затратность принятия экономически максимально выгодного решения, особенно если это противоречит социально-культурным ценностям данного общества.

Капиталистическое производство, по Шумпетеру, не может существовать без постоянных революционных изменений в технике и технологии производства, освоения новых рынков, реорганизации рыночных структур. Такие постоянные инновации, осуществляемые в производственном процессе, являются главным источником прибыли, не существующей в ситуации простого воспроизводства (или, по выражению Шумпетера, хозяйственного кругооборота). Прибыль имеет место лишь тогда, когда экономика находится в постоянном движении, в процессе динамического развития.

Шумпетер отдает себе отчет в том, что увеличение денег в обращении благодаря предоставленному банками кредиту вызывает общее повышение цен, в первую очередь на производственные ресурсы, в том числе и оплату труда. Но, по мнению Шумпетера, это не просто инфляция, как она рассматривается в количественной теории. В результате этой первоначальной инфляции течение хозяйственного кругооборота нарушается: предприятия, которые работают традиционно, терпят банкротство (поскольку в новых условиях доходы не покрывают расходов), предприниматели-новаторы, наоборот, получают прибыль. Происходит не просто повышение цен, но и параллельное изменение экономической структуры, переход на новый виток спирали развития. Таким образом, банковский кредит оказывается тесно связанным с феноменом экономического развития, а деньги выполняют функцию не просто средства обращения и измерителя ценностей, а играют роль катализатора экономического роста, в том числе через посредство прибыли и процента.

Предпринимательство – это экономическая активность индивида, направленная на регулярное извлечение прибыли.

Предприниматель действует в условиях неопределенности и берет на себя все риски, связанные с экономической активностью. Намерение действовать официально регистрируется в соответствующих органах власти. Также предприниматель встает на учет в налоговом органе, чтобы своевременно выплачивать обязательные налоги.

Задача предпринимателя заключается в объединении факторов производства для получения готового востребованного обществом продукта. Для этого он использует имущество, труд, капитал, землю, информацию. Предприниматель не имеет гарантий успешной реализации проекта. Он берет на себя обязательство нести ответственность перед своими покупателями и контрагентами, а также перед кредиторами.

Предпринимательское поведение характеризует некоторыми особенностями. Восприятие риска и неопределенности не дестабилизирует предпринимателя, а напротив, подталкивает его к еще более активной деятельности. Эффективность принимаемых им в таких условиях решений только растет. Предприниматель умеет прислушиваться к мнению других, принимать советы, но внедрять их через призму собственного взгляда.

Организатор бизнеса отвечает за стратегию, то есть основной курс деятельности. Тактика и оперативное управление отталкиваются от общего заданного курса. Предприниматель способен воспринимать любые возможности, то есть там, где один человек увидит препятствие, предприниматель найдет несколько вариантов решения.

Таким образом, предпринимательство – это определенный навык ведения экономической деятельности, который позволяет выдерживать неопределенность, справляться с рисками и действовать в многофакторной непредсказуемой среде.

Й. Шумпетер о предпринимательстве как о факторе производства

До середины 20 века считалось, что преимуществом обладают только крупные предприятия. Их масштабы позволяют обеспечить экономию растущих трансакционных издержек, увеличить конкурентоспособность продукции и увеличить объем производства.

Готовые работы на аналогичную тему

Предпринимательство в том числе и крупное, является основой экономического роста и социально-экономического развития общества. Считается, что именно предприниматели являются источником быстрых изменений. Они внедряют новые идеи, ищут инновационный нестандартный подход к решению привычных задач. Новая теория экономического роста и практическая жизнь показали, что рынки усиливают свою динамику. Они характеризуются быстрыми процессами создания и разорения инновационных предприятий. В результате предпринимательство становится двигателем внутреннего экономического роста через распространение знаний.

В начале 20 века Йозеф Шумпетер акцентировал внимание на новаторстве, как неотъемлемой части предпринимательства. Благодаря умению мыслить нестандартно субъект создает возможности для:

  1. Организации и расширения собственного производства.
  2. Соединения и формирования существующих рынков.
  3. Модификации рынков.

Шумпетер указывал, что большая часть населения не обладает изобретательским талантом. Но это не отрицает двойственную роль предпринимателя в экономике. Он управляет бизнесом для покрытия расходов и формирования прибыли, а также обеспечивает рост и расширение сбыта за счет нестандартного подхода к решению текущих экономических задач. По мнению Шумпетера предприниматель организует производство, создавая такую комбинацию ресурсов, которая позволяет создать принципиально новые продукты.

Предприниматель – это особый человек, который наделен неординарными способностями. Он отличается от других, так как способен объединить факторы производства для получения нового продукта. Подразумевается, что предприниматель может быть владельцем ресурсов или их поставщиком, но его основная функция заключается в преодолении трудностей, связанных с неопределенностью. Шумпетер одним из первых определили, что активность экономических агентов не приводит к росту экономики или развитию общества. Он провел исследование поведения человека и выявил характерные и отличительные мотивы, которые его обуславливают.

Наиболее важным мотивом предпринимателя является желание преуспеть. Он стремится достичь определенной цели или получить власть. Предприниматель действует достаточно рационально в заданных экономических условиях. Он способен выявлять трудности и необходимость внесения изменений. Это позволяет преодолеть неопределенность и получать определенное удовольствие от рискованных ситуаций.

Йозеф Шумпетер посвятил много времени изучению вопроса экономического развития. Он первым заявил, что двигателем качественных преобразований являются инновации. А их источником остается предприниматель – человек, наделенный талантом к действию в критических ситуациях. Только он способен найти выход в сложных случаях и скомбинировать факторы производства таким образом, чтобы получить принципиально новый продукт.

Конкуренция заставляет участников рынка искать новые пути реализации собственных идей. Это дает положительный социально-экономический эффект, улучшая качество и комфорт жизни человека. Все полезные и востребованные обществом изобретения приносят сверхдоходы своим разработчикам и людям, способным довести идею до конечного покупателя.


В экономической теории прошлого века в течение более 75 лет превалировали идеи неоспоримого преимущества и доминирующей роли в экономике стран крупных предприятий, способных в силу своего масштаба обеспечить экономию всевозрастающих транзакционных издержек, увеличение производства и конкурентоспособности конечной продукции [5]. Значимость крупного бизнеса для экономик стран была подтверждена решением Нобелевского комитета, наградившего в 1987 году премией по экономике выдающегося экономиста Роберта Солоу, который обосновал детерминирующую роль капитала и труда в крупных производственных конгломератах как основных источников экономического роста.

Весомый вклад в теоретическое и практическое обоснование роли предпринимательства в обеспечении экономического роста в рамках новых теорий промышленной эволюции внесли D. B. Audretsch, B.Jovanovic, Paul M.Romer и др., предполагавшие, что предпринимательство стимулирует и генерирует рост экономики [1,6,9,10,11,13]. Сторонники классической экономической школы придерживались противоположных взглядов.

Столь полярные точки зрения на роль предпринимательства в экономике государств были обусловлены различиями в теоретических подходах к исследованию новых явлений в экономической жизни развитых стран.

Сложившаяся и широко распространенная в те годы классическая теория экономического равновесия предполагала, что баланс экономики обеспечивается возможностью свободного вхождения новых игроков на рынок, функционирование которого на данный момент времени обещает его участникам сверхприбыль. Расширение такого рынка за счет новых игроков, обеспечивающих масштабами производства более весомое сокращение транзакционных издержек, приводит к снижению цен и, в конечном счете, восстанавливает рыночное равновесие.

С другой стороны, новые, динамичные по характеру, теории экономического роста, напротив, отводили решающую роль знаниям и компетенциям как факторам, которые в условиях глобализации экономических связей способны обеспечить требуемое развитие экономики. Ведь внедрение в практику новых знаний, несмотря на неопределенность их коммерческой ценности, со всей необходимостью потребует изменений, а именно необходимость изменений, как предполагают сторонники динамичной теории экономического роста, явится основой развития экономики. Равновесие экономики обеспечивается в этом случае возможностью вхождения новых игроков на сверхприбыльные рынки, если эти игроки обладают конкурентоспособными знаниями и компетенциями. Поскольку знаниям внутренне присуща коммерческая неопределенность, ассиметричность и относительно высокая транзакционная стоимость, аргументировано объясняли приверженцы новых теорий развития и экономического роста, постольку оценка ожидаемой экономической отдачи практического воплощения знаний в конечный продукт дифференцирована. Процесс накопления знаний и соответственно процессы их практического воплощения ведут к перманентным изменениям в экономике, а наиболее ярким проявлением происходящих изменений являются инновации и инновационная деятельность. Начало деятельности предпринимателя, равно как и целых секторов экономики, их формирование, становление и развитие тесно взаимосвязаны с инновациями, а эффективность и конкурентоспособность всей экономики страны, в конечном счете, определяется, в какой степени предпринимательский инновационный потенциал будет использован.

Традиционная классическая экономическая теория (теория равновесия) объясняла возможность получения анормально высокой прибыли в конкретных секторах экономики как основополагающий мотив возникновения стартапов в данном секторе. Проникновение на рынок новых участников, как предполагала классическая теория экономического равновесия, является своего рода механизмом, дисциплинирующим уже функционирующих на рынке игроков.

Новые теории промышленного развития и экономического роста предполагают, что проникновение на рынок новых участников обусловлено инновациями и стоимостными параметрами создания и дальнейшего развития предприятия.

Таким образом, предприниматели, будучи агентами перемен, являются не только основным источником новых идей, компетенций, знаний и технологий, но и, создавая новые предприятия, осуществляют процесс их практического воплощения. Новейшая теория экономического роста, так же, как и экономическая практика, свидетельствовали, что рынки стали динамичными по своей натуре, когда в течение одного и того же периода времени происходят интенсивные процессы создания и разорения инновационных предприятий малого бизнеса. В этих условиях предпринимательство оказывает положительный эффект на эндогенный экономический рост прежде всего через механизм распространения новых знаний и компетенций [8,13,14,15].

По Йозефу Шумпетеру, предприниматель — особое лицо, обладающее неординарными способностями [16]. Он отличается от тех, кто предоставляет такие ресурсы как земля, финансовый капитал, труд или предметы интеллектуальной собственности. Хотя предприниматель может поставлять эти ресурсы, но основной его функцией является преодоление трудностей, обусловленных наличием неопределенности [17, с. 379–380].

Несмотря на то, что Йозеф Шумпетер неоднократно подчеркивал, что его определение предпринимателя как экономического агента, в основе поведения которого лежит рациональность (то есть достижение в процессе деятельности максимальной пользы и полезности для себя), является традиционным, тем не менее, он аргументировано доказал наличие иных, не менее, а может быть и более важных источников достижения максимальной полезности, чем получение материальной пользы [17, с. 379–380; 15, с. 92–93].

Таким образом, по мнению Йозефа Шумпетера, предприниматель — это индивидуальность, имеющая способности к разработке новых продуктов и осуществляющая свою деятельность в условиях неопределенности. При этом акцент в работах Йозефа Шумпетера в большей степени был смещен на инновационные способности предпринимателя, которые в современной экономике проявляются, прежде всего, через деятельность стартапов, обеспечивающих эффективную работу механизма трансляции и практической реализации новых знаний и компетенций. Более того, инновационное предпринимательство расширяет и усиливает конкуренцию за новые идеи и знания, а рост конкуренции внутри определенного рыночного сегмента, в свою очередь, способствует появлению и развитию новых рыночных ниш, последующему количественному и качественному росту предприятий и диверсификации бизнеса, что в совокупности и обеспечивает рост экономики, основанной на знаниях и компетенции, внутренне присущих предпринимательству.

1. Audretsch D. B. Innovation and Industry Evolution. Cambridge, MIT Press. 1995.280 PP

2. Audretsch David B., Roy Thurik. What's New about the New Economy? Sources of Growth in the Managed and Entrepreneurial Economies. Industrial and Corporate Change. 2001. No. 10(1). P.267–315

3. Caves R. Multinational Enterprise and Economic Analysis, Cambridge: Cambridge University Press. 1982. 322 PP

4. Chandler A. Scale and scope: The dynamics of industrial capitalism. Cambridge: Harvard University Press. 1990. 780 PP

5. Coase R. H. The nature of the firm. Economica. 1937. No. 4 (4). P. 386–405

6. Ericson Richard, A. Pakes. Markov-Perfect Industry Dynamics: A Framework for Empirical Work. Review of Economic Studies. 1995. No.62. P.53–82

7. Gomez-Casseres B. Alliance strategies of small firms. Small Business Economics. 1997. No.9. P. 33–44

8. Grossman G. M., Helpman E. Innovation and Growth in the Global Economy. Cambridge, MA: MIT Press. 1991. 359 PP

9. Hopenhayn H. A. Entry, Exit and Firm Dynamics in Long Run Equilibrium. Econometrica. 1992. No. 60. P. 1127–1150.

10. Jovanovic Boyan. New Technology and the Small Firm. Small Business Economics. 2001. No.16(1). P. 53–55.

11. Klepper Steven. Entry, Exit, Growth, and Innovation over the Product Life Cycle. American Economic Review. 1996. No. 86(3). P. 562–583

12. Krugman P. Increasing Returns and Economic Geography. Journal of Political Economy. 1991. No.99. P.483–499.

13. Romer Paul M. Increasing Returns and Long-Run Growth. Journal of Political Economy. 1986. No. 94(5), October. P. 1002–37.

14. Lucas R. E. On the mechanics of economic development. Journal of Monetary Economics. 1988. No. 22. P.3–39

15. Lucas R. E. Jr. Making a miracle. Econometrica. 1993. No. 61 (2). P. 251–272.

16. Schumpeter, Joseph A. The Theory of Economic Development, Cambridge, Mass: Harvard University Press. 1934.

17. Schumpeter, Joseph A. Essays of J. A. Schumpeter 248.1951

18. Schumpeter, Joseph A. The Instability of Capitalism. 38 ECON. J. 361, 379–80.1928.

Основные термины (генерируются автоматически): экономический рост, предприниматель, экономическая теория, компетенция, конечный счет, рост экономики, крупный бизнес, практическое воплощение, рациональный экономический агент, экономическая жизнь.

Похожие статьи

Эволюция теории предпринимательства в рыночной экономике

Социально-экономическая характеристика предпринимательства. предпринимательская деятельность, предпринимательство, предприниматель, рыночная экономика, выполнение работ, оказание услуг, деньга, бизнес, современное общество, хозяйственная деятельность.

Предпринимательство как один из факторов развития.

Социально-экономическая характеристика предпринимательства. предпринимательская деятельность, предпринимательство, предприниматель, рыночная экономика, выполнение работ, оказание услуг, деньга, бизнес, современное общество, хозяйственная деятельность.

Модели экономического роста | Статья в журнале.

Без моделей экономического роста невозможно осуществить прогнозирование прироста экономики и его последствий. Экономический рост является важнейшей характеристикой общественного производства страны.

Экономический рост, его стадии, типы и факторы

Как экономическая категория экономический рост - совокупность отношений, возникающих.

Экономический рост крупных компаний основан на освоении инновационных пространств, появляющихся в результате изобретений и развития человеческого капитала.

Современные экономические условиях характеризуются значительным снижением темпа экономического роста в России. М. А. Волков правильно отмечает, что основными причинами торможения российской экономики являются внутренние факторы, такие как.

Общеэкономические теории экономического роста и развития.

Целью данной статьи является исследование процессов экономического роста и экономического развития с учетом общественных особенностей и специфики хозяйствования отдельных стран.

Сущность предпринимательства как экономического института

предпринимательская деятельность, институт, предпринимательская среда, предпринимательство, Узбекистан, экономический рост. Сущность социального предпринимательства в современных.

Развитие человеческого капитала как фактор экономического.

Парадигмальные рамки инноватики как развивающейся области.

Инновация как фактор экономического роста | Статья в журнале. Учитывая трансформационный характер инновации как таковой, а также развертывание инновационного процесса в.

4. предпринимательство как новаторство: и. шумпетер: История экономических учений, Автономов Владимир Сергеевич, 2000 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон В работе рассматривается история экономической мысли XIX и XX вв. с упором на современные течения, начиная с маржинализма и заканчивая самыми последними концепциями, которые не освещены в литературе.

4. предпринимательство как новаторство: и. шумпетер

Иной способ определения предпринимательской функции предложил знаменитый австрийский экономист Йозеф Шумпетер.

Йозеф Алоиз Шумпетер (1883-1950) относится к самым оригинальным мыслителям первой половины XX в. После окончания юридического факультета Венского университета (среди его учителей были корифеи австрийской школы Бём-Баверк и Визер) Шумпетер преподавал в Черновцах, Граце, Бонне и Гарвардском университете, пробовал заниматься практической деятельностью (был советником Комиссии по социализации и министром финансов австрийского социалистического правительства, без особого успеха возглавлял частный банк).

Эта книга принесла 29-летнему автору мировую славу в 30-40-е годы она была переведена на итальянский, английский, французский, японский и испанский языки.

Шумпетер был убежденным сторонником и энергичным проповедником маржинализма, причем не в австрийском, а в математизированном его варианте. Теория общего равновесия Вальраса была для него высшим достижением мировой экономической мысли. Однако статическая теория общего равновесия, по мнению Шумпетера, должна быть дополнена динамической теорией экономического развития, которая призвана описать движение экономики между равновесными состояниями.

Наконец, на третьей стадии, привлеченные высокими доходами в отрасль, приходят конкуренты и временной монополии приходит конец. В результате цены снижаются и вновь сравниваются с издержками, но уже на другом уровне. Чистый доход предпринимателя исчезает, и весь получаемый доход вновь распределяется между собственниками факторов производства.

Из новаторской функции предпринимателя Шумпетер выводит не только прибыль, но и процент и даже экономический цикл.

В целом, как пишет М. Блауг, влияние концепции Шумпетера на теорию предпринимательства было подавляющим, однако магистральное направление экономической теории продолжало ее игнорировать, поскольку она не укладывалась в рамки статического равновесного анализа. Впрочем, это можно сказать обо всех теориях предпринимательства и предпринимательской прибыли как остаточного дохода.

Читайте также: