Шудры кто они и чем занимаются кратко

Обновлено: 05.07.2024

Само слово происходит не от санскритского корня: исследователи полагают, что оно являлось местным индийским племенным обозначением, которые было придумано для того, чтобы обзывать рабов и прислугу.

Но среди самих арийцев вскоре произошло жесткое социальное разделение, что привело к возникновению таких каст, как:

К слову, эти касты напоминали сословную иерархию, которая возникла в средневековье преимущественно на западных территориях: это духовенство, военнослужащие и мелкие собственники, которые осуществляли внешнюю и внутреннюю торговлю. Подобное общественное расслоение стало возникать у арийцев в то время, как они обосновались на территории Инда. По сути, это было необходимостью, ведь любое общество имеет свое расслоение: однородность практически невозможна, в любом случае мы сталкиваемся с теми слоями, которые обладают большей властью и привилегиями, и слоями, которые подчиняются высшим кастам и сословиям.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристики шудров как касты в Индии

Разделение на касты в Индии появились в связи с тем, что жители обладали разным уровнем власти и благосостояния. Более богатые и образованные категории населения желали, чтобы их окружали близкие по материальному положению, по духу и по интересам люди. При этом отношение к бедным было презрительным и даже брезгливым. Богачи считали, что низшие касты не имеют права находиться с ними в одном помещении, питаться в одной харчевне, пить из одного колодца. Такие ограничения сделали шудров очень автономной кастой, и они не имели шансов на то, чтобы стать на ступень выше. Еще одна причина, по которой был невозможен переход из одной касты в другую – моральные устои и религиозные обычаи, которые поддерживались передавались из поколения в поколение, и в особой степени были выгодны богатым слоям населения.

Шудры являются самой низшей кастой. На протяжение тысячелетий представители этой касты существовали в обществе и выполняли роль крестьян, а также рабов. Они занимались самой тяжелой, грязной и унизительной работой, за которую отказывались браться представители высших каст в связи со своим привилегированным социальным положением. Безусловно, как и много лет назад, так и сейчас шудры являются самой многочисленной кастой в Индии.

У шудров нет возможности получать образование. Из-за того, что они ограничены в развитии , и им запрещено общаться напрямую с представителями высших каст, они не могут изучать законы, веды, не имеют возможности учиться грамоте или получать самое элементарное и примитивное образование. Вся жизнь шудров – это стремление создать максимально комфортные условия, но не для себя, а для своих господ. К ним сложилось очень презрительное отношение: они всегда должны знать свое место, исполнять все приказы, выполнять работу, которую никто другой делать не будет.

В наше время этот социальный слой Индии – самый бедный, причем число таких людей ежегодно неуклонно возрастает.

В отличие от представителей высших каст, шудры могут жениться на женщинах, которые уже неоднократно были замужем, хотя в целом в индийском обществе такой поступок считается грехом. Шудры находятся на грани, и каждый из них в любой момент может стать неприкасаемым.

Неприкасаемые – это еще одна отдельная каста. Так называют людей, которые полностью исключены из любых общественных отношений. Они занимаются такими грязными работами, как уборка мусора с улиц, уборка общественных туалетов, уборка трупов животных и их последующее сожжение, выделывание кожи.

Ограничения для неприкасаемых очень жесткие: они также не имеют права получать образование, носить праздничную или торжественную одежду. Они не имеют права говорить с представителями высших каст, готовить для них, вообще как-либо взаимодействовать. Грехом считается даже то, что неприкасаемый случайно наступит на тень представителя высшей касты. Лишь недавно им было позволено посещать храмы и подходить к людям других сословий, но по-прежнему запрещены все контакты.

  • брахманы — жрецы, учёные, подвижники
  • кшатрии — воины, правители
  • вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы
  • шудры — слуги, наёмные рабочие

А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождённых от уст, рук, бёдер и ступнёй установил особые занятия. Обучение, изучение вед, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшья. Но только одно занятие владыка указал для шудр — служение этим варнам со смирением.

Следует отметить, что Брахман имел право получить милостыню (по своей сути — взять любое имущество себе в собственность, которое он хотел. Кшатрия же имел право помиловать кого-либо. При посвящении в ученики мальчик получал шнур, изготовленный из различного материала для представителей разных варн, который был обязан носить до конца жизни.

Уже в древней Индии внутри варн началось расслоение, которое привело к образованию многочисленных каст.

Содержание

Брахманы

В типичной сельской местности высший слой кастовой иерархии образуют члены одной или нескольких брахманских каст, составляющие от 5 до 10 % населения. Среди этих брахманов присутствуют некоторое число землевладельцев, несколько деревенских писарей и бухгалтеров или счетоводов, небольшая группа служителей культа, выполняющих ритуальные функции в местных святилищах и храмах. Члены каждой брахманской касты заключают браки лишь в своем кругу, хотя возможна женитьба на невесте из семьи, принадлежащей к аналогичной подкасте из соседней местности. Брахманам не полагается ходить за плугом или выполнять определенные виды работ, связанные с ручным трудом; женщины из их среды могут прислуживать в доме, а землевладельцы обрабатывать наделы, но только не пахать. Брахманам позволительно также работать поварами или домашними слугами.

Брахман не вправе употреблять кушанья, приготовленные вне его касты, но из рук брахманов могут принимать пищу члены всех других каст. В выборе еды брахман соблюдает множество запретов. Члены касты вайшнава (поклоняющиеся богу Вишну) придерживаются вегетарианства уже с 4 в., когда оно становится массовым; некоторые другие касты брахманов, поклоняющихся Шиве (брахманы шайва), в принципе не отказываются от мясных блюд, но воздерживаются от мяса животных, входящих в рацион низших каст.

Брахманы в большей мере, чем остальные, придерживаются занятий и профессий, которые предусматривались их варной. Из их среды на протяжении многих столетий выходили писцы, писари, священнослужители, ученые, учителя и чиновники. Еще в первой половине 20 в. в некоторых районах брахманы занимали до 75 % всех более или менее важных государственных должностей.

В общении с прочей частью населения брахманы не допускают взаимности; так, они принимают деньги или подарки от членов других каст, но сами никогда не делают даров ритуального или церемониального характера. Среди брахманских каст нет полного равенства, но даже низшая из них стоит над остальными самыми высокими кастами.

Кшатрии

Вслед за брахманами наиболее видное иерархическое место занимают кшатрийские касты. В сельской местности они включают, например, помещиков, возможно связанных с бывшими правящими домами (например, с раджпутскими князьями в Северной Индии). Традиционными в таких кастах занятиями являются работа управляющими в поместьях и служба на различных административных должностях и в войсках, но ныне эти касты уже не пользуются прежней властью и авторитетом. В ритуальном отношении кшатрии стоят сразу за брахманами и тоже соблюдают строгую кастовую эндогамию, хотя допускают брак с девушкой из более низкой подкасты (союз, называемый гипергамией), но женщина ни в коем случае не может выйти замуж за мужчину подкасты ниже ее собственной. Большинство кшатрий употребляют мясо; они вправе принимать пищу от брахманов, но не от представителей каких-либо других каст.

Вайшьи

Шудры

Низшие шудры

Ниже тех шудр, которые заняты сельским хозяйством, стоят многочисленные касты, профессия которых носит сугубо специализированный характер, но в целом считается менее почтенной. Это касты гончаров, кузнецов, плотников, столяров, ткачей, маслоделов, винокуров, каменщиков, цирюльников, музыкантов, кожевников, мясников, мусорщиков и многих других. Членам этих каст положено заниматься своей наследственной профессией или ремеслом; впрочем, если шудра в состоянии приобрести землю, любой из них может заняться сельским хозяйством. Члены многих ремесленных и других профессиональных каст искони находятся в традиционных отношениях с представителями более высоких каст, которые заключаются в предоставлении услуг, за которые не выплачивается денежного содержания, а ежегодно выдается вознаграждение натурой. Эта оплата производится каждым двором в деревне, запросы которого удовлетворяются данным представителем профессиональной касты. Например, у кузнеца свой круг клиентов, для которых он круглогодично изготавливает и ремонтирует инвентарь и другие металлические изделия, за что ему, в свою очередь, выдают определенное количество зерна.

Неприкасаемые

Группа каст неприкасаемых возникла в глубокой древности из местных племен, не включенных в общество завоевавших Индию ариев. Неприкасаемым предписывались такие занятия как уборка мусора, работа с кожей или с глиной. Члены таких каст жили в отдельных кварталах или поселках на обочине поселений "чистых" каст, не имели своей земли и большей частью являлись зависимыми работниками в чужих хозяйствах. В настоящее время они составляют 16—17% населения Индии.

Неприкасаемые не входят в систему четырех варн. Они считаются способными осквернять членов более высоких каст, особенно брахманов.[1]

Неприкасаемые разделяются по традиционным видам деятельности их представителей, а также по местности их проживания. Наиболее распространенные категории неприкасаемых - это чамары (кожевники), дхобии (прачки), парии.

Те, чья профессия требует физического прикосновения к клиенту (например, парикмахеры или люди, специализирующиеся на стирке белья), обслуживают членов каст выше их собственной, но гончары или кузнецы работают на всю деревню, вне зависимости от того, к какой касте принадлежит клиент. Такие занятия, как выделка кож или забой животных, считаются явно оскверняющими, и, хотя эта работа очень важна для общины, те, кто ею занимается, считаются неприкасаемыми.

Каста Шудры: роль варны в современной Индии

Как возникла варна шудр

Шудры в XXI веке

Быть шудрой в Индии — обычное дело. Большая часть населения относится именно к этой варне. Напомним, что четыре сословия индийского общества называются варнами, а не кастами. Внутри варны есть множество джати (или каст). Кастовая система в Индии существует сотни лет и до сих пор не сдает позиций.

Каста шудры

Шудр выделяет более темный цвет кожи

Как возникла варна шудр

Существует несколько версий происхождения низшей варны. Согласно духовным источникам, ведам, шудры произошли из стоп бога Брамы. Из головы возникли брахманы (священнослужители), из рук — кшатрии (воины), а из бедер — вайшьи (торговцы). Ученые полагают, что шудрами стали покоренные арийцами представители азиатского коренного населения Древней Индии, а также рабы.

Женщина касты шудры

Труд индийских женщин этой касты не менее тяжел, чем мужчин-шудр

Варно-кастовая система существует примерно с 1500 года до нашей эры. Общество Индии насквозь пропиталось кастовыми ограничениями. Продвинуться вверх невозможно. Родившийся шудрой, шудрой и останется. Даже на генетическом уровне представители высших варн и шудр отличаются. Ведь на страже кровосмешения веками стояли эндогамные браки (внутри кастовой системы).

Мужчины касты шудры

Все самое красивое, что есть в Индии, создано руками представителей этой варны

Духовная путаница

Девочка из касты шудр

Красота не имеет варновой принадлежности

Портрет шудры

Права низшей варны (касты) шудр ограничены. Они не могут подавать еду и дотрагиваться до представителей высших каст. Большинство живет в бедности, им позволено жениться на разведенных женщинах и есть мясо. Но в некоторых штатах Индии шудры (земледельческие джати), могут быть богаче, чем брахманы или вайшьи. Их общины очень влиятельны в политическом плане.

Шудры в Индии сегодня

Правительство Индии все чаще становится на защиту низших каст и женщин

  • вера в семейные ценности
  • во главе стоит безопасность и стабильность
  • подчинение начальству
  • коллективизм
  • подверженность общественному мнению
  • предпочитает творчеству простой труд

Каста шудры — работники на стройке

Представителям этой касты не приходит на ум ни отлынивать от работы, ни стесняться ее

Шудры в XXI веке

В Индии неприлично спрашивать, к какой варне и джати принадлежит человек. Чтобы выскользнуть из рамок, многие представители низшей касты берут фамилию Кумар: по ней невозможно вычислить варну. Кастовое разделение сильнее ощущается в сельской местности. Поэтому шудры переезжают в крупные города, находят работу в офисе, где уже неважно, к какой джати ты принадлежишь. Шудры также могут сменить религию. Многие стали мусульманами и буддистами.

Шудры — земледельцы

В некоторых регионах принципы земледелия не изменились за последние три тысячи лет

Каста шудры в кино

Женщина касты шудр — кадр из индийского фильма. Болливуд, такой Болливуд

Знаменитые шудры

Рам Чаран из касты шудр

Не бедный шудра Рам Чаран. Любая брахманская семья примет такого зятя

Очаровательная актриса Коэль Малик из низшей касты чамар (кожевники) снимается в бенгальских фильмах. Знаменитый актер и бизнесмен Рам Чаран принадлежит к джати капу (ведические шудры). Очень известен инженер Ашок Кхад из касты кожевников, который стал миллионером. Айшвария Рай — индийская актриса, модель и победительница конкурса Мисс Мира 1994.

Айшварийя Рай — варна шудр

Айшвария Рай — гордость варны шудр и всей нации

Медленно и со скрипом ситуация в Индии постепенно меняется. Социально активные представители шудр получают больше прав, находя лазейки в кастовой системе. Но большинство по-прежнему существует в унизительных рамках, чувствуя себя счастливыми на своем месте.

Каста шудры в современной Индии

Найти повод для радости можно всегда

Аватар автора поста

IndiaStyle


Согласно Луи Дюмону , первые три касты появляются в первых книгах Ригведы, но шудра их только в позднем гимне; они могли быть аборигенами, интегрированными в общество в форме рабства.

Согласно индуистской традиции, главное качество шудры - это преданность.

Резюме

Этимология и происхождение

В Законы Ману кодификаторов и застывают кастовую систему; понятие джати накладывается на понятие варны .

Сравнение с другими кастами

Чтобы улучшить его, добавьте проверяемые ссылки [ как это сделать? ] или шаблон > для отрывков, требующих источника.

В текстах

В ведических текстах

В индуистской мифологии термин пусан относится к проводнику солнца, который знает пути, тем самым неся свет, знания и жизнь каждому. Однако в Упанишадах ведической эпохи пусан ассоциируется с шудрами, в то время как другой текст связывает его с другими варнами, от брамина до вайшьи .

В Арташастре

В законах Ману

В Законы Ману в основном посвящены классам брахманов и кшатриев , излагая кодекс поведения (правила дхармы). Два других класса, вайшьи и шудры, упомянуты в короткой части: в разделах 9.326 - 9.335 законов Ману указаны восемь правил для вайшьев и два - для шудр.

В разделах 10.43 - 10.44 текст дает список племен кшатриев, которые из-за пренебрежения священниками и их обрядами упали до статуса шудр. Это: Пундраки, Коды, Дравидас, Камбоджас, Яваны, Саки, Парадас, Пехлавас, Китаи, Киратас и Дарадас.

В Яджнявалкья Смрити и Кальпа

В средневековых упанишадах

В неиндусских текстах

Помимо противоречий индуистских текстов, не-индуистские тексты дают различный образ шудр: например, буддийский текст упоминает Шудра понимающих Веды, грамматику , то мимамс , то санкхью , в Вайшешик и Лагнут .

Образование

Мероприятия


Традиционными промыслами шудр, согласно Гурье, являются сельское хозяйство, ремесла и торговля. Однако эта классификация варьируется в исследованиях. По словам Дрекмейера, шудры и вайшьи имеют много общих занятий и часто собираются вместе.

Шудры - мастера согласно Арташастре, но практикуют все искусства согласно Вишнусмрити (3 век). С другой стороны, Парашарасмрити и другие тексты подтверждают, что искусство и ремесла относятся к профессиональной сфере четырех варн.

И наоборот, по словам социолога Нахима Джабара , другие источники показывают, что шудры выполняют и другие действия . Таким образом, тексты, в том числе эпосы, представляют царей или министров шудр. По словам Гурье, понятие наследования в торговле (которое помогает основать кастовую систему) было неправильным для нескольких регионов Индии. В зависимости от обстоятельств члены четырех варн совершали несколько видов торговли. Гурье утверждает: «Хотя теоретически социальное положение шудр очень низкое, есть свидетельства того, что многие из них были зажиточными. Некоторым удалось выдать своих дочерей замуж в королевские семьи. Сумитра, одна из трех жен царя Дашаратхи, была Шудрой. Некоторым даже удалось взойти на престол. Знаменитая Чандрагупта традиционно известна как Шудра. "

На Бали, Индонезия

Среди индуистских общин на Бали , Индонезия , шудры (местные жители называют соэдрами) часто являются храмовыми священниками (хотя храмовые священники могут принадлежать к любой варне). В большинстве районов именно шудра совершают подношения богам от имени индуистских преданных, поют молитвы, декламируют меведу (Веды) и определяют ход балийских храмовых фестивалей.

Исторические свидетельства

Исследователи, ищущие исторические свидетельства существования варны и джати в средневековой Индии , сочли это трудным и противоречивым.

Андхра-Прадеш, который восходит к средневековью, редко упоминает варны. Таким образом, Синтия Талбот, профессор истории и азиатских исследований, ставит под сомнение важность варн в повседневной жизни того времени. До 13 века упоминания о джати встречаются еще реже. Две редкие записи храмовых дарителей из семей воинов 14 века утверждают, что они являются шудрами. Один утверждает, что Шудры самые храбрые, другой утверждает, что Шудры самые чистые.

Согласно Йоханнесу Бронкхорсту, ни в одной из надписей Ашоки не упоминаются шудры (ни кшатрии, ни вайшья): упоминаются только брахманы и шраманы .

В средние века некоторые члены популярного движения бхакти (святые поэты, религиозные лидеры . ) были шудрами, такие как Тукарам и Намдев . Композиции Намдева были признаны не только в индуистской общине Махараштры, но и в общине сикхов. Сикхские гуру из региона Пенджаб включили эти сочинения в свой сборник сикхских писаний.

Комментарии


Согласно Бхимрао Рамджи Амбедкару , социальному реформатору, изначально варн было трое: брамин, кшатрия и вайшья. Шудры были кшатриями, которым брамины отказывали в Упанаяне, ритуале посвящения. Это утверждение подвергается критике историком Шармой, согласно которому оно основано только на переводах и на вере, распространенной в то время среди образованных членов низших каст, что шудры имеют более благородное происхождение.

Шри Ауробиндо утверждает, что варны в разных пропорциях существуют во всех человеческих обществах. По его словам, эта система превратилась в нечто отличное от того, что планировалось изначально.

Принципы ведического индуизма из северной Индии имеют меньшее влияние на юге, где существуют только варны Брахмана и Шудры. Некоторые небрахманы называли себя Сат Шудра (собственно шудра), в отличие от небрахманов из других сообществ.

Библиография

  • Луи Фредерик , Словарь индийской цивилизации , Роберт Лаффонт, 1987 г.
  • Ги Делери, Индийская модель , издательство Kailash Publishing, Париж, Пондишери, 1993
  • Луи Дюмон , Homoierarchicus. Кастовая система и ее последствия. , Галлимар (колл. ТЕЛ), Париж, 1966 г.
  • Роберт Дележ, Les Castes in India today , Éditions PUF, 2004 г.

Статьи по Теме

Рекомендации

Таким образом, дхармашастры стремились установить разрыв между грамотным образованием, которое было ограничено членами дваждырожденных варн, и техническим обучением, которое лежало в сфере шудр. Также было сказано, что ведическое изучение препятствует занятиям сельским хозяйством и наоборот. "

«Хотя среди первых трех каст присутствовала разная степень грамотности, среди шудр была абсолютная неграмотность. "

Его акцент на воспитании шудр хорошо объяснен его собственными словами: из-за недостатка образования интеллект ухудшился, из-за недостатка интеллекта мораль пришла в упадок, из-за недостатка морали прогресс остановился, из-за недостатка прогресса богатство исчезло, из-за недостатка богатства Шудра погибли, и все эти печали возникли из-за неграмотности. "

"Похоже, что большая часть населения шудр занята в сельскохозяйственных работах. [согласно Маджхима Никае] Шудра [живет] за счет использования серпа и перевозки урожая на шесте, которую он держит через плечо. "

«В тех же текстах чистые Шудры описаны как дающие зерно (аннада) и домовладельцы (грихастха). Причина заключалась в том, что фактическая работа по совершенствованию обычно выполнялась крестьянами, принадлежащими к касте шудр. "

Читайте также: