Школьный театр как форма организации внеурочной деятельности

Обновлено: 02.07.2024

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

на секционное занятие

«Театральное искусство - как вид

внеурочной деятельности в рамках

Подготовила воспитатель ГПД

В соответствии с федеральным государственным образовательным

стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещ целый ряд очень важных задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другое.

Внеурочная деятельность может осуществляться через:

- учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

- инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности;

- организацию деятельности групп продленного дня.

Формы проведения внеурочных мероприятий В организации и проведении внеклассной деятельности различают массовые, групповые и индивидуальные формы работы.

К массовым формам работы относятся: 1) эпизодические и периодические массовые мероприятия; 2) постоянные массовые формы работы.

Эпизодическими и периодическими массовыми мероприятиями могут быть вечера, олимпиады и викторины, конкурсы (выразительного чтения стихотворений, рассказа, лучшего синхронного перевода, лучшего описания/комментария рисунка, кадра из фильма и др.), конференции, КВН.

Такие формы работы определяются тематикой, целью, условиями проведения и не имеют постоянной организационной структуры.

Содержание этих мероприятий составляют знаменательные даты, встречи с представителями страны изучаемого языка, творческие отчеты кружков, факультативных занятий, спецкурсов, литературные вечера.

Групповыеформы внеклассной работы могут быть представлены работой кружков, спецкурсов по иностранному языку (драматического искусства, песни, разговорного языка, истории и культуры страны изучаемого языка).

Индивидуальными формами работы можно назвать подготовку докладов, лекций, заучивание стихов, отрывков из прозы, песен, работу над ролью гида-экскурсовода, переводчика, ведущего радио- и телепередач, вечеров иностранного языка и т.д.

Структура подготовительной работы внеурочного мероприятия.

1. Консультации с администрацией школы, с классным руководителем, с учителем-куратором, с групповым методистом по вопросу организации и проведения мероприятия.

2. Определение темы и даты проведения мероприятия.

3. Определение дидактических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей мероприятия.

4. Определение формы проведения мероприятия.

5. Разработка программы-сценария мероприятия.

6. Выбор организационного комитета по подготовке и проведению мероприятия.

7. Подбор материалов, необходимых для реализации мероприятия (литература, набор дидактического материала).

8. Распределение ролей и поручений.

9. Проведение консультаций и репетиций.

10. Оформление места проведения мероприятия.

11. Определение списка приглашенных на мероприятие и оформление пригласительных билетов.

12. Организация демонстрационных стендов (если это необходимо).

13. Оформление завершения мероприятия (награждение, призы, благодарности и т.д.).

14. Анализ мероприятия, выводы.

Запросы и требования современного общества требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях деятельности.

Многие великие люди считали, что не бывает обычных детей, все дети талантливы, просто нужно создать условия для раскрытия любого таланта.

Особенность содержания всех разделов состоит в том, что младший школьник без принуждения погружается в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии. При этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребнок, ни его родители.

В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Воспитательное значение игры трудно переоценить.

I Раздел: Основы театрального искусства.

Сначала ребята знакомились с основами театрального искусства. Ученики и 2 классов были в восторге от кружка уже с первых занятий.

В этом разделе прививается уважение к труду людей разных профессий, работающих в театре, а так же культура поведения в театре.

Вспомните, как обычно родители рекомендуют детям учить стихи?

Очень часто на репетициях я сразу вижу, кто зажат, закрепощен, а кто чувствует себя свободно. Именно для того, чтобы помочь ребенку преодолеть неуверенность, зажатость, стать коммуникабельным человеком, суметь адаптироваться в нашем сложном мире и нужно создавать театральные кружки или курсы театральных занятий в школах города.

Каждое занятие мы с ребятами проводили гимнастику для губ и языка.

Сомкнутые губы вытянуть вперед, как пяточек у поросенка; губы растянуть в улыбке, не обнажая зубов.

Сомкнутые губы (пятачок) двигаются то вверх, то вниз; то вправо, то влево.

Формы работы этого раздела групповые игры, упражнения и этюды на развитие памяти, дыхания, развитие дикции, творческого воображения.

Избавиться от этих комплексов помогает совместное творчество. Где каждый играет, пускай и не очень важную, но все же такую необходимую роль.

Группа пытается отгадать.

Иногда дети получают домашнее задание понаблюдать за животными. Они показывают всех, вплоть до тараканов, вставая на колени, гавкая, мяукая или прыгая.

Немаловажную роль играет работа над ритмопластикой, мимикой, пантомимой.

Мимика Что же такое мимика?

На занятиях мы все подходим к зеркалу и я говорю:

Его я буду называть, попробуйте его показать.

А теперь пора пришла Общаться жестами, да – да!

Я вам слово говорю, В ответ от вас я жестов жду.

Пантомима Выходит ребенок, он проводит игру с детьми.

- Только в лес мы вошли, появились комары.

- Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда.

Тихо птенчика берем и назад в гнездо кладем.

- На полянку мы заходим, много ягод мы находим.

Земляника так душиста, что не лень и наклониться.

Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.

- На болоте две подружки, две зеленые лягушки.

Утром рано умывались, полотенцем растирались, Лапками шлепали, лапками хлопали.

Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось, Лапки здесь и лапки там, что за шум и что за гам!

Стихотворение читает девочка.

Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создат дружественную атмосферу.

Сказки любите читать?

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне, друзья, Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, или на козу, (Изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически и т.д.) Можно предложить детям взять несколько предметов и перевоплотить себя.

Дети под музыку изображают:

принцессу бабушку больного с зубной болью.

Примы, направленные на развитие двигательных навыков Игры и упражнения развивают пластическую выразительность телодвижений, развивают умения выражать эмоции в мимике и пантомиме, снижают последствия учебной перегрузки.

Упражнения и игры, направленные на развитие фантазии 1. В руках воображаемый котенок,– мягкий и пушистый, чувствуем эту нежность и тепло. Закрываем глаза, гладим котенка, он превращается в горячий шарик, потом остывает, тяжелеет, затем, наоборот, становится легче и легче, рвется в небо, и вот мы вместе с ним парим над землей.

Вс это дети изображают с помощью мимики и жестов.

2. Я рассказываю о тех пейзажах, которые проплывают под нами, особо заостряя внимание нацветовой гамме. Далее мы прилетаем в страну мечты.

Полет закончен. Мы запомнили, что видели в стране мечты, и теперь, чтобы не вспугнуть нашу мысль, бесшумно на цыпочках переставляем стулья к столам, садимся и пытаемся то, что удалось увидеть за время нашего полета.

Из анализа рисунков я вижу - Удалось! Все рисунки спокойны, по-детски наивны и не вызывают тревоги.

Младшие школьники очень чутко сочувствуют добрым героям, переживают за победу добра над злом. В отличие от телевидения, мультипликационных фильмов, театр находится в трхмерном пространстве, он материально ощутим. Кукла живт на сцене, можно погримасничать с ней без смущения, поплакать, ответить на их вопрос, предупредить об опасности. Тут исчезает принужднность.

Разработанные мною игры вовлекают в работу весь круг детей, не давая унизить друг друга или возвыситься. Дети любят играть, особенно со взрослыми. Такая игра их больше привлекает. Поэтому мы попробовали организовать пальчиковый театр. В книгах и журналах нашла материал о том, как изготовить пальчиковых кукол. Совместно с детьми смастерили пальчиковых кукол.

Не без помощи родителей сделали перчаточных кукол (животных, героев русских народных сказок.)В ход шли старые мягкие игрушки: распарывалась нижняя часть туловища, наполнитель оставался только в голове, низ игрушки подшивали или надставляли тканью.

В Интернете есть множество различных разработок по изготовлению тростевых кукол, кукол, изготовленных в технике папье-маше. Можно заинтересовать детей и они вместе с родителями изготовят кукол и даже сошьют им одежду.

Мамам и папам всегда доставляет огромное удовольствие наблюдать, как дети дома разговаривают от лица своих кукол.

Работа над всеми разделами, дат возможность постепенно перейти к постановке театральных спектаклей.

Я даю возможность детям самим выбрать сценарий, предложив несколько произведений. Былипроизведены пробы, где были учтены желания детей играть ту или иную роль. К нашей творческой работе присоединились мамы и папы. Помогали в оформлении спектакля, декораций, в пошиве костюмов.

На репетициях и во время представлений дети анализируют поступки героев, учатся вместе с ними сопереживать, сочувствовать и любить. Ребята искренне радуются тому, что всегда побеждает справедливость. В этом, прежде всего и состоит большая педагогическая ценность театра.

Перевоплощения Дети играют, перевоплощаются, в одном спектакле они могут быть положительными героями, в другом – отрицательными. А так умеют перевоплощаться только великие актеры и …дети. Если у кого-то не получается одна роль, то это не значит, что он не будет гениален в другой.

Дети понимают, что люди разные и это нормально. Они видят, что если на спектакль не явится ребенок, исполняющий далеко не самую главную роль, то общая работа пойдет насмарку. Это позволяет осознать ценность каждого человека.

Я не могу проводить специальные занятия по актерскому мастерству, потому что, как вы понимаете, я сама не специалист в этом, а просто учитель начальных классов. Но мы какие-то моменты все равно проигрываем, сами того не замечая.

Нельзя не улыбнуться, глядя на искреннюю игру моих учеников. А сколько удовольствия приносит это им самим и окружающим! Достаточно увидеть счастливые лица ребят.

Способы промежуточных результатов - разучивание стихов, актрская работа в инсценировках, театральных представлений в честь праздников.

Малейшие достижения детей я отслеживаю и делаю выводы, кто на что способен.

Я заметила, что мои дети раскрепостились, стали проявлять свою индивидуальность. С каждым занятием они приобретают художественный вкус, становятся понимающим умным зрителем, который имеет собственное мнение.

Результатом своей деятельности я вижу в сегодняшней и будущей жизни моих детей. Умения говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе и многое другое найдт применение в дальнейшей жизни каждого ребнка. Инновационная деятельность работы театрального курса позволяет развивать в ребнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию.

Я считаю, что не важно, станет ли ребенок актером, когда вырастет, или нет.

Ведь этот опыт наполнит его жизнь радостью творчества, особым смыслом смыслом познания себя.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Автор: Лебедева Наталья Иннокентьевна

Населенный пункт: Республика Саха (Якутия), Булунский улус, с. Кюсюр

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных). Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Поэтому важное место в организации внеурочной деятельности детей занимает создание условий для духовного становления личности, подготовки ребенка к предстоящему жизненному самоопределению, формирование у него активной гражданской позиции, готовности учащегося к самостоятельному нравственному выбору, становление у него системы ценностей и способности реализовать их в практической деятельности, потребность в самосовершенствовании, самореализации в социально и личностно значимой деятельности, формирование у школьника определенного отношения к окружающему миру и к самому себе.

Ключевые слова: театр, постановка, актерское мастерство, сценарий.

Театр-это мысли свободный полет,

Театр- здесь фантазия щедро цветет!

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных). Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Поэтому важное место в организации внеурочной деятельности детей занимает создание условий для духовного становления личности, подготовки ребенка к предстоящему жизненному самоопределению, формирование у него активной гражданской позиции, готовности учащегося к самостоятельному нравственному выбору, становление у него системы ценностей и способности реализовать их в практической деятельности, потребность в самосовершенствовании, самореализации в социально и личностно значимой деятельности, формирование у школьника определенного отношения к окружающему миру и к самому себе.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Кружки позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.

Кружок посещают активные ученики, готовые принимать участие в постановках и заниматься организационными вопросами: созданием декораций, костюмов, афиш и так далее.

-Воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественными необходимыми знаниями, собственным мнением.

-помогать ребенку в самореализации и самопроявлении.

-эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества.

-раскрытие и развитие потенциальных способностей детей.

-выявить степень увлеченности учеников театральным искусством.

В ходе кружковой работы ученики используют знания, умения и навыки, полученные на уроках.

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  1. игра
  2. беседа
  3. мастерская
  4. инсценирование
  5. актёрский тренинг

Актуальность программы являются:

-принцип деятельностного подхода к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;

-принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературного чтения, музыки, изобразительное искусство, технология, русский язык);

-принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие раскрепощение личности.

Искусство театра тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях кружка дети обучались сценической речи, управлению мимикой, жестами, учились самостоятельно составлять сценарий, изучали азы актерского мастерства. Проводятся литературные, тематические вечера с чтением стихов, с постановкой сюжетов. Посещая театральный кружок , у детей развивается речь, реакция. Память, учатся пластично двигаться , держаться на сцене, взаимодействовать с публикой. Подобные навыки пригодятся в будущем и будут применимы во множестве профессий.

Учащиеся очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.

Первые попытки сыграть героев сказок, театральные постановки на разные темы расширяют представление детей о достоверности в театре. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом.

Предполагаемые умения и навыки детей:

  1. Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
  2. Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
  3. Умеют составлять диалог между героями.
  4. Знают наизусть стихотворения якутских, русских и зарубежных авторов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Современное общество ставит перед школой ряд важнейших задач в области образования и воспитания школьников, которые нашли отражение в

любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;

ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

В связи с этим в Политику МБОУ Первомайской средней образовательной школы в области качества образовательной деятельности включены (кроме прочих) следующие стратегические цели:

* подготовка выпускников, мотивированных на дальнейшее образование, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, обладающих коммуникативной культурой, высокими гражданскими и нравственными качествами

*достижение всеми субъектами образовательного процесса самореализации и личностного роста в условиях модернизации системы образовании.

Как воспитать личность с такими качествами, если современный ребёнок находится в огромном информационном и социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ, а воспитательное и социализирующее воздействие Интернета, СМИ и других источников информации не всегда позитивное? Только в рамках обязательных учебных занятий сделать это не реально. На наш взгляд, нужна консолидация не только всех участников образовательного процесса, но и создание условий для реализации требований ФГОС. Поэтому сегодня такое огромное внимание уделяется внеурочной деятельности, которая наряду с обязательными учебными занятиями является неотъемлемой частью образовательного процесса и играет большую роль в достижении предметных, метапредметных и особенно личностных результатов, так как ученик выбирает её исходя из своих интересов, склонностей, мотивов. Внеурочная деятельность в школе существовала всегда, но новые стандарты внесли в неё значительные изменения как в области целей и задач, так в структуру и содержание.

Сегодня главной целью педагогов, осуществляющих внеурочную работу, является не столько формирование личности обучающегося (это скорее прерогатива урока), сколько развитие , закрепление и расширение УУД школьников через системно-деятельностный подход, который позволяет ребёнку:

*овладевать разными видами деятельности (трудовой, двигательной, коммуникативной, художественной);

*понимать и осваивать новое;

*выражать собственные мысли, эмоции, уметь принимать решения, осуществлять взаимовыручку;

*адаптироваться к окружающей природной и социальной среде;

*овладевать этическими и нравственными нормами, желанием участвовать в разнообразной творческой деятельности;

*закреплять навыки самообразования, саморазвития, самореализации, навыки контроля, само и взаимооценки.

1. Работа над спектаклем (конечным продуктом деятельности) предполагает осознание значимости чтения и изучения литература как средства познания мира и себя в этом мире, даёт повод для работы мысли. Таким образом, одна из важнейших функций театра – это познавательная функция. Благодаря ей осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому, от одних стран и народов к другим.
2. Занимаясь театральной деятельностью, ребенок естественным образом использует все ресурсы своего организма.

9. Театральная деятельность - самая благоприятная среда для развития творческих способностей ребенка , которые он стремится проявить с самых ранних лет. Современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности” – способность к творчеству
Таким образом, значение и специфика детского театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность ребенка.

Кроме того, стоит учесть неоценимость воздействия театра на социум (зрителей, среди которых школьники, родители, взрослое население села). Приходя на спектакль, зритель отрешается от повседневной жизни, как бы поднимается над реальностью. Но главное - он, зритель, приобщается к искусству, не похожему на другие, творимому здесь и сейчас. Постигая смысл спектакля, он постигает и смысл жизни, учится сопереживать героям, в чём-то подражать им, соизмерять их поступки со своими.

-планирование ожидаемых результатов и способы их достижения;

Содержательный:

-выбор технологии, методов и приёмов;

-планирование деятельности (календарно-тематическое планирование – приложение 2).

Организационный:

- социо- культурные факторы организации (условия);

Мониторинговый:

- эффективность внеурочной деятельности ( приложение3-8).

Остановлюсь более подробно лишь на некоторых аспектах своей педагогической практики.

1. Выбору репертуара всегда отводилась первостепенная роль. Ведь на сцене и в зрительном зале преобладают учащиеся, которые, как губка, впитывают всё, что они видят на сцене. Они не только знакомятся с произведениями (что служит задаче расширения их читательского кругозора), но и учатся сопереживать героям, мысленно переносить себя на их место, а это уже не только сопереживание, но и соучастие (и в чём-то, может быть, даже сотворчество). Ведь каждый спектакль бурно обсуждается, даются какие – либо конструктивные советы, к которым мы, по возможности, стараемся прислушаться.

На развитие духовно - нравственного мира школьников рассчитаны такие спектакли, как (данные произведения включены в школьную программу для изучения или самостоятельного чтения):

Что же такое мастерская ? Это оригинальный способ организации деятельности учащихся в составе малой группы (7-10 человек) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учащихся. В ходе аналитической деятельности учащиеся могут осмыслить изучаемое произведение, расширить лингвистические и литературоведческие знания, в ходе исследования почерпнуть новые сведения из творческой биографии писателя, истории создания произведения, эпохе, в которой оно создавалось, в ходе творческой деятельности совершенствовать речевые навыки и творческие умения.

Преимущество данной технологии состоит в возможности учащегося сформировать свой индивидуальный маршрут саморазвития в условиях активного взаимодействия со сверстниками (и не только), при помощи учителя реализовать этот маршрут.

В чём же заключается роль учителя?

Включает учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом её этапе.

Планирует не только собственную деятельность, но и деятельность каждого участника.

Организует деятельность с учётом самооценки учащихся.

Выводит в ходе деятельности учащегося на новый, более высокий творческий уровень.

Анализирует ход и результаты деятельности участников творческой мастерской.

Устанавливает и разъясняет толерантные и креативные отношения в творческом коллективе.

Осознаёт свою роль в ходе деятельности по реализации творческого проекта: планирующий -_консультант - направляющий –руководитель–эксперт.

Для того чтобы убедиться в успешности выбранной технологии, необходимо осуществлять своевременную диагностику результатов деятельности. Так роль школьной театральной мастерской как способа достижения планируемых результатов можно представить следующей таблицей (по методике Т.Н.Трунцевой)

А для определения уровня эффективности творческой мастерской существует такой вид диагностики (по методике Т.Н.Трунцевой)

Таким образом, главный показатель эффективности - личностный рост каждого ребёнка, его творческих способностей, превращение членов студии в коллектив единомышленников, способный добиваться поставленных целей и задач.

Оценить успешность работы помогают как внутренняя экспертиза (наблюдения педагога, листы само- и взаимооценки, анкеты, самоопределение выпускников) , так и внешняя независимая (отзывы зрителей, оценка жюри) (приложение 1.1-15).

Об успешности достижения планируемых результатов свидетельствуют такие факты:

Используемая мною модель внеурочной работы:

- удачно вписывается в современную систему образования и воспитания школьников, способствуя становлению личностных характеристик выпускника основной школы (ФГОС, раздел 1, п.6);

- даёт очень важный опыт общения со сверстниками, взрослыми наставниками, зрителями;

- приобщает к лучшим образцам отечественной литературы и культуры;

- развивает восприятие, память, учит свободно выражать свои мысли через слово, жест, интонацию, мимику;

- доставляет радость, приносит чувство удовлетворения; повышает самооценку;

- побуждает к дальнейшему самосовершенствованию, самореализации, - что, собственно, и является основной целью и результатом моей педагогической деятельности.

Список используемой литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. - М: Просвещение, 2011 г.

Обучение педагогов организации образовательного процесса в условиях организации ФГОС НОО/ М.Г.Волчек - Начальная школа №

Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор/ Д.В.Григорьев, В.П.Степанов – М.: Просвещение, 2011 г.

Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка. Мастерская учителя словесника./ Т.Н.Трунцева - М: Вако, 2015 г.

Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды/Басина Н.А., Сулимова Н.П. и др.- М: просвещение, 2003 г.

Уроки театра на уроках в школе. /Ершова А.П. - М., 1998 г.

Ваш театр./ Корогодская З.Я. М., Знание,1984 г.

Техника звучащего слова. Методическое пособие/ Савинова З.В. - М., 1998 г.

Сценические этюды. Учебное пособие для театра и культурно-просветительских учреждений./ Шихматов Л.М. М., 1966 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект-одна из форм организации культурного досуга подрастающего поколения и формирования социо-культурной среды. Он является социально значимым, особенно, для младших школьников. Проект ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, его невторимой индивидуальности.

Социальный проект:

Выполнила: учитель начальных классов

Чаева Елена Николаевна

“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)

Проект разработан с учётом целей и задач Программы развития, ООП МБОУ СОШ №2

Актуальность проекта состоит в том, что обучение детей театральному искусству, как искусству синтетическому, является одним из средств воспитания школьника через слово, движения, голос, отношение к окружающему миру, что в результате характеризует действительно культурного человека, человека-патриота любящего свое Отечество.

Основными элементами проекта являются:

1) планируемые результаты;

2) содержание, с указанием форм организации учебных занятий,

основных видов учебной деятельности;

3) планирование деятельности с указанием разделов и тем.

Цель проекта: создать условия для нравственно-интеллектуального развития личности средствами театрального искусства, воспитать высококультурную и нравственно устойчивую личность, постоянно стремящуюся к самосовершенствованию.

Обучающие – развивать интерес к культуре своего народа, включать детей в творческую деятельность; развивать интерес к занятиям художественным творчеством; сформировать первоначальные представления о значении творчества в жизни человека и общества; формировать умения выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; формировать умения осуществлять продуктивное взаимодействие с партнёрами; формировать умения самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера; сформировать элементарные представления о театральных профессиях; развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, села.

Воспитательные - формировать навыки плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами, основанными на взаимопомощи и взаимной поддержке; воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении заданий; сформировать представления об эстетических идеалах и ценностях; развивать чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

Развивающие – развивать эмоциональную сферу ребенка; воспитывать чувство сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения; формировать потребность в самовыражении, формировать способность обучающегося строить познавательную, творческую деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка), развивать творческие способности детей.

Объект проекта

Школьный театр со стабильным творческим коллективом и развитой инфраструктурой.

Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика.

Проект ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, предназначен для учащихся младших классов.

Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру. Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.

Новизна идеи. Идея известна, но не была реализована в подобных масштабах. МБОУ СОШ №2 идеально подходит для реализации данного проекта, учитывая творческий кадровый состав, материально-техническое обеспечение и контингент учащихся.

Планируемые предметные результаты проекта

В результате реализации проекта у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные УУД:

потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

Познавательные УУД:

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценирование.

Коммуникативные УУД:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

различать произведения по жанру;

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

сочинять этюды по сказкам;

умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

В конце года занятий учащийся будет:

Что такое выразительные средства.

Фрагмент как составная часть сюжета.

Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.

Применять выразительные средства для выражения характера сцены.

Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.

Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.

Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.

Иметь понятие:

О рождении сюжета произведения.

О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.

О сверх задаче и морали в произведении.

Иметь навыки:

Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.

Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.

Анализировать последовательность поступков.

Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.

Формы подведения итогов занятий младших школьников в школьном театре:

выступления перед зрителями в школе;

участие в конкурсах различного уровня;

участие в школьных праздниках;

показ тематических спектаклей (в рамках преемственности) в детских садах микрорайона.

Основные направления работы с детьми в школьном театре.

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на русских народных сказках и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи: учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Сроки реализации проекта.

Проект рассчитан на период с сентября 2018 года по май 2019год.

Механизм реализации проекта:

Создать творческую группу единомышленников.

Анализ результатов диагностики.

Обеспечить нормативно-правовое, информационно-методическое, материально-техническое сопровождение деятельности.

Подобрать необходимый кадровый состав, распределить функциональные обязанности.

Подобрать театральную труппу.

Обсудить и выбрать репертуар.

Организовать репетиции, работу над костюмами, декорациями, реквизитом.

Для повышения мотивации участников проекта организовать посещения постановок творческого коллектива.

В перспективе организовать мастер-классы артистов.

Организовать регулярные постановки на сцене на школьной сцене силами участников проекта.

Организовать постановки для детских садов микрорайона.

Участвовать в конкурсах театрального мастерства между образовательными учреждениями города Серпухова.

Отображения деятельности школьного театра на школьном сайте с целью.

Освещение деятельности работы театра в СМИ.

Кадровое обеспечение проекта

Школьный театр обладает широкой межпредметной направленностью и отличается многопрофильностью деятельности, поэтому при реализации данного проекта потребуется частичное привлечение следующих специалистов:

заместитель директора по УВР - Асланова А.В.

заместитель директора по ВР – Степанчева Т.В.

учитель музыки – Сиднина О.П.

учитель ИЗО – Федотова Н.С

Участники и социальные партнеры проекта

- Отдел Образования г. Серпухова

Организация занятий с указанием основных видов учебной деятельности

Читайте также: