Чем отличается текст от набора предложений кратко
Обновлено: 05.07.2024
У текста есть целый ряд признаков. Один из наиболее значимых среди них - это связность текста. Она обеспечивается как на содержательном уровне, так и грамматически. По содержанию видно, как взаимосвязаны понятия из разных частей текста (например, родо-видовые или причинно-следственны х и прочие отношения). А в грамматике есть целый ряд выделения этих отношений. Например, местоимение из одного предложения указывает на некое существительное из предыдущих предложений. Не забываем и о целом ряде местоименных наречий или просто лексическом выражении логических связей (типа, "во-первых. ", "с одной стороны", "в первом случае. ").
Кроме связность к признакам текста относится и целостность. Классический вариант целостности - это последовательность изложения: "введение - основная часть - заключение".
А набор предложений далеко не всегда имеет признаки связности и целостности.
Отличается текст от набора предложений своей смысловой, логической связностью и последовательностью, интонационной завершенностью. Текст состоит из предложений, но это предложения связаны между собой одной темой, а не набор предложений, образно говоря с бору да по сосенке.
Текст имеет внешнюю и внутреннюю форму.
Внутренняя форма - это содержание (тема и авторский замысел), а внешняя форма - это его композиция и языковые средства, с помощью которых реализуется авторский замысел.
Связность, последовательность и законченность, вместе взятые, обеспечивают основной признак текста - цельность - в отличие от простого набора предложений. Сравним:
Вчера мы ходили на каток.
В саду расцвела яблоня.
А вот пример текста:
Любой текст содержит информацию, и предназначается для реализации замысла говорящего,или человека человека который пишет. По своей форме текст может быть произвольным (не ограничиваться речевыми стилями).В тексте обязательным является-его начало; основное его содержание и конец.
В отличие от текста набор предложений в информационном плане не имеет смысла,также в отличии от текста не имеет не начала не конца, и каждое отдельное предложение не является продолжением следующего.
Текст представляет собой целостную структуру, объединенную какой-либо темой и состоит из логически связанных между собой предложений. А просто набор предложений будет состоять из не связанных между собой по смыслу речевых конструкций.
Текст-это смысловое единство предложений.Имеет свою структуру и является логически завершённым высказыванием на определённую тему.Набор предложений- это ряд обладающих самостоятельным смысловым значением и не связаны между собой предложений,которые не подчинены определённой теме.
Проблема решается не в файле с расширением TXT, а текстовым редактором, который считывает содержимое файла, обрабатывает его по заданному алгоритму и выводит на экран монитора или принтер.
Если в программе обработки заложено, что надо представлять кусок текста, заключённого между двумя определёнными символами, в виде подчёркнутой строки, то эти символы не будут видны, а текст будет выглядеть подчёркнутым. Если в программе редактора этого не заложено, то символы начала и конца подчёркивания либо будут проигнорированы и не видны, либо предстанут в виде изображения (чаще всего в виде знака вопроса).
Традиционно расширение TXT присваивается простым неформатированным файлам. Но они могут быть и форматированными. Ничего не мешает переименовать файл "doc1.docx" в "doc1.txt". От этого он обычным файлом не станет. Программное обеспечение само разберётся с каким файлом оно имеет дело.
К лексическим средствам выразительности относят:
употребление слов с ярко выраженной стилистической окраской (разговорные, просторечные, возвышенные и т.п.)
синонимы и антонимы (как общеязыковые, так и контекстные)
устаревшие слова (архаизмы и историзмы)
фразеологизмы и афоризмы
Иногла к лексическим средстам выразительности относят цитирование, но это связано с афоризмами. В ЕГЭ цитирование относят к синтаксическим средствам.
Основными признаками текста являются:
1.
завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;
2.
связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность) ; во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;
3.
стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.
4.
цельность, которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом единстве.
Кстати, текст может состоять и из одного предложения. Например, пословица, состоящая из одного предложения - это тоже текст.
Все предложения текста взаимосвязанны друг с другом смысловыми и синтаксическими средствами.
Основными признаками текста являются:
1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;
2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность) ; во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;
3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.
4) цельность, которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом единстве.
Кстати, текст может состоять и из одного предложения. Например, пословица, состоящая из одного предложения - это тоже текст.
Что такое текст? Чем отличается текст от простого набора предложений? Какие бывают типы текстов и какие особенности у каждого типа текстов? На эти и другие вопросы постарается ответить профессор Грамматейкин. А заодно ребята узнают, почему листья на деревьях осенью желтеют и краснеют.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Текст. Типы текстов"
Здравствуйте, друзья мои.
Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое текст, из чего он состоит и какие существуют типы текстов.
Давайте прочитаем то, что я вам подготовил:
Жаворонок – небольшая птичка, чуть крупнее воробья. На голове у жаворонка небольшой хохолок.
Прилетают жаворонки к нам ранней весной. Устраивают гнёзда на лугу или в поле, прямо на земле среди травы. Самочки сидят в гнезде. Самцы радуют всех своим заливистым пением. А когда выведутся птенцы, родители научат их летать.
Улетают эти птички в тёплые края уже в сентябре. И до следующего года не услышим мы их чудесное пение.
А теперь я предлагаю прочитать вот это:
Жаворонки – перелётные птицы. Я люблю слушать чудесные песни жаворонков. Сороки и галки остаются на зиму в родных местах. Жаворонки прилетают к нам весной. Осенью мы не слышим птичьих песен. На голове у жаворонка небольшой хохолок. Птицы уничтожают вредных насекомых. Дятел долбит крепким клювом кору ели.
Как вы думаете, это два текста? Я уверен, вы сразу скажете, что слева записан текст, а справа – набор предложений.
А справа – набор предложений. Они объединены общей темой – птицы. Но главную мысль здесь выделить невозможно. И предложения не связаны между собой по смыслу. Поэтому текстом их назвать никак нельзя.
Я уверен, что вы, ребята, уже хорошо усвоили:
Текст – это несколько предложений, объединённых общей темой и связанных между собой по смыслу. В тексте можно определить главную мысль. Текст можно озаглавить. Тема текста и его главная мысль подсказывают, какое название можно дать тексту.
А теперь я предлагаю вашему вниманию ещё три небольших текста. Давайте прочитаем их. А потом подумаем – что между ними общего и чем они различаются.
Вот первый текст:
Мы вместе с учительницей пошли в парк. Там росли клёны, липы, ивы и берёзы.
Листья на липах и берёзах пожелтели. У клёна были золотистые и красные листья. А вот ива всё ещё стояла зелёная.
Весь парк в лучах солнца был такой яркий и разноцветный!
Теперь прочитаем второй текст:
Мы вместе с учительницей пошли в парк. Там росли клёны, липы, ивы и берёзы.
Мы собирали упавшие на землю разноцветные листья, рассматривали их. Некоторые листья мы аккуратно засушим, а потом сделаем из них интересные аппликации. А ещё учительница обещала научить нас делать розы из кленовых листьев.
Теперь у нас будет много природного материала для разных поделок.
А вот и третий текст:
Мы вместе с учительницей пошли в парк. Там были красные клёны, золотистые липы и берёзы, зелёные ивы.
Учительница рассказала нам, что в зелёный цвет листья окрашивает зелёное красящее вещество – хлорофилл, который образуется под солнечными лучами. А осенью хлорофилла в листьях становится мало, и они желтеют. У некоторых деревьев вместо хлорофилла вырабатывается красное вещество – антоциан, и листья на них краснеют. Ива же столько хлорофилла за лето накопила, что стоит зелёной до глубокой осени.
Вот почему осенью листья разноцветные.
Ну, вот мы и прочли три текста. Вроде бы все тексты на одну и ту же тему – об осеннем парке. Но какие же они разные!
Первый текст – это текст-описание. Составляя текст-описание, автор называет признаки предмета, явления или события, которое он описывает. Это может быть внешний вид человека или животного, картина природы, описание события. В нашем тексте-описании рассказывается, какого цвета листья на деревьях. К тексту-описанию можно поставить вопросы: как выглядит предмет описания? Какие у него признаки?.
Второй текст – повествование. Составляя текст-повествование, автор рассказывает о каких-либо действиях или событиях, передаёт их последовательность. В нашем тексте рассказывается о том, как ребята собирали разноцветные листья, и о том, для чего им нужны эти листья. К тексту-повествованию можно поставить вопросы где? когда? что происходило? что происходит? что будет происходить? в будущем.
Третий текст – это рассуждение. Составляя текст-рассуждение, автор объясняет, почему или для чего происходит какое-либо явление или событие. Ещё в тексте-рассуждении выдвигается какая-то версия, а потом приводится её доказательство. В нашем тексте объясняется, почему осенью листья деревьев меняют окраску. К тексту-рассуждению можно поставить вопросы почему? зачем?
Вот я и познакомил вас, друзья мои, с разными типами текстов. Хотя, сказать по секрету, иногда в одном тексте может встречаться и повествование, и описание, и рассуждение.
Если вы ещё раз посмотрите наш текст о жаворонке, то увидите, что первый абзац в нём – описание жаворонка. А дальше идёт повествование – рассказ о жизни жаворонка в наших краях.
Ну а теперь давайте ещё раз повторим то, что вам нужно запомнить.
Текст – это несколько предложений, объединённых общей темой и связанных между собой по смыслу. В тексте можно выделить главную мысль. Текст можно озаглавить. Тема текста и его главная мысль подсказывают, какое название можно дать тексту.
Существует три типа текстов – повествование, описание и рассуждение.
В тексте-повествовании рассказывается о каких-то событиях или явлениях. К тексту-повествованию можно поставить вопросы где? когда? что происходило? что происходит? что будет происходить?
В тексте-описании может описываться внешний вид человека, животного, картины природы. К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?
В тексте-рассуждении что-то объясняется или доказывается. К тексту-рассуждению можно поставить вопросы почему? зачем?
Вот и всё, о чём я сегодня хотел рассказать вам, друзья мои. До свидания! До новых встреч!
Читайте также: