Школьный стресс почему тяжело учиться проект

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Итоговый индивидуальный проект

Предметная область: психология

Исследовательский проект

Выполнила: Спредова Влада

Руководитель: Хачатурян Сусанна

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССОВ

1.1. История развития представлений о явлении стресса. ……………………..5

1.3. Воздействие стресса на организм человека…. ……………………………………………………………………. 14

ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЕ СТРЕССА

2.1. Описание методики выявления стрессов…..…………………………….………………………………………. 20

2.2. Анализ результатов и их обсуждение. …. 21

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена негативному эмоциональному состоянию подростков и его влиянию на процесс обучения. Желание детально изучить эту тему посетило меня в средней школе, ибо под влиянием стресса и нестабильного состояния, я испытывала трудности при взаимодействии с окружающими людьми и подготовке к экзаменам.

Актуальность темы работы определяется прежде всего тем, что переходный возраст и взросление в целом, сложный период становления личности и понимания структуры общества в целом. Человек крайне восприимчив к изменениям, в особенности, к реакциям и мироощущению.

На сегодняшний день существует много работ, посвящённых теме стресса и его влияния на подростков. Однако, новизна этого исследования заключается в исследовании отдельной группы школьников и в поиске предотвращения данной проблемы.

Цель данной работы : изучить стрессовое состояние у учащихся в процессе обучения.

1.Осуществить теоретический анализ литературы.

2.Теоретически определить стратегии борьбы со стрессом.

3.Выявить факторы, вызывающие стресс.

4.Установить методы профилактики со стрессом.

Научиться определять его симптомы

Узнать о болезнях, вызванных на его фоне

Провести опрос среди учащихся 10х классов

Профилактика и способы борьбы со стрессом

изучение и анализ научной литературы

Анкета «Факторы, вызывающие стресс у учащихся 10 класса

Анкета «Причины стресса у подростков и наиболее частые иррациональные убеждения.

Объект исследования : учебная деятельность школьников подросткового возраста.

Предмет исследования : стрессоустойчивость школьников подросткового возраста и организационно – педагогические условия ее формирования в учебной деятельности.

Гипотеза - Если организовать правильные в технике тренинги, которые способны дополнить перечисленные условия и обуславливающие развитие основных составляющих стрессоустойчивости, обеспечить активное воздействие проводимых тренингов с основным учебным процессом, то можно достичь успешное подавление стресса.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА

1.1. История развития представлений о явлении стресса

Проводя многочисленные эксперименты, Селье установил, что различные заболевания, вызванные любой причиной, например холодом, интоксикацией, инфекцией, травмой, нервно-мышечным напряжением и т.д., несмотря на разнообразие клинических проявлений, имеют однотипную реакцию организма.

Эта реакция организма, по его наблюдениям, заключается в потере аппетита, мышечной слабости, повышении артериального давления, утрате мотивации движений.

Причины могут быть самые разные: развод родителей, болезнь близкого родственника, стресс у кого-то из домашних, сложности с учебой, насмешки одноклассников, перевод в другую школу, пропажа дорогих сердцу вещей.

Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс. Как показывают исследования отечественных ученых, психика детей, которые попадают на школьную скамью в один из самых критических периодов своей жизни, подвергается атаке со всех сторон.

Симптомы стресса у школьников 4

Людям, не имеющим медицинского образования, бывает очень сложно определить, в каком состоянии находится ребёнок. Мы выяснили, какие симптомы указывают на то, что ребёнок находится в состоянии стресса.

1. Чувство неуверенности в себе.
Вдруг начинает ощущать себя как-то неловко в обществе людей, с которыми у него раньше были прекрасные отношения. Ему кажется, что они поглядывают на него не вполне доброжелательно или даже осуждающе.
2. Проблемы с концентрацией внимания и запоминанием.
Легко забывает содержание недавних разговоров, силится вспомнить, что еще нужно сделать. Трудно собраться с мыслями. Находимся как будто в полусне: смысл происходящего плохо до него доходит.
3. Нежелание общаться с людьми.
Пропадает интерес к людям. Когда они проявляют интерес к его персоне, его это раздражает. Когда звонит телефон, думает, брать ли трубку.
4. Усталость и расстройства сна.
Постоянно чувствует себя выжатыми как лимон, и тем не менее ему часто трудно заснуть.
5. Колебание настроения.

Настроение неустойчивое: периоды подъема легко сменяются глубокой депрессией. Ему хочется плакать. Такие проявления чрезвычайно характерны для состояния стресса.
6. Раздражительность и вспыльчивость.
Теряет самоконтроль: в любой момент по самому ничтожному поводу способен выйти из себя, вспылить, резко ответить. Любое замечание встречает в штыки. Порой без всякого повода "лезет в бутылку".
7. Беспокойство.
Ему не сидится на месте: ерзает, что-то перекладывает или теребит. То и дело его подмывает встать и куда-то пойти.
8. Плохой аппетит.
Теряет интерес к пище. Он или совсем отказываемся от нее, или ест без разбора все, что попадается под руку.

Если ребёнок постоянно находится, в состоянии стресса у него могут развиться различного рода болезни.

Болезни, вызванные стрессом

Стресс может способствовать (или даже вызывать) развитию практически любого заболевания, от болей в пояснице и бессонницы до рака

Болезни сердца - самая распространенная причина смерти у людей в зрелом возрасте. Но нужно помнить, что болезни не появляются в одночасье, они развиваются годами.

Причиной гипертонии, сердечных приступов, учащенного сердцебиения и инсульта часто бывает именно стресс. Часто последствия стресса проявляются в усталости, быстрой утомляемости, боли (в том числе головной), эмоциональных расстройствах вроде тревожности, депрессии и нарушениях сна. Стресс вызывает и заболевания желудочно-кишечного тракта, например, язвы, спазмы в нижней части живота, колит и синдром раздраженной кишки.

Кроме того, люди, часто переживающие стресс, более подвержены простудным и инфекционным заболеванием, что объясняется ослабленным иммунитетом. Стресс может также стать причиной кожных болезней, например, вызывать зуд и сыпь.

1.2. Виды стресса

По мнению Бабского Е.Б. стрессы делятся на 5 :

-физиологические и психологические (информационные и эмоциональные),

- эмоционально положительные (эустресс) и эмоционально отрицательные (дистресс),

- кратковременные и долгосрочные (острые и хронические)

Возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (жара, холод, голод, боль, физические перегрузки).

сердце бьется сильнее, зрачки расширяются, в крови появляется адреналин (при страхе) или норадреналин (при гневе), мышцы напрягаются и работают более интенсивно запасы энергии в организме заканчиваются

Вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность и т.п. Они бывают информационными и эмоциональными.

формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания

Возникает при информационных перегрузках, когда человек , несущий ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения (стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления).

негативные эмоции, развитие чувства тревоги

Эмоциональный положительный стресс (эустресс)

Вызывают радостные события, такие как свадьба, рождение ребенка, выигрыш любимой команды и т.д. Они, принося хорошее настроение, удовлетворение, защищают от ударов жизни, повышают устойчивость организма к заболеваниям. Обычно после таких стрессов организм быстро отдыхает и восстанавливается.

Эмоциональный отрицательный стресс (дистресс)

Возникает, когда появляется угроза безопасности человеку (преступление, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы). Он может привести к болезни.

Неспособность принять решения, неопределенность, пессимизм, негативный внутренний диалог, нереалистичные ожидания.

Характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит; крайняя его степень – шок. Острый шоковый стресс может быть вызван различными катастрофами – войнами, стихийными бедствиями – экстремальными ситуациями, выходящими за рамки жизненного опыта.

Неспособность сконцентрироваться, фиксация только на плохом, тревожные мысли, постоянное беспокойство

Он возникает порой из-за незначительных, но постоянно действующих и многочисленных факторов (например, неудовлетворенность работой, напряженное отношение с коллегами и родственниками.)

Боль любого рода, болезни сердца, проблемы с пищеварением, проблемы со сном, депрессия, ожирение , аутоиммунные заболевания, кожные заболевания, такие как экзема

Стойкие головные боли, мигрень

Вздутие живота образующимися газами

Запор или диарея

Спазматические, резкие боли в животе

Сердцебиения (ощущение, что сердце бьётся сильно, нерегулярно или часто)

Чувство нехватки воздуха на вдохе

Сжатые кулаки или челюсти

Частые простудные заболевания, грипп, инфекции

Возобновление болезней, имевших место ранее

Быстрое увеличение или потеря веса тела

Ощущение покалывания в руках и ногах

Мышечное напряжение, частые боли в шее и спине

Чувство комка в горле

Двоение в глазах и затруднения при рассматривании предметов

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СТРЕССА:

Ухудшение концентрации внимания

Плохие сны, кошмары

Постоянные негативные мысли

Нарушение суждений, спутанное мышление

Импульсивность мышления, поспешные решения

Мрачное настроение, депрессия

Подверженность приступам гнева

Циничный, неуместный юмор

Ощущение нервозности, боязливости, тревоги

Уменьшение удовлетворенности жизнью

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СТРЕССА:

Потеря аппетита или переедание

Плохое вождение автомобиля

Увеличение проблем в семье

Плохое распределение времени

Избегание поддерживающих, дружеских отношений

Антисоциальное поведение, лживость

Неспособность к развитию

Склонность к авариям

Нарушение сна или бессонница

Более интенсивное курение и употребление алкоголя

Доделывание работы дома

Слишком большая занятость, чтобы отдыхать

Каждый симптом оценивается в один балл. Уровень стресса до 10 баллов считается приемлемым, более 10 — требующим принятия мер. При этом количество баллов от 20 до 30 указывает на высокий уровень стресса, а более 30 — на очень высокий.

Тревога и агрессия.

Реакция битвы или бегства — так часто называют стресс. В соответствии с этим определением можно выделить два вида стресса: стресс нападения и стресс бегства. Как правило, первый вид стресса сопровождается агрессивными эмоциями, второй — тревожными.

Эмоции агрессивного ряда:

Эмоции тревожного ряда:

ощущение опасности, угрозы

Любая из данных эмоций свидетельствует о более или менее сильном стрессе.

Симптоматика стресса у детей

Выделяется ряд симптомов, свидетельствующих, находится ли ребёнок под стрессом:

1. Плохое настроение.

2. Возврат привычек более раннего возраста: сосание пальца, сюсюканье и т.п.

4. Раздражённость, апатия.

5. Отчуждённость от других членов семьи.

6. Отыгрывание на братьях и сестрах.

7. Частые простуды и другие лёгкие недомогания.

8. Головные боли.

9. Боли в животе, проблемы с пищеварением.

10. Рассеянность при выполнении элементарных работ.

11. Обострение астмы или бронхита.

12. Отказ идти в садик (или в школу).

13. Мышечная напряжённость в области шеи или головы.

14. Сухость во рту.

16. Чрезмерный или пропавший аппетит.

17. Неспособность сосредоточиться.

18. Повышенная плаксивость.

19. Повышенная сонливость.

hello_html_m1f43ee12.jpg

Неправильные мотивы учения школьников как причина школьного стресса

Несмотря на то, что в лаборатории ведутся исследования, касающиеся различных сторон отношения школьников к действительности, исследования, связанные с отношением детей к учению и школе, рассматриваются как центральные.

Анализируя характер отношения школьников к учению (любит ли данный школьник учиться, старательно или небрежно он относится к своим школьным обязанностям и пр.), обнаружено, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психологическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. При этом под мотивами учения понимают то, ради чего учится ребенок, или, иначе говоря, то, что побуждает его учиться.

Мотивы воплощают в себе потребности и стремления личности, и именно поэтому они имеют такое важное значение для понимания характера отношения ребенка к учению.

Изучение мотивов не является, конечно, исчерпывающим и, главное, последним объяснением психологической сущности отношения школьника к учению, так как сами мотивы учения создаются и формируются в процессе жизни и воспитания ребенка и, в свою очередь, зависят от всей системы объективных отношений ребенка к действительности и от того места, которое занимает в его жизни учение. Но, именно поэтому, они являются важнейшим психологическим звеном, ухватившись за которое можно проникнуть во внутренний мир ребенка и понять, как он сам переживает свое положение школьника и чем является для него самого его учебная деятельность. В нашем обществе содержатся все необходимые предпосылки для формирования у школьников необходимого отношения к учению и школе. Этими предпосылками являются:

- с другой — подлинная научность и практическая значимость тех умений и знаний, которые усваивает ребенок в школе (что составляет необходимую предпосылку к формированию мотивов, идущих от самой учебной деятельности).

Таким образом, для каждого возраста и для каждого школьника в отдельности надо найти такую форму организации его жизни и деятельности и такие способы прямого педагогического воздействия, которые сделали бы доступными для ученика общественные цели и мотивы его учебной деятельности и привели бы его к их подлинному усвоению.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Причины возникновения стрессов и их влияние на жизнь учащихся


Подробнее о работе:

В исследовательском проекте по психологии о явлении стресса у обучающихся школы рассматриваются средства борьбы со стрессом и даются рекомендации о том, как можно избежать стресса. Практической частью исследования стало проведение опроса среди учеников Гимназии по выявлению стрессоустойчивости. На основании полученных результатов учащийся дал рекомендации по проведению мероприятия по профилактике стресса у школьников.

Оглавление

Введение
1. Понятие стресса.
2. Причины стресса у учащихся.
3. Признаки проявления стресса у учащихся.
4. Влияние стресса на здоровье.
5. Средства борьбы со стрессом.
6. Экспериментальное исследование стресса и его причин в школьном возрасте.
7. Как можно избежать стрессов?
Заключение
Литература


В современной жизни у каждого человека очень часто возникают стрессовые ситуации. Многие явления школьной жизни: контрольные работы и экзамены, большое количество домашних заданий, сложный учебный материал, конфликтные ситуации со сверстниками, переход учащихся из начальной школы в среднее звено - являются причинами возникновения стресса, другими словами называются стрессорами. Этот год обучения для меня был наиболее стрессовый.

11 выпускной класс, в апреле – итоговое сочинение по русскому языку, сейчас защита моего проекта, впереди ЕГЭ и поступление в ВУЗ. Это тяжелый стрессовый год для меня и моих одноклассников, а так как свою дальнейшую жизнь я собираюсь связать с психологией, эта тема мне наиболее интересна.

Цель проекта: Выявление причин появления стрессов у учащихся и влияние стресса на организм школьника

Для этого мне я должен был решить следующие задачи:

Понятие стресса

Стресс (от английского слова stress- напряжение)— эмоциональное и физическое напряжение организма как защитная реакция на неблагоприятные окружающие факторы (холод, голод, травмы, болезнь и т.п.) или какие-то ситуации, которые характеризуются как трудноразрешимые и неконтролируемые.

Стресс – это форма переживания чувств и эмоций. Если рассматривать стресс как психологическое явление, то он близок к состоянию аффекта, неконтролируемая реакция организма. Это состояние - ответ человеческого организма на определенные окружающие условия.

В психологии стресс рассматривают как период адаптации человека.

Стресс не всегда вызван внешним повреждением человека. Любое необычное для организма психологическое состояние – страх, испуг, радость, любовь, болезнь, гнев, ненависть – все это может вызвать стресс. Выступление на публике, игра в спортивные игры может вызывать стресс, не причиняя внешнего вреда. Одно и то же событие для одного человека является сильнейшим стрессом, а для другого обычное дело. Например, у отличника полученная на уроке тройка может вызвать депрессию, у двоечника эта же оценка вызовет вздох облегчения, а у троечника не вызовет вообще никаких эмоций.

Стресс делят на два вида: конструктивный и деструктивный.

Конструктивный стресс в большинстве случаев положительно влияет на человека. Он так же делится на два вида – стресс от положительных эмоций (свадьба, рождение ребенка, празднование важного события жизни, получение подарка) и стресс от преодоления каких-то трудностей (победа в спортивной игре, полученная положительная оценка на экзамене, защита проекта или диплома). Конструктивный стресс не влечёт за собой негативных последствий для психического или физического здоровья человека.

Деструктивный стресс, наоборот, наносит вред. Если быть точнее, вред наносит ни сама стрессовая ситуация, а эмоциональная реакция человека на внешние раздражители (сильное сердцебиение, повышение или понижение давления и температуры тела, приступы астмы).

Причины стресса у учащихся

Причинами стресса у ребенка являются самые разные события в жизни: ссора или развод родителей, болезнь близкого родственника и даже домашнего питомца, сложности с обучением или усвоением школьного материала, конфликты с одноклассниками, переезд, новый класс или новая школа, потеря каких-то личных важных вещей.

Школьный стресс в этом списке занимает далеко не последнее, а скорее одно из первых мест, так как наиболее распространен у детей. Все дети ходят в школу. И большинство испытывает тот или иной стресс, связанный со школьной жизнью.

У подростков в связи с гормональным перестроением организма обостряются все чувства, нервы находятся на пределе, от малейшего стресса ребенок готов сорваться, потому что в этом возрасте еще мало кто научился управлять своими эмоциями и сдерживаться. Любые ссоры, конфликты и недопонимания становятся практически трагедией.

Признаки проявления стресса у учащихся

Обучение в старшем звене школы — один из самых сложных периодов в жизни человека. Ребенок находится в подростковом возрасте, в котором наиболее тяжело бороться со стрессом, а вызывают его, как я описал ранее, все, что угодно.

Гормональная перестройка организма влияет в том числе и на психику. Подросток становится очень чувствительным, вспыльчивым, обидчивым и смена настроения от плохого к хорошему и наоборот происходит практически мгновенно.

Физические и эмоциональные явления, которые происходят с подростком, являются признаками стресса.

Признаками стресса являются:

  • повышенная утомляемость,
  • апатичность;
  • резкое изменение аппетита,
  • недовольство собственной внешностью
  • злость, агрессивность,
  • резкое снижение успеваемости в учебе и спорте;

Влияние стресса на здоровье

Стресс опасен не сам по себе, мы уже выяснили, что стресс бывает и конструктивным, вызывающим положительные эмоции. Стресс опасен тем, что может спровоцировать органические нарушения в организме человека в виде заболеваний. Ко этому стоит добавить, что у человека падает работоспособность, у школьника способность усвоения нового школьного материала, активность в жизни и творчестве. Если учеба постоянно вызывает стресс, ребенок начинает часто болеть.

Чаще всего это заболевания желудочно-кишечного тракта (язвы, спазмы живота, колит), простудные и инфекционные заболевания, объясняемые ослабленным иммунитетом, кожные заболевания (зуд и сыпь).

Средства борьбы со стрессом

Для здоровья ребенка, да в целом человека любого возраста, очень важен здоровый сон А чем младше ребёнок, тем потребность во сне больше. Для борьбы со стрессом и преодоления его без негативных последствий норма сна и бодрствования очень важна.

Психологи разработали новый метод борьбы со стрессами и депрессией – спортивные игры. Метод не нов, но его воздействие на преодоление стресса доказан в наши дни. Влившись в команду, ребёнок развивает не только силу мышц, но учится взаимодействовать с командой, что повышает стрессоустойчивость и психологический иммунитет.

Наличие хобби, увлечение каким-то учебным предметом или направлением дает возможность эмоциональной разрядки для ребенка. Поэтому очень важны дополнительные занятия, но по тому направлению, которое интересно, без давления со стороны родителей.

Правильное питание, поддержание водного баланса организма помогает бороться со стрессом. Об этом так же не стоит забывать.

Экспериментальное исследование стресса и его причин в школьном возрасте

  • Мониторинг психологического здоровья учащихся 11 класса
  • Анкетирование учащихся 11 класса по вопросу возникновения стрессовых ситуаций и их воздействия на ребят;
  • Анкетирование взрослых (родителей учащихся) по причинам стресса и путях выхода из него;
  • Анализ результатов опросов, сравнение результатов у учащихся и у родителей.

Свои исследования по изучению стрессов и депрессий у детей и подростков я проводил среди своих одноклассников. Опрошено 27 человек, возраст 17-18 лет. Дети в классах, в общении с окружающими в основном раскованы, в большинстве общительны.

Из опроса учащихся, 10 человек испытывают систематическое утомление, 3 тревогу, 12 частую потерю аппетита, 15 резкую смену настроения, 2 испытывают систематические головные боли, 5 заболевания желудочно-кишечного тракта.

Хотя многие дети из классов считают, что в семье у них всё благополучно, их любят и уважают, при этом 5% человек не находят общего языка с родителями, не видят в них своих единомышленников.

В школах учатся сотни ребят, которым противопоказаны какие бы то ни было волнения или переживания, экзаменационные в том числе. Это сердечники, диабетики, те, кто страдает расстройством нервной системы.

Я задал своим одноклассникам следующие вопросы:

  • Как часто ты испытываешь стресс?
  • Как ты себя чувствовал во время стресса?
  • Что было после стресса?
  • Как ты справился со стрессом?

По результатам опроса я пришел к следующим выводам: Практически в любом возрасте мы сталкиваемся со стрессовыми ситуациями. Учащиеся указали, что при стрессах большинство из них имеет плохое самочувствие и, как следствие – испытывают огорчение, испуг и страх.

Причинами стрессовых ситуаций зачастую становятся школьные нагрузки и межличностные отношения, в 11 классе – ЕГЭ, поступление в ВУЗ.

Чаще всего к разрешению сложных проблем и стрессов ребята обращаются к близким людям и родственникам, а успокоение получают на отдыхе, прогулке или слушая любимую музыку.

Большинство участников опроса понимают, что стресс наносит огромный вред здоровью и в первую очередь нервной системе человека.

После этого было проведено анкетирование родителей учащихся. В опросе приняли участие 20 родителей учащихся.

Взрослым были предложены следующие вопросы:

  • Сталкивались ли вы со стрессом?
  • Как часто вы попадали в стрессовую ситуацию?
  • Как влияла на вас стрессовая ситуация?
  • Где вы чаще всего получаете стресс?
  • Ваши пути выхода из стрессовой ситуации?

Как можно избежать стрессов?

Выводы после опроса родителей получились также глобальными. Все участники опроса сталкивались со стрессом, подвергались воздействию стрессовой ситуации и испытывали отклонения в состоянии здоровья.

В результате данных, видно, что стрессовая ситуация влияет на настроение, самочувствие, неспособность сосредоточиться, при этом респонденты испытывают гнев, обиду и возмущение. Большинство родителей, по их мнению, снимают стресс сменой деятельности, прослушиванием любимой музыки, общением с близкими людьми, активным отдыхом и принятием успокоительных средств.

Заключение

В своём исследовании я пришел к выводу, что учащиеся моего класса имеют предрасположенность к стрессу. При этом не все до конца понимают всей опасности стресса, его отрицательного влияния на организм и здоровье.

Главная задача взрослых помочь детям выйти из состояния стресса. Педагоги должны строить свои отношения с детьми таким образом, чтобы приобретение знаний не стало для школьника препятствием полноценного формирования личности.

Родителям так же необходимо интересоваться жизнью подростков их победами и неудачами и в случае необходимости оказать поддержку, сказать ласковое слово.

Я считаю, что внимательное отношение к детям со стороны взрослых может предотвратить стрессовые ситуации. И сохранит здоровье детей!

В результате изучения вопроса о возникновении стрессов и их влияния на здоровье, я сделал выводы и дал некоторые рекомендации по профилактике и выходу из стрессовых ситуаций, учитывая реальные возможности учащихся, их родителей и учебных заведений, где обучаются школьники, для сохранения своего здоровья и здоровья будущих учеников.

Школьный стресс

Три пика школьного стресса

Стресс — естественная реакция организма на изменения внешней среды, необходимая для адаптации. Ничего плохого в самом стрессе нет: происходит выброс гормонов, и повышается наша способность к действию. Другое дело, когда такое состояние длится долго, переходит в фазу дистресса и начинает вредить здоровью.

В стрессе организм работает на пике возможностей, поэтому с течением времени происходит истощение ресурсов, снижается работоспособность, увеличивается время реакции.

В жизни школьников есть три момента, когда уровень стресса особенно высок и может привести к хроническому состоянию: поступление в первый класс, переход в пятый, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

Школьный стресс

Не стоит оставлять первоклассника на продлёнке, особенно в первый месяц учёбы

Первый класс

Новый коллектив и строгие школьные правила, изменение привычного распорядка дня — неудивительно, что поступление в школу вызывает сильнейший стресс. Обычно адаптация занимает 1–2 месяца. Если ребёнок идёт в школу через не хочу, но возвращается довольным, всё в порядке, малышу просто нужно время. Но если у первоклассника каждый день плохое настроение, он не хочет идти в школу, просыпается в слезах и с температурой, жалуется на боль в животе и тошноту, уходит несчастным и возвращается тоже несчастным, то это явные сигналы тревоги.

Профи для любой задачи

Анастасия Пахомова советует поговорить со школьным учителем или поменять график — иногда этого достаточно. Лучше приучать ребёнка к новому режиму заранее: перейти на ранние подъёмы и отход ко сну уже летом. Некоторым детям дневной сон нужен даже в школе.

Избирательность в общении или отсутствие лидерских качеств, но без проблем со сверстниками — это один разговор. И совсем другой, когда ребёнок практически ни с кем не может выстроить отношения. В ситуации с травлей обязательно нужно выяснить, чем ребёнок провоцирует такое отношение.

Пятый класс

С переходом в среднюю школу правила игры меняются: вместо знакомых учителей сразу несколько новых педагогов, к каждому требуется свой подход. Часто пятиклассники не могут найти нужный класс, если до этого занимались в одном кабинете. Адаптация длится 1–2 месяца, а стресс растягивается на весь учебный год, поэтому и падение успеваемости — дело обычное.

9–11-й класс

Основная причина стресса в 9-м классе и старшей школе — это, конечно, предстоящие экзамены. Волнение достигает пика накануне и в день испытания. Некоторые выпускники даже начинают задыхаться: в стрессовых ситуациях дыхание учащается, тело напрягается, дыхательные пути не работают в полном объёме. Организму не хватает кислорода, и мозг начинает хуже работать.

Накануне экзамена представьте, что всё уже позади и получилось, или пройдите по шагам весь путь: что брать с собой, как ехать. Станет не так страшно. Во время экзамена попробуйте сознательно расслаблять плечи и верхние мышцы груди при каждом выдохе. Дышите медленно и глубоко, через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Чтобы расслабить тело, сначала на 10–15 секунд сильно напрягите мышцы, а затем в течение 15–20 секунд сконцентрируйтесь на возникшем в них чувстве расслабления.

У многих подростков к стрессу из-за экзаменов добавляются сложности в общении со сверстниками. В изоляции часто оказываются умные дети, с которыми никто не хочет общаться на перемене.

Психолог Анастасия Пахомова советует курсы по развитию коммуникативных навыков и лидерских качеств. Здесь учат общаться и подавать себя, появляется новый круг общения, друзья. Специалист не видит смысла переводить подростков в другую школу: это лишний стресс, а ситуация может повториться из-за особенностей интеллекта и характера.

Три претензии родителей

Помимо естественного стресса от учёбы, на ребёнка давят ожидания родителей: школьника дома могут называть ленивым, неорганизованным, обвинять в отсутствии интереса к учёбе. Иногда эти претензии оправданны, но часто так проявляются более глубинные проблемы.

Патологическая лень

Обратите внимание, как ребёнок делает домашнюю работу, самостоятелен ли в выполнении трудных заданий, повторяет ли ошибки, насколько успешен, если старается добиться результата. Чем раньше выявите проблему, тем лучше. Профессиональная диагностика позволит понять характер трудностей в обучении, а специальные методики — скорректировать процесс усвоения знаний. Нейропсихолог поможет найти другие подходы к организации учёбы, чтобы ребёнку было проще.

Отсутствие интереса к учёбе

Отсутствие интереса к учёбе может проявиться в любом возрасте. В младших классах причиной могут стать курсы раннего развития: если ребёнок занимается с 3 лет, школа не вызывает чувства новизны. Нет и мотивации: учёба нужна кому-то, не ему самому. Интерес к занятиям можно убить излишней опекой. Когда родители контролируют каждый шаг, делают за ребёнка уроки и живут его жизнью, у школьника не рождается понимания, что учёба нужна ему самому.

Мотивация формируется изнутри. Ребёнок должен учиться не по принуждению и осознавать, что это его работа — как у папы. Предоставьте ребёнку самостоятельность, помогайте ему с уроками, но не делайте домашние задания за него. Покажите пример: ребёнок хорошо понимает разницу между словами и делами.

Неорганизованность

Умению планировать своё время лучше учиться в начальной школе, но и в 9-м классе не поздно овладеть этим навыком. Тут многое зависит от родителей: именно они должны ввести расписание в жизнь ребёнка. Главное, не относиться к планированию формально, иначе толку не будет.

Если хотите, чтобы ваш ребёнок был организован, — начните с себя. Планируйте день так, чтобы уложить все занятия ребёнка: без спешки, без суеты, без криков. У младшего школьника в расписании должно быть время для отдыха и игр: это не безделье, а важная часть развития. Не нужно бесконечно торопить ребёнка: иногда опоздать или пропустить занятие нестрашно, это учит принимать потери.

Школьные огорчения и тревоги неизбежны, это естественная часть взросления. Разговаривайте с ребёнком, разговаривайте с учителями — чтобы объективно оценить ситуацию. Поддерживайте своего ученика и не давите на него своими ожиданиями. В конце концов, что важнее: отличные оценки или счастливый ребёнок?


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Причины возникновения стрессов и их влияние на жизнь школьников


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данная работа посвящена вопросам возникновения стрессов у учащихся, их психологическому здоровью и профилактике стрессов.

В сегодняшнем мире возникновение стрессовых ситуаций неизбежно, с ними сталкиваешься на каждом шагу, что вызывает интерес к изучению проблемы. Не секрет, что многие явления школьной жизни (контрольные работы, невыполненные вовремя домашние задания, конфликты со сверстниками, переход учащихся из младшего звена в среднее и др.) можно смело отнести к числу таких воздействий, иными словами назвать их стрессорами. И я решила выяснить, что же такое стресс и к чему он может привести.

Цель проекта: Выяснение причин возникновения стрессов у учащихся и влияния стресса на организм школьника, вызванного действием стрессоров.

Для этого мне предстояло решить следующие задачи:

- научиться определять симптомы стресса;

- узнать какие болезни развиваются на фоне стресса у учащихся.

- провести опрос среди учащихся 7 классов по выявлению стрессоустойчивости;

- дать рекомендации по профилактике стресса у учащихся.

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы стресса в жизни учащихся

1.1 Понятие стресса

Стресс (от англ. Stress- напряжение)— состояние эмоционального и физического напряжения организма как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.) или определенные ситуации, которые характеризуются как трудные и неподвластные.

Концепция стресса была введена и разработана канадским врачом и биологом с мировым именем, директором института экспериментальной медицины и хирургии Гансом Селье в 1936 году. Он же обосновал свое учение о стрессе.

Стресс – это не всегда результат повреждения. Любое непривычное для организма воздействие – чувство гнева, страха, ненависти, радости, любви, сильный холод или жара, инфекция, реакция на прием лекарств – все это может вызвать стресс. Публичное выступление, игра в шахматы может вызвать значительный стресс, не причинив вреда. Иногда одно и то же событие для одного человека является мощным стрессом, а для другого обыденным делом. Так, у отличника полученная за контрольную работу тройка может вызвать депрессию, у двоечника эта же оценка вызовет вздох облегчения, а у хронического троечника удовлетворительная отметка не вызовет никаких эмоций. Получается, что на один и тот же стрессор реакция варьируется от отчаяния до восторга – все зависит от нашего отношения к событию.

Стресс можно разделить на два вида конструктивный и деструктивный.

Конструктивный стресс не влечёт за собой сердечных приступов, спазм мышц тела и язвы желудка.

Стресс способен разрушать и убивать, хотя люди пытаются игнорировать эту возможность. Роковая роль стресса в развитии болезней доказана и не вызывает сомнений.

1.2. Причины стресса у учащихся

Причины могут быть самые разные: развод родителей, болезнь близкого родственника, стресс у кого-то из домашних, сложности с учебой, насмешки одноклассников, перевод в другую школу, пропажа дорогих сердцу вещей.

Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс.

В подростковом возрасте все чувства обостряются, нервы натягиваются, как струна, от малейшего дискомфорта готов сорваться, потому что очень трудно становится управлять эмоциями и собственным поведением. Любые конфликты, недопонимания становятся трагедией.

1.3. Признаки проявления стресса у учащихся

Школьный (подростковый) возраст — один из самых сложных периодов в жизни человека. И именно в это время подросшему ребенку тяжелее всего бороться со стрессом, а вызвать его может что угодно.

Наступающие в это время гормональные перестройки, влияют, в том числе и на психику. Она становится очень чувствительной, в этот период ее можно сравнить с оголенными проводами: и то, и другое лишено защиты и искрит. Поэтому практически все подростки гиперчувствительны, очень вспыльчивы, обидчивы и подвержены резкой смене настроений.

Признаки стресса - физические и эмоциональные симптомы, которые проявляет подросток:

- повышенная утомляемость, угрюмость, апатичность;

- резкое увеличение аппетита, переход на сладкие и жирные продукты;

- злость, агрессивность, раздражительность в ответ на интерес к его жизни;

- резкое снижение успеваемости потеря интереса к учебе и хобби;

1.4. Влияние стресса на здоровье

Стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способно провоцировать целый букет органических нарушений в виде сердечно-сосудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний. Не говоря уже о том, что резко падает работоспособность человека, его жизненная и творческая активность. Дети, чья учеба связана с постоянным стрессом, они постоянно подвержены разным заболеваниям.

Наиболее частые заболеваний, которые, в основном, спровоцированы стрессом: заболевания желудочно-кишечного тракта, например, язвы, спазмы в нижней части живота, колит. Кроме того, дети, часто переживающие стресс, более подвержены простудным и инфекционным заболеванием, что объясняется ослабленным иммунитетом. Стресс может также стать причиной кожных болезней, например, вызывать зуд и сыпь.

1.5 Средства борьбы со стрессом

Для того чтобы ребёнок был здоровым ему нужен здоровый сон, и чем меньше ребёнок, тем больше его потребность во сне. Исследования учёных показали, что деятельность детского мозга во сне по качеству намного превышает работу наяву.

Новый этап в борьбе со стрессами и депрессией – спортивные игры: в них идёт борьба за победу и важен командный дух. Влившись в команду, ребёнок не только разовьёт силу мышц, но и закалит силу духа, приобретёт психологический иммунитет. Совместные исследования психологов и инструкторов по лечебной физкультуре показывают, что лучшее лекарство от меланхолии — это аэробика. Специалисты обнаружили 3 главных секрета её благоприятного воздействия на детскую психику: ритмичная современная музыка, разнообразие движений, быстрый ритм, не дающий отвлекаться на грустные мысли, присутствие сверстников.

Ещё очень важно, чтобы у учащихся было хобби или любимый предмет, который давал бы возможность эмоциональной разрядки.

А для родителей главное– это не прекращать постоянного общения с почти уже взрослыми детьми. Если подросток замкнётся, то это навсегда.

Снимет стресс и ароматерапия. Необходимо больше есть фруктов и овощей, они богаты минералами и витаминами, улучшающими и активизирующими мозговую деятельность. За день выпивать не менее 2-х литров жидкости (воды, сока, чая), т. к. каждая клетка тела, в том числе и мозг, нуждается в жидкости.

Глава 2. Экспериментальное исследование стресса и его причин в школьном возрасте.

2.1. Описание экспериментального исследования

В целях выявления причин возникновения стрессов, их проявления и профилактики я провела исследовательскую работу:

1. Мониторинг психологического здоровья учащихся 7 класса

2. Анкетирование учащихся 7 классов по вопросу возникновения стрессовых ситуаций и их воздействия на ребят;

3. Анкетирование взрослых (родителей учащихся) по причинам стресса и путях выхода из него;

4. Анализ результатов опросов, сравнение результатов у учащихся и у родителей.

Свои исследования по изучению стрессов и депрессий у детей и подростков я проводила в среднем звене лицея, 7-е классы. Опрошено 127 человек, возраст 12-14 лет. Дети в классах, в общении с окружающими в основном раскованы, в большинстве общительны, но среди них выделяются ребята с отклонениями от возрастных норм поведения.

Из опроса учащихся, 49 человек испытывают систематическое утомление, 13 двигательное возбуждение, 7 тревогу, 14 частую потерю аппетита, 16 резкую смену настроения, 9 испытывают систематические головные боли, 14 заболевания желудочно-кишечного тракта, 5 заболевание почек.

Хотя многие дети из классов считают, что в семье у них всё благополучно, их любят и уважают, при этом 5% человек не находят общего языка с родителями, не видят в них своих единомышленников.

В школах учатся сотни ребят, которым противопоказаны какие бы то ни было волнения или переживания, экзаменационные в том числе. Это сердечники, диабетики, те, кто страдает расстройством нервной системы.

Я задала своим одноклассникам следующие вопросы:

1. Сталкивался ли со стрессом?

2. Как ты себя чувствовал?

3. Что было после стресса?

4. Как ты справился со стрессом?

По результатам опроса я пришла к следующим выводам: Практически в любом возрасте мы сталкиваемся со стрессовыми ситуациями. Учащиеся указали, что при стрессах большинство из них имеет плохое самочувствие и, как следствие – испытывают огорчение, испуг и страх.

Причинами стрессовых ситуаций зачастую становятся школьные нагрузки и межличностные отношения.

Чаще всего к разрешению сложных проблем и стрессов ребята обращаются к близким людям и родственникам, а успокоение получают на отдыхе, прогулке или слушая любимую музыку.

Большинство участников опроса понимают, что стресс наносит огромный вред здоровью и в первую очередь нервной системе человека.

После этого было проведено анкетирование родителей учащихся. В опросе приняли участие 60 родителей учащихся. Взрослым были предложены следующие вопросы:

1. Сталкивались ли вы со стрессом?

2. Как часто вы попадали в стрессовую ситуацию?

3. Как влияла на вас стрессовая ситуация?

4. Где вы чаще всего получаете стресс?

5. Ваши пути выхода из стрессовой ситуации?

6. Как можно избежать стрессов?

Выводы после опроса родителей получились также неутешительные: Все участники опроса сталкивались со стрессом, подвергались воздействию стрессовой ситуации и испытывали отклонения в состоянии здоровья. В результате данных, видно, что стрессовая ситуация влияет на настроение, самочувствие, неспособность сосредоточиться, при этом респонденты испытывают гнев, обиду и возмущение. Большинство родителей, по их мнению, снимают стресс сменой деятельности, прослушиванием любимой музыки, общением с близкими людьми, активным отдыхом и принятием успокоительных средств.

В своём исследовании я пришла к выводу, что учащиеся моего класса имеют предрасположенность к стрессу.

Наряду со взрослыми, дети подвержены стрессам, но до конца каждый из них не понимает или не знает всей опасности стресса, его отрицательного влияния на организм и здоровье.

Главная задача взрослых помочь детям выйти из состояния стресса. Педагоги должны строить свои отношения с детьми таким образом, чтобы приобретение знаний не стало для школьника препятствием полноценного формирования личности.

Родителям так же необходимо интересоваться жизнью подростков их победами и неудачами и в случае необходимости оказать поддержку, сказать ласковое слово.

Я считаю, что внимательное отношение к детям со стороны взрослых может предотвратить стрессовые ситуации. И сохранит здоровье детей!

В результате изучения вопроса о возникновении стрессов и их влияния на здоровье, я сделала выводы и дала некоторые рекомендации по профилактике и выходу из стрессовых ситуаций, учитывая реальные возможности учащихся, их родителей и учебных заведений, где обучаются школьники, для сохранения своего здоровья и здоровья будущих учеников.

Список литературы

2. Елезанова Е.В.// Я познаю мир. Психология: энцикл. // М.: АСТ: Астрель, 2005г.

4. Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М.: Эксмо, 2006г.

5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стрессов - Питер, 2009г.

10. Мухина В.С. Психология. Питер-2005г.

11. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Бахрам -2007г.

Читайте также: