Школьный медиахолдинг как одна из форм развития ученического самоуправления

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время в России идёт процесс формирования новой системы образования, который связан с процессом демократизации школы.

Модернизация школы выводит на первый план идею личностно-развивающего воспитания: выявление и развитие потенциальных возможностей каждого ребёнка, создание условий для самореализации личности.

В современных условиях стал востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей деятельности, не боящийся брать на себя ответственность, то есть обладающий позицией лидера.

В детских объединениях лидеры выполняют разные роли: лидеры-организаторы (деловые), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные), лидеры-инициаторы, лидеры-умельцы, лидеры-эрудиты и т.д.

Процесс подготовки лидеров представляет собой сложное развивающееся явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности. Ведь от того, кто выступает в роли организатора, зависит успешность решения организаторских задач.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их процессом управления собой, своей жизнью в коллективе.

Цель школьного самоуправления – способствовать формированию самоуправляющейся личности, воспитывать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.

Задачи школьного самоуправления:

  1. Вовлекать учащихся в активную школьную жизнь через организацию различных видов деятельности.
  2. Развивать творческую индивидуальность учащихся.
  3. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива, укреплять сферы дружеских отношений.
  4. Учить защищать права учащихся.

Я являюсь классным руководителем 7 класса. В течение трёх лет в классе действует ученическое самоуправление, являющееся первым уровнем школьного самоуправления, которое предусматривает вовлечение всех учащихся в управление делами класса. Оно строится на деятельности самоуправления по следующим принципам:

  • открытости и доступности – ученические органы самоуправления открыты для членов коллектива и доступны им;
  • равенства и сотрудничества – в ученических коллективах все их члены: выборочный актив и рядовые члены – занимают равные положения;
  • добровольности и творчества – первичным ученическим коллективом предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей;
  • непрерывности и перспективности – органы ученического самоуправления действуют в учебное и каникулярное время.

Цели, реализуемые органами самоуправления в различных видах деятельности:

  • в учебной – это организация взаимопомощи в учёбе, организация коллективной познавательной деятельности учащихся;
  • в общественно-трудовой – реализация задач самообслуживания, благоустройство территории, шефскую работу и т. п.;
  • в досуговой – содержание досуга, подготовка и проведение физкультурно-массовых, культурно-массовых и других досуговых мероприятий.

Детям можно поручать следующие области школьной жизни:

  • в учебной деятельности: проверка дневников и учебников;
  • в досуговой деятельности: проведение классных и школьных вечеров, дискотек, праздников, коллективно-творческих дел, классных часов, акции;
  • в деятельность школьной прессы: выпуск газеты;
  • в спортивной деятельности: организация и проведение спортивных мероприятий;
  • в трудовой деятельности: дежурство, генеральная уборка, работа на пришкольной территории, уборка памятников, шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами войны и труда.

Для создания органов самоуправления необходимо:

  1. Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.
  2. Сделать их эмоционально-насыщенными и интересными.
  3. Представить педагогическую поддержку и помощь.

Развитие ученического самоуправления невозможно без воспитательной системы и программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях. Наша воспитательная программа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений. Эти поручения, их выполнения очень значимы в жизни всего классного коллектива. Для того чтобы определить, какие поручения будут выполнять учащиеся в классе, им нужно изначально определить сферу приложения своих сил.

Высшим органом самоуправления в классе является классное собрание, проводящееся два раза в четверть: в начале – по планированию социально направленной деятельности учащихся и в конце – по подведению итогов.

В начале учебного года проходит предвыборная кампания. На классном собрании тайным голосованием выбирается лидер классного коллектива. Затем классный руководитель пишет слова, которые являются знаковыми для определения будущих поручений: библиотека, спортивный зал, редколлегия, праздники, корреспондент, труд, помощь, учёба и т. д. Затем ребята определяют, с каким словом они хотят связать выполнение поручений в классе и определяют, какое постоянное поручение в классе они хотели бы иметь:

  1. Дежурная служба класса.
  2. Библиотечная служба класса
  3. Учебная служба класса.
  4. Пресс-центр и корреспондентская служба класса.
  5. Хозяйственная служба класса.
  6. Шефская служба класса.
  7. Сценарная служба класса.

Классный руководитель должен хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого ученика. Необходимо, чтобы все дети входили в ту или иную службу. Каждый орган избирает из своего состава председателя и заместителя, а остальные 2-3 человека – его члены. Из председателей комиссий составляется совет класса. В него входят 7 председателей. Все члены совета по очереди исполняют роль председателя совета (1 месяц). У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности.


Любая современная общеобразовательная школа — сложное социально-педагогическое учреждение, включающее в себя различные объединения и организации взрослых и детей. Каждый из коллективов должен иметь право на самоуправление, самостоятельное решение своих вопросов, потребностей и интересов в образовательном процессе. Само по себе школьное ученическое самоуправление — это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности в школьном коллективе. Оно предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у подростков отношений взаимопомощи и организаторских качеств.

К ученическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные учениками. Соответственно, ученическое самоуправление выражает интересы учеников. Самоуправление можно условно назвать одной из ветвей школьной власти. Другая ветвь власти — административная, которую в школе возглавляет директор.

Формами ученического самоуправления могут быть ученическая конференция, ученический совет, ученическое собрание класса и многое другое. Объединения, созданные учащимися, могут иметь разную направленность. Условно их можно разделить на сферы или сектора: учебный, досуговый, спортивный, трудовой, художественно-эстетический, патриотический.

Помимо этого, выделяют различные уровни школьного самоуправления:

– самоуправление в классе (классное собрание, актив класса, совет);

– самоуправление ученическое (совет активов, совет старшеклассников);

– школьный совет, который может состоять из представителей родительского комитета, ученического самоуправления, педагогов.

Таким образом, ученическое самоуправление — это система, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности в школьном коллективе. Помимо этого в ученическом самоуправлении есть различные сферы деятельности, в которых подростки могут себя проявить, одной из таких сфер может быть информационно-просветительская работа, за которую способен отвечать медиацентр.

– как совокупность различных видов данных, содержащих текстовую, звуковую и визуальную информацию — графику, видео, анимацию;

– как совокупность каналов получения и трансляции информации.

В случае с медиацентром, как частью ученического самоуправления нам представляется логичным использовать второе толкование. Таким образом, медиацентр в школе — это структура, обеспечивающая обучающихся информацией о деятельности организации, кружков и объединений, событиях и проблемах.

– маркетинговая цель (привлечение новых учеников в образовательную организацию);

– информационная цель (создание единого коммуникативного пространства);

– воспитательная (педагогическая) цель (повышение активности и вовлечение участников образовательного процесса во внеурочную деятельность);

– развивающая цель (улучшение качества жизни).

Таким образом, на основе изученной информации можно выделить следующие функции медиацентра:

– поддержка образа образовательной организации в каких-либо источниках информации;

– передача информации о событиях в образовательной организации, достижение ситуации, когда все значимые события, мнения и проблемы школы становятся общим достоянием;

– развитие чувства единства у учителей, учеников и их родителей;

– организация доступа и интересной, развивающей информации, организация досуга;

– создание условий для самовыражения обсучающихся;

– создание площадки для обсуждение и решения актуальных проблем.

Совместно с педагогами обучающиеся с 5 по 11 класс освещают самые важные события, проводят конкурсы и сами принимают участие в городских, областных конкурсах. Для всех желающих организованы занятия по журналистике, где изучаются основы этой профессии, а также правила подготовки материалов для публикации в средствах массовой информации. Медиацентр старается принимать участие во всех мероприятиях, проходящих в нашем образовательном учреждении и оповещать учеников, о предстоящих событиях, делиться впечатлениями об уже прошедших.

В рамках исследования было проведено анкетирование обучающихся лицея, с помощью которого мы постарались выяснить, каково мнение лицеистов о роли медиацентра в ученическом самоуправлении. Всего было опрошено 86 человек, среди которых 46 представителей женского пола и 40 — мужского, 27 человек в возрасте от 10 до 14 лет, 55 — от 15 до 18 и 4 — старше 18 лет (педагоги). Нами были получены следующие данные:

– с деятельностью медиацентра знакома большая часть опрошенных (76 % видели ТВ-программу, 40 % читали газету), при этом те, кто читал или смотрел медиапродукты, в целом положительно их оценивают (89 % зрителей тв-программы и 71 % читателей газеты хотят увидеть следующие выпуски);

– 93 % опрошенных считают, что лицею необходим медиацентр, при этом относят его к органам ученического самоуправления 56 %, а считают, что без него ученическое самоуправление невозможно 46 %.

Таким образом, мы видим, что медиацентр лицея выполняет главную свою функцию — освещение событий школьной жизни, но должен стремиться развивать газетное направление (малый охват читателей), продолжать свою деятельность в виде конкурсов и акций, а также разрабатывать новые темы для публикаций. Достаточно большая доля опрошенных (46 %) считает, что ученическое самоуправление невозможно без реализации функций школьных средств массовой информации.

Рассмотрев научные работы по данной тематике, изучив мнение лицеистов о роли медиацентра в системе ученического самоуправления, мы пришли к выводу, что школьный медиацентр действительно является важной частью ученического самоуправления, выполняющий информационно-просветительскую функцию.

Основные термины (генерируются автоматически): ученическое самоуправление, массовая информация, образовательная организация, школьное самоуправление, информационно-просветительская функция, образовательный процесс, общеобразовательное учреждение, школьный коллектив, NEWS, мнение лицеистов.

Конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.

Она рассказала, что в оспитательная система школы является стратегическим ресурсом модернизации образования, потому что обеспечивает духовно-нравственное становление подрастающего поколения обучающегося к жизненному определению, самостоятельному выбору.

«Мы считаем, что созданная в нашей школе модель ученического самоуправления способствует воспитанию инициативных людей, умеющих самостоятельно принимать решения, достигать их, сознательно отвечать за их выполнение,готовит детей к выполнению функций граждан демократического государства: воспитание умения защищать свои права и выполнять свои обязанности.

Конечно проблемы далеко не решены, и м ы постоянно ищем новые формы работы, интересные детям.

Школьный медиахолдинг как одна из форм развития ученического самоуправления

Ее цель - освоение стажерами профессиональных компетентностей, направленных на разработку способа использования в условиях образовательной организации инновационного опыта . Для педагогов была показана презентация опыта деятельности школьного медиахолдинга. Ее участники рассказали о работе медиахолдинга. Тьютор РИП Велиева Светлана предоставила информацию о структуре медиахолдинга, его взаимодействии и механизмах , которые позволяют учащимся самим проявлять инициативу и проводить различные мероприятия и акции. Медиалодинг- единая система, объединяющий все школьные коллективы и вовлекающие их в участие школьного самоуправления, способствующие проявлению творческих начал у учащихся. Она отметила, что ученическое самоуправление является составной частью педагогического процесса, развивающем и управляемым на основе социальных, правовых и этических принципов. Отношения педагогов и учащихся в процессе реализации самоуправления строятся на основе принятых как педагогом так и учащихся определенных правил, управленческих отношений, создании обстановки взаимоответственности и взаимного доверия. Цель создания медиахолдинга – вовлечение детей в школьные дела, создание условий для их творческой реализации и воспитание качеств человека нового гражданского общества, который способен жить и развиваться в демократическом обществе.

На семинаре рассматривалась проблема вовлечения будущих граждан страны к управлению образовательным учреждением. Сегодня формирование сознательного гражданина является прерогативой системы образования. Проектирование школьного сообщества как демократического государства предполагает вовлечение учащихся в формирование правового пространства школы, создание и принятие норм внутришкольной жизни; выборы школьного самоуправления и организацию его эффективного функционирования. Организаторы семинара сделали вывод, что школьное самоуправление инициирует востребованность гражданских качеств и умений школьников, возникновение ситуаций необходимости проявления гражданской активности.


2. Бочкарев, В.И. Директору школы о самоуправлении : пособие для руководителей общеобразовательных школ / В. И. Бочкарев. – Москва : Владос, 2001. – 142 с.

5. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31, ст. 4398.

7. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах : учеб.-метод. пособие / М.И. Рожков. – Москва : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 158 с.

Самоуправление является самым демократичным способом организации общественной жизни. Сегодня государство стремится через школу воспитать социально активных граждан, помочь молодежи легко и быстро адаптироваться в стремительно глобализирующемся обществе. И самым эффективным способом достижения этой цели (в рамках школьного образовательного процесса) является ученическое самоуправление.

Современный этап социально-экономического и научно-технического развития нашего общества выдвинул повышенные требования к образованию. Образовательная система сегодня представляет собой сложный комплекс образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство образовательного процесса. Самоуправление в школе очень молодо, поэтому поиски его смысла и места в детско-взрослом школьном сообществе непрерывно продолжаются. Однако, такой метод интеграции молодежи в современный мир практически никак не поддерживается государством.

Ученическое самоуправление выражается в способности учащихся самостоятельно проявлять инициативу в вопросах управления школой, принимать собственные решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Основной смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью учащиеся получают возможность влиять на школьную политику. Г.С. Абузярова отмечает, что школьники и студенты активнее участвуют в той деятельности, которую инициируют самостоятельно, нежели в той, которую навязывает администрация [1]. Ученическое самоуправление позволяет школьникам в той или иной мере самостоятельно управлять школой, что в дальнейшем способствует становлению социально-активного гражданина и человека, готового к жизни в современном мире.

На современном этапе развития ученического самоуправления происходит отделение самоуправления от школы, выход за пределы образовательного учреждения. Развитые формы ученического самоуправления включают в себя различные органы самоуправления: общешкольные ученические советы, школьные думы, районные и городские советы старшеклассников. Представители районных и городских советов старшеклассников способны обращать внимание администрации района, города именно на те проблемы, которые важны для школьников. Тем самым, способствуя ускоренному, точечному решению проблем важных для школьников.

Под ученическим самоуправлением понимают форму реализации обучающимися права на участие в управлении общеобразовательным учреждением, предполагающую участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения [3].

Очевидно, что в принципах управления образовательной организацией, содержащихся в локальных актах образовательных организаций заложено создание ученического самоуправления в каждом образовательном учреждении. Это свидетельствует о наличии гарантий защиты права учащихся на создание органов ученического управление и участие в них.

В заключении хотелось бы сказать, что проблема развития и совершенствования ученического самоуправления в период социально-политической нестабильности обладает особой актуальностью так как позволяет сформировать активное гражданское общество, которое уже имеет опыт создавать и реализовывать идеи, которое умело интегрируется в разные условия жизни и может, а главное хочет, изменять этот мир к лучшему.

Концепции ученического самоуправления только начинают свое развитие, и невозможно предсказать каким будет ученическое самоуправление в будущем.

Читайте также: