Школьный этикет план урока

Обновлено: 05.07.2024

Учитель. Будьте вы человеком какого угодно происхождения, держитесь каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят.

Сколько раз вы слышали: "сними головной убор в помещении", "приветствуй знакомых", "пропускай девочек впереди себя" и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет.

Ученик. Есть забавная история о происхождении хороших манер: “Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди”.

Учитель: еще раз проговаривает: ежики – договорились, они установили свой порядок поведения.

А установленный, принятый в обществе порядок поведения и называется ЭТИКЕТ.

Учитель Сегодня на занятии вы узнаете историю происхождения этикета, познакомитесь с правилами поведения некоторых народов, узнаете, зачем необходимо следовать этикету. Итак, откуда появились различные правила этикета?

Слово “этикет” появилось при короле Людовике 14. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали “этикетками”. Отсюда и произошло понятие “этикет”- воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Многие правила зародились еще в средневековье. Например: снимать шляпу и ли перчатку при приветствии.

Ученик. Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.

Ученик. Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.

Учитель. Соблюдение правил доходило до абсурда. Даже была такая поговорка: “Этикет делает королей рабами двора”.

Ученик. В истории были случаи, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни. Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

Учитель. И еще один пример абсурдного поведения.

Ученик. Иногда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Учитель. В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась “Домострой”. В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр 1, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре 1 в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием “Юности честное зерцало”. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

Учитель. Проверим вашу внимательность.

- Как называлась первая на Руси книга по этикету? ДОМОСТРОЙ.

- Как называлась книга, изданная при Петре I? “ ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО”

- О чём эта книга? ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В ОБЩЕСТВЕ.

Но правила бывают разные. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие. Как мы приветствуем друг друга?

Вот как приветствуют друг друга в разных странах:

  • современные греки – “Будь здоровым!”,
  • арабы – “Мир с тобой!”,
  • индейцы – “Все хорошо!”,
  • англичане и американцы – пожимают друг другу руку,
  • китайцы – пожимают руку себе самому,
  • лапландцы – трутся носами,
  • латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку,
  • японцы – кланяются.

Учитель. Многое могут сказать жесты: у нас кивок головой вверх-вниз – да, у болгар – нет.

Учитель предлагает “Игру жестов”. (физкульт. минутка)

- Довольны ли вы сегодняшним днем?

- Много ли домашнего задания вы получили на завтра?

- Ждёте ли вы каникул?

(Ученики жестами отвечают на вопросы учителя.)

Молодцы! Посмеялись, теперь продолжим разговор.

Учитель. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий отталкивают от нас людей, которые могли бы любить и уважать нас, если бы мы были более воспитаны. Хорошие манеры прочно связаны с внутренней культурой человека.

Живите так, как будто перед вами зеркало.

Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступили с вами.

- Хочешь ли ты, что бы с тобой пошутили так, как ты собираешься пошутить с другом?

- Хочешь ли ты, что бы кто-то весело спрятал твой портфель или переложил твой пенал.

Конкурс: “Пригласительный Этикет”.

Вежливый человек, как правило, дружелюбный и веселый. У него много друзей.

Представьте себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое зависит от того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам. Пригласить в гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – написать пригласительные открытки другу или подруге. Но сначала разминка:

- Как поступить, если тебя пригласили в гости? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей)

- Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)

- Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)

- Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)

- Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)

- Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)

Умение разборчиво писать – первое правило вежливости. (В.Ключевский)

(Команды пишут, затем зачитывают приглашения). Оценка жюри

Учитель: Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок, следующий конкурс посвящен подарочному этикету.

Ученик. Все мы любим подарки. Преподносить подарки так же приятно, как и получать. Но и то и другое нужно уметь делать.

Любой подарок – это зашифрованное послание. Он может быть знаком дружбы, внимания и уважения. За свою многовековую историю вручение подарков превратилось в настоящий ритуал со своими правилами, нормами и требованиями, согласно которому следует выбирать и преподносить подарок, так, что бы он понравился тому, для кого он предназначен, а момент вручения выглядел достойно.

Конкурс. “Подарочный этикет” (см. пакеты)

- Вы видите на столе много подарков. Участник команды должен выбрать тот подарок, который бы он хотел подарить своему другу, подруге, маме. Учтите главное: вам необходимо будет объяснить, кому именно (другу, дедушке, итд) вы преподнесете этот подарок и почему ваш выбор пал именно на эту вещь.

(Член команды показывает подарок и объясняет свой выбор). Оценка жюри.

Учитель: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все. Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно! Неряшливый и неопрятный человек проявляет неуважение к чувствам и вкусам других людей. Каждая команда сейчас должна составить правила внешнего вида воспитанного человека. (1мин)

- Одежда должна быть чистой.

- Волосы должны быть уложены в прическу.

- Одежда должна быть аккуратной.

- Ногти в приличном виде. Оценка жюри

Учитель: Ну вот, теперь вы действительно готовы. Можно идти в гости. В гостях вас уже просят занять место за столом. Теперь необходимо вспомнить правила поведения за столом.

Конкурс “Застольный этикет” Вопросы с ответами задаются командам по очереди

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

- как только вошли в комнату.

- только после того, как сядут хозяева.

- после приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и .

- заправляете за воротник.

- кладете на колени +

- кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

- отказаться, назвав причину отказа.

- взять немного, поблагодарив +

4. О чем не следует говорить за столом во время еды?

- о новых впечатлениях

5. Для чего к рыбе подается нож?

- чтобы отделять мясо от костей +

- чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

- чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

- те, что лежат ближе к вам +

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

- в правой руке – вилка, в левой – нож.

- в правой руке – нож, в левой – вилка +

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

- поднять и продолжать есть.

- попросить другой прибор.

- извиниться и попросить подать другой прибор +

Учитель. Главной целью дружеской встречи является не угощение, а атмосфера – приветливые жесты, взгляды, улыбка.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений.

Выбираем “Знатока этикета”

Узнать о том, насколько хорошо вы знакомы с этикетными правилами, нам поможет один тест. Ваша задача: внимательно прослушав вопрос, ответить “да” или “нет”. После чего все посчитают свои баллы и узнают, как же вы знаете этикетные правила. Старайтесь быть предельно честными. Готовы? Внимание вопрос.

1. Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к чему?

2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным и с детьми?

3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?

4. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение?

5. Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит?

6. Ты всегда придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, идущего следом?

7. Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: “Спасибо. Потом посмотрю”?

8. Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только потом приглашать всех к столу?

9. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя?

10. Съев легкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь их?

А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось. Ответы “да” должны быть под номерами: 2, 4, 6, 10; остальные – “нет”. За каждое совпадение – 1 балл.

  • 10 баллов – вы великолепный знаток правил этикета!
  • 6-9 баллов – ваши знания об этикете нуждаются в доработке.
  • 3-6 баллов – необходимо себя воспитывать.
  • Меньше 3 баллов – вы, наверное, впервые слышите слово “этикет”.

Теперь жюри наградит самого “Знатока этикета”

Задания для команд:

Задание №1: за минуту соедините половинки пословиц:

1. Чего в другом не любишь, - а честь смолоду
2. Береги платье снову, - того и сам не делай.
3. В чужой монастырь - со своим уставом не ходят.
4. Мил тот гость, - а думай быть опрятным.
5. Не думай быть нарядным, - что недолго гостит.

Учитель. Через этикет человек учится хорошим манерам и правилам поведения в обществе. Сегодня мы познакомились с несколькими видами этикета: рыцарский этикет (приветствие, рукопожатие), дворцовый этикет, пригласительный, подарочный, застольный этикет. Большое значение в общении между людьми имеет речевой этикет.

С помощью некоторых фраз мы можем настроить окружающих людей на доброжелательное отношение к себе, выражать радость, желание, просьбу, обиду, недовольство. Примеры нарушения речевого этикета (продавец на “ты”, знакомый не поздоровался при встрече, не извинился за нехороший поступок, не поблагодарил за услугу). Отсутствие уважения к чувствам других приводит к жестокости и грубым манерам. А грубость отталкивает нас от таких людей.

  • А как звучат “волшебные” слова на других языках?
  • Англ. яз. – thank you
  • Нем. яз – danke
  • Итал. яз – grazie
  • Франц.яз. merci
  • Украин. яз – спасибi
  • Испанс. яз. – gracias
  • Казахс. яз. – рахмет

Перечисляя “вежливые слова”, последним примером назвать “будьте здоровы!”

Актуальная ситуация:

Учительница чихнула на уроке. Нужно ли говорить ей: “Будьте здоровы!”? Нет. Пожелание “Будьте здоровы” приемлемо только в отношениях между самыми близкими людьми в неформальной ситуации, например, в семье. В официальной обстановке неприлично акцентировать внимание на проявлениях физического недомогания у кого-либо, особенно, если человек сам не говорит об этом. В этой ситуации лучше сделать вид, что вы ничего не заметили.

Итог занятия – плакат “Воспитанный человек”

Мы много сегодня узнали о соблюдении правил поведения в обществе, об этикете. Давайте подведем итог. Каждой команде даётся плакат. Вы должны продолжить высказывание.

“Воспитанный человек – это тот, кто….”

Все придуманные вами варианты продолжения фломастерами запишите на плакате.

( Затем плакаты вывешиваются, зачитываются.)

Подведение итогов. Жюри - называет победившую команду и вручает ей призы. Вторая команда так же награждается.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Миндавлетова И.А. МБОУ СОШ №5

• Воспитывать культуру поведения.

• Формировать основы социального поведения, этические и нравственные принципы.

- Ребята, скажите, существуют ли особые правила поведения в школе ?

- Конечно же, да! Называются эти правила – школьный этикет . Что такое – этикет ?

Этикет – установленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.

Что же это за особые правила поведения в школе и для кого они ? Перечислите их, пожалуйста.

1. Вступительная беседа.

Правила достаточно просты, а существуют они для всех, кто переступает порог школы . С чего же начинается школьный этикет ? Прежде всего, с понимания того, а что такое школа . Это – то место, где мы учимся и учим, развиваем ум, интеллект и душу, а значит, и вести себя в этом месте мы будем соответственно.

Школа начинается с порога школьного здания . Как же нужно приходить и входить в школу ?

2. Правила школьного этикета .

Как и в любое другое место, в школу надо приходить вовремя! Это первое основное правило.

Необходимо раздеться, приготовиться к уроку. А на это необходимо время. Так что приходить в школу надо с достаточным запасом времени. Обычно это 15 минут. Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.

Так как в школу приходим учиться , мы должны принести учебники, тетради, ручки и дневники, а ещё настроимся на то : что придётся работать, а работа не всегда бывает лёгкой и приятной, но никогда не бывает вредной и бесполезной! Ведь учёба в школе – это наша работа , и чем лучше мы с ней справляемся, тем лучшими специалистами мы в будущем станем.

Как вы думаете, в каком настроении нужно приходить в школу ?

Делать все надо в хорошем настроении – на радость себе и другим. Ведь, если мы пришли в школу в плохом настроении – нагрубили учителю, поругались с приятелями, - в ответ мы не получим улыбок и утешения, скорее всего вам ответят тем же, а от этого явно настроение лучше не станет.

Что же дальше? Необходимо помнить о внешнем виде. Волосы должны быть чистыми и причесанными! Одежда должна быть чистой и комфортной.

Что же дальше? Пришли вовремя, настроение хорошее, да ещё и рабочее, внешний вид – хоть на обложку журнала. На что ещё стоит обратить внимание?

3. Городок волшебных слов.

- Как обращаться в школе к учителям , взрослым и ученикам?

Нам нужно выразительно прочитать стих и добавить в нем пропущенное слово.

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома -

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче …. (здравствуй)

Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу … (привет)

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать (пожалуйста)

Ну …. (извините)

Если встретилась компания,

не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите :. (до свидания)

Когда я что-то подарю,

Мне говорят :. (благодарю)

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить :. (Спасибо)

4. Физминутка Ну а сейчас немножко поиграем : я задаю вопрос, а вы хором отвечаете – это я, это я, это все мои друзья!

Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу ?

– Это я, это я, это все мои друзья.

– Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?

– Это я, это я, это все мои друзья.

– Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?

– Это я, это я, это все мои друзья.

– Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?

– Это я, это я, это все мои друзья.

– Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?

– Это я, это я, это все мои друзья.

– Кто из вас приходит в класс с опозданием на час ?

– Это я, это я, это все мои друзья.

5. Правила поведения в школе .

- Как вести себя в школе ? Давайте вспомним правила поведения в школе .

1)Категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других детей.

2)Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, толкаться (если это произошло случайно – извиниться) .

3)Самое важное время в школе – это уроки . Помните, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс .

4)Правило хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.

5)Конечно, на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа.

6. Давайте проверим как вы поняли правила поведения в школе .

Я буду читать загадку, а вы хором отвечайте :

На уроке будь старательным, будь спокойным и (внимательным)

Все пиши не отставая, слушай не (перебивая)

Говорите четко внятно, чтобы было все (понятно)

Если хочешь отвечать надо руку (поднимать)

Если друг стал отвечать, не спеши (перебивать)

А помочь захочешь другу – подними спокойно (руку)

Знай : закончился урок, коль услышал ты (звонок)

Когда урок раздался снова, к уроку будь всегда (готовым)

Вот основные правила поведения в школе , о которых я хотела с вами поговорить. Помните, что самое главное правило поведения : ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.

Школьный этикет

1. В школу надо приходить чистыми и аккуратно одетыми.

2. Необходимо приходить вовремя. Минут за 15 до начала урока.

3. Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.

4. В школе надо учиться , а не лениться.

5. Категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других детей.

6. Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, толкаться (если это произошло случайно – извиниться) .

7. Помните, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс .

8. Правило хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.

9. на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа. Если необходимо задать вопрос или повторить и дополнить ответ одноклассника , надо поднять руку и дождаться разрешения учителя, только тогда можно спросить.

10. На перемене не принято бегать, толкаться, про драки вообще не говорим – это запрещено. В любой драке виноваты обе стороны – потому что не смогли решить вопрос миром.

11. Помните, что самое главное правило поведения : ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой конспект урока или классного часа по школьному этикету в начальных классах. Урок начинается с выяснения того, что знают ученики об этикете и с формулировки определения. Учащиеся активно работают, отвечают на вопросы, разгадывают кроссворд. Заканчивается урок учебной игрой.

Конспект урока

Тема: Школьный этикет

Класс: четвертый класс, общеобразовательный

Цель: развить представления о нравственных нормах и ценностях для достойной жизни личности, семьи, общества, и формирование у учеников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных норм и норм этикета.

Развивающая. Обучить школьников способам применения этикетных норм в общественной жизни.

Воспитательная. Развить культурное восприятие мира, воспитать нравственные и этические нормы.

Средства обучения: ИКТ – презентация, иллюстративный материал, источники информации.

Принципы обучения: связи теории с практикой, наглядности, научности, систематичности и сознательности, прочности.

Методы обучения: исследовательский (самостоятельная работа с источниками информации), словесный (эвристическая беседа), практический (выполнение практических заданий, учебная игра), наглядные (иллюстрация).

Ожидаемый результат: усвоение учащимися данного материала, успешное выполнение связанных с этим заданий; инициатива со стороны учащихся к дальнейшему изучению предмета.

Давайте разгадаем маленький кроссворд и попытаемся понять, какой теме посвящен наш урок. Поехали!

Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)

Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)

Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)

Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)

Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)

Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)


Правил этикета множество, запомнить их всем очень трудно. Самое главное, что человек своим поведением и внешним видом не должен смущать и доставлять неудобства окружающим. С какими правилами этикета вы уже знакомы? (ответы учеников: правила поведения в семье, в транспорте, в общественных местах). Сегодня мы с вами поговорим лишь о школьном этикете. Как вы думаете, школьный этикет – что это? (ответы учеников). Ребята, запишите, пожалуйста, что школьный этикет – это установленный порядок поведения в школе.

В школьный этикет входит множество норм, например, правила внешнего вида. Посмотрите друг на друга, в какой одежды вы пришли сегодня в школу? (ответы учеников). Рассмотрите иллюстрации, которые вы видите на слайдах. В каких ситуациях, по каким случаям надо одеваться так, как одеты персонажи этих картинок? (ответы учеников).

Молодцы, ребята. Ваши ответы правильные.

Ребята, а знакомы с правилами поведения в школе? Какие правила школьного этикета вы знаете? Давайте прочитаем стихотворение, которое лежит у вас на партах.

Школа этики зверят

Как-то в сказочном лесу,

Но не в сказке – наяву,

Звери для своих зверят,

Школу этики открыли.

Меж собою порешили:

- Будем вежливо мы жить,

И тому детей учить.

Старшим вызвался медведь:

- Перестану я реветь,

Хот и стар, но много знаю,

Не впервые обучаю

Медвежат своих, друзья,

Мудрым я зовусь не зря.

Прибежали дети в школу,

Интересно им, все ново,

Все хотят они узнать

И вопросы задавать:

- Дядя Миша, вы теперь

Наш учитель, а не зверь.

Как теперь вас называть,

В нашей школе величать?

- Я, ребята, старше вас

Имя, отчество как раз

Пригодится мне теперь,

Ведь учитель вам не зверь.

Поясняю, там и тут

Чтобы это обозначить

Я зовусь Михал Потапыч.

И ещё, кричать не надо,

В школе есть и свой порядок:

Если хочешь ты сказать,

Руку надо поднимать.

На уроках не вертитесь,

Быть внимательней стремитесь.

Ссоры, звуки не слышны.

Навострили детки уши

Стали тихо Мишку слушать:

- Завтра в город мы пойдем,

Это будет, братцы, днем.

Много в городе народу,

И дорог, и переходов,

Транспорт в городе большом

Вы увидите кругом.

Чтоб спасти свои хвосты,

Переход запомни ты.

Там стоит и светофор,

Не допустит он затор.

Красный свет – проходу нет,

Желтый шлет тебе привет,

А зеленый – проходите,

Только тихо, не спешите.

Зайка вставил робко слово:

- Надо, братцы, быть готовым

Посмотреть по сторонам -

Не попасть в беду бы нам.

Помню, Доктор Айболит

Лапку мне пришил, болит

До сих пор она. Друзья,

Под колеса лезть нельзя.

А Потапыч продолжает:

- Тот, кто старших уважает,

Пропускает их вперед

И в автобус сам не прет.

Не толкается локтями,

Не царапает когтями,

Уступает старшим место,

Инвалидам. Всем уместно,

Быть воспитанным везде –

Не один ты на земле.

В разговорах весь урок

Пролетел. Звенит звонок,

Всем домой спешить пора.

Завтра снова ждет ребят

Школа этики зверят.

Какие здесь представлены нормы школьного этикета? Давайте все вместе попробуем составить основные правила школьного этикета:

Будь всегда опрятным, поддерживай порядок на своем рабочем месте.

Надевайте в школу школьную (деловую) форму.

Вы должны быть вежливыми со своими сверстниками и работниками школы.

В школе следует быть пунктуальным и регулярно посещать уроки.

При разговоре вы должны быть вежливыми, а голос негромким.

Вывод: Мы с вами познакомились с понятием этикета и определили основные правила поведения в школе. Этикет в школе и в жизни имеет особое значение. С помощью него вы соблюдаете порядок в школе, что позволяет не нарушать учебный процесс. Этикет помогает вам ориентироваться в мире взрослых и вне школьных стен. Надеюсь, что вы, как прилежные ученики, всегда будете адекватно вести себя в общественном месте, в школе и дома.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конечно же да! Как существуют свои правила поведения в театре и на дискотеке - и не дай бог перепутать одно с другим - окружающие не поймут, да и самому неудобно будет. Правила поведения в школе называются школьным этикетом.

- Что же это за правила и для кого они? Перечислите их, пожалуйста. (Дети отвечают.)

Правила достаточно просты, а существуют они для всех, кто переступает порог школы. Эти правила чуть-чуть отличаются для школьников, их родителей и, конечно же, учителей. С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того, что же такое школа. Это то место, где мы учимая и учим, развиваем ум, интеллект и душу, а значит, и вести себя в этом месте нужно соответственно. Как театр начинается с вешалки, так и школа начинается с порога школьного здания.

- Как же нужно приходить и входить в школу? (Дети отвечают.)

Как и в любое другое место, приходить необходимо вовремя!

Это первое и основное правило. Но ведь после того как вы вошли в школу, нужно еще раздеться, надеть сменную обувь, дойти до кабинета и приготовиться к уроку Да и с друзьями поболтать хочется. А на это необходимо время. Так ч. приходить в школу лучше с достаточным запасом времени для множества мелких, но необходимых дел. Обычно это 15 минут. Не требуется объяснять, что, войдя куда-либо, мы не хлопаем дверью и не оставляем ее открытой - это само собой разумеется. Еще одна небольшая, но существенная деталь - это приветствие. Необходимо здороваться со всеми, кого мы увидели.

Второй вопрос, на который придется ответить, - с каким настроем надо приходить в школу? Так как в школу вы приходите учиться (хотя некоторые ученики полагают, что с совершенно другими целями, как то: поболтать и пообщаться с приятелями, побезобразничать вдали от строгого родительского ока и т. д. и т. п.), то и должны быть готовыми к занятиям. А это значит, что вы не только принесете учебники, тетрадки, ручки и дневник (это само собой разумеется), но и настроитесь на работу (а работа не всегда бывает легкой и приятной). Ведь учеба в школе - это ваша работа, и чем лучше вы с ней справляетесь, тем лучшими специалистами в будущем станете.

- Как вы думаете, с каким настроением нужно приходить в школу? (Дети отвечают.)

Всегда радоваться и улыбаться могут только очень странные люди, но все же делать все надо в хорошем настроении - на радость себе и другим. Ведь если вы пришли в школу в плохом настроении - нагрубили учителю, поругались с приятелями, - в ответ вы не получите улыбок и утешения. Скорее всего, вам ответят тем же, а от этого ваше настроение явно не улучшится. К тому же окружающие не в курсе ваших проблем: что вы не справились с задачкой, что у вас ночью болел зуб или поссорились родители. Ждать от них сочувствия и понимания можно, только объяснив им, что у вас не ладится.

Вот и основное правило поведения: ведите себя с другими людьми так, как хотите, чтобы они вели себя с вами. Хотите грубостей в ответ - грубите, хотите доброго отношения и понимания - сами хорошо относитесь к другим. И постарайтесь понять, что родители или учителя ругают вас не за то, что вы плохи, а потому, что считают, что вы могли сделать лучше, но поленились. И запомните: никто не будет вас ругать, если вы сумеете объяснить взрослым, что что-то не получилось по объективным причинам. Но учтите: объективными причинами никак нельзя назвать просмотр мультфильмов, которые шли по телевизору один за другим, или то, что, проболтав весь вечер с друзьями по телефону, вы забыли выполнить домашнее задание. Так что, объясняя учителю или родителям, почему не было никакой возможности сделать что-то, помните древнюю мудрость: желающий сделать ищет возможности, а нежелающий ищет причины.

Что же дальше? А дальше вспомним народную мудрость о том, что провожают нас по уму, зато встречают по одежке. Ваша прическа - показатель настроения и отношения к себе, любимому. Желательно, чтобы ваши волосы в школе (а еще лучше - всегда и везде) были чистыми и причесанными. Что касается одежды, то она должна быть соответствующей месту (т. е. учебному заведению), комфортной и чистой.

Итак, вы пришли вовремя, настроение хорошее, да еще и рабочее, внешний вид - хоть на обложку журнала. На что еще стоит обратить внимание? (Дети отвечают.)

- А как обращаться в школе к учителям, взрослым и ученикам? (Дети отвечают.)

Как нужно говорить? Помните, что вы говорите не для себя, а для других, поэтому необходимо сделать так, чтобы другие вас хорошо поняли. Надо четко и правильно произносить звуки, не торопиться - ведь за вами никто не гонится, грамотно формулировать свою мысль: что именно вы хотите сказать. Говорить нужно так, чтобы вас слышали те, с кем вы разговариваете: если это ответ у доски - рассказывайте классу, каждому ученику, даже тому, который сидит на последней парте; если это разговор на перемене, то совершенно необязательно, чтобы вся школа знала о вашем разговоре; а если вы сообщаете секретную информацию, можно говорить шепотом. Но помните, что в компании не принято шептаться с кем-то одним, не привлекая к разговору остальных.

В разговоре нам помогают не только слова, но и мимика, жесты. А иногда то, как мы молчим, может быть важнее того, как мы говорим. В школе, да и в любом другом общественном месте, не принято сильно жестикулировать и гримасничать, а уж дразниться или показывать неприличные жесты - и подавно.

- Вспомните, какие жесты мы используем в школе на уроке. (Дети отвечают.)

Итак, как вести себя в школе? Ответ простой - достойно и прилично! Что можно? Все, что не запрещено и является приличным и общепринятым.

- Давайте вспомним правила поведения в школе. (Дети отвечают.)

Правильно, категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других людей.

Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, если это не урок физкультуры, толкаться (если это произошло случайно, следует извиниться), есть и пить за пределами столовой.

Самое важное время в школе - это уроки. Как вести себя на уроках? К занятиям необходимо подготовиться: вытащить из портфеля учебник, тетрадь, пенал, дневник и другие принадлежности, если это необходимо. Помните, что готовы вы должны быть до начала урока, а не шумно ввалившись в класс после звонка и кучей вытряхнув на парту все, что есть в вашем портфеле.

Правила хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте. А это значит, что вы должны не только все приготовить к уроку, но и аккуратно разложить это на парте, чтобы вам же было удобно заниматься.

- Какие правила поведения на уроке вы уже усвоили за время

учебы? (Дети отвечают.)

Конечно, на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа. Чтобы задать вопрос или дополнить ответ одноклассника, надо поднять руку и дождаться разрешения учителя.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог –

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели этот Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним бо-о-льшая перемена!

Не угонишься за Вовой!

Он, гляди, какой бедовый!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он подставил три подножки

(Ваське, Кольке и Сережке),

На перила сел верхом,

Лихо шлепнулся с перил,

С ходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачи, -

Словом, сделал все, что мог!

Ну а тут - опять звонок.

Вова в класс плетется снова.

Бедный! Нет лица на нем!

- Ничего, - вздыхает Вова, -

На уроке отдохнем!

- Какие правила поведения нарушил герой этого стихотворения? Как нужно вести себя на перемене? (Дети отвечают.)

Перемена - это отдых от уроков, время, предназначенное для того, чтобы вы успели дойти до другого кабинета, привели в порядок тело и мысли, а не время олимпийских рекордов. Во время перемены можно пообщаться, уточнить расписание, повторить тему следующего урока. Поэтому и вести себя на перемене надо соответственно - не принято бегать, толкаться, про драки мы вообще не говорим - это запрещено. И помните: в любой драке виноваты обе стороны - потому что не смогли решить вопрос миром.

Поговорим о новичках в классе. Поставьте себя на место такого ученика - все новое и незнакомое: ученики, учителя, школа. Человеку и так тяжело приспособиться ко всему новому, а тут еще вы решите устроить ему проверку на прочность. Подумайте, если бы вы оказались на его месте, то вам, чтобы освоиться в новом коллективе, узнать его обычаи и особенности, гораздо больше понадобилась бы помощь и поддержка. Поэтому если в классе появился новенький, подойдите и объясните то, что ему необходимо знать о вашем классе, школе и т. д.

Вот мы и поговорили об основных правилах поведения в школе. И помните самое главное правило поведения в любом месте: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.

Дополнительный материал

Почему школу так называют

В нашей стране сейчас много различных учебных заведений для детей: школы, гимназии, лицеи.

Возле храма задолго до создания ликея находился знаменитый гимнасий - школа физического совершенства. Надо отметить, что греки придавали большое значение красоте тела и многие ученые того времени были одновременно отличными спортсменами. В ликейском гимнасии юношей обучали борьбе, гимнастике, верховой езде. Теперь рядом с гимнасием (школой тела) возник ликей (школа духа, мысли).

Афиняне большую часть времени проводили в общении с другими людьми, они любили и умели поговорить. Обучение большей частью тоже было устным: в ликее учились, прогуливаясь и беседуя.

Греки считали, что отдыхает человек не тогда, когда ничего не делает, а тогда, когда обогащает свой ум и душу - учится. Вот так школой стали называть то, что способствует познанию, сам процесс обучения, а затем и место, где все это происходит.

О школьной форме

Школьная форма снова популярна. И чем престижнее школа, тем выше вероятность, что ее ученики будут носить форму. Она - знак принадлежности ребенка к определенной организации (школа, гимназия), от имени которой он выступает. Считается, что школьная форма настраивает детей на рабочий лад, помогает сосредоточиться и не отвлекаться от основных обязанностей - быть учениками и вести себя подобающе.

Форма в разных странах

Англия гордится своими традициями. Белая блуза, темная юбка, синий свитер для девочек и таких же тонов рубашка, галстук, брюки и пиджак со значком школы на кармашке для мальчиков знакомы не одному поколению британцев. Но и здесь обуздать старшеклассников не всегда удается. Они готовы получать выговоры, терпеть наказания, только бы прийти в школу в джинсах и модной фуфайке.

Школьная форма в Австралии - знак принадлежности учащегося к престижной школе или классу. Обычные ученики ходят на занятия в джинсах, майках и футболках. И только ребята из экономических классов - будущая элита бизнеса - исключительно в строгих костюмах.

В африканских странах школьная форма для одних - предмет гордости, для других - напоминание о колониальном прошлом. И тяжелое финансовое бремя: ведь форма стоит денег, которых у многих семей попросту ственных школах - например, девочки-мусульманки по традиции покрывают голову платком (хиджабом). Дело дошло до судебных разбирательств.

В России школьная форма впервые появилась в 1834 году у гимназистов. Ее вводили, а потом отменяли в 1892,1917,1941 и 1992 годах. Сначала серые, а потом синие костюмы-двойки у мальчиков и коричневые платья с черными фартуками у девочек давно ушли в прошлое. И та радость, с которой школьники встретили отмену формы, тоже позади. Но не прошло и десяти лет, как о форме опять вспомнили.

Когда родители покупают вам форму, напомните им: предпочтительнее покупать одежду из натуральных волокон - шерсти, хлопка, льна, шелка.

нет. Идея объединить формой бедных школьников с богатыми терпит крах. Потому что зачастую она - единственная одежда у бедных, и к концу учебного года так изнашивается, что насмешек более состоятельных одноклассников все равно не избежать.

Во Франции столкнулись с проблемой соотношения школьной формы и религиозных традиций. В 2004 году даже был принят закон, запрещающий носить ярко выраженные религиозные символы в государ

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока на тему

. Формировать знания основных правил этикета в школе.

Воспитывать культуру поведения.

Формировать основы социального поведения, этические и нравственные принципы.

1. Формировать навыки поведения в школе.

2. Познакомить с правилами поведения в школе.

3. Развивать память.

4. Развивать воображение.

- Ребята, скажите, существуют ли особые правила поведения в школе?

- Конечно же, да! Называются эти правила – школьный этикет. Что же это за особые правила поведения в школе и для кого они? Перечислите их, пожалуйста.

III .Основная часть.

Правила достаточно просты, а существуют они для всех, кто переступает порог школы. С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того, а что такое школа. Это – то место, где мы учимся и учим, развиваем ум, интеллект и душу, а значит, и вести себя в этом месте мы будем соответственно.

Школа начинается с порога школьного здания. Как же нужно приходить и входить в школу?

2.Правила школьного этикета.

Как и в любое другое место, в школу надо приходить вовремя! Это первое основное правило.

Необходимо раздеться, приготовиться к уроку. А на это необходимо время. А еще и с друзьями поболтать нужно. Так что приходить в школу надо с достаточным запасом времени. Обычно это 15 минут. Заходя в школу мы не хлопаем дверью и не оставляем её открытой. Небольшая, но существенная мелочь, которая касается нашего прихода в школу – это приветствие. Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.

Так как в школу приходим учиться, мы должны принести учебники, тетради, ручки и дневники, а ещё настроимся на то: что придётся работать, а работа не всегда бывает лёгкой и приятной, но никогда не бывает вредной и бесполезной! Ведь учёба в школе – это наша работа, и чем лучше мы с ней справляемся, тем лучшими специалистами мы в будущем станем.

Как вы думаете, в каком настроении нужно приходить в школу?

Делать все надо в хорошем настроении – на радость себе и другим. Ведь, если мы пришли в школу в плохом настроении – нагрубили учителю, поругались с приятелями, - в ответ мы не получим улыбок и утешения, скорее всего вам ответят тем же, а от этого явно настроение лучше не станет. Да еще не все обязаны знать, что у вас не все ладится. Поверьте, окружающие не знают все то, что известно вам, и требовать от них сочувствия и понимания, можно только объяснив им, что у вас что-то не ладится.

Основное правило поведения: ведите себя с другими людьми так, как хотите, чтобы они вели себя с вами. Хотите гадости и грубости в ответ – грубите, хотите доброго отношения и понимания – сами хорошо относитесь к другим и постарайтесь понять, что родители и учителя вас ругают не за то, что вы плохи, а потому, что считают, что вы могли сделать лучше и больше – а поленились.

Что же дальше? Необходимо помнить о внешнем виде. Волосы должны быть чистыми и причесанными! Одежда должна быть чистой и комфортной.

Что же дальше? Пришли вовремя, настроение хорошее, да ещё и рабочее, внешний вид – хоть на обложку журнала. На что ещё стоит обратить внимание?

- Как обращаться в школе к учителям, взрослым и ученикам?

5.Правила поведения в школе.

- Как вести себя в школе? Давайте вспомним правила поведения в школе. 1)Категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других детей.

2)Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, толкаться (если это произошло случайно – извиниться).

3)Самое важное время в школе – это уроки. Помните, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс.

4)Правило хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.

- Какие правила поведения на уроке вы уже освоили во время учебы?

5)Конечно, на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа. Если необходимо задать вопрос или повторить и дополнить ответ одноклассника, надо поднять руку и дождаться разрешения учителя, только тогда можно спросить.

IV .Заключительная часть.

Вот основные правила поведения в школе, о которых я хотела с вами поговорить. Помните, что самое главное правило поведения: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами. Раздать памятки.

В школу надо приходить чистыми и аккуратно одетыми.

Необходимо приходить вовремя. Минут за 15 до начала урока.

Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.

В школе надо учиться, а не лениться.

Категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других детей.

Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, толкаться (если это произошло случайно – извиниться).

Помните, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс.

Правило хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.

на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа. Если необходимо задать вопрос или повторить и дополнить ответ одноклассника, надо поднять руку и дождаться разрешения учителя, только тогда можно спросить.

На перемене не принято бегать, толкаться, про драки вообще не говорим – это запрещено. В любой драке виноваты обе стороны – потому что не смогли решить вопрос миром.

Помните, что самое главное правило поведения: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.

Читайте также: