Школьные страхи у дошкольников как проблема психолого педагогического исследования

Обновлено: 01.07.2024

Изучение страхов у дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Особенности преодоления феномена страхов в процессе педагогической деятельности. Экспериментальное исследование и рекомендации по коррекции страхов у детей дошкольного возраста.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 23.03.2013
Размер файла 43,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Психологическое изучение страхов у детей дошкольного возраста

страх дошкольник психологический педагогический

Глава 1. Изучение страхов у детей дошкольного возраста как психолого- педагогическая проблема

1.1 Феномен страхов в психолого-педагогических исследованиях

1.2 Особенности страхов у детей дошкольного возраста

Глава 2. Исследование страхов у детей дошкольного возраста

2.1 Этапы, методы и методики исследования

2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования

2.3 Рекомендации по коррекции страхов у детей дошкольного возраста

страх дошкольник психологический педагогический

В современном мире практически у каждого из людей есть различные страхи. Эти эмоциональные проявления являются неотъемлемой частью нашей жизни. Большинство страхов обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Исследования, посвященные страху создают многочисленные основания для дальнейшего понимания этой эмоции. Проблема страхов у детей дошкольного возраста очень актуальна в настоящее время. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании. Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будут зависеть те положительные эмоции, которые является основой нервно-психического здоровья ребенка. К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и долг взрослых - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Цель исследования: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: страхи детей дошкольного возраста.

В соответствии с объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1.Обобщить теоретический материал по проблеме возникновения страха у детей старшего дошкольного возраста.

2.Выявить психолого-педагогические аспекты проявления страха.

Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С. Мухиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. Диагностика и коррекция детских страхов отражена в исследованиях К.С. Лебединской, А.В. Суворовцевой, И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, Рейнгольд, Робинсон, Г. Эберлейн.

1. Анализ справочной психолого - педагогической литературы.

2. Количественная и качественная обработка результатов.

Глава 1. Изучение страхов у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

1.1 Феномен страхов в психолого-педагогических исследованиях

Жизнь без эмоций не возможна. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Одним из эмоциональных состояний детей дошкольного возраста является страх.

Р. Ф. Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [18, c.165].

Таким образом, проанализировав разные трактовки понятия страха можно остановить свой выбор на определении данном В.В. Юрчук, так как оно отличается полнотой, точностью и современностью.

Известный физиолог И.П. Павлов считает страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделением желудочного сока [16, c. 564].

Страх возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящих таким понятиям как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страха всегда подразумевает переживание какой - либо реальной или воображаемой опасности [3, c. 139].

Всё это даёт основание говорить об условно рефлекторном характере страха, даже если ребёнок пугается ( вздрагивает ) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь не произвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.

1.2 Особенности страхов у детей дошкольного возраста

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер, Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорят о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

Максимум страхов наблюдается в 5-8 лет, при уменьшении интенсивности связей между страхами, но страх при этом более сложно психологически мотивирован и несет в себе больший познавательный заряд. Как известно, эмоциональное развитие в основных чертах заканчивается к 6 годам, когда эмоции уже отличаются известной зрелостью и устойчивостью. Начиная, с 5 лет на первый план выходит интеллектуальное развитие, в первую очередь мышление ( вот почему во многих странах с этого возраста начинается обучение в школе ). Ребенок в большей степени, чем раньше, начинает понимать, что способно причинить ему вред, чего следует бояться, избегать. Следовательно, в возрасте наиболее часто выявляемых страхов, то есть в старшем дошкольном возрасте, можно уже говорить не только об эмоциональной, но и о рациональной основе страхов как новой психической структуре формирующейся личности.

Глава 2. Исследование страхов у детей дошкольного возраста

2.1 Этапы, методы и методики исследования

При состояниях хронического беспокойства и страха человек (ребёнок) находится в напряжённом ожидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьёзен и озабочен. Он не может полностью расслабить мышцы, излишне устаёт, ему свойственны приходящие головные боли и спазмы в различных участках тела. Несмотря на усталость, не удаётся сразу заснуть, так как ребёнку мешают всякого рода навязчивые мысли, догадки предчувствия [ там же ]. Все выше перечисленное доказывается исследованием детей 4-х летнего возраста МДОУ (10 человек: 5 мальчиков и 5 девочек).

Цель исследования: изучить особенности страхов у детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ВОСПИ Т АНИЕ И О Б УЧЕНИЕ

Шк о л ь ны е с т р а х и у д о ш к о л ь н и к о в

к а к п р об л е м а п с и хо л ого - п е д а гог и ч е с к ого и сс л е д о в а н и я

В п с и х о л о г о - п е д а г о г и ч е с к о й л и т е р а т у р е в с е ч а щ е п о д н и м а е т с я в о п р о с о н е об х о д и мо с т и и з у ч е н и я ш к о л ь ны х с т р а х о в н е т о л ь к о у у ч е н и к о в м л а д ш и х к л а с с о в , н о и у д е т е й , т о л ь к о г о т о в я щ и х с я к о б у ч е н и ю в ш к о л е [ 1 , 4 ] 1 . В к о н т е к с т е и сс л е д о в а н и я п р об л е м ы п о дд е р ж а н и я п о з н а в а т е л ь н о й мо т и в а ц и и п е р е д п о с т у п л е н и е м в ш к о л у м ы р а с с мо т р е - л и о с об е нн о с т и п р о я в л е н и я с т р а х о в , с в я - з а нны х с п р е д с т о я щ и м о б у ч е н и е м .

К а к у с т а н о в л е н о Л . С . А к о п я н [ 1 ] , с у щ е - с т в у е т о п р е д е л е нн а я с в я зь м е ж д у о с об е н - н о с т я м и ш к о л ь ны х с т р а х о в и у р о в н е м г о - т о в н о с т и р е б е н к а к ш к о л е . Т а к о г о р о д а с т р а х и п р и с у щ и н е т о л ь к о д е т я м с н и з к и м у р о в н е м п о д г о т о в к и , н о и и х с в е р с т н и к а м с в ы с о к и м и п о к а з а т е л я м и и н т е лл е к т у а л ь н о - г о и с о ц и а л ь н о г о р а з в и т и я . К а к т е м , т а к и д р у г и м с л е д у е т у д е л я т ь о с обо е в н и м а н и е . С о д н о й с т о р о ны , б л а г о д а р я з а н я т и я м п о п о д г о т о в к е к об у ч е н и ю д е т и 6 – 7 л е т п о к а - з ы в а ю т х о р о ш у ю об щ у ю о с в е д ом л е нн о с т ь , и м е ю т д о с т а т о ч н о в ы с о к и е п о к а з а т е ли р е - ч е в о г о р а з в и т и я , об р а з н о г о и л о г и ч е с к о г о м ы ш л е н и я , с д р у г о й с т о р о ны , п с и х о л о г и н а б л ю д а ю т п р о я в л е н и я н е т и п и ч н о г о с о с т о - я н и я д о ш к о л ь н и к о в , к о т о р ы е е щ е т о л ь к о

г о т о в я т с я с т а т ь п е р в о к л а сс н и к а м и , н о у ж е и с п ы т ы в а ю т с т р а х п е р е д у ч и т е л е м , с в е р - с т н и к а м и . О н п р о я в л я е т с я в п о в ы ш е нн о й т р е в о ж н о с т и , н е г а т и в ны х э мо ц и я х п р и у п о - м и н а н ии ш к о л ы , п а д е н ии об щ е г о н а с т р о е - н и я , ч т о о т р а ж а е т с я н а п о з н а в а т е л ь н о й мо - т и в а ц ии .

В к о н т е к с т е и з у ч е н и я мо т и в а ц и о нн о й г о т о в н о с т и к ш к о л е м ы в ы я в ил и ф а к т о р ы п о я в л е н и я и н а р а с т а н и я ш к о л ь н о г о с т р а х а п о м е р е п р о д в иж е н и я к п о с т у п л е н и ю в I к л а сс . К н и м о т н о с и т с я , п р е ж д е в с е г о , а к - т и в н о е ( и н о г д а ч р е з м е р н о ) п о в е д е н и е р о д и - т е л е й и п е д а г о г о в д о ш к о л ь н о г о о б р а з о в а - н и я , н а п р а в л е н н о е н а п о л у ч е н и е з а м е т н ы х р е з у л ь т а т о в в ч т е н и и и с ч е т е , и з у ч е н и и и н о с т р а н н о г о я з ы к а . Ж е л а н и е р о д и т е л е й з а ч а с т у ю о п е р е ж а е т т е м п ы и н т е лл е к т у а л ь - н о г о , р е ч е в о г о , м ы с ли т е л ь н о г о , к ом м у н и к а - т и в н о г о и и н д и в и д у а л ь н о г о р а з в и т и я д е т е й . В п о д об н о й с и т у а ц ии у н е к о т о р ы х д о - ш к о л ь н и к о в л ю б ы е з а н я т и я а сс о ц ии р у ю т - с я с н е ж е л а т е л ь ны м и и н е п о с ил ь ны м и в и - д а м и д е я т е л ь н о с т и , к о т о р ы е с о п р о в о ж д а - ю т с я т р е бо в а н и я м и об я з а т е л ь н о с т и и с п о л - н е н и я , а в с л у ч а е н е у с п е х а — н е г а т и в ны м и о ц е н о ч ны м и с у ж д е н и я м и в о с п и т а т е л е й и

а т н ы х с к о б к а х у к а з а н ы н о м е р а р аб о т ы и с т р а ни ц ы в н е й и з с п и с к а « И с п о л ь з о в а н н а я — Р е д .

р о д и т е л е й или е щ е х у ж е — в ы с т а в л е н и е м о т м е т о к или и х з а м е н о й с и м в о л а м и . Е с ли п о с т о я нн о е у в е ли ч е н и е и н т е лл е к т у а л ь н о й н а г р у з к и в е д е т к о т р и ц а т е л ь ны м э мо ц и я м в с и т у а ц ии н е у с п е х а , т о ч у в с т в о с т р а х а н а ч и - н а е т п о д а в л я т ь п р и р о д н у ю п о з н а в а т е л ь н у ю мо т и в а ц и ю р е б е н к а , и к с е м и г о д а м о н у ж е у с т а е т у ч и т ь с я . П о н а ш и м н а б л ю д е н и я м р а с т е т к о ли ч е с т в о д е т е й , н е ж е л а ю щ и х и д т и в ш к о л у и д а ж е и с п ы т ы в а ю щ и х с т р а х п е р е д н е й . К т ом у ж е у н е к о т о р ы х и з н и х е с т ь п р и - м е р ы н е г а т и в н о г о о т н о ш е н и я к у ч е б е с о с т о р о ны с т а р ш и х б р а т ь е в и с е с т е р .

И сс л е д о в а н и е ф е н ом е н а ш к о л ь н ы х с т р а х о в т р е б у е т о п р е д е л е н и я п о н я т и й с т р а х и т р е в о ж н о с т ь , п о н и м а н и я о с об е н - н о с т е й и х в о з н и к н о в е н и я и с п е ц и ф и к и п р о - я в л е н ий . Я в л яя с ь э мо ц и о н а л ь ны м и с о с т о я - н и я м и , в о з н и к а ю щ и м и в с и т у а ц и я х у г р о з ы , и с х о д я щ е й и з д е й с т в и т е л ь н о й или в ооб р а - ж а е мо й о п а с н о с т и , о н и о т ли ч а ю т с я т е м , ч т о с т р а х и в о з н и к а ю т к а к п р е д в о с х и щ е н и е и п р о я в л я ю т с я ш и р о к и м д и а п а з о н ом о тт е н - к о в ( о п а с е н и е , и с п у г , бо я з н ь , у ж а с ) в к а ч е - с т в е р е а к ц ии н а к о н к р е т н у ю у г р о з у . Т р е - в о ж н о с т ь ж е с в и д е т е л ь с т в у е т о с к л о нн о с т и и н д и в и д а к с и т у а т и в н ом у п е р е жи в а н и ю т р е в о г и ( в с в я з и с к о н к р е т н о й в н е ш н е й с и - т у а ц и е й ) или к а к ли ч н о с т н о е с т а б ил ь н о е с о с т о я н и е в с и т у а ц и я х н е о п р е д е л е нн о й о п а с н о с т и , п р о я в л я ю щ ее с я в о жи д а н и и н е б л а г о п о л у ч и я , т . е . б е с п р е д м е т н о [ 2 , 553 ] .

В т а к ом п о н и м а н ии д а нны х ф е н ом е н о в м ы в е д е м п о и с к с р е д с т в п р е о д о л е н и я д е с т - р у к т и в н о с т и с т р а х а и н е о п р а в д а нн о й т р е - в о ж н о с т и п о п о в о д у ш к о л ь н о г о об у ч е н и я . Эт о в а ж н а я п с и х о л о г о - п е д а г о г и ч е с к а я п р об л е м а , т р е б у ю щ а я т е о р е т и к о - м е т о д о л о - г и ч е с к о г о обо с н о в а н и я д л я ее к ом п е т е н т н о - г о р е ш е н и я в об р а з о в а т е л ь ны х у ч р е ж д е н и - я х . П о м е р е в з р о с л е н и я д е т и мо г у т р е ф л е к - с и р о в а т ь с е б я в э т и х с о с т о я н и я х , п о н и м а т ь , с о д н о й с т о р о ны , и х н е и з б е ж н о с т ь , с д р у- г о й — н е об х о д и мо с т ь и х п р е о д о л е н и я . О д - н а к о д о ш к о л ь н и к а м п о к а с л о ж н о а н а ли з и - р о в а т ь с в о и ч у в с т в а и у п р а в л я т ь и м и . П о - э т ом у п омо ч ь и м с п р а в и т ь с я с н е г а т и в ны м и э мо ц и я м и — з а д а ч а в з р о с л ы х .

Е с ли б е с п о к о й с т в о в о з н и к а е т в о т в е т н а к о н к р е т н у ю о п а с н о с т ь , т о э т о н е об х о д и мо р а с ц е н и в а т ь к а к в а ж ны й с и г н а л и п р о в о - д и т ь п с и х о л о г о - п е д а г о г и ч е с к у ю р а бо т у с

р е б е н к ом и е г о о к р у ж е н и е м , н а п р а в л е нн у ю н а у с т р а н е н и е и с т о ч н и к а и п р е о д о л е н и е с т р а х а . О д н а к о , к а к п о к а з ы в а е т н а ш о п ы т , д о ш к о л ь н и к и д а л е к о н е в с е г д а с п о с об ны н а з в а т ь и о п и с а т ь п р и ч и н у с в о е г о с о с т о я - н и я , к о т о р о е т р а к т у е т с я в з р о с л ы м и к а к т р е - в о ж н о с т ь [ 5 , 16 ] .

В п р о ц е сс е и с с л е д о в а н и я м ы о б р а т и л и в н и м а н и е н а т о , ч т о с л о в а т р е в о г а , т р е в о ж о с т ь п р а к т и ч е с к и н е в с т р е ч а ю т с я в р е ч и д е т е й 6 – 7 л е т . О н и и с п о л ь з у ю т с л о в а с т р а ш н о , и сп у г а л с я , б о ю с ь и т . п ., ч т о , н а н а ш в з г л я д , с в и д е т е л ь с т в у е т о н а л и ч ии у н и х р е - а к ц и и н а к о н к р е т н ы е и с т о ч н и к и ( д а ж е е с л и р е б е н о к н е мо ж е т и д е н т и ф и ц и р о в а т ь и х ) . Л и ч н о с т н а я т р е в о ж н о с т ь к а к у с т о й ч и в а я ч е р т а в э т ом в о з р а с т е е щ е н е с ф о р м и р о в а - л а с ь . В о с п и т а т е л ь д о л ж е н у м е т ь к ом п е т е н т - н о р а бо т а т ь с д е т ь м и и р о д и т е л я м и , ч т об ы н е с о з д а в а т ь об с т а н о в к у н а г н е т а н и я т р е в о г и и с т р а х а . К р ом е т о г о , м н о г и е п с и х о л о г и [ 3 – 5 ] о т м е ч а ю т , ч т о э т и э мо ц и о н а л ь н ы е с о с - т о я н и я т р а н с ли р у ю т с я д е т я м о т р о д и т е л е й , и м а л о к т о з а д у м ы в а е т с я о н е об х о д и м о с т и у ч и т ь к а к т е х , т а к и д р у г и х с п р а в л я т ь с я с н и м и .

Н е к о т о р ы е п с и х о л о г и у т в е р ж д а ю т , ч т о в 6 – 7 - л е т н е м в о з р а с т е к о ли ч е с т в о р е г и с т - р и р у е м ы х у д е т е й с т р а х о в д о с т и г а е т п и к а

В ОСП И Т А Н И Е И ОБУ Ч ЕНИ Е

[ 3 ] . Е щ е с р а в н и т е л ь н о н е д а в н о к и х ч и с л у н е о т н о с или ш к о л ь н ы е с т р а х и , с ч и т а л о с ь , ч т о о н и п о я в л я ю т с я у п е р в о к л а с с н и к о в . В н а с т о я щ ее в р е м я н а б л ю д а е т с я т е н д е н ц и я к б о л е е р а н н е м у п р о я в л е н и ю н е г а т и в ны х э мо ц и й в о т н о ш е н ии ш к о л ы . Эт о п о д т в е - р ж д а е т с я и р е з у л ь т а т а м и и сс л е д о в а н и я , п р о в е д е нн о г о н а м и в д в у х м у н и ц и п а л ь н ы х д е т с к и х с а д а х г . Е к а т е р и н б у р г а , в к о т о р ом у ч а с т в о в а л о 6 5 д е т е й в в о з р а с т е о т 6 , 5 д о 7 , 5 г о д а .

П о л у ч и в д а нн ы е р е з у л ь т а т ы , м ы п об е - с е д о в а л и с в о с п и т а т е л я м и т р е х г р у пп , у ч а с т в у ю щ и х в и с с л е д о в а н и и . В ы я с н и - л о с ь , к с о ж а л е н и ю , ч т о о н и и с п о л ь з у ю т

ш к о л ь н у ю о т м е т о ч н у ю ш к а л у и л и з а м е н я - ю т е е п о х о ж и м и п о з н а ч е н и ю с и м в о л а м и , н а п р и м е р с м а й л и к а м и : у л ы б а ю щ и й с я о з - н а ч а е т х о р о ш у ю о ц е н к у р а б о т ы , а б е з у л ы б к и — н е д о в о л ь с т в о в о с п и т а т е л я . П е - д а г о г и с ч и т а ю т , ч т о э т о п о з в о л я е т мо т и в и - р о в а т ь н а в ы п о л н е н и е з а д а н и й , у с т а н а в л и - в а т ь д и с ц и п л и н у , н а к а з ы в а я п л о х и м и о т - м е т к а м и т е х , к т о м е ш а е т п р о в е д е н и ю з а н я - т ий . Т а к и м об р а з ом , б ы л о б ы о ш и б к о й у т в е р ж д а т ь , ч т о с о в р е м е нны е д о ш к о л ь н и - к и н е с т а л к и в а ю т с я с о т м е т к а м и д о п р и х о - д а в ш к о л у . И х н е бо л ь ш о й жи з н е нны й о п ы т о т л и ч а е т с я ли ш ь п р е д с т а в л е н и я м и о с и м в о л е о т м е т о к .

Н а в т о р о м м е с т е п о ч а с т о т е у п о м и н а - н ий — с т р а х п е р е д у ч и т е л е м , к о т о р о г о бо - я т с я 2 6 % д е т е й . Д о ш к о л ь н и к и с ч и т а ю т , ч т о о с н о в н а я е г о з а д а ч а — с т а в и т ь о т м е т к и и р у г а т ь з а п о в е д е н и е . П р и э т ом у д и в и т е - л е н с л е д у ю щ ий ф а к т : с т р а х , с в я з а нны й с у ч и т е л е м , к о т о р ы й п о с т а в и т о т р и ц а т е л ь - н у ю о т м е т к у , у к а з ы в а е т с я р е д к о ( 6 % ) . Б о л ь ш и н с т в о д е т е й о п а с а ю т с я н а к а з а н и я з а п р о с т у п к и . М ы об ъ я с н я е м э т о т ф а к т о с об е н н о с т я м и в о с п и т а т е л ь н о г о п р о ц е сс а в г р у пп а х д е т с к о г о с а д а . Д е т и н е в и д я т бо л ь ш и х р а з л и ч и й м е ж д у у ч и т е л е м и в о с - п и т а т е л е м ( в б е с е д е о н и ч а с т о и с п о л ьз у ю т э т и с л о в а к а к с и н о н и м ы ) . Е с ли , п о и х м н е - н и ю , о с н о в н а я з а д а ч а р а б о т ы м н о г и х в о с п и т а т е л е й с в о д и т с я к п о дд е р ж а н и ю в г р у пп е п о р я д к а и д и с ц и п ли ны , т о и у ч и - т е л ь н а д е л я е т с я и м и п о д об ны м и ф у н к ц и я - м и . К р ом е т о г о , о к о л о т р е т и д о ш к о л ь н и к о в о т м е т или , ч т о п р и п о с е щ е н ии ш к о л ы ( в о в р е м я п р о в е д е н и я к о н к у р с о в , з а н я т и й в к р у ж к а х и л и н а п о д г о т о в и т е л ь ны х к у р с а х и т . д . ) с а м и в и д е ли , к а к у ч и т е л я к р и ч а т , о б - з ы в а ю т у ч е н и к о в .

И сс л е д у я ф е н ом е н ш к о л ь ны х с т р а х о в у с о в р е м е нны х д о ш к о л ь н и к о в , м ы у с т а н о в и - ли , ч т о и м п о д в е р ж е н о бо л ь ш и н с т в о д е т е й 6 , 5 – 7 , 5 г о д а . Т о л ь к о у 8 % и с п ы т у е м ы х н е об н а р у ж е н о и х п р и з н а к о в . Д л я 92 % о п р о - ш е нны х х а р а к т е р н о н а ли ч и е к а к м и н и м у м о д н о г о с т р а х а , с в я з а нн о г о с о ш к о л о й . О б ъ - я с н е н и е э т ом у м ы н а х о д и м н е т о л ь к о в о р - г а н и з а ц ии в з р о с л ы м и п о д г о т о в к и д е т е й к п р е д с т о я щ е м у п е р е х о д у н а н о в у ю с т у п е н ь об р а з о в а н и я , н о и в о с об е нн о с т я х и н ф о р м а - ц и о нн о й и с о ц и а л ь н о й с р е д ы , с к о т о р о й с т а л к и в а е т с я р е б е н о к , в мо д е ли д е т с к о - р о - д и т е л ь с к и х о т н о ш е н ий .

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1 . А к о п я н Л . С . Ш к о л ь н ы е с т р а х и у д е т е й с р а з ли ч н ы м у р о в н е м п с и х о л о г и ч е с к о й г о т о в н о с -т и к ш к о л ь н о м у о б у ч е ни ю // И з в . С ама р с к о г о н а у ч . ц е н т р а Р о с . а к а д е м ии н а у к . 2010 . Т . 12 . № 5 .

2 . Б о л ь ш о й п с и х о л о г и ч е с к ий с л о в а рь / П о д р е д . Б . Г . М е щ е р я к о в а , В . П . З ин ч е н к о . С П б . , 2003 .

3 . З а х а р о в А . И . Д н е в н ы е и н о ч н ы е с т р а х и у д е т е й . СП б ., 2005 .

4 . К о ч ет о в а Ю . А . Ст р а х и с о в р е м е нн ы х д о - ш к о л ь ни к о в и и х с в я з ь с о с о б е нн о с т я м и д е т с к о - р о д и т е л ь с к и х о т н о ш е ний / / П с и х о л о г и ч е с к а я н а у к а и о б р а з о в а ни е . 2012 . № 3 .

5 . П р и х о ж а н А . М . П с и х о л о г и я т р е в о жн о с т и : д о ш к о л ь н ы й и ш к о л ь н ы й в о з р а с т . СП б ., 2007 .



Страх и тревожность являются наиболее опасными из всех эмоций. Обширные области исследования, посвящённые детским страху и тревожности, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этих важных эмоций.

Актуальность темы детских страхов

Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную. В результате во многих случаях можно говорить не об одной эмоции страха или тревожности, а о целом их комплексе, который охватывает сознание ребенка практически целиком и тем самым предопределяет его поведение и деятельность, зачастую весьма неэффективно.

Страх и тревожность являются наиболее опасными из всех эмоций. Обширные области исследования, посвящённые страху и тревожности, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этих важных эмоций. Литературы по данной проблеме разработано немного, но она свидетельствует о том, что изучение страхов и тревожности у дошкольников и учащихся младших классов весьма актуальна.

Проблема страхов мало используется в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Проблемой страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста занимались многие учёные. Безруких М.М. и Ефимова С.П. указывают на большой вклад Боулби в обозначение причин детских страхов, а так же на заслуги Рэчмена, согласно концепции которого, события или ситуации, которые вызывают так же боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Черясворт предложил перечень индикаторов страха. Много методов и приёмов для снятия тревожности младших школьников разработано у А.М. Прихожан.

Актуальность темы не вызывает сомнений, и определяется широкой распространенностью эмоциональных комплексов, среди дошкольников и младших школьников. Они являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств, и с помощью психолого-педагогического исследования детского страха, возможно проведение его коррекции.

Методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей

С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли воспитатели и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине педагогов, и наш долг - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто воспитательской невнимательностью.

В связи с этим в настоящее время психологами и терапевтами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей.

Работая с детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно ли сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.

Есть множество страхов, возникновение которых не связано деятельностью в детском саду. Опрошенные дети боятся: оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты. Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны). Психологи выделяют способы преодоления страхов у детей. Для этого существуют целые комплексы приемов, упражнений.

Воспитатель, работая в группе, должен проводить работу по снятию страхов. Занятия проводятся, используя отдельные методы и приемы. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий в семье и детском саду, где поддерживаются хорошие условия для ребенка со стороны окружающих.

Как бороться с детскими страхами?

Чтобы оказывать воздействие на ребенка, прежде всего, нужно установить контакт, подразумевающий доверительное, доброжелательное, искреннее, заинтересованное отношение к нему, способствующий развитию его творческих возможностей и веры в себя.

Отправная точка любого психотерапевтического воздействия — это принятие чувств и желаний детей и их самих такими, какие они есть, что позволяет индивидуализировать воздействие на ребенка и сделать его более результативным.

Необходимо также терпение при работе с детьми. Не всегда оно, правда, дает незамедлительные результаты. В немалой степени это зависит и от способности детей перестраивать отношения и наполнять свою жизнь новым содержанием.

Для того чтобы воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от страхов, педагогам необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. В современных цивилизациях существует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.

Что такое страх?

Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в старшем дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они во многом носят возрастной переходящий характер. Что к моменту поступления в школу у детей наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и опасения перед поступлением в школу.

Многие страхи в подростковом возрасте являются развитием раннее предшествующих страхов и тревог. Поэтому чем раньше начата работа по преодолению и предупреждению страхов, тем больше вероятность их отсутствия в подростковом возрасте. Если психологическая, родительская и медицинская помощь будет оказана в дошкольном возрасте, можно рассчитывать на эффект предупреждения развития психастенических черт характера и невроза в подростковом возрасте.

  • Чтобы существенно снизить тревожность ребенка перед поступлением в школу необходимо педагогам и родителям обеспечить реальный успех ребенка, в какой либо деятельности. Необходим щадящий режим в той области, в которой успехи невелики.
  • Педагогам и родителям решившим помочь детям избавиться от страха, можно использовать программу коррекционной работы, коррекционные игры и задания, которые должны подбираться на основе проведённых диагностических методик.
  • Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от страхов, преподавателям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему, как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть.
  • С целью предупреждения появления неврозов у детей, необходимы позитивные перемены в жизни самого ребенка и семьи.

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье.

В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции страхов разной этиологии. В целом, все предлагаемые способы условно разделены на три группы:

1. Игра со страхом;
2. Рисование страха;
3. Вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории).

Игровой метод преодоления детских страхов

Коррекционная работа проводится как с подгруппами детей, так и индивидуально.

Первоначально рекомендуется использовать методики, основанные на использовании игрового метода. Основная задача данного метода: научить ребёнка испытывать положительные эмоции, что благотворно влияет на его психику. Основным средством является разнообразная игровая деятельность, которая повышает общий уровень переживаний ребёнка, помогает ему установить доверительные отношения со взрослыми, сверстниками.

Также нами предлагаются методики, основанные на использовании сказкотерапии с целью снижения уровня выраженности экзистенционального страха у детей старшего дошкольного возраста.

Вербализация страхов вызывает чувственный ответ, эмоциональное переключение, которое выступает в роли психологической защиты.

Подобранный комплекс коррекционных методик способствует снижению количества страхов у детей старшего дошкольного возраста, посредством изживания у детей переживания страха смерти, чувства одиночества и покинутости, снятия ощущения постоянной угрозы, исходящей из окружающего мира

В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они еще не завладели характером ребенка и чаще всего носят возрастной характер.

Оставлять детский страх без внимания невозможно, потому что он - тяжелое, неприятное чувство, оказывающее гнетущее и весьма вредное влияние на всю жизнь ребенка и своеобразное явление, имеющие причины, которые исходят, прежде всего, от взрослых.

Практическое исследование позволяет выделить причины страхов и определить степень их проявления.

Преодоление страхов — это комплекс мер психологического и педагогического воздействия, из которых наиболее эффективными средствами являются рисование и игра.

Проведённая работа позволяют сделать вывод о том, что проблема эмоциональных нарушений у детей остаётся актуальной и занимают значительное место в современной психологии.


В современное время ребенок подвергается влиянию множества неблагоприятных факторов, которые могут привести к задержке развития потенциальных возможностей личности. Сейчас многие ученые отмечают, что повышается рост числа детей с разнообразными страхами, которые ведут к повышенной возбудимости и тревожности.

При переходе из детского сада в общеобразовательную школу ребенок попадает в своеобразные экстремальные условия, которые могут привести к детской тревоге и страхам. В этот период важно помочь ребенку разрешить и преодолеть эти трудности. Поэтому наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.

Проблемой детских страхов занимались зарубежные ученые, например, такие как: С. Холл, З. Фрейд, Г. С. Салливен; и отечественные В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Н. Г. Вологодина и др.

Общее в страхе и в тревоге это эмоциональный компонент, который проявляется в виде чувства беспокойства и волнения, то есть в обоих понятиях отображается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.

Большинство детских страхов обусловлено возрастными особенностями развития и носят временный характер. При правильном подходе к пониманию причин их появления, детские страхи исчезают.

Однако также существуют устойчивые невротические страхи. Такие страхи служат симптомом неблагополучия: физическое, психологическое, моральное истощение ребенка; неправильная позиция родителей при воспитании детей, их неосведомленность в психологических и возрастных особенностях своего ребенка, наличие у родителей собственных страхов, конфликтное взаимоотношение в семье. Такие страхи переносятся детьми болезненно и могут сохранятся долгое время, при этом они искажают личность ребенка, а также отрицательно влияют на развитие его мышления и эмоционально-волевой сферы. В данном случае, ребенку требуется помощь профессионального психолога.

Основные причины детских страхов:

- Конкретный случай, пугающий ребенка (например: укусила собака). Данные страхи быстрее и эффективнее корректируются. В этом случае не всегда развивается стойкий, заметный страх для окружающих. Так, как это во многом зависит от индивидуальных особенностей характера ребенка (медленная переключаемость внимания, мнительность, низкая самооценка, пессимизм и т. д.).

- Внушенные страхи. Как правило, их источником являются взрослые (родители, родственники, учителя). Они бывают непроизвольно, а иногда и с бурными эмоциями, предостерегают ребенка от опасности. При этом, взрослые не обращают внимания на то, что его напугало больше: опасность или реакция на нее взрослого. В итоге ребенку не понятна данная ситуация, но он уже чувствует тревогу. Таким образом, у него возникает страх, который может зафиксироваться и распространиться на дальнейшее поведение в подобных ситуациях. Как правило, такие страхи закрепляются на всю жизнь.

- Детская фантазия. Бывают случаи, когда ребенок воображает себе предмет страха. Например, в детском возрасте многие боялись темноты, где оживали монстры и призраки. Но каждый ребенок по-своему реагирует на такие вымыслы. Одни сразу их забывают, а у других это может привести к непоправимым последствиям.

- Внутрисемейные конфликты. Иногда ребенок боится оказаться причиной конфликтов между родителями или чувствует себя виноватым в сложившихся ситуациях.

- Взаимоотношения со сверстниками. Когда школьный коллектив не принимает ребенка, постоянно конфликтует с ним, тогда у него пропадает интерес к школе, появляется страх быть униженным. Причиной появления страха могут быть и сами дети. Например, один ребенок может запугивать другого разными страшными историями.

- Неправильное воспитание и деструктивное отношение к ребенку. Детские страхи могут возникнуть как при недостатке внимания родителей (гипоопека), так и при излишней внимательности (гиперопека), а также при жестоком отношении к ребенку.

- Наличие невроза. Это психологическое расстройство должны диагностировать и лечить медицинские работники. Невроз проявляется через те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка. А также очень сильное проявление и переживание страхов. На патологический страх указывают его крайние способы выражения (например: ужас, эмоциональный шок, потрясения) или затяжное течение, непроизвольность, полное отсутствие контроля со стороны.

Переход от дошкольного периода к школьной жизни — один из главных переломных моментов в психическом развитии детей, так как ребенок должен перейти от игры к деятельности обучения, которая ставит перед ним новые правила. Ребенок в школе не только получает новые знания, умения и навыки, но также и определенный социальный статус. При этом у него меняются ценности и интересы. А также кроме его родителей, авторитетом для младшего школьника становится его учитель.

Процесс перестройки эмоционально-мотивационной сферы заключается не только в появлении новых мотивов, изменением в иерархической мотивационной системе ребенка. Но, также в кризисный период происходит важная глубокая перестройка в плане переживаний. В конце дошкольного детства намечается осознание ребенком своих переживаний. В младшем школьном возрасте осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы.

В младшем школьном возрасте, страхи, основанные на инстинкте самосохранения, сменяются социальными страхами, более сложными по своей структуре и гораздо труднее определяемые. Например, такие как:

- Страх смерти родителей. Проблемные симптомы, не замеченные у ребенка, могут начать проявляться в первых признаках невроза: нарушение сна, заторможенность или чрезмерная активность. В результате, это скажется на учебе и, как следствие, проявится в недовольстве школьного педагога. Таким образом, усугубит проблему и выведет страхи на новую ступень.

- Страх разлуки. Состояние страха, которое возникает при реальной или воображаемой угрозе расставания ребенка со значимыми для него лицами. Его считают патологическим, когда он чрезмерно интенсивен и длителен, когда он наносит ущерб нормальному, типичному для данного возраста качеству жизни или возникает в том возрасте, когда обычно уже должен быть преодолен.

- Страх принятия решений. Или страх ответственности. Чаще он встречается у детей, воспитывающихся в строгих или боязливых семьях. В обоих случаях страх проявляется в том, что ребенка ставит в замешательство даже простейшая ситуация выбора.

В решении проблемы детских страхов существует необходимость комплексного подхода в психологической коррекции детских страхов и поиска способов преодоления психического неблагополучия ребенка.

Начальным этапом коррекции является диагностика. Она может проводиться в качестве беседы. При этом хорошо использовать проективные методики (например рисуночные тесты) для детей, т. к. они наиболее полно отражают внутренний мир ребенка, а также его настроение на данный момент времени.

Для эффективного преодоления страхов у детей можно использовать различные направления психокоррекции:

Арт-терапия — метод психотерапии, в котором для лечения и психокоррекции используются творчество и художественные приемы (игра, рисование, музыка, фотография, лепка, кинофильмы, книги, создание историй, актерское мастерство, и многое другое).

Видами арт-терапии являются: рисование, библиотерапия (в том числе сказкотерапия), куклотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, драматерапия, песочная терапия и др.

В коррекционной работе также успешно применяется совокупность различных методик. Этот комплексный подход называется арт-синтезтерапии. Он объединяет разнообразные методики в единое целое, так как многие виды искусства легко сочетаются (например, игротерапия и оригами, театр и драматургия, риторика и стихосложение). Количество видов и методик в наше время постоянно увеличивается.

Также популярным направлением психокоррекции детских страхов является зоотерапия. Учеными было доказано, что общение ребенка с животными (кошка, собака, лошадь и др.) способствует снижению артериального давления, усталости и стресса. Также присутствует лечебный эффект при психологических травмах и воспалительных процессах.

Одним из направлений психокоррекции является и садовая терапия. Используются растения и садоводство как инструмент для улучшения социального, психологического и физического благосостояния детей и взрослых. Практический опыт американских терапевтов доказывает, что занятия садоводством самым положительным образом влияют на детей, в силу различного рода отклонений испытывающих трудности с учебой. При этом расширяется их бытовой и социальный опыт, дети приобретают полезные практические навыки для жизни [6; 47].

Таким образом, системный подход в психотерапии детских страхов — один из наиболее эффективных методов. Использование одного или несколько методов в коррекции детских страхов уже принесут пользу ребенку — помощь в легком прохождении возрастной обусловленности страхов и переключении к активной деятельности. Так, как легче предупредить развитие патологических страхов в детском возрасте, чем лечить фобии и навязчивые состояния у взрослых.

1. Голутвина В. Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться/ В. Голутвина. — Москва: Гелеос, 2008. — 256 с. ISBN: 978–5-8189–1362–9

2. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей/ А. И. Захаров. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. — 313с. ISBN: 5–9268–0368–3

3. Сорокина В. В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления. — 2-е изд. / В. В. Сорокина.– М.: Генезис, 2007. — 191с.

4. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка/ А. И. Захаров.- М.: Педагогика, 1986. — 127 с.; 2-е изд. — М.: Педагогика, 1993. — 127 с.

6. Сизых С. В. Садовая терапия / Сизых С. В., Кузеванов В. Я.// Биология в школе. — 2009. — № 5. — С. 47–50.

Основные термины (генерируются автоматически): страх, ребенок, младший школьный возраст, взрослый, детский возраст, инстинкт самосохранения, комплексный подход, смерть родителей.

Читайте также: