Школьные научные общества как форма внеурочной деятельности

Обновлено: 06.07.2024

Программа разработана для учащихся начальной школы, занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме, выстраивая квазииследовательскую и проектную деятельность учеников.

ВложениеРазмер
olimpionik.docx 34.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

программа внеурочной деятельности

научное общество учащихся

реализует интеллектуальное направление

развития личности школьников

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание внеурочной деятельности.
  3. Тематический план.
  4. Ожидаемые результаты.
  5. Ресурсное обеспечение реализации программы.

Нормативно-правовая база программы:

* основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;

* Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001г.;

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от педагогов. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Основные парадигмы развития одаренности:

1. Все дети одарены от природы.

2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.

Возрастные особенности обучающихся:

Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности — учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.

* Создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.

Говоря о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей каждого ребенка.

* Разработать методику выявления одарённых детей классными руководителями в каждом классе.

* Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.

* Создать условия для самореализации одарённых детей.

* Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития детей, формирования учебных компетенций.

* Разработать и внедрять прогрессивные технологии в работе с одарёнными детьми.

* При необходимости разрабатывать индивидуальные программы развития одарённых детей.

Требования к уровню образовательных результатов обучающихся :

Основным критерием для определения акцентации компетенции выступает доминирующая форма ее проявления в поведении ученика (в учебной или реальной жизненной ситуации):

демонстрация понимания чего-либо – когнитивно-ориентированные компетенции;

демонстрация действия (предметного, вербального, коммуникативного, интеллектуального и др.) – деятельностно-ориентированные компетенции;

Характеристика уровней сформированности компетенций

в соответствии с их акцентациями

Уровень сформированности компетенции

Общая характеристика уровня сформированности компетенции

Поверхностность, неясность, узость, эмпиричность и необоснованность суждений и умозаключений, неспособность устанавливать причинно-следственные взаимосвязи даже при наличии внешней помощи

Неспособность воспроизвести верную последовательность операций, составляющих действие

При систематическом наблюдении не обнаруживаются поведенческие признаки проявления личностного качества (позиции).

Средний (2 балла)

Незначительные дефициты глубины, ясности, полноты, обоснованности суждений и умозаключений; способность устанавливать причинно-следственные взаимосвязи самостоятельно проявляется при наличии внешней помощи

Полнота и верная последовательность операций, составляющих действие;

незначительные неточности в выполнении отдельных операций

Поведенческие признаки проявления личностного качества в профессиональной деятельности обнаруживаются эпизодически

Высокий (3 балла)

Глубина, отчетливость (ясность), полнота, обоснованность, разумная оригинальность (нестандартность) суждений и умозаключений; способность устанавливать причинно-следственные связи самостоятельно

Полнота и верная последовательность операций, составляющих действие;

точность и уверенность их выполнения

При систематическом наблюдении обнаруживаются поведенческие признаки проявления личностного качества (позиции) во всех ситуациях учебной, профессиональной и др. деятельности

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

1) на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;

2) на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

3) на приоритете внутренней свободы перед внешней, как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

* принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

* принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

* принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

* принцип создания условий для совместной работы разновозрастных групп учащихся при минимальном участии учителя;

* принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Технологии, методы и формы работы с одаренными учащимися:

Технологическую базу программы составляют технология гуманно-личностной ориентации педагогического процесса, дидактического усовершенствования и реконструирования материала, использования новых и новейших информационно-коммуникационных средств, активизации и интенсификации деятельности обучающихся.

Методы работы: активные методы обучения, методы активного слушания, письма, метод проектов, моделирования.

* индивидуальные и групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

кружки по интересам;

* совместные и индивидуальные занятия исследовательской деятельностью;

* участие в олимпиадах;

Кружок по интересам обеспечивает:

Учет индивидуальных возможностей учащихся.

Повышение степени самостоятельности учащихся.

Расширение познавательных возможностей учащихся.

Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция, защита проектов работает на:

Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

Формирование информационной культуры учащихся и навыка публичных выступлений.

Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Предметная неделя даёт ученикам:

Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

Развитие творческих способностей учащихся.

Все эти формы внеурочной деятельности обеспечивают самореализацию учащихся во внеклассной работе.

Новизна программы: данная программа обеспечивает внеурочную образовательную деятельность в разновозрастных группах учащихся сменного состава, как в различных предметных областях, так и в области решения нестандартных изобретательских (компетентностных) задач и носит системный характер, что обеспечивает высокие результаты работы. Подбор заданий осуществляется как из печатных изданий соответствующей тематики, так и разрабатывается лично автором данной программы.

2.Содержание внеурочной деятельности.

Подбор заданий для индивидуальной и групповой работы обеспечивает развитие в первую очередь высших психических функций: памяти, внимания, мышления, креативности. Следующим объектом развития выдвигается межличностное взаимодействие, развитие умений работать в паре, группе; уметь культурно высказать собственное мнение, критиковать оппонента, приходить к общему мнению. Данные умения развиваются как средствами предметной деятельности, охватывая русский язык, математику, окружающий мир, технологию, изобразительное искусство, так и на примерах житейских ситуаций, с которыми учащиеся регулярно сталкиваются.

Объём учебной нагрузки: 102ч в год, 12ч в месяц, 2ч в неделю для ученика/3ч для педагога

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РАБОТА НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Молоток Татьяна Викторовна, учитель физики МБОУ СОШ №41 г.Шахты

Школьные научные общества, научно-практические конференции, поисковые и научные исследования определены ФГОС как одна из форм внеурочной деятельности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Проблема широкого применения метода проектов, мотивация учащихся к исследовательской деятельности, совершенствование форм работы учителя является актуальной.

В МБОУ СОШ №41 г.Шахты активно работает Научное Общество Учащихся (НОУ). Работа НОУ направлена на развитие проектной и исследовательской деятельности учащихся.

В нашей школе стали традиционными Дни науки.

Тематика Дней науки может быть различной, как широко направленной так и узкой.

Сотрудничество с вузами города вносит свежую, интересную струю в работу Научного общества учащихся. Необходимость и полезность исследовательской деятельности обучающихся, развитие их научного творчества по техническому и естественно-научному профилю, является требованием времени, так как особой ценностью сегодня является инженерная деятельность.

На базе Шахтинского автодорожного института ЮРГПУ(НПИ) им.М.И.Платова прошло выездное заседание Научного клуба учащихся. Такой формат проведения явился инновационной формой проведения Дня науки. Стены зала заседаний Ученого совета, присутствие представителей кафедр вуза, задавало высокий уровень требований к докладчикам.

- История развития транспорта г.Шахты;

- Инновационные типы дорожного покрытия;

- Полуторка- автомобиль Великой Отечественной войны;

- Популяризация знаний через рекламу на транспорте;

- Разработка бизнес-плана шиномонтажной фирмы и другие.

Регулярное проведение Дней науки (осенние и весенние каникулы) позволило учащимся наработать большой опыт исследовательской работы, получить навыки презентации работы, публичного выступления. И, как следствие, достижение высоких результатов на конференциях городского и регионального уровней.

А учителям это позволило создать банк актуальных тем для дальнейших исследований, создать методические разработки в помощь учащимся и регулярно делиться опытом с коллегами в ходе круглых столов и конференций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

У НОУ более открытый формат. Мы делим участников НОУ на три категории: 1) актив НОУ – учащиеся, постоянно посещающие все заседания, участвующие во всех проектах, лидеры движения (таких, как правило, два – три человека на параллель); 2) учащиеся, принимающие постоянно участие только в определенных видах проектов, которые им наиболее нравятся; 3) и, наконец, учащиеся, которым нравится предмет, и они хотели бы поучаствовать в работе НОУ, но в силу разных обстоятельств (загруженности в других кружках и секциях, отсутствия волевых качеств для систематической работы) не могут постоянно принимать участие в проектах НОУ; для них мы предоставляем возможность попробовать силы в каких-то отдельных мероприятиях.

Главным принципом работы НОУ является возможность представить результаты своего труда публично: на уровне школы, района, города, области. Детям важно получить опыт общения с такими же увлеченными ровесниками, почувствовать дух конкуренции, сравнить себя с другими, получить навык публичного выступления, услышать разумную критику или похвалу в свой адрес.

Не менее важным принципом выступает преемственность поколений НОУ. Младший состав (учащиеся 6-8 классов) получает посильную возможность участвовать в проектах со старшими школьниками, которые выступают для них и примером, и наставниками.

Какие виды работы учащихся используют НОУ?

1. Подготовка исследовательских работ, организация конференций.

2. Организация гимназических коллективно-творческих дел: игры, викторины, политические дебаты.

3. Участие в очных и дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах.

4. Организация экскурсионных историко-краеведческих маршрутов по микрорайону; совместное посещение членами НОУ музеев и выставок.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
  • классное руководство.


Направления, виды и формы внеурочной деятельности

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно — нравственное
  3. Общеинтеллектуальное
  4. Общекультурное
  5. Социальное

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно — ценностное общение
  • Досугово — развлекательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

  • Посещение спортивных секций
  • Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
  • Участие в спортивных соревнованиях.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Общекультурное:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.

Духовно-нравственное:

Социальное:

Формы внеурочной деятельности по видам:

Словесно-логические

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

  • Беседы на различные темы
  • Дискуссии
  • Собрания
  • Конференции
  • Лекции

Образно-художественные формы

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Трудовые формы внеурочной деятельности

  • Работа на пришкольном участке
  • Работа по оформлению и уборке кабинета
  • Уход за комнатными растениями
  • Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
  • Помощь школьному библиотекарю
  • Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

Игровые (досуговые) формы работы

  • Совместные праздники
  • Подготовка концертов, спектаклей
  • Неделя театра, танца, вокала
  • Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
  • Соревнования
  • Конкурсы
  • КВНы
  • Туристические походы
  • Экскурсионные прогулки в парк
  • Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

Психологические формы

  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Психологические упражнения
  • Консультации
  • Тренинги

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.

Литература:

Читайте также: