Школа жизни кто написал

Обновлено: 02.07.2024

ШКОЛА Жизни — это такая НАУКА, о которой, мы, ещё не научились узнавать заранее.
И никогда, наверное, не сможем её познать полностью, только если, что-то предугадаем однажды.
Однако это возможно, только, по какому-то наитию, которое окрыляет нас извне и даётся оно не каждому.
А берётся неожиданно, для нас, как будто кто-то подталкивает нас осуществить, применить это в жизнь, познать сейчас.
В данной ситуации, которая сопутствует данному стечению обстоятельств, происходящих событий, в данное время.
Для конкретного человека или для группы людей, находящихся в одном месте, в одно время.
В совокупности мы получаем познания насущного своего бытия – создавая, для себя, свою школу жизни.
/А.В.Морев/
02.07.2019г.–21.01.2020г.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Автор рассказывал о том, как силач Канапия терпеливо учил маленьких аульных деток правилам борьбы. Среди его учеников был и сам Сабит, которому учитель уделял гораздо больше внимания, чем другим детям, что вылилось в то, что совсем скоро Сабит стал сильнейшим борцом среди своих сверстников. Однако, к сожалению самого Сабита, он не мог позволить себе продолжить бороться. Дело в том, что Мустафа, который взял себе на попечение сироту-племянника, не терпел шумных игр и борьбы, из-за которых портилась одежда ребенка. Ребенка не спасало и то, что иногда Канапия Тоганасов сам шил Сабиту новую рубашку взамен порванной во время борьбы.

К тринадцати годам Сабит выучился петь песни. Это стало одной из причин почему его взяли в поездку в Ханскую Ставку, куда держали путь его спутники. Его спутники (Ботпай, Машик и Шери) посчитали, что маленький Сабит поможет скоротать время в пути песнями.

Путь предстоял долгий, а потому на протяжении всей дороги спутники Сабита делились с ним историями из жизни, в т.ч. из жизни прославленного акына Акана сери. В частности, они рассказывали, что отец Акана Корамса был баем, отправил своего сына в обучение аульному мулле, у которого Акан учился два года.

Акан назвал тулпара Кулагером. Киикпай был прав: конь и вправду был быстрее ветра и победим в состязаниях:

Тем не менее, Кулагер погиб. Это произошло на поминках отца бая Нурмагамбета. Пришедшие на поминки гости устроили байгу, на которую пригласили самых знаменитых скакунов со всей степи. Братья Батыраш и Котыраш, владельцы двух белых скакунов, увидели Кулагера и расспросили о нем у знающих людей. Те, в свою очередь, сказали, что у других лошадей нет шансов победить Кулагера, а потому братья решили убить Кулагера. Они устроили засаду в зарослях и как только прискакал Кулагер они проломили ему хребет.

По рассказам собеседников, с тех пор Акан сери стал сторониться людей. Он нашел себе новое увлечение: охота с птицами. Но и это новое увлечение не принесло ему желанного утешения.

На обратном пути из Ханской Ставки Сабиту Муканову удалось лицом к лицу встретиться с прославленным акыном. Нельзя сказать, что ребенок разочаровался в акыне, но на легендарную личность он не походил. Писатель рассказывал, что Акан был белолицым, широкоплечим, но худощавым человеком. Лицо его показалось Сабиту белым, лоб широким, губы тонкими, нос толстым, а шея длинной. Между тем, пальцы Акана были тонки и длинны.

В первую встречу с Сабитом, Акан был одет в старую изношенную одежду: бобровая шапка, шарф, старенькая куртка, сапоги с длинными голенищами, войлочные чулки и шаровары. Акан сери разговаривал нехотя, однако все же спел пару песен:

К слову, в том путешествии путники держали дорогу в дом Кокыша, одного из пятерых сынов последнего хана Чингиса. Кроме Кокыша у него было еще четверо братьев: Жакып, Мухамед-Канафия (он же Чокан, первый казахский ученый, просветитель и этнограф), Макы и Махмет. Среди них всех бездетным был только Чокан. В ходе своего повествования Сабит Муканов подробно остановился на Макы:

Помимо Акана сери, на обратном пути из Ханской Ставки в село Макарьевка Сабит увидел Балуан-Шолака. Акын и борец Балуан Шолак был приглашен на ярмарку в селе. Маленький Сабит тогда своими глазами увидел легендарного великана, способного держать над головой самого большого быка и свободной рукой железную полосу шириной в человеческую руку. В то время о нем говорили так:

Хоть Балуан Шолак и произвел на Сабита впечатление, но ожидал он, как говорится, большего. По словам Сабита, Балуан Шолак и вправду был довольно высок и силен, но таких как он Сабит видел множество. Легендарный борец был одет в белый армяк из верблюжьего пуха, шапку из белой мерлушки, бешмет из черного бархата, синие суконные брюки и легкие сапоги на высоком каблуке. К слову, Сабит описывал Балуан Шолака как франта, каких никогда не видал.

Сабит Муканов вживую наблюдал представлениями прославленного борца:

Привели самую большую лошадь. Он подполз под ее брюхо, подставил под ее живот правое плечо и вдруг легко понес ее. Все закричали, повскакивали с мест, а он осторожно поставил кобылу на землю, перевел дыхание и сказал:

– Теперь пусть ваш силач меня задушит!

Тут из толпы вышел высокий, плечистый детина, на вид куда более здоровый, чем Балуан-Шолак. Его и звали Верблюд.

– Сможешь меня задушить? – спросил Балуан-Шолак.

– Попробую, – вежливо ответил Верблюд, и схватил его за горло обеими руками.

– Крепче! – сказал Балуан и через минуту: – Еще крепче! Что? Неужели больше не можешь? Ну, смотри теперь.

Он резко крутанул головой, и Верблюд полетел.

По возвращении в родной аул Сабит начал работать ямщиком. В этот период своей жизни помимо разговора с урядником Жампеисом Омаровым, служащим сыскного управления, ему запомнился диалог с учителем Спандияром Кубеевым, который возвращался из Петропавловска в русский поселок Федоровка.

Сабит Муканов рассказывал, что в работе ямщика он делил людей на три категории, к одной из которых относился Спандияр Кубеев. Он одевался ровно так же, как и урядники и становые, но не грубил, не кричал и не угрожал расправой. Впрочем, Спандияр Кубеев также был первым казахом-чиновником, казахом-начальником и казахом в мундире, которого когда-либо встречал Сабит. К тому моменту С. Кубеев уже учительствовал шестнадцать лет.

Спандияр Кубеев был одним из тех, кто зажег в юноше тягу к знаниям. Он предлагал Сабиту поступить в школу, где он преподавал, обещал квартиру, питание и проживание, но для этого Сабиту было необходимо окончить трехлетнее обучение в аульной школе. Сам Сабит позже рассказывал, что из всей этой задумки ничего не получилось, но он самой своей смерти с благодарностью вспоминал ту книжку и свои несбывшиеся мечты о школе.

О судьбе Габдуллы Токая, жизнь которого Б. Зтулин сравнивал с жизнью С. Муканова, сам Сабит Муканов остановился подробнее. В частности, он писал:

Сабит Муканов прекрасно понимал творчество Габдуллы Токая, его недовольство действиями мулл, баев, религиозных фанатиков и мирских захребетников с той лишь разницей, что Г. Токай бедствовал в городе, а Сабит – в ауле. Но даже это - почти неразличимое по своей тяжести несчастье для тех, кто искренне болеет за счастье своего народа.

К слову, эту книгу Сабит Муканов оставил себе. Об обстоятельствах этого он также поведал на страницах своего произведения:



Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации.

-->


С первых же глав трилогии читатель погружется в аульный уклад жизни начала прошлого столетия, показанный с большим мастерством, сочным языком писателя. Древние предания старины глубокой перемежаются, благодаря большому таланту повествователя-мемуариста, с биографическими вехами большой и интересной жизни аульного бедняка, а в последствии классика казахской литературы. Тяжелая судьба отца и матери, многочисленных сестер и родичей – ближних и далних; степная среда Жаман-Шубара с одной стороны, и зарождение новой жизни в Петропавловске, Омске, Атбасаре, Кокшетау, Оренбурге, Кызыл-Орде, а затем и в Алма-Ате, Москве, Ленинграде – с другой; ветры революционных перемен, все это показано не только глазами очевидца, но и непосредственного участника этих событий. Незабываемые страницы встреч с яркими представителями культуры, искусства, литературы и политики – Аханом-сери, Балуаном-Шолаком, Амре Кашаубаевым, Исой Байзаковым, Сакеном Сейфуллиным, Магжаном Жумабаевым, Мыржакыпом Дулатовым, Ахметом Байтурсыновым, Смагулом Садвакасовым, М.И. Калининым, Н. Тюрекуловым, Ж. Тлеулиным, А. Затаевичем, М.О.Ауэзовым, А.Маргуланом, С.Ходжановым, Л. Мирзояном. Эта передовая часть общества в буквальном смысле взяла на себя весь груз ответсвенности за будущее своего народа в разных сферах человеческого бытия – общественно-политической, социально-культурной и научно-образовательной. Многих из них ожидал репрессивный исход, независимо от того – на каком берегу революционного водораздела они находились.

Необходимо отметить, что в трилогии всесторонне показано рождение и становление поэта Сабита Муканова. Через его ранние стихи читателю раскрываются прекрасные картины природы – степи, лесов, озер, Приишимья.

Самая тяжелая – это школа жизни!
Никогда не знаешь, как дальше повезёт!
Неизвестно даже, а в каком ты классе?
И когда же следующий тебя экзамен ждёт?
И, списать не можешь, подглядеть ответы,
И задачки сложные, сколько не крутись…
Столько вариантов роздано по свету…
Для тебя один лишь приготовит жизнь.

И вот на помощь интернет
Р ешить поможет все вопросы
И на любой вопрос ответ
Н айдёт и даст совет
А пофеоз - Мистерия - Колоссы.
Примерно так прогресс загонит в угол нас и интеллект искусственный уж на подходе
и в школе жизни будет иной класс и все сравняются в нём вроде. Успехов.

Спасибо Вам за отклик

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: