Школа в ясной поляне рассказ по плану

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: интерактивная доска; выставка книг Л.Н.Толстого; тексты для тестирования по произведениям Л.Н.Толстого; сигнальные верки (зелёный, синий, красный).

Ход урока

Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний

Слайд №1. (Титульный лист)
Слайд №2. (Высказывание представителя английского просвещения.)
Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела.
Джозеф Аддисон

Дополнительные вопросы:

1 ученику:

- Вы составляли цитатную характеристику дедушки Мазая. Определи, пожалуйста, одним словом характер Мазая.

Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3.Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений

1 группа, выбравшая жёлтый цвет, представит личность Л.Н.Толстого-человека.
2 группа, выбравшая красный цвет, расскажет нам о Толстом-учителе.
3 группа, выбравшая зелёный цвет, сообщит о Толстом-писателе.
4 группа, выбравшая синий цвет, представит Толстого-офицера.
- Наш урок будет посвящён знакомству с великой личностью, как Лев Николаевич Толстой.
- Вы работали в группах. Что вы узнали о Льве Николаевиче Толстом?

Предполагаемые ответы учащихся.

Всю свою биографию Лев Толстой стремился помогать бедствующим людям, боролся с несправедливостью различными способами. По своему желанию в конце жизни отрёкся от богатства. Скончался – 7 (20) ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой); похоронен в Ясной Поляне.

Часто приходили к Толстому местные крестьяне посоветоваться о своих нуждах, зная, что он всегда их внимательно выслушает и даст разумный совет.

Толстой знал всех крестьян Ясной Поляны за несколько поколений. Часто, встречая во время своей прогулки какого-нибудь яснополянского ребенка — мальчика или девочку, — он по чертам лица узнавал, из какой он семьи.

Толстой был со всеми одинаков в обращении, ни для кого не менял своей манеры обхождения и разговора, всякому старался сделать и сказать приятное.

Толстой не допускал для себя никаких дней отдыха. Самые большие церковные праздники — рождество, пасху — он проводил так же, как все остальные дни года, — в труде.

Стол писателя был строго вегетарианский; он не ел ни мяса, ни рыбы. Ел Толстой вообще очень немного.

В одежде Толстой любил опрятность и чистоту, но не щегольство и элегантность.

Самой замечательной чертой лица Толстого были его удивительные глаза. Выражение его глаз было чрезвычайно разнообразно. То они принимали скорбное, страдальческое выражение, когда он рассказывал о вопиющей нищете местных крестьян; то озарялись ласковой улыбкой, когда он видел ребенка или своего старого друга.

Он любил шутки, любил смех, охотно слушал веселые безобидные рассказы и сам смеялся тихим, но заразительным смехом.

Умственные интересы Толстого были очень разнообразны; он всегда был очень любознателен. Стоило ему на прогулке увидеть большой, не совсем обычной формы муравейник, как, возвратясь с прогулки, он брал энциклопедический словарь и читал в нем статью о муравьях.

2 группа рассказывает о Толстом-учителе.

Предполагаемые ответы учащихся.

Учитель дополняет: - Действительно, яснополянская школа принадлежала к числу оригинальных педагогических экспериментов. Лев Николаевич Толстой сам учил детей, сам писал учебники для них. Послушаем 3 группу, которая расскажет нам о Толстом-писателе.

3 группа рассказывает о Толстом-писателе.

4 группа рассказывает о Толстом-офицере.

2.4. Физкультминутка для шеи
Учитель: - Наша физкультминутка будет посвящена некоторым интересным фактам из жизни Льва Николаевича Толстого. Я буду вам называть числа, а вы должны отыскать эти числа (таблички развешены по периметру класса) и сказать, каким событиям, датам, интересным фактам они соответствуют.
Учитель: 23 000.
Ответ: - Библиотека Ясной Поляны насчитывает около двадцати трех тысяч томов по всем отраслям знания и литературы. Собирать эту библиотеку начали еще дед и отец Толстого. Многие книги снабжены пометками Толстого.
Учитель: 90.
Ответ: Полное собрание сочинений Льва Николаевича толстого составляет 90 томов.
Учитель: 67.
Ответ: Шестидесяти семи лет от роду Толстой выучился кататься на велосипеде. А также превосходно ездил верхом, отлично плавал и любил купаться.
Учитель: 1828
Ответ: Год рождения писателя.
Учитель: 82.
Ответ: Л.Н. толстой прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе.
Учитель: Какие интересные факты из жизни великого писателя вы можете привести.

Предполагаемые ответы учащихся.

- В иные вечера в Ясной Поляне бывала музыка — приезжали из Москвы выдающиеся пианисты и скрипачи. Музыка на Толстого оказывала сильнейшее действие и часто вызывала слезы.

- Любил Лев Николаевич по вечерам играть и в шахматы.

- Толстой был идеальным собеседником: он умел хорошо слушать.

- Лев Николаевич изучал историю, музыку, рисование, медицину.

- Ни непогода, ни легкое нездоровье не удерживали Толстого от утренней прогулки, она отменялась только в случаях серьезного недомоганья.

- В Толстом было очень сильно чувство жизни и чувство природы. Он любил всякую перемену в природе — наступление осени, зимы и особенно весны.

- Узнали ли вы молодого человека, играющего с детьми в снегу?
(Сцена из первого школьного дня в Ясной Поляне.)
- Как это характеризует учителя Толстого?

  1. Для кого открыта школа.
  2. С какой целью открыта школа.
  3. Первые ученики.
  4. Первая встреча с учителем.
  5. Классная комната.
  6. Первый школьный день.

- Расскажите о яснополянской школе по плану. (Рассказ одного учащегося.)

Учитель: - Выразите главную мысль сказки известной вам пословицей.
Ученики: - Что одному не под силу, то легко коллективу.
Учитель: - Давайте вместе продолжим работу по теме урока.

Работа с текстом после чтения

Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группах.

Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться составлять план рассказа и работать по совместно составленному плану.

Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Итог

Учитель: - Чем мы занимались на уроке? (Читали выразительно текст, стихи наизусть, отвечали на вопросы по тексту, высказывали своё отношение к прочитанному, оценивали поступки героев, составляли план и рассказывали по плану, работали в группах)

ΙV. Домашнее задание

Слайд №24. Мазай шлёт вам прощальные выстрелы (звучат выстрелы)
1 выстрел: Домашнее задание: Вопросы 1-3 учебника (с.190)
2 выстрел: Мо-лод-цы!
3 выстрел: Спасибо за урок!
Слайд №25.
Учитель: - И закачиваем мы урок так, как и его начали, призывом-обращением М.Горького!
Не зная Толстого - нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком. М.Горький

Школа в Ясной Поляне.

Чтение текстов схожей тематики и их интерпретация помогут Вам обогатить аргументационное поле для сочинения по русскому языку на Едином Государственном экзамене.

Сначала обратимся к толкованию слов.

Интерпретировать – 1.Разъяснять смысл чего-нибудь.

Интерпретация – 1.Процесс деятельности по значению глагола несовершенного вида интерпретировать

2.Творческое раскрытие образа, темы или музыкального произведения, основанное на собственном ощущении исполнителя; трактовка.

Трактоваться – 1.Быть предметом обсуждения, истолкования; пониматься, изображаться каким-либо образом;

2.Оцениваться, характеризоваться каким-либо образом.

Вам предлагаются задания для творческого исследования текста.

1. Прочитайте текст, обращая внимание на выделенные слова.

2. С помощью выделенных слов сжато перескажите текст, опираясь на предлагаемый порядок интерпретации:

  • укажите заглавие текста (если есть), ф.и.о. автора текста, его сферу деятельности (культурный, общественный деятель, учёный и т.п.); о ком, о чём говорит автор (тема текста), авторские аргументы (доказательства, примеры, пояснения);

используйте вспомогательные фразы:

автор рассказывает о…с целью …, вспоминает о…

делится жизненными впечатлениями…

на первый план выдвигается…

  • идея (главная мысль) текста находится чаще всего в конце текста;

для оформления идеи используйте вспомогательные фразы:

автор рассуждает о …, рассуждения автора касаются…

подчеркивает мысль о том, что…

говорит о важности…

поднимает (обозначает, затрагивает) актуальную проблему…

поднимает вопрос о…

для автора важно, чтобы…

пытается показать …

предлагает читателю задуматься над…

наводит на мысль о том, что…

нравственная позиция автора….

  • найдите в тексте слова, выражающие чувства автора ( в том числе и вводные слова, например: к сожалению, к счастью и др.) – в них часто выражается отношение автора к проблеме;

для формулировки мыслей используйте вспомогательные фразы:

автора огорчает…(поражает…, удивляет…, тревожит…и др.)

автор не равнодушен…(уважает. симпатизирует…, осуждает… и др.)

автор на стороне…

3. Если есть возможность, запишите полученный текст.

Интерпретированные Вами тексты прозвучат на ЕГЭ гораздо убедительнее, чем примеры из жизненного опыта. Необходимо только приложить усилия для развития навыков интерпретации текстов.

В дальнейшем Вам предстоит поработать таким образом – выбирать любые тексты и писать по этим текстам сочинения. Об этапах написания проблемного сочинения по тексту Вам должно быть известно из пояснений учителя и рекомендаций в разнообразных сборниках подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Задание № 2 находится в стадии разработки. Будьте уверены, что Ваша систематическая учебная деятельность по заданию № 1 поможет в выполнении задания №2.

Школа в Ясной Поляне

В Яснополянской школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками, потому что Толстой был противником каких-либо строгих рамок и правил в деле воспитания и преподавания. Известно, что, когда Толстому нужно было познакомить учеников с материалами по природоведению, географии и истории, он излагал их детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка.

Несмотря на то, что опыт Толстого остался незавершённым, Яснополянская школа, без сомнения, оставила свой след в истории русской педагогики.

Если бы современные министры образования больше времени уделяли изучению искусства преподавания и равнялись на опыт предыдущих поколений, то возможно мы бы меньше страдали от глупых проектов и испорченных учебников. Не удивительно, что Лев Толстой, который открыл школу в Ясной Поляне в 1859 году, больше сделал для детей, чем все современные министры.

Преподавание в школе велось для детей от 7 до 15 лет, в школу ходили все крестьянские ребятишки, а обучение было совершенно бесплатным. Начинались занятия в половине девятого утра, а заканчивались под вечер. Все это время школьники занимались изучением физика, арифметики, истории, чистописания, литературы, музыки, этики и божьего слова. Нагрузку в школе распределяли равномерно, чтобы дети, которые еще выполняют работу на хозяйстве, не потеряли интереса к учебе.

Лев Толстой сформулировал правила, которые должны были помочь учителям и детям. Учитель должен уважать детей и учитывать индивидуальные способности каждого ребенка. Если учителю легко готовится к урокам, то значит он обманывает и себя и учеников. Детей обязательно надо любить - без этого правила в яснополянской школе было не обойтись. Например, в ней не было телесных наказаний, а за прогулы учеников не ругали.

Учителя могли после школы играть с детьми в игры, купаться, заниматься дополнительно с теми, кто не понимает. Царила атмосфера абсолютного доверия и поддержки, потому что самое главное правило в школе - не загубить то прекрасное, что в человеке находится изначально . Яснополянская школа - это удивительный пример настоящего человеческого неравнодушия и благородства, выраженного в уроках и разговорах.

Сам Толстой сокрушался, когда школу закрыли по доносу, но часть мудрости, которую он сумел посеять в детях осталась. Потом в начале 20-го века школа возобновила работу, функционирует она и по сей день. Учителя продолжают придерживаться тех принципов, которые заложил Лев Николаевич Толстой, поддерживают атмосферу уважения и любви.

Зимою он играл с ребятами в снежки, катался в санях, а летом — барахтался в пруде.

Летом веселились еще пуще.

Толстой уехал за границу, надеясь там увидать образцовые школы; ознакомился со школами Германии, Швейцарии, Франции и всюду увидел ту же бессмысленную зубрежку, тот же страх учеников перед учителем и презрение учителя к ученикам и то же битье: не розгой, так линейкой.

И вот у себя, в Ясной, он задумал устроить новую школу, такую, какую он искал по всей Европе и не нашел ни в одной стране, — такую школу, где учиться детям было бы интересно, где ребята знали бы и труд и веселье, где учитель был бы для них не врагом, а другом.

Осенью 1859 года Лев Николаевич начал заниматься с ребятами окрестных деревень в каменном флигеле яснополянского дома. Один класс был у него розовый, другой голубой; на полках вдоль стен лежали редкие камни, травы, физические инструменты; в сенях стоял верстак.

Летом занятия не прекращались, только школа перебиралась на новое место: в сад, под яблони, низко склонявшие свои тяжелые ветви над головами ребят. Пощелкивая в липовые и кленовые листья, рассаживались ребята вокруг учителя. Он учил их читать, писать и считать, учил их пению и геометрии, истории и гимнастике, и учились они с такой страстью, с такой жадностью, что учителю не приходилось подгонять их.

Ребята сами восставали на тех, кто возней или шалостями мешал им заниматься.

— Что ты тут замешался? — кричали они проказнику. — Будет тебе! Иди, иди, вон, на улицу!

А назавтра начинался новый день веселого труда. Снова сидят в классе ребята, стараясь не проронить ни словечка.

Однажды Лев Николаевич на уроке истории рассказал ребятам об Отечественной войне 1812 года.

«Уж было поздно, когда я кончил. Обыкновенно дети спят в это время… Только что я встал, из-под моего кресла, к величайшему удивлению, вылез Тараска и оживленно и вместе серьезно посмотрел на меня.

— Как ты сюда залез?

Толстой любил крестьянских ребятишек, верил в их великую одаренность и мучился тем, что помещичий строй приговорил их к невежеству.

Вера в могучие духовные силы простых деревенских ребят — вот что сделало Толстого таким необыкновенным учителем.

Читайте также: