Школа учебы и школа труда в философско педагогической трактовке и в практике западной культуры

Обновлено: 05.07.2024

1. Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского, философские основы его педагогической теории.

2. Борьба К.Д. Ушинского за создание русской национальной системы воспитания.

3. Дидактическое наследие К.Д. Ушинского.

4. К.Д. Ушинский о цели, сущности и задачах воспитания.

5. Антропологический принцип, принцип народности в воспитании как основа педагогического мировоззрения К.Д. Ушинского.

6. К.Д. Ушинский о личности педагога (воспитателях). Требования к учителю. Система подготовки учителей.

7. К.Д. Ушинский о связи педагогической теории и педагогической практики.

8. К.Д. Ушинский о роли труда в воспитании личности.

9. Значение педагогически идей К.Д. Ушинского для дальнейшего развития отечественной педагогической мысли.

Литература:

1. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 2 т. – М., 1986. – Т. 1. или др. собр. соч. К.Д. Ушинского.

2. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 2 т. – М., 1986. – Т. 1. или др. собр. соч. К.Д. Ушинского.

3. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000. Раздел IV, гл. 14, С. 292-300.

4. История педагогики / под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. Гл. 11.

5. Белозерцев Е.П. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. – М., 1994.

6. Лордкипанидзе Д.А. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. – М., 1974.

7. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. – М., 1974.

8. Егоров С.Ф. К.Д. Ушинский. – М., 1977.

9. Струминский В.Я. Основы и система дидактики К.Д. Ушинского. – М., 1957.

10. Шеховская Н.Л. К.Д. Ушинский и Н.А. Бердяев: духовность как нравственная основа личности // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 77-82.

Конспект 6.

Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 2 т. – М., 1986. – Т. 1. или др. собр. соч. К.Д. Ушинского.

Семинарское занятие 7

Тема: Новые подходы к воспитанию и обучению в конце XIX–начале XX вв. на Западе

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика развития школьного дела в Зарубежной педагогике в XIX веке. Зарубежная школа и педагогика в конце XIX начале XX вв.

3. Экспериментальная педагогика (А. Бине, Э. Торндайк).

4. Педагогическая мысль Д. Дьюи, У. Килпатрика.

5. Педагогические взгляды Г. Кершенштейнера, А. Лая.

6. Влияние педагогических идей Д. Дьюи, Г. Кершенштейнера, А. Лая на школу и педагогику в Западной Европе в середине XX в.

9. Тенденция развития образования и педагогической мысли современного образовательного пространства.

Литература:

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000. Раздел V, гл. 15.

2. История педагогики / под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. Гл. 12.

3. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. – М., 1994.

4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. – М., 2006. Раздел VI.

Задание 4

Заполните таблицу (не менее 5 педагогов):

Представители зарубежной педагогической мысли конца XIX – начала XX века Основные педагогические идеи

Семинарское занятие 8

Тема: Школа и педагогика советского периода (1917 – до Великой Отечественной войны)

Вопросы для обсуждения

1. Октябрьская революция и изменения в области народного образования.

3. Задачи школы и развитие системы народного образования.

4. Развитие системы школьного образования в 20-е годы. Типы школ. Разработка научных основ содержание общего образования.

5. Первые учебные программы (1921-1930 гг.). Комплексные программы.

6. Методы и организационные формы обучения в 20-е и 30 годы (Бригадно-лабораторный метод, Дальтон-план и др.).

7. Коренные вопросы в области воспитания. Педология. Её наиболее яркие представители.

8. Педагогические взгляды и деятельность С.Т. Шацкого.

9. Педагогические взгляды и деятельность П.П. Блонского, А.В. Луначарского, В.Н. Сороки-Росинского, И.Ф. Соколянского.

Литература:

1. Луначарский А.В. О воспитание и образовании. / Под ред. А.М. Арсеньева и др. – М., 1976.

2. Блонский С.Т. Избр. пед. и псих. соч.: в 2 т. – М., 1979.

3. Сорока-Росинский В.Н. Пед. соч. / сост А.Т.Губко. – М., 1991.

4. Шацкий С.Т. Избр. пед. соч.: в 2 т. – М., 1980.

5. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000. Раздел V, гл. 18.

6. История педагогики / под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. Гл. 15.

7. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.

Задание 5

Семинарское занятие 9

Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как.

Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала.

Особенности развития Западной цивилизации в начале Нового времени и общая направленность педагогического поиска в ХVII веке. Зарождение научной педагогики и роль в этом Я.А. Коменского. Механистический взгляд на человека как на продукт воспитания, возникший в середине ХVII в. в цивилизации Запада.

Обоснование Дж. Локком ведущей роли воспитания и обучения в формировании человеческой личности.

Д. Локк – основоположник системы элитарного образования. Воспитание характера как основа элитарного образования. Особенности элитарного воспитания и образования по Локку, его взгляд на физическое, нравственное и умственное развитие личности в системе элитарного воспитания и образования.

Концепции человека в эпоху Просвещения. Философско-педагогическая мысль и школа Запада в ХVIII в. практика массового образования. Развитие педагогической мысли и системы массового образования до середины ХIХ в. авторитарная педагогика И. Герберта. Педагогическая система И.Ф. Гербарта, развитие теории урока. Идеи Коменского и Гербарта в практике дореволюционной русской школы. Традиционное обучение в практике Советской школы 30-50 гг. Противоречие между утилитарно-прагматической направленностью педагогических традиций Западной цивилизации ХVII – середины ХIХ века и гуманистическими тенденциями формирования целостной личности на основе ее свободного развития и самоопределения.

Развивающее обучение И.Г. Песталоцци – основоположник развивающего обучения. Гуманизм педагогической системы Песталоцци. Цель воспитания по Песталоцци м его взгляд на факторы развития личности как основа системы развивающего обучения. Элементарное образование, разработанное Песталоцци, как средство гармонического развития личности. Значение наглядности по Песталоцци в развитии ребенка. Работа Песталоцци в развитии ребенка. Работа Песталоцци над созданием частных методик, направленных на развитие детей.

Теория элементарного образования – развивающее обучение в лучших учебных заведениях Западной Европы. Развитие идей И.Г. Песталоцци в трудах Ф. Фребеля. Принцип самодеятельности и культуросообразности в учении А. Дистервега.

Исторические условия зарождения идеи свободного воспитания. Цель воспитания по Руссо и его взгляд на факторы развития личности как основа системы свободного воспитания. Природосообразное воспитание в понимании Руссо. Система воспитательных воздействий, обеспечивающих по Руссо свободное развитие личности. Оценка теории Руссо.

Историческая обусловленность идеи развивающего обучения, его сущность. И.Г. Песталоцци – основоположник системы развивающего обучения. Цель воспитания по Песталоцци и его взгляд на факторы развития личности как основа системы развивающего обучения. Элементарное образование, разработанное Песталоцци, как средство гармонического развития личности. Значение наглядности по Песталоцци в развитии ребенка. Работа Песталоцци над созданием частных методик, направленных на развитие детей.

Педагогические проекты времен Великой Французской революции как отражение тенденций к демократизации образования.

Антиличностные тенденции в культуре и педагогике Западной цивилизации первой половины ХIХ века и поиски путей их преодоления (утопический социализм, марксизм, позитивизм, иррационализм).

Основные тенденции развития образования в зарубежных странах. Интеграция и дифференциация образования. Трансформация классно-урочной системы. Компьютерная революция в сфере образования и ее последствия. Новые тенденции в воспитании.

Реформы школы в ведущих странах Западной Европы и США: реорганизация школьных систем, дифференциация образования, пересмотр школьных программ, форм и методов обучения.

Становление и развитие гуманистической педагогики.Основные направления развития мировой педагогической мысли: авторитарное и гуманистическое. Сущностные характеристики (признаки, черты) авторитарной педагогики, ее роль в традиционном педагогическом процессе и последствия.

Гуманистическая педагогика как прогрессивное направление в истории развития педагогической мысли и практики. Зарождение идей гуманистической педагогики в античной философии (всесторонность, гармония, природосообразность воспитания), их возрождение и развитие в эпоху Ренессанса. В. да Фельтре, Э. Ротердамский, Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень и др. о гармоническом развитии личности, связи воспитания с жизнью, развитии самодеятельности и активности детей и др.

Становление педагогики как гуманистической науки о воспитании и обучении в ХVII- ХVIII вв. (Ф. Бэкон, Я.А. Коменский, Дж. Локк) и развитие ее идей в философско-педагогических трудах французских материалистов (Ж.Ж. Руссо, А. Гельвеций, Д. Дидро).

Классический немецкий идеализм (И. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) и его влияние на развитие гуманистической педагогической мысли на рубеже ХVIII – ХХ вв. Гуманистическая педагогика И.Г. Песталоцци и А.В. Дистервега. Гуманистические идеи о воспитании и образовании в трудах социалистов-утопистов и марксистов ХIХ в.

Зарубежная гуманистическая педагогика ХХ в. (Дж. Дьюи, А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс, Р. Бернс и др.). Изучение зарубежной гуманистической педагогической мысли и практики как важнейшее условие развития отечественной педагогики.

Персоналии:В. Ратке (Ратихий), Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, К. Гельвеций, Д. Дидро, И. Кант, Г. Гегель, И. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег, Г. Спенсер, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Фребель, П. Лесгафт, А. Бабель, К. Цеткин, К. Либкнехт, Г. Кершенштейнер, В. Лай, Э. Мейман, Дж. Дьюи, С. Френе, Я. Корчак, М. Монтессори, Э.Торндайк, В.Оконь, Дж. Брунер, Р. Штайнер, Г. Бернс.

СЕМИНАР коллоквиум

Я.А. Коменский – основоположник традиционного обучения. Историческая обусловленность создания традиционного обучения. Сущность традиционного образования. Цель, принципы, содержание, методы, организация обучения. Классно-урочная система обучения. Педагогическая система Я.А. Коменского. Принцип природосообразности – основа педагогической системы. Значение педагогических взглядов Я.А. Коменского для развития системы общего и специального обучения. Традиционное обучение в учебных заведениях Европы.

Семинар: Зарубежная школа и образование в конце XIX начале XX века

Педагогики ХУII – XIX вв.

Основные понятия:

Особенности развития Западной цивилизации в начале Нового времени и общая направленность педагогического поиска в ХVII веке. Зарождение научной педагогики и роль в этом Я.А. Коменского. Механистический взгляд на человека как на продукт воспитания, возникший в середине ХVII в. в цивилизации Запада.

Обоснование Дж. Локком ведущей роли воспитания и обучения в формировании человеческой личности.

Д. Локк – основоположник системы элитарного образования. Воспитание характера как основа элитарного образования. Особенности элитарного воспитания и образования по Локку, его взгляд на физическое, нравственное и умственное развитие личности в системе элитарного воспитания и образования.

Концепции человека в эпоху Просвещения. Философско-педагогическая мысль и школа Запада в ХVIII в. практика массового образования. Развитие педагогической мысли и системы массового образования до середины ХIХ в. авторитарная педагогика И. Герберта. Педагогическая система И.Ф. Гербарта, развитие теории урока. Идеи Коменского и Гербарта в практике дореволюционной русской школы. Традиционное обучение в практике Советской школы 30-50 гг. Противоречие между утилитарно-прагматической направленностью педагогических традиций Западной цивилизации ХVII – середины ХIХ века и гуманистическими тенденциями формирования целостной личности на основе ее свободного развития и самоопределения.

Развивающее обучение И.Г. Песталоцци – основоположник развивающего обучения. Гуманизм педагогической системы Песталоцци. Цель воспитания по Песталоцци м его взгляд на факторы развития личности как основа системы развивающего обучения. Элементарное образование, разработанное Песталоцци, как средство гармонического развития личности. Значение наглядности по Песталоцци в развитии ребенка. Работа Песталоцци в развитии ребенка. Работа Песталоцци над созданием частных методик, направленных на развитие детей.

Теория элементарного образования – развивающее обучение в лучших учебных заведениях Западной Европы. Развитие идей И.Г. Песталоцци в трудах Ф. Фребеля. Принцип самодеятельности и культуросообразности в учении А. Дистервега.

Исторические условия зарождения идеи свободного воспитания. Цель воспитания по Руссо и его взгляд на факторы развития личности как основа системы свободного воспитания. Природосообразное воспитание в понимании Руссо. Система воспитательных воздействий, обеспечивающих по Руссо свободное развитие личности. Оценка теории Руссо.

Историческая обусловленность идеи развивающего обучения, его сущность. И.Г. Песталоцци – основоположник системы развивающего обучения. Цель воспитания по Песталоцци и его взгляд на факторы развития личности как основа системы развивающего обучения. Элементарное образование, разработанное Песталоцци, как средство гармонического развития личности. Значение наглядности по Песталоцци в развитии ребенка. Работа Песталоцци над созданием частных методик, направленных на развитие детей.

Педагогические проекты времен Великой Французской революции как отражение тенденций к демократизации образования.

Антиличностные тенденции в культуре и педагогике Западной цивилизации первой половины ХIХ века и поиски путей их преодоления (утопический социализм, марксизм, позитивизм, иррационализм).

Основные тенденции развития образования в зарубежных странах. Интеграция и дифференциация образования. Трансформация классно-урочной системы. Компьютерная революция в сфере образования и ее последствия. Новые тенденции в воспитании.

Реформы школы в ведущих странах Западной Европы и США: реорганизация школьных систем, дифференциация образования, пересмотр школьных программ, форм и методов обучения.

Становление и развитие гуманистической педагогики.Основные направления развития мировой педагогической мысли: авторитарное и гуманистическое. Сущностные характеристики (признаки, черты) авторитарной педагогики, ее роль в традиционном педагогическом процессе и последствия.

Гуманистическая педагогика как прогрессивное направление в истории развития педагогической мысли и практики. Зарождение идей гуманистической педагогики в античной философии (всесторонность, гармония, природосообразность воспитания), их возрождение и развитие в эпоху Ренессанса. В. да Фельтре, Э. Ротердамский, Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень и др. о гармоническом развитии личности, связи воспитания с жизнью, развитии самодеятельности и активности детей и др.

Становление педагогики как гуманистической науки о воспитании и обучении в ХVII- ХVIII вв. (Ф. Бэкон, Я.А. Коменский, Дж. Локк) и развитие ее идей в философско-педагогических трудах французских материалистов (Ж.Ж. Руссо, А. Гельвеций, Д. Дидро).

Классический немецкий идеализм (И. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) и его влияние на развитие гуманистической педагогической мысли на рубеже ХVIII – ХХ вв. Гуманистическая педагогика И.Г. Песталоцци и А.В. Дистервега. Гуманистические идеи о воспитании и образовании в трудах социалистов-утопистов и марксистов ХIХ в.

Зарубежная гуманистическая педагогика ХХ в. (Дж. Дьюи, А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс, Р. Бернс и др.). Изучение зарубежной гуманистической педагогической мысли и практики как важнейшее условие развития отечественной педагогики.

Персоналии:В. Ратке (Ратихий), Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, К. Гельвеций, Д. Дидро, И. Кант, Г. Гегель, И. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег, Г. Спенсер, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Фребель, П. Лесгафт, А. Бабель, К. Цеткин, К. Либкнехт, Г. Кершенштейнер, В. Лай, Э. Мейман, Дж. Дьюи, С. Френе, Я. Корчак, М. Монтессори, Э.Торндайк, В.Оконь, Дж. Брунер, Р. Штайнер, Г. Бернс.

СЕМИНАР коллоквиум

Я.А. Коменский – основоположник традиционного обучения. Историческая обусловленность создания традиционного обучения. Сущность традиционного образования. Цель, принципы, содержание, методы, организация обучения. Классно-урочная система обучения. Педагогическая система Я.А. Коменского. Принцип природосообразности – основа педагогической системы. Значение педагогических взглядов Я.А. Коменского для развития системы общего и специального обучения. Традиционное обучение в учебных заведениях Европы.

Семинар: Зарубежная школа и образование в конце XIX начале XX века


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

XVIII век – расцвет французского Просвещения. В это время во Франции творят десятки великих деятелей в самых разных областях культуры, от философии до естественных наук. Многие из этих деятелей оказали заметное воздействие на педагогику, образование и воспитание, их труды вошли не только В историю педагогики Франции, но стали мировым достоянием. Из известных деятелей французского Просвещения, внесших наибольший вклад в педагогику, надо назвать творчество Ш.Л. Монтескье, Ф.М. Вольтера, П.А. Гольбаха, К.А. Гельвеция, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо.



XVIII век – расцвет французского Просвещения. В это время во Франции творят десятки великих деятелей в самых разных областях культуры, от философии до естественных наук. Многие из этих деятелей оказали заметное воздействие на педагогику, образование и воспитание, их труды вошли не только В историю педагогики Франции, но стали мировым достоянием. Из известных деятелей французского Просвещения, внесших наибольший вклад в педагогику, надо назвать творчество Ш.Л. Монтескье, Ф.М. Вольтера, П.А. Гольбаха, К.А. Гельвеция, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо.

1. Развитие принципа природосообразности в истории педагогики.

2. Народная педагогика на Руси и ее значение для формирования отечественной педагогической науки.

3. Роль монастырей в развитии просвещения.

4. Роль христианской благотворительности и милосердия в социальной реабилитации детей.

5. Генезис домашнего воспитания в России как историко-педагогическая проблема.

6. Нравственно – эстетическое развитие воспитанниц женских учебно- воспитательных заведений закрытого типа в России до начала 20 века.

7. М.В.Ломоносов и его вклад в развитие просвещения России.

8. Педагогические взгляды и просветительская деятельность декабристов.

9. Идея народности – основа педагогической системы К.Д.Ушинский.

10. Теоретики и практики сельской школы.

11. Земская начальная школа во второй половине 19 – начале 20 веков.

12. Учебные книги русских прогрессивных педагогов конца 19 – начала 20 вв. и их значение в развитии познавательных интересов и творческих способностей детей.

13. Теория и практика Яснополянской школы Л.Н.Толстого.

14. С.Т.Шацкий о воспитании как организации жизни и деятельности детей.

15. А.С.Макаренко воспитании детей в семье.

16. Организация процесса воспитания в системе А.С.Макаренко.

17. Гуманистическая основа педагогической концепции В.А.Сухомлинского.

18. Благотворительность московских предпринимателей.

19. Становление и развитие негосударственного высшего образования в России 19- начала 20 вв.

20. Экспериментальная педагогика Марии Монтессори.

22. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века.

23. Педагог и его роль в развитии и воспитании ребенка как историко-педагогическая проблема.

24. Авторские школы в России в второй половине 19 века (Н.Корф, Н.Бунаков, Л.Толстой, С.Рачинский.

Вопросы для самоконтроля

1. История образования как отрасль научного знания.

2. Воспитание в первобытном обществе как источник трансляции традиционной культуры.

3. Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций.

4. Школа и воспитание в Междуречье.

5. Школа и воспитание в Древнем Египте.

6. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Китае.

7. Становление педагогики Западной цивилизации в эпоху Античности.

8. Философы Древней Греции о воспитании (Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит).

9. Воспитание и школа в Древнем Риме (Цицерон, Сенека, Плутарх, Квинтилиан).

10. Влияние раннего христианства на развитие педагогических традиций (Иоанн Златоуст, Аврелий Августин, Фома Аквинский).

11. Развитие педагогических традиций в эпоху Возрождения (Т. Компанелла, Ф. Рабле, Э.Роттердамский, Т. Мор, М. Монтень).

12. Развитие педагогических традиций Западной цивилизации в 17 веке (Ф. Бэкон, В. Ратке, Р. Декарт).

13. Зарождение научной педагогики и роль в этом Я.А. Каменского.

14. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Д. Локка.

15. Педагогические взгляды французских просветителей 18 века (К. Гельвеций, Д. Дидро).

16. Педагогическая концепция Ж.-Ж. Руссо.

17. Педагогическая теория и практическая деятельность И.Г. Песталоцци.

18. Развитие педагогических традиций Западной цивилизации в 19 в. (А. Дистервег, Л. Спенсер).

20. Экспериментальная педагогика (Э. Мэйман, В.А.Лай, А.Бине, Э. Торндайк).

21. Прагматическая педагогика Д. Дьюи.

23. Развитие принципов природосообразности и культуросообразности образования в контексте европейской истории образования.

24. Воспитание и обучение в Киевской Руси (В. Мономах, К. Туровский, С.Радонежский).

25. Развитие образования и педагогической мысли на Руси в 14-17вв (Н. Сорский, С. Полоцкий, Е. Славинецкий, К. Истомин).

26. Проблема воспитания в фольклоре и литературе в Древней Руси и Русском государстве.

27. Просветительские реформы в России в первой половине 18 века.

28. История женского воспитания и образования в России.

29. Развитие педагогической мысли и просветительские реформы 18 века (В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков).

31. Педагогическая деятельность и научные взгляды Н.И. Пирогова.

32. Проблема современной школы (дошкольного, семейного воспитания) в контексте диалога с педагогическими идеями Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко.

33. Педагогические концепции в России первой половины 19 века (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов).

34. Педагогические идеи К.Д. Ушинского.

35. Деятели земского движения (Н.А. Корф, Н.Ф.Бунаков, С.А.Рачинский).

36. Педагогические взгляды на воспитание Л.Н. Толстого.

37. Развитие педагогических традиций в России после 1917 года.

38. Концепция свободного воспитания С.Т. Шацкого.

39. Система воспитания А.С. Макаренко.

40. Гуманистическая система в воспитании В.А. Сухомлинского.

41. Отечественная педагогическая наука в 20 веке (М.Н.Скаткин, Л.В Занков, Д.Б Эльконин, В.В.Давыдов.)

42. Проблема обучения и развития в современных условиях системы образования.

43. Проблема гуманизации образования в России. Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении в современной школе.

44. Ведущие тенденции развития мирового образовательного процесса в начале ХХI века.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире : учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Джуринский. - М.: ВЛАДОС, 2004.

2. Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли: учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2004.

3. Джуринский А. Н. История педагогики: учеб. пособие для студентов педвузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2000.

6. История отечественного образования (IX–XIX вв.). Учеб. пособие / под общ. ред. проф. Д. М. Забродина.– М.: Исследоват. центр пробл. качества подгот. специалистов, 2003.

7. История педагогики в России: хрестоматия: для студентов гуманит. фак. вузов. - М.: Academia, 2002.

8. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001.

9. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: Таблицы. Схемы. Опорные конспекты: Учеб. пособие для студентов вузов / Г.М.Коджаспирова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 224 с.

10. Латышина Д. И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для студентов вузов / Д. И. Латышина. - М.: Гардарики, 2005. - 603 с.

12. Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли : учеб. для студентов вузов / В. Г. Торосян. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 351 с.

Дополнительные пособия:

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! / Ш.А. Амонашвили. - М., 1983.

2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства
XIV -XVIII вв. - М.. 1985.

3. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2 т. - М., 1994.

4. Болонский процесс и его значение для России. /Ред.-сост. С.Медведев, К. Пурсиайнен. М., 2005.

5. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики / З.П. Васильцова. - М., 1988.

6. Всемирный историко-педагогический процесс. Концепции, модели,
историография. - М., 1996.

7. Гейдар Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Гейдар. - М., 1989.

8. Дж. Локк. О воспитании разума // Пед. соч. - М., 1939

9. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики : учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений / А. Н. Джуринский. - М.: Форум-ИНФРА-М, 1998.

10. Дистервег А. //Избр.пед.соч. - М.,1948.

11. Дмитриев С.С. Очерки истории русской педагогики начала XX века / С.С.Дмитриев. - М., 1985.

12. Егоров С.В. История дошкольной педагогики в России : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / С.В.Егоров. - М.: Academia, 1999.

13. История воспитания и образования в России XVIII века.
Ч. 2: Материалы для самостоятельного изучения / Сост. Д. И. Латышина.– М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1992.

14. История отечественного образования (государственная политика в области образования в России X-XIII веков)- СПб., 1994.

17. Коменский Я.А. Материнская школа // Избр. пед, соч. - М., 1939.

18. Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках // Избр. пед, соч. - М., 1939.

19. Коменский Я.А., Локк Д., Песталоцци И.Г., Руссо Ж.-Ж, // Педагогическое наследие.- М., 1987.

20. Коменский ЯА. Великая дидактика // Избр. пед, соч. - М., 1939.

21. Корнетов Г.Б. Становление воспитания как общественного явления / Г.Б.Корнетов.- М., 1992.

22. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса / Г.Б.Корнетов. - М., 1994.

23. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики : учеб. пособие / Г.Б.Корнетов - М.: Б.и., 1994.

24. Краних Э.М. Свободные вальфдорские школы / Э.М. Краних. - М., 1992.

25. Кратохвил М.В. Жизнь Я.А.Коменского / М.В.Кратохвил. - М., 1991.

26. Латышина Д. И. История педагогики: Воспитание и образование в России: (Х - начало ХХ века): Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений / Д.И.Латышина . - М.: Форум-ИНФРА-М, 1998.

27. Локк Дж. Мысли о воспитании // Пед, соч. – М., 1939. .

28. Лысенкова С.Н. Книга легко учиться / С.Н. Лысенкова. - М.,1984.

29. Малькова З.А. Современные школы в капиталистических странах / З.А. Малькова, Б.А. Вульфсон. - М., 1985.

30. Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших времен до нашего времени / Л.Н.Модзалевский. - СПб., 1999.

31. Монтессори М. Метод научной педагогики / М.Монтессори. - Киев, 1993.

32. Основные направления и тенденции развития педагогической науки в
конце XIX - начале XX в. - М., 1980.

33. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. - М., 1989.

34. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец
XIX - начало XX в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. - М., 1991.

35. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989.

36. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей //Избр. Пед. соч. – М., 1981.

37. Песталоцци И.Г. Книга матерей //Избр. Пед. соч. – М., 1981.

38. Песталоцци И.Г. Лебединая песня //Избр. Пед. соч. – М., 1981.

39. Петров В.М. Семейно-школьное воспитание в Древнем мире и средневековой России / В.М.Петров. - Орехово-Зуево, 1992.

40. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения / Н.И.Пирогов. - М., 1952.

41. Пряникова В. Г. История образования и педагогической мысли : учеб.-справочник / В.Г. Пряникова . - М.: Новая шк., 1995.

42. Рачинский С. А. Сельская школа / С.А.Рачинский. - М., 1991.

43. Российское образование: история и современность. – М., 1994.

44. Руссо Ж.-Ж. Общественный договор // Избр. пед. соч. - М., 1987.

45. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании // Избр. пед. соч. - М., 1987.

46. Руссо Ж.-Ж. Юлия или новая Элоиза // Избр. пед. соч. - М., 1987.

47. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа /В.А. Сухомлинский. - М.,1968.

48. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев, 1969.

49. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой. - М., 1953

50. Ушинский К.Д. /Избр. пед. соч. в 2х томах. М., 1977.

51. Ушинский К.Д. Родное слово. Учебная книга // Собр.соч. Т,6. - М., 1949.

52. Фрадкин Ф. А. Лекции по истории отечественной педагогики : учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. Заведений / Ф.А.Фрадкин. - М.: СФЕРА, 1995.

53. Хофмон Ф. Мудрость воспитания / Ф.Хофмон. - М., 1979.

54. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. и автор ввод. статей А.И.Пискунов. – М. Просвещение., 1981.

55. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. - М., 1992. - Ч. 1.

56. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового
временя. - М., 1991.

57. Эволюция образовательных систем и управления процессом обучения. - Псков, 1995.

58. Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США. - М., 1989.

59. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний / Д.Б. Эльконин. - М.,1966.

Материально-техническое обеспечение дисциплины или отдельных разделов (тем)

Читайте также: