Школа социального проектирования путь от идеи к проекту

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Аннотация содержит описание поэтапной организации создания и реализации социальных проектов через внедрение в образовательный процесс социальных технологий и вовлечения детей и молодежи в социально значимую деятельность.

2. Основная часть Программы состоит из девяти обучающих модулей:

Модуль 1. Знакомство с общественно полезной деятельностью.

Модуль 2. Составление плана местного сообщества.

Модуль 3. Определение проекта и начало стратегического планирования.

Модуль 4. Стратегическое планирование: сотрудничество в пользу сообщества.

Модуль 5. Стратегическое планирование: определение ресурсов и завершение плана.

Модуль 6.Вовлечение сообщества в действие.

Модуль 7. Реклама и публичность.

Модуль 8.Заключительные приготовления к общественно значимой деятельности-социальному проекту.

Модуль 9. Завершающее размышление и подведение итогов. Оценка проектов.

Данные модули предназначены для организации деятельности малых групп, созданных на первом занятии. Очень важно, чтобы состав групп был постоянным на протяжении изучения ребятами всех модулей программы, так как здесь используется субъективный опыт каждого ребенка и создается дополнительный резерв как младших школьников, так и старших школьников. Работа в группах позволяет лучше осознавать необходимость сотрудничества как инструмента ,с помощью которого раскрывается ценность каждого участника.

Пояснительная записка.

Практика реализации социальных проектов — это настоящая жизненная школа, уроки которой помогут вам, как в обычной жизни, так и в самых неожиданных обстоятельствах. Практика реализации социальных проектов — это настоящая жизненная школа, уроки которой помогут вам, как в обычной жизни, так и в самых неожиданных обстоятельствах.

Работая над социальными проектами, решая социальные проблемы конкретного общества, принимая на себя ответственность за будущее своего родного города, Вы тем самым становитесь Личностью, Гражданином, Жителем планеты Земля…. А.Прутченко

Программа разработана в соответствии с документами:

Конституция Российской Федерации ст. 38, 43

Конвенция о правах ребенка

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р)

План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р;

Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. (Утверждена Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10 сентября 2013 года N 66-рп)

Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 23.04.2013 N 32-рп "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы образования и науки в Санкт-Петербурге на период 2013-2018 годов"

Сегодня Россия стоит перед глобальным вызовом-нарастающим технологическим отставанием от развитых стран, недостаточным уровнем производительности и культуры труда. В связи с этим в стране разворачиваются процессы технологической и социокультурной модернизации.

Предметом модернизации является само общество как система политических, социальных и личностных отношений.

Особое внимание уделяется социальной адаптации учащихся, их вовлечению в общественно значимую жизнь, выработке активной жизненной позиции. Поэтому,одним из основных направлений развития школы становится социализация-формирование у обучающихся социальных компетенций, навыков мобилизации полученных знаний и умений в определённой ситуации.

Наиболее эффективным способом развития социальных компетенций и самоопределения является социальное проектирование.

Социальное проектирование-область человеческой деятельности, которую можно смело отнести и к науке, и к искусству; это реальный шаг изменить мир к лучшему.

Социальное проектирование доступно и интересно и младшим школьникам, и ученикам средней и старшей школы. Нет такой области деятельности, где было бы невозможно использовать метод социальных проектов.

Социальное проектирование заставляет думать, формулировать, доказывать, работать в команде и нести ответственность за результаты собственной деятельности.

А это уникальная возможность освоить новые эффективные современные технологии по социальному проектированию; реальный шанс на практике увидеть, как работают эти технологии; знать про социальный проект недостаточно ,важно его использовать в различных сферах общественно значимой деятельности, а это интересно, актуально, инновационно.

Программа носит универсальный и развивающий характер. Содержание обучающих модулей основано на совмещении педагогических методик и социальных технологий, которые объединяют социально значимую деятельность и теоретическое образование таким образом, что эти объединенные компоненты усиливают эффективность друг друга.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она рассчитана на разновозрастные группы.

Создание условий успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи;

Развитие культуры социального проектирования в детской и молодежной среде;

Вовлечение молодёжи в общественную деятельность;

Способствовать социальной адаптации учащихся путем вовлечения в социальное проектирование;

Вовлекать в общественно значимую деятельность детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Изучить и практически опробовать различные методы и приёмы социального проектирования;

Создать группу инструкторов-старшеклассников по социальному проектированию для помощи и консультаций;

Ожидаемые результаты:

Повышенная социальная активность обучающихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе;

Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы школьников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации;

Положительные изменения в сознании школьников, повышение уровня общей культуры школьников, участвующих в социальном проектировании;

Наличие сформированности навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела;

Методика преподавания:

Предполагается применение современных образовательных технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе с использованием интерактивных методов, работы в сотрудничестве.

Каждый ребенок может найти в социальном проекте что-то по своим силам и почувствовать свою значимость. В результате ученики не готовятся к жизни, а проживают ее в полной мере. Деятельность идет от задачи, которая не спущена сверху, а найдена совместно учениками и педагогами, часто с привлечением родителей.

Начав заниматься проектной деятельностью, вы реально увлечетесь, и это, предупреждаю, очень заразное дело! Давайте объясню, с чего надо начинать.


0. Проектное обучение

Чтобы заработала модель, перво-наперво нужна команда взрослых, готовая ее транслировать, пройти вместе с ребятами все этапы проекта. Педагог не должен вести учеников, прибегать первым и командовать. Его задача — быть наставником.

Проект — это всегда про уникальность. Важно выявить проблему, которую не решали ранее. Пример, конечно, можно найти в соседнем городе или вообще в мире, но для конкретного учебного заведения она должна быть новой. Ни в коем случае это не из года в год повторяемое действие, событие или акция.

На этом этапе надо объяснить детям, в чем отличие проекта от обычной текущей деятельности и как важно, чтобы все были включены в процесс.

1. Создание проблемного поля

Первое — надо понять, какие есть проблемы, поискать ситуации, которые не устраивают не только отдельного человека, но и людей вокруг. Тем, кто только осваивается в социальном проектировании, не стоит замахиваться на нечто глобальное. Проще начать с решения внутришкольных задач.

В момент поиска проблемных полей дети изучают социологические форматы. Они узнают, как провести фокус-группу с ключевыми участниками, как взять интервью, как составить анкету и обработать ее результаты.

2. Выбор проблемы

Хорошо, если проблема выбирается на целый учебный год, и она интересна большинству. Обычно тему предлагают самые активные дети, и надо помочь, чтобы каждый ученик определился. Если кто-то не согласен с большинством, пусть собирает свою команду единомышленников и решает ту задачу, которую считает наиболее острой. В таком случае класс разбивается на несколько групп — по числу лидеров — и каждая работает над отдельным проектом. Одни и те же ребята могут работать одновременно в разных группах.

Бывает, что проблемы решает команда учителей без участия детей. Тогда дети понимают, что социальное проектирование — это не для того, чтобы их воспитывать, а прием изменять жизнь к лучшему.

3. Поиск решений

Когда дети сами принимают участие в формировании списков проблем, сразу же появляются задумки или гипотезы, как их решать.

Тут есть два подхода: от идеи или от цели. Идея подразумевает ответ на вопрос, как решать проблему. А цель — это идеальный результат.

Важно провести мозговой штурм, чтобы на первом этапе вариантов по решению проблем было несколько, а на втором пригодятся способы, которые могли бы уже привести к нашему идеальному результату. В финале объединяем несколько идей, либо выбираем наиболее продуктивную.

Хорошо, если в процессе генерации идей наравне с детьми участвуют родители. Тогда у школьников расширяется картина мира, потому что опыт мамы или папы, конечно, намного шире. Бывает, правда, что родители давят. Учителю-наставнику важно знать, кто из взрослых может органично войти в детскую команду и не перетащить одеяло на себя.

4. Разработка социального проекта

Мы описываем целевую группу, для которой делаем проект, формируем календарный план, прописываем ожидаемые результаты, составляем смету. Это часть проекта похожа на составление бизнес-плана или заявки на грант. Все по-взрослому!

5. Привлечение ресурсов

Родителей можно собирать не по классам, а по роду деятельности — всех медиков, например. И проект, который связан со здоровьем, ребята будут представлять именно этой аудитории.

Ярмарки успешно можно проводить даже на встречах выпускников. Часто школа сама не знает, что делать на этих мероприятиях: идет концерт, дальше по классам разошлись, потом в кафе.

Очень много благодарных выпускников, которые помнят школу и хотели бы что-то сделать для нее. Среди них есть, конечно, крутые бизнесмены, которые могут поменять окна или оплатить ремонт. Но есть те, кто хотел бы сказать спасибо родной школе, но не владеет большими финансовыми возможностями. И тут детские проекты кстати. Выпускники — люди разных профессий и с разными возможностями. Кто-то может напечатать что-то в типографии, кто-то на время даст колонки для мероприятия, а кто-то камаз песка, чтобы сделать детскую площадку.

Выпускники, с одной стороны, узнают, чем живет школа, а с другой, помогают ей решать важные социальные задачи.

Примеры успешных социальных проектов

Одинокие пенсионеры. В течение всего учебного года ребята из гимназии Новосибирска решали проблему низких пенсий одиноких пенсионеров. На уроках труда шили постельное белье, пижамы и халаты для них. Купили посуду, расписали ее. Ребята проводили ярмарки и на вырученные средства покупали стиральный порошок и предметы гигиены для стариков. Школьники пытались минимальными затратами решить серьезную задачу государственного уровня.

Автобусная остановка. В селе Листопадовка Воронежской области на автобусной остановке никогда не было павильона, и люди в непогоду были вынуждены мокнуть под дождем. Ребята из местной школы взяли и построили специальное укрытие.

Помощь хоспису. Ученики Девицкой школы Воронежской области помогали хоспису. Ребята выяснили, в чем нуждается персонал, чего не хватает пациентам, и через областное радио обратились ко всем жителям Воронежа с просьбой помочь лекарствами, памперсами, одеждой. И люди откликнулись!

Плохая освещенность в школе. Ученики школы № 62 г. Воронежа провели исследование уровня освещенности в школе и влияние его на здоровье. Родители, послушав детей и увидев проблему, инициировали замену всех ламп, добившись финансирования от районного управления образованием.

День 5

От идеи к проекту

От идеи к проекту запись закреплена

С 20 по 24 апреля прошла республиканская школа социального проектирования в рамках проекта "Молодежный проектный офис Республики Коми" , в которой приняло участие более 100 участников из 16 муниципальных образований Республики Коми

За эти пять дней одновременно прошли две образовательные программы: для молодежи и для наставников. Все участники изучали социальное проектирование, его компоненты: цель, задачи, смету и многое другое, и учились писать свои проекты.
Показать полностью.

- За 5 дней смены нам удалось полностью пройтись по механизму создания любого социального проекта, от стадии его зарождения – выбора проблемы, на решение/снижение остроты которой направлен проект, до результатов и дальнейших перспектив проекта при его реализации. По результатам школы, ребята, которые впервые столкнулись с социальным проектированием, получили полномасштабную базу знаний, которая поможет им в реализации задумок, а опытные проектные команды укрепили своё понимание о логике составления и оформления проекта, получили советы и рекомендации от экспертов – отметил руководитель образовательной программы Редькин Михаил

В результате всего обучения 22 проектные команды разработали свои проекты, в которых подняли волнующие их проблемы: подростковая преступность, недостаточно комфортные условия учебы, отсутствие развлекательных мест для детей.

- Ощущения по этой смене замечательные, я получила море впечатлений.
В рамках смены я многое узнала о проекте, а если точнее, узнала все с нуля, кураторы все достаточно ясно объясняли и я в конце смены создала почти готовый проект.
На этой школе мне многое понравилось: яркие моменты, комфортная обстановка, хорошая программа для обучения, веселые мероприятия – поделилась своими впечатлениями Виктрия Лапшова

Программа

Наиболее эффективным способом развития социальных компетенций и самоопределения является социальное проектирование.

Социальное проектирование-область человеческой деятельности, которую можно смело отнести и к науке, и к искусству; это реальный шаг изменить мир к лучшему.

Социальное проектирование доступно и интересно и младшим школьникам, и ученикам средней и старшей школы. Нет такой области деятельности, где было бы невозможно использовать метод социальных проектов.

Социальное проектирование заставляет думать, формулировать, доказывать, работать в команде и нести ответственность за результаты собственной деятельности.

Программа носит универсальный и развивающий характер. Содержание обучающих модулей основано на совмещении педагогических методик и социальных технологий, которые объединяют социально значимую деятельность и теоретическое образование таким образом, что эти объединенные компоненты усиливают эффективность друг друга.

Отличительной особенностью данной Программы является то, что она рассчитана на разновозрастные группы.

Основной метод реализации программы основан на активном обучении-извлечении уроков из опыта общественно полезной деятельности путём внедрения в образовательное пространство социального проектирования.

В материалы Программы включены интерактивные формы занятий, мыследеятельностные игры и непосредственно практика разработки и реализации социально значимых проектов в местном сообществе.

Материалы Программы можно использовать полностью или частично, а также адаптировать в соответствии с потребностями не только каждого учебного заведения, но и региона.

Построение и реализация Программы обучения базируется на следующих основных принципах:

· актуальность и ценностный характер – ее соответствие современным образовательным ценностям, ценностям открытого гражданского общества;

· целевой и компетентностно-ориентированный характер программы и процесса подготовки учащихся, наличие четко обозначенных целей, задач и ожидаемых результатов и формулирование их в логике присвоения новых компетентностей;

· направленность на профессиональное и общекультурное развитие и личностный рост обучающихся, становление и проявление их активной гражданской позиции;

· адресность содержания – специальный учет интересов, потребностей, ожиданий и опасений школьников;

· практико-ориентированный характер, проектно- конструктивная и продуктная направленность обучения (приоритетное значение в обучении анализа реальных ситуаций, проектирования конкретных моделей общественного участия в решении социокультурных проблем);

· современная научная обоснованность образовательной программы – соответствие содержания программы и технологии ее реализации современному уровню теоретико-методологических подходов, понятий, концептуальных представлений, моделей образовательного менеджмента; соответствие содержания курса современному уровню мирового и отечественного опыта решения соответствующих задач;

Глоссарий

Социальная проба - такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объек­тах и явлениях, получает и осознает опыт своего социаль­ного взаимодействия.

Социальная практика — это, во-первых, процесс ос­воения, отработки социальных навыков и, во-вторых, по­знание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Социальный проект — наиболее сложный тип соци­ального проектирования. Данная деятельность предполага­ет создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоре­чия между социальной трудностью, проблемой, восприни­маемой как личностно значимая, и потребностью личнос­ти, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.

Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной шири­ны, различаются по уровню и сложности организации.

Социально значимая (общественно полезная)деятельность -это любая законная деятельность, направленная на поддержание и развитие общественного блага.

Сообщество -объединение людей, народов ,государств, имеющих общие интересы и цели.

Социальное партнерство -это приемлемый для социальных объектов вариант отношений, мера консенсуса их потребностей ,интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципе социальной справедливости.

Социальная компетенция -соответствие конкретного человека условиям и возможностям, предоставляемым конкретным обществом.

· Умение общаться и взаимодействовать (коммуникативная компетенция)

· Стрессоустойчивость и оптимизм

· Работа в команде

· Ответственность и инициативность

· Способность повести за собой (социальная уверенность)

Социальная технология -совокупность приёмов ,методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе планирования и развития, решения разного рода социальных проблем

· Создание условий успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи; для развития самосознания, становления активной жизненной позиции, формирования потребности к самосовершенствованию и саморазвитию.

· Вовлечение молодёжи в общественную деятельность;

· Развитие культуры социального проектирования в детской и молодежной среде;

· Обучить технологии социального проектирования.

· Рассмотреть основные проблемы в различных сферах в жизни местного сообщества.

· Формировать навыки и знания по установлению партнѐрских отношений .

· Вовлекать в общественно значимую деятельность детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;

· Изучить и практически опробовать различные методы и приёмы социального проектирования;

Методика преподавания:

Предполагается применение современных образовательных технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе с использованием интерактивных методов, работы в сотрудничестве.

Формы и методы:

· Рефлексия каждого модуля

Ожидаемые результаты:

1.В процессе освоения программы у обучающихся предполагается сформировать следующие компетентности:

· исследовательская компетентность - способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации. -

· компетентность социального выбора - способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами.

· компетентность социального действия - способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.

· коммуникативная компетентность - способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем.

· учебная компетентность - способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.

2.Повысить социальную активность учащихся,готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе;

3.Увидеть готовность органов местного самоуправления выслушать доводы школьников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации;

4.Измененить общественное мнение , увеличить число учеников, учителей, родителей, жителей школьного микрорайона ,готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе

Читайте также: