Школа просвещение и педагогическая мысль в беларуси в 14 17 вв
Обновлено: 02.07.2024
5. Зарождение элементов педагогической теории у античных философов (Платон, Аристотель, М.Ф. Квинтилиан).
6. Идея общественного дошкольного воспитания.
7. Влияние христианской религии на образование.
1. Определите общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах.
2. Дайте характеристику первых учебных заведений Древней Греции и Древнего Рима.
5. Кому из древних мыслителей принадлежат эти слова и как вы их понимаете:
6. Определите положение учителя в античную эпоху и основные требования к нему.
1. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
1) Испытания, соревнования.
3) Палочка для письма.
4) Учитель в афинской школе.
5) Философское сочинение Аристотеля.
6) Воспитатель в государственных воспитательных учреждениях Спарты.
7) Автор методики разучивания стихотворений.
8) Школа пятиборья.
9) Место приятного времяпровождения.
По вертикали:
2. Сделайте сравнительный анализ изученных образовательных систем
античной эпохи и заполните таблицу 1.
3. Определите, в чем заключается своеобразие взглядов античных
философов в решении педагогических проблем и заполните таблицу 2.
Таблица 1 – Сравнительный анализ образовательных систем Древней Греции и Древнего Рима
Элементы образовательной
системы
Древняя Греция
Древний Рим
Таблица 2 – Своеобразие взглядов античных философов в решении
Педагогических проблем
Педагогические проблемы | Платон | Аристотель | М. Квинтилиан |
Концепция | |||
Цель воспитания | |||
Факторы развития личности | |||
Умственное воспитание | |||
Нравственное воспитание | |||
Физическое воспитание | |||
Дошкольное воспитание | |||
Игра | |||
Формы и методы обучения | |||
Образование женщин | |||
Требования к учителю |
Творческий уровень
1. Составьте словарь античных понятий, которые вошли в педагогическую науку и по-прежнему актуальны.
3. Выделите основные проблемы, получившие свое осмысление в работах античных философов, и определите их вклад в зарождающуюся педагогическую теорию.
Основная литература
1. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли / А.Н. Джуринский. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – С. 32–59.
2. Жураковский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е. Жураковский. – М. : АПН РСФСР, 1963. – 517 с.
3. История дошкольной педагогики / под ред. Л.Н. Литвина. – М. : Просвещение, 1989. – С. 6–15.
4. История зарубежной дошкольной педагогики : хрестоматия / сост. : Н.Б. Мчедлидзе [и др.]. – М. : Просвещение, 1986. – С. 14–30.
5. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли / Г.М. Коджаспирова. – М. : ВЛАДОС ПРЕСС, 2003. – С. 18–29.
Дополнительная литература
1. Йегер, В. Пайдея. Воспитание античного грека / В. Йегер ; пер. с нем. – М. : Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 1997. – 336 с.
2. Лаэрцкий, Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Д. Лаэрцкий. – М. : Знание, 1989. – 265 с.
3. Марру, А.И. История воспитания в Античности (Греция) / А.И. Марру ; пер. с франц. – М. : Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 1998. – 432 с.
Семинарское занятие № 2
Тема:« Возникновение школы и педагогическая мысль народов
Вопросы для обсуждения
1. Развитие идеи семейного воспитания.
2. Возникновение письменности и школы в Древнем Египте и Месопотамии, характеристика обучения в них.
3. Традиции ученичества в Древней Индии. Влияние буддизма на образование.
4. Обучение в Древнем Китае.
5. Педагогические идеи Конфуция.
1. Проанализируйте основные подходы на образование и воспитание у народов Древнего Востока.
3. По каким источникам можно судить о содержании и методах обучения в школах стран Древнего Востока?
5. Чем можно объяснить популярность буддистских школ?
6. Имело ли место образование девочек в условиях цивилизаций Древнего Востока? Каково было его содержание?
Конструктивный уровень
3. Заполните таблицу 3.
Таблица 3 – Представления об идеальном воспитании
Идеи | Древняя Индия | Древний Китай |
Кем и в каких источниках были сформулированы представления об идеальном воспитании? | ||
Цель идеального воспитания | ||
Кто может стать идеалом? | ||
Основные качества идеальной личности | ||
Идея всестороннего развития личности |
Основная литература
1. Джуринский, А. Н. История педагогики / А. Н. Джуринский. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 1999. – С. 17–39.
2. Джуринский, А. Н. История педагогики древнего и средневекового мира / А. Н. Джуринский. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 1999. – С. 21–47.
3. Клепиков, В. З. Конфуций – выдающийся педагог Древнего Китая / В. З. Клепиков // Педагогика. – 2001. – № 3. – С. 73–80.
4. Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и Средневекового Востока. – М. : Педагогика, 1988. – 403 с.
Дополнительная литература
1. Варга, Д. Древний восток: У начал истории письменности / Д. Варга [пер. с венг.]. – Будапешт : Корвина, 1985.– 751с.
2. Егоров, С. Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С. Ф. Егоров, С. В. Лыков, Л. М. Волобуева ; под ред. С. Ф. Егорова. – М. : Академия, 2001. – С. 8–11.
3. Конфуций : Учение. Жизнь. Мысли. Изречения. Афоризмы / авт.-сост. В. В. Юрчук. – Минск : Соврем. слово, 1998. – 379 с.
4. Оппенхейм, А. Л. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации / А. Л. Оппенхейм [пер. с англ.]. – М. : Мысль, 1990. – 317 с.
Семинарское занятие № 3 (2 часа)
Тема: «Развитие образования и педагогической мысли в странах
Вопросы для обсуждения
1. Общая характеристика эпохи раннего средневековья.
2. Монополия церкви в области воспитания и образования. Христианский идеал.
3. Воспитание светских феодалов. Рыцарский идеал.
4. Возникновение светской тенденции в жизни средневекового общества ХІІІ в. Первые университеты.
5. Схоластика и развитие педагогической мысли (Фома Аквинский, Гуго Сен-Викторский, Винцент из Бове).
6. Педагогические идеи в культуре Западной Европы.
1. Какие традиции лежат в основе западноевропейского средневекового воспитания и образования?
2. Дайте сравнительную характеристику античного и христианского педагогических идеалов.
3. Проследите эволюцию схоластики в истории педагогической мысли Западной Европы.
1. Составьте схему средневековой системы образования.
2. Разгадайте кроссворд 2.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
По горизонтали:
1. Основная форма обучения детей в среде ремесленников.
2. После захвата какого государства интеллектуальное единство Западной Европы было разрушено?
3. Вид учения, предшественница психологии.
4. Одна из привилегий университета.
5. Образ жизни в церковной школе.
6. Выпускник городской школы.
7. Трактат Гуго Сен-Викторского.
8. От лат. – школьный ученый.
11. Определяющая черта схоластики.
По вертикали:
1. Высшее учебное заведение в ХІІІ в.
3. Заполните таблицу 4.
Таблица 4 – Сравнительная характеристика воспитательных идеалов
Раннего средневековья
Сословие (категория лиц)
1. Джуринский, А. Н. История педагогики / А. Н. Джуринский. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 1999. – С. 100–119.
2. Духавнева, А. В. История зарубежной педагогики и философия образования / А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2000. – С. 39–55.
3. История дошкольной педагогики / Под ред. Л. Н. Литвина. – М. : Просвещение, 1989. – С. 15–17.
4. Снапкоўская, С. В. Гісторыя адукацыі і педагагічнай думкі / С. В. Снапкоўская. – Мінск : БДПУ, 2006. – С. 69–74.
1. Антология педагогической мысли христианского средневековья : в 2 т. – М. : Педагогика, 1994.
2. Уваров, П. Ю. Университет в средневековом городе / П. Ю. Уваров // Культура и искусство западноевропейского средневековья. – М. : Знание, 1981.
3. Хрестоматия по истории педагогики : в 3 т. – Т. 1 : Античность. Средневековье / Под общ. ред. А. И. Пискунова. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – С. 182–256.
Семинарское занятие 4
Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси
В IX – XVIII веках
Вопросы для обсуждения
1. Просвещение в древнебелорусских княжествах (Полоцком и Туровском): деятельность и просветительские идеи Е. Полоцкой, К. Туровского.
2. Образование на белорусских землях в составе Великого Княжества Литовского (вторая половина XIII в. – 1569 г.).
3. Педагогическая мысль в Беларуси в XV–XVI вв.: Н. Гусовский, Ф. Скорина, С. Будный, В. Тяпинский.
4. Система школьного образования в Беларуси в эпоху Речи Посполитой.
5. Педагогические воззрения белорусских просветителей XVII в. (С. Полоцкий, С. Соболь, К. Лыщинский, И. Копиевич).
6 Прогрессивные начинания Эдукационной комиссии в Беларуси (С. Конарский, Я. Снядецкий, Ф. Карпинский, И. Хрептович).
3). Дайте характеристику первых школ в древнебелорусских княжествах.
4). Кто явился основоположником женского образования в Беларуси?
5). Охарактеризуйте педагогические идеи Н. Гусовского, Ф. Скорины, С. Будного, В. Тяпинского, выделите в них общее и особенное.
6). Кого по праву называют основателем национально-патриотической традиции в белорусской культуре и почему?
8). Подготовьте микровыступления о педагогических воззрениях белорусских просветителей XVII в.: С. Полоцкого, С. Соболя, К. Лыщинского, И. Копиевича.
9). Охарактеризуйте влияние идей Реформации на развитие белорусской культуры и просвещения.
10). В чем прогрессивность идей и мероприятий Эдукационной комиссии? Почему они не увенчались успехом?
11). Тестовые задания:
1. Какое произведение не относится к педагогическим памятникам древнерусской литературы?
2. Как называли учителя в Древней Руси?
б) мастер грамоты;
3. Кто из белорусских просветителей впервые начал печатать книги на родном языке?
4. Кому принадлежит идея открытия государственных, светских школ для народа?
а) Е. Славинецкий;
5. Какие школы участвовали в борьбе против окатоличивания и ополячивания белорусского населения и решали задачу воспитания у детей национального самосознания?
7. Оказывал влияние на формирование мировоззрения будущего царя Петра Ι и составил Статут высшего учебного заведения в Москве?
а) братья Лихуды;
г) Е. Славинецкий.
Конструктивный уровень
1. Заполните таблицу 5.
Таблица 5 – Особенности организации школ в Беларуси ( ХIV ХVIII вв.)
Типы школ | Время и цель создания | Содержание обучения | Учебные книги | Особенности организации учебно-воспитательного процесса | Известные школы и учителя |
Православ-ные | |||||
Братские | |||||
Католичес-кие | |||||
Протестан-тские | |||||
Униатские |
2. Докажите, что деятельность братских школ осуществлялась на принципе демократизма?
3. Охарактеризуйте первое высшее учебное заведение на территории Беларуси и его влияние на просвещение народа?
1. Составьте педагогический кроссворд по данной теме.
2. Кто из просветителей данного периода, по вашему мнению, внес наиболее весомый вклад в развитие школы и педагогической мысли Беларуси? Обоснуйте актуальность их идей и подготовьте вопросы к дискуссии.
Основная литература
1. Асвета і педагагічная думка ў Беларусі: са старажытных часоў да 1917 г. / пад рэд. М.А. Лазарука [і інш.]. – Мінск : Нар. асвета, 1995. – С. 40–64; 138–145.
2. Горностай, Т.Л. Педагогика. (История образования и педагогической мысли) : учебно-методический комплекс / Т.Л. Горностай ; Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2014. – С. 39–50.
3. Кулінковіч, К.А. Гісторыя педагогікі / К.А. Кулінковіч, А.А. Грымаць. – Мінск : Выд. Ул.М. Скакун, 2001. – С. 58–63.
4. Митюров, Б.Н. Тема семейного воспитания в трудах Симеона Полоцкого / Б.Н. Митюров // Адукацыя і выхаванне. – 1994. – № 7. – С. 59–61.
5. Строчук, М.С. История образования и педагогической мысли) : электронный учебно-методический комплекс / М.С. Строчук, Е.П. Шевчук; Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2013. – С. 46–50.
6. Хрестоматия по истории педагогики : в 3 т. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – Т. 1 : Античность. Средневековье / под общ. ред. А.И. Пискунова. – С. 480–491.
Дополнительная литература
1. Антология педагогической мысли Белорусской ССР / сост. : Э.К. Дорошевич [и др.]. – М. : Педагогика, 1986. – С. 92–109.
2. Арлоў, І. Ефрасіння Полацкая / І. Арлоў. – Мінск : Маст. літ., 1992. – 210 с.
3. Мельнікаў, А.А. Кірыл, епіскап Тураўскі / А.А. Мельнікаў. – Мінск : Бел. навука, 1997. – 462 с.
4. Блинова, Т.Б. Иезуиты в Белоруссии / Т.Б. Блинова. – Минск : Беларусь, 1990. – 110 с.
5. Мещеряков, В.Н. Братские школы Белоруссии XVI–XVII вв. / В.Н. Мещеряков. – Минск : БГУ, 1977. – 56 с.
Семинарское занятие 5
Этот период белоруской истории совпал с общественным движением в европейских странах, известным под названием "Возрождение". Прогрессивные идеи Возрождения и Реформации проникли и в Беларусь. Наблюдается заметное развитие образования, распространения письменности, новых философских, педагогических, научных идей.
Франциск Скорина, белорусский первопечатник и просветитель. Педагогические идеи Ф.Скорины. • демократизация образования;• книга как средство просвещения;•опора на родной язык;• значение трудового воспитания;•воспитание чувства собственного достоинства;• формирование "досконального человека" – духовно-нравственной личности;• ориентация на практические действия.Скорина заложил основные принципы, методы воспитания молодежи его времени.Симеон Полоцкий При содействии царя открывает при Спасском моностыре дипломатическую школу, с 1667 учит детей царя, наблюдает за воспитанием Петра. В Кремле была открыта типография, которой руководил С. Полоцкий. Издает ряд книг "Букварь" с "Предисловием к юношам учиться хотящим". Написал сборники стихов "Вертоград многоцветный", "Рифмологион"и др, которые посвещены воспитанию и обучению.Педагогические идеи С. Полоцкого.Педагогические идеи формировались под влиянием народной педагогики, практической работы братских школ, западноеропейской педагогики.• Основную роль в формировании взглядов и привычек ребенка играют воспитание и среда, родители и учителя.• Целенаправленность в воспитании;• Вся будущая жизнь человека и его поведение зависят от воспитания полученного в детстве;• Большую роль отводил книгам, влияние искусства и литературы на воспитание;• Говорил о повышении профессионального уровня учителей и обучению педагогическим знаниям родителей.
31.Просвящение и школа в России в первой половине 18 в. Открытие Московского Университета.
Для развития педагогики и школы большое значение имели просветительные реформы: введение алфавита, возникновение периодической прессы, выпуск светской оригинальной и переводной литературы, учреждение Академии наук, открытие первых светских государственных школ. В 1701г. была открыта в Москве школа математических и навигационных наук, появлялись проффесионально-технические учреждения заведением широкого профиля, школа выпускала специалистов разных профилей. Сюда в принудительном порядке зачислялись дворянские дети, дети дьяков, посадских, солдат. В 1715г. морские школы были переведены в Петербург, где на их основе открылась Морская академия. В период царствования Петра1 были открыты артиллерийские школы в крупных городах, навигационные школы в портовых городах, хирургические, инженерные и разноязыковые школы в Москве. На Урале была создана первая горнозаводская школа. Реформа духовного образования: создавались начальные архиерейские школы и духовные семинарии. В 1725г. была создана в Питербурге Академия наук, при ней был открыт университет и гимназия, в которых иностранные ученые должны были готовить русских ученых и специалистов. В Академии не было представлено богословие, светский характер обучения. Для дворян с 1731г. создана особая военная школа – кадетские корпуса, где дети наряду со специальной военной подготовкой получали широкое общественное образование и светское воспитание. В закрытых учреждениях заведениях обращалось большое внимание на физическое и эстетическое воспитание. К учащимся, применялись гуманитарные методы обучения.
Учебное пособие по одноименному курсу для слушателей специальности 1-080171 Педагогическая деятельность специалистов ИПО
Вы здесь: 1.6. Педагогические традиции Беларуси в составе Киевской Руси и Великого Княжества Литовского 1.6.3. Педагогическая мысль в Беларуси в XV – XVI вв
1.6.3. Педагогическая мысль в Беларуси в XV – XVI вв
Важное значение для отечественной педагогики имела педагогическая концепция и просветительская деятельность Николая Гусовского (1480 – 1533). Он первым в педагогике Нового времени сформулировал три принципа образования: природосообразности, означающий гармонию человека, общества и природы; социального комфорта, требующий учитывать в содержании образования уровень культуры и воспитательный идеал общества; принцип общенародных интересов. По его мнению, начальная школа должна быть школой родного языка, а повышенная – школа с латинским языком преподавания. Содержание образования должно включать систему латино-европейского образования (античная литература, мифология, латинский язык, искусства, семь свободных наук). Однако учебно-воспитательный процесс должен строиться на основе активных методов обучения (опыт). Основными средствами образования видел природу, культуру, науку, фольклор и жизнеописания знаменитых людей.
Критиковал социально-классовую политику Польши и ВКЛ в образовании. Выступал за обучение мальчиков и девочек, богатых и бедных. Восславлял свободную и мужественную личность. Гражданским долгом считал борьбу за возрождение патриотического сознания своего народа. Первым из просветителей выдвинул проблему бережного отношения к природе, рационального использования и умножения природных богатств родины. Основой воспитания утверждал труд, без которого Гусовский не представлял жизнь человека. Только в труде воспитывается и совершенствуется человек.
Важнейшим принципом формирования человека, провозглашенным и теоретически обоснованным просветителем, является воспитание в труде. Только в труде воспитывается и совершенствуется человек, утверждал С.Будный.
Кроме того, белорусский просветитель развернул бурную издательскую деятельность с целью распространения своих идей. Он считал, что произведения, написанные на любом языке, могут воспитывать гражданские чувства и положительные нравственные качества. Большой популярностью среди белорусов пользовались печатные дворы и школы, где пропагандировалось и внедрялось в жизнь учение С.Будного. Так, среди арианских школ в конце XVI в. получила особую известность школа в Ивье. Ректором этой школы был Ян Намысловский, соратник С.Будного. Я.Намысловский руководствовался установками Сымона Будного: крепить единство антииезуитских сил и всеми средствами расширять просвещение среди народа.
В. Тяпинский был далек от проявления национализма, которое тогда было характерно для польской и ополяченной белорусской шляхты. Он продолжил гуманистические и культурно-просветительские традиции Франциска Скорины. Как просветитель-гуманист в своих взглядах В.Тяпинский пошел значительно дальше своих предшественников. Он развивал мысль о значении просвещения на родном языке и смело ставил вопрос об организации школ для детей простого народа. Он дошел до понимания необходимости путем образования развивать в народе чувство самосознания.
1. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с 9 по 17 вв.
1.
2.
3.
4.
5.
Особенности воспитания в древнебеларусских землях.
Просвещение в Полоцком, Туровском и др. Княжествах
на Беларуси. Монастыри как центры развития культуры и
образования.
Просветительская деятельность М. Гусовского и Ф.
Скорины.
Развитие педагогической мысли в трудах С. Будного, В.
Тяпинского, С. Полоцкого и др.
Развитие школ до XVIII века.
2. Древние земли Беларуси в 11-13 вв.
3. Николай Гусовский (1470?-1533?)
4. Педагогические идеи Н. Гусовского
Объединение культуры и веры европейских
народов перед угрозой турецкого и татарского
нашествия;
Прославление гармонично развитой, свободной,
смелой, деятельной личности;
Идея патриотизма и антивоенный пафос;
Утопичная концепция гармонии и
взаимодополнения человека, общества, природы,
межгосударственных отношений.
5. Франтишек Скорина (1490?-1551)
Создал I беларускую
типографию в Праге;
1517 г. – издал
первую книгу на
белорусском языке;
до 1519 г. им изданы
23 Библии.
Начало 20-х гг. –
первая типография на
Беларуси в Вильне.
6. Издания Ф. Скорины
7. Особенности изданий Ф. Скорины
Малый формат книги;
Красная строка;
Разделение слов в
предложении;
Памятки;
Пояснения
непонятных слов.
8. Основные педагогические идеи Ф. Скорины
9. Сымон Будный (1530? -1593)
Белорусский
просветитель,
философ, поэт,
публицист и
переводчик,
ученый и педагог,
активный деятель
реформаторского
движения на
Беларуси.
10. Сымон Будный
11. Василий Тяпинский (1540? – 1604)
12. Симеон Полоцкий (1629-1680 гг.) (Самуил Гаврилович Петровский- Симиянович)
1640-е гг.(I половина) –
студент КиевоМогилянской академии;
1650-е гг.(I половина)Учеба в Виленской
иезуитской академии;
1656 г. – принятие
монашества в Полоцке;
1664 г. – переезд в
Москву, советник царя
по церковным вопросам;
1667 г. – воспитатель и
учитель царских детей.
13. Основные труды и педагогические идеи С. Полоцкого
14. Возрастная периодизация по С. Полоцкому
От рождения до 7 лет
– период
нравственного
воспитания;
От 7 до 14 лет –
период практического
обучения;
от 14 до 21 года –
период умственного
развития и
гражданского
воспитания.
15. Развитие школ на Беларуси до XVIII века.
Православные школы;
Католические школы;
Протестантские школы;
Православные братские школы;
Иезуитские (из католических) школы;
Униатские школы;
Пиарские школы.
16. Православные школы
17. Католические школы
Возникли позже православных в XIV вв.
Фундушевые школы – открывались за
счет пожертвований;
Соборные или кафедральные школы –
давали общеобразовательную подготовку;
Парафиальные начальные школы –
элементарное образование;
Епархиальные школы (с XVI в.).
18. Протестантские школы (с XVI в.)
1.
2.
3.
Лютеранские школы;
Кальвинистские школы;
Арианские школы.
Отличительные особенности:
Использование в обучении родного языка;
Насыщенный учебный план;
Образование достаточное для
поступления в университет.
19. Православные братские школы ( конец XVI – I пол. XVII вв.)
Первая братская школа - Виленская 1584 г.
1590 г. – Могилевская братская школа;
1591 г. Брестская братская школа;
1592 г. Минская братская школа.
Программа обучения Виленской школы:
чтение, письмо, счет, грамматика, риторика,
арифметика, церковный устав с пением,
священное писание, география, диалектика,
риторика, языки (белорусский, греческий,
латинский, польский).
20. Иезуитские школы
Иезуитские коллегии (низшее отделение,
высшее отделение, классы новициаты для
способных учеников);
Иезуитская академия с 1578 г.
(канонический и юридические
факультеты)
21. Униатские школы
Новициаты – заведения для подготовки
проповедников базилиан;
Монастырские базилианские школы
(подготовительная для юношей и
повышенные школы).
Читайте также:
- Какие колебания называются свободными кратко
- Как воспринимается мир через призму культуры кратко
- Рецепты вторых блюд как в детском саду
- Какими средствами и с какой целью искусство воздействует на людей сегодня кратко
- В чем состоял вклад европейского средневековья в мировую культуру история 6 класс кратко