Школа просвещение и педагогическая мысль в беларуси в 14 17 вв

Обновлено: 02.07.2024

5. Зарождение элементов педагогической теории у античных философов (Платон, Аристотель, М.Ф. Квинтилиан).

6. Идея общественного дошкольного воспитания.

7. Влияние христианской религии на образование.

1. Определите общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах.

2. Дайте характеристику первых учебных заведений Древней Греции и Древнего Рима.

5. Кому из древних мыслителей принадлежат эти слова и как вы их понимаете:

6. Определите положение учителя в античную эпоху и основные требования к нему.

1. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

1) Испытания, соревнования.

3) Палочка для письма.

4) Учитель в афинской школе.

5) Философское сочинение Аристотеля.

6) Воспитатель в государственных воспитательных учреждениях Спарты.

7) Автор методики разучивания стихотворений.

8) Школа пятиборья.

9) Место приятного времяпровождения.

По вертикали:

2. Сделайте сравнительный анализ изученных образовательных систем

античной эпохи и заполните таблицу 1.

3. Определите, в чем заключается своеобразие взглядов античных

философов в решении педагогических проблем и заполните таблицу 2.

Таблица 1 – Сравнительный анализ образовательных систем Древней Греции и Древнего Рима

Элементы образовательной

системы

Древняя Греция

Древний Рим

Таблица 2 – Своеобразие взглядов античных философов в решении

Педагогических проблем

Педагогические проблемы Платон Аристотель М. Квинтилиан
Концепция
Цель воспитания
Факторы развития личности
Умственное воспитание
Нравственное воспитание
Физическое воспитание
Дошкольное воспитание
Игра
Формы и методы обучения
Образование женщин
Требования к учителю

Творческий уровень

1. Составьте словарь античных понятий, которые вошли в педагогическую науку и по-прежнему актуальны.

3. Выделите основные проблемы, получившие свое осмысление в работах античных философов, и определите их вклад в зарождающуюся педагогическую теорию.

Основная литература

1. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли / А.Н. Джуринский. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – С. 32–59.

2. Жураковский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е. Жураковский. – М. : АПН РСФСР, 1963. – 517 с.

3. История дошкольной педагогики / под ред. Л.Н. Литвина. – М. : Просвещение, 1989. – С. 6–15.

4. История зарубежной дошкольной педагогики : хрестоматия / сост. : Н.Б. Мчедлидзе [и др.]. – М. : Просвещение, 1986. – С. 14–30.

5. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли / Г.М. Коджаспирова. – М. : ВЛАДОС ПРЕСС, 2003. – С. 18–29.

Дополнительная литература

1. Йегер, В. Пайдея. Воспитание античного грека / В. Йегер ; пер. с нем. – М. : Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 1997. – 336 с.

2. Лаэрцкий, Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Д. Лаэрцкий. – М. : Знание, 1989. – 265 с.

3. Марру, А.И. История воспитания в Античности (Греция) / А.И. Марру ; пер. с франц. – М. : Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 1998. – 432 с.

Семинарское занятие № 2

Тема:« Возникновение школы и педагогическая мысль народов

Вопросы для обсуждения

1. Развитие идеи семейного воспитания.

2. Возникновение письменности и школы в Древнем Египте и Месопотамии, характеристика обучения в них.

3. Традиции ученичества в Древней Индии. Влияние буддизма на образование.

4. Обучение в Древнем Китае.

5. Педагогические идеи Конфуция.

1. Проанализируйте основные подходы на образование и воспитание у народов Древнего Востока.

3. По каким источникам можно судить о содержании и методах обучения в школах стран Древнего Востока?

5. Чем можно объяснить популярность буддистских школ?

6. Имело ли место образование девочек в условиях цивилизаций Древнего Востока? Каково было его содержание?

Конструктивный уровень

3. Заполните таблицу 3.

Таблица 3 – Представления об идеальном воспитании

Идеи Древняя Индия Древний Китай
Кем и в каких источниках были сформулированы представления об идеальном воспитании?
Цель идеального воспитания
Кто может стать идеалом?
Основные качества идеальной личности
Идея всестороннего развития личности

Основная литература

1. Джуринский, А. Н. История педагогики / А. Н. Джуринский. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 1999. – С. 17–39.

2. Джуринский, А. Н. История педагогики древнего и средневекового мира / А. Н. Джуринский. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 1999. – С. 21–47.

3. Клепиков, В. З. Конфуций – выдающийся педагог Древнего Китая / В. З. Клепиков // Педагогика. – 2001. – № 3. – С. 73–80.

4. Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и Средневекового Востока. – М. : Педагогика, 1988. – 403 с.

Дополнительная литература

1. Варга, Д. Древний восток: У начал истории письменности / Д. Варга [пер. с венг.]. – Будапешт : Корвина, 1985.– 751с.

2. Егоров, С. Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С. Ф. Егоров, С. В. Лыков, Л. М. Волобуева ; под ред. С. Ф. Егорова. – М. : Академия, 2001. – С. 8–11.

3. Конфуций : Учение. Жизнь. Мысли. Изречения. Афоризмы / авт.-сост. В. В. Юрчук. – Минск : Соврем. слово, 1998. – 379 с.

4. Оппенхейм, А. Л. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации / А. Л. Оппенхейм [пер. с англ.]. – М. : Мысль, 1990. – 317 с.

Семинарское занятие № 3 (2 часа)

Тема: «Развитие образования и педагогической мысли в странах

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика эпохи раннего средневековья.

2. Монополия церкви в области воспитания и образования. Христианский идеал.

3. Воспитание светских феодалов. Рыцарский идеал.

4. Возникновение светской тенденции в жизни средневекового общества ХІІІ в. Первые университеты.

5. Схоластика и развитие педагогической мысли (Фома Аквинский, Гуго Сен-Викторский, Винцент из Бове).

6. Педагогические идеи в культуре Западной Европы.

1. Какие традиции лежат в основе западноевропейского средневекового воспитания и образования?

2. Дайте сравнительную характеристику античного и христианского педагогических идеалов.

3. Проследите эволюцию схоластики в истории педагогической мысли Западной Европы.

1. Составьте схему средневековой системы образования.

2. Разгадайте кроссворд 2.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

По горизонтали:

1. Основная форма обучения детей в среде ремесленников.

2. После захвата какого государства интеллектуальное единство Западной Европы было разрушено?

3. Вид учения, предшественница психологии.

4. Одна из привилегий университета.

5. Образ жизни в церковной школе.

6. Выпускник городской школы.

7. Трактат Гуго Сен-Викторского.

8. От лат. – школьный ученый.

11. Определяющая черта схоластики.

По вертикали:

1. Высшее учебное заведение в ХІІІ в.

3. Заполните таблицу 4.

Таблица 4 – Сравнительная характеристика воспитательных идеалов

Раннего средневековья

Сословие (категория лиц)


1. Джуринский, А. Н. История педагогики / А. Н. Джуринский. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 1999. – С. 100–119.

2. Духавнева, А. В. История зарубежной педагогики и философия образования / А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2000. – С. 39–55.

3. История дошкольной педагогики / Под ред. Л. Н. Литвина. – М. : Просвещение, 1989. – С. 15–17.

4. Снапкоўская, С. В. Гісторыя адукацыі і педагагічнай думкі / С. В. Снапкоўская. – Мінск : БДПУ, 2006. – С. 69–74.

1. Антология педагогической мысли христианского средневековья : в 2 т. – М. : Педагогика, 1994.

2. Уваров, П. Ю. Университет в средневековом городе / П. Ю. Уваров // Культура и искусство западноевропейского средневековья. – М. : Знание, 1981.

3. Хрестоматия по истории педагогики : в 3 т. – Т. 1 : Античность. Средневековье / Под общ. ред. А. И. Пискунова. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – С. 182–256.

Семинарское занятие 4

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси

В IX – XVIII веках

Вопросы для обсуждения

1. Просвещение в древнебелорусских княжествах (Полоцком и Туровском): деятельность и просветительские идеи Е. Полоцкой, К. Туровского.

2. Образование на белорусских землях в составе Великого Княжества Литовского (вторая половина XIII в. – 1569 г.).

3. Педагогическая мысль в Беларуси в XV–XVI вв.: Н. Гусовский, Ф. Скорина, С. Будный, В. Тяпинский.

4. Система школьного образования в Беларуси в эпоху Речи Посполитой.

5. Педагогические воззрения белорусских просветителей XVII в. (С. Полоцкий, С. Соболь, К. Лыщинский, И. Копиевич).

6 Прогрессивные начинания Эдукационной комиссии в Беларуси (С. Конарский, Я. Снядецкий, Ф. Карпинский, И. Хрептович).

3). Дайте характеристику первых школ в древнебелорусских княжествах.

4). Кто явился основоположником женского образования в Беларуси?

5). Охарактеризуйте педагогические идеи Н. Гусовского, Ф. Скорины, С. Будного, В. Тяпинского, выделите в них общее и особенное.

6). Кого по праву называют основателем национально-патриотической традиции в белорусской культуре и почему?

8). Подготовьте микровыступления о педагогических воззрениях белорусских просветителей XVII в.: С. Полоцкого, С. Соболя, К. Лыщинского, И. Копиевича.

9). Охарактеризуйте влияние идей Реформации на развитие белорусской культуры и просвещения.

10). В чем прогрессивность идей и мероприятий Эдукационной комиссии? Почему они не увенчались успехом?

11). Тестовые задания:

1. Какое произведение не относится к педагогическим памятникам древнерусской литературы?

2. Как называли учителя в Древней Руси?

б) мастер грамоты;

3. Кто из белорусских просветителей впервые начал печатать книги на родном языке?

4. Кому принадлежит идея открытия государственных, светских школ для народа?

а) Е. Славинецкий;

5. Какие школы участвовали в борьбе против окатоличивания и ополячивания белорусского населения и решали задачу воспитания у детей национального самосознания?

7. Оказывал влияние на формирование мировоззрения будущего царя Петра Ι и составил Статут высшего учебного заведения в Москве?

а) братья Лихуды;

г) Е. Славинецкий.

Конструктивный уровень

1. Заполните таблицу 5.

Таблица 5 – Особенности организации школ в Беларуси ( ХIV ХVIII вв.)

Типы школ Время и цель создания Содержание обучения Учебные книги Особенности организации учебно-воспитательного процесса Известные школы и учителя
Православ-ные
Братские
Католичес-кие
Протестан-тские
Униатские

2. Докажите, что деятельность братских школ осуществлялась на принципе демократизма?

3. Охарактеризуйте первое высшее учебное заведение на территории Беларуси и его влияние на просвещение народа?

1. Составьте педагогический кроссворд по данной теме.

2. Кто из просветителей данного периода, по вашему мнению, внес наиболее весомый вклад в развитие школы и педагогической мысли Беларуси? Обоснуйте актуальность их идей и подготовьте вопросы к дискуссии.

Основная литература

1. Асвета і педагагічная думка ў Беларусі: са старажытных часоў да 1917 г. / пад рэд. М.А. Лазарука [і інш.]. – Мінск : Нар. асвета, 1995. – С. 40–64; 138–145.

2. Горностай, Т.Л. Педагогика. (История образования и педагогической мысли) : учебно-методический комплекс / Т.Л. Горностай ; Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2014. – С. 39–50.

3. Кулінковіч, К.А. Гісторыя педагогікі / К.А. Кулінковіч, А.А. Грымаць. – Мінск : Выд. Ул.М. Скакун, 2001. – С. 58–63.

4. Митюров, Б.Н. Тема семейного воспитания в трудах Симеона Полоцкого / Б.Н. Митюров // Адукацыя і выхаванне. – 1994. – № 7. – С. 59–61.

5. Строчук, М.С. История образования и педагогической мысли) : электронный учебно-методический комплекс / М.С. Строчук, Е.П. Шевчук; Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2013. – С. 46–50.

6. Хрестоматия по истории педагогики : в 3 т. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – Т. 1 : Античность. Средневековье / под общ. ред. А.И. Пискунова. – С. 480–491.

Дополнительная литература

1. Антология педагогической мысли Белорусской ССР / сост. : Э.К. Дорошевич [и др.]. – М. : Педагогика, 1986. – С. 92–109.

2. Арлоў, І. Ефрасіння Полацкая / І. Арлоў. – Мінск : Маст. літ., 1992. – 210 с.

3. Мельнікаў, А.А. Кірыл, епіскап Тураўскі / А.А. Мельнікаў. – Мінск : Бел. навука, 1997. – 462 с.

4. Блинова, Т.Б. Иезуиты в Белоруссии / Т.Б. Блинова. – Минск : Беларусь, 1990. – 110 с.

5. Мещеряков, В.Н. Братские школы Белоруссии XVI–XVII вв. / В.Н. Мещеряков. – Минск : БГУ, 1977. – 56 с.

Семинарское занятие 5

Этот период белоруской истории совпал с общественным движением в европейских странах, известным под названием "Возрождение". Прогрессивные идеи Возрождения и Реформации проникли и в Беларусь. Наблюдается заметное развитие образования, распространения письменности, новых философских, педагогических, научных идей.

Франциск Скорина, белорусский первопечатник и просветитель. Педагогические идеи Ф.Скорины. • демократизация образования;• книга как средство просвещения;•опора на родной язык;• значение трудового воспитания;•воспитание чувства собственного достоинства;• формирование "досконального человека" – духовно-нравственной личности;• ориентация на практические действия.Скорина заложил основные принципы, методы воспитания молодежи его времени.Симеон Полоцкий При содействии царя открывает при Спасском моностыре дипломатическую школу, с 1667 учит детей царя, наблюдает за воспитанием Петра. В Кремле была открыта типография, которой руководил С. Полоцкий. Издает ряд книг "Букварь" с "Предисловием к юношам учиться хотящим". Написал сборники стихов "Вертоград многоцветный", "Рифмологион"и др, которые посвещены воспитанию и обучению.Педагогические идеи С. Полоцкого.Педагогические идеи формировались под влиянием народной педагогики, практической работы братских школ, западноеропейской педагогики.• Основную роль в формировании взглядов и привычек ребенка играют воспитание и среда, родители и учителя.• Целенаправленность в воспитании;• Вся будущая жизнь человека и его поведение зависят от воспитания полученного в детстве;• Большую роль отводил книгам, влияние искусства и литературы на воспитание;• Говорил о повышении профессионального уровня учителей и обучению педагогическим знаниям родителей.

31.Просвящение и школа в России в первой половине 18 в. Открытие Московского Университета.

Для развития педагогики и школы большое значение имели просветительные реформы: введение алфавита, возникновение периодической прессы, выпуск светской оригинальной и переводной литературы, учреждение Академии наук, открытие первых светских государственных школ. В 1701г. была открыта в Москве школа математических и навигационных наук, появлялись проффесионально-технические учреждения заведением широкого профиля, школа выпускала специалистов разных профилей. Сюда в принудительном порядке зачислялись дворянские дети, дети дьяков, посадских, солдат. В 1715г. морские школы были переведены в Петербург, где на их основе открылась Морская академия. В период царствования Петра1 были открыты артиллерийские школы в крупных городах, навигационные школы в портовых городах, хирургические, инженерные и разноязыковые школы в Москве. На Урале была создана первая горнозаводская школа. Реформа духовного образования: создавались начальные архиерейские школы и духовные семинарии. В 1725г. была создана в Питербурге Академия наук, при ней был открыт университет и гимназия, в которых иностранные ученые должны были готовить русских ученых и специалистов. В Академии не было представлено богословие, светский характер обучения. Для дворян с 1731г. создана особая военная школа – кадетские корпуса, где дети наряду со специальной военной подготовкой получали широкое общественное образование и светское воспитание. В закрытых учреждениях заведениях обращалось большое внимание на физическое и эстетическое воспитание. К учащимся, применялись гуманитарные методы обучения.

Учебное пособие по одноименному курсу для слушателей специальности 1-080171 Педагогическая деятельность специалистов ИПО


Вы здесь: 1.6. Педагогические традиции Беларуси в составе Киевской Руси и Великого Княжества Литовского 1.6.3. Педагогическая мысль в Беларуси в XV – XVI вв

1.6.3. Педагогическая мысль в Беларуси в XV – XVI вв

Важное значение для отечественной педагогики имела педаго­гическая концепция и просветительская деятельность Николая Гусовского (1480 – 1533). Он первым в педагогике Нового времени сформулировал три принципа образования: природосообразности, означающий гармонию человека, общества и природы; социального комфорта, требующий учитывать в содержании образования уровень культуры и воспитательный идеал общества; принцип общенародных интересов. По его мнению, начальная школа должна быть школой родного языка, а повышенная – школа с латинским языком преподавания. Содержание образования должно включать систему латино-европейского образования (античная литература, мифология, латинский язык, искусства, семь свободных наук). Однако учебно-воспитательный процесс должен строиться на основе активных методов обучения (опыт). Основными средствами образования видел природу, культуру, науку, фольклор и жизнеописания знаменитых людей.

Критиковал социально-классовую политику Польши и ВКЛ в образовании. Выступал за обучение мальчиков и девочек, богатых и бедных. Восславлял свободную и мужественную личность. Гражданским долгом считал борьбу за возрождение патриотического сознания своего народа. Первым из просветителей выдвинул проблему бережного отношения к природе, рационального использования и умножения природных богатств родины. Основой воспитания утверждал труд, без которого Гусовский не представлял жизнь человека. Только в труде воспитывается и совершенствуется человек.

Важнейшим принципом форми­рования человека, провозглашенным и теоретически обоснованным про­светителем, является воспитание в труде. Только в труде воспитывается и совершен­ствуется человек, утверждал С.Будный.

Кроме того, белорусский просветитель развернул бурную издательскую деятель­ность с целью распространения своих идей. Он считал, что произведе­ния, написанные на любом языке, могут воспитывать гражданские чувства и положительные нравственные качества. Большой популярностью среди белорусов пользовались печатные дворы и школы, где пропагандировалось и внедрялось в жизнь учение С.Будного. Так, среди арианских школ в конце XVI в. получила особую известность школа в Ивье. Ректором этой школы был Ян Намысловский, соратник С.Будного. Я.Намысловский руководствовался установками Сымона Будного: крепить единство антииезуитских сил и всеми средствами расширять просвещение среди народа.

В. Тяпинский был далек от проявления национализма, которое тогда было характерно для польской и ополяченной белорусской шляхты. Он продолжил гуманистические и культурно-просветительские традиции Франциска Скорины. Как просветитель-гуманист в своих взглядах В.Тяпинский пошел значительно дальше своих предшественников. Он развивал мысль о значении просвещения на родном языке и смело ставил вопрос об организации школ для детей простого народа. Он дошел до понимания необходимости путем образования развивать в народе чувство самосознания.

1. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с 9 по 17 вв.

1.
2.
3.
4.
5.
Особенности воспитания в древнебеларусских землях.
Просвещение в Полоцком, Туровском и др. Княжествах
на Беларуси. Монастыри как центры развития культуры и
образования.
Просветительская деятельность М. Гусовского и Ф.
Скорины.
Развитие педагогической мысли в трудах С. Будного, В.
Тяпинского, С. Полоцкого и др.
Развитие школ до XVIII века.

2. Древние земли Беларуси в 11-13 вв.

3. Николай Гусовский (1470?-1533?)

4. Педагогические идеи Н. Гусовского

Объединение культуры и веры европейских
народов перед угрозой турецкого и татарского
нашествия;
Прославление гармонично развитой, свободной,
смелой, деятельной личности;
Идея патриотизма и антивоенный пафос;
Утопичная концепция гармонии и
взаимодополнения человека, общества, природы,
межгосударственных отношений.

5. Франтишек Скорина (1490?-1551)

Создал I беларускую
типографию в Праге;
1517 г. – издал
первую книгу на
белорусском языке;
до 1519 г. им изданы
23 Библии.
Начало 20-х гг. –
первая типография на
Беларуси в Вильне.

6. Издания Ф. Скорины

7. Особенности изданий Ф. Скорины

Малый формат книги;
Красная строка;
Разделение слов в
предложении;
Памятки;
Пояснения
непонятных слов.

8. Основные педагогические идеи Ф. Скорины

9. Сымон Будный (1530? -1593)

Белорусский
просветитель,
философ, поэт,
публицист и
переводчик,
ученый и педагог,
активный деятель
реформаторского
движения на
Беларуси.

10. Сымон Будный

11. Василий Тяпинский (1540? – 1604)

12. Симеон Полоцкий (1629-1680 гг.) (Самуил Гаврилович Петровский- Симиянович)

1640-е гг.(I половина) –
студент КиевоМогилянской академии;
1650-е гг.(I половина)Учеба в Виленской
иезуитской академии;
1656 г. – принятие
монашества в Полоцке;
1664 г. – переезд в
Москву, советник царя
по церковным вопросам;
1667 г. – воспитатель и
учитель царских детей.

13. Основные труды и педагогические идеи С. Полоцкого

14. Возрастная периодизация по С. Полоцкому

От рождения до 7 лет
– период
нравственного
воспитания;
От 7 до 14 лет –
период практического
обучения;
от 14 до 21 года –
период умственного
развития и
гражданского
воспитания.

15. Развитие школ на Беларуси до XVIII века.

Православные школы;
Католические школы;
Протестантские школы;
Православные братские школы;
Иезуитские (из католических) школы;
Униатские школы;
Пиарские школы.

16. Православные школы

17. Католические школы

Возникли позже православных в XIV вв.
Фундушевые школы – открывались за
счет пожертвований;
Соборные или кафедральные школы –
давали общеобразовательную подготовку;
Парафиальные начальные школы –
элементарное образование;
Епархиальные школы (с XVI в.).

18. Протестантские школы (с XVI в.)

1.
2.
3.
Лютеранские школы;
Кальвинистские школы;
Арианские школы.
Отличительные особенности:
Использование в обучении родного языка;
Насыщенный учебный план;
Образование достаточное для
поступления в университет.

19. Православные братские школы ( конец XVI – I пол. XVII вв.)

Первая братская школа - Виленская 1584 г.
1590 г. – Могилевская братская школа;
1591 г. Брестская братская школа;
1592 г. Минская братская школа.
Программа обучения Виленской школы:
чтение, письмо, счет, грамматика, риторика,
арифметика, церковный устав с пением,
священное писание, география, диалектика,
риторика, языки (белорусский, греческий,
латинский, польский).

20. Иезуитские школы

Иезуитские коллегии (низшее отделение,
высшее отделение, классы новициаты для
способных учеников);
Иезуитская академия с 1578 г.
(канонический и юридические
факультеты)

21. Униатские школы

Новициаты – заведения для подготовки
проповедников базилиан;
Монастырские базилианские школы
(подготовительная для юношей и
повышенные школы).

Читайте также: