Школа почему школа виновата
Обновлено: 05.07.2024
Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:
5) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
12) организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования
1. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
1. Обучающимся предоставляются академические права на:
9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Может я не всё и не правильно прочитал и понял, но из вышеизложенного следует, что большая часть ответственности лежит на родителях и органах государственной власти и органах местного самоуправления в соответствии со ст.44. А педагоги отвечают за детей, согласно ст.41 вышеозначенного закона, лишь на время их пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. И тем более не понятно - кто согласно 34-й статьи должен защитить обучающихся от всех форм насилия и пр.
Вот об этом я и хотел почитать на портале MySlo статью от Юлии Гришиной с заданными вопросами в прокуратуре и администрации МО.
Наш блогер Татьяна Сова в одном из прошлых постов давала несколько советов, которые помогут снизить нагрузку на здоровье школьников. Людмила Финогеева пост прочитала и решила объяснить, почему предложенные советы реализовать не получится — по крайней мере в нынешней школе.
1. Тяжелый портфель
- Крючки для сменной обуви. Возможно, автор живет в идеальном мире, где дети на переменах не бегают, а готовятся к следующему уроку (три раза ХА), чинно переходят из класса в класс, потому что слушаются дежурных (мифический персонаж из прошлого, которого не слушались и в прошлом) и учителей (на перемене слушаются учителей — это тоже миф). В раздевалке чужую сменную обувь, конечно, не пинают, не швыряют и не кидают друг в друга (это же дети! Они на это не способны!) А если вдруг такое случилось, то возле монитора сидит бдительный кто-то (вахтер? охранник?), который следит только за раздевалкой. Ведь у Васи обувь за 1000 рублей, а у Пети — за 8000 рублей. Конечно, школа нашла деньги и на камеру, и на монитор, и на бдительного кого-то. Честно говоря, я согласна с автором (повторяюсь), но я бы предложила ящики с ключом и там 2 сменки: для физкультуры и костюма.
- Гаджеты. Ну, здесь родители начнут кричать о СанПиН и посаженном зрении. В 5-м классе, например пользоваться монитором можно не более 30 минут в день, при условии, что это не чтение текста. Если чтение текста с экрана, то не более 15 минут.
- Ношение учебников по очереди. Тоже не самый лучший выход: сосед по парте заболел, второй остался на уроке без учебника. С других парт никто не даст: у самих учебников по 1 на парту. Кстати, сейчас в младших классах учебники в 2 частях, чтобы как раз облегчить рюкзак.
- Ящики для хранения учебников и дополнительных материалов для ИЗО и трудов. Хорошая идея. Но здесь должна быть ответственность родителей и детей. Если, например, какого-то предмета завтра нет, то почему бы не оставить учебник с тетрадью в ящике? Но ребенок накануне того дня, когда у него будет урок, будет должен не забыть взять его домой, чтобы подготовиться к уроку. Много тех, кто вспомнит? Или мы это на учителей повесим?
2. Уроки физкультуры
Сразу скажу, что физкультура в началке — это три часа в неделю. Помню, когда вводили третий урок стояли вопли, что растят тупую нацию, но физически крепкую. Автор жалуется, что у детей аллергия на хлорку в бассейне — эта проблема решает справкой от врача, об аллергии. Про лыжи и коньки: их должна выдавать школа. Если они в школе есть, уроки проводятся, нет — никаких уроков.
3. Физкультминутка
Название хорошее, но длится она не 1 минуту. Вы готовы к тому, что время каждого урока увеличится на эти несколько минут, и дети будут позже приходить из школы?
Еще автор возмущен тем, что детям не разрешают бегать на переменах. В нашей школе в прошлом учебном году было 3 травмы. Первая — дети сбили младшего ученика в коридоре, а тот влетел головой в стену. Вторая — во время перемены ученик влетел сам головой в стену. Третья — дети на перемене бесились и носились, ой, простите, автор, готовились к следующему уроку, конечно, и переходили из кабинет в кабинет (хотя 2 года это уже учителя бегают по кабинетам, а дети в 1 сидят, и так еще ближайшие года 3 будет) и уронили в процессе одноклассника. У мальчика сотрясение.
Директор дважды ездила в прокуратуру. Уговаривала, наверное, разрешить детям бегать на переменах, мотивировать их к этому.
4. Кружки
Считаю, что расписание кружков должны брать на себя родители. Это вообще не вопрос обычной школы.
Напрашивается вывод, что автор не знакома с реалиями современной школы, а написала статью, чтобы что? Даже не знаю. Желание популярности? Или что-то ещё?
Современный школьник - это совсем не то же самое, что было еще 10-15 лет назад, уверена колумнистка Sputnik Инга Чехоева. И аргументирует свое мнение.
"А почему в учебнике написано, что люди обитают в наземно-воздушной среде? Если пловцы половину жизни проводят в воде, значит их среда обитания наземно-водно-воздушная, а у шахтеров - наземно-почвенно-воздушная, как у кротов. А можно ли назвать симбиозом взаимоотношения Бомборы (кот, вислоухий шотландец) и Балу (кавказская овчарка), если собака защищает кота от других собак, а кот взамен не ворует у нее еду. А почему женщин раньше не пускали на олимпийские игры? Разве без их визга и смеха мужчинам не было скучно?"
Ребенок, задав один из подобных ошеломляющих, а иногда более каверзных вопросов (публиковать их - формат не позволяет), смотрит своими пытливыми, но при этом наивно-ангельскими глазами и ждет ответа.
Мама или папа, или оба одновременно в очередной раз в интеллектуальном нокдауне. Пока папа находится в малопригодном для осмысленной речи состоянии, мамин мозг начинает подавать первые признаки жизни. Лихорадочно переворачивает пласты накопленных за годы знаний, пытается сформулировать грамматически и стилистически правильное предложение со стройной, логически верной семантикой. Мозг попутно посылает пожелания "счастья и здоровья" строгому педагогу, которому ребенок стесняется или не осмеливается задавать подобные вопросы.
"Э… Ммм… Есть общепринятое мнение, с которым ты, несомненно можешь не согласиться….", - папа вдруг приходит в сознание и протягивает руку помощи супруге, взяв огонь на себя.
Мальчик, получивший долгожданный, вымученный, заветный ответ, уходит с довольным видом. Фанфары. Занавес.
Да, вот такая она, драма для родителей под названием "школьник", конкретнее - "пятиклассник".
Викторины на знание исторических фактов из школьной программы, которые дети любят внезапно организовывать для мам, пап и всех родственников - это вообще отдельный новейший вид истязания и так шатающегося чувства собственной значимости взрослых.
"А что такое микология? А прокариоты? Как доказать, что растение – живой организм. А для чего живым организмам нуклеиновые кислоты? Откуда был родом Геродот? Где…? Что…? Почему…?"
Опыты, проводимые детьми, когда родителей нет дома - это вообще отдельный вид угнетения, который можно сравнить с социальным хоррором.
Прожженные столы и стулья, кастрюли, тарелки, ложки, вилки, ножи, заляпанные не подлежащими идентификации субстанциями, разобранные электроприборы, часы… Да они могут разобрать все, что угодно, без исключения!
Приходя домой с работы, мама заходит на кухню как спецназовец, готовый к любому зрелищу и любому повороту событий. Обдающие холодом мысли "надеюсь, они это не ели", "не взрывали","не поджигали" молнией мелькают в голове, пока она осматривает кухню и другие комнаты.
Sony PS, Microsoft Xbox, PUBG, World of tanks, СитиМания, возможности героев Sub-Zero, Salen Kotch и тем более их функциональные особенности, тактико-технические характеристики игрового оружия для большинства родителей, как китайская азбука.
Художественные произведения из школьной программы – это драма, возведенная в абсолют. После прочтения и детального разбора в классе знакового произведения Ивана Тургенева "Муму", ребенок испытывает когнитивный диссонанс. Идет борьба двух взаимоисключающих для сознания мальчика явлений. На Кавказе мужчина по всем канонам воспитания - защитник слабых и маленьких, а в произведении здоровенный мужик, убивает маленькую собачку по прихоти своей сумасбродной хозяйки.
Вечером, в ходе душераздирающих размышлений за чашкой чая, ребенок безуспешно пытается оправдать поступок Герасима, чтобы как-то укрепить разрушающуюся на глазах картину мира. Увы и ах! Ребенок познал всю драматичность, безысходность бытия, со страданиями и мучениями, коими насквозь пронизана русская литература. Осетинская литература добавляет еще больше трагичности.
Бабушка с дедушкой в жизни ребенка - личные телохранители, адвокаты, покрыватели "преступлений" и соучастники "правонарушений".
Приезд ребенка в деревню к дедушке с бабушкой – это праздник. Все самое вкусное, теплое, свежее, пушистое, яркое – ему. Мама с папой воспринимаются лишь как прислуга и одариваются высокомерными взглядами, когда речь заходит о воспитании ребенка.
Мальчик, размышляющий о жизни древних римлян и греков, философии Платона, жонглирующий сложными определениями, периодически вызывает оторопь у бабули с дедулей. Умудренный годами и убеленный сединами дед, неимоверно гордящийся начитанностью любимого внука, беседует с ним осторожно, иногда с трудом понимая сложные и витиеватые изречения, богато сдобренные высокоинтеллектуальными словечками.
Надо признать, нет, надо манифестировать - наши дети лучше и умнее нас! И это, сейчас будет банальность, во многом благодаря труду педагогов. За что им чистосердечное спасибо и низкий поклон!
К счастью, у наших детей есть возможность жить под мирным небом, выбирать занятия, которые им по душе, и демонстрировать, развивать свои таланты.
История с сыном жительницы Барнаула Ульяны Меньшиковой , которого затравили в школе стала поводом для разбирательства в Следственном комитете и создания большой комиссии в администрации города. На факт травли обратил внимание и детский омбудсмен. Разбираем , почему детей травят , то в группе риска , как аккуратно вмешаться в конфликт и стоит ли менять школу.
Чем опасна школьная травля
Помимо того , что травля ( буллинг), если это физическое насилие , может приводить к травмам , она может нанести и психологический вред. Следы эмоционального буллинга труднее заметить , но он не менее опасна , пишет Лайфхакер.
Травля уничтожает самооценку человека. Ребенок начинает верить , что заслужил плохое отношение к себе.
Травля мешает учиться , потому что ребёнку не до занятий: ему бы в школе выжить. Травля формирует тревожные расстройства , фобии.
Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любую общность , а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.
Кто в группе риска
Все. Для травли ищут повод , что-то , чем ребёнок отличается от других ( в любую сторону). Это могут быть физические недостатки , проблемы со здоровьем , плохая успеваемость , очки , цвет волос или разрез глаз , отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов , неполная семья.
Часто страдают замкнутые дети , у которых мало друзей , домашние дети , которые не умеют общаться в коллективе.
Кто травит
Есть два противоположных типа нападающих. Популярные дети , короли и королевы со своей школьной свитой , лидеры , управляющие другими детьми. Асоциальные , оставшиеся за бортом коллектива ученики , которые пытаются занять позицию королей , собирая собственный двор.
Отдельный тип агрессоров — это взрослые сотрудники школы. Как правило , учителя.
Почему травят
Исследователи приходят к выводу , что источник травли не в личности жертвы или обидчика , а в том принципе , по которому формируются.
Детей в школах собирают на основании одного признака — года рождения. Естественным образом такая группа никогда бы не сформировалась. Поэтому неизбежны и конфликты: дети вынуждены общаться с теми , кого им навязывают , без права выбора.
Травля — это и возможность установить свою власть в таком неестественном коллективе , и объединение обидчиков в сплоченную группу. А в любой группе ответственность за поступки размывается , то есть дети получают психологическую индульгенцию на любые поступки.
Виноваты ли учителя
Часто учителя не видят травли. Нападающие умеют вести себя тихо , притворяться паиньками и издеваться над жертвой , когда этого никто не замечает. Жертва такой хитростью , как правило , не отличается. И если дает ответ , попадается на глаза преподавателям.
Итог: учитель видит , как ученик нарушает порядок , но не видит , что стало поводом для этого.
Как понять , что ребенка травят
Дети часто молчат о своих проблемах: боятся , что вмешательство взрослых обострит конфликт , что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков , по которым можно заподозрить буллинг.
Как прекратить травлю
Единственный способ на самом деле остановить травлю — создать нормальный здоровый коллектив в школе. Этому помогают совместные задания , работы в группе над проектами , внеклассная активность , в которой участвуют все.
Главное , что нужно сделать, — это назвать травлю травлей , насилием , обозначить , что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так все , что обидчики считают прикольным , окажется выставлено в другом свете.
Как реагировать на агрессию
Обсудите с ребёнком все случаи травли , чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило , сценарии повторяются: это обзывания , мелкое вредительство , угрозы , физическое насилие.
В каждом случае жертве нужно действовать так , как не ожидают агрессоры.
На оскорбления всегда отвечать , но спокойно , не скатываясь в ответную ругань. Поскольку способы буллинга разнообразны , то и ответы будут индивидуальными. Не можете придумать , как быть? Спросите у специалистов-психологов , которые должны быть в каждой школе.
Что можно сделать с обидчиками
Если ребенка бьют , нужно обращаться в травмпункт , проходить медицинское освидетельствование , сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет ( за тяжкий вред здоровью — после 14 , по Уголовному кодексу РФ , ст. 20).
Если буллинг только эмоциональный , доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю , а если учитель отрицает проблему — к завучу , директору , в РОНО , Городское управление образования. Задача школы — организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов , чтобы прекратить насилие.
После вмешательства станет только хуже
Как поддержать ребенка
Если травля уже есть , то это повод обратиться к психологу , причем разбираться надо сразу всей семьей.
Покажите , что вы всегда на стороне ребенка и готовы помогать ему , разбираться с трудностями до самого конца , даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
Постарайтесь уничтожить страх. Ребенок боится и обидчиков , и учителей , которые могут наказать его , если он даст отпор или пожалуется. Расскажите , что его самоуважение важнее , чем мнение одноклассников и учителей.
Если ребенку не хватает возможностей для самоутверждения в школе , найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби , спорте , дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости , то есть достижения.
Сделайте вообще все , что поможет поднять ребенку самооценку , чтобы он поверил в себя и в свои силы.
Что нельзя говорить
Надо ли переводить ребенка в другую школу
Популярна позиция , что перевод в другой класс или школу — это неудачная мера , потому что на новом месте будет то же самое. Лучше научить ребенка вести себя по-новому , чтобы он закалял характер и мог дать отпор.
На самом деле нет. Травля начинается там , где у ребенка нет права выбора коллектива. Потенциальной жертвой может стать любой. И буллинг невозможен , если педагогический состав умеет пресекать травлю в самом начале.
Если не удаётся решить проблему , если учителя в школе закрывают глаза на травлю , если ребенок боится идти в школу , то смените ее.
Читайте также: