Психология как наука о душе кратко

Обновлено: 16.05.2024

ПСИХИКА - это свойство головного мозга, заключающееся в отражении окружающего мира.

Объект изучения психологии – психически здоровый человек.

Предмет изучения психологии – факты, закономерности психической жизни человека.

Основные этапы развития психологии

психология как наука о душе

психология как наука о сознании

психология как наука о поведении

психология как наука,

современная психологическая наука

Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

Возникает в ХУII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов (Интроспекция- самонаблюдение).

Возникает в ХХ веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.

Изучает психику, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах 19 века. Это связано с открытием в 1879 г первой в мире лаборатории экспериментальной психологии немецким ученым (психолог, физиолог, философ) Вильгельмом Вундтом (1832 - 1920) в г. Лейпциге (Германия).

От Вундта принято вести родословную психологии как отдельной дисциплины.

1.ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Бывают:

Познавательные

Эмоционально-волевые

1)Чувства и эмоции (злость, радость, настроение стресс и др.)

2)Воля (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.)

Иногда как самостоятельную выделяют еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы (бессознательное).

2. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА - наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно- количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

3.ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯэто психическая характеристика личности за некоторый отрезок времени. Они вызываются самочувствием человека, его настроением, внешней ситуацией, зависят от индивидуальных особенностей и проявляются в поведении человека.

-активность -уныние -усталость -раздражительность

-пассивность -бодрость -апатия -рассеянность

-устойчивый интерес -убежденность -угнетенность -творческий подъем и др.

Формы проявления психики (процессы, состояния, свойства) проявляются в деятельности. Деятельность является одним из видов активности человека. Поэтому психология также изучает деятельность человека. Основные виды:

· Коммуникативная деятельность (общение)

Для человека свойственна планомерная деятельность, постановка цели, предвидение результата, выбор средств.

Функции психики

1. Отражение человеком своего места в окружающем мире

- обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в мире.

- с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и вступающего с ними в межличностные отношения.

2. Регуляция поведения и деятельности

- с помощью данной функции человек осознает свои мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи, вырабатывает способы и приемы достижения результата.

- человек регулирует свои действия либо чтобы начать их, либо чтобы затормозить.

3. Отражение воздействий окружающей действительности

- это процесс познания человеком объективного мира. Возникающие образы материального мира являются слепками, снимками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

- происходит с помощью познавательных психических процессов.

- зависит от ряда условий: Характера, Темперамента, Интересов, Знаний, Возраста, Профессии и др.

- оно не является зеркальным, пассивным; воспринимая мир, человек активно его преобразует.

- носит опережающий характер (человек может предвидеть будущее).

Задачи психологии

1.Изучение явлений психики и понимание их сущности и управление ими.

2.Анализ становления и развития психических явлений.

3.Исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений.

4.Внедрение научных знаний психологии в практику.

5.Изучение собственной психической жизни (знать свои особенности);

6.Изучение особенностей психики детей различных возрастов, и с учетом этого планирование и проведение работы, подбирая правильно методы и приемы воздействия на детей.

Место психологии в системе наук или связь психологии с другими науками

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с разными науками:

Биология - раскрытие биологических закономерностей протекания психической деятельности, изучение физико-биологических процессов, которые сопровождают проявления психики.

Физиология - связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС, раскрытие нервных механизмов психической деятельности.

Неврология, Педиатрия, Анатомия, Психиатрия и др.

История – современный человек с его психологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории развития человечества. Решающую роль в формировании высших психических функций человека сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы.

Социология – заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений, а психология широко использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которые являются традиционно социологическими (например, опрос и анкетирование). Совместные проблемы: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства, проблемы социализации.

Педагогика - сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Общая психология - область психологической науки, изучающая природу и общие законы психики человека, разрабатывающая основные понятия этой науки.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Возрастная психология изучает особенности людей разного возраста, их психологическое развитие при переходе из одного возраста в другой: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.

Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники. Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

Медицинская психология изучает психические явления и поведение человека с целью диагностики и лечения различных заболеваний, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности.

Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий в армии.

Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля.

Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.

Глубинная психология - психология, особо важную роль отводящая бессознательному в человеке.

Дифференциальная психология - отрасль психологии, изучающая и объясняющая индивидуальные различия людей.

Нейропсихология- отрасль психологической науки, изучающая связь психических процессов, свойств и состояний человека с работой его мозга.

Патопсихология - область исследований, связанная с изучением отклонений в психике и поведении человека при различных заболеваниях.

Психология спорта - область, где знания психологии используются для подготовки спортсменов.

Психология управления - отрасль психологической науки, в которой изучаются психологические аспекты управления различными объектами: организациями, людьми, экономическими и техническими системами.

Этническая психология – изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.п.

Детская психология, наряду с др. науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и др.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет исследования, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к др., отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание. Детская психология взаимосвязана с др. отраслями психологической науки. Поскольку категории общей психологи используются во всех отраслях психологии, общая психология является их фундаментальной основой. Знание возрастных особенностей дошкольников и законов психического развития необходимого для практики воспитания и обучения.

ВЫВОД: таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики и находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками. Психология - сложная для изучения настолько, насколько сложен для исследования ее предмет — психика и поведение человека. Поэтому неудивительно, что становление этой дисциплины шло извилистыми путями в поисках истин и заблуждений, прежде чем она стала тем, чем является на сегодняшний день.

1.1. Психология как наука, ее объект, предмет, задачи

Объектом науки являются носители тех явлений или процессов, которые исследует данная отрасль знания. Предмет – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Определение предмета любой науки имеет не только методологическое, но и прикладное (практическое) значение. От того, как формулируется предмет науки, зависит и то, каким образом он исследуется, как интерпретируются результаты исследований и как они используются на практике. Любая наука на деле существует лишь тогда, когда определяет свой специфический предмет, отличая его от более широкого понятия объекта. Объект многоаспектен, например, человек выступает объектом многих наук: антропологии, философии, медицины, психологии и др. Фактически человек как объект изучения неисчерпаем. Предмет – это аспект объекта, на который непосредственно направлено научное исследование. Если объектом психологического исследования является самооценка школьника, то предметом могут стать факторы ее формирования. Понятие объекта и предмета соотносительны и характеризуются во взаимной связи. Особенность психологической науки заключается в том, что в ней как бы сливаются объект и предмет изучения: человек с помощью психики познает окружающий его мир, а затем на этой основе исследует свою собственную психику, влияние на нее внешнего мира.

Предмет психологии как науки изменялся на протяжении ее исторического развития.

Смена представлений о предмете психологии служит основанием для традиционного выделения 4 этапов развития психологической науки.

Каждый из названных философов внес достойный вклад в развитие научных знаний, в том числе психологических, например, идея закономерного развития принадлежит Гераклиту, идея причинности или детерминизма – Демокриту. Взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию, незримую, божественную, вечную, существующую наряду с телом и независимо от нее – Платону .

Итак, учение о душе развивалось в постоянной борьбе материалистического и идеалистического способов объяснений. Однако, с одной стороны, глобальность, всеохватность, мифологичность категории души, а с другой – ее неопределенность и недоказуемость мешали выделению и становлению психологии как отрасли научного знания. Постепенно понятие о душе стало применяться не ко всем проявлениям жизни, включая растительные, чисто биологические процессы, а только к тому уровню, который сейчас называют психическим. Внутри самой категории психического зарождается понятие о сознании. Человек способен не только воспринимать окружающую действительность, размышлять, но и замечать, что данные мысли принадлежат только ему, он может не только действовать, но и знать, что эти действия исходят только от него.

Расчленения в некогда едином понятии о душе совершались под влиянием прогресса в опытном исследовании строения и функций организма, а также под влиянием социальных потребностей. Выяснилось, что не тело в целом, а определенные органы тела (нервы, мозг) нераздельно связаны с психикой. Душа как организующее начало любого проявления жизни и душа как организующее начало ощущений и движений, неотделимых от нервов, оказывались двумя разными душами.

Во II веке до н.э. римский врач Гален (ок.130-ок.200 г. до н.э.), обобщив достижения физиологии и медицины, обогатил представления о физиологической основе психики и приблизился к понятию сознания. Он отграничил движения, в которых участвует внимание, память, мышление, от движений, которые человек производит, например, в состоянии сна. И те, и другие, по его мнению, регулируются душой, но в первом случае участвуют дополнительные элементы.

2-й этап – психология как наука о сознании .

Нарождающееся понятие о сознании было использовано идеалистической философией. Августин ( IV - V век н.э.) придал сознанию идеалистическую окраску. Это знание души о себе самой есть внутренний опыт, принципиально отличный от того опыта, который дают человеку внешние органы чувств. Познание души для теолога Августина означало познание Бога – занятие не для каждого человека, а лишь для просветлённого, приближённого к Богу.

Представления о душе и ее функциях в античные времена сменились в эпоху Средневековья почти полным господством христианской философии и идеологии, и все сохранившиеся психологические идеи приобрели религиозную окраску. Вера становится выше знания, о каком-либо познании природы и души, основанном на опыте, теперь не может быть и речи.

Постепенно историческое развитие приводит к стремлению получать новые знания из опыта. Английский философ 13 века Роджер Бэкон (ок. 1214-1294 ) считал, что без опыта ничего нельзя понять в достаточной мере. Правда, речь еще не шла об опытном познании души. Основы эмпирического познания души заложил Фрэнсис Бэкон (1561-1626).

Именно Ф. Бэкон своими работами завершает этап психологии как науки о душе и начинает новый, когда психология представляется как наука о сознании. Он призывает отказаться от пустых изучений сущности души и перейти к рассмотрению таких явлений, которые в наше время называются психическими.

Новым содержанием наполнилось у Р. Декарта понятие души или психическое. За психическое принималось только то, что непосредственно осознает сам субъект. Декарт отделил психические функции от непсихических (физиологических) на основании того, что психические функции осознаются, а физиологические (телесные) – нет.

Декарт попытался таким образом объяснить возникновение ощущений, ассоциаций, страстей, однако, распространить свою рефлекторную схему на всю психическую деятельность он не сумел. Сознание в то время определялось, как способность человека думать, чувствовать, к чему-то стремиться, что-то желать. Основная же задача психологии – подвергать анализу состояния и содержания сознания.

По Локку, человек появляется на свет с душою, подобной чистому листу бумаги, на которой только при жизни внешний мир наносит своими воздействиями узоры. Приобретенные во внешнем опыте чувственные идеи выступают в качестве исходного материала для особой внутренней деятельности души. Это особая деятельность души, названная Локком рефлексией, представляет собой способность души обращать свой взор на собственное состояние.

Отвергнув сознание как реальный регулятор человеческой деятельности, бихевиористы свели все психические явления к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции – с изменением внутри организма и т.д.

Однако теория Д. Уотсона, полностью отрицавшая личностные характеристики, оказалась слишком радикальной для того периода и подверглась критике. Схема S – R не могла охватить бесчисленные вариации человеческого подведения. В реальных условиях разные люди на одинаковые стимулы реагируют по-разному. Объяснить причины этого схема S – R не могла.

Оформление бихевиоризма как научного направления связано также с работами Э. Толмена, Э. Торндайка, благодаря которым психология была поставлена на естественно-научный путь развития. Укрепить позиции бихевиоризма удалось Эдварду Чейсу Толмену (1886-1959) , американскому психологу. Он усилил формулу еще одной составляющей (промежуточной переменной) и придал ей следующий вид: S – I – R , где I – индивид как носитель когнитивной карты. Когнитивная карта – это образ знакомого пространственного окружения, она создается и видоизменяется в результате активного взаимодействия субъекта со средой.

Бихевиоризм расширил класс исследуемых объектов: стало интенсивно изучаться поведение животных, младенцев, решались проблемы научения, образования навыков и др. Однако активность организма и роль психической организации в преобразовании среды, социальная природа человека бихевиористами игнорируется. Отвергается и роль сознания как регулятора поведения и деятельности человека на том основании, что оно якобы недоступно для объективного изучения.

4-й этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики . В качестве основного предмета психологии выступает психика – свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях. Следует отметить, что приведенное определение предмета психологии является неустоявшимся, хотя дается в учебниках и учебных пособиях.

Функции психики – отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания, осознание человеком своего места в окружающем мире.

Специфика психического отражения состоит в том, что психические явления – это субъективные отражения объективной действительности . Субъективное отражение неизбежно связано с преобразованием информации, поступающей извне, в соответствии с той позицией, которую занимает данный человек: в каждый акт отражения включается накопленный им опыт, как бы спрессованный специфический путь его индивидуального развития.

Изучая психику, современная научная психология в круг своего рассмотрения включает как собственно психические явления, так и психологические факты. К психическим явлениям относят субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта: психические процессы, состояния и свойства. Под психологическими фактами понимаются различные проявления психики – акты поведения, телесные и неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, продукты деятельности людей и др. Психические явления принято разделять на три большие группы: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Они взаимосвязаны между собою, переходят один в другой, оказывают друг на друга взаимное влияние.

Психический процесс характеризуется как функциональная система в действии. Выделяют:

· процессы психической регуляции (мотивационные процессы, которые инициируют, определяют интенсивность и временную организацию и направленность поведения. Центральным моментом мотивационного процесса является принятие решения и выбор варианта действия, который позволяет достичь наилучшего результата. Произвольную регуляцию поведения и деятельности человека обеспечивают процессы контроля. Они обычно следуют за мотивационной активацией и принятием решения. Благодаря им возможно выполнение действия и достижение необходимого результата;

· когнитивные процессы, которые обеспечивают отражение мира и преобразование информации. К ним относятся ощущения, восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание;

· эмоциональные процессы, которые осуществляют избирательное отношение человека к внешним и внутренним воздействиям. Психологическая функция эмоций – оценка явлений окружающей действительности и результатов поведения и деятельности, которая проявляется в форме эмоционального переживания.

Психические состояния – определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. К психическим состояниям относят проявления эмоций (радость, тревога, гнев и т.д.), проявление внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (решительность, растерянность), мышления (сомнение) и т.д.

Психические свойства – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Психические свойства – это сложные структурные образования личности, к которым относят направленность личности (систему интересов, убеждений, потребностей, ценностей), темперамент, характер, способности. Психические свойства характеризуют человека в системе его субъективных отношений к себе, к людям и к миру в целом, проявляясь в каждом из его поступков, деяний, поведении, стилях деятельности, способах общения и взаимодействия.

Психология как наука развивается в условиях крайнего плюрализма, при наличии разных точек зрения по поводу многих фундаментальных вопросов, в т.ч. и проблемы предмета психологии. Тем не менее, для обозначения явлений, изучением которых вы будете заниматься, необходимо дать общее определение. Психология – многоотраслевая область научного знания, предметом изучения которой являются закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных.

Психология, как любая наука, решает теоретические и практические задачи. Основными ее задачами являются: качественное изучение принципов и закономерностей функционирования психики, анализ закономерностей формирования и развития психики; изучение ее физиологических механизмов, а также планомерное внедрение психологических знаний в практику.

Психологи, как и представители других наук, делятся на две категории. Одних психологов интересуют теоретические аспекты. Они наблюдают психические явления и психологические факты в естественной обстановке или в лаборатории, интерпретируют, систематизируют полученные результаты. Вторая категория психологов занята практической работой: диагностикой, коррекцией, профилактикой психических нарушений.

Практический психолог решает множество повседневных задач и вопросов. Но главной целью его деятельности является психическое и психологическое здоровье населения.

Периодизация развития психологии сформирована относительно взглядов на предмет самой психологии. Так выделяют следующие периоды:

  1. психология как наука о душе (до 17 века): от поздней античности до эпохи Нового времени
  2. психология как наука о сознании (с начала 17 до начала 20 века)
  3. психология как наука о поведении (с начала 20 века до наших дней)

Донаучный период берет свое начало в 7-6 века до н.э. На данном этапе душа понималась как нематериальный двойник тела и трактовалась через концепции мифов и легенд, в рамках религиозных верований, в которых она обладала автономной и побуждающей силой. Именно это свойство легло в основу дальнейших размышлений относительно природы души.

Исследуя вопрос о побуждающей и автономной силе души, первые философы стали размышлять о том, как она приводит в действие индивида, как им руководит. Ответы на этот вопрос представлены в диаде материализма и идеализма.

Сторонники материализма, считали, что душа - это часть материи, соответственно надо найти только ее первооснову. В поисках первоосновы и стали развиваться концепции стихийного материализма. Их создатели: Фалес (основа мироздания-вода, а психика это одно из состояний воды), Анаксимен (первооснова всего мироздания-воздух, душа тоже воздушной природы), Гераклит (основа всего сущего - огонь, душа тоже огонь, особое состояние огня-психея).

Однако позже Анаксимандр стал писать о том, что материальный объект не может быть источником мироздания и соответственно души, а значит природа души физическая (апейрон). Демокрит и Левкипп развили идею атомизма, в рамках которой все окружающее состоит из мелких частиц (атомов), и душа тоже. Гераклит развил эту мысль до того, что определил движущей силой всего - Логос, законам которого все подчиняется и из всего проистекает. Так стала развиваться концепция детерминизма.

Критикой детерминизма стали идеи Сократа и Платона, которые были сторонниками идеализма. По их мнению, детерминизм и всеобщая обусловленность жизни лишают человека свободы воли и выбора, а также принципов нравственного поведения. А душа - это прежде всего источник разума и нравственности, природу которых не объяснить материальными принципами. Аристотель также развивал свои идеи в духе идеализма, однако он сделал акцент на том, что хоть душа и не имеет вещественной природы, но она не может быть и в отрыве от материи (как у Платона), она является функцией живого, позволяющей ему реализовать себя.

Готовые работы на аналогичную тему

Психология как наука о сознании

В период средних веков (от 4 до 17 века) психология вновь претерпевает серьезные изменения. Философия, естественные науки отходят на второй план, и сознание людей становится очень религиозным и догматическим: преобладают христианские учения, единобожие. В данный период развивается такое направление как схоластика - рациональное обоснование религиозных догматов.

Приоритет церкви становится непререкаемым, а душа человека трактуется исключительно в рамках религиозных верований. Душа трактуется в рамках теологии как это посредник между материальным миром и Творцом. Она не инструмент отражения окружающего мира, это сугубо духовное явление.

Позднее в 13-15 веке начинается активная борьба с религиозным догматизмом, открывая собой эпоху Возрождения. Для данного периода характерна гуманизация науки и всех отраслей знания: человек возвращается в систему координат. В творчестве развивались идеи о способности человека к саморазвитию, самосовершенствованию (Ф. Петрарка, Д. Алигьери). Художники и скульпторы отражали в своих произведениях реальных людей с их реальными переживаниями и страстями. Повышается интерес к естественному исследованию человека (Л. да Винчи)

К 17 веку в психологии оформляются два основных течения: рационализм и эмпиризм. Сторонники рационализма (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) считали, что в основе бытия лежит разум. Р. Декарт выдвигает идею дуализма, разделяя все бытие на две субстанции: материальные (вещи) и духовные (идеи). Такой дуализм породил в психологии психофизическую проблему: как связаны тело (материальная субстанция) и душа (духовная субстанция). Р. Декарт предложил механистическую (детерминистскую) концепцию для ее объяснения, положив начало таким образом идее центрального рефлекса: тело действует механически, а душа, находящаяся в головном мозгу, управляет им. Таким образом, душа трансформировалась в понятие сознания. Так психология стала развиваться дальше как наука о сознании.

Б. Спиноза предложил не разделять душу и тело, а объяснить духовное начало одним из проявлений материального, таким образом, зародив идею о том, что психическое можно наблюдать так же, как и материальное.

Так стала развиваться эмпирическая психология (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм), в основе которой лежала идея о наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении закономерностей между ними. Дж. Локк вводит понятие двух уровней деятельности сознания: восприятия, мысли и рефлексии (наблюдение и созерцание этих мыслей). Так зародилась идея интроспекции, которая оформляется окончательно как метод изучения сознания в Лейпциге в лаборатории В. Вундта. Это было начало экспериментальной психологии как самостоятельной науки. Сознание расчленили на самостоятельные элементы: ощущения, образы, чувства. а психология понималась как наука об элементах сознания. Однако данная идея не дала результатов и оказалась весьма сомнительной, что повлияло на формирование направления функционализма в психологии.

Ярким представителем функционализма является У. Джеймс, основная идея которого состояла в том, чтобы изучать функции сознания и их роль в адаптации человека к окружающей среде. Он полагал, что психология - это наука о функциях сознания. У. Джеймс также выделил два типа процессов сознания: произвольные и непроизвольные. Данный подход является переходным мостиком к бихевиоральным концепциям.

Психология как наука о поведении

В начале 20 века в Америке зародилось течение бихевиоризм, которое своей основной целью считало изучение объективных проявлений человека – его поведения, для чего нужны объективные способы его регистрации фиксации и обработки.

В самом бихевиоризме было несколько течений: классический бихевиоризм (Дж. Уотсон), в рамках которого поведение понимается как расширение репертуара условных рефлексов; необихевиоризм (Э. Толмен, Б. Скиннер), в рамках которого понятие "поведение" вышло за пределы схемы стимул-реакция и стало определяться некоторыми внутренними параметрами, социальное научение (А. Бандура), в рамках которого поведение трактуется как результат научения.

Необихевиоризм стал переходом к когнитивной психологии (У. Найссер), в рамках которой ведущая роль в формировании поведения отводилась когнитивным параметрам человека (память субъекта, способы обработки информации, усвоения и т.д.).

Поведенческая психология развивалась в том числе и через такое направление как гештальтпсихология (Т. Вертгеймер, В. Келлер, К. Левин, К. Коффка), в рамках которой поведение человека трактовалось как проявление процессов в целостной системе человека. То есть поведение - это лишь часть того целого, что происходит внутри. В том числе, гештальтисты определили понятие "психического образа", который опроверг бихевиоральную идею о том, что человек развивается путем проб и ошибок. С позиции гештальта, у него есть некий целостный психический образ внутри, сообразно которому реализуются действия и поведение.

Психология как наука о душе давно уже заняла свое прочное место в ряду научных знаний о человеке. Сегодня никто не станет уже отрицать, что психология души не просто влияет на нашу жизнь: она требует еще более пристального изучения.

Душа как предмет психологии

психология души

Сама эта фраза выглядит, согласитесь, довольно-таки деревянно. Может быть, лучше перефразировать эту мысль таким образом: психология как наука о душе. И действительно: считать душу неким предметом чего бы там ни было — странная затея. Научная категория и некая не вполне определенная эзотерическая субстанция… — не самые, пожалуй, сочетаемые вещи.

И тем не менее. Невозможно попытаться что-либо понять, не дав этому явлению то или иное определение: так уж работает наш мыслительный процесс — и с этим ничего не поделать. Поэтому — давайте-ка заглянем в психологический словарь, а точнее — в словарь психологических терминов. В первую очередь, он трактует словосочетание душа в психологии как:

Понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных.

То есть, связка души с нашей психикой здесь, как видим, уже присутствует. Далее, вопрос, что такое душа с точки зрения психологии — находит свое отражение и в последующих трактовках, таких, например, как:

Душа — это нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало.

Причем, если говорить о повседневном употреблении этого слова, то оно больше соответствует понятию внутреннего мира человека, ну, и слово душевность, которое так же тут встречается, говорит о доброте и присутствии у человека других подобных качеств.

Душа — предмет философского изучения

разум и сердце — душа как предмет психологии

Впервые о понятии душа задумались философы древней Греции. Собственно, их представления об этом явились провозвестниками первых научных взглядов и представлений о мире и человеке. Этими философами были всем известные мыслители Сократ (470-399г. до н.э.), Платон (427-347г. до н.э.) и Аристотель (384-322г. до н.э.).

Так, Сократ одним из первых разграничил понятия души и тела, провозгласив то, что душа невещественна и нематериальна.

Платон определил в человеческой душе три ее начала:

  • первое —вожделеющее начало неразумное, которым обладает любое живое существо, включая растения и животных;
  • второе — начало разумное, противодействующее стремлениям первого начала;
  • и третье — это, так называемый, яростный дух: составляющая часть психики человека, приводящая его в процессе борьбы поисков справедливости в раздраженное состояние.

Определение психологии как науки о душе был дано Аристотелем

психология это наука о душе

Аристотель считал, что каждая сущность представлена в единстве материи и формы.

То есть, душа, если рассматривать ситуацию, согласно его учения, есть, как ни странно, — некая форма живого органического тела. Хотя, возвращаясь к определению философом и ученым привилегии души как умения мыслить — здесь имеется в виду не просто душа, а душа разумная. Вот она-то как раз и есть та самая идеальная, отделимая от тела субстанция, и сущность ее — Божественная.

И после смерти тела она не умирает вместе с ним, а возвращается в бестелесный и невесомый эфир окружающего нас пространства.

Наука о психике или учение о душе?

Миф об Эроте и Психее

Как и все, связанное с древней Грецией, учение о душе также нашло свое отражение в древнегреческой мифологии. Одним из классических ее образцов в этом плане можно считать миф об Эроте и Психее: история, повествующая об истинной любви, которая и становится, в этом случае, примером и образцом высшей реализации души человеческой.

Суть этой истории в двух словах такова: молодой бог Эрот, бывший сыном богини Афродиты, полюбил красавицу Психею, которая была обычной женщиной не божественного происхождения. Естественно, такая ситуация не могла вызвать у матери Эрота радости: она не хотела, чтобы ее сын связал свою судьбу с женщиной из рода простых смертных.

Афродита делала все возможное, чтобы не дать влюбленным соединиться. Она заставляла Психею проходить через самые сложные испытания. Но та любила Эрота столь сильно и так хотела с ним встретиться, что растопила тем самым сердца греческих богов, сделав их, в конце концов, своими союзниками. И главное, — великий Зевс, являвшийся для греков верховным божеством, превратил, в итоге, Психею также в богиню, что сделало бессмертной и ее. Это позволило влюбленным соединиться навеки.

С тех самых пор, обретя бессмертие, Психея и стала олицетворением символа души, что ищет свой идеал, невзирая ни на какие преграды и препятствия.

Говоря же о самом слове психология, стоит вспомнить, что пришло оно к нам также из Греции: от греческих слов “psyche” (душа) и “logos” (учение, наука). Хотя само это слово впервые было использовано лишь в XVIII веке в трактате Христиана Вольфа, философа из Германии.

Душа как элемент религиозной идеологии

элемент религиозной философии

Не секрет, что история представлений о психике — и, как следствие, — психологии человека берет свое начало в первобытных религиях и верованиях. В этой связи душа всегда была для людей чем-то неземным, таинственным и непознанным. И представления о ней основывались на тех знаниях и их версиях, которые в те времена существовали. По крайней мере, было очевидно, что пока человек был жив — душа в нем присутствовала. В то время как наступавшие сон или смерть говорили о том, что душа в эти моменты его покидает.

Пришедшая на смену этому этапу человеческого развития Античность принесла с собою появление новых веяний, культур, развитие науки и философии. Все это, естественно, вызвало необходимость более основательно разобраться с тем, что есть психика человека как таковая и насколько она связана с понятием души. Именно в эту эпоху (YII-YI века до н.э. — XYII век н.э.) и началось формирование учения о душе и психологии как науке, а также появляется и метод исследования психики как таковой.

Психология — наука о душе и сознании или душа и психика

Декарт_Страсти души

Один из важнейших этапов развития человеческой исследовательской мысли ознаменован в истории души и психологии таким именем как Рене Декарт (1596-1650гг). Этот человек развил свое учение о душе и сознании и вывел свой критерий истины, связанный с этими понятиями.

Суть его заключалась в том, что под человеческой психикой понимался теперь особый его внутренний мир, который был открыт для самонаблюдения и имел в себе некое особое духовное бытие, что противопоставлялось всему материальному и внешнему. В этой их абсолютной разнородности и состояло главное отличие философии Р. Декарта от всех предшествующих ему учений.

В дальнейшем учение Декарта развивалось как философское направление

Позже (середина XIXв) — это учение превратилось уже в самостоятельную науку: психологию. Философ и исследователь ввел в научный обиход понятие рефлекс, что положило начало научному естествознанию: сначала на примере поведения животных, а потом — и действий человека.

Существует целый ряд исследователей, ученых и философов, которых серьезно занимал вопрос души, психики, психологии , их природы и сути их взаимодействия. Все они понимали, что, не исследовав эту одну из основных человеческих тайн, — невозможно продвинуться к постижению всех загадок как истории человечества так и самой человеческой личности.

Огромный вклад в развитие и расширение этого тайного знания и в пополнение человеческой сокровищницы идей и открытий уже на новом уровне и этапе внесла новая плеяда ученых, теологов и философов. В их числе была и Елена Петровна Блаватская. Но о ней мы поговорим чуть позже, в одной из ближайших наших публикаций.

Читайте также: