План самообразования социального педагога в школе по толерантности

Обновлено: 30.06.2024

скачать Программа самообразования учителя

Выполнил: Садыкова Алия Галиуллаевна

учитель начальных классов

2010-2011г.г.
1. План работы по теме самообразования.


  • выявить и апробировать методические основы влияния использования этнографического игрового материала на воспитание толерантности в работе с младшими школьниками.

  • обосновать научно-педагогические подходы к отбору и применению этнографического игрового материала в процессе воспитания толерантности.

2. Разделы плана.

Теоретические основы влияния этнографического игрового материала

на формирование толерантности

1.1 Содержание этнографического игрового материала в работе с младшими школьниками.

1.2 Формы использования этнографического игрового материала

1.3 Воспитание толерантности через использование этнографического игрового материала на уроках и во внеклассной деятельности.

1.4 Разработка урока с использованием этнографического игрового материала на уроках и во внеклассной деятельности.

Опытно-экспериментальная работа с младшими школьниками

2.1 Критерии, показатели, уровни эффективности использования этнографического игрового материала в работе с младшими школьниками

2.2 Реализация педагогических условий воспитания толерантности через использование этнографического игрового материала.

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы с младшими школьниками.


Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы

2.3. Обобщение собственного опыта педагогической

2 этап Формирующий

Январь – март 2012г.

Господи, дай мне терпение принять то, что я не в силах изменить,

Дай мне силы изменить то,

что я не могу изменить.

И дай мне мудрость научиться отличать одно от другого.

В системе учебной работы большое воспитательное значение имеет этнографическая работа – одна из составных частей деятельности преподавателя. Этнография является исторической наукой, что означает изучение ею народов в их историческом развитии на всем временном протяжении истории человечества и во всем их глобальном многообразии как в прошлом, так и в настоящем.

Сегодня стало очевидным, что межнациональное общение – одна из сложнейших проблем общественного бытия, которая проявляется в различных регионах страны. Ни в какой другой сфере не отражаются так остро конкретные, порой непредсказуемые, противоречивые действия людей.

Воспитание культуры межнационального общения становится важной составной частью нравственного общения.

В настоящее время остро ощущается необходимость воспитания уже у детского возраста культуры межнационального общения и систематической, целенаправленной работы школы в этом направлении.

Культура национального общения представляет собой единство знаний об истории, культуре своего народа и других этнических групп, отношение к своему и другим этносам, мотивацией и потребностей в освоении родной культуры, культуры народов-соседей, действий и поступков по отношению к людям другой национальности.

Этнос (от греч. ethnos – племя, народ) – исторически сложившаяся группа людей, обладающих общим самосознанием и самоназванием (этнонимом), общественностью происхождения и культуры (чаще всего языка). При своём возникновении этнос связан с определённой территорией, в ходе дальнейших миграций на одной территории живут представители разных этнических групп.

Каковы пути и условия воспитания толерантности через использование этнографического материала?

Объектом является процесс развития толерантности в работе этнографического характера.

Предметом исследования является этнографическая работа с младшими школьниками.

Гипотеза: если систематически использовать этнографический материал на уроках, во внеклассных занятиях, в проведении праздников, то мы можем добиться формирование у детей эстетического вкуса, воспитание чувства любви к Родине, к своему народу, к народу-соседу.

Цель исследования: выявить и апробировать методические основы влияния использования этнографического материала на воспитание толерантности в работе с младшими школьниками.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого – педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме.

2. Рассмотреть использование этнографического материала в работе с младшими школьниками.

3. Исследовать формы применения этнографического материала.

4. Установить взаимосвязь между использованием этнографического материала и воспитанием чувства толерантности на уроках истории, во внеклассных мероприятиях.

5. Апробовать разработанные педагогические условия на практике.

6. Проследить и сравнить результаты, полученные в ход наблюдения за экспериментом.

Методы исследования.

При написании работы я опиралась на принцип исторической объективности и системного подхода. В работе были использованы логический, проблемно-исторический методы, метод анализа и синтеза.

Этапы исследования:

I Констатирующий этап исследования

II Формирующий этап

В своём исследовании я опиралась на работы следующих авторов: Ашкуров В. Н., Вагин А.А., Гостев Г.Р., Князев Ю.А., Кобрин В.Б., Родин А.Ф.

1.1 Содержание этнографического игрового материала в работе с младшими школьниками

1) мировоззренческая наука, способная решать самостоятельно важные методологические проблемы истории человечества и отдельных народов,

2) вспомогательная дисциплина, дающая особый этнически-специфический материал для других наук о человеке и его обществе,

3) политически актуальная отрасль знаний, вооружающая в борьбе против расизма, шовинизма и национализма.

Практика показала, что использование местного, этнографического материала на уроках, во внеклассных мероприятиях не только не вызывает перегрузки, а наоборот, значительно облегчает усвоение знаний, делает их более глубокими.

Этнографический материал дает представления о культуре, быте и обычаях народа. Он связан со следующими темами:

1. Моя родословная.

2. Праздники и обряды (рождение, свадьба, семья, смерть).

3. Игры и забавы.

4. Природа и жилище.

5. Национальная кухня.

6. Национальный костюм.

7. Народная медицина.

Возможна и внеклассная работа с использованием этнографического материала. Одна из ее форм – массовая работа, которая дает возможность охватить сразу большое количество учащихся в качестве слушателей. Массовые формы – это:

• школьные краеведческие уголки;

Групповые формы внеклассной работы:

Индивидуальная работа по этнографии предполагает:


чтение литературы по местной истории;

• работу с документальными материалами архива;

• работу с вещественными памятниками музея;

• запись воспоминаний и др.

По методам проведения уроков с использованием этнографического материала, можно их разделить на следующие виды:

• урок игр и загадок;

• урок – поход в музей и др.

Каждый из выше указанных видов внеклассной работы может найти применение в школе.
1.3 Воспитание толерантности через использование этнографического материала в работе с младшими школьниками

Этнографический материал усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Толерантность (от лат.tolerantia – терпение) – 1) иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определённого антигена при сохранённой иммунной реактивности при посадке органов и тканей; 2) способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды; 3) терпимость к чужим верованиям, мнениям, поведению.

В психологии под толерантностью понимают отсутствие или ослабленное реагирование на какие-либо неблагоприятные факторы в результате снижения чувствительности к его воздействию, повышение порога национального реагирования на угрожающую ситуацию.

Этническая толерантность – акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности.

Для воспитания детей в духе толерантности необходима деятельность, связанная с проектной деятельностью, ориентированной на развитие культуры толерантности, обсуждение толерантных ценностей.

Проект (лат. project us брошенный вперёд) полагает разработку замысла, предварительный, предположительный поиск ответа на вопрос, путь решения проблемы, который осуществляется по-разному. Метод проектов опирается на положения психологии о том, что ученик с большим удовольствием выполняет ту работу, которую он сам выбрал. Использование проектов может протекать в разных формах (семинар, дискуссия, игровая композиция) и в разнообразном оформлении (текстовый источник, видеоматериал, художественная экспозиция, фото и т. д. )

На современном уроке истории должны ожить многие исторические иллюстрации того, как человечество выиграло, если люди умели договариваться, достичь взаимных уступок и согласия. Именно этот путь ведёт к развитию толерантного сознания.

1.4 Методика проведения урока-экскурсии
Одной из форм изучения истории и современного состояния являются историко-краеведческие экскурсии, они дают возможность учащимся знакомиться с подлинными памятниками истории, этнографическими объектами в их естественных условиях.

По месту в учебной работе экскурсии можно условно разделить на:

3) итоговую экскурсию;

4) обзорную экскурсию.

По месту нахождения объектов экскурсии бывают ближними и дальними, а по характеру изучения материала и ознакомления с ним – тематическими и комплексными.

Методика организации экскурсии
•постановка учителем цели экскурсии и уяснение ее учащимися;

• вводная беседа экскурсовода;

• передвижение по маршруту экскурсии и ознакомление с объектами в сочетании с объяснениями экскурсовода;

• вопросы и комментарии учителя, если он сам не является экскурсоводом;

• учет возрастных и психологических особенностей ребят;

• разработка общих и индивидуальных заданий участниками экскурсии;

• знакомство с правилами поведения и техникой безопасности на объектах;

• оформление необходимой документации;

2.2 Реализация педагогических условий воспитания толерантности через использование этнографического материала

Для реализации эксперимента нами было разработано 3 этапа:


  1. Констатирующий.

  2. Формирующий.

  3. Контрольный.

  1. Как вы относитесь к религии, исповедуемой башкирами, которая называется ислам:

    • интересуется религией;

    • уважительно;

    • отрицательно.

  1. Как вы относитесь к традициям, обрядам и обычаям башкирского народа:

    • интересуетесь;

    • уважительно;

    • отрицательно.

  2. Назовите национальное башкирское блюдо_____________________

  3. Назовите национальный башкирский инструмент________________

  4. Знаете ли вы значение следующих слов:

Рахим итегез _____________


  1. Как вы относитесь к башкирам:

    • не считаете нужным общаться с людьми этой нации;

    • прикладываете большие усилия;

    • это не проблема для вас.

Целью формирующего этапа является воспитание у детей толерантного сознания, разработка разнообразных подходов к решению проблем межнационального взаимодействия.

На данном этапе нами были разработаны уроки и внеклассные мероприятия со следующими темами:

Ход урока

а) обеспечить детей необходимыми сведениями о башкирской национальной музыке и танцах (музыкальных инструментах, особенностей исполнения танцев и т. д.;

б) способствовать развитию самосознания учащихся; развивать психические познавательные процессы (восприятие, память, внимание и т. д.

в) продолжить работу по воспитанию эстетического мировоззрения, уважительного отношения к культуре башкирского народа.

Оборудование: ИнКТ, магнитофон.

Ход урока.

II Формирующий этап

В России множество народов:

Другой язык, другие песни.

Но так уж суждено судьбою,

Всегда они повсюду вместе.

Такие разные порою

У нас глаза и лица тоже,

Но стоит приглядеться к людям,

Увидишь, как мы все похожи.

- Итак, ребята сегодня мы продолжаем цикл уроков, посвящённый толерантности. А именно мы будем сеголня говорить о национальной башкирской музыке Для начала вспомним, кто такие башкиры?

- Прекрасны башкирские праздники, народные танцы, хороши традиции и чудесные обычаи башкирского народа. Сейчас мы услышим, как звучит чудесный башкирский национальный духовой инструмент – курай. Его изготавливают из плотного тростника – курая (звучит курай из концерта Ризвана Хакимова).

Ученица (Маша И.):

Когда я слушаю курай.

То радость льётся через край,

Неприхотлив и невелик

Курая песенный родник.

Тростинку срежу я в лесу,

Домой с собою принесу

Как зашумит Уральский лес

И зажурчит наверняка

В ней мелодичная река

Держу курай.… В родном краю

Я песни звонкие пою

( слова Абдулака Игебаева)

- С башкирским искусством народного танца знакомы жители многих республик, областей и краев России. Башкирские танцоры побывали во многих странах земного шара.

Ученик (Алёша Кирюшин):

- А теперь давайте поиграем. Играть можно стоя или сидя. Ведущий называет летающие и нелетающие предмет (при этом он поднимает руку вверх).

Например: - Улетели – журавли улетели

- Улетели – улетели – грабли улетели

- Улетели – улетели –вороны улетели

- Улетели – улетели –телеги улетели

Играющие должны поднимать руки лишь тогда, когда учитель называет летающие предметы. Тот, кто поднял руки неверно, занимает место ведущего или выполняет приказание играющих.


Трудовые слои башкирского, русского и других народов всегда жили в тесной взаимосвязи друг с другом. Башкирам всегда приходилось защищать интересы России - в одних рядах сражаться против иностранных интервентов. А в крестьянской войне 1773 – 1774 гг. под предводительством Емельяна Пугачёва принимали участие многие районы Урала и Поволжья, недовольные царским режимом. Ближайшим сподвиженником Пугачёва был легендарный герой башкирского народа Салават Юлаев.

О Салават летит молва,

Что в шапке бобровой его голова,

Что бригадиром стал Салават,

Когда ему было 22

Салават – могучий конь,

Первым устремляется в бой,

Его хозяин – живой огонь –

Воинов песней ведёт за собой.

Слышите, едет батыр – Салават,

Вдоль Узене копыта гремят.

Салават с Пугачевым вдвоём

Поднялись на борьбу с врагом.

Горы Уральские – камни скал,

Где гнездовища птичьих стай,

Пусть Салавата меж нами нет, -

Он оружием нашим стал…

- А теперь я предлагаю ответить вам на вопросы викторины:

1.Название какого растения носит старинный башкирский национальный инструмент?

2. Как называется самый известный башкирский национальный танец?

3. Назовите национальных башкирских героев башкирского народа.

- Ребята, дома я предлагаю вам посмотреть материал по музыке и танцам какого-нибудь другого народа, проживающего на территории Южного Урала.

Спасибо за работу.

На контрольном этапе я предложила детям тест, который проводила на констатирующем этапе, затем сравнила результаты, с которыми вы можете ознакомиться в ниже.

2.3Анализ результатов опытно-экспериментальной работы с младшими школьниками

Для того, чтобы оценить уровень толерантного воспитания младших школьников на разных этапах мною была разработана таблица 2.

На основе описанных в таблице показателей я определила уровни толерантного воспитания младших школьников при использовании этнографического материала.

Оценка уровня сформированности критериев и показателей развития толерантного воспитания младших школьников


В процессе наблюдения каждый учащийся оценивался по 6 показателям, далее подсчитывалось общее количество баллов.

Из данных таблицы 2 я составила шкалу оценки уровней развития толерантного воспитания через использование этнографического материала (таблица 3).

Для полноты исследования на данном этапе я составила сводную таблицу критериев, показателей, уровней в процентном соотношении и получила следующие результаты.

После проведения уроков и внеклассных мероприятий с использованием этнографического материала я повторно на контрольном этапе отследила уровень по показателям критериев и получили следующие результаты, изложенные в таблице.

Подобно констатирующему этапу я составила сводную таблицу критериев, показателей и уровней в процентном соотношении и получили следующие результаты.

Анализируя полученные нами результаты, я выявила, что уровень толерантного воспитания значительно повысился.

На основе сравнения я сделала гистограммы, которые показывают динамику развития толерантного воспитания младшего школьника.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ГБУ Амурской области

Сапроновский СРЦН

Тема по самообразованию:

«Воспитание толерантного отношения к окружающим

Воспитатель: Шкирман Е.А

Быть ниже самого себя – невежественность,

а быть выше самого себя – не что иное, как мудрость.

Сократ .

Актуальность выбранной темы:

Актуальность выбранной темы определила диагностика поведения,

межличностных отношений,индивидуальные особенности личности каждого воспитанника в центре.

Был выявлен ряд проявлений интолерантных отношений:

1. неуважительное отношение как к сверстникам, так и к взрослым;

3. нетерпимость к мнению других, отличающегося от их собственного;

4. замечать недостатки других и громко говорить о них;

5. эпизоды коллективной травли тех, кто не похож на них.

Предмет исследования - воспитание толерантности у подростков.

Задачи исследования:

На основе анализа результатов исследований выделить специфику проявления толерантности у подростков центра.

Изучать и внедрять новые педагогические техноло гии, формы, методы и приёмы воспитания толерантности.

Систематически интересоваться событиями со временной экономической, политической и культурной жизни нашего общества.

Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры

Работа по данной теме строится на следующих принципах :

• учитывать психологические особенности, межличностные отношения детей;
• обеспечивать реализацию личности каждого ребенка;
• не допускать подавления, ущемления одних детей другими;
• добиваться правильной позиции лидеров;
• создавать ситуации, стимулирующие взаимопомощь детей, ситуации успеха через успех другого, успех группы;
• формировать микрогруппы по желанию, способностям, интересам;
• добиваться самокритичности и объективности детей;
• при анализе итогов совместной работы обращать внимание на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показать значимость действий каждого в достижении общих результатов.

Источники самообразования:

литература (методическая, научно-популярная, пу блицистическая, художественная и др.);

Интернет; видео, аудио;

Этапы работы над темой самообразования:

1 этап – установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) ; осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий, ознакомление с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной теме.

3 этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап –проведение занятий и мероприятий по выбранной теме.

5 этап – итогово - контрольный, на котором воспитатель должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе обобщается опыт классного руководителя по воспитанию толерантности как необходимого качества личности студентов.

Государственное областное автономное

профессиональное образовательное учреждение

Доклад по теме самообразования:

«Воспитание толерантности и культуры межнационального общения

Подготовила – классный руководитель

группы К3-15 Кушнарёва А.В.

Характерной чертой современности является сосуществование людей в поликультурном обществе, подразумевающее объединение представителей различных национальностей со всей совокупностью форм взаимодействия и взаимозависимостей. Проблема межнационального общения, вопросы культуры национальностей, изучение особенностей конкретных этносов, толерантности в межнациональных отношениях всегда была и будет актуальной и значимой.

Каждый день мы общаемся с представителями различных национальностей, носителями иных культур и можем испытывать трудности, связанные с незнанием основ национальной культуры, традиций, обычаев и с неумением понять собеседника. Непонимание, в свою очередь, порождает затруднения в воспитательной работе в многонациональном коллективе, приводит к настороженности, а порой и к конфликтам.

Необходимым условием мирного сосуществования людей в многонациональном обществе является воспитание культуры межнационального общения, которую необходимо понимать как совокупность специальных знаний, убеждений, навыков, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностном общении (как на вербальном, так и невербальном уровнях) между представителями различных этнокультурных групп, в процессе которого проявляется чужеродность партнеров по коммуникации, влияющая на результат коммуникативного взаимодействия.

Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов. Тема толерантности не является открытием современности. Толерантность – результат накопления человечеством опыта совместного существования на Земле множества народов, стран, культур, цивилизаций. На протяжении Нового времени идея толерантности медленно, но неуклонно проникала в сознание народов, становясь важным элементом их культуры.

Толерантность неотъемлемо связана с самой концепцией прав человека. Она формируется на основе утверждения прав и основных свобод человека. Для нее характерно также активное неприятие расизма, ксенофобии, религиозной нетерпимости, терроризма, различного рода экстремизма. При этом терпимость должны проявлять как отдельные граждане и социальные группы, так и народы, государства.

Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества. В России было проведено множество конференций, круглых столов и мероприятий, на которых поднимались именно проблемы культуры толерантности. В 2000 году была принята Федеральная Целевая программа “Формирование установок толерантности сознания и профилактики экстремизма в российском обществе” на 2001–2005 г. (поручение Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. от 27 марта 2000 г. №ВП–П12–08625).

В социально-педагогическом контексте нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина в социологии, психологии и педагогике. А. Асмолов считает, что это качество выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — гармония в многообразии. Это качество личности является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека. Мы понимаем под толерантностью реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

Толерантность — интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности.

Студенческая среда – одна из наиболее часто встречающихся территорий межэтнических контактов. Молодежь практически из всех регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья приезжает учиться в города, крупные населенные пункты. Во всех высших и средних профессиональных образовательных учреждениях встречаются и вступают в контакт представители самых разнообразных этнических групп. Именно в результате этих контактов у многих студентов закрепляются стереотипы межэтнического поведения, которые они пронесут через всю жизнь, будут прививать их младшему поколению.

Но даже во время таких страшных событий люди проявляют толерантность друг к другу, известно множество случаев, когда жители городов и деревень оставались без крыши над головой, но люди других национальностей делились своим кровом с ними, спасали и укрывали попавших в беду людей. Очень часто люди находят свое отечество не в той стране, где родились, а там, где прижились: в Закарпатье можно встретить названия улиц на венгерском, но они всегда рады туристам и называют себя украинскими венграми. Крымские татары, с которыми у Украины всегда были очень непростые отношения, называют Украину своей родиной.

Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма, любви к Родине обязана предотвращать в человеке какие бы то ни было националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам. Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у обучающихся, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.
Таким образом, одной из важнейших задач современных профессиональных образовательных учреждений является воспитание у студентов толерантности как качества личности.

Можно выделить следующие уровни развития толерантности в образовательной среде:

1. Обучение толерантности.

Развитие у студентов терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.

2. Изучение и поддержка другой культуры.

Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее.

3. Уважение культурных различий.

Становление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.

4. Утверждение культурных различий.

Уровень поликультурного образования и культурного становления. На этой стадии к студентам приходит понимание необходимости активной позиции.

В процессе воспитания необходимо сформировать у студентов навыки критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления, научить проявлять терпимость, т.е. научить пониманию, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. Следовательно, воспитать толерантную личность - человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. Роль классного руководителя при этом очень высока. Он может и должен:

– воспитывать в духе мира;

– признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;

– быть примером для студентов;

– поддерживать эмоциональные привязанности;

– развивать у обучающихся чувство взаимного расположения;

– давать возможность студентам самостоятельно решать проблемы;

– избегать жестких иерархических отношений;

– не допускать проявлений авторитаризма;

– поощрять совместную деятельность.

Воспитанию толерантности и культуры межнационального общения во многом способствует проведение классных часов и других мероприятий по данной тематике.

Таким образом, организуя работу по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения студентов группы, необходимо знать и учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, особенности воспитания в семье, национальный состав группы, проблемы в отношениях между студентами и причины их возникновения. Необходимо проводить различные мероприятия со студентами и их родителями (классные часы, беседы, диспуты, проекты, игры и др.), направленные на создание в колледже культурной среды, способствующей формированию у воспитанников поликультурного сознания, мышления и поведения.

Актуальность

Цели воспитания толерантности:

· формирование основ толерантного сознания у детей старшего дошкольного возраста;

· воспитание потребности и готовности к взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов.

· повысить собственную компетентность в решении задач, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием;

· изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста;

· формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

· воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности;

· воспитывать уважение и любовь к своей многонациональной Родине;

· создать условия для развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста ;

· развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию;

· обеспечить единое образовательное пространство формирования у детей толерантности в педагогическом процессе : воспитатель – ребёнок – родитель.

В соответствии с поставленными задачами я в группе создала необходимые условия для их реализации .

в котором находятся:

· уголок семьи; уголок родного края;

· картотека игр по теме толерантность;

· папки с армянскими и чеченскими сказками ;

· музей кукол в различных национальных костюмах, народных кукол Орловского края;

· Манекен в национальном костюме;

· Мной были изготовлены 3 дидактические игры :

Всю работу по данной теме разделила на 3 раздела

-сформировать у ребенка представление о себе как человеке неповторимом, интересном, растущем в семье; о других сверстниках, об эмоциональных состояниях;

-развивать уверенность в себе, своих возможностях, уважение сверстникам и взрослым, к труду взрослых .

Читайте также: