План урока иммунитет факторы влияющие на иммунитет

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока : ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом.

Образовательные: раскрыть понятие иммунитет, познакомить с механизмом действия иммунитета, обосновать необходимость вакцинации.

Воспитательные: сформировать чувство гордости за достижения отечественной медицины в борьбе с инфекционными заболеваниями.

Развивающие: Формировать умения: слайдами и схемами; извлекать нужную информацию.

Оборудование: компьютер, проектор, календарь прививок, слайдовая презентация.

Тип урока : изучение нового материала.

I. Организационный момент

Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Это слова выдающего русского физиолога И. И. Мечникова.

Было много вопросов, на которые человечество не могло дать ответы. Люди не могли понять, почему два человека находятся в одинаковых условиях, где существует возможность заразиться инфекцией, но один из них заболевает, а другой нет. Как вы думаете почему?

Цель сегодня на уроке мы с вами попробует найти ответ на этот вопрос.

При изучении новой темы нам нужны знания о составе крови и о форменных элементах крови.

II. Проверка пройденного материала

Учитель проводит фронтальную беседу по пройденному материалу. В ходе, которой на экране проектируются вопросы.

III. Усвоение новых знаний

1. История открытий.

Учитель: Инфекционные заболевания известны давно. Слайд №3

Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта;

Нива праздно перезрела;

Роща темная пуста;

И селенье, как жилище

Тихо все. Одно кладбище

Не пустеет, не молчит.

Поминутно мертвых носят,

И стенания живых

Боязливо Бога просят

Успокоить души их!

Поминутно места надо,

И могилы меж собой.

Как испуганное стадо,

Жмутся тесной чередой.

(Отрывок из произведения А. С. Пушкина “Пир во время чумы”).

Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы, холеры, оспы, гриппа.

Многие десятилетия человечество пыталось бороться с этими болезнями. Вспышки инфекционных болезней называют эпидемиями. Причастность микробов к заразным заболеваниям была доказана французским ученым Луи Пастером.

Он высказал идею, что если заразить человека ослабленными микробами, которые вызовут легкое заболевание, то в дальнейшем этой болезнью человек не заболеет. У него выработается иммунитет. На эту мысль его натолкнули работы английского врача Эдварда Дженнера. Слайд № 4

Учитель: Ребята, вы видите портрет И. И. Мечникова. Почему его портрет находится рядом с портретами Джженера и Пастера?

(Учащиеся высказывают свои предположения.)

Учитель: Пастера и Мечникова считают основоположниками науки иммунологии.

Иммунология – раздел медицинской науки о невосприимчивости организма к инфекционным заболеваниям, его защитных механизмах.

Наш организм способен защищать себя от вредных воздействий микроорганизмов. Проникнув в организм, они встречаются с его защитными силами – иммунитетом.

Учитель: тема нашего урока ИММУНИТЕТ.

Мы с вами рассмотрим виды иммунитета, выясним роль форменных элементов крови в формировании иммунитета.

Учитель: Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов.

(Слайд 1 Биология 8. Дрофа)

Учитель: чужеродные вещества называются антигенами (это микроорганизмы, вирусы и любые клетки, состав которых отличается от состава собственных клеток организма.

Против антигенов вырабатываются антитела.

Антитела – синтезируются специальными клетками - лимфоцитами. (Слайд 2 Биология 8. Дрофа)

В организме существует несколько видов лимфоцитов. Слайд 8.

Учитель: Каждый вид антитела способен нейтрализовать строго определенный антиген, именно тот, который обнаружил Т – лимфоцит. Когда антиген попадает в организм вторично, антитела вырабатываются быстрее. Это явление называют иммунная память. Говорят – выработался иммунитет.

2. Виды иммунитета. Слайды 3-5 Биология 8. Дрофа

Иммунитет

врожденный приобретенный активный пассивный

вакцина лечебная сыворотка

Учитель: Чем искусственный иммунитет отличается от естественного иммунитета?

(Учащиеся высказывают свои предположения.)

Учитель: - Как вы думаете, что значит врожденный иммунитет?

В крови есть антитела от некоторых болезней (чумка собак и т. д.).

- А что значит приобретенный?

В результате перенесенного заболевания или с молоком матери.

Учитель: Искусственный иммунитет вырабатывается двумя путями: введением вакцины и введением лечебной сыворотки.

Учитель: Вспомните, что вводил Э. Дженнер для предупреждения заболеваний оспой?

Жидкость из оспенных пузырьков, т. е. ослабленные микроорганизмы.

Вакцины – культура ослабленных микроорганизмов.

Учитель: Что же происходит, когда вводят вакцину?

Т – лимфоциты распознают, а Б – лимфоциты вырабатывают антитела. Активный иммунитет.

Когда человек уже болеет, то вводят лечебную сыворотку, которая содержит готовые антитела.

Это пассивный иммунитет.

3. Заболевания, связанные с ослаблением иммунитета. Слайды 11-15

Характеристика заболеваний, возникших вследствие ослабления или повреждения иммунитета : СПИД, грипп. Рассказ с элементами беседы о профилактике заболеваний.

И – иммуно

– Что вы знаете о СПИДе?

– Как уберечься от заражения СПИДом?

– Опасен ли грипп?

– Как вы думаете, существует ли иммунитет против гриппа, СПИДа?

IV. Проверка усвоения учащимися нового материала

Учитель: Ребята, давайте представим такой случай.

В больницу поступил ребенок, у него признали дифтерию. Ее возбудители поражают слизистую оболочку горла, а их яды разносятся кровью по всему организму, вызывая тяжелое отравление.

- Что нужно ввести ребенку: вакцину или лечебную сыворотку? Почему?

Учитель: в феврале – марте месяце наблюдается эпидемия гриппа. Как можно защитить себя от гриппа? Что нужно ввести: вакцину или лечебную сыворотку? Почему?

Учитель: в нашей стране существует система вакцинации. Посмотрите на карту вакцинации.

(рассматривается карта вакцинации) Слайд 16

Учитель: Ребята, мы с вами рассмотрели защитный механизм организма - иммунитет, виды иммунитета.

А как вы думаете, какие факторы укрепляют иммунитет, а какие ослабляют.

На столах учащихся таблица “Роль факторов, ослабляющих и укрепляющих иммунитет”.

Учитель организовывает фронтальную беседу, в ходе которой заполняется таблица.

Факторы, ослабляющие иммунитет Факторы, укрепляющие иммунитет

1. Вредные привычки 1. Здоровый образ жизни

2. Энергетическое истощение Учет энергетических затрат организма

3. Стрессовое напряжение разрушает лимфоциты 3.

4. Гиподинамия 4

На экране Слайд №16.

V. Подведение итогов урока.

Учитель подводит итоги урока, сообщает домашнее задание: стр. 136-137, в. 1-9

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами говорили о важном свойстве организма – его защитном механизме.

- от проникновения бактерий и чужеродных веществ организм имеет внешние и внутренние защитные барьеры;

- внешние барьеры – это кожа и слизистые оболочки;

- внутренний механизм защиты – иммунитет;

- главную роль в формировании иммунитета играют белые клетки крови – лейкоциты.

Прикреплённые файлы:

Как укрепить иммунитет ребенка 1. ДАВАТЬ ОТВАР ШИПОВНИКА Шиповник – чемпион по содержанию витамина С, давать его детишкам можно с четырёхмесячного возраста. Но нужно.

Образовательные: познакомить учащихся с защитными свойствами организма, видами иммунитета, способами защиты от различных инфекционных заболеваний.

Развивающие: развитие умения обобщать, сравнивать, логически мыслить, делать выводы.

Воспитательные: воспитание санитарно-гигиенических навыков.

1. Организационный момент. (2 минуты)

2. Проверка домашнего задания. (5 минут)

3. Изучение нового материала. (30 минут)

4. Закрепление изученного материала. (5 минут)

5. Подведение итогов урока. (2 минуты)

6. Домашнее задание. (1 минута)

Проверка знаний учащихся (5 минут)

Вопросы для проверки знаний учащихся на базовом уровне (с выбором одного правильного ответа)

1. Плазма крови составляет:

2. Верхний слой отстоявшейся крови состоит из:

а) тканевой жидкости в) форменных элементов

б) плазмы г) плазмы и форменных элементов

2. По форме эритроциты человека являются:

а) мелкими круглыми клетками; в) двояковогнутыми дисками

б) большими клетками разной формы; г) овально-вогнутыми клетками

4. Продолжительность жизни эритроцитов составляет:

а) около 4 суток; в) несколько лет;

б) 2 суток; г) 120 дней

5. Функции лейкоцитов крови:

а) транспорт газов; в) участие в свертывании крови;

б) участие в фагоцитозе; г) участвуют в транспортировке кислорода

6. Кровь от массы тела человека составляет почти:

7. Сыворотка крови – это:

а) плазма крови без фибриногена; в) форменные элементы крови;

б) плазма крови; г) плазма крови с форменными элементами

8. Форменные элементы крови образуются в:

а) красном костном мозгу; в) печени и селезенке;

б) желтом костном мозгу; г) в желтом и красном костном мозгу

9. Кровь – это ткань:

а) соединительная; в) мышечная;

б) эпителиальная; г) жировая

10. Фибриноген – это:

а) белок плазмы крови; в) гормон надпочечников;

б) фермент слюны г) форменный элемент крови

Вопросы для проверки знаний учащихся на повышенном уровне

1. Каким клеткам – эритроцитам или лейкоцитам – соответствуют приведенные в таблице данные? Обозначьте свой ответ знаком “+”.

Диаметр 2-14 мкм

В 1 мм 3 крови 4,5 – 5 млн. клеток

Форма двояковогнутого диска

2. Выберите из перечня функций те, которые отвечают указанным в таблице компонентам внутренней среды, и впишите в таблицу соответствующие им буквы.

А. Свертывание крови.

Б. Перенос лимфоцитов, защитная.

Г. Транспорт кислорода.

Д. Поддержание постоянства внутренней среды организма

Е. Связь между клетками, транспорт веществ

3. Заполните таблицу, выбрав соответствующие характеристики клеток крови и обозначив их в таблице знаком “+”.

Образуются в красном костном мозгу

Образуются в селезенке

В 1 мм 3 крови 4,5 – 5 млн.

В 1 мм 3 крови 6-8 тыс.

Вопросы для проверки знаний учащихся на высоком уровне

1. Почему в легких кровь приобретает алый цвет?

2. Какие особенности эритроцитов обеспечивают наиболее полное и быстрое насыщение гемоглобина кислородом?

3. В чем проявляется взаимосвязь строения и функций лейкоцитов?

4. Докажите, что воспаление – это защитная реакция организма.

Ответьте на вопрос: почему с наступлением холодов одни люди успевают несколько раз переболеть простудными заболеваниями, а другие не вспоминают о них годами?

Сегодня на уроке вы познакомитесь с защитными свойствами нашего организма, узнаете о способах защиты от различных инфекционных заболеваний.

Изучение нового материала (30 минут): Человек постоянно сталкивается с многочисленными болезнетворными микроорганизмами – бактериями, вирусами. Они встречаются повсюду – в воде, почве, воздухе и т.д. Но человек при этом не обязательно заболевает. Каким же образом организм человека защищается?

Первыми на пути микробов встают кожа и слизистые оболочки, которые играют роль естественных барьеров. Клетки слизистых оболочек вырабатывают различные вещества, губительные для микроорганизмов вредных для здоровья. Если же патогенный микроорганизм проникает в организм, то в борьбу вступают другие “защитные силы” - фагоцитоз. (Вспомните, что такое фагоцитоз? Кто его открыл?). Однако решающую роль в борьбе с инфекциями играют особые вещества – антитела.

Антитела – это белковые соединения, синтезирующиеся в организме при попадании в него чужеродных веществ и микроорганизмов.

Антиген – чужеродное вещество, вызывающее образование антител.

В организме человека вырабатывается особый вид лейкоцитов – лимфоциты.


  1. Кожа и слизистые оболочки.
  2. Фагоцитоз.
  3. Антитела.

Иммунитет – способность организма распознавать и обезвреживать чужеродные вещества или живые клетки и организмы.

Термин “иммунитет” происходит от лат. immunitas – избавление, освобождение от чего-либо (в Древнем Риме это слово означало освобождение гражданина от какой-либо обязанности, повинности или службы).

Иммунитет бывает нескольких видов. (учащимся предлагается самостоятельно изучить материал учебника на стр. 122 и выполнить задания.

Задания базового уровня: составить схему.


Задания повышенного уровня: составить таблицу.

После завершения работы проверяется правильность выполнения задания.


Вырабатывается в результате перенесенного заболевания

Вырабатывается в результате введения вакцины

В течение жизни

а) краткосрочный (грипп)

б) долгосрочный (дифтерия)

Вакцина – это убитые или ослабленные микроорганизмы.

Лечебная сыворотка – сыворотка крови, содержащая антитела к возбудителям инфекционных заболеваний.

В течение многих веков от таких болезней, как чума, холера, черная оспа, люди гибли десятками тысяч. Они не знали, как спастись от массовых заразных заболеваний – эпидемий. Казалось невозможным остановить распространение эпидемий, которые быстро охватывали большие территории, перебрасывались из страны в страну.

В 1796 году Эдуард Дженнер сделал великое открытие. Он нашел средство предупреждения одной из самых страшных инфекционных болезней – натуральной оспы. При натуральной оспе кожа покрывается пузырями, наполненными бесцветной жидкостью. Позже пузыри вскрываются, и на их месте образуются струпья. В то время оспа поражала людей десятками тысяч. Оставшиеся в живых почти всегда оставались рябыми, а нередко и слепыми. Дженнер знал, что, однажды переболев оспой, человек не заражается ею повторно – становиться к ней невосприимчивым. Кроме того, он подметил, что доярки на фермах очень редко заболевают натуральной оспой. Объяснить причину этого ему помогло другое наблюдение. На вымени коров часто появляются пузыри, похожие на оспенные – это так называемая коровья оспа. Это навело Дженнера на предположение, что коровья оспа – легкая форма человеческой. При дойке больных коров в трещины кожи на руках доярок попадает жидкость из лопнувших пузырей. Это вызывает заражение оспой, которая протекает в очень легкой форме, незаметно для заболевшей. Вот почему доярки не восприимчивы к натуральной оспе. Но предположение надо было проверить на практике. Дженнер втирал людям жидкость из оспенных пузырей коров через небольшие надрезы на коже. На месте прививки появлялся пузырек; вокруг него кожа краснела и припухала. Через несколько дней пузырек вскрывался и подсыхал. Эти прививки оказались безвредными. Зато люди, которым сделали прививки, становились невосприимчивыми к натуральной оспе.

Сделать выдающееся открытие ученому помогла чистая случайность. Культуру возбудителя куриной холеры полагалось регулярно пересевать на свежий мясной бульон, в котором она охотно размножалась. Однажды Пастера отвлекли дела, и он забыл о ней на несколько недель, а обнаружив свою оплошность, полюбопытствовал: что произошло за это время с микробами? Выяснилось, что они потеряли способность убивать кур, но зато приобрели новое и очень ценное свойство: делали хохлаток невосприимчивыми к холере, подобно тому, как прививка коровьей оспы защищает людей от оспы натуральной. Так был найден популярный поныне способ предохранения от заразных заболеваний с помощью введения ослабленных возбудителей. Он оказался эффективным в борьбе со многими инфекциями и сыграл тем самым огромную роль.

Следует знать, что иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным заболеваниям. Некоторыми можно болеть много раз, как например ангиной. Важно помнить, что потеря способности вырабатывать иммунитет приводит к тому, что человек может погибнуть от любой инфекции. Примером является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита)

В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Возбудитель этого заболевания – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают от тех микробов, бактерий, грибков, которые здоровому, то есть со здоровой иммунной системой, человеку абсолютно безопасны.

  • Слабость.
  • Истощение организма.
  • Длительная температура.
  • Воспалительные процессы.
  • При переливании крови.
  • Через шприц.
  • Половой путь.
  • От матери новорожденному ребенку.
  • Исключение случайных половых связей.
  • Использование для инъекций одноразовых шприцов.

В связи с развитием научно-технического прогресса на человека оказывают влияние очень большое количество различных химических веществ, лекарственных препаратов и даже пищевых продуктов. Попадание некоторых этих веществ, в организм человека, может влиять на иммунитет, повышать чувствительность организма к ним в такой степени, что даже очень малые их количества могут вызывать сильные реакции. Состояние повышенной чувствительности называется аллергией.

Аллергия – повышенная чувствительность организма к действию некоторых веществ или факторов внешней среды (называемых аллергенами).

  • Чихание.
  • Раздражение и отечность кожи.
  • Слезотечение.
  • Сильный насморк.

Закрепление изученного материала (5 минут)

  1. Антитела – это чужеродные вещества, попадающие в организм человека.
  2. Т-лимфоциты сами находят бактерии и клетки, пораженные вирусами.
  3. Антитела выделяют эпителиальные клетки.
  4. Человек всегда заболевает при проникновении в его организм болезнетворных бактерий.
  5. Иммунитет делится на естественный и искусственный.
  6. Естественный иммунитет передается детям от родителей по наследству.
  7. Активный иммунитет вырабатывается в результате введения лечебной сыворотки.
  8. Вакцина – это культура ослабленных микроорганизмов.
  9. Первую прививку от оспы сделал Э. Дженнер.
  10. Аллергия – это отсутствие иммунитета.

Подведение итогов урока (2 минуты)

Домашнее задание (1 минута).

Изучите текст учебника на стр.122 (учебник под редакцией Сонина Н.И., Сапина М.Р.).

Список используемой литературы

1. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина “Человек” / авт.-сост. Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Биология: Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.С. Батуев, И.Д. Кузьмина,

А. Д. Ноздрачев и др.; Под ред. А.С. Батуева. – М.: Дрофа, 1997.

3. Резникова В.З., Сивоглазов В.И. Биология: Раздел “Человек и его здоровье”: Методическое пособие для учителя. – М.: Издательский дом “Генжер”, 1998.

4. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: Учебник. – М.: Дрофа, 2001.

5. Тарасов В.В. Иммунитет. История открытий. М. Дрофа, 2004.

6. Федорова М.З., Воронина Г.А. Материалы курса “Наиболее сложные вопросы преподавания раздела “Человек и его здоровье”: лекции 1-4. М.: Педагогический университет “Первое сентября” 2009.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

"Наш организм - государство,

а силы иммунитета - армия,

стоящая на страже его независимости"

Подготовила учитель биологии и химии

Чоджан Зарема Халитовна

Тема урока: «Иммунитет.

Цели урока: рассмотреть сущность иммунитета, познакомиться с типами иммунитета,

выявить способы защиты человека от инфекционных заболеваний, изучить факторы, способствующие сохранению и укреплению иммунитета .

Образовательные : дать представление о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, об особенностях разных видов иммунитета, о возбудителях заболеваний, показать пользу прививок.

Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, слайдами и схемами; извлекать нужную информацию; логически мыслить, анализировать, строить предположения, делать выводы, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Развивающие – развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщение и анализа, выделения главного, способствовать развитию умения работать индивидуально и в сотрудничестве.

Воспитательные : воспитывать чувство патриотизма на примерах научных биологических открытий; убеждать в практической необходимости знаний физиологических процессов; продолжать гигиеническое, валеологическое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

Планируемые образовательные результаты:

Формирование знаний учащихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.

Метапредметные:

Формирование умения: самостоятельно работать с текстом учебника, слайдами и схемами; извлекать нужную информацию; логически мыслить, анализировать, строить предположения, делать выводы, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование интеллектуальных умений;

- реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

- признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни

Тип урока : комбинированный, подготовленный по методике полного усвоения знаний

словесные (рассказ, объяснение, беседа);

частично-поисковые (самостоятельная работа с материалом) и составление информационного листа;

проблемные (проблемные вопросы);

практические (решение теста).

Формы организации познавательной деятельности:

I .ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

I I .АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Проблемный вопрос

В классе было 20 учеников из них на первый день заболело 5 , через 2 дня ещё 3, а остальные ученики, даже не чихнули. С чем это связано? И какая система выполняет защитную функцию. Если вы ответите на этот вопрос, то сможете сформулировать тему нашего урока.

Пока вы думаете, историческая справка.

Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних и проходили без особых последствий для других?

Как вы сформулируете тему сегодняшнего урока? (Иммунитет)

- Какие цели нам предстоит сегодня решить? Что мы должны сегодня узнать, с чем познакомиться?

- Что такое иммунитет, как он действует, какого его значение и какие виды иммунитета выделены, мы узнаем на сегодняшнем уроке.

Сегодня на уроке мы расширим знания о защитных свойствах организма и тема нашего урока "Иммунитет".

Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

Ребята! Но прежде чем приступить к изучению нового материала нам необходимо проверить, насколько прочны ваши знания по вопросам темы: Кровь и внутренняя среда организма.

Задания для устного блиц – опрос (Учащиеся отвечают и зарабатывают баллы по 0,5 за каждый правильный ответ).

1.Что такое внутренняя среда?

Внутренняя среда — это жидкости, которые находятся внутри организма, окружают его клетки и создают условия для протекания в них жизненных процессов.

2.Из каких компонентов состоит внутренняя среда?

Внутренняя среда включает в себя: кровь, лимфу и тканевую жидкость.

3.Каков состав крови?

Кровь состоит из форменных элементов (55—58%) — эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов — и жидкой части — плазмы (42-— 45%).

4.Что такое плазма, какими свойствами она обладает и зачем нужна в крови?

Плазма крови — это жидкая фракция соединительной ткани, благодаря ее существованию, организм способен транспортировать и обрабатывать всевозможные вещества.

5. Какие форменные элементы крови тебе известны?

Форменные элементы крови - это клетки лейкоциты (белые кровяные клетки, бесцветные клетки крови ядерные), эритроциты (безъядерные красные кровяные клетки крови) и тромбоцитов (мелкие плоские бесцветные тельца неправильной формы

6.Какова функция тканевой жидкости в организме человека?

- транспортирует углекислый газ и кислород

7. За счёт чего эритроциты крови имеют большую поверхность

8.Какую роль играют тромбоциты в крови человека?

- участвуют в её свёртывании

9. О чем свидетельствует Увеличение числа лейкоцитов в крови

- О наличии воспалительного процесса

10.Какие лейкоциты принимают участие в образовании антител

( в сумме могут заработать 5 баллов и отвечающий у доски, и сидящие в классе)

II . Самостоятельно письменно (с проверкой у доски) задания с элементами заданий ГИА типа В (каждое задание оценивается в 2 балла)

1. Выберите три правильных ответа из шести. Форменные элементы крови – это

2.Установите соответствие между клетками крови и их характеристиками (2 балла)

Б) содержат гемоглобин

В)уничтожают бактерий и болезнетворных микрооганизмов путём фагоцитоза

Г) не имеют ядер

Д) имеют форму двояковогнутого диска

Е) обеспечивают защиту организма от инфекций

Кровь состоит из жидкой части - __________ (А) и форменных элементов, выполняющих различные функции. Транспорт кислорода от лёгких к тканям осуществляют ___________ (Б), имеющие форму двояковогнутых дисков и содержащие особый белок ________________ (В). Другие форменные элементы - ______________ (Г) – участвуют в процессе свёртывания крови.

III .Одновременно с устным опросом осуществляется избирательный письменный опрос по теме в виде биологических задач (фронтально): (3-4 человека получают индивидуальные карточки ). ( 2 балла за правильный ответ)

Лейкоциты – самые крупные клетки человека. Их размер колеблется от 8 до 20 мк. Это –«одетые

Ответ: Лейкоциты борются с микробами, уничтожают все поврежденные, износившиеся клетки.

Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами. Назовите их.

Ответ: В состав форменных элементов входят тромбоциты. По своим размерам они ничтожно малы, всего 2-4 мк. Но при маленьком повреждении тканей под действием фермента немедленно начинают слипаться, образуя комочек, который временно закрывает место ранения сосуда.

Эритроциты человека в 3 раз меньше эритроцитов лягушки, но их в 1 мм 3 в 13 раз больше, чем у лягушки. Как объяснить этот факт?

Ответ: У человека интенсивность обмена веществ выше. Большая поверхность всей массы эритроцитов обеспечивает их большую способность к транспортировке кислорода.

Ответ: эритроциты образуются в красном костном мозге, разрушаются в печени и селезенке.

IV . Терминологический диктант ( по 0,5 баллов)

1. Красные клетки, содержат белок гемоглобин.

2. образуются в лимфатических узлах.

3. Живут 3-4 месяца.

4. Крупные белые клетки с ядрами.

5. Живут 5-7 дней

6. Отмирают в печени, селезёнке и местах воспаления.

7. Содержание в 1 мл крови составляет 250 тысяч.

8. Содержание в 1 мл крови составляет 4-5 млн.

9. Основная функция – перенос кислорода.

10. Основная функция – защита.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Карточки рефлексии выданы с вопросом что вы знаете об иммунитете. (запись темы в тетрадях, демонстрация слайдов).

Наш сегодняшний урок посвящен одной из самой важной для здоровья человека теме – иммунитету. Эта тема действительно важна, т.к. каждый человек, зная определённые правила и владея нужной информацией о своём иммунитете, может уберечь себя от заболеваний и укрепить свой организм. Обратимся к эпиграфу урока: "Наш организм - государство, а силы иммунитета - армия, стоящая на страже его независимости". Эти слова принадлежат авторитетному российскому иммунологу Рэму Петрову

Вопрос к учащимся: Что такое иммунитет

Запишите в данной строчке все ассоциации, которые у вас возникают со словом “иммунитет”. Записи должны быть емкими и краткими, приклеиваем в корзину, нарисованную на доске.

-– Как вы считаете, это достаточная информация? Нет. Тогда давайте попробуем ее дополнить.

Способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов называется иммунитетом.

Еще одно определение: иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным заболеваниям.

Как вы считаете есть ли особая защитная система в организме человека?

Ответы учащихся

Правильно, это иммунная система. Любая система в теле человека состоит из органов. Какие же органы входят в состав иммунной системы?

Органы иммунной системы :

Какова роль лейкоцитов в иммунитете?

Где образуются лейкоциты? (в красном костном мозге, а созревают в тимусе и лимфоузлах).

Сколько живут лейкоциты? (3-5 дней).

Какие виды лейкоцитов вы знаете? (фагоциты и лимфоциты)

Учитель: В иммунитете участвуют лейкоциты. Различают несколько разновидностей лейкоцитов: фагоциты (макрофаги), лимфоциты: Т-лейкоциты, В-лейкоциты и другие.

Клеточный и гуморальный иммунитет

Мы выяснили, какие органы входят в состав иммунной системы, но еще пока не знаем, какие виды иммунитета различают. Откройте пожалуйста стр.40, третий абзац (частично-поисковый метод)

И.И.Мечников разработал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета. П.Эрлих создал гуморальную теорию, согласно которой невосприимчивость к инфекциям обусловлены выработкой защитных белковых веществ – антител. За разработку учения об иммунитете

Мечникову и Эрлиху в 1908 году присвоена Нобелевская премия.

В настоящее время иммунитет подразделяют на неспецифический и специфический.

Неспецифическая клеточная защита осуществляется фагоцитами крови, которые поглощают из крови чужеродные элементы – бактериальные клетки, белковые молекулы и другие мельчайшие частицы. Фагоцитоз-процесс захвата переваривания чужеродных веществ.

Специфический иммунитет образуется на конкретный антиген, и при повторном заражении организм реагирует только на него. В специфических иммунных реакциях участвуют Т и В-лимфоциты. Т-лимфоциты узнают и поражают чужеродные вещества и пересаженные ткани, а также собственные раковые клетки организма, то есть участвуют в выработке специальных белков – антител. Именно они создают специфический клеточный иммунитет. В-лимфоциты способны нейтрализовать определенные антигены, растворяя или склеивая их.

IV . ФИЗМИНУТКА

Основу понятий: здоровье, молодость составляет состояние иммунитета. Один учащийся читает действия, а остальные выберают, нужно ли их совершать, чтобы сохранить свое здоровье, а что не надо делать.

Если нужно делать – делаете упражнение: руки на пояс, поворот влево.

Если не надо делать – руки поднимаете над головой наклон в правую сторону.

Дышать свежим воздухом;

Дуться на окружающих;

Просыпаться с улыбкой;

Как можно больше ходить;

Отдохнули, продолжаем наш урок:

Специфический иммунитет бывает врожденный и приобретенный

hello_html_ddc6f62.jpg

Существует понятие активный иммунитет и пассивный иммунитет, как вы понимаете это?

(Объяснение учителя, самостоятельная работа с текстом учебника, беседа).

(Пассивный – сам организм ничего не делает, получает готовые антитела);

(Активный – антитела вырабатываются самим организмом).

Как мы назовем иммунитет, который получаем от родителей? (врожденный)

Каким он будет – пассивным или активным? (пассивный)

Вы переболели ветрянкой один раз и больше не заболеете. Что вы приобрели? (иммунитет). Каким он будет? (активным)

Вам сейчас ставят прививки от гриппа, дифтерии, оспы, клещевого энцефалита. Для чего?

(чтобы сформировать иммунитет)

Какой иммунитет у вас формируется? (искусственный)

Что вам вводят – антитела или антигены? (дети дают разные ответы)

Рассказ с демонстрацией получения прививки против натуральной оспы Э. Дженером.

Известен факт: от оспы умерло очень много людей. Каждый 12 болевший, умирал. Было замечено, что работники фермы, коровы которых болели коровьей оспой либо не болели, или болели в легкой форме. И тогда английский врач Эдуард Дженнер в 1776 году предложил способ предупреждения заболевания. Он брал из оспенных пузырьков жидкость и втирал в ранки людей. Люди болели легко и при повторном заражении не заболевали. Поддержал этот факт в 1880 году Луи Пастер и тогда впервые была применена прививка.

Ослабленные микроорганизмы, вводимые в организм, назвали – вакциной.

- Ну и что же вам вводят, что бы вы не заболели – антитела или антигены? (антигены, а организм сам вырабатывает антитела и формирует иммунитет)

А какой иммунитет формируется – активный или пассивный? (активный)

Случается и так, что нет времени ждать, пока организм сам выработает антитела, а помощь нужна срочно. Например, укусила змея, клещ. Тогда вводят в организм готовые антитела – лечебную сыворотку. Сыворотку получают из плазмы крови переболевших этим заболеванием людей или животных.

Лечебная сыворотка – плазма крови, переболевших организмов, содержащая готовые антитела

Как будет называться такой иммунитет? Активный или пассивный? (пассивный)

Групповая самостоятельная работа

1 группа Факторы, ослабляющие иммунитет

нездоровый образ жизни (курение, алкоголь, наркотики, недостаток сна);

загрязненная окружающая среда;

тяжелые физические и умственные нагрузки; частые бактериальные и вирусные болезни, -которые ослабляют организм и истощают иммунную систему.

2 группа Факторы, укрепляющие иммунитет

Соблюдение правил личной гигиены.

Четкий распорядок дня.

Достаточная двигательная активность.

3 группа Заболевания, связанные с ослаблением иммунитета.

Информация о СПИДе.

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Возбудитель этого заболевания – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)

при переливании крови,

от матери новорождённому ребёнку.

Еще одно заболевание возникает из-за повышенной чувствительности организма к некоторым факторам окружающей среды – аллергия. Аллергия – греческое слово история.

Назовите, от чего может возникнуть аллергия в нашем организме?

Учащиеся называют аллергены:

биологические – запах цветов;

пищевые – пищевые продукты (мясо, молоко);

бытовые – пыль, запах – астма;

на волос, жир животных.

Если какие, то способы борьбы с аллергией? Причины аллергии? Симптомы аллергии??

V . ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА:

Закончите предложение:

Иммунитет, при котором уничтожение чужеродных тел осуществляется клетками, называется…(клеточным)

Иммунитет, при котором чужеродные тела уничтожаются с помощью химических веществ – антител – называется… (гуморальным)

Клеточный иммунитет был открыт…(Мечниковым)

Гуморальный иммунитет был открыт…(Эрлихом)

Первичный контроль знаний в виде теста, взаимопроверка, обратная связь. Выполнение теста. (0,5 баллов)

1.Иммунитет полученный по наследству о родителей -

2. Какие меры вы примете, если ребенок находился в тесно контакте с больным корью, но сам не заболел?

А) дадите лекарственные средства;

Б) введете вакцину;

В) наденете марлевую повязку;

А) пассивный иммунитет;

Б) культура ослабленных микроорганизмов;

В) плазма крови переболевшего организма;

4. Антитела выделяют

А) эпителиальные клетки

5. Иммунитет, возникший в результате введения в организм лечебной сыворотки

Б) активный искусственный;

В) пассивный искусственный;

ОТВЕТЫ: 1 – а 2 – б 3 – б 4 – б 5 – в

2. Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом ( 2 балла)

Способ приобретения

1) передается по наследству
2) возникает под действием вакцины
3) формируется после перенесенной болезни
4) врожденный
5) возникает при введении лечебной сыворотки

Вид иммунитета

3.Решите правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. ( 0,5 баллов)

Антитела – это чужеродные вещества, попадающие в организм человека…нет

Т-лимфоциты сами находят бактерии и клетки, пораженные вирусами….да

Антитела выделяют эпителиальные клетки….нет

Человек всегда заболевает при проникновении в его организм болезнетворных бактерий..нет

Иммунитет делится на естественный и искусственный….да

Естественный иммунитет передается детям от родителей по наследству…..да

Активный иммунитет вырабатывается в результате введения лечебной сыворотки. нет

Вакцина – это культура ослабленных микроорганизмов….да

Первую прививку от оспы сделал Э. Дженнер….да

Аллергия – это отсутствие иммунитета….да

VI . ИТОГ УРОКА.

Посмотрите на предложения на доске и закончите их:

1. Сегодня для меня …

2. Так как я знаю, что такое иммунитет …

4. Если бы ученые не открыли вакцину, то …

Приклеиваются в нашу корзину.

VII . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : цели домашнего задания, дифференцированный подход к учащимся с различной учебной мотивацией.

Прочитать параграф 14, стр.40-41.

составить схемы опорные схемы в тетради.

1ряд- В чем причины аллергии, симптомы и виды аллергии.

3 ряд-Подготовить памятки- Меры профилактики коронавирусной инфекции.

В плане-конспекте урока, рассматривается вопросы, касающиеся развития иммунологии как науки, а также собственно о иммунитете и его видах.

Содержимое разработки

Цель: дать представление о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, об особенностях разных видов иммунитета, о возбудителях заболеваний, показать пользу прививок.

Образовательные:

сформировать понятие иммунитет, антитело, антиген, вакцина, лечебная сыворотка;

изучить механизм образования и действия защитных реакций;

выявить условия, влияющие на понижение и укрепление иммунитета;

Развивающие:

развитие умений и навыков устанавливать причинно-следственные связи, выделять наиболее существенные признаки и свойства понятий, формулировать выводы, применять знания в новой ситуации, к новым примерам;

Воспитательные:

воспитывать опыт сотрудничества в процессе коллективного решения задач;

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения

-методы, создания познавательных мотивов

-методы – ассоциативно – игравой.

Форма организации учебной деятельности учащихся

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать: 1) историю открытия и развития иммунологии, виды иммунитета, механизм образования, факторы, укрепляющие и понижающие иммунитет.

2) Устанавливать причинно-следственные связи

Формируемые компетенции и универсальные учебные действия

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; эстетическое оценивание учебного материала, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;

Регулятивные: постановка учебной цели, составление плана и последовательности действий, развитие навыков контроля;

Познавательные: преобразование объектов в пространственно-графическую модель, отражающие существенные характеристики объекта;

Коммуникативные: развитие умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие;

Этапы урока

Начало урока (инициация)

Вхождение в тему, постановка целей и задач урока

Изучение нового материала

Отработка учебного материала

3 Закрепление материала

Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся. Выставление отметок; Домашнее задание

Начало урока (инициация):

Организационный момент – 2 мин.

Беседа с учащимися о том, какие им известны случаи, когда бушевали различные заболевания: чума, оспа, холера, испанка.

Постановка темы урока: (после беседы, учащиеся формулируют тему сегодняшнего урока).

Изучение нового материала:

История зарождения иммунологии

Зарождение инфекционной иммунологии связывают с именем выдающегося французского ученого Луи Пастера (1822-1895), основоположника научной микробиологии и иммунологии, сделавший первый шаг к целенаправленному поиску вакцинных препаратов. В 1879 г. Луи Пастер заметил, что старый возбудитель куриной холеры ("забытый" в пробирке в термостате на период летнего отпуска) не вызывал заражения птиц холерой и более того делал их в дальнейшем устойчивыми к данному заболеванию даже после введения животным свежеприготовленного возбудителя. Из этого наблюдения Л. Пастер сделал вывод: состарившаяся культура, потеряв свою патогенность, остается способной к созданию устойчивости к инфекции и начал искать пути снижения вирулентности возбудителей при сохранении их иммуногенных свойств (т.е. создавать вакцины против различных инфекционных заболеваний). Уже через пять лет Луи Пастер испробовал первую вакцину на человеке (это была вакцина против бешенства, введенная сильно покусанному бешеной

Эти события знаменуют собой зарождение инфекционной иммунологии и начало эры вакцинации.

Две теории – фагоцитарная (клеточная) и гуморальная – в период своего возникновения стояли на антагонистических позициях, но развивающаяся между научными школами Эрлиха (Пауль Эрлих, обнаруживший, что в сыворотке крови животных, зараженных бактериями, появляются белковые вещества (названные Эрлихом впоследствии антителами), способные убивать только эти бактерии, оставаясь безразличными к другим) и Мечникова борьба лишь доказывала справедливость обоих теорий. В 1908 г. обоим ученым одновременно была присуждена Нобелевская премия.

(рассказ учителя об эксперименте И.И.Мечникова с морской звездой)

Определение иммунологии, основные ее понятия

Иммунология – наука об иммунитете, изучающая генетические, молекулярные и клеточные механизмы реагирования организма на чужеродные субстанции, называемые антигенами.

Учитель: чужеродные вещества называются антигенами (это микроорганизмы, вирусы и любые клетки, состав которых отличаются от состава собственных клеток организма).

Против антигенов вырабатываются антитела.

Антитела – синтезируются специальными клетками – лимфоцитами.

В организме существует несколько видов лимфоцитов.


Клеточный иммунитет.

Это защита от большинства вирусных инфекций, отторжение чужеродных пересаженных органов и тканей. Клеточный иммунитет осуществляется:

Т-лимфоцитами образующимися в вилочковой железе (тимусе), макрофагами и другими фагоцитами - Т–лимфоциты способны связываться с антигенами чужеродных частиц и вызывать их разрушение.

а) Т-киллеры - разрушают опухолевые клетки, клетки генетически чужеродных трансплантатов и мутированные собственные клетки организма.

б) Т-хелперы - (to help — помогать) - распознавание антигенов и усиление образования антител.

Гуморальный иммунитет осуществляется В-лимфоцитами

В свою очередь гуморальный иммунный ответ направлен на активацию В-лимфоцитов, которые созревают в костном мозге в отличие от Т-клеток тимуса. В-клетки несут на своей поверхности антитела и выделяют их в плазму. Антитела обладают способностью специфически связывать соответствующие антигены. Связывание антител с антигенами – решающее звено в системе защиты организма от внеклеточных вирусов и бактерий. В результате такого связывания последние опознаются как инородные тела и в дальнейшем уничтожаются.

"Память" иммунной системы представлена так называемыми "клетками памяти". Эти наиболее долгоживущие клетки существуют для каждого типа иммунных клеток.

Вакцины – препараты, содержащие убитые, или ослабленные живые микроорганизмы, вирусы, или обезвреженные продукты их жизнедеятельности – анатоксины. В результате действия на организм антигенов, в нем образуются антитела. В процессе активной иммунизации организм становится невосприимчивым к повторному введению соответствующего антигена.

Учитель: (фронтальный опрос):

способ защиты организма от генетически чужеродных тел и веществ называется (иммунитетом);

В зависимости от природы защитных механизмов организма, выделяют две разновидности иммунитета (гуморальный, клеточный);\

Система органов, тканей и клеток, осуществляющая реагирование против генетически чужеродных субстанций и их элиминацию получила название иммунной системы организма (от лат. immunitas – освобождение).

Основной функцией иммунитета является поддержание генетического постоянства внутренней среды организма на протяжении его жизни независимо от экзогенного или эндогенного происхождения генетически чужеродного. При этом первой линей обороны против антигенов выступает неспецифический иммунитет, предотвращающий проникновение антигена во внутреннюю среду организма (барьерные свойства кожи и слизистых оболочек) и неспецифическое уничтожение антигенов после проникновения в организм (благодаря губительному действию кислотности секретов экзокринных желез или фагацитозу антигенов нейтрофилами и макрофагами или активации определенных гуморальных факторов, неспецифически уничтожающих антигены).

Иммунная система имеет следующее строение:

Центральные иммунные органы (красный костный мозг, тимус)

Периферические (лимфатические узлы, селезенка, миндалины)

Самостоятельная работа: изучить схему расположения органов иммунной системы на схеме: стр. 62, рис.61.

Устойчивость организма к воздействию физических, химических и биологических патогенных факторов, способных вызвать заболевание, называется — резистентностью организма.


Первичное закрепление знаний: (Ассоциативно-игровой метод)

Учитель: ребята я назову первое понятие нашего урока, а Вы должны ее проассоциировать с, чем-либо, далее ученик задает другому учащемуся следующее понятие и так далее.

Воспользуемся учебником §22,стр.61-64.

Предположительные понятия урока:

Антигены – вещества, попадающие в наш организм извне (микробы, вирусы, пыль и т.д.)

Антитела – белковые структуры, которые борются с антигенами.

Иммунитет – это специфическая защитная реакция организма, основанная на способности противостоять действию патогенных микробов, веществ и т.д.

Аллергия – восприимчивость организма не действие аллергена.

Аллерген – вещества вызывающие аллергические реакции в организме.

Домашнее задание:

§21-22 читать, отвечать на вопросы.

Подготовить доклады о заболеваниях: чума, оспа, холера, испанка, Вич –инфекция

Подготовить тестовые задания по теме иммунитет.

Использованная литература:

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Новые олимпиады


Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Читайте также: