Что такое инфраструктурный комплекс кратко

Обновлено: 30.06.2024

Ин­фра­струк­ту­ра – это со­во­куп­ность со­ору­же­ний, зда­ний, си­стем и служб, необ­хо­ди­мых для нор­маль­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния и обес­пе­че­ния по­все­днев­ной жизни на­се­ле­ния.

Без ин­фра­струк­тур­но­го ком­плек­са невоз­мож­но пред­ста­вить себе ра­бо­ту пред­при­я­тий или жизни на­се­ле­ния. Чем лучше осво­е­на тер­ри­то­рия, тем боль­ше на ней учре­жде­ний, ока­зы­ва­ю­щих раз­но­об­раз­ные услу­ги. В го­ро­де ин­фра­струк­тур­ный ком­плекс раз­вит лучше, чем в сель­ской мест­но­сти. Ин­фра­струк­тур­ный ком­плекс под­раз­де­ля­ет­ся на две от­но­си­тель­но са­мо­сто­я­тель­ные части: ком­му­ни­ка­ци­он­ную си­сте­му, в ко­то­рую вхо­дят транс­порт, связь, а также сферу об­слу­жи­ва­ния, в ко­то­рую вхо­дят: тор­гов­ля и пи­та­ние (ма­га­зи­ны, кафе, сто­ло­вые), бы­то­вое об­слу­жи­ва­ние (ре­монт­ные ма­стер­ские, ате­лье, па­рик­ма­хер­ские, бани), ЖКХ (жи­лищ­но-ком­му­наль­ное хо­зяй­ство – предо­став­ле­ние жилья, с его бла­го­устрой­ством), куль­ту­ра и ис­кус­ство (кон­церт­ные, вы­ста­воч­ные залы, те­ат­ры, биб­лио­те­ки, радио и те­ле­ви­де­ние), наука и об­ра­зо­ва­ние (выс­шие учеб­ные за­ве­де­ния, школы), здра­во­охра­не­ние и физ­куль­ту­ра (по­ли­кли­ни­ки, боль­ни­цы, спорт­ком­плек­сы, ста­ди­о­ны), со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние (со­дер­жа­ние домов для пре­ста­ре­лых, дет­ских домов, ин­тер­на­тов, ор­га­ни­за­ция пен­си­он­но­го обес­пе­че­ния и стра­хо­ва­ния), фи­нан­со­во-кре­дит­ная сфера (банки, стра­хо­вые и фи­нан­со­вые ор­га­ни­за­ции, ин­ве­сти­ци­он­ные фонды), го­су­дар­ствен­ное управ­ле­ние (обо­ро­на, охра­на пра­во­по­ряд­ка).

Услу­ги. Их виды

Ин­фра­струк­тур­ный ком­плекс со­сто­ит из от­рас­лей, про­из­во­дя­щих услу­ги.

Услу­га – это осо­бый вид про­дук­ции. Она по­треб­ля­ет­ся не в виде вещи, а в ка­че­стве де­я­тель­но­сти.

По ха­рак­те­ру услу­ги де­лят­ся на две груп­пы: ма­те­ри­аль­ные (тор­гов­ля, об­ще­ствен­ное пи­та­ния и бы­то­вое об­слу­жи­ва­ние) инема­те­ри­аль­ные (об­ра­зо­ва­ние, куль­ту­ра, здра­во­охра­не­ние) (рис. 1). По пе­ри­о­дич­но­сти по­треб­ле­ния услу­ги де­лят­ся тоже на две груп­пы: по­сто­ян­ные (жи­лищ­но-ком­му­наль­ное об­слу­жи­ва­ние, тор­гов­ля, транс­порт) и пе­ри­о­дич­ные, т. е. нуж­ные ино­гда(здра­во­охра­не­ние, па­рик­ма­хер­ские или ре­кре­а­ци­он­ные услу­ги).

Ма­те­ри­а­ли­зу­е­мые в пред­ме­тах сво­е­го воз­дей­ствия

Тор­гов­ля, об­ще­ствен­ное пи­та­ние, жи­лищ­но-ком­му­наль­ное, бы­то­вое об­слу­жи­ва­ние

Нема­те­ри­а­ли­зу­е­мые в пред­ме­тах сво­е­го воз­дей­ствия

Транс­порт и связь

Об­ра­зо­ва­ние, куль­ту­ра, здра­во­охра­не­ние, фи­зи­че­ская куль­ту­ра

Го­су­дар­ствен­ное управ­ле­ние, обо­ро­на, охра­на об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка

Рис. 1. Клас­си­фи­ка­ция услуг по их ха­рак­те­ру и видам

Услу­ги обес­пе­чи­ва­ют нор­маль­ную ра­бо­ту сель­ско­го хо­зяй­ства, про­мыш­ле­но­сти и дру­гих зве­ньев эко­но­ми­ки, обес­пе­чи­вая ка­че­ствен­ный уро­вень жизни людей.

Транс­порт. Транс­порт­ная си­сте­ма

Ос­нов­ная за­да­ча транс­пор­та – обес­пе­чить на­дёж­ную связь между от­рас­ля­ми хо­зяй­ства, ре­ги­о­на­ми го­су­дар­ства, а также между Рос­си­ей и дру­ги­ми стра­на­ми. Для этого су­ще­ству­ют раз­ные виды транс­пор­та, между собой они долж­ны быть вза­и­мо­свя­за­ны, об­ра­зуя транс­порт­ную си­сте­му. Транс­порт­ная си­сте­ма со­сто­ит из всех видов транс­пор­та, объ­еди­нён­ных транс­порт­ны­ми уз­ла­ми.

Транс­порт­ный узел – это центр, в ко­то­ром схо­дят­ся несколь­ко видов транс­пор­та, и про­ис­хо­дит обмен гру­зов между ними.

Круп­ны­ми транс­порт­ны­ми уз­ла­ми яв­ля­ют­ся Москва, Санкт-Пе­тер­бург, Мур­манск, Вла­ди­во­сток, Ниж­ний Нов­го­род и дру­гие го­ро­да (рис. 2).

Крупные транспортные узлы России

Рис. 2. Круп­ные транс­порт­ные узлы Рос­сии

Вы­де­ля­ют несколь­ко видов транс­пор­та: су­хо­пут­ный (же­лез­но­до­рож­ный, ав­то­мо­биль­ный), вод­ный (мор­ской и реч­ной), воз­душ­ный, а также осо­бый вид транс­пор­та – тру­бо­про­вод­ный. Еди­ная транс­порт­ная си­сте­ма Рос­сии – это около 160 000 км же­лез­но­до­рож­ных путей, 680 000 км ав­то­мо­биль­ных дорог с твер­дым по­кры­ти­ем, 100 000 км внут­рен­них вод­ных путей и более 210 000 км тру­бо­про­во­дов. В это от­рас­ли за­ня­то около 4,5 млн че­ло­век. Ра­бо­та транс­пор­та оце­ни­ва­ет­ся та­ки­ми по­ка­за­те­ля­ми как гру­зо­обо­рот и пас­са­жи­ро­обо­рот.

Гру­зо­обо­рот – эко­но­ми­че­ский по­ка­за­тель ра­бо­ты транс­пор­та (по­ка­за­тель объ­е­ма пе­ре­воз­ки гру­зов), рав­ный про­из­ве­де­нию массы пе­ре­во­зи­мо­го за опре­де­лен­ное время груза на рас­сто­я­ние пе­ре­воз­ки.

Ве­ду­щее место по гру­зо­обо­ро­ту при­над­ле­жит вод­но­му и тру­бо­про­вод­но­му транс­пор­ту, ко­то­рый транс­пор­ти­ру­ет боль­шие объ­ё­мы гру­зов на даль­ние рас­сто­я­ния. По объ­ё­му пе­ре­во­зи­мых гру­зов вы­де­ля­ют­ся же­лез­но­до­рож­ный, тру­бо­про­вод­ный, а также ав­то­мо­биль­ный транс­порт. Быст­ро рас­тёт удель­ный вес ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та.

Пас­са­жи­ро­обо­рот – по­ка­за­тель от­ра­же­ния объ­ё­ма пе­ре­во­за пас­са­жи­ров в пас­са­жи­ро­ки­ло­мет­рах, ко­то­рый ис­чис­ля­ет­ся как про­из­ве­де­ние ко­ли­че­ства пас­са­жи­ров на рас­сто­я­ние пе­ре­воз­ки по каж­до­му виду транс­пор­та.

В пас­са­жи­ро­обо­ро­те его удель­ный вес при­бли­жа­ет­ся к 60%, а в объ­ё­ме пе­ре­воз­ки пас­са­жи­ров он пре­об­ла­да­ет (около 90%).

Объединённые отрасли хозяйства, которые производят разнообразные услуги, составляют инфраструктурный комплекс. Его подразделяют на сферу обслуживания и коммуникационную систему, которая включает в себя связь и транспорт. Последний, в свою очередь, состоит из нескольких видов: трубопроводного, воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного, из которых образуется транспортная система страны.

инфраструктурный комплекс

Транспорт

Значение инфраструктурного комплекса трудно переоценить. Виды транспорта соединяются транспортными узлами. Инфраструктурный комплекс в части единой транспортной системы включает в себя 160 тысяч километров железных дорог, 680 тысяч километров дорог с твёрдым покрытием для автомобилей, 100 тысяч километров водных путей внутри страны, более 220 тысяч километров трубопроводов.

Эта отрасль даёт работу четырём с половиной миллионам человек. Железнодорожный и трубопроводный транспорт лидируют по грузообороту, перемещая огромные объёмы грузов на большие расстояния. Немного отстаёт от них автомобильный транспорт, хотя в пассажирообороте он занимает 60 процентов от общего числа пассажиро-километров, а объём пассажироперевозок составляет 97 процентов.

инфраструктурный комплекс россии

Плотность транспортной системы

Субъекты Федерации, имеющие самую плотную систему автодорог, таковы: Московская, Тульская, Владимирская, Белгородская, Липецкая, Калининградская области, достаточно хорошо она развита и в Северо-Кавказском, Северо-Западном, Поволжском и Волго-Вятском районах. Здесь можно обособить три магистральных направления всей транспортной системы России: восток-запад (широтное), север-юг (центральноевропейское меридиональное - с выездом в Молдову, на Украину и на Кавказ), север-юг (вдоль Волги и около). Инфраструктурный комплекс в сфере транспорта значительно менее развит за Уралом.

Железная дорога

Железнодорожный транспорт является в России ведущим, поскольку таковы чисто географические особенности страны. Достоинствами этого транспорта являются высокая грузоподъёмность, небольшая себестоимость и никакой зависимости от погоды. Железные дороги европейской части России выстроены в виде гигантского колеса, центром которого является Москва, от неё словно спицы расходятся одиннадцать магистралей. Инфраструктурный комплекс хорошо поддерживается продуманной системой железнодорожного транспорта.

состав инфраструктурного комплекса

Но это касается только европейской части. На восток тянутся широтные магистрали - к Екатеринбургу, Оренбургу и Челябинску, далее - в Сибирь, которые после распада Советского Союза частично оказались за границей. По Сибири идёт всего один полностью российский участок - Омск-Тюмень-Екатеринбург, и он не в состоянии обеспечивать достаточную транспортную связь между восточными и западными районами страны.

Очень многие региональные участки железных дорог внутри страны (некоторые очень протяжённые и важные) были закрыты во время Перестройки, и теперь, разумеется, разрушены без ухода и ремонта. А если учесть, что их и при Советском Союзе в Сибири было явно недостаточно, то можно быть уверенным, что роль инфраструктурного комплекса в этой части страны должна быть усилена.

По шоссе

Одним из самых дорогих по себестоимости видов транспорта является автомобильный. Среди его достоинств - маневренность и скорость. Эффективность же зависит как от качества дорог, так и от густоты потока. Если учесть, что одна десятая от числа всех российских дорог - грунтовка, а треть имеет низкокачественное твёрдое покрытие, то и этот вид транспорта в отрасли инфраструктурного комплекса требует развития.

инфраструктурный комплекс география 9 класс

Двенадцать крупнейших и качественных автомобильных дорог лучами расходятся в разные стороны от Москвы, европейская часть страны покрыта ими, словно густой сеткой, но чем восточнее, тем плотность снижается, а за Уралом дорог вообще мало. И до сих пор нет такой автомагистрали, которая пересекала бы страну с востока на запад. Инфраструктурный комплекс России в этом отношении всё ещё слаб.

По морям

Морской транспорт достаточно дёшев из-за огромной грузоподъёмности судов и относительно прямых трасс. Однако постоянно требуются значительные затраты на ремонт и строительство как судов, так и портов. И вот здесь абсолютная зависимость от природных условий.

В России уже есть 39 крупных портов, но только 40 процентов из них могут принимать большие корабли. Остальные порты мелководные. Здесь тоже подводит инфраструктурный комплекс география, 9 класс может проследить морские транспортные пути от порта к порту по карте: только наполовину собственные порты России могут обеспечить потребности страны.

инфраструктурный комплекс география 9 класс

Порты

Лидирует в грузообороте Тихоокеанский бассейн, где расположены крупные порты - Находка, Владивосток, Ванино, Восточный, а также четверть всего российского флота сосредоточена здесь. На втором месте - Балтийский бассейн с портами Калининграда, Выборга, Санкт-Петербурга. Географическое положение очень выгодное, но мало портов, да и мощность их невелика. В любом случае морской транспорт очень украшает состав инфраструктурного комплекса.

Порты Чёрного моря (Новороссийск, Севастополь) экспортируют в основном нефть, и здесь царствует Военно-морской флот. Но самым важным является всё-таки бассейн Арктических морей, где проходит Северный морской путь, который обеспечивает всем необходимым районы Крайнего Севера.

Другие виды транспорта здесь недоступны по большей части, если не считать воздушного, но и он часто бессилен, поскольку погодные условия благоприятствуют редко. Инфраструктурный комплекс России требует всестороннего развития: страна огромная, расстояния необъятные, география по большей части неудобная, да и потребности тоже соответствующие.

По рекам

Там, где протекают полноводные реки, речной транспорт - надежда и опора инфраструктурного комплекса. Этот транспорт выгоден, особенно если грузы не требуют скорой доставки. Например, зерно, нефть, лес и многое другое. На карте видно, где наиболее развит речной транспорт: это в основном реки северные, сибирские и, конечно, Волга с притоками.

Основной из судоходных бассейнов - Волго-Камский, он словно стержень всей глубоководной речной системы европейской части России. Самые крупные порты: все три московских, Нижегородский, Самарский, Казанский, Астраханский и Волгоградский. Немаловажен для функционирования транспортной инфраструктуры и водный бассейн северной части России, где по рекам Вычегде, Сухоне и Северной Двине осуществляются грузоперевозки.

отрасли инфраструктурного комплекса

Великие сибирские реки

Несмотря на то что объёмы выполняемых работ выводят Обь, Енисей и Лену только на второе место, значение их в инфраструктуре чрезвычайно велико. Сама навигация здесь короче, всего 120-200 суток в году, а вот зимы длиннее. Среди великих сибирских рек самая важная (да и самая большая в стране) - Обь с притоком Иртышом. Основные порты и пристани, по которым идут грузы и пассажиропотоки: Бийск, Барнаул, Новосибирск, Томск, Самусь, Нижневартовск, Сургут, Лабытнанги, Омск, Тобольск, Тюмень, Ханты-Мансийск. Развитая сеть железных дорог в Сибири отсутствует, да и автомобильных дорог тоже, поэтому перевалка и отправка грузов по водным артериям Сибири чрезвычайно важна.

Енисей - зачастую единственный путь по Красноярскому краю, где регулярное судоходство осуществляется на трёх тысячах километров. Грузопоток следует от Красноярска до Дудинки. Порты и пристани: Абакан, Красноярск, Стрелка, Маклаково, Енисейск, Туруханск, Игарка, Усть-Порт. Морские суда поднимаются до самой Игарки. В Туве по Енисею идут грузы и пассажиропоток посредством местного судоходства со своей главной пристанью - Кызылом. Река Лена и сегодня главная транспортная артерия всей Якутии, весь северный завоз происходит с её помощью. Основные порты: Осетрово, Киренск, Ленск, Олёкминск, Покровск, Якутск, Сангар, Тикси, Бодайбо, Хандыга, Джебарики-Хая.

На крыльях

Также крупными авиатранспортными узлами являются Санкт-Петербург, Самара, Уфа, Минеральные Воды, Екатеринбург, Нижневартовск, Сочи, Тюмень, Сургут, Красноярск, Новосибирск, Хабаровск, Иркутск, Владивосток. Во времена Советского Союза небольшие аэропорты ежедневно функционировали в каждом районном центре края или области и во всех городах. В отличие от сегодняшнего, этот транспорт не был дорог для пассажиров. Теперь, например, в огромном - величиной с Францию - Алтайском крае действует только один - в Барнауле, и тот требует реконструкции.

роль инфраструктурного комплекса

Связь

Самые важные виды связи в РФ - телефонная и почтовая. Почта России - довольно разветвлённая сеть: более 50 000 предприятий, из них две трети в сёлах. А вот в обеспечении населения телефонными услугами Россия всегда существенно уступала другим странам, да и теперь уступает.

С другой стороны, в настоящее время гигантскими шагами идут вперёд компьютерные технологии, и быстро развивается сотовая мобильная связь, за счёт чего эта проблема практически решена. Тем более что развитие спутниковой связи тоже весьма перспективно.

Сфера обслуживания

В эту сферу входят торговля и общепит - магазины, столовые, кафе; бытовое обслуживание - ателье, ремонтные мастерские, бани, парикмахерские; ЖКХ - предоставление жилья и его благоустройство; искусство и культура - выставочные и концертные залы, библиотеки, театры, телевидение и радио; наука и образование - вузы, школы; физкультура и здравоохранение - больницы и поликлиники, стадионы и спорткомплексы; социальное обеспечение - детские дома и дома престарелых, интернаты, пенсионное обеспечение и страхование; кредитно-финансовая сфера - страховые организации и банки, инвестиционные фонды; государственное управление - охрана правопорядка и оборона. Весь этот инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, предоставляющих услуги.

(инфраструктурный комплекс), объединяет отрасли хозяйства, произво­дящие различные услуги — особый вид продукции. Услуги делятся на материальные (торговля, общественное питание, жилищно-коммунальные, бытовое обслуживание, транспорт и связь) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение, спорт, государственное управление, оборона, охрана порядка). Важное значение имеет коммуникационная система инфраструктуры, в которую входит транспорт и связь.Основная задача связи — передача информации, осуществляемая с помощью телефона, радио, телевидения, компьютерных сетей, почты и пр.

Краткий географический словарь . EdwART . 2008 .

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .

Смотреть что такое ИНФРАСТРУКТУРА в других словарях:

ИНФРАСТРУКТУРА

(от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение) термин, появившийся в экономической литературе в конце 40-х гг. 20 в. для обозн. смотреть

ИНФРАСТРУКТУРА

ИНФРАСТРУКТУРА, -ы, ж. (спец.). Отрасли экономики, научно-техническихзнаний, социальной жизни, к-рые непосредственно обеспечиваютпроизводственные процессы и условия жизнедеятельности общества. Я общества.И. города. II прил. инфраструктурный, -ая, -ое. смотреть

ИНФРАСТРУКТУРА

инфраструктура ж. Комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества.

ИНФРАСТРУКТУРА

инфраструктура сущ., кол-во синонимов: 1 • туринфраструктура (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. .

ИНФРАСТРУКТУРА

(лат. infra под; structura строение) неотъемлемая часть материально-технич. базы об-ва, при помощи к-рой создаются общие условия для эффективного развития и функционирования обществ. производства. И. включает дороги, различн. виды связи, коммуникации, материально-технич. снабжение и т. д., представляя собой систему органического взаимодействия всех сфер обществ. производства, а также многочисленных подразделений внутри каждой из них. Термин И. появился в конце 40-х гг. и был заимствован из военного лексикона, где им обозначался комплекс вспомогательных сооружений, обеспечивающих действия вооруженных сил. В настоящее время он широко используется в экономич. географии, экономике (особенно при анализе проблем размещения производительных сил), в архитектуре, социологии. Это явилось отражением возросшего значения И. для эффективного функционирования соц. организма. И. подразделяется на виды производственная и соц. (наряду с ними иногда выделяется институциональная); на подвиды (напр., в соц. можно выделить соц.-политич., соц.-культурную, соц.-бытовую и т. п.); по звеньям (напр., в соц.-культурной инфраструктуру дошкольного, среднего и высшего образования, культпросвет-работы) и на объекты как линейного (дороги, связь), так и точечного характера (стадионы, школы, клубы). И. может рассматриваться также на уровне об-ва, региона, отрасли народного хозяйства, предприятия (объединения). Возможен анализ И. в рамках территориально-производственных комплексов, промышленных узлов, экономич. зон, производственных объединений территориально-рассредоточенного типа. Развитие и функционирование И. может быть проанализировано и с позиций удовлетворения потребностей населения. Есть такие элементы И., к-рые призваны обслуживать повседневную жизнь людей и набор к-рых по месту работы и жительства крайне необходим. Взаимозаменяемость таких элементов практически невозможна. Нельзя хорошей столовой заменить отсутствие учреждений здравоохранения или наличием клуба, дворца культуры оправдать отсутствие детских учреждений. Эти элементы И. должны существовать только в полном наборе и должны быть предназначены для рациональной организации повседневной жизни. Но есть в об-ве потребности, к-рые необходимы не всему населению и не во все периоды жизни человека. Удовлетворение этих потребностей связано с получением высшего образования, занятием туризмом, использованием пассажирского транспорта и т. д. Кроме того, часть элементов И. (напр., музеи, театры) не могут быть созданы на всех уровнях соц. организации об-ва. Применительно к ним стоит задача более равномерна го распределения по территории в зависимости от количества проживающего населения. Лит.: Денисов Н.А. Социальная инфраструктура Р сии: состояние, проблемы, пути развития. М., 1988 Юлров О.В. Планирование социально-бытовой инфраструктуры: социологический подход. М., 1990; Куксанова Н социально-бытовая инфраструктура Сибири; 1956-1930 Новосибирск, 1993. смотреть

Что такое инфраструктурный комплекс? Гуглить не помогло (хотя я может неправильно смотрел) . У инфраструктурного комплекса ведь не то же определение, что и инфраструктуры?

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Он подразделяется на коммуникационную систему и сферу обслуживания.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Читайте также: