Школа передового опыта как форма методической работы

Обновлено: 04.07.2024

Оценить 448 0

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вешкаймский лицей имени Б.П.Зиновьева при УлГТУ

ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

учитель высшей квалификационной категории

Сурнакина Светлана Александровна.

2017-2018 учебный год.

В условиях современного мира уже недостаточно создать условия для формирования умений и навыков в образовательном процессе, необходимо научить учащихся учиться и общаться, презентовать себя, быть компетентными в различных областях. Современная педагогика богата целым арсеналом активных подходов, применение которых способствуют формированию ключевых компетенций учащихся. Считаю, что применение активных и интерактивных подходов в обучении формируют ключевые компетенции учащихся.

Новизна темы состоит в особенностях применения активных методов обучения, как ресурса формирования учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенций.

Актуальностьпедагогического опыта вызвана новыми требованиями к образованию. Глобальные социальные изменения, происходящие в последние годы, требуют пересмотра традиционного подхода к образованию и воспитанию учащихся средних общеобразовательных школ. Считается, что педагогический процесс протекает лишь в стенах школы, а его участниками являются учителя и учащиеся. В действительности обучение, воспитание и развитие детей осуществляется не только в школе, но и во внешкольной среде.

Цель и задачи деятельности творческой группы.

Цель: создание условий для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Провести анализ внедрения активных методов обучения в образовательный процесс и их влияния на сформированность ключевых компетенций.

Изучить, обобщить и применить в педагогической практике опыт коллег по внедрению активных методов обучения и проведению мероприятий как условий формирования ключевых компетенций всех участников образовательного процесса.

Обобщить и распространить опыт работы в форме монографического обобщения педагогического опыта.

3.Этапы работы творческой группы.

I этап – организационно-теоретический.

Анализ внедрения активных методов обучения, их влияние на сформированность ключевых компетенций.

Изучение, обобщение и применение опыта коллег по внедрению активных методов обучения как средств формирования ключевых компетенций всех участников образовательного процесса.

Применяемые методы: изучение и теоретический анализ материалов исследований и психолого-педагогических публикаций по данной теме; изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение, опрос; диагностическое исследование; анализ результатов тестов, составленных на основе традиционных и компетентностных заданий.

II этап – практико-ориентированный.

III этап – аналитико-обобщающий.

Обобщение и распространение опыта работы в форме педагогического опыта. Методы: обобщение педагогического опыта; опрос, анкетирование, контрольные работы, составленные на основе компетентностных заданий, анализ внедрения применяемых активных методов.

4.Ожидаемые результаты и социальный эффект.

Применение активных методов обучения даёт возможность:

повысить уровень обученности учащихся по предметам;

эффективно усвоить больший объем учебной информации;

стимулировать практическую деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, позволяя формировать ключевые компетенции;

повысить уровень самооценки учащихся;

развить креативное мышление;

освоить новые способы деятельности на интегрированном содержании;

продвигать каждого учащегося в освоении образовательных результатов и преодоления его персональных затруднений;

конструировать учебный процесс на основе индивидуального стиля деятельности учащихся.

снизить уровень школьной тревожности и эффективно развивать универсальные навыки учащихся.

группа учителей, способных ставить новые цели образования и разрабатывать для их достижения новое содержание, организацию учебно- воспитательного процесса, осваивать новые педагогические технологии.

1.Сурнакина С.А.- учитель начальных классов,руководитель группы.

2.Матвеева Л.Г.- учитель начальных классов.

3.Ключникова Н.В.- учитель начальных классов.

4.Панкина Н.С.- учитель иностранного языка.

5.Знамцева Л.Ю.- учитель изобразительного искусства.

6.Алиакбярова Р.Р.- учитель русского языка и литературы.

7.Платонова Е.А. – учитель русского языка и литературы

8.Немова Л.Ю.- учитель биологии.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

обобщение передового педагогического опыта

освоению эффективных педагогических методик

План работы Школы передового педагогического опыта:

на 2015 – 2016 учебный год.

Направления деятельности

Ответственный за направление деятельности

I этап. Организационно - теоретический.

2.Утверждение списка участников

список участников, план работы

руководитель ШППО Сурнакина С.А.

Заседание №2.

1.1.Проблема активности личности в обучении.

Протокол №2, выступле-ния. Изучение и обсуждение материалов.

члены группы, руководитель ШППО

Заседание №3.

1.2. Характеристика основных активных методов обучения .

Актуальность применения активных методов обучения в образовательном процессе

члены группы, руководитель ШППО

II этап. Практико-ориентированный.

Заседание №4.

Экспериментальное изучение проблемы повышения эффективности использования активных методов обучения.

Выступле-ния. Изучение и обсуждение материалов

члены группы, руководитель ШППО

Заседание №5.

Анализ использования в начальной школе активных методов обучения. Презентация тем методических пособий.

Выступле-ния. Изучение и обсуждение материалов

члены группы, руководитель ШППО

Заседание №6.

Особенности организации педагогического процесса по повышению эффективности развития учащихся посредством использования активных методов обучения.

Выступле-ния. Изучение и обсуждение материалов

члены группы, руководитель ШППО

III этап. Аналитико-обобщающий.

Заседание №7.

Выступле-ния. Изучение и обсуждение материалов

члены группы, руководитель ШППО

Заседание №8. Внедрение новых педагогических технологий в преподавание предметов для формирования интеллектуальных и коммуникативных компетенций.

Выступле-ния. Изучение и обсуждение материалов.

члены группы, руководитель ШППО

.Настоящее Положение определяет порядок выявления, изучения, обобщения, продвижения и распространения передовой и инновационной деятельности в образовательном пространстве МБОУ – СОШ №1 р.п. Степное.

ВложениеРазмер
polozhenie_ob_organizacii_raboty_vnutrishkolnogo_o.doc 46 КБ

Предварительный просмотр:

1.1.Настоящее Положение определяет порядок выявления, изучения, обобщения, продвижения и распространения передовой и инновационной деятельности в образовательном пространстве МОУ – СОШ №1 р.п. Степное.

1.3.Передовой и инновационный опыт изучается и обобщается на добровольной основе.

1.4. Опыт участников опытно - экспериментальной, научно - методической работы, проектной деятельности в рамках программы развития на уровне образовательного учреждения изучается и обобщается в обязательном порядке.

1.5.Авторами (претендентами на распространение) инновационного и передового опыта могут выступать:

  1. педагогический коллектив Школьного методического объединения,
  2. временные творческие группы педагогов,
  3. педагогические работники образовательного учреждения.

2. Критерии инновационного и передового педагогического опыта. 2.1. Актуальность , то есть соответствие потребностям школы, социальному заказу, тенденциям общественного развития, региональной и федеральной образовательной политике.

  1. в комбинации элементов известных методик или модификации одной;
  2. в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;
  3. в обновлении образовательных средств и правил их применения, постановке и решении новых педагогических задач.

2.3. Высокая результативность :

в личностном развитии учащихся;

в совершенствовании методической работы и управленческой деятельности.

2.4. Оптимальность , то есть достижение более высоких результатов при экономной затрате сил и времени.

подтверждение эффективности опыта при некотором изменении условий;

достижение устойчивых положительных результатов на протяжении ряда лет.

2.6. Научность , то есть соответствие основополагающим положениям педагогики, психологии.

2.7. Возможность использования опыта в массовой практике; возможность творческого применения опыта.

3.1. Обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогических работников.

3.2. Освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности.

3.3. Организация экспериментальной и инновационной деятельности в рамках учебных предметов.

3.4. Создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда.

3.5. Изучение и анализ состояния преподавания группы учебных предметов.

3.6. Обобщение передового педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы школы.

4.1.1. Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования.

4.1.2. Отбор содержания и составления рабочих программ по предметам.

4.1.3. Проведение анализа состояния преподавания группы предметов.

4.1.4. Организация взаимопосещений уроков с последующим самоанализом педагога и анализа достигнутых результатов.

4.1.5. Обобщение и распространение передового опыта педагогов, работающих в данном внутришкольном объединении.

4.1.6. Методическое сопровождение учащихся при изучении наиболее трудных тем, вопросов, требующих взаимодействия учителей различных предметов.

4.1.7. Организация работы по накоплению дидактического материала.

4.1.8. Ознакомление с методическими разработками различных авторов по группе предметов.

4.1.9. Проведение творческих отчетов, посвященных профессиональному самообразованию учителей, работе на курсах повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках.

4.1.10. Организация и проведение предметных недель по теме внедрения передового педагогического опыта.

4.1.11. Работа по активизации творческого потенциала учителей.

4.2. Основными формами работы учителей внутришкольного объединения являются:

4.2.1. Заседания, посвященные вопросам методики обучения учащихся.

4.2.2. Круглые столы, семинары по предметам.

4.2.3. Открытые уроки по предметам.

5.1.1. Участвовать в заседаниях внутришкольного объединения.

5.1.2. Стремиться к повышению уровня профессионального мастерства.

5.1.3. Знать тенденции развития методики преподавания предмета.

5.1.4. Владеть основами самоанализа педагогической деятельности.

5.1.5. Своевременно изучать нормативные документы по вопросам организации обучения и преподавания учебного предмета.

5.1.6. Активно участвовать в разработке открытых мероприятий.

6.Изучение, экспертная оценка и обобщение передового и инновационного опыта

6.1. Основанием для изучения и обобщения инновационного и передового опыта является:

  1. решение школьного методического объединения (протокол),
  2. рекомендация администрации образовательного учреждения (справка по итогам деятельности, приказ),
  3. решение педагогического совета школы (протокол педсовета).

7. Внедрение в педагогическую практику инновационного опыта

7.1. Экспертная комиссия составляет план и осуществляет выбор оптимальных методов по изучению, обобщению и практическому внедрению инновационного опыта или инновационной технологии.

7.2. Для накопления разнообразного и достаточно обширного фактического материала при изучении и практическом внедрении инновационного опыта работы экспертная комиссия может использовать следующие формы работы:

  1. посещение уроков,
  2. анкетирование родителей и учащихся,
  3. собеседование,
  4. тестирование учащихся, проверочные, письменные, лабораторно- практические работы,
  5. изучение материальных продуктов (доклады, рефераты, публикации из опыта работы, учебные программы, разработки уроков, дидактические материалы, интерактивные и мультимедийные пособия, электронные тесты, контрольно-измерительные материалы, видеоматериалы, учебно-методические пособия и т.д.)
  6. изучение субъектных результатов для учащихся (качество знаний, развитие типов мышления, воображения, приобретение новых знаний, умений и навыков, формирование различных личностных качеств, освоение различных способов деятельности и т.д.),
  7. изучение субъектных результатов для учителя (приобретение новых компетенций),
  8. психолого- педагогические диагностики,
  9. анализ достигнутых педагогом результатов.

7.3. Экспертная комиссия составляет экспертное заключение ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ) по итогам изучения инновационного опыта и дает рекомендации по его практическому применению с целью его дальнейшего продвижения.

7.4. Обработка фактического материала и его оформление с целью дальнейшего продвижения осуществляется в соответствии с рекомендуемым экспертной комиссией перечнем в следующих формах:

  1. карта инновационного (передового) педагогического опыта,
  2. экспертное заключение,
  3. описание способов и приемов, дающих положительный эффект (доклады, рефераты, статьи и др.),
  4. учебные программы, разработки уроков, дидактические материалы, интерактивные и мультимедийные пособия, электронные тесты, контрольно-измерительные материалы, видеоматериалы, учебно-методические пособия и т.д.,
  5. методические пособия и рекомендации,

Педагогическая практика представляет собой ту самую основу, в которую следующие поколения воспитателей добавляют нечто свое, свежее, специфическое, чего ранее не было в педагогической практике, что определяет состояние педагогической действительности в настоящее время.

Таким образом, педагогический опыт является не постоянным, застывшим во времени понятием, раз и навсегда, а чем-то, что непрерывно находится в состоянии развития, постоянно подвергнутое дополнительному совершенствованию, углублению существующих понятий и знаний.

Сущность современного педагогического опыта может быть определена как индивидуализированная педагогическая система, стабильно провоцирующая некие глубокие последствия в ходе учебно-воспитательного процесса.

Передовой педагогический опыт – это новые специфические формы, способы, средства и приемы педагогической работы, найденные и переработанные в ходе креативного поиска вариантов и средств повышения качества и эффективности процесса изучения, воспитания и становления учащихся. Передовой опыт представляет собой профессиональное включение педагогом своих сильных качеств.

Исследование и применение передового опыта

Положительный опыт — это опыт, применение которого в деятельности приводит к положительному результату.

Однако ключевой способ изучения современного педагогического опыта — это, несомненно, посещение занятий опытного учителя, другими словами профессионала производственного учения. Именно на нем раскрываются все способности педагога, уровень его подготовки, профессионализм, эрудиция, педагогический стиль, педагогическая техника, и все, что можно назвать аспектом педагогического опыта, педагогического мастерства. Изучение и анализ занятия, которое проводил опытный преподаватель, традиционно сводятся к следующей совместной схеме:

Для людей, изучающих передовой опыт, подобные обсуждения представляют колоссальное значение в плане возможности наиболее глубоко разобраться в его сути и наметить для себя способы и приемы применения, рассмотреть собственный опыт сквозь призму проанализированного опыта преподавателя, проводившего открытый урок.

Школы педагогического опыта

Педагогическое наставничество в качестве поддержки опытным учителем-профессионалом своего несколько менее умелого коллеги может обеспечить прогнозируемый результат при условии соблюдении таких требований, как:

  • родственность предметов, профессий наставника и подшефного;
  • взаимное стремление к плодотворному сотрудничеству;
  • массовость в педагогическом коллективе;
  • систематичность в пределах обозначенного времени;
  • плановость по содержанию и срокам;
  • начальство и контроль со стороны управления учебным заведением.

Исследование современного опыта является значимым, однако вовсе не ключевым шагом для повышения педагогической квалификации учителей и профессионалов производственного преподавания. Изученный опыт может дать полезный результат только в том случае, если он будет применен и освоен.

1. Передовой педагогический опыт – это отвечающий современным требованиям, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам и приемам образец педагогической деятельности, который приносит лучшие по сравнению с массовой практикой результаты; высокое мастерство, итог личного, локального эксперимента педагога.

Выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является важной частью методической работы ДОО.

Роль старшего воспитателя в обобщении опыта работы очень велика, так как именно он должен увидеть ППО в незаметном ежедневном труде педагога, осмыслить его, проанализировать, какими средствами, с помощью каких методов и приемов достигаются высокие результаты.

Распространение педагогического опыта – процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления или результаты опыта инновационной педагогической деятельности до целевой аудитории, апробирование данного опыта другими педагогами и внесение в него необходимых корректив.

· Распространение передового педагогического опыта

После обобщения педагогом положительных результатов по одному из направлений профессиональной деятельности, ему следует помочь определить пути распространения собственного опыта.

Распространение опыта должно последовательно осуществляться на различных уровнях: локальном (внутри ДОО, муниципальном, республиканском (региональным, федеральном и т. д.

Внедрение - наиболее важный и наименее изученный этап в системе распространения передового опыта.

Можно хорошо изучить и обобщить, даже успешно пропагандировать и в приказном порядке заставлять его применять, и все же успеха не достичь. Внедрение нелегко дается воспитателю ДО, он требует творческих усилий, способности к трансформации и преодоления трудностей, большого желания и силы воли, настойчивости и умения анализировать свои ошибки и неудачи. Неудачи в начале, даже при самой тщательной подготовке, неизбежны. Нужны навыки, приспособления, отработки приема с учетом своих индивидуальных данных.

Внедрение передового педагогического опыта

может быть организовано в каждой образовательной организации независимо от качественного состава кадров. В связи с этим старшему воспитателю необходимо периодически оформлять в методическом кабинете выставки имеющегося отечественного и зарубежного передового опыта работы, с аннотацией и рекомендациями по его внедрению.

ППО коллег помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует разработке собственного опыта, совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

С педагогами, которые будут внедрять опыт, составляется перспективный план работы, включающий изучение теории вопроса и определение форм и видов работы, которые будут внедряться.

Общая технология внедрения передового педагогического опыта в практику может быть кратко выражена в следующей последовательности:

- Ознакомление педагогов с передовым опытом, разъяснение его преимуществ по сравнению с традиционными методами;

- Создание благоприятных условий для развития творчества педагогов, показ приемов работы на практике;

- Организация практической работы с применением интерактивных методик;

- Организация педагогического направления введенных рациональных методов работы;

- Моральное и материальное поощрение носителя передового педагогического опыта.

2. Распространение опыта может проводиться в различных формах:

Устная форма представления опыта осуществляется путем организации выступлений перед педагогическим коллективом с рассказом об опыте. Это может сделать педагог дошкольного образования, руководитель ДОУ, опыт которого обобщен. Выступления организуются на педсоветах, заседаниях методических объединений, научно-практических конференциях, педагогических чтениях.

Практическая форма представления опыта – это демонстрация опыта во время открытого занятия, мероприятия, мастер – класса и т. д. Его эффективность как средства распространения опыта будет выше, если целевая установка четко сформулирована (показ идеи обобщенного опыта, ее пропаганда) и будет заранее доведена до сведения воспитателей. Именно эти идеи и должны потом стать предметом коллективного обсуждения педагогов.

Печатная форма. Опыт педагога может быть описан в стенной газете, методическом бюллетене, статьях городских газет, научных работах; возможно издание в ДОО рукописных сборников из опыта работы воспитателя, интернет сайтах.

Существуют следующие основные формы обобщения опыта : открытые педагогические мероприятия, рассказ, описание (доклад).

При организации открытого показа педагогам предлагается просмотреть отдельные приёмы, формы организации детей, которые стали для данного воспитателя устоявшейся нормой, проверенным способом достижения высоких результатов. Данное мероприятие предполагает определенную подготовку, которая поможет интересно организовать обсуждение увиденного.

Рассказ используется при организации выступления на педсовете, семинаре, консультации и других формах методической работы, где непосредственно в живом изложении педагог поделится концентрированной информацией, приведёт примеры, обозначит проблемы, причины, по которым могут возникнуть трудности в овладении технологией опыта.

Одна из самых сложных форм обобщения материала – это описание собственного опыта работы.

Описание (доклад) предполагает более глубокий аналитический уровень обобщения опыта, раскрывает систему работы, истоки опыта и пути его становления.

Роль старшего воспитателя на данном этапе работы предполагает оказание помощи педагогу в анализе и формулировке результатов, подборе наиболее эффективных материалов, отражающих опыт (аудио- и видеозаписи, фотографии и др.).

Для учета ППО в ДОО следует ежегодно заполнять (пополнять) соответствующую информационную карту учета передового педагогического опыта.

Читайте также: