Школа педагогического мастерства мастер класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Активизировать педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.

1. Продемонстрировать умения, позволяющие достигнуть положительного и качественно нового результата в воспитательной работе, прокомментировать эффективность применения новых форм и методов работы.

2. Познакомить участников мастер-класса с квест-технологией.

3. Вовлечь педагогов в активное усвоение новых профессиональных умений.

Участники : педагоги.

Оборудование: задания в конвертах, фломастеры, стол, ручки, бумага, ноутбук, видео-презентация.

Цель: формирование готовности педагогов к применению квест – технологии в

условиях реализации ФГОС ДО.

1. Сформировать у участников мастер класса представление о квест – технологии.

2. Содействовать практическому освоению навыков проектирования образовательной

деятельности с применением квест – технологии.

3. Создать условия для профессионального взаимодействия педагогов в рамках

участия в квест – игре.

Ход мастер-класса:

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения , являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, процесс воспитания направленный на развитие личности, её социализации.

Неразвивающийся педагог не может, воспитать творческую, созидательную личность. Повышая профессиональное мастерство, мы повышаем качество образования.

Всем нам известно, что игры позволяют осуществлять индивидуальный подход к обучающимся, коллективные игры развивают умение работать в группе, находить необходимые формы сотрудничества для достижения поставленной задачи. Игровые технологии являются одной из уникальных форм воспитания и обучения, стать отправной точкой для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Давайте, вспомним, что такое ФГОС и подберем к нему слова – синонимы.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ …….

1. эталон 2. трюизм 3. казенщина 4. евростандарт 5. образец 6. ходячая монета 7. шаблон 8. штамп 9. трафарет 10. стереотип 11. ост 12. модель 13. тираж 14. рутина 15. клише 16. общее место 17. прописная истина 18. избитое выражение 19. образчик 20. гост.

Цель: распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми среди педагогов.

Тема мастер-класса — использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Этот метод на сегодня является одним из самых востребованных, так как новые образовательные документы ориентируют нас на переход от передачи готовых знаний к активной модели самостоятельного поиска ребенком нужных знаний через формирование умений поискового характера.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, мною проводится работа по данному направлению. Она определяет организацию опытно-экспериментальной деятельности детей (содержание, формы) 3—7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель работы: развитие познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирование естественно-научных представлений.

Для достижения поставленной цели предусматриваю решение следующих задач.

расширять представления о физических свойствах окружающий мира;

Знакомить со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.);

формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

стимулировать развитие самостоятельности и ответственности— развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающим миру.

Организация работы идет по взаимосвязанным направлениям , каждое из которых представлено несколькими темами: живая и неживая природа, физические явления, человек, рукотворным мир. Учитываются возрастные особенности и имеющиеся знания у детей. Например, для детей 3—4 лет пррводятся опыты по обнаружению воздуха вокруг нас, а для следующей возрастной категории воспитанников идут опыты по изучению свойства воздуха и его значения в жизни человека.

Однако на развитие исследовательских способностей сегодня влияет много негативных факторов: заорганизованность процесса обучения и воспитания; применение за частую репродуктивных методов обучения; авторитарностьи доминирование взрослого при организации взаимодействия с детьми; проблемы с развитием речи у детей; отсутствие диалога с родителями в вечернее время. Всё это приводит к потери любопытства и познавательного интереса детей.

ВложениеРазмер
master.docx 93.07 КБ

Предварительный просмотр:

Ведущий. А сейчас я предлагаю вам пройти за столы и вместе со мной провести несколько опытов.

Сегодня я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования, их можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений о материалах, природных явлениях, закономерностях в природе.

Оборудование: целлофановый пакет.

Взять целлофановый пакет. Взмахом пакета набрать в него воздух и зажать пакет. Показать детям, что в нем находится воздух.

Оборудование: листы бумаги.

Оборудование: 2 мандарина (один — с кожурой, второй — без нее), таз с водой.

Ведущий. Отгадайте, какой из мандаринов утонет быстрее — в кожуре или без нее?

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать творческую личность.

Запасаемся обычной шишкой — зрелой, с раскрытыми чешуйками (если такой нет под рукой, возьмите любую шишку, положите на солнце или в тепло — раскроется). Готовим посудину, в которой заливаем шишку горячей водой (в горячей воде реакция быстрее проходит, но помните о безопасности, чтобы без ожогов). Итак, шишка с открытыми чешуйками, теплая вода, заливаем шишку в посудине — и ждем! Через 10-15 минут: чешуйки закрылись. Можно и подольше подержать шишку в воде, она тогда плотно закроется. И еще один секрет: если после опыта закрытую шишку положить на солнышко и подождать подольше (пока высохнет, она опять откроется!

Опыт“ЧУДЕСНЫЕ СПИЧКИ (ЗУБОЧИСТКИ)”

Материал: 5 спичек, блюдце, вода.

Надломите спички посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

C:\Users\user\Documents\media\image1.jpg

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна “толстеют”, и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Эксперимент “ПОЧЕМУ КАМНИ БЫВАЮ РАЗНОЦВЕТНЫМИ” Материал: несколько кусочков цветного пластилина.

Скатайте каждый кусочек пластилина в шарик и поставить шарики друг на друга в виде снеговика. Затем надавить ладошкой на верхний шарик.

Движения сопровождаются комментарием: “ Проходило время. Миллионы лет. Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один. ” Далее стекой разрезают пластилин и любуются полосатыми срезами. Далее педагоги на столе находят камни образовавшиеся подобным способом.

Через такой опыт мы подводим детей к выводу, как в природе образовываются разноцветные камни.

Предложить побывать в роли самой матушки природы, создающей удивительный мир камней - самоцветов. Каждый берёт 2-3 кусочка пластилина разного цвета и смешивает их (можно скатывать в колбаску, а затем снова в шарик, сворачивать по спирали, а затем снова комочком). Главное не перестараться, иначе можно сделать пластилин однородным. Далее разрезают комочки стекой и могут полюбоваться удивительными узорами. Узоры получаются разные, но это не значит, что кто - то не справился с заданием. Так, по- разному, бывает и в природе. Где - то подземные процессы идут сильнее, а где - то - слабее.

Материал: 1-2 кусочка пластилина и рисовые зёрна.

В природе есть камни более твёрдые, а есть - более мягкие. Представьте , что в подземных глубинах как раз и встретились такие разные виды камней и . "заварилась" вот такая "каша": смешать кусочки пластилина с крупой. Что получилось? Найдите камни с отчётливо видными вкраплениями.

Со зрителями -Игра “Гора и камешки”

Стоит гора - старушка

Поднимают руки вверх

До небес макушка

Тянутся на цыпочках

Её ветер обдувает

Обмахивают себя кистями рук

Её дождик поливает

Встряхиваю кистями рук

Стоит гора, страдает

Прикладывают ладошки к щекам,

И камешки теряет и качают головой

Встряхивают в воздухе руками

И с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы

Развести руки в стороны

- Продолжаем наше путешествие и отгадываем следующую загадку.

Погоняю не кнутом,

Швырну я не палку,

Поймаю не галку,

Щипну я не перья,

- Правильно. Сейчас мы с вами побудем рыбаками и половим рыбу и загадаем желание.

Оборудование: вода, кубики льда, ворснистая нить.

Объяснение: От соли поверхность льдинки немного тает, а вода которая образовалась, вскоре примораживает верёвку к кубику льда.

“Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел” К.Е. Тимирязев.

Рефлексия по результатам совместной деятельности

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мастер – класс.

Слайд 1. Автор: Добрикова Олеся Васильевна

Цель занятия : презентация опыта работы школы, представление приемов эффективной работы с учителями, определение наиболее значимых критериев успешности педагогической деятельности для конкретного педагогического коллектива.

Задачи :

1. На основе анализа психолого-методической литературы рассмотреть труд учителя как трехмерное взаимосвязанное пространство.

2. Определить факторы, влияющие на успешность работы учителя.

3. Приобщить учителей к самоанализу и самодиагностике.

Слайд 2. Метод цветописи

1) Диагностика психологического состояния учителей . Результаты этой диагностики будут свидетельствовать об эмоциональной удовлетворенности бумаги вырезаются квадратики или кружки).

Для наглядного представления можно из выбранных листочков склеить цветок – цветик-семицветик..

Каждый цвет соответствует определенному настроению.

Красный – радостное настроение, выражает активность;

Жёлтый – веселое настроение, вызывает желание действовать

Зеленый – спокойное настроение, выражает спокойствие, уравновешенность

Синий – спокойное настроение, выражает сентиментальность

Фиолетовый – тревожное настроение, привлекает и отталкивает одновременно

Черный – печальное настроение

Белый – утомление, ощущение усталости.

Итак, как сегодня будет тема обсуждения?

Слайд 3. Ролик

Стадия вызова

(Начало заседания – это стадия вызова. Стадия вызова имеет много достоинств и преимуществ. Она призвана:

активизировать участников работы;

настраивать на обсуждение рассматриваемой педагогической темы;

формировать мотивацию на решение поставленной проблемы.)

- Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат. Молодые специалисты, придя работать в школу, горят желанием проявить чудеса педагогики, и желают стать настоящим другом для своих учеников. Однако вскоре они сталкиваются с непростыми профессиональными буднями.

Зрелость - это мудрость. Молодость - это энергия. Но только объединяя усилия ВСЕГО коллектива можно добиться значительных успехов.

"Молодость" перенимает опыт, а "зрелость" заряжается энергетикой молодых!

Я попрошу присутствующих разделиться на 2 группы: 1группа - учащиеся, 2 группа – учителя.

Слайд 5. Эпиграф к нашему пед.совету.

Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. (Лизинский В. М.).

Слайд 6. Результатами работы любого учителя являются:

• Знания, умения и навыки.

• Здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние наших учащихся.

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.

— Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.

Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.

Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце.

Потенциал педагогического коллектива - это прежде всего желание членов коллектива работать и творить, осваивать новое, не забывая хорошие наработки, а также желание и умение быть сплоченными.

Потенциал - это кропотливая совместная работа учеников, учителей-предметников, классных руководителей, родителей и администрации школы, т. к. сбой на любом уровне нанесет урон всему коллективу.

Мастерство, имидж, современного педагога формируется через постоянную систематическую профессиональную работу по самообразованию.

Слайд 9. Работа в группах

1 задание Ассоциограмма Успех. Какие ассоциации у вас возникаю с этим словом?

анкета для учащихся

Сейчас группа учеников будет работать с анкетой анкеты. За 1- 2 минуты прошу вас пронумеровать по мере значимости качества личности хорошего, на ваш взгляд, учителя.

задание для учителей

Задание учителям. Перед вами лежит лист бумаги, на которых вы должны нарисовать такую схему, которую вы видите на экране. Они называются словесные паутины, корзины идей, кластеры. Наверное, что когда я назвала тему обсуждаемого вопроса, у вас возникли какие-то ассоциации, вы подумали о чем-то, вспомнили из своего жизненного опыта. Я попрошу Вас за то же время ( 1-2 минуты) заполнить эти словесные паутинки, вписав в ячейки критерии, характеризующие педагогическую деятельность учителя, из тех, что пришло вам в голову или вспомнилось, количество не ограничено.

Теперь обменяйтесь идеями, познакомьте друг друга со своими корзинами идей, озвучьте их.

Я счастливый человек! Я самый счастливый человек на свете! У меня хорошее настроение! У меня всегда хорошее настроение!

Мои глаза излучают счастье! Моя походка излучает счастье! Я весь излучаю счастье! Я живу – и поэтому я счастлив!

Я оптимист! Солнце для меня самое яркое, а небо – самое голубое!

На меня можно всегда положиться. Я не подведу!

Я умею дружить. Благо семьи – приоритет для меня! Я внимательный и заботливый. Меня ценят и уважают мои друзья, близкие и коллеги. Со мной всегда легко и весело.

Я общительный. Ко мне тянутся люди. Со мной интересно и спокойно.

Я постоянно над собой работаю. Я доказываю это своим делом, умением дорожить своим достоинством, семейной честью.

Я благодарю своих родителей за жизнь и радость общения!

3 задание Портрет современного учителя.

Работа в группах.

Слайд 10. Школа – это не просто место, где дети добровольно или пренудительно получают образование. Школа – это отдельный мир, целая система из отношений, своих разочарований и побед, оцарапанных коленок и слёз на перемене, списывания домашней работы в рекордные сроки и друзей. Да, пожалуй, именно люди делают то или иное место. Успех учителя - к успехам ученика. Успешный учитель и ученик признак успешной школы.

Теперь обменяйтесь идеями, познакомьте друг друга со своими корзинами идей, озвучьте их.

Слайд 11. Притча о кофе

Приходит к отцу молодая девушка и говорит -
- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил. что мне делать?
Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3 кастрюли.
- Что изменилось? - спросил он свою дочь.
- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде - ответила она.
- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди - сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут.
- А кофе? - спросила дочь
- О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

А эти особые люди профессионалы своего дела – педагоги - мы с вами.

Слайд 12. Решение пед.совета:

1. Несмотря на все трудности и неудачи, не падать духом. Сроки: Постоянно.

2. Быть оптимистом, излучать счастье, доброту передавать другим людям улыбкой. Сроки: Постоянно.

3. Быть успешными и профи своего дела. Сроки: Постоянно.

Слайд 13. Рефлексия

Предлагается проведение рефлексии в творческой форме: синквейн.

Выскажите свое мнение о мастер-классе, свидетелем, которого вы стали сейчас. Творческая форма рефлексии – синквейн. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы или понятия в первой строке.

Пример заполнения таблицы (синквейн)

Название предмета

Мастер-класс

Два прилагательных, которые описывают предмет

Описание действий (три глагола)

стимулирует, направляет, обучает

Фраза из четырех слов, выражающая главную мысль

свой стиль педагогической деятельности

Синоним первого слова, который раскрывает его суть

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Синквейн – очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для полноценного проявления профессиональной компетентности молодых учителей на основе педагогического общения, развитие инициативы и творчества педагогов.

Задачи:

Создание образа современного учителя.

Формирование понимания взаимосвязей различных стилей преподавания с возможностями и путями развития обучающихся.

Планируемые результаты: выработка эффективной модели компетентного учителя.

Ход мастер-класса:

Организационный момент

- Разделитесь на группы, чтобы мы могли продолжить работу.

- Попробуем составить портрет современного идеального учителя, образ которого рассмотрим через набор качеств идеальной модели учителя, его коммуникативного имиджа и компонентов внешнего облика.

- Каким вы представляете имидж современного учителя? Имидж – это что?

- Ваш внутренний мир и внешний образ будут выражать ваш имидж.

Слайд 4.

- Первостепенной составной частью имиджа педагога является визуальная привлекательность. Как говорят в народе: встречают по одежке, провожают по уму.

- Что входит в визуальную привлекательность?

Работа по слайду.

- Давайте проверим, насколько вы понимаете требования современной школы к внешнему виду учителя. Кто может сформулировать общую идею о том, какая одежда соответствует требованиям, предъявляемым учителю обществом и нашему идеальному видению педагога?

При выборе одежды важную роль играет и цветовая гамма. Не стоит проводить урок в одежде огненно-красного или оранжевого цвета. Лучше предпочесть костюм традиционных серого, бежевого, синего, цвета кофе с молоком. Украшения необходимо ограничить минимальным количеством, допустимы небольшие аккуратные серьги, тоненькая цепочка, одно кольцо без ярких камней.

- Важной частью имиджа педагога является его красноречие. Речь должна быть гибкой, выразительной и оригинальной.

- Перечислите не мене 10 характеристик идеального, по вашему мнению, учителя.

- Рассмотрим образ идеального современного педагога глазами администрации.

Работа по слайду.

- Глазами учащихся идеальный педагог – анализ характеристик на слайде.

- Родители считают идеального педагога – анализ слайда.

Слайд 9.

- Из всех значимых качеств учителя мы отберем самые важные и …

Слайд 10.

- получим портрет идеального педагога.

Слайд 11.

- Критерии успешности учителя делятся на педагогические, психологические и личностные.

Слайд 12.

- Рассмотрим данные критерии успешности подробно: -по слайду.

- А теперь давайте определимся со стилем общения, который характерен для идеального, на ваш взгляд, педагога.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и либеральный Признаки всех трех стилей педагогического общения, вы наверняка, видели у коллег, работающих с вами. Изучите характеристики каждого из них, представленные в таблице, и определите, каким стилем обладает ваш идеальный учитель.

Характеристика стилей педагогического общения

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Распределение активности между учителем и детьми

Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и, инициативу

Педагог ориентирован на привлечение обучающихся к обсуждению и совместному решению задач, учебных проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей

Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Реализуется тактика невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность

Уважение к личности ребенка, отношение к успехам и неудачам

Недостаточное уважение к детям, контроль. Педагог оценивает внешние проявления поступков, не принимает во внимание их мотивы. В высказываниях преобладают замечания, порицания

Активно-положительное отношение к детям, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Стремление понять цели и мотивы поведения, умение прогнозировать развитие личности ребенка. Положительные оценки преобладают над отрицательными

Противоречивое отношение, в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния

Учет межличностных отношений между детьми

Педагог не принимает во внимание межличностные отношения между детьми, что может приводить к напряженности и конфликтам в датском коллективе

Учитывает сложившиеся отношения между детьми, способствует их развитию, считает благоприятный психологический климат в группе важным условием педагогической деятельности

Учитывает взаимо­отношения в группе, однако причины и следствия таких отношений игнорируются

Вариативность воспитательных воздействий

Большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Преобладание дисциплинирующих воздействий. Предпочтение прямых указаний опосредованному способу воздействия на ребенка

Разнообразие воспитательных воздействий, преобладание организующих способов над дисциплинирующими. Явно выражена склонность к косвенным средствам воздействия на ребенка

Спонтанные воспитательные воздействия, в зависимости от ситуации. Не придается значения использованию косвенных средств воздействия на детей

Особенности педагогических установок

Гибкие педагогические установки. Педагог принимает индивидуальные особенности детей.

Группы определяются со стилем.

Демонстрация выводов своей работы.

- Дадим более полную характеристику психологическим и личностным критериям успешности учителя. Поработайте с материалом и проафишируйте свою работу.

Работа в группах:

1 группа - Личностные критерии успешности учителя

2 группа - Психологические критерии успешности учителя

Афиширование работы.

Слайд 13.

- Фундамент педагогического мастерства охватывают такие составляющие как: личность педагога (в т.ч. темперамент и стиль педагогического общения, о котором мы говорили), его знания (как полученные в институте, так и приобретенные самостоятельно в результате самообразования и саморазвития) и педагогический опыт (в ходе которого отрабатываются навыки работы, общения с детьми, использования различных технологий, методов и приемов).

Слайд 14.

- Мастером не рождаются, им становятся, и опыт, а так же систематическое самосовершенствование в профессии играют, на мой взгляд, одну из важнейших ролей.

Работая по направлению развития собственного мастерства, каждый педагог выбирает для себя инновационные технологии, методы и приемы, работая с которыми он ощущает себя наиболее комфортно и получает максимальный результат.

Слайд 15.

- Я предлагаю группам перечислить технологии, которые используются в образовательном процессе и выделить из них инновационные.

Слайд 16. - инновационные

- Как правило, учитель использует элементы большинства из них, однако, при этом специализируется только на одной или двух: изучая, постоянно и наиболее полно используя, разрабатывая собственный материал на основе данной технологии.

Слайд 17.

- Учителю-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, таким образом, профессионально развиваясь.

- Как вы думаете, каким образом можно это сделать?

выступление на семинарах, конференциях, методических объединениях, круглых столах;

проведение открытых уроков, мастер-классов, практикумов, педагогических мастерских;

размещение методических материалов в сборниках, журналах, педагогических сообществах Интернет, на собственном сайте;

рецензирование и издание собственных методических разработок: программ, уроков, методических рекомендаций и т.д.;

участие в профессиональных конкурсах и конкурсах методических разработок;

размещение материалов по обобщению опыта педагога в банке педагогического опыта.

- Кроме этого, наилучшим способом, подтверждающим мастерство педагога, являются результаты участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах различной направленности, а так же результаты государственной итоговой аттестации.

Приходит к отцу молодая девушка и говорит:
- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил. что мне делать?

Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в

одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3 кастрюли.
- Что изменилось? - спросил он свою дочь.

- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде - ответила она.


- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди - сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут.

- А кофе? - спросила дочь

- О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

- А эти особые люди, профессионалы своего дела – педагоги - мы с вами.

- Педагог – ключевая фигура в образовании. Будущий и сегодняшний интеллектуальный потенциал общества, образовательной системы, отдельного образовательного учреждения зависит от профессиональной компетентности, творчества, социальной активности педагога, наличия у него стимулов для самоотдачи в работе и самообразовании, то есть от его индивидуально-личностных качеств.

Рефлексия и заключение

- Современное образование нуждается в успешных педагогах. Только успешная личность сможет воспитать личность, настроенную на успех в любой области приложения своих возможностей. И на данном этапе своего профессионального пути, вы должны понимать, что многое зависит именно от вас и от вашего желания.

Слайд 18.

Я желаю каждому из вас никогда не останавливаться на пути совершенствования собственного мастерства, не смотря на то, что этот путь

- Современной школе нужен такой учитель, который ценит и уважает ребёнка, умеет и стремится выстраивать обучение и воспитание так, чтобы подрастающее поколение стало в будущем опорой нашего государства, гордостью современной России.

Всегда спешите к детям, радуйтесь каждой встрече с ними, тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече с вами.

Слайд 19.

Подведем итоги нашего мастер-класса:

Помните: учитель всегда должен оставаться молодым!

Несмотря на все трудности и неудачи, не падать духом. 2. Быть оптимистом, излучать счастье, доброту передавать другим людям улыбкой. 3. Быть успешными и профи своего дела.

Слайд 20.

Всем спасибо за продуктивную работу, надеюсь, что это время вы провели с пользой для себя. До свидания.

Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима.

Эмоциональность. В состав этого качества входит: интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств; адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся; доброжелательность реакции учителя на возбуждение; уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.

Выразительность речи. Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя. За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач. К сожалению, почти все учителя приобретают “профессиональную” окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся. Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило “ТРИ О”: Общение — с хорошей литературой, искусством, природой; Общение — с интересными людьми, любовь, дружба; Общение — с самим собой — саморазвитие — время печали, творчества, размышлений.

Творческое начало личности. Учитель, как и писатель, должен строить свою “Внешнюю” и “внутреннюю” биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно. Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: “На уроке скучно!”

Одностишие: Я и творить, и натворить умею.

Организаторские способности. Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива. Одностишие: Я горы вмиг с ребятами сверну (еще бы знать зачем). Планировать могу, могу и делать.

Чувство юмора. Дети любят разных учителей, но более всего веселых — таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.

В.А. Сухомлинский утверждал: “Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение — то состояние, из которого учитель часто не находит выхода”. Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку.

Одностишие: Мне юмор в детстве подмешали в молоко.

Настойчивость, дисциплинированность. Два эти качества характеризуют развитие воли учителя. Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца. Дисциплинированность — это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.

Первый критерий — интерес, мотивация.

Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями. “Что интересует моих учеников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего — создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом. Как сохранить и поддержать любознательность ребенка? Всем хорошо известно, что по мере школьного обучения дети теряют любопытство, становятся менее любознательными. Это один из самых тревожных показателей школьного неблагополучия.

Второй критерий — сознательное обучение.

Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться – долг ребенка. Формальное преподавание — это и есть такое преподавание, при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям. “Науку — писал Герцен, — надобно прожить, чтобы не формально усвоить ее. И в учении то же, чтобы не формально усвоить, нужно не “отбыть” обучение, а “прожить” его: нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося.

Третий критерий — взаимоотношения в системе “учитель -ученик”. В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обуславливают как характер мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся. С первых этапов обучения взаимодействие и сотрудничество учителя с учеником должно быть построено на уровне смыслополагающих и целеполагающих действий. Только такой поря

поможет преодолеть объектную логику освоения деятельности, принуждающую ученика к рутине зубрежки, к нетворческому учебному труду.

Четвертый критерий — учет индивидуальных особенностей ученика.

Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность учителя. Учитель не должен спрашивать учеников — поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать:

- как на уроке создана установка быть внимательным;

- как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и пр.); - как организовала смена видов деятельности на уроке;

- как учитываются возрастные особенности внимания школьников;

- как организовала активность учащихся на уроке;

- как организовала деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.

Известно, что между учениками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие — эмоциональный, третьи — вербальный, четвертые — движения. Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе.

Читайте также: