Школа педагогического мастерства это

Обновлено: 05.07.2024

Реформа высшего технического образования, целью которой является подготовка специалистов нового типа, предполагает изменение целей, смыслов, содержания и методов преподавания. Остро осознается общественная потребность в компетентном, чувствительном к инновациям и мотивированном в своем профессиональном развитии преподавателе.

Как известно, большинство преподавателей технических вузов являются специалистами в области техники и производства. Они получили высшее техническое образование, не ориентированное на работу в сфере высшего образования. Многие из них за долгие годы работы в вузе стали профессионалами высокого класса и в этой сфере общественной практики. Однако такое становление, основанное на эмпирическом освоении новой для профессионала технических специальностей педагогической деятельности, затягивается на десятилетия. Ошибки преподавателя высшей школы приводят к ухудшению подготовки выпускников. Учиться на ошибках в этой сфере общественной практики недопустимо.

Реформа высшего образования предъявляет новые требования к педагогической компетентности вузовских преподавателей и ставит в число первоочередных проблему повышения их квалификации. Эффективное обучение преподавателей в системе повышения квалификации, ориентированное на приобретение слушателями новых профессионально-педагогических компетенций, обеспечивает возможность постоянного профессионального развития преподавательского состава вузов.

Первый в России Экспериментальный центр переподготовки и повышения квалификации преподавателей технических университетов и инженерных вузов был создан в 1993 году в МГТУ им. Н. Э. Баумана, а затем и в ряде ведущих технических вузов России.

Цели и задачи ШПМ включают:

организация психолого-педагогической, методологической и методической поддержки процесса преподавания;

освоение преподавателями новых форм преподавания (деловые игры, видеотренинг, обеспечение обратной связи и т.д.);

формирование современных профессионально-педагогических компетенций, необходимых для успешного осуществления педагогической деятельности.

Второе профессиональное образование специалистов, на которое ориентировано данное учреждение, переводит освоение преподавания на научно обоснованный путь. Научными основами такой профессиональной психолого-педагогической переподготовки специалистов непедагогического профиля являются сведения об актуальных для преподавателя психологических процессах, явлениях и закономерности усвоения студентами содержания высшего образования, особенности становления профессиональных качеств у студентов в конкретной предметной области и др.

Программы повышения квалификации формируются из отдельных модулей – относительно самостоятельных, логически завершенных структурированных единиц, обеспечивающих формирование одной компетенции или группы родственных компетенций. Модульное построение содержания педагогической подготовки предусматривает структурирование учебной информации на самостоятельные учебные единицы (модули), направленные на формирование профессиональной компетенции или группы родственных компетенций.

Объем каждого модуля составляет не менее 16 часов. Перечень модулей программы, рекомендуемых для освоения в учебном году, формируется на основании заявок, поданных заинтересованными лицами.

Занятия в ШПМ проводятся по безотрывной форме обучения.

Программы обучения в ШПМ реализуются как специалистами ВолгГТУ, так и привлеченными специалистами и сторонними организациями (ведущими вузами, научными центрами, академическими институтами, предприятиями и организациями, в том числе зарубежными).

В настоящее время Школа педагогического мастерства успешно развивается, постоянно обновляется и расширяется ее функциональный ресурс, получая высокую оценку качества преподавания своих выпускников. Школа педагогического мастерства преподавателей – это динамично развивающееся структурное подразделение вуза, которое ориентирует преподавателей на дальнейшее повышение своего педагогического мастерства и распространение передового опыта среди коллег. Это реальная помощь коллегам-преподавателям, направленная на повышение профессионально-педагогического потенциала.

В современных условиях педагог – мастер - это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации

ВложениеРазмер
shspm.docx 41.62 КБ

Предварительный просмотр:

Что же представляет ШСПМ в нашем учебном заведении?!

Школа совершенствования педагогического мастерства – элемент методической системы, составная часть внутришкольной системы повышения квалификации учителей.

Школа совершенствования педагогического мастерства объединяет молодых специалистов, начинающих педагогов, педагогов, имеющих длительный перерыв в педагогическом стаже (более 3 лет) и других.

Школа совершенствования педагогического мастерства – это постоянно действующее профессиональное объединение педагогов.

Цель школы совершенствования педагогического мастерства – организация методической учебы и создание условий для профессионального роста педагогов, формирование у них высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.

Задачи школы совершенствования педагогического мастерства:

  1. удовлетворять потребности педагогов в непрерывном о б разовании;
    выявлять профессиональные, методические затруднения педагогов в учебном процессе и содействовать их разрешению;
  2. способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагогов;
    помочь учителям внедрить современные подходы и п е редовые педагогические технологии в образовательный процесс;
  3. пропагандировать педагогическое мастерство опытных преподавателей;
  4. оказывать помощь в совершенствовании знаний методики и педагогики;
  5. формировать навыки в проведении диагностики и самодиагностики.


Руководство Школой осуществляет руководитель методического совета образовательного учреждения.

Деятельность школы совершенствования педагогического мастерства предполагает:

  1. организацию групповых занятий для педагогов, провед е ние практических семинарских занятий, научно-практических конференций, заслушивание творческих отчетов членов школы совершенствования педагогического мастерства по вопросам орг а низации учебной деятельности и профессиональному самообразованию.
  2. организацию изучения профессиональных потребностей педагогов, помощь в самосовершенствовании в профессиональной сфере.
  3. организацию работы по изучению передового педагогического оп ы та.

На занятиях школы совершенствования педагогического мастерства оказывается теоретическая и практическая помощь педагогам по вопросам саморазвития и организации образовательного процесса:

  1. работа с документацией, образовательными программами;
  2. современные подходы к занятию;
  3. культура анализа и самоанализа урока, воспитательного мероприятия;
  4. диагностика обученности, реальных способностей обучающихся;
  5. рефлексия педагогической деятельности;
  6. психологизация образовательного процесса и т.д.

Школа совершенствования педагогического мастерства проводится в форме теоретических и практических занятий.
К основным формам работы школы совершенствования педагогического мастерства относятся:
- постоянно действующий режим консультирования;

- теоретические семинары и семинары - практикумы;

- группы взаимопосещения и поддержки;

- работа в творческих группах по одной проблеме и т.д.


Заседания Школы проводятся 1-2 раза в месяц. В течение всего года возможны индивидуальные консультации с руководителем Школы начинающего педагога, педагогами высшей и первой квалификационной категории.


Школа педагогического мастерства – организационная форма методической работы с педагогическими кадрами, в основе которой лежит дифференциация педагогов по уровню сформированности педагогического мастерства.

Основные цели:

  • развитие информационной и методической культуры педагогов;
  • формирование системно-деятельностного подхода в научно-методическом сопровождении повышения уровня профессиональной готовности педагогов к формированию общих и профессиональных компетенций будущих специалистов;
  • обобщение передового практического опыта педагогических работников колледжа;
  • системная методическая поддержка начинающих педагогов (молодых специалистов), организация и совершенствование форм наставничества.

Основные задачи:

  • изучение нормативно-законодательной и учебно-методической документации по вопросам организации образовательного процесса;
  • улучшение качества преподавания учебных дисциплин и профессиональных модулей;
  • обмен опытом в использовании современных форм учебных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы;
  • соблюдение единых требований в оформлении отчетной и учебно-методической документации;
  • приобщение педагогов к научно-исследовательской деятельности;
  • оказание методической помощи в подготовке к аттестации педагогических работников колледжа;
  • содействие ускорению процесса профессиональной и социальной адаптации начинающих педагогов;
  • установление отношений сотрудничества и взаимодействия между начинающими специалистами и опытными педагогами;
  • удовлетворение потребности педагогов в непрерывном образовании;
  • оказание помощи в проведении самодиагностики и диагностики педагогической компетентности педагогов.

Организационная структура Школы педагогического мастерства


Мероприятия

Творческий поиск педагогов-новаторов

В мире, который постепенно становится более быстрым и виртуальным, задача преподавателя идти в ногу со временем и совершенствовать свой арсенал методов и средств обучения.

Значение информационной гигиены в цифровом мире

Понимание данной темы является важным показателем цифровой компетентности педагога и обеспечивает безопасность действий с информационными данными без угрозы их удаления.

Технологическая карта – инструмент проектирования урока по ФГОС

Педагог постоянно находится в творческом поиске. От его замысла, вдохновения и талантливой импровизации зависит эффективность проведения учебного занятия.

Проводим урок эффективно: опыт и инновации

Документы


Документ подписан электронной подписью

Дата и время подписания: 24.03.2021 13:47:30.

ФИО и должность лица, подписавшего документ: Советова Татьяна Алексеевна, Директор.

Сформированный УПК: eceef02b0599aef6643b07059af9a629a6afd5f097d329ed71e2a7e8a41244de

Проверить подпись можно скачав исходный подписанный документ и файл подписи, загрузив их на бесплатный сервис проверки ЭП Контур.Крипто.


Документ подписан электронной подписью

Дата и время подписания: 20.09.2021 14:37:26.

ФИО и должность лица, подписавшего документ: Советова Татьяна Алексеевна, Директор.

Сформированный УПК: cb754905d83232c03b2a6459b3442a11c63bfa775eb2f6ecfe55aa5b10fe4d03

Проверить подпись можно скачав исходный подписанный документ и файл подписи, загрузив их на бесплатный сервис проверки ЭП Контур.Крипто.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа педагогического мастерства (далее – Школа) является составной частью системы повышения квалификации педагогических работников с высшим и средним специальным образованием, имеющих стаж работы менее 10 лет. Школа педагогического мастерства – это постоянно действующее профессиональное объединение, работа которого направлена на создание целостной системы поддержки молодого педагога, оказание методической помощи и закрепление молодых педагогов в муниципальных образовательных учреждениях Сергиево-Посадского района.

2. Цели и задачи

Главная цель Школы - это формирование общественной, профессиональной и научно-исследовательской активности молодых учителей в условиях становления информационного и гражданского общества в современной России, оказание помощи молодым учителям в развитии своей гражданской позиции, создании инновационного организованного молодого профессионального ядра, способного решать задачи обновляющегося образования России ХХI века. Основными задачами Школы являются: - формирование потребностей в непрерывном самообразовании; - предупреждение наиболее типичных ошибок, противоречий в организации учебных занятий, поиск возможных путей их преодоления; - оказание помощи в познании и творческом внедрении в учебно-воспитательный процесс достижений педагогической науки и передового опыта; - стимулирование развития индивидуального стиля творческой деятельности.

- организация системы работы преподавателя с учебной документацией;

- обучение планированию учебной деятельности;

- совершенствование методики преподавания учебных дисциплин и использование инновационных методов обучения;

- организация учебно-методического сопровождения учебных дисциплин.

3. Основные виды деятельности

- формирование индивидуального профессионального стиля педагога через внедрение прогрессивных образовательных технологий; - оказание помощи начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством через изучение опыта работы лучших учителей; - проведение опытными педагогами мастер – классов и учебно-методических занятий для начинающих учителей; - привлечение молодых учителей к подготовке и организации круглых столов, семинаров и конференций по проблемам образования; - отслеживание результатов работы молодого учителя; - диагностика успешности работы молодого учителя; - организация разработки молодыми специалистами электронных учебных материалов и методик их использования в учебном процессе.

4. Организация работы школы педагогического мастерства

Руководство работой Школы осуществляется методистом МБОУ ДПО УМЦО. План работы составляется руководителем, рассматривается директором МБОУ ДПО УМЦО и утверждается приказом по управлению образования. К молодым специалистам прикрепляется наставник из наиболее опытных учителей муниципальных общеобразовательных учреждений. Занятия в Школе проводятся не реже 1 раза в два месяца в форме:

Школа формирует Совет. Состав Совета выбирается и утверждается на 1-ом общем заседании Школы педагогического мастерства. Права и обязанности Совета:

  • Принимать участие в планировании работы Школы;
  • Вносить предложения по тематике работы Школы;
  • Своим личным участием способствовать интересной и разнообразной работе;
  • Анализировать работу Школы.

5. Нормативные документы

Система работы с начинающими педагогами регламентируется следующими документами: - Положением о Школе молодого педагога; - Планом работы Школы; - Планами работы МБОУ ДПО УМЦО и планами муниципальных образовательных учреждений.

6.Права и обязанности руководителя школы:

6.1.Проводить школу педагогического мастерства не менее одного раза в два месяца.

6.2.Отчитываться о работе школы перед директором МБОУ ДПО УМЦО по итогам учебного года.

Руководитель имеет право:

6.3.Требовать письменные объяснительные с педагогов, не посещающих занятия без уважительных причин.

6.4.Привлекать для участия в работе школы опытных преподавателей.

7. Наставничество

Наставник – опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.

Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в муниципальном образовательном учреждении кадрового ядра.

Основными задачами школьного наставничества являются: - привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении; - ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности; - адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

Обязанности наставника: - знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности; - разрабатывать совместно с молодым педагогом план профессионального становления последнего с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету; - изучать деловые и нравственные качества молодого педагога, его отношение к проведению занятий, педагогическому коллективу, учащимся и их родителям; - проводить необходимое обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; - оказывать молодому педагогу индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки; - личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора; - подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста.

Права наставника: - с согласия заместителя директора по УВР (руководителя методического объединения) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников образовательного учреждения.

8. Молодой педагог

Молодой педагог – специалист, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе вуза, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений.

Права молодого специалиста: - повышать квалификацию удобным для себя способом; - защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя; - вносить предложения по совершенствованию работы Школы; - обращаться за консультациями к руководителям городского методического объединения.

9. Функции руководителя Школы

1. Организация групповых занятий для молодых педагогов, проведение практических семинарских занятий, научно-практических конференций, заслушивание отчётов членов школы молодого педагога по вопросам организации учебной деятельности и профессиональному самообразованию. 2. Организация изучения профессиональных потребностей молодых педагогов, помощь в самосовершенствовании. 3. Организация работ по изучению передового педагогического опыта в образовательных учреждениях. 4. Ведение постоянного учета молодых специалистов. Формирования банка данных учителей наставников. 5. Поддержка молодых учителей и популяризация учительской профессии: участие в организации и проведении конкурсов педагогического мастерства.

10. Функции МБОУ ДПО УМЦО

  • Консультирование наставников и молодых специалистов;
  • Осуществление контроля работы наставника и молодого педагога.

11. Показатели эффективности работы

Работа Школы обеспечила поступательный и постоянный профессионально-личностный рост молодого педагога, выражающийся в следующих показателях:

Рождение новой школы - длительный, трудный, сложный путь. Процесс обновления требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения, но и методической работы. Необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства учителя. Мастерство учителя формируется через постоянную, систематическую, профессиональную учебу на местах. Кроме того, системная и комплексная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и учитель имеет возможность на практике осваивать современные методики, формы и виды развивающего обучения. Стимулирование инициативы и активизация деятельности учителя является одним из важнейших условий роста его творческого потенциала. Следовательно, методическая работа по повышению профессионализма учителя - важнейшее звено в системе непрерывного образования учителя.

Вооружить учителя знанием современной теории обучения, практическими приёмами диагностики и самодиагностики, навыками моделирования нетрадиционных типов уроков.

  • Изучив на теоретических занятиях особенности современной системы обучения и педагогического труда на современном этапе, учителя научатся на семинарах-практикумах системному анализу и самоанализу урока, овладеют формами диагностической работы с учащимися;
  • Через диагностическую и исследовательскую деятельность приобретут навыки составления индивидуальных коррекционно-диагностических карт психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
  • На методических практикумах научатся современным аспектам анализа, самоанализа и самооценке педагогической деятельности (рейтинговая оценка), основам исследовательской деятельности.

Этапы выполнения программы

I этап (2002 – 2003 учебный год) – теоретическая и практическая подготовка по блокам:

  1. Теоретическая подготовка.
  2. Практические занятия.
  3. Диагностическая деятельность.
  4. Методический практикум.
  5. Исследовательская деятельность.
  6. Информационно-аналитическая деятельность.

II этап (2003 – 2004 учебный год) – организация научно-методической деятельности временных творческих групп по выбранным методическим темам – “Разработка и внедрение новых форм развивающего обучения”.

III этап (2004 – 2005 учебный год) – исследовательский, по теме “Научно-организационная деятельность педагога по созданию единого развивающего пространства в условиях новой школы”.

Читайте также: