Как связаны крымская война и проведение военных реформ в 1860 1870 е гг кратко

Обновлено: 08.07.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

После развала Советского Союза идёт бесконечная по времени и весьма затратная по средствам военная реформа. А как раньше в России происходили военные реформы? Давайте посмотрим на одну их них.

Предпосылкой для военных реформ 60 – 70-х годов 19 века явилось поражение России в Крымской войне 1853 – 1856 гг. Война показала не только политическую, экономическую и военную слабость царской России, но и невозможность сохранения старой феодально-крепостнической системы, обнажила недостатки в организации армии. Обострение после войны классовых противоречий внутри страны и сложная международная обстановка, дальнейший рост вооружений главнейших европейских государств заставили русское правительство отменить крепостное право и провести другие реформы, которые не могли не коснуться и армии. Самодержавию нужна была сильная армия, способная осуществить его внешнюю политику.

Перед военным ведомством стояла трудная задача: с одной стороны, сократить военные расходы, а с другой – заботиться о том, чтобы это не оказалось в ущерб боеспособности армии.

Реформы 60 – 70-х годов затронули все области военного дела – центральное и местное управление, организацию и комплектование армии, вооружение, подготовку офицерского состава, обучение и воспитание войск, судебное делопроизводство, медицинскую службу и др.

Одна из первых реформ – реорганизация центрального военного управления и создание местных органов управления в виде военных округов.

Артиллерийский и инженерный департаменты занимались лишь хозяйственными вопросами. Общее же руководство артиллерийскими и инженерными войсками находилось в руках генерал-инспектора инженерных войск. На эти должности назначались великие князья, не подчинявшиеся военному министру. Подготовкой военных кадров занимался главный начальник военно-учебных заведений, также имевший независимое положение от военного министра.

В 1863 году была проведена реорганизация департамента Генерального штаба, который стал называться Главным управлением Генерального штаба. Однако эта реорганизация оказалась недостаточной, и в 1865 году Главное управление Генерального штаба и инспекторский департамент были объединены в одно управление – Главный штаб, просуществовавший в составе министерства до 1905 года. Он решал вопросы управления войсками, состава армии, комплектования, дислокации, устройства, образования и другие, собирал сведения разведывательного характера об армиях иностранных государств.

Возросло значение Военного совета. Пять его главных комитетов занимались вопросами устройства армии, подготовкой законодательных актов и др.

В состав министерства вошли также две инспекции (стрелковых батальонов и кавалерии) и различные комитеты при главных управлениях и Главном штабе.

Реформы 60-х годов затронули и Генеральный штаб. Дело в том, что служба офицеров, причисленных к нему, давала преимуществ. Большее, на что могли рассчитывать генштабисты, - это должность обер-квартирмейстера корпуса. В большинстве же случаев они назначались дивизионными квартирмейстерами (обер-офицерская должность, на которую допускались сначала подполковники, а затем полковники). Офицеры Генерального штаба были оторваны от войск и не могли претендовать на высшие должности в армии. Переход их в строевые части, где оклады были выше, представлял определённые трудности. Ввиду этого желающих служить в Генеральном штабе становилось всё меньше. Необходимо было изменить ситуацию.

Милютин добился уравнения в чинах между гвардейскими и армейскими офицерами, причисленными к Генеральному штабу. После некоторого колебания Александр Второй утвердил представление военного министра о том, чтобы все офицеры Генерального штаба, при каких бы войсках они ни состояли, имели одну общую линию производства, одинаковую градацию чинов и носили одинаковый мундир.

Такие меры подняли значение офицера Генерального штаба, увеличилось количество желающих служить в нём, а армия в свою очередь получила высокообразованных офицеров в области военного дела.

Одновременно с преобразованием в центральном военном управлении проходила и реорганизация местного военного управления. Вся территория России была разделена на 15 военных округов. Во главе округа стоял командующий войсками (он же генерал-губернатор). Каждый военный округ являлся одновременно органом строевого управления и органом военно-административного устройства, сосредоточивая в своих руках все функции военного управления. На командующих войсками возлагалось и наведение порядка в случае революционных выступлений.

С созданием военно-окружной системы Военное министерство освобождалось от решения военно-административных вопросов местного характера. Оно осуществляло лишь общее руководство и контроль над деятельностью округа. Система управления значительно приблизилась к войскам, стала более гибкой. Сократились сроки мобилизации армии с шести месяцев в 1859 году до 9 - 26 дней в 1877 году. В случае войны округа автоматически превращались в штабы действующей армии. В целях достижения большей подвижности было ликвидировано деление войск на корпуса. Высшей тактической единицей стала дивизия.

В результате реформ 60-х годов как центральное, так и местное управление получило стройную и четкую организацию. Сократился и аппарат, уменьшилась канцелярская переписка.

В 1868 году было разработано новое "Положение о полевом управлении войск в военное время", уточнявшее функции главнокомандующего и освобождение его от руководства второстепенными административными вопросами. Однако в нём оказался недостаточно разработан вопрос об устройстве тыла армии, что отрицательно сказалось во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.

Одновременно проводилась работа в области устройства армии. Большие изменения претерпел принцип её развертывания. Например, количество дивизий было увеличено с 31 до 47, но с сокращенным составом в мирное время (35 процентов от штатов военного времени). В случае войны армия могла увеличиваться, не прибегая к новым формированиям.

Остро стоял вопрос и об изменениях в системе подготовки офицерских кадров. В дореформенный период многие офицеры получали образование в кадетских корпусах и специальных училищах, а также военных академиях. Основная же часть офицерского корпуса комплектовалась за счёт недорослей из дворян, поступавших в армию юнкерами. Для производства в офицеры им требовалось лишь выдержать несложный экзамен по общеобразовательным предметам и строевому уставу. Слабую подготовку имели унтер-офицеры, получавшие офицерский чин после 10 - 12-летней службы при условии удачи нетрудного экзамена.

В результате проведенной реформы военно-учебных заведений кадетские корпуса (кроме Пажеского и Финляндского, сохранивших дореформенное устройство) ликвидировались (1863). Из специальных классов кадетских корпусов, в которые принимались лица, имевшие среднее образование, были созданы военные училища сдвухгодичным или трехгодичным сроком обучения. На основе общеобразовательных классов открылись военные гимназии с семилетним сроком обучения. Они представляли собой передовые по своей организации и программе учебные заведения. Их выпускники поступали в военные училища.

В 1864 году для вольноопределяющихся открылись юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. Они служили основным источником пополнения офицерского корпуса. После реформы все лица, не окончившие военно-учебных заведений, для производства в офицеры должны были сдать экзамены по программе юнкерских училищ.

Появились военные прогимназии с четырехлетним сроком обучения, готовившие к поступлению в юнкерские училища.

В результате принятых мер качество преподавания и воспитания в военно-учебных заведениях значительно повысилось. По отзывам начальства, выпускаемые из этих заведений офицеры обладали хорошей подготовкой.

Большое внимание уделялось и улучшению высшего военного образования. Кроме существовавших Николаевской академии Генерального штаба, Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской и Медико-хирургической академий в 1867 году открылась Александровская военно-юридическая академия. В академиях пересматривались учебные планы и программы.

В 1872 году при Медико-хирургической академии открылись первые в России женские врачебные курсы, где слушательницы получали высшее медицинское образование.

Реформа военно-учебных заведений позволила ликвидировать некомплект офицеров и поднять уровень их подготовки. Однако по-прежнему образование получали главным образом выходцы из дворян. Для представителей других сословий доступ в военно-учебные практически был закрыт.

Остро встал вопрос о перевооружении армии. Необходимость этого наглядно показала Крымская война. Пехотные и кавалерийские войска в дореформенный период были вооружены гладкоствольными у ударными ружьями, имевшими дальность стрельбы 300 шагов, скорострельность – один выстрел в минуту. Лишь незначительная часть пехоты имела на вооружении нарезные штуцерные ружья с дальностью стрельбы 600 шагов.

В 1858 году в русской армии начала вводиться 6-линейная, заряжавшаяся с дула нарезная винтовка. С 1861 года изготавливаются ружья со стальными стволами и железными шомпола заменяются стальными. В 1866 году на вооружение армии поступила 6-линейная капсюльная винтовка Терри-Нормана, переделанная из 6-линейной ударной винтовки. На следующий год в армии появляется угольчатая винтовка Карле, а в 1869 году – винтовка Крика. Последние две винтовки имели скорострельность 7 – 8 выстрелов в минуту, дальность стрельбы – 1200 шагов. Ввиду непрерывного усовершенствования оружейной техники трудно было остановиться на каком-либо определённом образе оружия, так как отсутствовала гарантия, что принятое новое оружие не устареет завтра.

Русские инженеры достигли больших успехов и в создании артиллерийского вооружения. В армию поступали нарезные орудия. Разработанная П. Обуховым стальная нарезная пушка получила первую премию на Всемирной промышленной выставке в 1862году. Однако её внедрение в войска шло медленно, и поэтому на вооружении одновременно имелось несколько типов орудий (12-фунтовые гладкоствольные пушки, 4-фунтовые нарезные пушки, 4-фунтовые стальные, заряжавшиеся с казённой части).

В 1873 году в армии появилась сконструированная русским изобретателем В. Барановским первая в мире скорострельная пушка с унитарным патроном и шестиствольная картечница. Однако, несмотря на наличие отдельных замечательных образцов, в целом русская артиллерия отставала от требований военной практики и зарубежного уровня артиллерийской техники.

Перевооружение армии было невозможно без развития отечественной промышленности. В 50 – 70-х годах реконструируются Тульский, Ижевский и Сестрорецкий заводы, были построены крупные сталелитейные заводы – Обуховский и Мотовилихинский. Сталь, отлитая на них, обладала высокими качествами.

В Петербурге был построен самый большой в Европе патронный завод, оснащённый лучшими в то время машинами и станками, часть которых разрабатывалась русскими артиллерийскими офицерами и техниками. Кроме того, работали мастерские по производству патронов в Петербурге, Киеве, Либаве, Варшаве.

Введение нового, более совершенного оружия вносило коррективы в боевую подготовку. Ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне.

Был издан ряд уставов и наставлений. Так в Воинском уставе о строевой и пехотной службе 1862 года большое внимание уделялось одиночному обучению. В 1863 году стал действовать Дисциплинарный устав и специальный приказ по обучению рекрутов, в котором предписывалось обучать их упражнению с ружьём, заряжанию и стрельбе, правилам рассыпного и шереножного строя при непременном условии сознательного усвоения.

Важное значение придавалось обучению стрельбе в цель, строевой и огневой подготовке, применению к местности, сапёрному делу.

Не на последнем месте стояло физическое воспитание солдат. В войсках преподавали гимнастику и фехтование, строились гимнастические городки, сооружались различные укрепления, которые солдаты учились штурмовать.

Много внимания уделялось распространению грамотности среди солдат. Выходили специальные солдатские журналы, открывались ротные и полковые библиотеки. В военных академиях, а также в больших центрах расположения войск в определённые дни читались лекции по различным вопросам военных знаний. Их могли посещать все желающие.

Начальники получили возможность проявлять больше инициативы. Учения стали проводиться в условиях, наиболее отвечающих боевой обстановке. Новая ситуация потребовала от начальников понимания того, что уставы составляют лишь основу обучения войск, в то время как полное обучение заключается в сообразном к обстоятельствам применения уставных правил.

Реформы 60-х годов всё же не решили основного вопроса реорганизации армии, её способности быстро развёртываться в случае войны.

В дореформенное время армия комплектовалась путём рекрутских наборов. Срок службы составлял 20 лет. До 70-х годов деятельность военного министра сводилась к незначительным изменениям рекрутской системы. Однако принимаемые меры могли лишь несколько улучшить принцип комплектования армии нижними чинами, но не меняли его коренным образом.

Международная обстановка конца 60-х годов – усиленная милитаризация Пруссии, увеличение численности всех европейских армий, а затем и разразившаяся франко-прусская война 1870 – 1871 гг. – вновь поставила вопрос о введении всесословной воинской повинности.

Военный министр представил обширную программу действий, одобренную императором. Для разработки предложенных мер были образованы две комиссии: одна – по уставу о воинской повинности, другая – по вопросу о запасных, местных, резервных войсках и государственном ополчении. Обе комиссии работали под председательством начальника Главного штаба генерала Ф. Гейдена и под общим руководством Д. Милютина.

Комиссия по воинской повинности, состоявшая из представителей всех министерств и ведомств, а также сословий и отдельных групп населения, подразделялась на четыре подкомиссии. Каждая подкомиссия занималась определёнными вопросами, например сроками службы, льготами по отбыванию воинской повинности, порядком призыва и т.д.

Другая, так называемая организационная комиссия состояла преимущественно из военных и включала в себя девять подкомиссий. Её задача – разработать материалы и сделать предварительные расчёты, необходимые для организации резервов. На заседаниях этой комиссии обсуждался и такой вопрос, как возможность применения в России территориальной системы. В наше время эта проблема вновь приобрела актуальность в связи с реформами в армии.

Территориальная система, суть которой заключалась в том, что каждая часть войск располагается постоянно в одном каком-либо районе и комплектуется из местного населения как в мирное время, так и при мобилизации, давала ряд преимуществ. Во-первых, эта однородность состава воинских частей. Люди, испокон веку жившие на одной территории, были тесно связаны взаимными интересами. Во-вторых, части войск при мобилизации пополнялись людьми, проходившими в них действительную службу в мирное время. Благодаря воспоминаниям о прежней службе солдат не чувствовал себя чужим в новой среде. В-третьих, переход на военное положение при мобилизации осуществлялся в минимальные сроки.

Военные реформы проводившиеся в армии, вызывали ярость у их противников. С разных сторон слышались превратные толки, порицания, принявшие характер систематической оппозиции Военному министерству. На страницах периодической печати шла травля Милютина. Ожесточённая борьба разгорелась и в Государственном совете при обсуждении проекта о введении всесословной воинской повинности. Некоторые из членов совета считали эту реформу преждевременной, другие требовали привилегий для лиц определённой категории. И всё же 1 января 1874 года был издан Устав о всесословной воинской повинности. В нём объявлялось, что защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного и что всё мужское население, достигшее 20 лет, без различия сословий, подлежит воинской повинности. Часть призывников зачислялась на действительную службу с переводом затем в запас армии и ополчение, другая – сразу в ополчение. Это решалось жеребьёвкой. Лица, по жребию не подлежащие к поступлению в постоянные войска, зачислялись в ополчение (до 40-летнего возраста) и призывались лишь в военное время.

Общий срок службы в армии устанавливался в 15 лет, из них 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе, на флоте – 10 лет, из которых 7 приходилось на действительную службу и 3 года – в запасе.

Лица, окончившие учебные заведения, могли поступать вольоопределяющимися на сокращённые сроки службы. Для призывников с высшим образованием срок службы устанавливался в 6 месяцев (14 лет в запасе), с начальным – 4 года (в запасе 11 лет). Допускались отсрочки до окончания образования и сокращение срока действительной службы.

Льготы устанавливались также и по семейному положению: не призывались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. По уставу запрещались замена и найм.

Введение всесословной воинской повинности позволило увеличить численность армии, создать обученный резерв, необходимый для развёртывания армии в военное время, а также способствовало превращению вооружённых сил России в массовую армию буржуазного типа.

Период правления Александра II – это грандиозные реформы в истории Российской империи. Проводя эти реформы, император пытался побороть отставание России от передовых стран мира. Одной из самых масштабных, как по времени, так и по результатам, была военная реформа Александра 2, которую подготовил военный министр Дмитрий Милютин. В данной статье предлагается обзор ключевых направлений военной реформы, а также ее основных результатов.

Причины военной реформы Милютина

В 1853-1856 году Россия участвовала в Крымской войне против Османской империи и ее европейских союзников (Англия, Франция). Война была проиграна, а главной причиной стала отсталость Российской империи, как в военном, так и в экономическом плане.

Причины военной реформы Милютина

Александр 2 понимал острую необходимость проведения реформ для обеспечения будущего империи. В 1861 году военным министром был назначен Дмитрий Милютин, участник войны на Кавказе, принимавший участие в преобразовании войск этого региона. В 1862 году министр совместно со своими подчиненными подготовили доклад для императора (именно с этого доклада фактически началась военная реформа под контролем Александра 2), в котором назывались следующие проблемы российской армии:

Суть военной реформы

Несмотря на то, что в большинстве учебников начало военной реформы Александра 2 и Милютина записывают 1861 годом – это формальность. В этом году началась подготовка России к реформе, а непосредственно первые изменения прошли только в 1862 году и продолжались вплоть до начала 1880-х годов. Большинство изменений удалось воплотить в жизнь до 1874 года. Эта реформа коснулась всех сторон жизни военных: от самой сути армии (из рекрутского во всеобщую обязанность) до нового устава и униформы.

Военная реформа Александра 2

Для понимания сути военной реформы Милютина необходимо детально рассмотреть основные изменения в армии на основе классификации реформы, которую предлагают современные историки.

Организационные изменения

Еще в 1862 году для создания единой системы управления вооружеными силами Империи на территории Первой армии (западные губернии) были созданы три военных округа: Варшавский, Киевский и Виленский. До 1874 года по всей территории Империи было создано 15 военных округов. По положению об округах от 1864 года командующий военным округом считался полноценным и единым управляющим военными делами в регионе, тем самым создавалось единое централизованное руководство военными частями (принцип единоначалия). Вместе с тем военный министр реформировал и само министерство, уменьшив штаб на 327 офицеров, чем содействовал борьбу с бюрократизацией.

Далее с 1864 по 1869 года было проведено сокращение военных частей и перевод части офицеров и солдат в резерв. Тем самым, руководители реформ планировали уменьшить затраты на армию в мирное время, а в случае начала войны иметь большой резерв подготовленных военных. На его мобилизацию уходило до 50 дней, в то время как в начале века на это могли тратить более года.

Одно из главных изменений в ходе военной реформы Александра 2 произошло в 1874 году, когда была окончательно ликвидирована система рекрутского набора, а вместо нее вводилась всеобщая воинская обязанность для мужчин. Все мужчины в возрасте 20 лет должны были проходить военную службу, срок которой был равен 6-ти годам для сухопутных войск и 7-ми годам – на флоте. Призыву не подвергались: духовенство, сектанты, инородцы Средней Азии, Кавказа, Казахстана, а также единственные сыновья и кормильцы в семье. В 1888 году призывной возраст изменили до 21 года. После того, как подданные проходили военную службу, большая часть из них пополняла запас. Срок запаса также был четко регламентирован: 9 лет для сухопутных войск и 3 года для флота.

Кроме того, были созданы Военный суд и Военная прокуратура.

Этапы военной реформы Алесандра 2

Технологические нововведения

Военная реформа Александра 2 затронула не только изменения управления и системы набора. Армия Российской Империи серьезно отставала технически от лидирующих стран Европы. Именно поэтому Милютин предложил Александру 2 провести серьезную техническую модернизацию:

По мнению историков, в этой сфере был допущен один небольшой пробел: драгуновские полки так и не получили огнестрельное оружие, хотя европейские аналоги этих частей имели пистолеты. Кроме того, артиллерийские войска существовали отдельно от пехоты, что могло негативно сказываться на их совместных действиях.

Реформа военного образования

Большое внимание в военной реформе Милютин уделял образовани. Была радикально реформирована система образования для военных:

  • Была создана система юнкерских училищ и военных академий.
  • Создавались профессиональные гимназии с военным уклоном, выпускники которых могли продолжить обучение в юнкерских училищах.

Таким образом, военный в России становился полноценной профессией, которого обучали перед тем, как использовать в военных целях. Кроме того, благодаря обучению офицерский состав имел возможность получать образование в теории, а не непосредственно на практике.

Введение новой униформы

На протяжении с 1862 по 1874 годами было подписано 62 приказа, которые касались изменений в униформе, в частности это касалось цвета, длины и формы отдельных элементов обмундирования. Эти действия вызвали большую критику, как общественности, так и самих военных, поскольку говорилось о слабой значимости данных мероприятий для самой армии. Вообще забавынй факт, но любая военная реформа в России сводится в том числе и к изменению унифоры (достаточно вспомнить события, которые происходили в современной России несоклько лет назад).

Результаты реформы

Таблица - военная реформа Александра 2

В целом, несмотря на отдельные неточности, итоги, которые реализовала военная реформа Александра 2 имела огромный эффект на преобразование армии Российской империи. Действующая армия России сократилась на 40%, что существенно уменьшило расходы на ее содержание. Штаб министерства также уменьшили, что способствовало борьбе с бюрократией. Система военных округов помогла сделать армию более организованной и мобильной. Массовый призыв способствовал ликвидации слабого и неэффективного рекрутского набора.

§ 17. Реформы I860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация

§ 17. Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация

Вопросы для работы с текстом § 17. Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация

Земства – органы выборного местного самоуправления. Именно в их выборности главное отличие от прежних органов губернской управы. Они были ответственны перед избирателями, а не перед вышестоящими чиновниками (хотя их деятельность и контролировали губернаторы).

2. Охарактеризуйте систему выборов, установленную реформой 1864 г.

Выборы проводились в соответствии с имущественным цензом, для крестьян были многоступенчатыми. Избиратели разделялись по куриям, которые имели не равную численность избирателей, но равное представительство. Таким образом, преимущество было у богатых землевладельцев (часто дворян) и крупных промышленников.

3. Расскажите о том, как проходило формирование органов управления в городах.

Избиратели в городах также делились на курии: конкретно на 3. Каждая из курий избирала одинаковое число гласных и в совокупности обеспечивала треть доходов городской казны. Но поскольку этими куриями были крупные, средние и мелкие хозяева, курии состояли из разного числа избирателей и наибольшее представительство в расчёте на одного избирателя имели крупнейшие собственники.

4. Какие принципы были положены в основу Судебной реформы? Как вы думаете, почему именно Судебная реформа стала наиболее последовательным преобразованием эпохи Александра II?

Эта реформа стала наиболее последовательной потому, что в этом случае российские власти наиболее точно повторили образец – английскую систему, в то время как в случае с другими реформами они пытались учесть российские особенности и в итоге реформы имели целый ряд негативных последствий.

Судебная реформа основывалась на следующих принципах:

  • равенство всех граждан перед законом;
  • независимость и несменяемость судей и следователей;
  • состязательность сторон;
  • гласность суда;
  • коллегиальность принятия решений не назначаемой коллегией присяжных.
5. Какие ограничения в доступе к образованию устраняла реформа системы просвещения?

Реформа устраняла сословные ограничения. То есть, в теории даже дети крепостных (в соответствии с крестьянской реформой уже бывших) могли поступать в университеты. Но фактически ограничения остались, потому что образование по-прежнему было платным, то есть недоступным малоимущим слоям общества.

6. Перечислите, какие новшества появились в военной сфере в 1860-1870-е гг.
  • всеобщая воинская повинность;
  • перевооружение армии, что включало разработку новых моделей вооружений;
  • специальные военные учебные заведения, дававшие разный уровень подготовки будущим офицерам разных рангов;
  • приём в специальные военные учебные заведения представителей всех сословий, что сделало и офицерский корпус всесословным;
  • изменена система подготовки рядового состава;
  • изменена организация армии – страна разделена на военные округа;
  • улучшение многого в материальном обеспечении солдат.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос

1. Объясните, почему после отмены крепостного права возникла необходимость проведения других реформ.

Отмена крепостного права сама по себе не требовала дополнительных реформ. К примеру, если бы при Александре I большая их часть перешла в разряд вольных хлебопашцев, система империи осталась бы в целом прежней. Но в середине XIX века крестьянская реформа нужна была не сама по себе, а в качестве основы модернизации. Модернизация требовала и других реформ, которые должны были коренным образом преобразовать общество, и особенно армию, чтобы избежать поражений в следующих войнах.

РеформаСодержание реформыЗначение реформы
Земская реформавведение выборных органов местного самоуправленияПоявление выборных органов власти- важный шаг в политической модернизации, многие считали её основанием для введения парламента, составленного из представителей всех земств
Городская реформаИзменения порядка избрания органов городского самоуправленияОрганы власти в городах, избиравшиеся большей частью мужского населения — важный шаг в поэтической модернизации
Судебная РеформаВведение
современного
судопроизводства, которое во многом напоминала английский
Исчезла судебная волокита прошлых правлений (когда дело могло тянуться долгие годы), большая справедливость принятия судебных решений, появление новой прослойки адвокатов и других профессиональных работников судов
Военная реформаСоздание армии, построенной и вооружённой по новому
модернизированному европейскому образцу
Создание современной русской армии, которая показала свою эффективность во время Русско-
турецкой воины 1877-1878 годов
Реформа системы образованияВводились разные типы учебных заведений, часть содержалась за счёт земств. Даровано было больше свободы в гимназиях и ВУЗахДоступ к образованию получили более широкие круги населения, включая женщин (но в основном из привилегированных слоёв). Университеты и отчасти гимназии стали рассадником вольнодумства

Думаем, сравниваем, размышляем:

3. Подумайте, почему Земская реформа не затронула многие национальные окраины страны.

Земская реформа давала явное преимущество в местных органах самоуправления дворянам. Потому её не стали вводить на окраинах, где дворянство считалось не лояльным (прежде всего, на землях бывшей Речи Посполитой, на которых только в 1863 году разгорелось восстание, а в 1864 году (году введения земств) войска подавляли последние очаги сопротивления).

4. С какой целью Земская и городская реформы предусматривали имущественный ценз при выборах в органы управления на местах?
5. Какие достоинства и недостатки, на ваш взгляд, имела реформа в области просвещения?
  • доступ к образованию получало всё большее число детей, включая девочек;
  • разделение на реальные и классические гимназии вводили элементы специализации ещё на уровне среднего образования, что снижало общую нагрузку;
  • благодаря платности высших ступеней образование считалось привилегией, а не обязанность, потому ученики ценили своё положение;
  • университеты пользовались большой внутренней автономией, что благотворно сказывалось на процессе преподавания.
  • начальные учебные заведения финансировались разными организациями, часто земствами, потому средств часто не хватало;
  • реформа не смогла сделать престижной профессию учителя в заведениях ниже гимназии во многом и из-за низкого жалования таких учителей;
  • образование так и не стало всеобщим, что тормозило и модернизацию в целом и индустриализацию в частности;
  • из-за платности образования в гимназиях и ВУЗах оно было доступно не всем.
6. Составьте с помощью компьютера схему, в которой отразите систему учебных заведений в России при Александре I.
УниверситетыПолитехнические институты
Классические гимназии↑Реальные училища↑
Начальные учебные заведения и домашнее обучение↑ Начальные учебные заведения и домашнее обучение↑
7. Как связаны Крымская война и проведение Военных реформ в 1860-1870-е гг.?

Они связаны напрямую. Именно Крымская война показала неэффективность вооружённых сил времён Никола I, также именно она указала на конкретные их слабые стороны.

8. Поразмышляйте, к каким последствиям привело введение всеобщей воинской повинности в Российской империи (рассмотрите как систему обороны страны так и социальную сферу).

– армия стала более многочисленной;

  • многочисленность армии и особенно резерва (в котором потенциально были почти все мужчины дееспособного возраста) позволили полководцами в полной мере воспринять систему Карла фон Клаузевица по которой, в частности, величие победы определялось величиной потерь, понесённых обеими сторонами – увлечение его идеями по всей Европе во многом привело к мясорубке Первой мировой;
  • армия стала всесословной (как её рядовой состав, так в результате реформы военных учебных заведений и офицерский корпус);
  • сокращение срока службы в зависимости от уровня образования было дополнительным стимулом к получению образования;
  • войны получили больший общественный резонанс, потому что воевала не профессиональная армия, имевшая мало связи с обществом, а призывники.
9. Используя Интернет, дополнительную литературу (в том числи художественные произведения авторов XIX в.), соберите информацию о том, как происходило обучение в гимназиях в 1870-е гг.

Обучение в гимназиях происходило по схеме, знакомой нам по школе – через объяснения учителя и ответы гимназистами заданного на дом задания в устном или письменном виде в зависимости от предмета. Отдельно следует отметить уровень преподавателей. Он был довольно высок.

Гимназическое образование было далеко не всеобщим, а элитарным. Гимназии были лишь в губернских городах, по одной на город. Потому туда собирались хорошие специалисты. Многие учёные совмещали работу в университете и в гимназии в городах, где университеты были. За обучение платили, но, тем не менее, оно было доступно не только высшим слоям общества, хотя дети совсем бедных родителей попасть в гимназии не могли.


Правление императора Александра II в 1855-1881 годах стало периодом реформирования России. Созданный еще при Петре I порядок комплектования армии рекрутами в середине XIX века устарел, поэтому потребовалось ввести всеобщую воинскую повинность. Таким было краткое содержание военной реформы Александра 2 1874 года.

Причины реформы и ее первые этап

В 1856 году завершилась Крымская война, которая в целом показала слабость вооруженных сил Российской империи, как в техническом, так и в организационном плане.

Александр II

Рис. 1. Александр II.

Постепенная реорганизация армии относится к 1862-1869 годах. Эти события совпали с подавлением польского восстания 1863 года, с завершающим этапом Кавказской войны и с гражданской войной в США. К 1869 году численность армии сократилась с 900 до 720 тыс., зато число резервистов выросло в 250 до 500 тыс.

В 1861 должность военного министра занял Дмитрий Милютин. Он находился на этой должности 20, до самой смерти Александра II и руководил проведение военной реформы. 1862-1864 годах в Российской империи началось создание военных округов. Первыми стали Варшавский, Киевский, Виленский и Одесский. В 1864-1869 годах появилось еще 11 военных округов.

В 1860-ые годы был сокращен состав Военного министерства до 327 офицеров. Параллельно шло перевооружение пехоты новыми винтовками, часто они были импортными, германскими и бельгийскими. В 1860-1870-ые в армию поступали пушки Маиевского и Барановского и винтовки системы Бердана.

Граф Д.А.Милютин

Рис. 2. Граф Д.А.Милютин.

Введение воинской повинности и итоги реформы

1 января 1874 года был издан устав о воинской повинности. Он состоял из 14 глав, которые регламентировали порядок прохождения службы в армии. Например, срок службы на флот определялся в 10 лет, в том числе 3 года в запасе, а в сухопутной армии – 15 лет, из которых 9 в запасе. Также его главы регламентировали отсрочки от воинской повинности, жалобы по делам призывников, составление приписных списков и другие особенности службы.

Результаты военной реформы можно резюмировать следующим образом:

  • Снижение численности армии на 40%.
  • Появление юнкерских училищ для представителей всех сословий.
  • Создан Главный штаб императорской армии.
  • Отмена почти всех телесных наказаний, кроме розг для некоторых провинившихся.
  • Перевооружение пехоты, артиллерии, кавалерии, флота.
  • Замена рекрутского набора воинской повинностью.

Первым серьезным военным конфликтом, в котором приняла участие реформированная армия, стала русско-турецкая война 1877-1878 годов.

Численность артиллерии в ходе реформы выросла до 2400 орудий. Армия полностью отказалась от пушек с деревянными лафетами, они стали только железными. На флоте появились первые броненосцы.

Армия в русско-турецкой война 1877-1878

Рис. 3. Армия в русско-турецкой война 1877-1878.

Что мы узнали?

Кратко о сути военной реформы Александра II необходимо знать для понимания особенностей формирования вооруженных сил Российской империи во второй половине XIX века. Даты проведения реформы – 1862-1874 годы.

Читайте также: