Программа развития как инструмент управления качеством образования школы

Обновлено: 03.07.2024

Программа развития ОУ как инструмент управления качеством образования

Программа развития ОУ как инструмент управления качеством образования

/ С использованием материалов презентации В.Н. Волкова, руководителя РЦ школы № 619 Калининского района Санкт-Петербурга / Ягодкина О.К., к.п.н., методист МОУ ДПО ИОЦ ,

Государственная программа развития образования на 2013-2020 годы

Пример Практика изменений школы с 1998 года

Преемственные программы развития: Участие в проектах и программах различного уровня: 4 международных проекта (с 2004 года; партнеры - Белоруссия, Великобритания и Австрия); 2 федеральных проекта (2001-2006 годы; тематика - профильное обучение, безотметочное обучение и др.); 10 городских и районных проектов (с 1998 года; тематика - управление качеством, организация работы персонала и др.)

Программа развития- программа изменений

Смысл изменений: Достижение нового, востребованного временем качества образования Улучшение положения обучающихся, педагогов Упрочение позиции (имиджа) школы в образовательном пространстве

Пример Теория: программно-целевой метод управления (1990-е годы)

Структура программы развития

Паспорт программы Общие сведения об учреждении Анализ ситуации. Ключевые проблемы, требующие решения и их причины Желаемое будущее школы Основные сферы изменений и ожидаемые результаты План действий по реализации изменений Бюджет программы Механизмы реализации

Основные сферы изменений

Учение и обучение (преподавание), воспитание Жизненное пространство учреждения Партнёрство и внешние связи Менеджмент Профессионализм кадров

Пример Ведущие направления работы школы в 2009-2013 годах

Качество школьных процессов: распространение информационных технологий на все виды деятельности школы экологическое образование учащихся проектные методы работы школьников развитие ученического самоуправления обучение педагогов для поддержки перспективных направлений работы школы развитие международного сотрудничества

Качество результатов работы: высокое качество подготовки выпускников переход в новый хозяйственный режим и повышение оперативности внутришкольного управления открытие загородной дачи создание экопарка оптимизация работы районного ресурсного центра на базе школы повышение открытости школы обществу и потребителю (например, практика публичных докладов)

Для перехода учреждения в желаемое состояние

Учение и обучение

Внедрены новые педагогические технологии (какие?); ……….

качественное образование учащихся, подтверждаемое независимыми формами аттестации; конкурентоспособность выпускников в ВУЗах; в школе существует реалистичная система воспитания; школа не наносит ущерба здоровью обучающихся, в ней они защищены от негативных влияний внешней среды; высокопрофессиональный и творческий педколлектив; школа эффективно управляется, используются механизмы государственно-общественного управления; современная материально-техническая база и пространственно-предметная среда; школа интересна профессиональному педагогическому сообществу Санкт-Петербурга, России и мира; школа имеет широкие партнерские связи с культурными, спортивными и научными организациями и вовлечение их в образовательный процесс

Механизм реализации

Программа реализуется через годовые (тактические) планы Программа реализуется через систему проектов….. Промежуточные результаты рассматриваются на педагогических советах, заседаниях Управляющего совета Информирование местного сообщества происходит во время публичных докладов администрации перед общественностью, через школьный сайт, СМИ

Презентация на тему: " Программа развития образовательного учреждения как инструмент управления качеством образования и документ для участия в конкурсе в рамках Национального." — Транскрипт:

2 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 2 Вопросы для рассмотрения: Образовательная программа Программа развития Программа развития ОУ: структура, показатели экспертной оценки и самоанализа Наиболее распространённые ошибки в разработке Программы

7 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 7 Существующие в практике подходы к различению и разработке Образовательной программы и Программы развития Образовательная программа отражает особенности только функционирования ОУ, Программа развития – только развитие (концепцию и поэтапную реализацию) 2 разных документа, не связанных общим целеполаганием, но предполагающих программирование развития 2 разных документа, связанных общим целеполаганием: образовательная программа отражает системные изменения, программа развития – локальные изменения в рамках общей концепции Программа развития является составной частью Образовательной программы (общая концепция, программа реализации)

8 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 8 Краткая информационная справка о школе Образовательная программа ОУ Особенности организации обр.процесса Учебный план и поясн. записка Программно-методическое обеспечение Система ДО и внеурочной деятельности Программное обеспечение ДО Система аттестации уч-ся Особенности, специфика образовательного процесса ОУ I. Программа развития ОУ Концепция Социальный заказ, ожидаемый результат, проектная идея Анализ ситуации: ресурсы, проблемы для достижения результата Приоритетные направления, цели, задачи Аналитическое обоснование Программы: Поэтапная реализация концепции Управление реализацией программы через мониторинг Этапы, календарный план (отв., сроки), ожидаемые результаты Модель реализации, инновационные программы, подпроекты Инновационная деятельность:

9 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 9 Мониторинг, критерии, показатели Возможные риски и их минимизация Финансовый план реализации программы I. Программа развития ОУ Краткая информационная справка о школе 1.1. Концепция 1.2. Реализация концепции Краткий анализ исходной ситуации: ресурсы, проблемы для достижения рез-та Этапы, календарный план (отв., сроки), ожид.результаты Модель реализации, инновационные программы, подпроекты Соц.заказ, ожидаемый результат, проектная идея Приоритетные направления, цели, задачи

10 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 10 Краткая информационная справка о школе 2.5. Особенности организации обр.процесса 2.1. Учебный план и поясн. записка 2.2. Программное обеспечение 2.3 Система ДО 2.4 Набор программ ДО 2.6. Система аттестации уч-ся Образовательная программа ОУ II. Особенности, специфика образовательного процесса школы 1.1. Концепция I. Программа развития ОУ 1.2. Реализация концепции Соц.заказ, ожидаемый результат, проектная идея Краткий анализ исходной ситуации: ресурсы, проблемы для достижения рез-та Приоритетные направления, цели, задачи Мониторинг, критерии, показатели Этапы, календарный план (отв., сроки), ожид.результаты Возможные риски и их минимизация Финансовый план реализации программы Модель реализации, инновационные программы, подпроекты

13 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 13 Критерии качества образования (Программа развития региональной системы оценки качества образования) Столичный стандарт качества образования включает: Обоснованность целей, ценностей и содержания образования (образовательных результатов) социальным заказом Достижение учебных результатов в соответствии с федеральными и региональными компонентами образовательных стандартов Условия образовательного процесса, необходимые для достижения новых образовательных результатов Адекватность применяемых образовательных технологий заявленным целям (образовательным результатам) Формирование и реализация индивидуальных запросов обучающихся через индивидуальные программы и программы дополнительного образования Обеспечение безопасности и здоровья учащихся образовательных учреждений Систему показателей и индикаторов, обеспечивающих управление качеством образования.

14 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 14 Необходимый набор показателей оценки качества образования, который должен быть отражён в Программе развития ОУ: Новые образовательные результаты (соц.заказ) Миссия, цели ОУ Педагогическая компетентность в использовании технологий Условия образовательного процесса, уклад жизни ОУ Мониторинг и экспертиза Изменения в управлении деятельностью ОУ

15 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 15 Экспертные критерии и показатели оценки Программы развития в рамках ПНПО

17 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 17 Группы школ по характеру представленной Программы развития 1. Отражены достижения ОУ + программа развития + реализация программы (все части соответствуют друг другу, ключевой проектной идее) 2. Программа развития (концепция и программа её реализация), но нет информации о достижениях 3. Есть только концепция, нет программы реализации 4. Отражены достижения ОУ + программа развития + реализация программы, но все части не соответствуют друг другу; аналитическая записка не соответствует программе развития, ключевой проектной идее 5. Программа развития подменена описанием традиционных достижений школы, не связанных напрямую с инновационной деятельностью, но ярких и многочисленных

19 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 19 Основные содержательные компоненты Программы развития ОУ Программа развития ОУ как инструмент управления качеством образования 1. Концепция 2.1. Краткий анализ внутренней ситуации (ресурсы и слабые стороны для достижения результата) 2.4. Мониторинг (содержание, критерии, индикаторы, процедуры) 2.6. Финансовый план реализации программы Направления, цели, задачи, ожидаемые результаты 1.1. Анализ социальной ситуации Единый определяющий замысел (ведущая идея), обоснование исходя из социального заказа 2. Реализация концепции 2.2. Модель реализации концепции Инновационные программы, подпроекты 2.3. Этапы, задачи, сроки, отв. Календарный план 1 этапа 2.5. Риски и их минимизация

20 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения Концепция 1.1 Ключевая проектная идея

22 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 22 Примеры ключевых идей Идея формирования социальной компетентности учащихся через придание образовательной системе школы функции развития окружающего социума Идея превращения участников образовательного процесса в субъектов, ставящих собственные цели, проектирующих способы действий в ситуации отсутствия готовых знаний, через преобразование форм организации и технологий образовательного процесса, создание условий для развёртывания общественных образовательных инициатив Идея формирования ключевых компетентностей учащихся через создание школьной системы управления качеством образования и т.д.

23 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения Ключевая проектная идея (показатели оценки) 1. Направлена на создание новой образовательной практики, принципиально отличающейся от существующей. 2. Конкретизирована в цели - образовательном результате учащегося. 3. Обозначает связь между новым образовательным результатом и необходимостью изменений характеристик образовательной среды. 4. Направлена на изменение всех основных составляющих образовательной практики (содержание образования, методы обучения, формы организации образовательного процесса; компетентность управленцев, педагогов). 5. Требует включенности всех участников образовательного процесса (учащегося, учителя, методиста, управленца и др.).

24 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения Обосновывается исходя из определенной философской концепции, современных требований потребителей к образовательным результатам, возможных будущих социальных ожиданий. 7. Базируется на лучших мировых и отечественных образцах педагогической практики. 8. Реализуема, реалистична, т.е. соответствует имеющимся или прогнозируемым возможностям и ресурсам школы. 9. Выработана коллегиально, в том числе, с привлечением общественности. 10. Известна, понятна и принимается педагогами, учащимися, родителями. 1.1 Ключевая проектная идея (продолжение)

26 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 26 Примерное распределение целей Способность выпускника успешно действовать в любых изменяющихся социально- экономических условиях Формирование информационной культуры и медиакомпетентности ученика и учителя Способность делать свободный выбор в социально- психологических ситуациях жизненной альтернативы на уровне современной культуры Формирование гармонично развитой личности выпускника Готовить человека к будущему, готовить его быть эффективным творцом и созидателем будущего мироустройства Создание центра развития общих учебных умений и навыков Информатизация школьной среды Разработка теоретико- практических основ управления развитием школы Разработка мониторинга для управления развитием школы Построение новой модели образовательной среды на основе ноосферного понимания личности педагога Цель Средство как указание на новые образовательные результаты как условие получения некоторого результата Диагностичные Недиагностичные

29 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения Реализация Концепции

32 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 32 К экспертизе модели реализации Концепции Содержание образования в рамках компетентностного подхода Технологии Измерители, оценка Компетентностная модель выпускника Компетентностная модель учителя, педагога =

34 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 34 Изменяется ли подход к измерению и оценке образовательных результатов учащихся? Педагогической компетентности? Если основным содержанием и формой диагностики и контроля остаётся проверка ЗУНов на репродуктивном уровне, никакого движения в сторону новых образовательных результатов не будет. Аналогично – если не изменяются критерии оценки компетентности учителя.

35 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения Риски и минимизация их влияния Указаны существенные риски, способные реально повлиять на достижение запланированных образовательных результатов Предусмотрены мероприятия по минимизации рисков

36 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 36 Карта рисков может быть представлена в виде таблиц: по группам факторов иликомплексной

37 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 37 Карта рисков по группам факторов Финансово-экономические риски Риски Отрицательное влияние Мероприятия снижения риска Рост числа альтернативных услуг Снижение спроса Повышение качества, реклама Платежеспособность потребителей Падение спроса на платные образовательные услуги Снижение затрат Рост налогов, цен на коммунальное обслуживание, расходные материалы Уменьшение объёма финансирования, увеличение издержек Жёсткое финансовое планирование

38 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 38 Карта рисков по группам факторов Социально-экономические риски Риски Отрицательное влияние Смена учредителя Приостановление деятельности, текучесть кадров Демографический кризис Уменьшение спроса на услуги Изменение требований местных властей, законодательства Дополнительные затраты на выполнение новых требований

39 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 39 Карта рисков по группам факторов Социальные риски Риски Отрицательное влияние Увольнение ведущих преподавателей, разработчиков УМК Приостановление работы над проектами УМК, перенос сроков сдачи УМК Недостаточный уровень зарплаты Текучесть кадров, снижение производительности Квалификация кадров Снижение качества услуг, невозможность достигать новые образовательные результаты

40 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 40 Карта рисков по группам факторов Технико-технологические риски Риски Отрицательное влияние Изношенность оборудования Увеличение стоимости проектов и затраты на ремонт Новизна технологий Увеличение затрат (временных, финансовых) на освоение, временное снижение эффективности работы

41 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 41 Карта рисков по группам факторов Маркетинговые риски Риски Отрицательное влияние Мероприятия уменьшения риска Недостаточное удовлетворение требований родителей, учащихся Снижение спроса на оказываемые услуги Разработка новых услуг в соответствии с потребностями рынка, снижение себестоимости услуг, повышение их качества Возможность появления непредвиденного конкурента Уменьшение доли рынка, снижение спроса на оказываемые услуги

42 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 42 Карта рисков по группам факторов Форс-мажорные обстоятельства Риски Мероприятия снижения рисков Дефолт, резкое повышение цен Внедрение организационно-технологических мероприятий по снижению текущих расходов, привлечение новых поставщиков, предлагающих свои услуги по более низким ценам Угрозы террористических актов, отмены запланированных мероприятий Выделение в плане блока мероприятий, отмена которых существенно не повлияет на получение новых образовательных результатов

43 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 43 Финансовый план реализации Программы (показатели) Предусмотренные финансовые вложения соответствуют заявленной цели и необходимы для её достижения

44 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 44 Дополнительные требования объём Программы - не более 30 машинописных страниц - текст Программы и желательно не более 10 страниц – Приложения соблюдение правил и норм орфографии, пунктуации в оформлении текста программы

46 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 46 Главные ошибки в разработке Программы развития ОУ (по результатам конкурсов) Невовлечённость учителей, учеников, родителей в разработку и реализацию Программы Программа как формальный документ, не связанный с управлением качеством образования

47 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 47 Показатели для самоанализа Программы развития образовательным учреждением Раздаточный материал: показатели самооценки Программы развития Предложения по дополнению, корректировке

48 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 48 Цель: изменение качества образования Образование 1 Образование 2 Благодарим за внимание и сотрудничество!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект на тему Целевая программа развития образовательного учреждения как фа.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект на тему Целевая программа развития образовательного учреждения как фа.

Проект на тему Целевая программа развития образовательного учреждения как фактор повышения эффективности управления качеством образования Автор - Р.С.Фархутдинова

Объект исследования: управление качеством образования Предмет исследования: р.

Объект исследования: управление качеством образования Предмет исследования: реализация метода программно – целевого управления как одного из направлений повышения эффективности управления качеством образования. Цель данной работы: теоретически обосновать и показать на практике целесообразность использования метода программно – целевого управления.

Задачи исследования: Изучить научно – педагогическую литературу по проблеме и.

Задачи исследования: Изучить научно – педагогическую литературу по проблеме исследования Провести мониторинг эффективности использования метода программно целевого управления в рамках Программы развития школы Определить результативность применения целевой программы развития как одного из направлений повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в: разраб.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в: разработке прогностической модели, интегрирующей структуру и содержание программно-целевого метода управления качеством образования; создании характеристики критериальных признаков эффективности программно-целевого метода управления; теоретическом обосновании и опытно-экспериментальной проверке комплекса педагогических и социально-экономических условий, способствующих успешному внедрению программно-целевого метода управления в процесс управления качеством образования; определение основных направлений технологизации исследуемого явления.

Заключение 1. В ходе эксперимента было установлено, что реализация модели про.

Заключение 1. В ходе эксперимента было установлено, что реализация модели программно-целевого метода управления образования осуществлялась согласно этапов, закономерностей принципов, компонентов, направленных на обеспечение целей образовательного пространства и развития образовательного учреждения. 2.0собенность управленческой деятельности по развитию образовательного учреждения состояла в отходе от традиционных форм организационного построения, в перестройке структур соответственно требованиям высокой оперативности решения вопросов в единой системе образовательного пространства. 3. Организационное обеспечение процесса реализации программно-целевого метода управления качеством образования по выделенным направлениям определено с учетом актуальности, прогностичности, рациональности, контролируемости и чувственности к сбоям.

4. Экспериментальная работа подтвердила правомерность выбора социально-педаго.

4. Экспериментальная работа подтвердила правомерность выбора социально-педагогических и экономический условий. Результаты эксперимента показали, что реализации условий способствовали следующие ориентиры: обеспечение возможности выбора обучающимися индивидуального образовательного пространства; обеспечение диверсификации содержания образования в сети образовательных учреждений для удовлетворения потребностей, интересов, запросов обучающихся; обеспечение моделирования воспитательной системы; разработка и апробирование компонентов государственных образовательных стандартов; создание системы управления качеством образования; обеспечение качественного роста кадрового потенциала отрасли; создание информационной системы. 5. Внедрение программно-целевого метода управления в процесс качеством образования осуществлялось с учетом особенностей Агрызского района (низкий социокультурный потенциал и слабые культурные фонды; материальное неблагополучие населения; высокая напряженность труда учителя; низкий социально-экономический статус учителя).

Проведено теоретико-экспериментальное исследование по проблеме "Программно-це.

Проведено теоретико-экспериментальное исследование по проблеме "Программно-целевой метод управления как фактор повышения эффективности управления качеством образования. Отмечено, что образовательная система целостна и автономна по отношению к внешней среде, однако, ее изучение необходимо вести в единстве со средой, социумом, социально-экономическими особенностями развития общества, конкретного региона. Теоретически выделены целевой, содержательный и организационный аспекты образовательной системы. Управление качеством образования исследовалось на нескольких уровнях: методологическом, теоретическом, философском, экономическом, социально-педагогическом.

Доказано, что задачи управления качеством образования решаются более эффектив.

Доказано, что задачи управления качеством образования решаются более эффективно при использовании программно-целевого метода, с помощью которого обеспечивается поиск эффективных форм и технологий их реализации. Рассмотрение программно-целевого метода управления качеством образования как целостного процесса позволило выявить его особенности (конкурентоспособность, приоритетность, своеобразие, процессуальность) и поставить задачу разработки новых подходов к этапам, методам и средствам управления качеством образования. Исследование проблемы в этих условиях было возможно при интегрировании философских, психолого-педагогических и социально-экономических идей. Эксперимент подтвердил, что разработанная модель целевой программы развития образовательного учреждения как фактор повышения эффективности управления качеством образования динамична и жизнеспособна, так как соответствует логике научного познания, учитывает специфику программно-целевого метода управления, а также особенности развития системы образования.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Программа развития образовательного учреждения как инструмент управления качеством образования и документ для участия в конку. Презентация на заданную тему содержит 48 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Вопросы для рассмотрения: Образовательная программа ↔ Программа развития Программа развития ОУ: структура, показатели экспертной оценки и самоанализа Наиболее распространённые ошибки в разработке Программы

Запрашивается как документ для внешнего предъявления: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - при лицензировании, аттестации, аккредитации

Существующие в практике подходы к различению и разработке Образовательной программы и Программы развития Образовательная программа отражает особенности только функционирования ОУ, Программа развития – только развитие (концепцию и поэтапную реализацию) 2 разных документа, не связанных общим целеполаганием, но предполагающих программирование развития 2 разных документа, связанных общим целеполаганием: образовательная программа отражает системные изменения, программа развития – локальные изменения в рамках общей концепции Программа развития является составной частью Образовательной программы (общая концепция, программа реализации)

Критерии качества образования (Программа развития региональной системы оценки качества образования) Столичный стандарт качества образования включает: Обоснованность целей, ценностей и содержания образования (образовательных результатов) социальным заказом Достижение учебных результатов в соответствии с федеральными и региональными компонентами образовательных стандартов Условия образовательного процесса, необходимые для достижения новых образовательных результатов Адекватность применяемых образовательных технологий заявленным целям (образовательным результатам) Формирование и реализация индивидуальных запросов обучающихся через индивидуальные программы и программы дополнительного образования Обеспечение безопасности и здоровья учащихся образовательных учреждений Систему показателей и индикаторов, обеспечивающих управление качеством образования.

Необходимый набор показателей оценки качества образования, который должен быть отражён в Программе развития ОУ:

Группы школ по характеру представленной Программы развития 1. Отражены достижения ОУ + программа развития + реализация программы (все части соответствуют друг другу, ключевой проектной идее) 2. Программа развития (концепция и программа её реализация), но нет информации о достижениях 3. Есть только концепция, нет программы реализации 4. Отражены достижения ОУ + программа развития + реализация программы, но все части не соответствуют друг другу; аналитическая записка не соответствует программе развития, ключевой проектной идее 5. Программа развития подменена описанием традиционных достижений школы, не связанных напрямую с инновационной деятельностью, но ярких и многочисленных

Читайте также: