Школа как субъект профилактики правонарушений несовершеннолетних

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Фатима Аскербиевна Нехай

Населенный пункт: Теучежский район, аул Понежукай

Всегда за своих детей несли ответственность родители. Сегодня эта ответственность закреплена законодательно конвенцией о правах ребенка, семейным кодексом, кодексом об административных правонарушениях и другими законами.

Родители должны и обязаны воспитывать своих детей, заботиться о их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Однако не все родители должным образом воспитывают детей. Причиной этого может быть недостаточное знание требований законов, определяющих ответственность за воспитание детей, заблуждения и ошибки, отрицательно влияющие на качество воспитания детей, отсутствие необходимых родительских компетенций. В настоящее время не в каждой семье ребенок может получить положительные примеры морально-правовых норм и правил поведения в обществе.

Все ошибки воспитания в будущем бумерангом возвращаются к самим родителям и в определенной степени ко всему обществу. Мы, взрослые, не должны быть безразличными, какими вырастут наши дети. Поэтому целью воспитания детей и профилактической деятельности является предупреждение правонарушений и безнадзорности учащихся; необходимая социальная адаптация личности ребенка в обществе. Для этого важно объединение усилий всех субъектов профилактики, государственных и общественных учреждений и организаций. По достижению этих целей, мы все вместе ставим перед собой следующие задачи:

  • поддержка ребенка в реализации и защите его прав и законных интересов;
  • формирование законопослушного поведения детей и подростков;
  • оказание педагогической и социально-психологической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней;
  • определение детей и семей, находящихся в социально - опасном положении;
  • профилактика раннего семейного неблагополучия.

Школа – это первое звено в системе работы по оказанию социальной и педагогической поддержки учащимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Наша школа осуществляет свою работу по профилактике правонарушений несовершеннолетних по направлениям:

  • оказывает педагогическую и социально-психологическую помощь несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
  • выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также систематически пропускающих или не посещающих по неуважительным причинам занятия;
  • семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывает им помощь в обучении и воспитании детей;
  • обеспечивает посещение спортивных, технических и иных кружков, и привлекает к участию в них несовершеннолетних;
  • осуществляет меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Ведь дети приносят в школу свой социальный портрет в виде навыков, манер, стилей одежды общения, образцов речи и поведения. Семья, эта та среда, которая формирует будущую личность, с ее манерами, устоями и способами взаимодействия с окружающим миром. Ещё в раннем возрасте у детей проявляется склонность к правонарушениям. Чем раньше она будет замечена, тем проще будет ее предотвратить. Поэтому одним из главных функций воспитания является профилактика безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних детей. Профилактическая работа в школе процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. В начале учебного года проводятся необходимые организационные мероприятия: составляется социальный паспорт школы, план работы в данном направлении, издаются приказы, инструкции, оформляются журналы учета, обновляется состав Совета профилактики, уточняются списки стоящих на разных уровнях учета и т. д.

В течение года вопросы профилактики систематически рассматриваются на совещаниях при директоре. Ведется учет детей, имеющих проблемы с обучением, так как, если своевременно не отреагировать на неуспевающего ученика, он теряет интерес к учебе, прогуливает уроки, что может привести к правонарушениям с его стороны. Школьная неуспеваемость – основная причина девиантного поведения. Необходимо вовремя установить причину неуспеваемости и помочь родителям с выбором программы обучения.

Особое внимание школа уделяет контролю за посещением учебных занятий. В школе разработана система ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия ребенка в школе и принятием оперативных мер по его возвращению.

В школе с первых лет обучения ребенка большое внимание уделяется правовому воспитанию, формированию сознательной дисциплины, воспитанию законопослушного гражданина, соблюдению правил поведения учащихся, Устава школы, инструкций.

С этой целью проводятся классные часы, внеклассные мероприятия на правовую, духовно-нравственную тематику, встречи с психологами, представителями правоохранительных органов, проводятся профилактические беседы, не остается без внимания ни одно нарушение Устава, правил для учащихся, школьный психолог систематически проводит тестирование, диагностики. Учащиеся, которые систематически нарушают Устав, правила поведения в школе, ставятся на внутришкольный учет. С ними ведется индивидуальная профилактическая работа, составляется ежемесячный отчет о проведенной работе, администрации этот отчет предоставляется в конце четверти с итогами успеваемости и посещаемости.

Большую роль в профилактике правонарушений играет школьный Совет профилактики. Заседания проходят один раз в четверть, при необходимости чаще. На Совете рассматриваются персональные дела учащихся, нарушающих Устав и правила поведения в школе, приглашаются родители, не занимающиеся воспитанием детей.

По вопросам профилактики школа работает в тесном сотрудничестве с Комиссией по делам несовершеннолетних, и защите их прав администрации Теучежского района, с ПДН, сектором опеки и попечительства администрации Теучежского района. Индикатором эффективности проводимой совместной работы можно считать ежегодное снижение числа подростков нашей школы, состоящих на учете в КДН и ПДН за совершенные правонарушения.

Система работы школы по профилактике правонарушений и безнадзорности учащихся строится из следующих составляющих:

  • выявление учащихся с отклонениями в поведении и своевременная организация работы по коррекции их поведения;
  • наблюдение за учащимися в различных ситуациях;
  • определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;
  • уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;
  • изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;
  • мотивов поведения и общения;
  • учет состояния здоровья ребенка;
  • наблюдение за контактом ребенка с родителями (опекунами).
  • индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;
  • индивидуальная работа классного руководителя, администрации школы социального педагога, психолога с учащимися девиантного поведения;
  • создание условий для развития творческих способностей ребенка, помощь в организации здравого досуга (кружки, спортивные секции и др.);
  • вовлечение учащихся в активную общественную работу;
  • проведение тренингов общения;
  • привлечение к чтению художественной литературы.

Работа с семьей:

  • изучение социального положения ребенка в семье;
  • выступление учителей на родительских собраниях;
  • посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений и правонарушений;
  • встречи с инспектором ПДН;
  • индивидуальные консультации для родителей;
  • совместная профилактическая работа школы с родительскими комитетами классов;
  • привлечение родителей к проведению родительских собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях;
  • проведение творческих встреч, тематических родительских собраний;
  • привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с родителями (психологов, наркологов);
  • приглашение родителей неблагополучных семей на школьные праздники, семинары, лектории и др.

Взаимодействие с заинтересованными организациями

  • сотрудничество с инспектором и комиссией по делам несовершеннолетних района;
  • врачами: психологами, наркологами;
  • работниками правоохранительных и следственных органов;
  • районным центром занятости населения;
  • городским домом детского творчества.

Информационная, организационно-методическая деятельность

  • проведение совместных больших и малых педагогических советов, целевых совещаний, дискуссий, бесед и т.п.;
  • взаимодействие методических объединений классных руководителей старших классов и учителей начальных классов;
  • составление психолого-педагогической карты учащихся, состоящих на внутришкольном контроле в ПДН;
  • разработка методических материалов в помощь классному руководителю;
  • составление психолого-педагогической характеристики класса;
  • организация выставок литературы, плакатов.

Правовое просвещение учащихся

  • проведение месячника правовых знаний;
  • тематических бесед;
  • диспутов, конференций.

Список литературы

3.Галагузова Ю.Н. Организация профессиональной подготовки социальных педагогов: проблемы и противоречия. В кн.: Образование и наука. Будущее в ретроспективе: научно-методический сб./Екатеринбург: Изд-во Ур О РАО, 2005. - С. 44-58.

4.Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей /В.Н. Гуров.- М.: Педагогическое о-во России, 2002.- 190 с.- Библиография: С. 169-181,182-189.

РОЛЬ ШКОЛЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В числе наиболее актуальных проблем современного общества является безнадзорность детей и правонарушения среди несовершеннолетних.

Важнейшим аспектом профилактики детской беспризорности и правонарушений, - являются организация работы в школе, с семьей и повышение ответственности родителей за воспитание детей.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

В Уставе общеобразовательной школы указывается, что главные задачи школы состоят не только в том, чтобы дать учащимся образование, но и в том, чтобы осуществлять нравственное воспитание, формировать у молодого поколения общечеловеческое мировоззрение. Тем самым Устав закрепляет необходимость участия школы в работе по предупреждению антисоциальных поступков и правонарушений среди учащихся. Полное и эффективное использование школами своих воспитательно-профилактических возможностей может внести весомый вклад в предупреждение преступности несовершеннолетних в целом.

Учебная профилактическая программа будет эффективна, если она строится на основе определённых правил. А именно: диалогическое общение, то есть взаимодействие педагога и ученика как равных партнеров без излишней авторитарности со стороны учителя; демократический стиль обучения, основанный на искренности и доверительности.

Возникает вопрос, кто должен проводить такую работу с подростками? Специалистами проводилось исследования, в котором приняло участие 140 подростков и 140 взрослых в возрасте 23 – 64 года. Выбирая ведущего профилактической программы, все опрошенные на первое место поставили сотрудника специализированного центра, на второе место – школьного психолога прошедшего специальную подготовку. Специалисты пришли к выводу: для подготовки ведущего профилактических программ обязательно нужно специальное обучение, вести эту работу должен специалист [8, с. 105-106]. Успех во многом определяется готовностью всего педагогического коллектива. В первую очередь психолога и социального педагога, к работе с трудными подростками.

Система профилактики правонарушений и преступлений учащихся включает в себя следующие компоненты:

Устранение причин отклонений в поведении школьника:

―изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

―изменение условий семейного воспитания.

Важно, чтобы в профилактиктической деятельности с учащимися принимало участие большое количество людей: школьная администрация, классные руководители, родители, работники учреждений дополнительного образования детей, сотрудники органов внутренних дел [2, с.49].

Основное условие успешной работы по предупреждению правонарушений учащихся – это создание здорового коллектива, обеспечение строгого режима и образцового порядка, организация эффективной борьбы с пропусками и нарушениями учебной дисциплины. Высокий уровень дисциплины в школе способствует формированию у обучающихся стереотипа дисциплинированного поведения, что положительно сказывается на поступках подростков и во внеурочное время.

Как показывают исследования, атмосфера школьной жизни, нормы и правила, отношения с учителями существенным образом влияют на поведение учащихся. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, расширяют безопасное для ребенка пространство, в котором ему хорошо и интересно.

Школьное самоуправление способствует расширению числа строгого не регламентируемых пространств, где создателем норм и правил является ребенок. Важно, чтобы равноправие учителей и учеников осуществлялось не только при подготовке, к каким – то мероприятиям.

Для эффективного функционирования государственной системы профилактики правонарушений предполагается создание развернутой и стабильной нормативно – правовой базы на всех уровнях профилактики (федеральном, региональном и местном). Одним из направлений государственной функции является совершенствование и повышение социальной эффективности законодательства, которое находится в ведении субъектов Российской Федерации. Эта задача может быть успешно решена посредством обеспечения системного и комплексного подхода к пониманию сущности и содержания современных требований к правовым нормам, принимаемым в установленном порядке региональными органами государственной власти [5].

На сегодняшний день, несмотря на усилия государственных и муниципальных органов управления образованием, профилактика безнадзорности и правонарушений в образовательной среде является одним из уязвимых мест, серьезное беспокойство вызывает низкая эффективность мер по преодолению детской преступности, наркомании и других антиобщественных явлений.

-оказывать социально – психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

-выявлять несовершеннолетних, находящихся социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимать меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

-выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей;

-обеспечивать организацию в образовательных учреждениях спортивных общедоступных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

-осуществлять меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних [1].

В организации профилактической деятельности важную роль играют советы по профилактике правонарушений учащихся. Опыт советов в некоторых школах показывает, что эффективна форма объединения усилий педагогического коллектива, органов полиции, родительской общественности по предупреждению правонарушений среди учащихся общеобразовательных школ. Руководители школы обеспечивают широкое информирование учащихся и их родителей о принятых советом по профилактике мер воздействия к нарушителям. Советы в школах в основном принимают следующие меры воздействия к правонарушителям: 1) предупреждение и строгое предупреждение; 2) ходатайство о наложении на учащегося дисциплинарного взыскания руководством школы; 3) решение о направлении письма на работу родителей (если они работают); 4) ходатайство о постановке на учет в ОВД подростка и родителей из неблагополучных семей. Одна из важнейших задач совета по профилактике – оказание мер воздействия на учащихся за злостные нарушения дисциплины, прогулы, аморальные проступки, правонарушения, а также на родителей за антипедагогическое поведение и невыполнение своих обязанностей по воспитанию детей.

Список литературы

Андрияхина Н. В. Миронова Г. И. Система профилактики правонарушений и преступлений школьников // Практика административной работы в школе. 2005. № 7.

Иванова В. Школьная служба примирения – эффективная форма профилактики отклоняющегося поведения подростков // Воспитательная работа в школе. 2006. № 4.

Зиядова Д.З. Преступность учащихся общеобразовательных учреждений и проблемы её предупреждения. - М., 2005.

Новоселов В. И. Проблема правового статуса граждан в законодательстве субъектов Российской Федерации // Законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: Материалы конф. / Под ред. В. И. Новосёлова. - Саратов, 1998.

Орсаг Ю. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в условиях детского дома //Социальная педагогика. 2008. № 1. С 63.

Ушакова Е. Антинаркотическая профилактика в школе // Директор в школе. №9. 2007. С. 105 – 106.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. В настоящее время школы играют важную роль в системе профилактики беспризорности и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних граждан. Статья посвящена выявлению путей форм взаимодействия с несовершеннолетними гражданами, которые инициируют общеобразовательные организации с целью профилактики правонарушений несовершеннолетних граждан.

Ключевые слова: профилактика правонарушений несовершеннолетних, образовательные организации, межведомственное взаимодействие.

Abstract: Currently, schools play an important role in the prevention of homelessness and neglect of juvenile delinquency. The article is devoted to the identification of ways of forms of interaction with minor citizens, which initiate educational organizations in order to prevent offenses of minor citizens.

Keywords: prevention of juvenile delinquency, educational organizations, interdepartmental cooperation.

Общеобразовательные организации являются наиважнейшей и практически неотъемлемой частью системы профилактики, наряду с органами внутренних дел, органами опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и иными государственными органами. В ходе проведенного нами исследования был выявлен ряд рекомендаций относительно эффективных форм работы с несовершеннолетними гражданами, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики.

В первую очередь, стоит выделить организацию работы по качественному доступному обучению и обеспечению внеурочной занятости несовершеннолетних обучающихся. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), в образовательных программах каждой образовательной организации должна быть реализована программа воспитания и социализации обучающихся. Основной формой работы в этом направлении является работа с группами. К задачам данных занятий относится стремление к социальной адаптации детей, их интеграция в социум, формирование терпимости среди несовершеннолетних.

К достаточно распространенной форме групповых занятий относятся игровые тренинги. Зачастую они направлены на ликвидацию агрессивного поведения среди школьников (особенно для тех несовершеннолетних, кто вступает в конфликт с законодательством)[2, c. 130].

Актуальность получает деятельность дискуссионных клубов. Принимая участие в работе подобных внеурочных организаций, школьники формируют активную жизненную позицию. Заседания клуба обычно посещают и гости – представители органов исполнительной власти, педагоги. В рамках работы клубов школьники участвуют в обсуждении таким тем, как алкогольная зависимость, вред курения, интернет-зависимость и т.д. [4, c. 92].

Важной является организация работы по формированию правовой компетентности несовершеннолетних обучающихся. Реализация данной формы работы осуществляется как с помощью внутришкольных программ, так и посредством чтения элективных курсов [5, c.92].

В работе волонтерской организации могут принимать участие как обучающиеся школы, так и представители преподавательского состава, сотрудники школ.

Следующий вид работ – привлечение несовершеннолетних обучающихся к работе молодежных объединений ­– способствует плодотворной реализации интеллектуального и творческого потенциала несовершеннолетних граждан. В рамках данного направления могут быть проведены акции, направленные на благотворительность, на толерантные отношения в обществе и т.д. [4, c. 95].

На наш взгляд, рекомендации по совершенствованию взаимодействия образовательной организации с комиссиями по делам несовершеннолетних должны включать в себя привлечение к профилактической работе, проводимой в образовательной организации, родителей обучающихся (иных законных представителей и членов семьи несовершеннолетнего).

К наиболее эффективным формам работы относится создание родительского клуба, который должен своевременно предотвращать конфликтно-кризисные ситуации. Вместе с педагогами родители могут проводить профилактические мероприятия в школе, реализовать социальные проекты.

Межведомственное взаимодействие в образовательной организации играет важную роль в вопросах предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений несовершеннолетних, а также в вопросах защиты их прав и законных интересов. Данное взаимодействие заключается в том, что если сотрудники педагогического коллектива узнали, что школьники совершили правонарушение, то они должны сразу же сообщить об этом представителям администрации школы. Если несовершеннолетние совершили либо запланировали уголовное преступление, то об этом необходимо сообщить в правоохранительные органы.

Профилактические беседы нужно проводить как со школьниками, так и с их родителями (либо иными законными представителями). На данные беседы необходимо регулярно приглашать сотрудников правоохранительных органов, представителей муниципальных КДНиЗП.

Еще одной рекомендацией для усовершенствования взаимодействия школ с комиссиями по делам несовершеннолетних может стать формирование списков детей, которые регулярно пропускают учебные занятия по неуважительным причинам. Данная ситуация может в дальнейшем отслеживаться по каждому несовершеннолетнему для того, чтобы выявить и устранить причины, которые побуждают ребенка пропускать учебу. Полученные данные должны быть направлены в соответствующие органы (муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних).

Отдельным направлением взаимодействия образовательной организации с органами и учреждениями системы профилактики является дальнейшая профилактическая работы безнадзорными и беспризорными гражданами [1].

Интерес представляет и взаимодействие школ с общественными организациями в рамках работы с несовершеннолетними гражданами, которые состоят на различных видах учета. Стоит отметить, что учсатие общественных организаций в данном процессе повышает эффективность решения данного вопроса. Зачастую данное утверждение связано с тем, что общественные объединения обладают такими характеристиками, как:

- гибкость – они применяют разнообразные подходы для решения проблем несовершеннолетних граждан и обладают возможностью применения инновационных технологий;

- возможность привлечения широкого круга добровольцев для помощи;

- возможность привлечения дополнительны финансовых средств (финансы от субсидий и т.п.);

- креативный и творческий подход;

- возможность привлечения более широкого круга несовершеннолетних граждан;

- получение высокой степени доверия со стороны подростков.

Таким образом, вышеприведенные характеристики показывают значимость задачи максимального вовлечения общественных объединений в сферу профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения тесного сотрудничества этого базисного института гражданского общества с органами и учреждениями системы профилактики, в том числе с образовательными организациями.

Перейдем к механизму межведомственного взаимодействия с общественными объединениями. Его основные этапы выглядят следующим образом:

1. Постановка цели с учетом реальных возможностей для ее выполнения;

2. Формирование плана при условии учета имеющейся ресурсной базы;

4. Формирование материально-технической составляющей проекта (предоставление кабинета, необходимых технических средств);

5. Принятие согласованного плана дальнейших действий;

6. Проведение профилактических мероприятий непосредственно с несовершеннолетними;

7. Завершающий аналитический этап (круглые столы, конференции, подведение итогов).

Как мы знаем, наиболее эффективной формой работы с несовершеннолетними, которым необходимо повышенное внимание, является институт наставничества. В рамках данной формы взаимодействия организуют индивидуальное сопровождение каждого подростка.

Для реализации данной формы может быть создана отдельная программа наставничества, целью которой является регулярное частое взаимодействие с несовершеннолетними гражданами и оказание им поддержки. В качестве примера можно привести проведение индивидуальных бесед как с несовершеннолетними, так и с их родителями (либо другими законными представителями). Наставники привлекают подростков к участию в работе спортивных секций, творческих кружков, помогают несовершеннолетним принимать участие во временном летнем трудоустройстве. К тому же, в данном варианте взаимодействия часто принимают участие представители духовенства.

Привлечение несовершеннолетних граждан к совместной работе с общественным объединением осуществляется следующим образом:

1. Социальный педагог образовательного учреждения обращается с ходатайством;

2. Для заявленного несовершеннолетнего назначают наставника (зачастую из числа активных волонтеров объединения);

3. Поддержание активного участия подростка в культурно-творческой/спортивной/организационной деятельности объединения.

Как показывает опыт различных регионов РФ, участие несовершеннолетних в деятельности общественных организаций способствует формированию таких компетенций, как адаптация в обществе, осознанная профориентация, нравственное поведение.

Также сотрудничество с общественными некоммерческими объединениями помогает изменить отношение общества к образовательным организациям, повышает информированность по поводу возможностей и результативности их деятельности, повышает имидж образовательных организаций.

Особой значимостью обладает сотрудничество представителей системы профилактики с аппаратом уполномоченного по правам ребенка в регионах РФ.

Функционирование уполномоченных по правам ребенка направлено на следующее:

- способствование гарантий защиты прав и интересов детей;

- просвещение граждан относительно прав и законных интересов ребенка;

- взаимодействие с различными учреждениями с целью защиты прав и интересов несовершеннолетних;

- следование Конвенции о правах ребенка и т.д.

Исходя из вышеприведенных сведений, можно сделать вывод о том, что в рамках проведения профилактической работы с несовершеннолетними гражданами подобное взаимодействие способствует более детальному рассмотрению защиты прав детей. Также взаимодействие способствует своевременному обнаружению фактов нарушения интересов несовершеннолетних граждан и благодаря данному взаимодействию возможно оперативно отреагировать и оказать квалифицированной помощи детям.

Таким образом, аппараты уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации являются значимыми элементами в цепочке обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних граждан. На современном этапе институт уполномоченных по правам ребенка занял свое место, действуя при этом в тесном взаимодействии с образовательными учреждениями, что позволяет школам рационально использовать данный ресурс и проводить его адвокатирование среди участников образовательной деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

2. Беженцев А.А. Критерии оценки эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД РФ, 2015. – С. 130

3. Гоголева А.А. Правовые основы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: предложения по усовершенствованию. – Пенза: Наука и просвещение, 2018. – С. 107-109.

4. Кузнецов И.Н. Направления совершенствования нормативно-правового регулирования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. – Королев: Право и государство пресс, 2017. – С. 91.

5. Писаревская Е.А. К вопросу об эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. – Томск: НИ ТГУ, 2015. – С. 94-99.


Необходимо предъявлять к ребенку твердые, непререкаемые требования общества, вооружать нормами поведения, чтобы он знал, что можно и чего нельзя, что похвально и что наказуемо

Огромное большинство окружающих нас людей живут нормальной жизнью.

Они работают, учатся, отдыхают, ходят в театр, ездят за город, чтобы полюбоваться природой, любят своих близких и друзей, заботятся друг о друге, помогают друг другу. Их действия подчинены нормам, принятым в нашем обществе. Но иногда это нормальное взаимодействие людей с окружающей средой нарушается и очень часто это происходит в детском или подростковом возрасте.

Девиантное поведение — отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включается как деликвентное, так и другие виды нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицида).

Деликвентное поведение — цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от уголовно наказуемых, серьёзных правонарушений и преступлений.

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, агрессии и других негативных качеств.

Состояние перехода социально-экономической системы России на новый уровень развития вызвало ряд дестабилизирующих процессов в обществе, которые не могли не отразиться на школьном образовании и потребовали изменения некоторых его функций. При смене экономической формации школа столкнулась с рядом социальных болезней: токсикоманией, алкоголизмом, подростковым рэкетом и другими проявлениями девиантного поведения детей и подростков. Как следствие кризиса общества и основных институтов социализации — семьи и школы, резко выросла кривая роста числа социальных сирот.

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена тем, что в сферу организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Криминализация молодежной среды лишает общество перспективы установления в скором будущем социального благополучия.

Чтобы предостеречь несовершеннолетнего и помочь ему во многих школах, создаются программы по профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений среди учащихся, и каждое учебное заведение старается найти свой подход к этой работе и использовать те методы, которые будут эффективны для данной школы.

Такая ситуация вызвала необходимость перестройки воспитательной системы школы и смещения акцента с общих воспитательных мероприятий на постановку и решение задач профилактики деструктивных явлений в подростковой среде: безнадзорности и правонарушений школьников.

Причины появления детей с девиантным поведением.

- Недостаточное взаимодействии семьи и школы

- Формальное исполнении учебно-воспитательной работы, недостатки в её организации;

- Отсутствие преемственности и непрерывности воспитания учащихся;

- Подмена воспитательных воздействий администрированием, сдерживание личной инициативы и социальной активности участников образовательного процесса, включая родителей;

- Запущенности и принижении значимости внешкольной и внеклассной работы;

- Слабое или одностороннее взаимодействии школьных специалистов с органами и ведомствами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; школьная и социальная дезадаптации; проблемы управления профилактической работой.

Школа наряду с семьёй является основным институтом социализации ребёнка. Вся система образования направлена не только на обучение, но и на передачу образцов культуры и социального опыта от поколения к поколению. Дезадаптированные дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам и часто прогуливают уроки.

Учебная дезадаптация может иметь следующие стадии:

Стадии дезадаптации

Формы девиантного поведения

Неподчинение детей, критика действий взрослых, отрицательное отношение к учёбе. Ношение «вызывающей одежды, причёсок, украшений

Нарушение правил поведения в школе, срывы уроков. Прогулы, отказ от выполнения заданий. Курение. Грубость, сквернословие

Хулиганство. Раннее начало половой жизни. Драки, нанесение телесных повреждений. Употребление алкоголя, пьянство.Унижение других. Проба наркотиков, токсикомания. Побеги из дома

Следование воровским законам. Воровство. Вымогательство, рэкет, шантаж. Употребление наркотиков

Основной целью организации этой работы является взаимодействия со структурами профилактики в решении проблем несовершеннолетнего, обеспечение целенаправленного педагогического, психологического, правового влияния на поведение и деятельность подростков.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляют меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Для продуктивной профилактической работы детьми в школе необходимо организовывать сотрудничество с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений. Ежегодно в начале учебного года ОУ составляет совместный план работы с ПДН по выявлению несовершеннолетних, совершивших правонарушения, а так же находящихся в социально — опасном положении, не посещающих занятия в школе или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам.

Социально-педагогическая работа по профилактике девиантного поведения школьников ведется в соответствии с общешкольным планом работы, планами классных руководителей, социального педагога, психолога, медицинского работника.

- создание банка данных на обучающегося;

- изучение особенностей семьи обучающегося, плановые и контрольные посещения семьи (составление актов обследования) и профилактические беседы;

- контроль за посещением родительских собраний матерью;

- систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью обучающегося;

- обеспечение учебниками, беседы с учителями-предметниками с целью выяснения уровня подготовки обучающихся к знаниям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях;

- индивидуальные беседы с обучающимся;

- вовлечение в кружки, секции, общественно-полезную деятельность, участие в школьных мероприятиях, совместных с СДК, контроль за проведением досуга и свободного времени;

- приглашение на Совета профилактики по предупреждению правонарушений обучающимся, а также профилактическая работа совместно с УУП;

- обеспечение бесплатным горячим питанием в школе;

- профилактика вредных привычек через различные акции, классные часы.

Для осуществления профилактической работы с семьёй и подростком составляется индивидуально-профилактический план, по которому ведётся целенаправленная работа. Он включил в себя: беседы о поведении и успеваемости, контроль над посещаемостью и готовностью к учебным занятиям, вовлечение в кружковую работу и во внеурочную деятельность. Основная нагрузка в работе с данным подростком и семьёй ложится на классного руководителя, социального педагога, УУП отделения полиции МОМВД России, которые ведут постоянную индивидуальную работу, рейды в семью, профилактические воспитательные мероприятия.

Одним из базовых прав ребенка является право жить и воспитываться в семье. Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и интересов детей, включая Конвенцию о правах ребенка, а также в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации.

Семья — базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социально-психологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.

Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее усилия на решение своих проблем — добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного разрешения. Цели работы социального педагога с проблемными семьями — это прежде всего укрепление семьи, а также максимальное использование ее социального и педагогического потенциала.

Основная задача здесь — помочь семье удержаться на плаву, чтобы ребенок мог повзрослеть и вырасти все-таки в домашней обстановке. В отношении данной семьи осуществляются ежемесячные плановые обследования ЖБУ семьи, а также контрольные посещения. Составляются акты, протоколы. Регулярный патронаж семьи, постоянное наблюдение в определенной мере дисциплинирует её, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям. Приглашаем по мере необходимости семью на Совет по профилактике правонарушений.

Необходимы дальнейшие шаги по совершенствованию системы профилактики семейного неблагополучия, улучшению координации деятельности различных структур, входящих в систему профилактики, а также по раннему выявлению семейного неблагополучия и формированию позитивного отношения общества к данным проблемам. Особого внимания требуют вопросы усиления ответственности родителей за воспитание и обучение их несовершеннолетних детей, совершенствования законодательства в области защиты прав несовершеннолетних, использования современных технологий работы с семьей.

Государство располагает разнообразными средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут быть отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологическая профилактика, правовое предупреждение и др.

Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и рецидивной преступности, несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с ними всех субъектов профилактики.

1. Алемаскин М. А. Воспитательная работа с подростками. — М.: Знание, 1979.

2. Антонян Ю. М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде). — М., 1975.

3. Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. — М., 1994.

4. Беличева С. А. Парадоксы превентивной теории и практики // Психологический журнал. — 1987.

5. Белкин А. С. Отклонения в поведении школьников. Свердловск, 1973.

6. Бестужев-Лада И. В. Факторы риска. — М., 1989.

7. Ветров Н. И. Профилактика правонарушений среди молодежи. — М., 1986.

8. Волков Б. С. Детерминистическая природа преступного поведения. — Каз., 1985.

9. Данилин Е. М. Использование системы А. С. Макаренко в деятельности ВТК. — М., 1991.

10. Зюбин Л. М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. — М., 1982.

11. Игошев К. Е., Шмаров И. В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. — М.: Юрид. Лит., 1980.

12. Кочетов А. И., Верницкая Н. Н. Работа с трудными детьми. — М.: Просвещение, 1986.

14. Шляпочников А. С. Социально-экономические предпосылки основы предупреждения преступности.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, социальный педагог, девиантное поведение, профилактическая работа, семья, школа, орган управления, правонарушение, РФ, Российская Федерация.

Похожие статьи

Профилактика девиантного поведения подростков.

девиантное поведение, социальный педагог, социальная работа, подростковая среда, подросток, социальный контроль, профилактическая работа, организация профилактики, педагог, Камышинский.

Социально-педагогическая профилактика девиантного.

девиантное поведение, социальный педагог, социальная работа, подростковая среда, подросток, социальный контроль, профилактическая работа, организация профилактики, педагог.

Роль социального педагога в организации профилактики.

девиантное поведение, социальный педагог, социальная работа, подростковая среда, подросток, социальный контроль, профилактическая работа, организация профилактики, педагог, Камышинский.

Отечественный и зарубежный опыт профилактики.

Сапрунов А. Г. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних.

Саратовская область, дело, комиссия, защита, правонарушение, Российская Федерация, орган управления, профилактика безнадзорности, Ребенок, орган.

Управление процессом профилактики правонарушений.

Управление процессом профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы.

5. Конфликт в учебном коллективе. Для устранения такого поведения подростков нужна профилактическая работа.

Специфика социальной работы с девиантными подростками.

отклоняющееся поведение, уличная социальная работа, подросток, социальный педагог, профилактика отклонений

Цель работы – обоснование путей профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования.

Международно-правовое регулирование профилактики.

Пути профилактики девиантного поведения детей. Девиантное поведение человека определяется как устойчивая форма

профилактика, профилактика преступлений, российская Федерация, физическая культура, мера предупреждения, орган управления.

Роль неполной семьи в профилактике девиантного поведения.

профилактика., девиантное поведение, неполная семья, современные подростки.

Пути профилактики девиантного поведения детей.

Специфика социальной работы с девиантными подростками.

Актуальные проблемы педагогической профилактики.

Российская Федерация признает детство важным этапом жизни человека.

Ключевые слова: правонарушение, несовершеннолетний, профилактика, подросток, школа.

Ключевые слова: несовершеннолетние, преступность, профилактика, предупреждение, девиантное поведение.

Читайте также: