Школа как институт социализации несовершеннолетних кроссворд
Обновлено: 02.07.2024
Социальное воспитание в современной школе - главный элемент социализации человека . Направлено оно на формирование активной, зрелой личности.
Школа играет немалую роль в развитии ребенка. Дети не только учатся. В современном, перегруженном информацией мире они практически живут в учебном заведении. Иногда посещение школы становится способом сбежать от насущных проблем ( семейное насилие, неблагополучие).
Современная школа - единая система, целостный механизм, основание которого образует взаимодействие компонентов воспитания, обладающая собственным образом жизни, психологическим климатом. Это небольшое общество со своими законами и правилами, которые не противоречат установкам реального общественного строя.
Школа - действенный институт при становлении личности человека . Оптимальный набор факторов социализации, действующих на учеников, позволяет использовать их эффективно при патриотическом воспитании гражданина страны.
Особенности школьной социализации
Есть некоторые особенности социального воспитания в школе:
- Результаты можно увидеть спустя длительное время;
- Школа обязательна для всех. Она имеет элементы принуждения. Заказ на деятельность формируется обществом;
- Учреждение образования - открытая система, связанная с другими институтами (спортивные, досуговые, культурные, социальные структуры);
- Школа обладает автономией;
- Для нее характерно наличие неустойчивых состояний (конфликты, неожиданности);
- Сочетание традиций и инноваций;
- Статус ученика временный;
- Основные компоненты воспитания- его содержание, оценивание, групповое, статусное распределение.
Школа - транслятор факторов социализации. Влияние их может смягчаться или усиливаться. Факторы действуют на воспитанников в упрощенной, оптимальной форме, что способствует общей социализации с ранних лет.
На ребенка воздействуют три ценностные системы:
- Группа сверстников, система взглядов, ценностей которой наиболее понятны ребенку. В ней часто срабатывают механизмы подражания, групповой коммуникации, характерные для детского коллектива;
- Коллектив взрослых - педагогический коллектив, носитель основных принципов воспитания;
- Школьное сообщество - ученики и педагоги, как носитель общешкольной культуры, принимающие условия учебного заведения, соблюдающие его правила, традиции.
Результаты и механизмы воспитания
Социальное воспитание формирует ценности, образцы поведения в различных ситуациях (поведение, общение со взрослыми, сверстниками, разрешение конфликтов, противостояние негативному влиянию). Ученики получают организационно-управленческую информацию (о подчиненности, особенностях статуса, системе управления заведением). Каждый ученик, используя подражание и идентификацию , усваивая нормы, правила школы, выясняет для себя положение во властной структуре заведения. Дети узнают об основных ценностях отношений (доверие, открытость), навыках духовно-практического характера (нормы, ценности общения, поведения и досуга).
Воспитание обеспечивается несколькими подходами:
- Индивидуальный. Учет особенностей каждого учащегося;
- Личностный. Раскрытие личностных возможностей школьников;
- Возрастной. Зависит от возраста;
- Гендерный. Учет различий по полу;
- Дифференцированный. Принцип разделения проблем в различных сферах .
В коррекционной школе работа направлена на устранение конкретных отклонений в социализации ребенка.
Деятельность школы использует все механизмы социализации:
- психологические: подражание, импринтинг, рефлексия;
- социально-педагогические: институциональный, стилизованный, межличностный механизмы.
Современная школа может сама влиять на среду, в которой находится ребенок, она внедряет положительный опыт в семью, окружение, “педагогизируя” их.
Формы и методы
Применение форм и методов зависит от индивидуальных особенностей разных детей. Каждый детский возраст - оптимальный период формирования различных качеств ребенка:
- Начальной школе соответствует благоприятный период для формирования основных социальных качеств. Ребенок учится переживать ситуации успеха, отношению к групповым нормам и правилам поведения;
- 5-6 класс - лучший период для самоутверждения в общественной, спортивной, эстетической сферах деятельности;
- 7-8 класс благоприятен для самоутверждения в коллективе, усвоения навыков здорового, ответственного образа жизни;
- 9-11 классы формируют способности к самоопределению, культуру поведения, труда.
Методы социального воспитания делятся на группы:
- Методы формирования сознания,
- Методы организации деятельности,
- Методы стимулирования, мотивации.
Формы воспитания бывают индивидуальными, групповыми, массовыми.
Индивидуальные формы работы создают комфортные условия для ребенка. К таким формам относят оказание индивидуальной помощи, разнообразные поручения, которые выполняет ученик и несет за них ответственность.
Групповые формы помогают межличностному общению, взаимодействию. Группа - небольшое общество, с характерными признаками всего общественного строя. Формы: дискуссия, диспут, форум-театр, КВН, литературные вечера, праздники, мероприятия по трудовому воспитанию.
Воспитанию содействует организация кружковой работы, самоуправления, просвещение родителей, привлечение государственных структур, создание центров психологической помощи.
Было полезно? Ставьте "Палец вверх" и подписывайтесь на наш канал. Спасибо Вам!
По горизонтали
1. … - социально-психологическое становление человека
3. Это естественнонаучное изучение общества, подобное изучению природы. Он заключается в разложении природных объектов на составные части (анализ), а затем их соединении (синтез)
5. По его мнению, человек на протяжении жизни переживает восемь кризисов
6. Сколько стадий развития проходит личность в процессе социализации:
7. Социальная … … - процесс приспособления, освоения, как правило активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды
9. … – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование своего собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности
11. Сколько стадий развития проходит личность в процессе социализации
12. Социальное существо, включенное в общественные отношения и являющееся деятелем общественного развития
По вертикали
1. … — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями
2. … - это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида
4. … - понимается как целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития, субъект социальных отношений и сознательной деятельности
8. - понимается как целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития, субъект социальных отношений и сознательной деятельности
10. … социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Вопросы к кроссворду:
1. Процесс вхождения человека в жизнь в обществе.
2. Вытеснение человеком неприятных для него впечатлений.
4. Сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, проникновение в его переживания.
5. Состояние человека , определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять конкретное количество работы.
6. Механизм отождения индивидом себя с другим человеком или любым объектом.
7. Приспособление к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, соц. нормам, группам, организациям, институтам, выступающим в качестве среды жизнедеятельности человека.
9. Это качество формируется ещё с раннего детства, благодаря тому, что педагог, воспитатель не ограничивался тем, что называет цель предстоящей деятельности.
Социализация – это процесс освоения норм и ценностей человеком на протяжение всей его жизни. Социализация может происходить в рамках семьи, а также среди сверстников и друзей, ближайшего окружения.
Особую роль в социализации ребенка играет школа. Ее преимущество заключается в том, что школьное учебное заведение ребенок посещает регулярно, там же он общается со своими одноклассниками и учителями, получая дополнительные навыки коммуникации. Социализация ребенка в школе необходима для того, чтобы уже во взрослой жизни успешно взаимодействовать с окружающими людьми.
Но исследователи задаются вопросом о том, может ли в действительности школа предоставить ребенку те самые необходимые социальные навыки, а также навыки взаимодействия с окружающими, и помогут ли ему эти навыки в будущем. Не все школы в реальности способны предоставить подрастающему организму средства для реализации самого себя, раскрытия творческих и интеллектуальных способностей. Некоторые учителя также не всегда замечают самого ребенка, поскольку им сложно обращать одновременно свой взор на всех учеников в классе.
Теоретически, научиться социальному взаимодействию можно несколькими путями:
- Во-первых, целенаправленно обучаться этим навыкам и в дальнейшем отрабатывать их на практике;
- Во-вторых, приобрести социальные навыки сразу на практике в процессе самостоятельной жизни и нахождения в обществе.
Оба варианта приемлемы, но все же ребенку в раннем возрасте необходимо четко обозначить цели общения, а также его нормы, чтобы избежать фатальных ошибок в будущем. Для получения реальных навыков общения очень важно поместить подрастающий организм в среду, которая будет похожа на реальную. Но является ли таковой школа? Конечно, в ней присутствуют возможности для создания различных коммуникаций, а также для того, чтобы общаться с людьми разных возрастов, получить знания и новый опыт. Но школа в большей степени позволяет получить именно эту академическую основу обучения, которая в дальнейшем будет развиваться уже в университете.
В разных взаимодействия школа также дает совершенно разный эффект. Например, что касается семейных отношений, то школа может не помочь, но при этом она и не мешает их развитию. Обучением взаимодействия по бытовым вопросам школа совершенно не занимается, да и в целом она не заинтересована в этом, ведь у нее совершенно иная миссия. Что касается отношений внутри коллектива как на работе, так и в рамках иных профессиональных групп, то школа также не готовит к ним человека. Она в целом не является примером того самого коллектива, в котором ребенок мог бы отработать свои социальные навыки.
Готовые работы на аналогичную тему
Школа может в большей степени повлиять на человека и его общение с друзьями. Но тут также есть неопределенные переменные, которые оказывают влияние на данный процесс. В первую очередь, это профессионализм самого учителя, который должен регулировать взаимодействия учеников, а также помогать им осознавать нормы и правила поведения и общения с другими людьми. В школе также работают психологи, которые раскрывают особенности личности каждого ученика и находят наиболее активных и наиболее слабых. Важно прорабатывать каждого ребенка и помогать ему найти свое место в школьном заведения. Чувства отчужденности, ненужности, неосознанности себя как части коллектива могут привести к тому, что люди не осознают свою значимость уже во взрослой жизни. Это мешает им налаживать коммуникации, быть социально активными, делиться идеями и опытом (даже с условием того, в школьном возрасте у ребенка еще недостаточно опыта, чтобы разделять его с остальными членами класса).
Школа как институт социализации
Тем не менее, несмотря на то, что современная школа не в самой большой степени влияет на процесс социализации ребенка, она является одним из его институтов. В школе мы прикасаемся к более серьезному жизненному опыту, расширяем свой кругозор, начинаем более осознанно смотреть на этот мир. Если в семье ребенку дается элементарное понимание того, как нужно вести себя, что необходимо делать, чтобы социализация прошла успешно, то в школе он становится участником более сложной системы социальных взаимоотношений.
В школьном коллективе ребенок может как выделиться, так и погаснуть. Необходима работа со стороны школьных психологов, а также со стороны учителей, которые ежедневно наблюдают за учениками и являются проводниками между ними и тем колоссальным опытом, который был накоплен человечеством. Таким образом, на этих людях в большей степени лежит ответственность за становление личности ребенка в рамках школьного учреждения. Также не стоит забывать о том, что характер разных детей проявляется по-разному: кто-то изначально стремится к лидерству, а кто-то предпочитает быть ведомым. Эти дети могут конкурировать друг с другом, но в силах учителя сделать так, чтобы конкуренция превратилась в сотрудничество, в обмен опытом и знаний, в умении дружить и создавать сильные связи, созидать.
Таким образом школа как институт социализации берет на себя ответственность в продолжении освоения социального опыта и знаний, после семьи. В целом, семья и школа должны тесно сотрудничать друг с другом для того, чтобы не создавалось проблем в восприятии социального опыта, и чтобы дети адекватно оценивали свои интересы и способности как в рамках семьи, так и в рамках школьного заведения. Воспитание со стороны родителей накладывает свой отпечаток: примеры и модели поведения взрослых перенимаются ребенком и затем транслируются в учебный коллектив. Если семья имеет нестабильный фундамент, родители ведут аморальный образ жизни и демонстрируют это перед ребенком, то он будет считать это нормой, а девиация будет переносится на отношения с одноклассниками. В силах педагогов и психологов вовремя заметить это и разрешить проблему, проводя профилактические мероприятия с родителями и с детьми, помогая им осваиваться и взаимодействовать. Нередко подключаются социальные службы, которые также работают с семье и с ребенком, корректируя его поведения и понимание норм и ценностей общества.
Читайте также: