Школа и семья как субъекты образовательного процесса

Обновлено: 07.07.2024

Современное законодательство закрепляет ответственность за жизнь, воспитание и образование ребенка за родителями (законными представителями). Перед образовательной организацией, в свою очередь, ставятся задачи педагогической поддержки семьи в вопросах всестороннего развития, охраны физического и психического здоровья детей, повышения родительской компетентности.

Рассматривая Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) как основу для оказания адресной помощи семье в воспитании детей дошкольного возраста, следует подчеркнуть, что вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО является одним из основных условий эффективности сотрудничества семьи и педагога в становлении гармоничной личности дошкольника. Субъектная позиция родителей в образовательном процессе способствует оптимальной социальной ситуации развития детей.

Субъектную позицию мы понимаем как целостную характеристику активной жизненной позиции родителей по отношению к процессу становления личности ребенка и степени участия в данном процессе: а) семьи;

б) специалистов дошкольной образовательной организации.

Что касается определения субъектной позиции самих педагогов ДОО, мы трактуем ее как готовность специалистов к равноправному сотрудничеству с родителями, основанному на адресной психолого-педагогической поддержке семьи в вопросах формирования личности, охраны физического и психического здоровья, содействия развитию интересов и способностей детей на протяжении всего периода дошкольного детства.

Дошкольник как субъект образовательного процесса является центральным его звеном, а его активная жизненная позиция проявляется в ходе взаимодействия с родителями, педагогами и сверстниками через удовлетворение основной потребности ребенка – в общении (прежде всего, в

любви и внимании, которая выражается и как познавательная активность.

Таким образом, задача педагога ДОО – обеспечить взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, выстроить отношения взаимного доверия и сотрудничества, необходимые для становления гармоничной личности, обеспечения всестороннего развития и социализации дошкольника, воспитания здорового и счастливого ребенка.

В соответствии с современными требованиями педагог образовательной организации должен обладать личностными качествами и профессиональными компетенциями, необходимыми для формирования детско-взрослых сообществ, эффективного сотрудничества с родителями.

Однако, как показывает практика, данное направление профессиональной деятельности является для воспитателя одним из самых сложных. По данным поросов и анкетирования, проведенных нами за последний год в педагогических коллективах ДОО Белгорода и Белгородской области, вопросы партнерства с семьей и вовлечения родителей в совместную деятельность являются для них особенно трудными. В качестве причин, как правило, называют нежелание родителей идти на контакт, высокую степень их занятости, завышенные требования семьи по отношении к педагогам, конфликтность, а подчас и агрессивность родителей.

Данные причины можно назвать объективными, но даже в этом случае профессиональные и должностные функции педагога остаются обязательными для выполнения, а значит, необходимо найти пути преодоления указанных трудностей.

Исследования ценностных ориентаций родителей, уровня воспитательного потенциала современных семей свидетельствуют о готовности последних к сотрудничеству и партнерству в вопросах развития и образования детей. К примеру, проведенный исследователями Института социологии образования РАО анализ ценностных ориентаций современных отцов и матерей показал, что более 80% из них нацелены на воспитание детей; в качестве приоритетных направлений в семейном воспитании дошкольников более 75% выделяют воспитание доброты и отзывчивости, более 42% формирование волевых качеств, более 45% воспитание уважения к старшим.

Налицо противоречие, о котором ученые в педагогических, психологических и социологических исследованиях говорят на протяжении нескольких десятилетий: партнерство и сотрудничество необходимы, но удаются лишь в единичных случаях. Причин этого много: недостаточный уровень психологической подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций; отсутствие единого понимания целей и задач семейного и общественного образования родителями и педагогами; недоверие по отношению к педагогу со стороны родителей и др.

- ценности современного семейного и общественного воспитания;

- цели и задачи образования подрастающего поколения;

- понимание собственной роли в реализации этих целей и решении

Первым этапом должно стать знакомство. Педагогу необходимо изучить семью воспитанника, а семье – познакомиться с педагогом, который станет в период посещения ребенком детского сада значимым для него человеком.

В современной психолого-педагогической науке существует немало способов знакомства с семьей : опрос, анкета, наблюдение, всевозможные проективные методики. Приведем несколько примеров.

Устоявшейся в практике современных педагогов формой первичного знакомства с семьей является анкетирование, позволяющее получить важные сведения:

- о составе и типе семьи, ее образовательном и социально-экономическом уровне, о воспитательном потенциале родителей;

- об особенностях развития ребенка;

- о приоритетных взглядах родителей на вопросы воспитания и образования своего ребенка;

- об ожиданиях по отношению к образовательной организации.

Содержание сочинений, безусловно, будет представлять ценную информацию, благодаря которой воспитателю легче понять особенности ребенка, взгляды родителей на многие вопросы воспитания и развития, а возможно, и выявить некоторые проблемы.

Следует помнить и о такой форме знакомства с семьей, как наблюдение в различных ситуациях:

- как общаются родители с ребенком в утренние часы, когда приводят его в группу;

- как проходит встреча ребенка с родителями вечером;

- как общаются родители со своими детьми в процессе совместных мероприятий, организуемых педагогом (праздники, развлечения, конкурсы, соревнования, акции и др.).

Для таких родителей следует предусмотреть возможность анонимной подачи информации, например, так называемый почтовый ящик, в котором родители могут оставить вопросы, мнения, замечания, пожелания. Такая информация также является ценным информационным материалом для воспитателя, заинтересованного в доверительном контакте.

Существуют и интерактивные приемы получения диагностической информации, которые можно применять в ходе непосредственного общения с родителями на мероприятиях. Приведем несколько примеров:

Круг шеринга (от англ. sharing – деление, разделение) – форма быстрого получения обратной связи в неформальной обстановке. Данная форма заимствована из технологии психологического тренинга и предполагает проговаривание в кругу своих вопросов, ожиданий или переживаний. Кроме того, круг шеринга способствует созданию более неформальной обстановки, к примеру, перед началом родительского собрания;

Вариант: показать ситуацию типичного семейного конфликта;

Родителям – о педагоге. В начале статьи мы сказали о взаимном доверии как непременном условии эффективного сотрудничества педагога с семьей. Следовательно, и родитель должен иметь возможность познакомиться с педагогом, который работает с его ребенком. Узнать его ценностные установки, понимание целей и задач воспитания дошкольников. Рассмотрим наиболее приемлемые формы самопрезентации педагога.

Персональный сайт или страничка педагога в интернете примерно с таким же содержанием. Преимущество данной формы в том, что на сайте педагога может быть создана страница для обсуждения каких-либо вопросов (чат, форум); форма для вопросов или отзывов (обратная связь).

Список использованной литературы:

1. Крылова, Н. М. Детский сад – Дом радости: Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности. 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО / Н. М. Крылова. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 125 с.

2. Леви, В. Л. Нестандартный ребенок, или Как воспитывать родителей / В. Л. Леви. – М. : Книжный клуб. – 2017. – 234 с.

3. Собкин, В. С. Социология дошкольного детства / В. С. Собкин, К. Н. Скобельцина, А. И. Иванова, Е. С. Верясова // Труды по социологии образования. Т. XVII. Вып. XXIX. – М. : Институт социологии образования РАО, 2013. – С. 231-235.

4. Холостова, Е. И. Социально-психологическая устойчивость семьи в современной России / Е. И. Холостова, Т. В. Шинина: Монография. – М. : Дашков и К., 2017. – 256 с.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Речевые тренинги как форма взаимодействия с участниками образовательных отношений (фотоотчет)

Речевые тренинги как форма взаимодействия с участниками образовательных отношений (фотоотчет) В нашем ДОУ уже не первый год активно работает родительский клуб "Дружная семейка". В рамках работы Клуба мы ежемесячно проводит речевые.

В Настоящем материале подчёркивается необходимость сотрудничества семьи школы, участия родителей в образовательном процессе как субъектов, что является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися.

ВложениеРазмер
publikatsiya_uchitelya_kuzminoy_m.yu_._rol_roditeley_kak_subektov_obrazovatelnogo_protsessa.docx 24.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль родителей как субъектов образовательного процесса

Сотрудничество семьи и школы – это необходимое условие для воспитания гармоничной личности и её саморазвития, дальнейшей социализации в непростой действительности.

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте.

Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.

Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила.

Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения.

Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.

Задача учителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться вместе жить и воспитывать, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации.

Взаимодействие с родителями я строю на основе таких идей-принципов, как:

  1. обращение к чувству родительской любви
  2. умение разглядеть в каждом ученике положительные черты
  3. уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности
  4. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
  5. участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

  1. родительские лектории
  2. конференции
  3. индивидуальные или тематические консультации
  4. родительские собрания (с использованием методов сравнительного анкетирования).

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

  1. дни творчества детей и их родителей
  2. открытые уроки и внеклассные мероприятия.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

  1. участие родителей класса в работе Совета школы
  2. участие родителей в работе родительского комитета.

Большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе.

В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях.

Начиная работать с семьями своих учеников, я обсуждаю правила общения, которыми буду руководствоваться в работе с родителями.

Не менее важными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные формы работы и групповые.

Родительское собрание считается самой распространенной формой групповой работы с родителями.

По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания – это собрания, которые могут быть посвящены теме, которую желает и будет готово обсудить большинство родителей класса. Тематическое родительское собрание характеризуется направленностью на расширение знаний родителей в вопросах по воспитанию ребёнка.

Задачей итоговых родительских собраний является подведение результатов развития детского коллектива за конкретный промежуток времени. На итоговом родительском собрании у родителей появляется возможность дать оценку достижениям своего ребёнка и классного коллектива в целом, сравнить прошлые результаты с теми, которые получены на данном этапе. Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, костры, походы, торжественные собрания.

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Благодаря хорошей организации родительского комитета может быть обеспечено выполнение различных функций.

Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов – проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям.

Ещё одна важная функция родительского комитета класса – оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе. Прежде всего – это организация и проведение праздников, экскурсий, поездок.

Из собственного опыта классного руководства могу сказать, что внеклассная работа посредством нашего с родителями взаимодействия позволила в 2018 – 2019 учебном году совершить 3 (три) образовательные экскурсии.

Наши дети принимают участие в мероприятиях различных уровней (школа, район, республика). Польза родительского комитета в решении вопросов по внеклассной работе огромна, все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям – увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми. В завершение образовательных экскурсий, которые стали традицией в нашем классе, дети делятся своими впечатлениями об увиденном, услышанном на экскурсии. Свои мини-сочинения они пишут в классе, а читаем их уже мы, родители и классный руководитель, например, на текущих родительских собраниях.

Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.

Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

  1. в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании
  2. в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности
  3. в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей
  4. в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей
  5. в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Взаимодействие школы и семьи, по моему мнению, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.

Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.

Я считаю творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями важным компонентом, обеспечивающим успешный и комплексный образовательный процесс, являющийся залогом полноценного развития ребёнка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

филиала Дальневосточного федерального

университета в г. Уссурийске (Школа педагогики)

Аннотация: В статье рассматривается концепция социального партнерства семьи и школы как основы российского образования, формирования взаимодействия в субъект-субъектных отношениях в образовательном процессе.

Ключевые слова: школьное образование, социальное партнерство, сотрудничество.

SOCIAL PARTNERSHIP OF SCHOOL AND FAMILY

IN EDUCATIONAL PROCESS

Khil Ekaterina Alexandrovna

branch of the far Eastern Federal

University in the city of Ussurisk (School of education)

Abstract . In article the concept of social partnership of family and school as the basis of Russian education, the formation of the interaction in the subject-subject relations in educational process.

Keywords: school education, social partnership, cooperation.

Данные нормативные положения были обусловлены современными тенденциями взаимодействия семьи и школы, которые характеризуются возросшим уровнем взаимных требований, что предполагает выработку новых форм сотрудничества, формирование практики привлечения родителей к управлению воспитательно-образовательным процессом в образовательном учреждении.

В литературе достаточно широко освещались различные проблемы социального партнерства семьи и школы в сфере образования. Еще в 20-30-е годы XX века в процессе становления советского школьного образования проблемы взаимодействия семьи и школы прямо или косвенно рассматривались в работах В.В. Зеньковского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко и др. Именно такие педагоги-новаторы как A.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. водят понятие социального партнерства семьи и школы в воспитании учащихся, при котором учитель помимо непосредственной своей образовательной деятельности способствует педагогическому просвещению родителей в вопросах воспитания детей [3, с. 127]. Н.В. Карташев отмечает, что B.А. Сухомлинский одну из важнейших задач учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения видел в создании школы для родителей, в которой они объединялись в группы в зависимости от времени поступления ребенка в школу, поскольку школа для родителей начинала работу за три года до поступления их детей в школу и продолжалась на протяжении всех лет обучения ребенка. Основная задача работы школы для родителей заключалась в подготовке семьи к организации развивающей среды для их детей. Автор указывает на тот факт, что именно для формирования единых педагогических позиций школы и семьи B.А. Сухомлинский добивался того, чтобы родители понимали диалектику развития личности ребенка. Автор отмечает, что усилия педагога были направлены на формирование и укрепление взаимодействия семьи с образовательным учреждением, с целью сонаправленности их совместной работы по воспитанию детей [3, с. 127].

Несмотря на проведение исследований, посвященных различным аспектам социального партнерства, изучение развития социального партнерства на уровне отдельных образовательных организаций как вовлеченность всех участников образовательного процесса в достижение целей школьного образования, а также разработка механизмов взаимовлияния между семьей и школой, направленных на гармонизацию отношений, не получило комплексного изучения.

Социальное партнерство на уровне образовательной организации призвано обеспечить баланс реализации интересов семьи и школы, а следовательно и стабильность в развитии самой школы [2].

Можно предположить, что процесс формирования социального партнерства в образовательной организации будет более эффективен при следующих условиях:

1) целенаправленно регулируются отношения субъектов системы социального партнерства в образовательной сфере;

2) планомерно формируется на уровне отдельного класса и школы механизм согласования интересов и разрешения конфликтов между субъектами системы социального партнерства;

3) образовательная политика направлена на формирование в сознании и поведении субъектов системы социального партнерства направленности на сотрудничество.

В результате - усиление партнерства между семьей и школой будет являться фундаментом успешного развития каждого ребенка в образовательной организации [5, с. 362].

В теории менеджмента управление любой организацией осуществляется на основе существующей общественной потребности выстраивать определенные взаимоотношения между людьми в процессе совместной деятельности, в нашем случае, образовательной деятельности. Е.Г. Нимаева характеризует управление как действие субъекта, направленное на самоуправление или на изменение и манипуляцию объектами и субъектами реальности по заранее продуманной программе. Фактически, под управлением в системе школьного образования понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, определяемой ФГОС по каждому уровню образования, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации [8, с. 53].

А.Н. Рязанцева утверждает, что когда мы говорим об управлении школьным образованием как системе, то подразумеваем множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях, составляющих целостное образование. Вот эти отношения и связи и есть суть социальное партнерство, направленное на эффективное функционирование школы [9, с. 10].

Понятие социального партнерства определяется как общественный институт, обеспечивающий регулирование взаимодействий участников образовательной деятельности (семьи и школы), направленных на повышение степени согласования и реализации их интересов по актуальным вопросам отношений, возникающих в образовательном процессе. Социальное партнерство направлено на то, чтобы обеспечить на основе равноправного сотрудничества реальное участие семьи в жизни школы на основе оптимального баланса реализации интересов сторон [9, с. 42].

В современной теории социальное партнерство характеризуется отношениями, ориентирующимися не на конфронтацию сторон, а на поиск, достижение социального консенсуса, в котором объективно заинтересованы все важнейшие социальные группы в сфере образования, государство в целом, так как при нем достигается образовательный результат, обеспечивающий общественный прогресс [5 с. 363]. Отсюда основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей.

Для достижения социального партнерства необходимо решить следующие управленческие задачи:

обеспечить престижность родительского комитета как формы самоуправления школой посредством совместного принятия Положения об организации его деятельности (вносить на рассмотрение органов самоуправления школы предложения по организации и проведению внеклассной работы с обучающимися, по улучшению работы педагогического коллектива с родителями; устанавливать связи с административными органами, общественными организациями, предприятиями, учреждениями по вопросам оказания школе помощи в проведении воспитательной работы, укреплению ее материально-технической базы; участвовать в работе по профориентации обучающихся путем организации экскурсий на производство, встреч с людьми разных профессий; участвовать в работе по контролю за организацией питания обучающихся);

целенаправленно планировать как классным руководителем, так и руководством школы, проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;

планировать систему мероприятий по педагогическому просвещению родителей;

организовать методическую работу с педагогами по проблеме взаимодействия с семьей;

сформировать систему стимулирования взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса [6, с. 63].

Главной идеей развития взаимодействия является признание и обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.

Т.В. Хуторянская отмечает, что в современной школе целесообразно рассматривать дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия школы с родителями. Педагогам нужно стараться не навязывать всем родителям одинаковые формы взаимодействия, в основном ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы и класса [12, с. 4].

П.В. Шевченко выбрал позиции, значимость которых заметно различается для разных сторон образовательного процесса (Табл.) [13, с. 137].

Таблица – Профессиональные качества классного руководителя, оцениваемые родителями и учителями (ранги)

Диагностика профессиональных интересов обучающихся

Командообразование в школьных коллективах

Диагностика образовательных запросов учащихся

Учет возрастных особенностей детей во внеурочной деятельности

Вовлечение родителей во внеурочные мероприятия

Внеурочная работа с высокомотивированными и одаренными детьми

Как видно из результатов социологического исследования, наблюдаются противоречия в ролевых ожиданиях учителей и родителей от действий классного руководителя, где особенно характерно различие в ранговых позициях по вопросу вовлеченности родителей во внеурочные мероприятия (для учителя данная позиция является одной из самых значимых, поскольку занимает 8 позицию, то для родителей она абсолютна незначима, так как занимает предпоследнюю 19 позицию из предложенных двадцати).

В федеральном стандарте начальная школа характеризуется как особый этап в жизни ребенка, связанный с изменением ведущей деятельности, освоением новой социальной позиции [1]. Обучение и воспитание учащихся начальной школы строятся с учетом самоценности первого звена системы образования как фундамента всего последующего обучения.

Следовательно, чтобы запущенный новым образовательным стандартом механизм заработал, учителя необходимо вооружить не только знаниями, но и наиболее эффективными способами взаимодействия с семьей учащихся, что предполагает в процессе получения высшего педагогического образования подготовку учителей начальных классов к будущей их работе с родителями. Только при таких условиях возможна в ходе совместной педагогической деятельности школы и семьи эффективная организация обучения и воспитания детей.

Вместе с тем, система педагогического образования слабо ориентирует студенческую молодежь на овладение профессиональными умениями и навыками по сотрудничеству с семьей. В итоге учитель не всегда компетентен, не способен критически осмыслить и творчески применить на практике методики и технологии различных форм работы учителя с семьей, не способен обеспечить педагогическое просвещение родителей, которым часто проще сделать за своего ребенка домашнее задание, чем обеспечить своей поддержкой его поисковую активность.

Проблема заключается в повышении эффективности педагогического образования как механизма управления качеством образования. Поэтому программа подготовки и переподготовки педагогических кадров Российской Федерации и Приморья не может осуществляться вне рамок системы профессионального становления учителей, формирующей готовность освоения учителями современных учебно-воспитательных, развивающих практик и методов управления образовательной деятельностью, через взаимодействие с семьей. Только такую систему организации обучения и воспитания детей в ходе совместной педагогической деятельности школы и семьи можно рассматривать как механизм управления качеством образования.

В целом о взаимодействии начальной школы и семьи написано достаточно много работ, описаны самые разнообразные формы работы учителя начальных классов с семьей. Однако нет комплексных исследований, показывающих специфику профессии учителя начальных классов, предполагающую продуктивное взаимодействие с родителями учащихся. Включение накопленного теоретического и практического опыта по этой проблеме в современную методическую основу преподавания может оказать неоценимую помощь при организации современной работы по улучшению качества начального общего образования.

Список литературы

Крючкова И.В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие. – М.: Авторский Клуб, 2015. – 383 c.

Методическое пособие для учителей начальных классов: работа с родителями / Ред. Ю.Г. Максимов. – Глазов: Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, 2016. – 78 с.

Низовцева Л.А. Педагогическая практика в подготовке современного учителя начальных классов: опыт, проблемы, перспективы // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – С. 153-158.

Нимаева Е.Г. Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие // Образование и воспитание. – 2016. - №3 (08). – С. 53-54.

Рязанцева А.Н. Родители – социальные партнеры учителя / А.Н. Рязанцева // Начальная школа. – 2009. – №11. – С. 7-10.

Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. – М.: Просвещение,1986. – 192 с.

Хуторянская Т.В. Технологические приемы сотрудничества учителя с семьей младшего школьника // Начальная школа. – 2010. – №4. – С. 3-5.

Шевченко П. В. Классный руководитель в современной московской школе // Социологические исследования. - 2019. - № 6. - С. 133-139.


На современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед российским образованием - достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Проблема формирования личности такого уровня выходит за пределы одного учебно-воспитательного учреждения.

Характеризуя эту проблему, Торохтий В.С. в своих работах пишет, что сегодня возникает необходимость использования широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного средства воздействия на личность, на процесс его социализации. Оно отражает взаимосвязь процесса обучения, воспитания и развития личности с социумом, реализацию его потенциальных возможностей в педагогическом процессе.[7].

Для определения потенциальных возможностей социума важно уяснить, что социум включает следующие составные элементы: социальные институты, социальную деятельность, социальные отношения, социальные потребности и социальные способности.[7].

В работах В.Г. Бочаровой к социальным образовательным институтам относятся:

- институты системы образования (учреждения дошкольного образования, общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профтехучилища, музыкальные, спортивные, художественные школы, учреждения дополнительного образования и др.

- социально-воспитательные институты других отраслей социальной сферы (культурно-просветительные учреждения, органы правопорядка, средства массовой информации, производственные, коммерческие и иные предприятия и организации, призванные выполнять функции обеспечения социального воспитания и жизнедеятельности членов общества; детские, подростковые, юношеские общественные организации и др.).

- субъекты открытой образовательной среды (семья, родственники, церковь, социальная уличная микросреда, СМИ, клубы, любительские объединения и др.) [1. с. 149-150].

Каждый социальный институт представляет собой достаточно устойчивую социокультурную среду, является субъектом социального воспитания и представляет в социально-воспитательном отношении то особенное, что характеризует его в государстве (обществе). У каждого из них свои специфические социально-воспитательные цели, задачи, формы и методы их достижения. И только в условиях согласованного взаимодействия социальных институтов можно успешно решить задачи социального становления личности.

Взаимодействие - это наиболее общая базовая категория науки в целом и системы образования в частности. Взаимодействие как философская категория - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь и выступающий как интегрирующий фактор.

В работах Л.В. Мардахаева взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе рассматривается как установление связей между деятельностью специалистов разного профиля. Формы этих связей различны: взаимная информация, согласование, совместная деятельность, взаимопомощь, использование информации о ребенке, запрос одного специалиста к другому, взаимное обучение.[5, с. 44].

Со циальное взаимодействие формулируется им как процесс воздействия индивидов, социальных групп или институтов друг на друга в ходе реализации интересов.[5, с.44].

И если учесть, что каждый социально-образовательный институт выполняет свою доминирующую роль в решении задач одного из направлений социального воспитания, тем интереснее и эффективнее могут быть результаты их взаимодействия в решении проблемы по достижению необходимого уровня социализации личности и повышения инновационного потенциала России.

Семья - важный социальный институт, это первая в жизни человека социальная общность, где он осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. Семья является неотъемлемым фактором развития, воспитания и социализации ребенка.

С поступлением ребенка в школу именно общеобразовательное учреждение становится для него одним из важнейших социальных институтов после семьи. Семья начинает разделять свою социализирующую функцию со школой.

Взаимодействие семьи и школы как важных субъектов социума является главным условием успешного развития личности.

При организации взаимодействия семьи и школы необходимо определить цель и педагогические условия этого взаимодействия, соблюдение которых поможет повысить его эффективность. Цель взаимодействия состоит в привлечении семьи к совместной со школой социально-значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания и однонаправленности стремлений школ и семьи в развитии личности ребенка, его ценностных социальных ориентаций и творческого потенциала.

Под педагогическими условиями многие исследователи (Новиков А.М., Кузченко О.А. и др.) понимают, прежде всего, обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые обеспечивают достижение заранее поставленных педагогических целей; условия, которые способствуют эффективности взаимодействия школы и семьи.

Педагогические условия делятся на организационные и деятельностно-содержательные.

Организационные условия - это условия признания семьей ведущей роли школы в организации взаимодействия; условия изучения семьи для индивидуального подхода к ребенку.

Деятельностно-содержательные условия - это условия использования форм и методов взаимодействия, востребованных современной педагогической практикой и проблемами семей, а также участие всех сторон взаимодействия в совместной социально-значимой деятельности.

Эти педагогические условия совместно обсуждаются и определяются школой и семьей в процессе организации этого взаимодействия.

- заместитель директора по воспитательной работе,

- заместитель директора по социальной защите детей,

- классные воспитатели.[4, с. 24-33].

Педагогическая практика и научные исследования показали, что целесообразно подключать к взаимодействию с семьей также логопеда, школьного врача и школьного библиотекаря.

Кроме того, в соответствии с должностными обязанностями, в общие задачи руководства школой входят и организация взаимодействия с семьей, а также координация и контроль за ним. Директор школы распределяет функции специалистов и контролирует качество их исполнения, являясь руководителем этого взаимодействия.

Цели и педагогические условия взаимодействия школы с семьей являются главными структурными элементами в организации взаимодействия. А средством достижения поставленных целей является выбор форм и методов взаимодействия.

Выбор содержания, форм и методов для осуществления взаимодействия принадлежит школе. Они зависят от общественных установок и устремления родителей, а также от конкретных задач, стоящих перед школой и семьей на данном этапе.

Многие ученые (Журбина А.Т., Генварева Ю.А. и др.) классифицируют формы взаимодействия на индивидуальные и групповые, другие же исследователи (Гребенников И.В., Хоменко И.А. и др.) рассматривают формы взаимодействия школы и семьи с точки зрения их использования в рамках информирования, просвещения, обучения, консультирования родителей.

К коллективным формам взаимодействия школы и семьи относятся:

- общие и классные родительские собрания, на которых обсуждают насущные проблемы классного и родительского коллективов;

- родительский лекторий, который способствует психологической и социально-педагогической компетентности родителей;

- дни открытых дверей для родителей, посещение ими класса и наблюдения за детьми в определенные отрезки времени;

- презентации, которые подготавливают как педагоги, так и члены семьи;

- привлечение родителей к участию в оформлении предметных газет, выставок работ учащихся, текстовых и фотоматериалов, к изготовлению наглядных агитаций;

- привлечение родителей к руководству школьными кружками;

- участие родителей в подготовке и проведению внеклассной и внешкольной работы с учащимися;

- привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком, организации его жизни в школьном коллективе.

Из индивидуальных форм взаимодействия школы с родителями используются:

- индивидуальные беседы с родителями и другими членами семьи, в результате которой согласованно составляется программа и система педагогических действий с конкретным ребенком;

- посещение семьи для знакомства с домашними условиями жизни ребенка, анкетирование членов семьи, составление социальной карты семьи, обследование жилищно-бытовых и воспитательных условий, проведение консультаций по семейным проблемам и проблемам воспитания детей.

Таковы формы взаимодействия школы и семьи, в которых осуществляется процесс социализации подрастающего поколения.

Важным составным элементом осуществления этого взаимодействия является метод (от греч. methodos - путь, способ достижения цели).

Метод воспитания - это общественно обусловленное, педагогически целесообразное взаимодействие воспитателя и воспитуемого, способствующее организации жизнедеятельности, отношений, общения, а также совокупность средств и приемов воспитательного воздействия, стимулирующих активность и регулирующих поведение воспитуемых, направленных на определенные цели воспитания.[5, с. 188].

Выбор методов воспитания должен быть обусловлен целью, задачами и содержанием деятельности школьников, а генезис методов отражать требования, предъявляемыми к воспитанию обществом.

Для осуществления взаимодействия школы и семьи на современном этапе развития общества востребованы такие методы, которые побуждают его участников к выработке умения ориентироваться в динамичных условиях социума, адаптироваться к различным видам индивидуальной и социальной деятельности, к выработке самостоятельного мышления и общения с другими людьми в различных группах и коллективах.

В исследованиях Сидоркина А.М., Керкис С.С. была отмечена эффективность следующих групп методов:

1) методы, направленные на изменение видов деятельности и общения;

2) методы, направленные на изменение отношений в классе, семье.

Методы, направленные на изменение видов деятельности и общения:

- метод введения новых видов деятельности и общения с учетом возрастных особенностей;

- усложненные формы диспута;

- социальное проектирование и др.

Методы, направленные на изменение отношений в классе, в семье:

- упражнение, поручение, личный пример;

- метод воспитывающих ситуаций;

- методы поощрения и наказания;

- метод общественного мнения;

- метод создания новых традиций и т.д.

Другие исследователи (Генварева Ю.А. и др.) классифицируют методы взаимодействия школы и семьи по следующим разделам:

1) организационные методы взаимодействия (индивидуальные и коллективные перспективы,

задачи, проблемы, правила и нормы);

2) методы самодеятельности (индивидуальные и коллективные самоуправление, соревнование, самообслуживание);

3) методы общения (уважение, понимание, доверие, самоанализ, рефлексия, самопознание, убеждение, критика, самоконтроль и т.д.);

4) методы воздействия и коррекции (пример, разъяснение, ожидание радости, любви и красоты, обоюдная ответственность, обращение к чувству достоинства и чести, актуализация мечты, внушение, упражнение, поощрение и наказание).

Торохтий В.С. рассматривает в своих работах сущность социально-педагогического подхода в деятельности образовательного учреждения, который отражает содержание его взаимодействия с социумом, другими социальными институтами. К важнейшим методам социально-педагогического подхода он относит: метод посредничества, метод партнерства (партнерские отношения), метод консультирования, метод доверительного взаимодействия, метод совета, метод рекомендации, метод эмпатии, метод толерантности, метод социальной адаптации, метод коррекции, метод социальной поддержки, метод взаимного информирова- ния, метод согласования, метод совместной деятельности, методы социального воспитания, методы социального обучения.[6, с. 84-85].

Рассмотренные формы и методы педагогического взаимодействия школы и семьи содействуют активному включению родителей в процесс воспитания, способствуют эффективности процесса социализации школьников.

Бочарова В.Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание. - М., 2007.

Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей.//Вестник образования. - 2001. - №8. - с.24-33.

Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. А-О, П-Я. - М., 2011.

Торохтий В.С. Социально-педагогический подход к деятельности в социокультурном пространстве. /Пространство и общение: взаимосвязи и взаимозависимости. - Екатеринбург, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, школа, взаимодействие, социальное воспитание, институт, организация взаимодействия, привлечение родителей, совместная деятельность, национальная образовательная стратегия, Российская Федерация.

Похожие статьи

Роль школы и семьи в вопросах адаптации учащихся среднего.

семья, школа, социальное воспитание, взаимодействие, институт, привлечение родителей, организация взаимодействия, совместная деятельность, Российская Федерация.

Взаимодействие семьи и школы как средство воспитания.

Взаимодействие семьи и школы является эффективным средством воспитания детей.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, родитель, классный час, семейное воспитание, ребенок, ребята, Моя семья, Российская Федерация, дружная семья, классный.

Взаимодействие семьи, школы и социума | Статья в журнале.

В чем заключается взаимодействие семьи и школы? «Работа школы с семьей включает в себя педагогическое просвещение родителей, привлечение их к непосредственному участию в деятельности школьного коллектива.

Работа в дошкольной образовательной организации по.

Принципами дошкольного образования являются: − сотрудничество дошкольной организации с семьей

Взаимодействие образовательной организации.

3. Структура управления образовательной организации, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социо-культурного потенциала социума города в создании единой воспитательной системы.

Основные формы взаимодействия образовательного.

Проблемы взаимодействия школы и семьи | Статья в сборнике. родитель, семья, школа, ребенок, Управляющий совет, школьная жизнь, какой образ, педагог, учитель, образовательный процесс.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка. родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок.

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного.

образование; взаимодействие социальных институтов детства с семьёй через дошкольное образовательное учреждение можно рассматривать как деятельность по достижению общих целей и результатов в решении значимых для них проблем, обеспечивающую условия для

Взаимодействие образовательной организации.

Современное школьное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. [2, с. 45].

Читайте также: