Спиритизм что такое кратко

Обновлено: 02.07.2024

спиритизм, спирит′изм, -а, м. Мистическое течение, основанное на вере в возможность непосредственного общения с душами умерших, а также само такое воображаемое общение при помощи различных условных приёмов (верчения столов, стуков).
прил. спиритический, -ая, -ое. С. сеанс.

Смотреть что такое СПИРИТИЗМ в других словарях:

СПИРИТИЗМ

верование в возможность необычайных проявлений духов в мире физическом. Начало его относится к глубокой древности. В Библии есть упоминание об аэндорск. смотреть

СПИРИТИЗМ

(франц. spiritisme, от лат. spiritus — душа, дух) мистическое течение, сторонники которого верят в послесмертное существование душ умерших и воз. смотреть

СПИРИТИЗМ

СПИРИТИЗМ, -а, м. Мистическое течение, основанное на вере в возможностьнепосредственного общения с душами умерших, а также само такое воображаемоеобщение при помощи различных условных приемов (верчения столов, стуков). IIприл. спиритический, -ая, -ое. С. сеанс. смотреть

СПИРИТИЗМ

спиритизм м. 1) Мистическая вера в возможность общения с душами умерших. 2) Само общение с душами умерших, вызывание их с помощью различных условных приемов, а также при посредстве медиумов.

СПИРИТИЗМ

спиритизм м.spiritism, spiritualism

СПИРИТИЗМ

спиритизм столовращение, столоверчение Словарь русских синонимов. спиритизм столоверчение, столовращение (разг. ирон.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. спиритизм сущ., кол-во синонимов: 5 • духовидение (2) • некромантия (5) • пси-явление (36) • столоверчение (2) • столовращение (2) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: пси-явление, столоверчение, столовращение. смотреть

СПИРИТИЗМ

СПИРИТИЗМ (франц. spiritisme, от лат. spiritus - душа, дух), мистич. течение, сторонники к-рого верят в послесмертное существование душ умерших и воз. смотреть

СПИРИТИЗМ

Спиритизм — верование в возможность необычайных проявлений духов в мире физическом. Начало его относится к глубокой древности. В Библии есть упоминание об аэндорской волшебнице, занимавшейся прорицанием и вызыванием душ умерших людей [1 Царств, XXVIII, 7 и сл.]. По рассказу Григория Двоеслова, медиоланский епископ VI в. Даций, проезжая через Коринф, изгнал из одного дома злого духа, который не давал жить в этом доме, заставляя раздаваться по ночам рычанье львов, мычанье коров, блеяние овец, шипение змей ["Dialogorum", lib. III, с. IV.]. В нынешнем столетии это верование приняло своеобразную форму. В 1848 г. в штате Нью-Йорк семейство Фокс, состоящее из мужа, жены и двух дочерей, было поражено таинственными стуками в их доме. Одна из дочерей, по имени Кэт, высказала догадку, что звуки производятся каким-то разумным существом. Обратились к таинственному существу с вопросами (оно должно было отвечать постукиваниями). Было условленно, например, что один удар будет обозначать "нет", три удара — "да". На вопросы попались целесообразные ответы. Из них узнали, что говорит душа убитого разносчика. Дух продолжал отвечать и тогда, когда спрашивавшие его сестры Фокс оставили родительский дом и поселились у своей замужней сестры. Весть об этих необычайных явлениях быстро распространилась. Они были констатированы различными посторонними лицами. Сестры Фокс были признаны посредницами, или медиумами, через которых живые люди могут входить в общение с душами умерших. Вскоре открылись другие медиумы, через посредство которых стали совершаться другие обнаружения духов. Появились профессиональные медиумы, а вместе с ними необычайные обнаружения духов сделались более многочисленными и разнообразными. К этим обнаружениям относятся прежде всего автоматические движения, происходящие при видимом непосредственном участии медиума. Таковы приподнимание и вращение стола при наложении на него рук медиума; писание и рисование рукой медиума; автоматический разговор в состоянии транса. Вторую группу составляют явления, совершающиеся в присутствии медиума, но без его непосредственного участия и без всякой видимой причины. Сюда принадлежат: стуки, передвижение мебели, игра музыкальных инструментов, появление света, голосов, музыкальных звуков, различных материальных фигур, например, человеческих рук, лиц или целых фигур, написанных слов и чертежей, фотографии человеческих и других форм, развязывание узлов. Из Америки в Европу С. был перенесен в 1852 г. профессиональным медиумом Гайденом. В России первые спиритические сеансы были устроены в начале 70-х годов знаменитым медиумом Юмом. К этим сеансам большинство отнеслось скептически. Но нашлись и горячие сторонники С. Среди них оказались А. Н. Аксаков и профессора А. М. Бутлеров и Н. П. Вагнер. Когда в 1874 г. приехал в Петербург медиум Бредиф, опыты его привлекли к себе общее внимание. Специальностью Бредифа было показывание из-за занавески, позади которой он садился, светящейся руки его умершей приятельницы Жеке. Рука появлялась и в том случае, когда руки медиума предварительно связывались или когда медиуму давали в руки электроды, которые проходили через поставленный на виду публики светящийся гальванометр. Но опыты перестали удаваться, когда, по предложению профессора Боргмана, для устранения возможности обмана, электроды были заменены узкими ванночками, в которые медиум должен был вставлять средние пальцы рук или металлические пластинки, идущие от надетых на эти пальцы колец. Защитники С. объясняли эти неудачи сложностью контрольного приспособления. Они говорили, что приспособление служит выражением явного недоверия к медиуму и потому действует на него неблагоприятно. Противники, наоборот, в неудачах видели прямое доказательство, что Бредиф — простой фокусник, который ловко развязывает узлы или освобождает руку от электрода, не размыкая тока, и показывает ее публике под видом руки умершей Жеке. Пошли споры. Спиритические опыты сделались злобой дня. Тогда профессор Менделеев обратился к физическому обществу при спб. университете с предложением образовать комиссию для исследования спиритических явлений. "Пришло время, — говорил он в своей записке, — обратить внимание на распространение занятий спиритическими явлениями в семейных кружках и среди некоторых ученых. Занятия столоверчением, разговором с невидимыми существами при помощи стуков, вызовом человеческих фигур посредством медиумов, грозят распространением мистицизма, могущего оторвать многих от здравого взгляда на предметы и усилить суеверие, потому что сложилась гипотеза о духах, которые будто бы производят вышеупомянутые явления". Предложение Менделеева было принято. Составилась комиссия из 32 человек. Аксаков, Бутлеров и Вагнер изъявили со своей стороны готовность познакомить членов комиссии с литературой С. и с самыми явлениями спиритическими. Аксаков отправился за границу и за свой счет привез из Англии в октябре 1875 г. двух медиумов, братьев Петти. В доказательство медиумической силы последних было представлено комиссии 16 печатных отзывов о них в медиумической литературе. Специальностью братьев Петти было: 1) произведение капель жидкости и 2) вызов звуков колокольчика за занавеской или в запертой клетке. Было устроено 6 сеансов. Результаты получились следующие. Капли жидкости появлялись на верхней поверхности листа бумаги, когда этот лист лежал на столе, и на нижней, когда лист держали над головой медиума. Бумага, пропитанная треххлористым железом, получала под влиянием этих капель ту самую окраску, какую производит в ней слюна. Когда медиуму завязывали рот или покрывали его голову скатертью или картонкой, причем никто во время опыта не говорил, никаких капель не получалось на листе, хотя медиум ударом руки давал знать, что капли должны получиться. Звуки колокольчика в клетке на одном сеансе были слышны, но они, видимо, были произведены рукой медиума, потому что по окончании опыта клетка оказалась сдвинутой и колокольчик опрокинутым. Когда были приняты меры, чтобы медиум не мог коснуться колокольчика, не было слышно никаких звуков. А когда поместили колокольчик позади занавески из двух половинок, которые внизу были сметаны нитками, а вверху заколоты булавкой, послышался шум свалившегося на пол тела. Оказалось, что свалился со стула один из медиумов. В занавеске нашли прореху, а на рукаве свалившегося медиума — часть нитки, которой были сметаны половинки занавески. Обсудив эти результаты, комиссия признала братьев Петти обманщиками. В январе 1876 г. А. Н. Аксаков привез другого медиума, англичанку Кляйер. Были все основания надеяться, что с этим медиумом дело пойдет хорошо. Кляйер не была профессиональным медиумом. Она поехала в Петербург не ради наживы, а "из любви к истине". Над ней производил опыты ученый Крукс и получил блестящие результаты. Ввиду того, что специальностью Кляйер было столоверчение при свете, решено было исследовать, какой силой движется и поднимается стол. С этой целью было устроено несколько приборов, в том числе два стола — манометрический и пирамидальный. Первый давал возможность видеть, кто из сидящих за столом толкает его, а второй был устроен так, что руками, наложенными на стол, нельзя было ни приподнять, ни наклонить его. Аксаков, Бутлеров и Вагнер должны были присутствовать на сеансах в качестве свидетелей от медиума. Опыты были начаты с обыкновенным круглым столом на тумбочке с тремя лапками. Стол двигался, качался и подпрыгивал. Когда посадили человека под стол для наблюдения за ногами медиума, стол двигался и качался, но не прыгал. Несколько раз для пробы садились за манометрический и пирамидальный стол, но безуспешно. Члены комиссии стали требовать, чтобы опыты с обыкновенными столами были прекращены и производились исключительно с приборами. "Ныне необходимо, — говорил Менделеев, — присутствующим на сеансе членам комиссии следить за руками, ногами и др. частями тела медиума, за ее платьем и движениями. Приборы могут устранить членов комиссии от этих неудобных и ненаучных приемов. При сеансах со столом сомнение законно, ибо условия опыта допускают возможность обмана. Если бы научные исследователи ограничились одним наблюдением при помощи органов чувств, не было бы опытных наук, была бы возможность заверять и поныне, что Солнце ходит, а Земля стоит, что есть ведьмы, привидения и пр.". Свидетели от медиума согласились на это, но с условием, чтобы приборы были доставлены им на дом для испытания. Приборы были посланы. Свидетели сначала приостановили заседания, а потом и совсем отказались от продолжения их и удалили медиума. На этом исследование спиритических явлений кончилось. Комиссия составила подробный отчет о своих заседаниях и достигнутых результатах и напечатала его в газете "Голос". Заключение отчета сводилось к тому, что С. есть суеверие. Занятия комиссии, видимо, оказали влияние на русское общество. Увлечение спиритическими явлениями постепенно стало ослабевать, и спиритические опыты были заброшены. В 1891 г. Н. П. Вагнер сделал попытку оживить в русском обществе интерес к спиритическим явлениям. По его инициативе было образовано при спб. университете русское общество экспериментальной психологии. Но это общество не привлекает к себе внимания. Спиритические явления объясняются различно. Спириты видят в них обнаружение душ умерших людей. Но весьма большое количество явлений, которые первоначально считались действием духов, оказались поддельными. Известен целый ряд медиумов, уличенных в обмане. Очень живое и интересное описание спиритических сеансов, завершившихся блестящим изобличением медиума Бастиана, дано австрийским эрцгерцогом Иоанном в его брошюре "E i nblicke in den Spiritismus". В 1880-х годах был устроен в Лондоне особый театр, в котором акробаты-фокусники показывали так называемые спиритические явления и разъясняли, как они их производят. А знаменитый медиум Паркер, когда нажил капитал, сам смеялся над спиритизмом, называя его вековой глупостью. Другие спиритические явления, состоящие в автоматических движениях, удовлетворительно объясняются гипотезой полусознательных движений. Когда, например, к опытам приступают лица с предвзятыми убеждениями и получают ответы, вполне согласные с убеждениями, ничего другого не происходит кроме полусознательного выражения этими лицами своих убеждений в соответствующих движениях. Весьма характерные и в то же время крайне курьезные примеры опытов подобного рода приводит Карпентер в сочинении "Основания физиологии ума" (СПб., 1877, стр. 255—258). Некоторые исследователи постулируют для объяснения спиритических явлений особые, до сих пор неизвестные науке силы природы. Но эти постулаты могут иметь научное значение лишь тогда, когда будут основываться на тщательном анализе фактического материала. Литература С. чрезвычайно обширна. Заслуживают внимания: Capron, "Modern Spiritualism, its Facts etc." (Бостон, 1855); Stefanoni Luigi, "Storia, critica della superstizione" (Милан, 1869); "Материалы для суждения о спиритизме", изд. Менделеева (СПб., 1876); А. Аксаков, "Памятник научного предубеждения" (СПб., 1883); его же, "Анализм и спиритизм" (СПб., 1893, 2 т.) и "Спиритизм и наука. Опытное исследование над психической силой" Вильяма Крукса (СПб., 1871); Бутлеров, "Статьи по медиумизму" (СПб., 1889); Карпентер, "Месмеризм, одилизм, столоверчение и спиритизм" (СПб., 1878); Э. Гартман, "Спиритизм" (СПб., 1878). Из периодических изданий первое место занимает журнал Аксакова "Psychisc h e Studien" (Лейпциг, с 1874 г.). На русском языке посвящен спиритическим явлениям журнал "Ребус". В. С.

СПИРИТИЗМ

СПИРИТИЗМ (от лат. spiritus — душа, дух) — оккультистское течение, основанное на вере в загробное существование душ и характеризующееся особой . смотреть



Аллан Кардек

История появления спиритизма

Это было так сказать только самое начало, когда так часто духи начали тревожить наш мир.

Но современный спиритизм появился только в середине XIX века . Его начало принято отсчитывать с марта 1848 года, когда в городе Хайдсвилл в штате Нью-Йорк некто Джон Фокс снял дом, где начали появляться странные стуки, которые никто не мог объяснить. Глава семьи был фермером и ревностным методистом (одна из религий того времени), его религиозные убеждения разделяли его жена и шестеро детей, но с родителями к тому времени жили только младшие – 12-летняя Маргарет и 9-летняя Кейт.


Сёстры Фокс:Ли, Маргарет и Кейт

После переезда в Рочестер (штат Нью-Йорк), сёстры Фокс (Ли, Маргарет и Кейт) начали давать публичные сеансы. Уже в 1849 году они приобрели общенациональную известность, и даже позднейшее признание одной их них в том, что все их сеансы были мошенничеством, не поколебало веры многочисленных сторонников спиритуализма. После того, как происшествие в Хайдвсвилле получило огласку, о своем опыте общения с духами начали рассказывать люди, которые прежде делать этого не осмеливались.

К 1850 году волна спиритических сеансов захлестнула США, а вскоре и весь мир. В странах Америки, Европы, России появилось огромное количество спиритических обществ. Начали издаваться газеты, журналы, одна за другой выходили книги, авторами которых являлись самые известные люди того времени – учёные, писатели, общественные деятели и даже политики. Серьёзные люди приняли новое учение как благодеяние, и с тех пор оно не только не ослабевало, но распространялось с невероятной быстротой; в течение 3 - 4 лет оно привлекло на свою сторону во всех частях мира бесчисленное множество приверженцев, в особенности людей просвещённых, число которых росло в чрезвычайной прогрессии.

Особую популярность спиритизм получил среди интеллигенции. Любопытно, что многие из них не верили в существование Бога, но признавали таинственную силу медиумов.

Спиритические сеансы

Основная практика спиритизма заключается в коллективных спиритических сеансах, целью которых является вызов духов умерших людей и общение с ними. Простота ритуала и эффектность результата принесли спиритическим сеансам большую популярность среди молодёжи, интересующейся непознанным. Однако спиритический сеанс не так прост, как об этом обычно рассказывают "знающие люди".


Спиритический круг

Духи проявляют себя передвижением предметов, голосом, стуком или даже проявляются в виде призраков. Практикующие спиритизм медиумы во многом расходятся друг с другом во мнении относительно природы вызываемых духов. Во всяком случае, их осведомлённость о подробностях жизни тех, за кого они себя выдают, оставляет желать лучшего. Духи на сеансах отличаются капризностью, чёрным юмором и непостоянством в ответах. Установлено, что дух лучше всего отвечает на те вопросы, ответы на которые известны хотя бы одному из участников спиритического сеанса. Ни одного доселе неизвестного факта о жизни великих людей духи ещё не сообщили. С точки зрения классической эзотерики, спириты общаются не с душами умерших людей, а с лярвами и другими сущностями - обитателями нижнего астрала. Соответственно, вся информация, доступная им, это информация, которой владеют участники спиритического сеанса. Силу для демонстрации своих способностей духи черпают у медиумов. Именно поэтому медиум тратит за сеанс большое количество личной энергии. Частые практики подобного рода причиняют серьёзный вред как физическому, так и психическому здоровью.

Одно из занятий касалось известных лишь узким специалистам многолетних исследований по спиритизму великих русских ученых Д. И. Менделеева и В. И. Вернадского. И хотя Паола честно предупредила, что увлечение подобного рода опытами чревато самыми непредсказуемыми последствиями, мы со всей юношеской любознательностью устремились в эти таинственные, захватывающие сферы.

Не буду углубляться в описание технических приемов, которые мы вычитали в ученых трактатах Менделеева и узнали от сотрудников музея Вернадского в Москве. Применив некоторые из них на опыте, мы обнаружили, что можем установить особую связь с какими-то непостижимыми для нас, но совершенно реальными существами. Эти новые таинственные знакомцы, с которыми мы принялись вести долгие ночные беседы, представлялись по-разному. То Наполеоном, то Сократом, то недавно умершей бабушкой одного из наших приятелей. Эти персонажи рассказывали порой необычайно интересные вещи. И, к нашему безмерному удивлению, знали подноготную каждого из присутствующих. Например, мы могли полюбопытствовать, с кем это тайком гуляет до поздней ночи наш однокашник, будущий известный режиссер Александр Рогожкин?

Через три месяца мы были огорошены известием, на которое раньше не обратили бы никакого внимания: кандидатом в члены Политбюро избран Михаил Сергеевич Горбачев, бывший первый секретарь Ставропольского крайкома партии.

Но все же мы еще не осознавали, что столкнулись с беспощадными и до неправдоподобия зловещими силами, вторгшимися в нашу веселую, беззаботную жизнь, от которых никто из нас не имел никакой защиты.
Как-то я остался ночевать у друзей в общежитии. Мой сокурсник Иван Лощилин и студент с режиссерского курса Саша Ольков уселись за свои мистические опыты. К тому времени мы уже несколько раз давали зарок бросить все это, но ничего не могли с собой поделать: общение с загадочными сферами влекло к себе как наркотик.

— Но что с вами происходит? — недоумевали мои друзья.

— Помогите мне! Ужас, ужас. — заклинало загадочное существо. — О, как нестерпимо тяжело! Умоляю вас, помогите!

Все мы искренне любили Николая Васильевича Гоголя и так же искренне думали, что беседуем именно с ним.

— Но что мы можем для вас сделать? — спрашивали мы, от всего сердца желая помочь столь любимому нами писателю.

— Помогите! Прошу, не оставляйте! Страшный пламень, сера, страдания… О, это нестерпимо, помогите…

— Но как? Как мы можем вам помочь?!

— Вы и правда хотите меня спасти? Вы готовы?

— Да, да, готовы! — горячо отозвались мы. — Но что мы должны сделать? Ведь вы в другом мире.

Дух помедлил и осторожно ответил:

— Добрые юноши! Если вы и вправду готовы сжалиться над страдальцем…

— Конечно! Скажите только — как?

— О, если так. Тогда я… Тогда я бы дал вам… яду…

Когда до нас дошел смысл этих слов, мы окаменели. А подняв глаза друг на друга, даже при тусклом пламени свечного огарка, увидели, что наши лица стали белы как мел. Опрокинув стулья, мы опрометью вылетели из комнаты.

Придя в себя, я сказал:

— Все правильно. Чтобы помочь ему, нам надо вначале стать такими же, как он. То есть… умереть!

— И мне все понятно, — стуча зубами от ужаса, проговорил Саша Ольков.

— Он хочет, чтобы мы… совершили самоубийство.

— Я даже думаю, что вернусь сейчас в комнату и увижу на столе какую-нибудь таблетку, — добавил зеленый от страха Иван Лощилин. — И пойму, что мне ее обязательно надо проглотить. Или захочется броситься из окна… Они будут заставлять нас сделать это.

Мы не могли уснуть всю ночь, а наутро отправились в соседний храм Тихвинской иконы Божией Матери. Больше мы не знали, где просить совета и помощи.

Спаситель… Это имя от частого употребления порой теряет даже для христиан изначальный смысл. Но теперь это было для нас самое желанное и самое важное — Спаситель. Мы поняли, как ни фантастически это звучит, что на нас объявили охоту могущественные неведомые нам силы и избавить от их порабощения может разве только Бог.

Об опасности спиритических сеансов

Наивные люди обычно полагают, что тёмные силы всегда грубы и преступны в своих действиях и намерениях. Это пагубное заблуждение. Так действуют лишь тёмные силы малых степеней. Гораздо опаснее те, кто приходят под личиною Света и с нашими формулами на устах. Тёмные всегда действуют по сознанию своих жертв, и действуют они часто очень тонко и изобретательно, играя на самолюбии и слабых струнках своих жертв.

Говорят, что все спириты проповедуют нравственность, и это, конечно, не может ни в коем случае повредить. Надо учитывать, что диавол никогда прямо не предлагает людям согрешить. Он знает, что человек не пойдет на это, поэтому сначала увлекает его якобы невинными мыслями, предлагает то, от чего грешник не откажется, даже доброе, лишь бы только усыпить неопытного. Когда человек доверится ему, диавол делает, что хочет, и притом нагло смеется над ним. Так поступает он и в спиритизме.

Занимающиеся спиритическими контактами нередко попадают в полную зависимость от духов : они постепенно теряют способность трезво оценивать полученную информацию, начинают безгранично ей верить, безоговорочно выполнять все команды и указания. Иногда это заканчивается трагедиями: убийствами, самоубийствами, смертями в заранее предопределенные духом даты.

Отношение Церкви к спиритизму

Христианская церковь относится к спиритизму как к тяжкому греху : каждый, кто будет практиковать спиритизм или гадание, попадёт в ад. Само занятие спиритизмом может привести человека к одержимости бесами. Наиболее страшным является то, что человек думает, что обращается к душам умерших, а на самом деле общается с бесами, которые могут явиться человеку в различных образах, в том числе и человеческих.

В Библии существует немало упоминаний и предостережений на эту тему.

Заключение

В явлениях спиритизма мы имеем дело с опытнейшим врагом, не гнушающимся никакими средствами для достижения своей цели. Имя ему – диавол, а цель его – обольстить человека через лесть, обман, подлог, мнимые доброту и святость, отдалить его от Бога и Его Святой Церкви, подчинить своей злой воле и погубить в вечности его бессмертную душу.

Материал подготовил Сергей Шуляк

Используемая литература:
1.Архиепископ Никон (Рождественский). Что такое спиритизм // Троицкий листок № 94, 1915
2. А. А. Опарин. Спиритизм
3. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. Понятие и история спиритизма

Лит.: Шахнович М. И., Современная мистика в свете науки, М. — Л., 1965; Doyle А. С., History of Spiritualism, v. 1—2, L., 1926.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Спиритизм" в других словарях:

СПИРИТИЗМ — (от лат. spiritus дух, душа). Учение, будто дух или души человеческие блуждают в мире и могут быть вызываемы и вопрошаемы так называемыми медиумами, лицами, способными производить это по своей воле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

Спиритизм — верование в возможность необычайных проявлений духов вмире физическом. Начало его относится к глубокой древности. В Библииесть упоминание об аэндорской волшебнице, занимавшейся прорицанием ивызыванием душ умерших людей. По рассказу Григория… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

СПИРИТИЗМ — СПИРИТИЗМ, спиритизма, мн. нет, муж. (лат. spiritus дух). Суеверное убеждение в возможности общения с т.н. потусторонними миром, с духами, с умершими при помощи различных внешних знаков (стуков, условной азбуки, верчения столов и пр.) через… … Толковый словарь Ушакова

спиритизм — столовращение, столоверчение Словарь русских синонимов. спиритизм столоверчение, столовращение (разг. ирон.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

СПИРИТИЗМ — (от лат. spiritus дух, душа) убеждение, что существуют родовые или иные духи, способные вступать в общение с человеком; практика контактов с такими духами; вера в существование наделенных сознанием и волей объектов, отличающихся от человека и… … Философская энциклопедия

спиритизм — а, м. spiritisme m. Мистическая вера в загробную жизнь душ умерших и в возможность общения с ними. БАС 1. Вся далекая окружность, чаявшая движения поездов, как есть вся, без различия пола, возраста и гражданского ранга, приходила в экстаз, почти… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Спиритизм — Спиритизм ♦ Spiritisme Вера в духов, якобы представляющих собой души умерших, и убеждение, что с ними можно разговаривать. Спиритизм – это суеверный спиритуализм, или спиритуалистическое суеверие. Больше всего в спиритизме поражает не то,… … Философский словарь Спонвиля

СПИРИТИЗМ — (от латинского spiritus душа, дух), мистическое течение, связанное с верой в загробное существование душ умерших и характеризующееся особой практикой общения с ними (приемами так называемого физического медиумизма столоверчением и т.п.). Возник в … Современная энциклопедия

СПИРИТИЗМ — (от лат. spiritus душа дух), мистическое течение, связанное с верой в загробное существование душ умерших и характеризующееся особой практикой общения с ними (приемами т. н. физического медиумизма столоверчением и т. п.). Возник в сер. 19 в. в… … Большой Энциклопедический словарь

СПИРИТИЗМ — СПИРИТИЗМ, а, муж. Мистическое течение, основанное на вере в возможность непосредственного общения с душами умерших, а также само такое воображаемое общение при помощи различных условных приёмов (верчения столов, стуков). | прил. спиритический,… … Толковый словарь Ожегова

СПИРИТИЗМ — (от лат. Spiritus дух, СПОСОБНОСТИ англ. capacities; душа) англ. spiritism; нем. Spiritis нем. Fahigkeiten. spiritisme; shopnosti. Индивидуально психол. особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода… … Энциклопедия социологии

Эта статья о религии. О спиритическом учении Аллана Кардека см. Спиритизм. Для общей концепции духовных переживаний см. Духовность. Для других применений спиритизма см. Спиритуализм (значения).


Спиритизм это религиозное движение основанный на убеждении, что духи мертвых существуют и имеют как способность, так и склонность общаться с живыми. [1] В загробная жизнь, или "духовный мир", рассматривается спиритуалистами не как статичное место, а как место, в котором духи продолжают развиваться. Эти два убеждения - что контакт с духами возможен и что духи более развиты, чем люди - приводят спиритуалистов к третьему убеждению: что духи могут дать полезные знания о моральный и этические вопросы, а также о природе Бог. Некоторые спиритуалисты будут говорить о концепции, которую они называют "духовные наставники«- особые духи, с которыми часто связываются, на которых полагаются для духовного руководства. [2] [3] Спиритизм, ветвь спиритизма, разработанная Аллан Кардек и сегодня практикуется в основном в Континентальная Европа и Латинская Америка, особенно в Бразилия, подчеркивает реинкарнация. [4]

Спиритизм развился и достиг своего пика роста в период с 1840-х по 1920-е годы, особенно в Англоговорящие страны. [3] [5] К 1897 году у спиритизма было более восьми миллионов последователей в Соединенных Штатах и ​​Европе. [6] в основном взяты из середина и высшие классы.

Спиритизм процветал в течение полувека без канонических текстов или формальной организации, достигая сплоченности через периодические издания, туры преподавателей транса, лагерные собрания и миссионерскую деятельность опытных медиумов. Многие выдающиеся спиритуалисты были женщинами и, как большинство спиритуалистов, поддерживали такие дела, как Отмена рабства и право голоса для женщин. [3] К концу 1880-х годов доверие к неформальному движению ослабло из-за обвинений в мошенничестве, совершаемых медиумами, и стали появляться формальные спиритуалистические организации. [3] Спиритизм в настоящее время практикуется преимущественно через различные конфессии. спиритуалистические церкви в США, Канаде и Великобритании.

Содержание

Верования

Спиритизм и его система убеждений стали охраняемыми характеристиками согласно Закону в Великобритании в 2009 году Аланом Пауэром в UKEAT (Апелляционный суд), Лондон, Англия. [7]

Медиумизм и духи

Согласно спиритуалистам, любой может получать духовные послания, но формальные сеансы связи (сеансы) проводятся медиумами, которые утверждают, что таким образом получают информацию о загробной жизни. [2]

Религиозные взгляды


Некоторые приравнивали к спиритуализму Христиане с колдовство. Это 1865 год листовка, опубликованный в Соединенных Штатах, также обвинил спиритизм в том, что американская гражданская война.

Декларация Принципов

В Великобритании основной организацией, представляющей спиритуализм, является Национальный союз спиритуалистов (SNU), учения которого основаны на Семи принципах. [12]

Происхождение

Спиритизм впервые появился в 1840-х годах в "Обгоревший район" из северная часть штата Нью-Йорк, где более ранние религиозные движения, такие как Миллеризм и Мормонизм возникло во время Второе великое пробуждение, хотя миллеризм и мормонизм не ассоциировали себя со спиритизмом.

Этот регион штата Нью-Йорк был средой, в которой многие думали, что прямое общение с Богом или ангелами возможно, и что Бог не будет вести себя резко - например, что Бог не осудит некрещеный младенцы в вечность в аду. [2]

Сведенборг и Месмер


В этой среде сочинения Эмануэль Сведенборг (1688–1772) и учения Франц Месмер (1734–1815) послужил примером для тех, кто ищет непосредственного личного познания загробной жизни. Сведенборг, который утверждал, что общается с духами во время бодрствования, описал структуру духовного мира. Две особенности его взгляда особенно резонировали с ранними спиритуалистами: во-первых, нет единого Ада и единого Неба, а есть скорее ряд высших и низших небес и адов; во-вторых, духи являются посредниками между Богом и людьми, поэтому божественное иногда использует их как средство общения. [2] Хотя Сведенборг предостерег от поиска духовного контакта, его работы, кажется, вдохновили других на это желание.

Месмер не привнес религиозных верований, но он принес метод, позже известный как гипноз, что, как утверждалось, он мог вызывать транс и заставлять субъектов сообщать о контакте со сверхъестественными существами. Демонстрациям присуще профессиональное зрелище. Месмеризм, а практикующие, читавшие лекции в Северной Америке в середине 19 века, стремились развлечь свою аудиторию, а также продемонстрировать методы личного контакта с божественным. [2]



Эндрю Джексон Дэвис, около 1860 г.

Связи реформирования и движения




Следовательно, многие первые участники спиритизма были радикальными квакерами и другими участниками середины девятнадцатого века. реформаторское движение. Этим реформаторам было неловко с более известными церквями, потому что эти церкви мало боролись. рабство и даже меньше, чтобы продвигать причину права женщин. [3]

Такие связи с реформаторскими движениями, часто радикально социалистическими, были подготовлены еще в 1840-х годах, как пример Эндрю Джексон Дэвис показывает. После 1848 года многие социалисты стали ярыми спиритуалистами или оккультистами. [18] Социалистические идеи, особенно в Фурьерист вены, оказали решающее влияние на Кардек и другие спиритисты.

Самый популярный лектор транса до американская гражданская война был Кора Л. В. Скотт (1840–1923). Молодая и красивая, ее появление на сцене очаровывало мужчин. Ее аудитория была поражена контрастом между ее физической девичностью и красноречием, с которым она говорила о духовных вопросах, и нашла в этом контрасте поддержку представления о том, что духи говорят через нее. Кора была замужем четыре раза и каждый раз принимала фамилию мужа. В период наибольшей активности она была известна как Кора Хэтч. [3]

Другой известной женщиной-спиритуалистом была Ахса В. Спраг, который родился 17 ноября 1827 г. в г. Плимут Нотч, Вермонт. В 20 лет заболела ревматическая лихорадка и приписал ее окончательное выздоровление заступничеству духов. Чрезвычайно популярный лектор транса, она путешествовала по Соединенным Штатам до своей смерти в 1861 году. аболиционист и защитник права женщин. [3]

Еще один выдающийся спиритуалист и транс-медиум до гражданская война был Паскаль Беверли Рэндольф (1825–1875), человек смешанной расы, который также играл роль в аболиционист движение. [19] Тем не менее, многие аболиционисты и реформаторы держались в стороне от спиритического движения; среди скептиков был известный аболиционист Фредерик Дуглас. [20]

Другим движением социальных реформ со значительным участием спиритуалистов было стремление улучшить условия жизни коренных американцев. Как отмечает Кэтрин Трой в исследовании индийских призраков на сеансах:

Верующие и скептики

В годы, прошедшие после сенсации, которая встретила сестер Фокс, демонстрации медиумизма (сеансы и автоматическое письмо, например) оказалось прибыльным предприятием и вскоре стало популярным видом развлечения и духовного катарсиса. Сестры Фокс должны были таким образом зарабатывать на жизнь, и другие последовали их примеру. [2] [3] Зрелищность становилась все более важной частью спиритизма, и видимые, слышимые и осязаемые свидетельства духов росли по мере того, как медиумы соревновались за оплату аудитории. Поскольку независимые следственные комиссии неоднократно создавались, в первую очередь отчет 1887 г. Комиссия Сейберта, [22] мошенничество было широко распространено, и некоторые из этих дел рассматривались в судах. [23]

Несмотря на многочисленные уловки, спиритуализм был силен. Видное место в рядах его сторонников занимали скорбящие о смерти любимого человека. Многие семьи во время Гражданской войны в США видели, как их люди ушли и никогда не вернулись, а изображения поля битвы, созданные с помощью новой среды фотографии, продемонстрировали, что их близкие погибли не только в огромных количествах, но и ужасно. также. Один хорошо известный случай - это Мэри Тодд Линкольн которая, оплакивая потерю сына, организовывала сеансы в белый дом на которых присутствовал ее муж президент Абрахам Линкольн. [20] Всплеск спиритуализма в это время, а затем во время Первая Мировая Война, был прямым ответом на эти огромные потери на поле боя. [24]

Спиритизм – это движение 19 века, возникшее в США на основе веры в то, что его лидеры, называемые медиумами, могут вступать в контакт и разговаривать с духами умерших. Возникнув в атмосфере, когда многие традиционные религиозные верования, особенно вера в выживание после смерти, были поставлены под сомнение, спиритуализм претендовал на демонстрацию реальности жизни после смерти. Решающую роль в таких демонстрациях играли медиумы – люди, обладавшие особой способностью взаимодействовать с миром духов, часто находясь в трансовом состоянии, и приносить значимые послания от умерших.

Происхождение

Спиритуалисты датируют своё движение 1848 годом, когда три сестры – Кейт, Лия и Маргарет Фокс – начали общаться с тем, что, по их мнению, было духом умершего человека, который ранее жил в их нью-йоркском доме. Связь была установлена через странные звуки, которые они слышали. Когда они поняли, что эти звуки имеют рациональное содержание, они выработали код для начала общения.

Рост и упадок

Спиритизм быстро распространился в 1850-х годах, и вечеринки, на которых предпринимались попытки общения с духами, стали популярной формой развлечения. Были опубликованы книги, пропагандирующие спиритуалистические идеи, лекторы выступали в защиту спиритизма, а медиумы проводили публичные демонстрации. Заявленная способность некоторых медиумов левитировать предметы, материализовывать духов и фотографировать мёртвых, казалось, выходила далеко за рамки научных знаний.

В Соединённых Штатах спиритизм распространился в 1920-х годах, но к середине века его популярность начала снижаться. Он стал более распространённым в Великобритании, особенно после отмены в 1950-х годах законов, которые иногда использовались для обвинения медиумов в мошенничестве.

Истоки

Современное движение спиритуалистов началось на севере штата Нью-Йорк в 1848 году, когда сестры Кейт, Маргарет и Лия Фокс заявили, что могут общаться с духами умерших. На их спиритических сеансах в ответ на их вопросы раздавались простые стуки или стуки. Вскоре последовала огласка. Когда сестры Фокс проводили демонстрации в Нью-Йорке, на которых присутствовали представители социальной элиты, газета New York Tribune написала благоприятные отзывы.

Вскоре другие медиумы стали выступать с подобными заявлениями и демонстрациями. Ранний рост Хотя последователи сестёр Фокс, включая многих известных граждан, считали спиритизм серьёзным делом, укрепляющим религиозную веру, спиритизм и спиритические сеансы также имели развлекательную и коммерческую ценность. Представляя доводы в пользу спиритизма, медиумы, большинство из которых были женщинами, проводили частные спиритические сеансы, а также публичные демонстрации в больших лекционных залах, взимая за это плату. Многие шоумены также предлагали спиритические демонстрации в качестве развлечения и заказывали спиритические фокусы в каталогах и магазинах сценической магии. Спиритуалисты, часто молодые женщины, стали популярными знаменитостями в 1850-х годах, выступая перед большими аудиториями во время национальных туров.

Эти спиритуалистические медиумы шли по стопам практиков месмеризма – первоначального названия гипноза. Странствующие месмеристы часто выступали с ассистентом, которого они вводили в месмерический транс, и который затем говорил в состоянии вдохновения и предлагал экстрасенсорные озарения.

Привлекательность спиритизма

Убеждая людей в существовании загробной жизни, спиритизм утверждал религиозное представление о душе. Однако спиритуалистические демонстрации также принимали квазинаучный характер эксперимента, поскольку спиритуалисты предлагали посетителям спиритических сеансов самим принять решение. Хотя спиритизм помогал людям разобраться в космосе и наполнить смыслом их жизнь, он также имел как развлекательную, так и политическую ценность, поскольку давал женщинам среднего класса возможность покинуть безопасную домашнюю сферу и участвовать в общественной жизни.

Хотя многие медиумы были обвинены в мошенничестве, спиритизм приобрёл много новообращённых среди среднего класса и стал популярным не только в Северной Америке, но и в Великобритании, Франции, России, Бразилии и других странах. По многим оценкам, в середине XIX века в Америке насчитывалось от 2 до 3 миллионов последователей спиритизма. В 1893 году в США была сформирована Национальная спиритуалистическая ассоциация церквей для кодификации принципов этой религии.

Основы веры

Влияние месмеризма

Большая часть ранних основ спиритуалистической практики и мысли пришла из месмеризма. Эта система зародилась во Франции в конце 18 века, когда Антон Месмер предположил, что во вселенной существует физическая сила, животный магнетизм, который может помочь в лечении. В начале XIX века в Америке странствующие месмеристы часто полагались на помощника, которого они вводили в транс, и который затем предлагал отчёты о путешествиях в другие части света или космоса, диагностировал болезни, назначал лечение и предлагал другие доказательства экстрасенсорных способностей.

Дэвис и Сведенборг

Один из таких месмерических субъектов, Эндрю Джексон Дэвис, стал лидером движения спиритуалистов. Дэвис предположил, что жизнь на земле ведёт к жизни в следующем царстве, или Саммерленде (так спиритуалисты называли небеса). В зависимости от духовного развития человека, после смерти он отправлялся в различные центры в Саммерленде. Теория Дэвиса в значительной степени повторяла основные положения теории шведского учёного 18 века, ставшего мистиком, Эмануэля Сведенборга, который утверждал, что вселенная состоит из шести сфер с постепенно возрастающими духовными уровнями. В космологии Сведенборга и Дэвиса вселенная, по сути, была университетом, в котором проводились различные церемонии выпуска по мере приобретения духовных заслуг и мудрости.

Спиритизм и социальные вопросы

Спиритизм привлекал приверженцев, которые считали основное христианство слишком строгим. Участие женщин в спиритуалистическом движении в качестве медиумов, целителей и адептов расширило их социальную роль в то время, когда права женщин были сильно ограничены.

Многие спиритуалисты выступали за прогрессивные социальные цели, такие как избирательное право для женщин, вегетарианство, реформы в области питания и одежды, ослабление моральных ограничений на сексуальность и отмена рабства. В то время как одни спиритуалисты хотели объединить движение с христианством, другие этого не делали. Спиритуалисты отвергали критику со стороны основных христианских священников, которые считали, что медиумы имеют дело с оккультными, злыми силами.

Принципы спиритуалистов

Национальная спиритуалистическая ассоциация церквей отвергала обязательное поклонение Богу в соответствии с какой-либо одной догмой, пропагандировала лекции и демонстрации спиритизма, призывала учителей и медиумов заниматься духовным целительством и общением с духами, а также призывала последователей определить свои собственные убеждения и развиваться соответственно.

Распространение и развитие

Спиритизм как развлечение

Вскоре после того, как сестры Фокс стали привлекать внимание публики, два артиста, известные как братья Давенпорт, отправились в турне по Америке и Европе с шоу, в котором они связывали себя, а музыкальные инструменты играли в темноте. В таком виде спиритизм стал развлечением. Многие фокусники предлагали разоблачения трюков, используемых некоторыми медиумами для создания таких явлений, как появление эктоплазмы и звучание музыкальных инструментов. Критика и сценические представления только усиливали интерес публики.

Другое увлечение началось в 1860-х годах, когда фотографы сообщили, что им удалось запечатлеть духов умерших на фотопластинках. Мода на фотографии, изображающие субъектов вместе с ушедшими родственниками или известными мертвецами, утихла после судебного процесса, который дискредитировал эту практику как продукт трюкачества в фотолаборатории.

Трансовые медиумы

Спиритизм также распространился благодаря более серьёзной пропаганде молодых женщин-медиумов, таких как Кора Хэтч, Ахса Уайт Спрэг и Эмма Хардиндж Бриттен. Эти люди стали очень известными благодаря своим лекциям в период с 1850 по 1870-е годы. Кора Хэтч в состоянии транса говорила на иностранных языках, которые она не знала сознательно, и играла на фортепиано. Плакаты с изображением этих трансовых медиумов были расклеены на стенах и витринах магазинов, чтобы рекламировать выступления в больших залах, что ставило их в один ряд с лучшими артистами эпохи. Их выступления касались спиритизма, женского здоровья и прав женщин.

Распространение культуры

Спиритизм получил известность благодаря статьям в газетах, а также целым газетам, посвящённым спиритизму. В 1850-х годах были основаны спиритуалистические церкви и школы, а также стали популярны спиритуалистические лагерные собрания, созданные по образцу христианских собраний возрождения. Эти лагерные собрания привели к появлению более постоянных спиритуалистических колоний, включая Саммерленд в Калифорнии, Кассадагу во Флориде и Лили Дейл на севере штата Нью-Йорк.

Спиритизм также приобрёл культурную значимость с развитием психических исследований как научной области в конце 19 века. В 1882 году было основано Британское общество психических исследований, членами которого стали многие интеллектуалы. Психолог Уильям Джеймс возглавил американское отделение, открывшееся в 1884 году.

Спиритизм вновь обрёл известность после Первой мировой войны, когда многие семьи оплакивали потерю солдат. В то же время спиритизм слился с движениями за самосовершенствование, такими как движение позитивного мышления, основанное на идее, что позитивные мысли могут обрести конкретную форму в повседневной жизни и таким образом увеличить успех.

Современные практики

Хотя спиритизм как набор практик жив и здоров, он в значительной степени слился с движением Нью Эйдж и популярной культурой и уже не так влиятелен, как в 19 веке. С начала 20-го века позитивное мышление (также являющееся переростком раннего месмеризма) стало занимать гораздо более важное место в потребительской культуре и системах самосовершенствования. Спиритизм начал свой упадок с ростом теософского движения, начатого Еленой П. Блаватской – первоначально спиритуалистическим медиумом – в 1880-х годах.

Контркультура и Нью-Эйдж

Спиритизм сегодня

Даже если паранормальное было оттеснено на задворки академических кругов, оно является главной опорой популярной культуры. Идеи нью-эйдж и вкус к паранормальному прочно вошли в современную культуру развлечений, а телевизионные и радиошоу обеспечивают массовую аудиторию знаменитым медиумам.

В настоящее время Национальная спиритуалистическая ассоциация церквей насчитывает 82 церкви-члена. Хотя спиритуализм не исчез, и живой интерес к паранормальным явлениям, включая медиумов, все ещё силён, как особое движение он утратил своё культурное значение.

Читайте также: