Школа и педагогическая мысль нового времени в западной европе

Обновлено: 05.07.2024

1. Школа и педагогическая мысль в Европе XVII – XVIII веков.

2. Положение школы в Германии XVII столетия.

3. Краткие сведения из биографии Вольфганга Ратке.

4. Педагогические идеи Вольфганга Ратке.

5. Краткие сведения из биографии Яна Амоса Коменского.

1. Школа и педагогическая мысль в Западной Европе XVII-XVIII веков.

В XVII –XVIII веках педагогика и школа в западной Европе развивалась в экономических и социальных условиях переломных для человечества. Социальный институт, идеология феодализма превратилась в тормоз для развития воспитания и образования. В противоречие со временем вступает традиция, когда жизненный успех обеспечивает не деловые качества и образованность, а игра обстоятельств и принадлежность привилегированным сословиям. В результате на вершины власти поднимались люди если не невежественные, то во всяком случае не получившие достойного воспитания и образования.

В недрах феодализма ускорилось образование новых общественных и духовных ценностей, решительно пересматривалась концепция в отношении человека и мира. Наиболее заметная роль в критике сословной школы, разработка прогрессивных педагогических идей принадлежала представителям позднего Возражения и возникшего в XVIII веке движения Просвещения. Появляется небывалое число педагогических трактатов, в которых выражается стремление сделать личность свободной, посредствам воспитания и образования обогатить духовную природу человека. Педагогическая проблематика становится одной из приоритетных тем в научных исследованиях, выявляются законы педагогического процесса, вытекающие из объективных закономерностей природы и общества.

Новый идеал личности был переориентирован на формирование человека, который постигает окружающую действительность как целостный мир, являющейся частью множества иных миров. Воспитать такого человека можно было только на основании новых знаний необходимых для занятий коммерции, путешествиями и так далее. Такие знания могли даваться только на родном языке. Неизбежно следовала интеграция этих новых знаний со средневековой (школьных премудростей) на латинском языке. В преддверии нового времени в духовной сфере постепенно происходит переход от богословско-религиозной светской аргументации. XVII век был временем рационализма и индивидуализма, выдвинувших соответственном осмыслении природу человека и его воспитании. В отличие от прежней гуманистической образованности новая педагогическая мысль основывала на данных экспериментальных исследований. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного образования.

2. Положение школы в Германии XVII столетия .

По свидетельству историков немецкая городская школа XVII века недалеко ушла от школы XV-XVI столетий. Чем объяснялась такая неподвижность школы в быстро прогрессировавшем обществе.

Внешняя неизменность гимназии была тесно связана с глубинными изменениями ее роли общественной жизни. В конце XV –XVII веков во главе общественного движения в Германии шли города: и гуманизм, и реформация были созданы тогдашней буржуазией. Но немецкая буржуазия не смогла у прочить за собой это преобладание. Закончившейся в XVI веке переворот в условиях всемирной торговли нанес ряд тяжелых ударов экономическому благосостоянию немецких городов, Тридцатилетняя война добила их. Таким образом, в последующее за войной столетие города отошли на задней план, а господствующим общественным классом стало дворянство. Общественным классом стало дворянство и захватив в свои руки все высшие места в управлении, немецкая знать вознаградила себя за прежнюю потерю независимости. Этот класс, обретя новую силу, создал для своих потребностей новую систему образования.

3. Краткие сведения из биографии Вольфганга Ратке.

Одним из основных педагогов Нового времени в Германии был Вольфганг Ратке (18X1971 –27.IV.1635), известный также под латинизированным именем Ротихий или Ротихиус.

Родился он в небольшом городке Вильстер недалеко от Гамбурга где окончил гимназию. После этого В. Ратке учился в Лютеранском университете Ростоке, изучая теологию, философию. Но его интересы очень скоро сосредоточились на изучении иностранных языков и совершенствовании методов обучения им. Он стремился сделать обучение легким и приятным для учащихся. Оставив должность священника, Ратке стал заниматься педагогической деятельностью, дал частные уроки и, исходя из своей учительской практике, пришел к выводу о необходимости реформирования преподавания в городских школах. От методов изучения иностранных языков В. Ратке перешел к общим вопросам организации школьного дела и дидактике, высказывая нередко соображения социально - политического характера. Свои идеи он пытался реализовать в опытной школе в городе Кетен в школе в Магдебурге, а также в Швейцарии.

реформы обучения в школах языка,

реформы религиозной и политической жизни Германии в целом.

Передовые для той эпохи идеи по реформированию системы воспитания и обучения в Германии были встречены далеко не однозначно: они были благожелательно приняты в кругах высшего бюргерства, среди части людей науки и некоторыми прогрессивно мыслящими князьями, покровительствовавшими распространению просвещения; резко отрицательно отнеслись к этим идеям по вполне понятным причинам церковные деятели большинства конфессий и основная масса князей, не желавших иметь хоть сколько-нибудь образованных подданных.

4. Педагогические идеи Вольфганга Ратке.

Зародыши этой идеи встречаются еще в произведениях античных мыслителей: Демокрита, Платона, Аристотеля. Природосообразное воспитание - это педагогический принцип, согласно которому воспитатели в своей деятельности должны руководствоваться факторами естественного, природного развития ребенка. Все педагогические средства должны быть природосообразны, то есть соответствовать общим законам природы.

Принцип предполагает тщательное изучение духовной жизни человека и согласования с ней всех педагогических воздействий. Этот принцип сыграл важную роль в разрушении схоластической системы воспитания, пришедшей из средних веков. Различные педагоги по-разному интерпретировали эту идею. В. Ратке трактовал природосообразность как дедуктивное движение от простого и известного к сложному и непознанному.

Дидактические взгляды В. Ратке, которые носили в значительной степени материалистический характер, соответствовали этой идее. Он был убежден в том, что разум ребенка при рождении подобен чистой доске, на которой в процессе обучения можно будет написать все, что угодно.

Исходя из материалистического мировоззрения и принципов природосообразности, В. Ратке выделял в процессе познания две ступени:

восприятие предметов и явлений внешнего мира,

умственная переработка этого восприятия.

Из сенсуализма гносеологических воззрений В. Ратке вытекали и его требования к организации обучения детей. В школьном обучении он считал необходимым широкое использование различных форм наглядности, следование от конкретного к абстрактному, систематическое проведение повторений и упражнений, поддержание у детей интереса к знаниям.

К обучению другим языкам он считал возможным приступать лишь после того, как дети хорошо овладеют родным языком. Был также поставлен вопрос о приоритете родного языка в школе. В. Ратке предложил метод одновременного обучения чтению и письму, что было для того времени большим новшеством. А также В. Ратке был одним из первых поборников звукового метода обучения на родном языке.

По существу, эти идеи В. Ратке выходили далеко за рамки простого школьного обучения, они были направлены против монополии церкви в школьном деле и создавали принципиальные основы для придания школе во всех немецких княжествах единого национального характера.

Далее В. Ратке настоятельно предлагал сделать немецкие школы - школы родного языка - основой всей школьной системы, если о таковой в то время можно было вести речь. В этих школах должна была обучаться вся молодежь, мальчики и девочки, овладевая родным языком и с его помощью изучая все нужные науки и искусства.

Из практического использования новых методов обучения родному и иностранному языкам В. Ратке сумел вывести важные общедидактические принципы, которые практически одновременно с ним, но гораздо обоснованнее, сформулировал великий чешский педагог Ян Амос Коменский.

Эти общие принципы обучения В. Ратке сводил к следующим основным положениям, которыми должен руководствоваться каждый учитель.

1. Обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его.

2. Обучение должно быть последовательным, нельзя одновременно изучать разные вещи. (Н. Сперанский Очерк истории средней школы в Германии, - Москва, 1898г.).

3. В обучении следует постоянно использовать повторение.

4. Первоначальное обучение должно обязательно вестись на родном языке учащихся.

5. Обучение должно вестись без принуждения.

6. Заучивать ученики должны только то, что им понятно.

7. В обучении следует идти от частного к общему, от известного к неизвестному.

8. В ходе обучения всегда нужно опираться на индукцию и опыт. (Последнее утверждение, или принцип, вытекал из философских идей его современников Ф. Бэкона (1561 - 1626) и Р. Декарта (1596- 1650), которые призывали не доверять силе авторитета, а опираться на достаточные доказательства и опыт, пропущенные через собственный разум).

Несомненной заслугой В. Ратке было создание на немецком языке научных терминов, которые ранее существовали на латыни.

Недостатком дидактики В. Ратке является недооценка роли активности самих учащихся в процессе обучения. Он считал возможным строить обучение в школе почти исключительно на лекционных формах, преподнося готовую информацию. Большинство правил обучения, сформулированных В. Ратке, близко к дидактическим правилам Яна Амоса Коменского, которые тот выдвинул и более глубоко обосновал почти одновременно с ним.

Педагогические идеи Вольфганга Ратке получили заслуженную оценку много лет спустя после его смерти, в девятнадцатом столетии, и интерес к ним, как и ко всей его деятельности, возродился вновь в веке двадцатом.

5. Краткая справка из биографии Яна Амоса Коменского.

Ян Амос Коменский родился в 1592 году в Южной Моравии в семье, принадлежавшей к общине чешских братьев за счет общины получил среднее и высшее образование в Латинской школе, Гернборнском Гейдельберском университетах был выборным священником общины ее братскую школу.

В XVI –XVII веках, как известно шла острая борьба народных масс с феодальным дворянством и католической церковью. В общину чешских братьев входили ремесленники, крестьяне, боровшиеся за свободу и независимость чешского народа. Коменский одним из руководителей такой общины и как другие ее члены подвергался преследованиям. Поэтому вынужден был жить на чужбине. За годы жизни побывал в Англии Венгрии Голландии, Польше, Швеции. Таким образом, на мировоззрение Каменского повлияли и демократические идеи (Чешских Братьев) и коммунистические идеи эпохи Возрождения.

6. Педагогическая теория Коменского.

1. Факторы развития личности.

Коменский Я.А. уделял большое внимание среде, наследственности, и воспитанию. Бес целенаправленного воспитания ребенок полностью подпадает под влияние той среды, в которой он оказывается, так как настоящая жизнь только в преддверии будущего, и человек как человек существо разумное, должен познавать все вещи и овладевать ими и самим собой, и как образ и подобие Божие, во всем прибегать к Богу, то отсюда вытекает троякая необходимость научного образования, добродетельных нравов и истинного страха Божьего. Природа закладывала в человека семена всего этого, но для того, чтобы они взошли человека должно воспитывать и образовывать. Начинать то и другое надо возможно раньше. Привлекаться в школу должны все дети без исключения, ибо каждый рожден для одной и той же благороднейшей цели.

2.Цели и задачи воспитания.

Познание себя и окружающего мира (умственное воспитание).

Управление собой (нравственное воспитание).

Стремление к Богу (религиозное воспитание).

Коменский считается отцом так называемой природосообразной педагогики. Человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Иными словами, природа едина, в природе все происходит целесообразно, в ней царят гармония и порядок, все протекает естественным путем; отсюда воспитание ребенка как частицы природы также должно проводится естественным путем. Таково исходное положение идеи природосообразности у Коменского.

4. Место воспитания и обучения.

Роль воспитания: Человек делается человеком благодаря воспитанию, которое должно даваться в детстве. Воспитание – важная предпосылка установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Обучение представляет собой единый процесс передачи знаний учителем учащимся и осмысления и усвоения этих знаний последними. Обучение подразумевает совместную деятельность учителя и ученика. Этот процесс имеет целенаправленный, организованный характер, что обуславливает непросто развитие и воспитание ребенка, но и воспитание высоких личных качеств, воспитание человечности. Воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы.

5 Содержание принципы и формы обучения.

Каменский налагает четыре основных общих требования, которым должны отвечать обучение и учение:

Не следует путать эти требования с дидактическими принципами:

Порядок, заимствованный из природы.

Обучение, как и природа, должно находиться в движении вперед. Процесс обучения это процесс внутреннего органического роста.

Содержание и форма должны находится в определенном соотношении между собой. Обучение должно быть всесторонним, связанным с жизнью.

Ничему не учить на основании авторитета, все обосновывать на свидетельстве чувств и разума. Коменский много внимания уделял принципу сознательности, хотя он не прибегает к самому термину. Он разоблачил догматическое восприятие учащимися учебного материала без осмысления его, без понимания. Одно знание фактов признается им недостаточным.

До 6 лет - для детства - материнская школа.

6-12 лет - для отрочества - школа родного языка в каждой общине, селении, местечке.

12-18 лет – для юношества - латинская школа ( гимназия).

Содержание каждой ступени:

Материнская – первоначальные представления об окружающей природе и общественной жизни, приучение детей к хозяйству и труду. Воспитание умеренности, опрятности, справедливости, а главное – человеколюбия.

Школа родного языка - начальная школа. Даются сведения по ряду предметов, много времени уделяется и религии.

Гимназия. Вводятся новые предметы: физика, география, латинский, греческий, родной языки и один из новых языков. Существовало деление на классы: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

Академия. Существовали богословский, юридический и медицинский факультеты.

Формы организации обучения.

Коменский признавал классно-урочную систему образования. Он установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти, ввел каникулы, определил организацию учебного дня, (четыре учебных часа в школе родного языка, шесть часов в латинской школе), теоретически разработал классно – урочную систему урочных занятий и обычно применял ее. Коменский указал, что каждый урок должен иметь обязательные структурные компоненты: объяснение нового материала, опрос учащихся, упражнение. Обязательна формулировка темы и задачи урока. Должна быть активная работа всех учащихся на уроке.

Воспитание человечности в человеке.

Как известно, Коменский утверждал, что человек не рождается с готовыми нравственными принципами и сознанием, а эти качества являются результатом воспитания. Он выработал 16 правил для развития нравственности, в которых он подчеркнул, что такая основная добродетель как мудрость, может быть подчеркнута из хорошего наставления. Умеренности следует обучаться на протяжении всего времени обучения; мужеству надо учиться, преодолевая самих себя, поступая во всем и всегда обдуманно, разумно; справедливости – никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность. Важное значение имеет воспитание у юношества привычки к труду формирование такого качества как трудолюбие, для этого дети постоянно должны быть заняты каким либо серьезным или занимательным делом.

Похожие документы:

Практикум по истории педагогики и образования ишим

. в XVII веке 34 Глава II. Школа и педагогическая мысль в России в XVIIIв. 41 Тема: Школа и педагогическая мысль в России в первой половине XVIII века .

Пособие адресовано преподавателям, аспирантам и студентам педагогических институтов и университетов, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования. Ббк 74. 03

. II. Школа и педагогическая мысль Средних Веков, Возрождения и Нового времени. – М., 1991. Глава 8. Школа и воспитание в Западной Европе в . История школы и педагогической мысли России XVIII в. делится на два периода: первую и вторую половины столетия. .

Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева

. века в Западной Европе и США Состояние народного образования и школы в капиталистических странах в середине ХХ века Воспитание, школа и педагогическая мысль . многих столетий феодалы . в Германии и . мысли XVIII века. Он развивал передовые положения .

. Европы в XVI-XVII веках. 5/2 5 22. Наука и культура Европы . Европе. М., 1985. Т.1. С. 216-225. Бессмертный Ю.Л. Социально-экономическое положение зависимого крестьянства в Среднерейнской Германии . столетия . . Школа и педагогическая мысль средних веков. .

Блинов владимир Игоревич развитие теории и практики образования в россии XVIII начала ХХ века под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания

. Европе в XVIII веке; - охарактеризовать процесс реализации ценностных подходов в педагогической . движения педагогической мысли в Европе и . школы поступали в средние учебные заведения. Причины такого положения . ) в Германии и " . начале ХХ столетия, было .


Статья посвящена видным педагогам и философам 18–19 вв., их новым взглядам и идеям в системе образования и воспитания ребенка, выраженных в фундаментальных трудах, которые мы можем применять и использовать в современном образовании.

Ключевые слова: школа, образование, обучение, воспитание, ребенок, учитель.


К концу 17 века, под эгидой подобных идей, была сформирована целая плеяда блестящих мыслителей, которым удалось по кирпичикам, заложить прочный фундамент развития педагогической мысли как отдельной дисциплины.

Наиболее яркой личностью, того времени, принято считать педагогического мыслителя, Яна Амоса Коменского (1592–1570).

Ян Амос Коменский родился в Чехии в семье общины Чешских братьев. Образование получил в традиционной форме — окончил латинскую школу и университет. После чего занялся проповеднической политикой в общине и педагогической деятельностью. Одним из главных его трудов является

К одному из главных принципов в образовании Коменский относил природосообразность, суть данного принципа сводилась к тому, что было необходимо учитывать природные способности ученика — это был некий противовес схоластическим представлениям обучения, схоласты не считались с психикой ребенка, пологая что это глупости. Коменский, был убежден в том, что воспитание ребенка, должно быть основано на его природных дарованиях и ни как иначе [1, c.1–3].

1) детство (период от рождения и до 6 лет);

2) отрочество (от 6 до 12 лет);

3) юность (от 12 до 18 лет);

4) зрелость (от 18 до 24 лет).

Для каждой из данных ступеней развития Каменский разработал систему воспитания и образования, согласно возрастным особенностям обучающегося. Для тетей возрастом от периода рождения и до 6 лет, подразумевалась материнская школа, где мать играла главную роль в формировании у малышей воспитания. От 6 до 12 лет, предназначалась школа родного языка, само собой можно понять что тут обучение должно было протекать на родном языке, а подобные школы должны были быть открыты повсеместно, Каменский, впервые отступил от латиницы призвав всех учить на родном языке, это было его новаторство. Следующий период от 12 до 18 лет должен был протекать влатинской школе, где главными дисциплинами для изучения должны были стать латинский язык, диалектика и риторика. Для молодых людей в возрасте от 18 и до 24 лет, предназначалось стать учеными, для которых необходимо было открыть ряд академий.

Таким образом мы видим, что Каменскому удалось разработать свою школьную систему, которая опиралась на возрастные особенности ребенка, а так же обосновать необходимость ввода классно-урочной системы занятий, при котором учителю удается работать в классе не с одним, а с несколькими детьми, уроки необходимо было строить по расписанию, а прием в школу должен был осуществляться один раз в год. Учебный материал необходимо было составлять на каждый учебный год индивидуально.

Великий славянский педагог Ян Амос Коменский, поставив перед собой задачу обобщить все передовые методы воспитания и обучения, и реализовав их на практике, впервые разработал единую систему народного образования, при которой, оказав влияние на всю мировую педагогику его идеи актуальны и сегодня.

Педагогические идеи Джона Локка.


В самой системе образования ребенка Д.Локк призывал к отказу от наказаний и поощрений в которых видел негативное влияние, при котором в первом случае ребенку может быть нанесена психологическая травма, а во втором случае, потворство в его лени, к чему Д.Локк относился очень негативно, ибо вся его система образования, строилась по принципу добывания знаний самим ребенком, так же он считал, что много знать не главное, главное правильно мыслить, обрабатывая и получая информацию от учителя.

Д.Локк предлагал достаточно обширную систему программ в обучении, выделяя в них главными такие дисциплины как: чтение, письмо, родной язык, французский и латынь, географию, геометрию, астрономию, бухгалтерию и даже танцы с верховой ездой он считал полезным. Стоит отметить, что такого рода система образования? конечно же в основном была ориентирована на высшею прослойку населения? ибо бедные слои себе такого позволить не могли, тем не менее Д.Локк предлагал создать благотворительные фонды школ для бедных детей, где они с трудом были вынуждены еле как окупать свое образование.

Таким образом мы видим, что педагогическая теория Д.Локка и его идеи четко определили характер воспитания его джентльмена в вопросе физического, нравственного и умственного воспитания.


Жан-Жак Руссо (1712–1778) является одним из выдающийся мыслителей и педагогов 18 столетия. Его теория естественного воспитания положило начало новым идеям в педагогике, которые и сейчас используются повсеместно. Его идеи строиться на том, что когда-то люди жили свободно и в гармонии с природой.

Ж.-Ж. Руссо, полагал, что главными силами, которые способны воздействовать на воспитание человека: являются среда, люди и окружающий мир.

К природе ребенка Ж.-Ж. Руссо относился очень трепетно, считая, что окружающий и падший мир, погрязший во всякого рода непотребствах, может его надломить или испортить. Необходимо огородить ребенка от всяческих столкновений с подобного рода средой.

Вместо традиционных форм и взглядов на воспитание Ж.-Ж. Руссо, предложил воспитывать ребенка в лоне природы и как можно дальше от общества, которое может испортить его чистое существо. Ж.-Ж. Руссо, утверждал, что учитель не в праве навязывать ребенку свои идеи, его главной задачей должен стать патронаж своего подопечного и раскрытие в нем его внутренних задатков, подобно Я. А. Коменскиму, Ж.-Ж. Руссо тоже придерживался взглядов природосообразности воспитания, но при этом считая, что оно должно строиться по принципу естественного хода развития природы ребенка. Свое естественное воспитание, он видел в полной свободе, которое базируется на четырех периодах жизни ребенка.

Первый период — от рождения и до 2 лет, до появления речи. В этот период под названием младенчество, ребенок как не когда нуждается в особом уходе и заботе, но при этом, ему необходимо дать полную свободу, ни каких привычек или режима, не стоит заковывать ребенка сразу в цепи, таким образом проявляя насилие.

Второй период — от 2 до 12 лет. В этом возрасте ребенок начинает свой поиск и осознание своей личности, здесь очень важно, чтобы ученик сам пытался добыть знания, а не ждал, когда ему преподнесут их в готовом виде.

Четвертый период — от 15 лет до совершеннолетия. В этот период на первый план учителем, должны быть выдвинуты идеи нравственного воспитания своего ученика, путем непосредственного столкновения человека с горестями и печалями других, таким образом формируя в нем положительные качества.

Педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо безусловно стоит считать одними из главных в истории педагогики, которые возымели на нее прогрессивное влияние, призывая к огромной любви к ребенку, считаясь с его потребностями и возрастными особенностями, являются и сейчас в современном обществе одними из главных критериев в обучении и воспитании.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, главное, родной язык, система образования, воспитание, идея, Локк, естественное воспитание, полная свобода, умственное воспитание.

6
Основные взгляды В. Ратке на
педагогику в Новом времени
Использование
различных форм
наглядности
Поддержка
интереса к
знаниям
Следование от
конкретного к
абстрактному

7
Ян Амос Коменский
(28.02.1592 г., Нивнице, 15.11.1670 г., Амстердам)
чешский педагог-гуманист,
писатель, общественный
деятель, епископ
Чешскобратской церкви.

9
Основные взгляды
Каменского на педагогику в
Новом времени
Обогащение сознания
ребенка, путем
ознакомления с
предметами и явлениями
чувственно
воспринимаемого мира.
Улучшения социальной
жизни кроется в
совершенствовании
системы воспитания и
всестороннего
образования людей

Коменский разработал целостную систему школ
в соответствии с возрастной периодизацией
и наметил содержание обучения на каждой
ступени образования.
Высшая ступень
образования (от 18
до 24 лет)
Средняя школа ( от
12 до 18 лет)
Начального
образования ( от 6
до 12 лет)
11

Я. А. Коменский считал ,что основу процесса
обучения должны быть положены четкие
принципы.
Наглядное
обучение
От простого к
сложному
Ясность
преподавания
Прочность
знаний
12

Коменским была предложена новая классноурочная система обучения,
которая остается основой школьного обучения до
сегодняшнего дня.
Класс, что предполагает
постоянное число
учеников
приблизительно
одинакового возраста и
уровня знаний
13
Урок, что предполагает
четкое соотнесение
всех видов учебной
работы с конкретным
временным отрезком

15. 2. Педагогические теории эпохи Просвещения

16
Джон Локк (29 августа
1632 г., Рингтон — 28
октября 1704 г., Эссекс)
— британский педагог и
философ, влиятельный
мыслитель эпохи
Просвещения.

Цель воспитания, по Д. Локку, – подготовка
человека к счастливой и разумной жизни. Для
достижения цели педагог выдвинул некоторые
обязательные виды воспитания.
Нравственное
Трудовое
Физическое
Умственное
18

Приоритетным для Локка является
нравственное воспитание , после
чего выработка характера мальчика
Нравственное
воспитание
Убеждение, пример,
упражнение,
дисциплинирование,
поощрение,
порицание
Выработка
характера
Сдержанность,
мужество, умение
владеть собой,
благожелательность
щедрость, хорошие
манеры
19

Джон Локк в программу умственного
воспитания включал большой перечень
предметов
Письмо
Танцы
Бухгалтерия
История
Языки
Манеры
Арифметика
Фехтование
Астрономия
Музыка
Этикет
Чтение
20

21
Жан-Жак Руссо́ (28 июня
1712, Женева — 2 июля
1778, Эрменонвиль, близ
Парижа) — французский
философ, писатель и
мыслитель эпохи
Просвещения родился в
республике Женева
(отдельной от Швейцарии).

23
Руссо полагал, что воспитание
будет способствовать
развитию ребенка только в том
случае, если приобретет
естественный
природосообразный характер,
если будет связано с
естественным развитием
индивида

Ж.-Ж. Руссо предлагает такую организацию
процесса воспитания, которая основана на
выведенной им возрастной периодизации
Нравственное
воспитание(от 15 до 22 лет)
Интеллектуальное и
трудовое воспитание ( от 12
до 15 лет)
Развитие внешних чувств (
от 2 до 12 лет)
Физическое развитие (от
рождения до 2 лет)
24

3. РАЗВИТИЕ ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ В
XVII–XVIII ВВ
25
Развитие практики образования
в XVII–XVIII вв. происходило
под влиянием
идей Реформации, Контрреформ
ации и Просвещения.
В XVII в. идея
индивидуального познания веры
и Бога потребовала от
человека развития
мышления посредством
образования

26
В числе средних церковных школ наибольшее
распространение получили школы
иезуитов, которые основывались
католическим орденом иезуитов. Это были
учебные заведения закрытого типа, где
царили строгий порядок и дисциплина.

29
В развитии практики образования в
XVIII в. выделяются следующие главные
тенденции
Постепенный
переход школы от
церкви к
государству
Возникновение
начального
народного
образования
Дальнейшее
совершенствование
среднего
образования

Контрольный вопрос 1
31
На чем базировались Педагогические теории и
идеи Нового времени?
a) сведения, касающиеся редкостных
сообществ
b) гуманистических традициях
c) летописи
d) труды ученых и путешественников

Контрольный вопрос 2
32
Какой национальности Вольфганг Ратке ?
a)
b)
c)
d)
Россиянин
Немец
Француз
Чех

Контрольный вопрос 4
34
Ратке настаивал на том, чтобы процесс
воспитания организовывался сообразно с:
a) Законами природы
b) Воспитанием родителями
c) Наставниками молодежи

Контрольный вопрос 5
35
Какие принципы по мнению Я. А. Коменского
должны быть основой процесса обучения ?
a)
b)
c)
d)
Наглядное обучение
От простого к сложному
Практика
Пример отца

Контрольный вопрос 6
36
Какие основные
принципы образования в пор-рояльских
школах?
a)
b)
c)
d)
в процессе жизнедеятельности
Воспитание
Индивидуальное обучение и воспитание
Домохозяйство

Контрольный вопрос 8
38
С какого возраста начиналось нравственное
воспитание по мнения Руссо?
a)
b)
c)
d)
15 лет
18 лет
16 лет
22 года

Контрольный вопрос 9
39
Какой национальности Жан-Жак Руссо́ ?
a)
b)
c)
d)
Чех
Француз
Немец
Итальянец

Контрольный вопрос 10
40
Что приоритетнее для Локка
нравственное воспитание или воспитание
характера ?
a) Нравственное
b) Воспитание характера
c) Равный приоритет

Контрольный вопрос 11
41
Совместите события
и соответствующие
им этапы:
a) (от 18 до 24 лет)
b) (от 12 до 18 лет)
c) (от 6 до 12 лет)
d) (от 5 до 15 лет)
1. Высшая ступень
образования
2. Средняя школа
3. Начальное
образование

Контрольный вопрос 12
Какие части воспитания система
Коменского выделяла?
a)
b)
c)
d)
Религиозное
Научное
Насильное
Познание себя
42

Контрольный вопрос 13
Кто по национальности Джон Локк ?
a)
b)
c)
d)
e)
Еврей
Чех
Немец
Украинец
Британец
43

Контрольный вопрос 14
44
Кем была предложена новая классноурочная
система обучения, которая остается ос
новой школьного обучения
до сегодняшнего дня?
a)
b)
c)
Коменский
Локк
Руссо

Контрольный вопрос 15
Кто такой Вольфганг Ратке?
a)
b)
c)
d)
e)
f)
Чешский гуманист
Французский педагог
Мыслитель
Политический деятель
Все ответы верны
Нет верного ответа
45

Контрольный вопрос 17
47
Какие изменения в воспитании
были при педагогических идеях конца XVII –
начала XVIII в. ?
a)
b)
c)
На основании естественных прав человека
На основании жесткой дисциплины
На основании равенства между нациями

Учебное пособие по одноименному курсу для слушателей специальности 1-080171 Педагогическая деятельность специалистов ИПО


Вы здесь: 1.8. Педагогическая культура Западной Европы и Северной Америки (XVII – начало XVIII века) 1.8.1. Развитие педагогической мысли в эпоху Нового времени

1.8.1. Развитие педагогической мысли в эпоху Нового времени

Эпоха XVII века характеризуется переплетением самых мрачных пережитков средневековья и свободомыслия идеологов нарождающейся буржуазии, мистики и достижений опытной науки. Это отразилось на педагогических воззрениях того времени: в Европе сосуществовали две концепции образования – церковно-христианская и гуманистическая в духе Ренессанса. Согласно первой – аскетизм, подавление в человеке активности, самостоятельности, творческого начала, подготовка к вечной счастливой загробной жизни, пренебрежение к физическому развитию, отрицательному отношению к искусству и т.д. Согласно второй концепции – всестороннее развитие личности, жизнелюбивой, активной, сильной телом и духом. Педагогика Нового времени (XVII – начало XX в.) базируется на идеалах свободы, самоценности человека во всем многообразии его индивидуальных проявлений. Она обращена к человеку и ставит двойственную задачу: во-первых, создать условия для наиболее полной самореализации его как в педагогическом процессе, так и в жизни; во-вторых, воспитать у ребенка чувство ответственности за свои поступки, научить его регулировать свое поведение таким образом, чтобы жить свободно и в то же время в согласии и гар­монии с другими людьми.

Среди педагогов начала Нового времени особое место принад­лежит чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому (1592 – 1670). Вклад Я.А.Коменского в развитие педагогики состоит в том, что он не только создал педагогику как самостоятельную науку, но и тео­ретически обосновал классно-урочную систему обучения, создал первые школьные учебники с учетом возрастных особенностей детей и сформулированных им дидактических принципов.

Рисунок 5. – Двойственность мировоззрения Я.А. Коменского

Я.А.Коменский обосновал систематическую организацию обу­чения на основе классно-урочной системы и идею многоступен­чатой единой школы, соответствующей четырем возрастным пе­риодам жизни учащегося: от рождения до 6 лет – материнская школа (семейное воспитание), 6 – 12 лет – школа родного язы­ка, 12 – 18 лет – гимназия, 18 – 24 года – академия.

Читайте также: